учебная практика по топографии

Отчет учебной практики по топографии

учебная практика по топографии

Факультет «Землеустройство и кадастр»

МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТОПОГРАФИИ

Студентов 1 курса. Факультета «Землеустройство и кадастр» (с «28» июня по «16» июля 2019).

Состав бригады. Подпись.

1. Бригадир Кузин В. ________ с т.д.

Руководитель: Пономарев В. Е.

г. Симферополь 2019

Факультет «Землеустройство и кадастр»

Технический отчет. Учебной практики по топографии.

Факультета «Землеустройство и кадастр»

(с «28» июня по «16» июля 2018 )

Состав бригады Подпись

1. Бригадир Кузин В. ________ и т.д.

Руководитель: Пономарев В. Е.

г. Симферополь 2019

Отчет о практике по топографии

С 28.06.18 по 16.07.18 проходила учебная практика по топографии. Целью практики можно считать проложение теодолитного и нивелирного ходов, тахеометрию местности, нивелирование трассы и нивелирование по квадратам. Главной задачей практики является успешное выполнение выше перечисленных действий и составление итогового отчета о проделанной работе.

Климат умеренно-континентальный, рельеф – равнинный.

Виды работ, которые необходимо выполнить:

— теодолитная съемка, которая включает в себя:

a) производство поверок и юстировок инструментов и предварительные упражнения;

b) составление проекта расположения теодолитных ходов и рекогносцировку местности;

c) проложение теодолитных ходов к пунктам геодезической сети;

d) камеральную вычислительную обработку результатов;

e) составление и оформление плена;

f) вычисление площадей.

а) производство поверок, юстировок и исследований нивелира и реек, предварительные упражнения;

б) производство геометрического нивелирования;

в) камеральные работы.

тахеометрическая съемка местности:

а) производство поверок и юстировок теодолита и рейки, предварительные упражнения ;

б) определение наиболее характерных точек, отображающих контуры предметов и рельеф (составление съемочного обоснования);

в) запись в журнал тахеометрической съемки вертикальных углов и дальномерных расстояний по результатам съемки;

г) составление абриса;

д) камеральные работы.

геодезические работы при изыскании линейных и инженерных сооружений ( техническое нивелирование):

а) составление проекта;

б) рекогносцировка трассы и разбивка пикетажа;

в) нивелирование трассы;

г) камеральная обработка результатов нивелирования;

д) составление продольного профиля;

— нивелирование участка землепользования по квадратам:

а) производство поверок и юстировок нивелира и рейки;

б) разбивка участка местности на одинаковые квадраты;

в) снятие отсчетов по черной стороне рейки в каждой точке квадратов;

г) составление плана нивелирования по квадратам.

Во время работы мы проложили теодолитный ход и в результате получили ____ точек и ____ точки привязки теодолитный ходов к пунктам геодезической сети. Произвели съемку ситуации. Затем проложили нивелирный ход по вышеперечисленным точкам и произвели геометрическое нивелирование.

При нивелировании трассы нам была выделена дорога ___________________________________

При нивелировании по квадратам ______________________________________.

Все работы выполнялись согласно программе учебной практики по топографии 1-го курса факультета «Землеустройство и кадастр».

Все бригады, включая нашу, были в полном объеме обеспечены всеми необходимыми инструментами (теодолит, нивелир, штатив, 2 рейки, мерная лента) и методическими указаниями.

Итак, целью и задачей практики является систематизация, закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами при изучении курса «Топографии», а также в приобретении первоначальных практических навыков работы с основными геодезическими приборами, правильной методике выполнения полевых измерений и камеральной обработке их результатов в комплексе видов геодезических работ, выполняемых для целей землеустройства.

Дневник учебной практики по топографии студента

факультета «Землеустройство и кадастр» 1 курса

Дата начала практики __________

Дата окончания практики________

г. Симферополь 2019

Дневник студента 1 курса факультета ТПХ и ППР по учебной топографической практике

Источник

Топографическая практика

учебная практика по топографии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности «География» – 050103 –

с дополнительной специальностью «Биология» – 050102

очной формы обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П. П.ЕРШОВА»

Кафедра экологии, географии

и методики их преподавания

«Утверждаю» проректор по УРиЛ

«Согласовано» зав. кафедрой

Программа учебной (полевой) практики

Специальность «География» – 050103 –

с дополнительной специальностью «Биология» – 050102

Утверждено на заседании кафедры

Утверждено на заседании кафедры экологии, географии и методики их преподавания протокол №1 от 5.09.2011г.

Утверждено на заседании УМК биолого-географического факультета

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2005 года

Полевая практика по топографии

Организационно методический раздел

Выписка из Государственного образовательного стандарта ВПО от 31 января 2005 года. Номер государственной регистрации № 000 пед./сп. (новый). Специальность 032500.00 География с дополнительной специальностью.

Квалификация учителя географии с дополнительной специальностью биология. Министерство образования и науки РФ, Москва 2005 год.

Полевая практика по топографии имеет своей целью развитие у студентов пространственного и географического мышления и его тренировку при количественных измерениях на местности. В результате практики по топографии студент должен: знать наземные методы создания карт, владеть простейшими видами топографических съёмок, уметь пользоваться геодезическими инструментами, картами и аэрофотоснимками в полевых условиях.

А. Цель полевой практики

Полевая практика по топографии – важное звено учебного процесса, являющееся непосредственным продолжением лабораторных работ в полевых условиях. Цель учебной практики – расширить и обобщить знания студентов, полученные при изучении теоретического курса, вырабатывать навыки практического применения этих знаний.

Учитель географии должен обеспечивать необходимый уровень топографической подготовки учащихся средней школы на уроках географии, на занятиях факультатива по географии и в процессе организации туристско-краеведческой работы.

Будущему географу следует иметь навыки по производству основных топографических работ при геодезических, геоморфологических, гидрологических, геоботанических, комплексных физико-географических исследованиях.

Б. Задачи плевой практики

Конкретизировать теоретические знания студентов о топографической карте и топографических съемках, развивать умения выполнять инструментальные съемки, научит студентов пользоваться топографическими картами и аэрофотоснимками в полевых условиях.

Заложить основы умений выполнять полуинструментальные и глазомерные съемки местности (плановые и вертикальные), применяемые школьным учителем географии.

В. Место практики в системе социогуманитарного образования

Согласно учебному плану полевая практика включена в дисциплины предметной подготовки и составлена в соответствии со стандартом (2005г.).

Учебная полевая практика по «Топографии» закладывает основы картографических знаний учителя в педагогическом институте.

Полевая практика согласно учебному плану проводится в мае-июне на 1 курсе (в течение 12 дней). Она проводится после завершения лекционно–лабораторного периода работы.

Г. Требования к уровню усвоения содержания полевой практики

На базе теоретических знаний студенты в период полевой практики должны усвоить:

— устройство геодезических приборов и их применение в изыскательских работах;

— выполнение камеральных расчетно-графических работ;

— ориентирование на местности различными способами.

Перед студентами ставится задача по обработке приемов и методов картографического черчения в пределах, необходимых для составления наглядных пособий.

Содержание и организация практики

А. Распределение практики по дням

2 день – геометрическое нивелирование;

3 день – съемка полигона теодолитом;

5-6 дни – мензульная съёмка;

7 день – составление планово-высотной основы мензульной съёмки;

8 день – съёмка контуров мензульной съёмки;

9 день – составление плана мензульной съёмки;

10 – 11 – камеральные дни;

12 день – защита отчетов по полевой практике.

Б. Краткое содержание работ по дням

Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности (2-3 км²) производится с применением способов обхода, засечек и полярного. Производится построение плана в поле и его камеральное оформление. Глазомерная съемка местности производится студентами самостоятельно. Масштаб съемки 1:500, 1:1000. Отчетный документ: план участка. При глазомерной съемке расстояние измеряется шагами, планшетом ориентируется по компасу, направление прочерчивается с помощью визирной линейки.

Оборудование: планшет с компасом, визирная линейка, циркуль – измеритель, карандаш, чертежная бумага резинка.

2 день – геометрическое нивелирование

Разбивка пикетажа линией длиной 100-200 м. Нивелирование линии с измерением высоты инструмента. Ведение полевого журнала и вычисление превышений. Построение профиля (в горизонтальном масштабе 1: 500 – 1:1000).

Использование 100-метровой линии на местности для измерения длины своего шага.

Отчетные документы: полевой журнал и профиль.

В полевых условиях используется прибор нивелир типа НВ, штатив, комплекс реек, лента, колышки, молоток, журнал и карандаши.

3 день – съемка полигона теодолитом

Проверка уровня и определение места нуля вертикального круга. Измерение азимутов сторон, внутренних углов и расстояний полигона, состоящего из 3-5 точек. Измерение углов наклона и определение превышений по сторонам. Увязка внутренних углов полигона и превышений.

Отчетные документы: план полигона, журнал измерения внутренних углов полигона, журнал измерения горизонтальных и вертикальных углов. Журнал увязки внутренних углов полигона и журнал вычисления и увязки превышений.

4 день – построение топографического плана

На чертежном листе составляется топографически план в масштабе 1:500 или 1:1000. Горизонтали проводятся через 0,5 м.

Последние два дня проводится камеральная обработка результатов полевой практики, каждая бригада составляет свой отчет.

5-9 дни – мензульная съёмка. Мензульная съёмка – это топографическая крупномасштабная съёмка, в процессе которой на план (планшет) наносятся ситуация и рельеф непосредственно в полевых условиях при помощи мензулы, кипрегеля и дальномерных реек. К достоинствам мензульной съёмки относится её простота и наглядность, а приёмы её применяются при производстве других видов съёмок, например глазомерной.

Мензульная съёмка производится обычно в масштабе 1:1000 – 1:2500 при высоте сечения ft=1 – 2 м. Она выполняется звеном из 3 человек: наблюдатель, вычислитель, речник. Остальные члены бригады в этот период выполняют глазомерную съёмку смежных участков. При проведении мензульной съёмки члены бригады меняются рабочими местами: каждый студент должен обработать одну съёмочную точку, выполняя поочерёдно обязанности наблюдателя, вычислителя и речника.

Порядок выполнения работ при мензульной съёмке аналогичен порядку выполнения других видов съёмок. Он состоит из подготовительных, полевых и камеральных работ.

Для производства мензульной топографической съёмки бригада получает мензульный комплект (тренога, планшет), кипрегель, дальномерные рейки, журнал, циркуль-измеритель.

Форма итогового контролязачет

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рекомендуемая литература

1. Андреев и картография: учебное пособие. М. Просвещение, 1985, 350 с.

4. Грюнберг с основами топографии. М., Просвещение, 1991, 368 с.

5. Соломко практика по топографии: Учебное пособие. Минск. Университетское, 1989, 159 с.

Б. Основная литература, карты, атласы

3. Картоведение / под ред. – М.: Изд. МГУ 1990. – 406с.

4. Картоведение / под ред. – М.: Высшая школа, 1982. – 272с.

6. Географический атлас для учителей средней школы. 5-е изд. М.6 ГУГК, 1985. – 238с.

7. Школьные географические атласы 6,7,8,9,10 классы (последних лет издания).

8.Учебные топографические карты масштабов 1:10 000, 1: 25 000, 1: 50 000ю – М.: ГУГК, 1977.

В. Дополнительная литература и атласы

5. Справочник по картографии. – М.: недра, 1988. – 428с.

7. Леонтьев картография/. – М.: Наука, 1981. – 104с.

10. Атлас СССР. – М.: ГУГК,1985. – 259с.

11. Атлас Тюменской области. – Москва-Тюмень: ГУГК, 1975, 1976. Выпуск 1 – 11; 214с.,228с.

Источник

Топографическая практика студентов I курса

учебная практика по топографии

Задачей топографической практики является закрепление знаний, приобретенных студентами при изучении лекционного курса и на семинарских занятиях, а также овладение основными методами измерений на местности. У студентов должны выработаться навыки полевой работы, умение проводить инструментальные наблюдения природных географических объектов, фиксировать результаты и интерпретировать численные характеристики рельефа и местности с географической точки зрения на основе непосредственных геодезических измерений, составления и анализа топографических карт, дешифрирования аэро- и космических снимков.

Комплексная практика студентов I курса географического факультета МГУ проводится на учебно-научной базе «Сатино» в Боровском районе Калужской области. На полигоне развернута долговременная учебная геодезическая сеть. Территория полигона покрыта топографическими картами и планами масштабов 1:5000, 1:10 000 и 1:25 000, а отдельные участки — планами более крупных масштабов, аэрофотоснимками разных годов залетов и космическими снимками. Имеются данные государственной геологической съемки (1:200 000), комплект тематических карт, данные бурения и др. В 1990-1995 гг. в лаборатории аэрокосмических методов кафедры картографии и геоинформатики МГУ была создана первая в России растровая учебная геоинформационная система «ГИС-Сатино». В настоящее время работает ее вторая векторная версия (масштаб 1:10000), состоящая из следующих слоев:
· Гипсометрия;
· Опорная геодезическая сеть;
· Фотоплан (разрешение 2 метра);
· Геоморфология;
· Четвертичные отложения;
· Скважины;
· Почвы;
· Гидрология;
· Растительность и животный мир;
· Ландшафты;
· Кадастр;
· Землеустройство;
· Микроклимат;
· Транспортная сеть.

База практики обеспечена геодезическими приборами (теодолитами «4Т30П», нивелирами с компенсаторами «Runner-24», лазерными дальномерами «Disto-A5», спутниковыми приемниками «GPS Garmin Etrex Legend», и др.), картографическими и аэрофотосъемочными материалами и учебными пособиями.

Топографическая практика проводится для всего потока студентов-географов I курса (около 250 человек) и стоит первой в ряду других географических практик. Она хотя и продолжительнее других, но значительно ограничена во времени, что накладывает отпечаток на ее структуру. Между всеми практиками существует определенная логическая и информационная преемственность.

Особенность проведения топографической практики для студентов-географов (в МГУ и других классических университетах) заключается в общей географической направленности и небольшой продолжительности. Программа практики включает следующие виды работ:
1. Рекогносцировка и выбор участка топографической съемки (0,5 дня).
2. Создание планово-высотного обоснования для топографической съемки. Проложение теодолитных ходов (5 дней).
3. Проложение нивелирного хода IV класса. Нивелирование по профилю, площадное нивелирование (4 дня).
4. Съемочные работы (тахеометрическая съемка в масштабах 1:500-1:2000 с сечением рельефа 0,5-1 м и мензульная съемка в масштабе 1:2000, 5 дней).
5. Работа с аэрофотоснимками, включая полевое дешифрирование (1 день).
6. Определение пространственных координат пунктов с помощью спутниковых приемников (1,5 дня).
7. Подготовка отчета и итоговых графических материалов (1 день).

учебная практика по топографии

Топографическая практика начинается с обзорного рекогносцировочного маршрута с картой масштаба 1:10 000, аэрофотоснимком и космическим снимком с целью выбора участка и проектирования планово-высотного обоснования для будущей топографической съемки. В маршруте студенты знакомятся с полигоном, ориентируются по карте и снимку с помощью компаса, учатся определять собственное местоположение по ситуации и ориентирам, ведут глазомерную съемку местности, осваивают приемы нанесения на карту маршрута и точек наблюдений.

Пункты планово-высотного обоснования для топографической съемки проектируются с таким расчетом, чтобы они по возможности равномерно охватывали площадь исследуемого участка и располагались на характерных формах рельефа и в типичных ландшафтах. Координаты точек съемочного обоснования определяют из теодолитных ходов, засечек или с помощью спутниковых приемников.

Профили, по которым выполняется геометрическое нивелирование, закладывают по характерным направлениям, чтобы наиболее полно отразить геоморфологически обусловленные неровности местности: бровки, гребни, ребра и водоразделы, швы и тальвеги, а также характерные ландшафтные особенности. Поперечные профили через долину р. Протвы или через овраги обычно прокладывают в местах, удобных для расчистки обнажений, закладки почвенных шурфов, скважин или вблизи этих объектов.

На участках местности, где затруднено выполнение геометрического нивелирования, проводят тригонометрическое и барометрическое нивелирование по показаниям микробаронивелиров.

Площадное нивелирование выполняют с целью достоверного и детального отображения на крупномасштабных топографических планах микрорельефа, мелких ложбин, старичных понижений, бугров, западин и других элементов местности, существенных для формирования ландшафта, перераспределения увлажнения и солнечной радиации.

По результатам топографических съемок составляют планы, на которых кроме рельефа подробно показывают элементы ситуации (растительность, почвы, грунты, гидрографическая сеть, дороги, угодья).

При проведении практики большое значение придается работе с топографическими картами и аэрофотоснимками. Для географов карта и снимок — это не только средство ориентирования на местности, документ для фиксации полевых наблюдений, но и источник новых знаний, дополнительной качественной и количественной информации об изучаемых объектах, их структуре, динамике, взаимосвязях. Поэтому обучение свободному чтению карты и извлечению из нее полезной географической информации — одна из важнейших задач практики. Студенты осваивают приемы визуальных определений по картам и простые инструментальные способы снятия координат объектов и нанесения их по координатам, определяют относительные и абсолютные высоты местности, урезы воды.

В ходе дешифрирования будущие географы учатся обнаруживать объекты по совокупности дешифровочных признаков, опознавать эти объекты на местности, определять их местоположение, а также качественные и количественные характеристики, наносить отдешифрированные объекты на карту.

В последние годы работа с картой и дешифрирование снимков сочетаются с упражнениями по научному фотографированию при помощи цифровых камер. После съемок сразу имеется возможность отображать на экране компьютера отснятые характерные элементы рельефа, ландшафта, антропогенные объекты, памятники культуры, местные ориентиры. Снимки включаются в итоговый отчет по топографической практике. Кроме того, они пополняют базу фотоизображений полигона и используется в новой версии «ГИС-Сатино».

Большое значение имеет включение в практику спутниковых методов определения координат. В современных условиях ГСП (Глобальные системы позиционирования) не просто комплекс технических устройств. Это социальное явление, влияющее на образ жизни, поведение и мысли множества людей. ГСП стоят на страже здоровья, безопасности и независимости народов. Они влияют на трудоустройство людей. С их помощью решаются географические, хозяйственные, историко-культурные и другие задачи. Они – незаменимый инструмент при решении важнейших научных задач. Показательные измерения спутниковыми приемниками ведутся с 1995 г. В программу практики эти работы введены в 2000 г. Каждый студент приобретает навыки работы с кодовыми спутниковыми приемниками. На базе «Сатино» студентам демонстрируют высокоточные кодово-фазовые спутниковые приемники, их используют для обновления и развития учебной геодезической сети.

На время топографической практики разворачивается компьютерный класс, где студенты обрабатывают результаты полевых геодезических измерений. В качестве основного программного обеспечения используется разработанный на кафедре картографии и геоинформатики МГУ комплекс программ “Practice”, включающий программы, необходимые для ввода, редактирование и обработки результатов полевых измерений, причем результаты полевых работ визуализируются на электронной карте сопряженной с ГИС “Сатино” 2-ой версии, что позволяет в оперативном режиме дать оценку полевых исследований. Программа “Practice” обладает расширенным модулем, предназначенным для экспорта вычисленных результатов в форматы современных геоинформационных систем и других программных продуктов (“Maplnfo, ArcView, ArcGIS, МАГ, Surfer, Idrisi, GeoMatica”).

Многолетний опыт проведения практики по топографии убеждает в том, что основное внимание следует сосредоточить на географической составляющей, но — без ущерба геодезической. Изучение приборов и технических аспектов отходит на второй план. Однако, будущие геоморфологи, биогеографы, почвоведы, экономико-географы, гидрометеорологи, криолитологи, экологи должны хорошо понимать, в каких условиях и с какой целью проводятся те или иные виды полевых работ, что от них можно ожидать и как использовать в конкретных исследованиях. Для этого необходимо знакомить студентов, как с традиционными, так и с новыми геодезическими методами съемок и измерений, космическими материалами, компьютерными технологиями.

В конечном итоге, практика должна заложить основы интеграции географических, топографо-геодезических и картографических знаний и навыков будущих специалистов с университетскими дипломами.

Источник

Программа полевой практики по топографии

учебная практика по топографии

ПРОГРАММА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ТОПОГРАФИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Полевая практика по топографии является важнейшим элементом процесса подготовки студентов педагогических вузов по курсу «Картография с основами топографии». Во время полевой практики студентам предоставляется возможность практического применения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Картография с основами топографии» в 1 и 2 семестрах.

Универсальность учебной полевой практики по топографии обусловлена не только решением в ходе практики узкоспециализированных (картографических и топографических) учебных задач, но и тем, что данная полевая практика имеет выраженную краеведческую направленность, которая способствует повышению компетенции студентов в области знаний о родном крае (краеведение). Еще один аспект универсальности полевой практики заключается в том, что в процессе практики реализуются воспитательные цели обучения, выраженные в эстетическом воспитании и развитии творческого подхода к выполнению учебных задач.

Этапу непосредственных работ на местности предшествует подготовка студентов, которая заключатся в анализе: поставленных целей задач, методики проведения полевых исследований, имеющейся информации о территории исследования (в т. ч. производится анализ карт мелкого масштаба), требований к оформлению отчета. На этом этапе особое внимание уделяется методике работы с топографическими приборами (теодолит, нивелир, кипрегель и др.).

В процессе непосредственного выполнения работ на местности особое внимание уделяется природно-культурному потенциалу территории, включающему ис­торико-культурные и природные достопримечательности. По таким объектам собирается различная информация и такие объекты в обязательном порядке наносятся на картографические изображения, подготавливаемые студентами.

Программа проведения полевой практики по топографии учитывает вариативность мест проведения. Приходиться констатировать, что не всегда предоставляется возможность организации учебной практики в полевых (внегородских) условиях. Но отсутствие возможности организации выезда студентов за пределы города не является ограничивающим фактором в проведении практики и достижения поставленных целей. Проведение полевой практики в городских условиях обеспечивает возможность приобщения будущих педа­гогов к краеведческой деятельности (в рамках своего субъекта Федерации), и демонстрации учащимся различных способов организации полевых исследова­ний в городских условиях.

Полевые исследования (топографические съемки) в условиях города могут осуществляться как на территории учебного заведения, так и на прилегающих участках (в квартале жилой застройки, в зоне отдыха). Многолетний опыт проведения учебной практики по топографии в городских условиях создает условия для анализа пространственно-временных изменений на территории проведения полевых исследований. Проведение такого анализа развивает пространственное мышление студентов, и выходя за рамки узкоспециализированных топографических задач расширяет область профессиональной компетенции будущих специалистов.

Особое внимание уделяется технике безопасности на полевой практике, т. к. в условиях города аспекты безопасности учащихся имеют определенную специфику. Помимо стандартных требований предъявляемых к проведению практики, отдельно с учащимися рассматриваться вопросы корректного общения с местным населением, соблюде­нию правил дорожного движения, обязательному наличию документов (сту­денческого билета или паспорта).

Подготовка итогового отчета (с включением в него картографических изображений) является главным итогом проведения полевой практики. На этапе подготовки отчета студентами в камеральных условиях анализируются и обобщаются все полученные данные, подготавливаются картографические изображениями. Уровень и качество подготовки итогового отчета позволяют судить о выполнении учащимися поставленных целей и задач, а преподавателю судить о качестве профессиональной компетенции будущих специалистов.

Целью учебной практики является формирование навыков составления планов, карт, профилей на основе полевых съемок местности и закреплении теоретических знаний по топографии.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

· закрепить знания об устройстве и принципах работы основных топогра­фических приборов: компаса, теодолита, нивелира, кипрегеля;

· научить правильно обращаться с геодезическими приборами;

· сформировать навыки камеральных расчетно-графических и картометрических работ (составление, оформление, анализ планов и гипсометрических профилей);

· показать эффективность работы в коллективе при оптимальном распределении учебных заданий между членами бригады.

Методы исследований. Картографический, графоаналитический, сравнительный, инструментальный, статистический, математический.

Умения и навыки. В процессе практики студенты должны научиться:

— правильно обращаться с геодезическими приборами и умело применять их при измерениях;

— самостоятельно выполнять полевые измерения, вести журнальные записи, составлять абрис, пикетажную книжку;

— наносить контуры и рисовать рельеф в полевых и камеральных условиях по данным измерений;

— выполнять камеральные расчетно-графические и картометрические работы (составлять и оформлять топографические планы, профили).

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Подготовительный этап. На подготовительном этапе раскрываются цели и задачи полевой практики. Студенты знакомятся с устройством основных топографических приборов и правилами их эксплуатации, с правилами заполнения журналов, информируются о ходе проведения практики, структуре итогового отчета, о фотодокументировании своей деятельности. Проводится инструктаж по технике безопасности. Рекогносцировка территории, где будут проводиться различные виды съемок.

Наиболее упрощенный вид съемки с помощью компаса, планшета, визирной линейки а иногда и без них, с применением только карандаша и полевой книжки. Нанесение на бумагу положения точек на местности осуществляется на глаз. Основное внимание здесь обращается на быстроту работы, ясность и наглядность изображения. Расчет и вычерчивание линейного масштаба шагов. Осуществление съемки способами обхода, перпендикуля­ров, засечек, полярного. Построение плана в полевых условиях.

Нивелирование для построения гипсометрического профиля

Осуществление техниче­ского нивелирования способом из середины вдоль намеченной линии. Разбивка пикетажа, определение азимута линии хода, составление абриса, определение превышений нивели­ром, заполнение журнала. В результате камеральной обработки по этим превышениям и отметке исходной точки вычисляют отметки всех отнивелированных точек. Построение и оформле­ние профиля.

Подготовка съемочного обоснования для мен­зульной съемки. Измерение длин сторон и горизонтальных углов замкнутого теодолитного полигона, заполнение журнала. Графическое построение плана теодолитного полигона и его уравнивание. Перенесение плана на мензуль­ный планшет.

Топографическая крупномасштабная съемка, в процессе которой на план (планшет) наносятся ситуации и рельеф непосредственно в полевых условиях при помощи мензулы, кипрегеля, и дальномерных реек. Определение с помощью мензулы, кипрегеля и дальномерных реек местоположения и высот точек. Построение в полевых условиях плана местности с горизонталями.

Ориентирование на местности

Определение местоположения относительно окружающих географических объектов по карте и аэрофотоснимку, определение сторон горизонта подручными средствами по естественным предметам, по солнцу и созвездиям, умение запоминать окружающую местность. Движение по карте. Определение азимутов по компасу и по карте. Перевод магнитных азимутов в географиче­ские и обратно. Определение на местности направлений по данному азимуту.

Камеральный этап. Во время камерального этапа производится обработка данных, полученных в полевых условиях. Составление плана глазомерной съемки. Построение гипсометрического профиля. Построение теодолитного полигона и его уравнивание. Оформление плана местности с горизонталями и ситуацией, полученного инструментальным путем. Составление сводного плана исследуемой территории.

Оформление материалов отчета. В журналах полевых измерений заполняются титульные листы, заголовки, примечания и пояснения. Вычисление ведутся в соответствующих ведомостях или на специальных разграфленных листах. Все материалы отчета нумеруются и потом войдут в отчет группы.

На этом этапе происходит сравнение и анализ полученных данных, а также их систематизация.

Отчет по итогам практики оформляется в двух вариантах: письменном и электронном. Члены бригады составляют общий отчет по всем видам выполненных работ, который включает материалы как полевых, так и камеральных работ: журналы, абрисы, ведомости вычислений, схемы ходов, профили и планы.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Подготовка к топографической съемке

Ознакомление с программой практики, подготовка приборов, подготовка журналов съемки, изучение правил заполнения журналов. Распределение на бригады. Ознакомление с правилами составления отчета.

Изучение места съемки, вычисление длины шага.

Составление линейного масштаба шагов, подготовка планшетов для глазомерной съемки.

Полевые работы: глазомерная съемка участка местности методами обходов, засечек, полярным. Составление абриса. Камеральные работы: обработка полевых материалов, подготовка к следующему виду съемки.

Полевые работы: нивелирование профильной линии прямым и обратным ходом, составление абриса, заполнение журнала. Камеральные работы: обработка полевых материалов, подготовка к следующему виду съемки.

Полевые работы: измерение углов теодолитного полигона, заполнение журнала. Камеральные работы: оформление плана местности.

Полевые работы: планово-высотная съемка местности участка с построением в поле плана и горизонталей. Камеральные работы: оформление плана местности.

Отчет о практике, зачет

Камеральные работы: оформление отчета. Подготовка общего отчета. Зачет по полевой топографической практике.

ПРИМЕРНЫЙ План ОТЧЕТА

Введение (цели, задачи практики, указание места проведения практики, сведения о составе бригад).

1. Глазомерная съемка. Схема распределения участков съемки. Характеристика данного вида съемки, способы проведения работ, методы. План глазомерной съемки. Отчет о проделанной работе, распределение работ в бригаде. Фотографии.

2. Нивелирование (высотная съемка). Схема распределения трасс нивелирования бригад. Характеристика данного вида съемки, способы проведения работ, методы. Гипсометрический профиль. Журнал нивелирования. Отчет о проделанной работе, распределение работ в бригаде. Фотографии.

3. Теодолитная съемка. Схема распределения теодолитных полигонов. Характеристика данного вида съемки, способы проведения работ, методы. План теодолитного полигона. Журнал измерения горизонтальных углов. Отчет о проделанной работе, распределение работ в бригаде. Фотографии.

4. Мензульная съемка. Схема распределения участков мензульной съемки. Характеристика данного вида съемки, способы проведения работ, методы. План мензульной съемки с намеченными объектами и горизонталями. Журнал мензульной съемки. Отчет о проделанной работе, распределение работ в бригаде. Фотографии.

5. Сводный план глазомерной съемки. Сводный план, построенный в ходе мензульной съемки. Сравнительная характеристика сводных планов местности, выполненных глазомерным способом и инструментальным путем.

Заключение (итоги и выводы о проделанной работе во время прохождения полевой практики по топографии).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Соломко практика по топографии. – Минск, 1989.

Курошев и топография: учебное пособие для студентов вузов. М. – Изд. Центр. «Академия», 2006.

Супрун топографии: учебник. – М.: МосУМВД России, 2005.

Медведев практика по топографии с основами геодезии. шшш

Условные знаки топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500.-М.: Недра, 1989.

Аэрокосмические снимки территории полевой практики (материалы интернет-источника).

Приборы и оборудование

Планшет. Нивелир. Теодолит. Рейки. Кипрегель. Мензула. Барометр. Визирная линейка. Измерительная лента (рулетка). Компас. Линейка. Транспортир. Микрокалькулятор. Набор цветных и простых карандашей. Ластик. Листы бумаги (формат А4). Фотоаппарат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *