учебная психолого педагогическая практика в школе отчет
Отчет о прохождении учебной практики по специальности: «Педагогика и психология»
Кокшетауский Университет имени Абая Мырзахметова
о прохождении учебной практики
«Педагогика и психология»
Цель практики: ознакомление студентов с организациями образования: с деятельностью директора школы, заместителя директора по учебной и по воспитательной работе, классного руководителя, системы его работы, планированием учебно-воспитательным процессом школы, колледжа. Знакомство с психологическими основами педагогического процесса и межличностными отношениями школьников и системы учитель-ученик. Психологические основы индивидуального и коллективного наблюдения.
познакомить с научными и практическими основами профессиональной деятельности учителя, школьного психолога
познакомить с основными направлениями и видами работы учителя в школе, школьного психолога
помочь овладеть культурой учебного труда школьного психолога;
научить самостоятельно, формировать у себя профессиональные качества школьного психолога.
Время и место прохождения практики: Акмолинская область город Кокшетау Центр Внешкольной работы « Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Я, проходила учебную практику с целью расширение и углубление полученных теоретических знаний через ознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретения первичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьной психологической службе.
1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
В кабинете находится литература по направлениям:
Ø Общая психология
Ø Психологические процессы
Ø Педагогическая психология
Ø Основы медицинской психологии
Ø Основы конфликтологии
Ø Возрастная психология
Ø Методическое обеспечение (учебники)
Время работы: с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу
Роль психолога в школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
1. Ознакомление с документами
Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление со следующими документами:
2. Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц их заменяющих) в проблемах личностного развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию в установленной форме и использует её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений в развитии и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Должен знать Закон Республики Казахстан «Об образовании», Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основы дефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. План работы психолога
План работы школьного психолога на год составляется в майе месяце, который включает в себя такие разделы:
· Коррекционно развивающая работа
Мною был создан план работы за недельный период практики.
План работы на 1 неделю
Недельный план о прохождении практики психолога-практиканта Пархоменко Анны Юрьевны в Центре Внешкольной работы «Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Отчет по психолого-педагогической практике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНТСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ОТЧЕТ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Абраева Сания Салкеновна
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
О.В. Плаксина,канд. биол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН
Образовательное учреждение, в котором состоялась практика:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №189»
Директор: Шаталов Евгений Валентинович
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Тихова Алла Алексеевна
Заместитель директора по воспитательной работе : Сенаторова Нелли Михайловна
Школа основана в 1985 году. В 2010 году прошла реструктуризацию, в ходе которой со школой №189 слилась школа №38. В настоящее время организация носит название: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №189».
Цель работы школы: создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к саморазвитию и самореализации, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Современная организация образовательного процесса: системы развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного и интегрированного, эвристического обучения, информатизация, научно-практическая деятельность педагогов и учащихся, социально-психологическое и логопедическое сопровождение, подготовительные группы адаптации ребёнка к школе, предпрофильное обучение.
Традиции школы: переходящий кубок в соревновании между классами, Школьный парламент, работа по системе КТД, традиционные мероприятия (День школы, Парад звезд, Месяц науки, нетрадиционное проведение календарных праздников), сотрудничество с МДОУ детский сад №458, с МУДО ДДиЮТ «Октябрьский», развитие системы интеллектуальных игр.
Дополнительное образование: театральная студия «Орхестра», хореографическая студия «32 такта»,танцевальная студия «Солнечное настроение», интеллектклуб «Азарт», студия прикладного творчества, фольклорный коллектив «Родники России», спортивные секции по баскетболу, тхэквондо.
Условия для организации образовательного процесса:
38 учебных кабинетов;2 кабинет а информатики по 16 рабочих мест; библиотека; школьный музей; спортивный зал; спортплощадка; медицинский, процедурный и стоматологический кабинеты;актовый зал; танцевальный зал;бассейн.
Режим работы школы позволяет организовать занятия учащихся во внеурочное время в различных кружках, секциях и клубах по интересам.
Каждый учащийся целенаправленно ведется педагогическим коллективом в профессиональном выборе как человек, которому на том или ином отрезке жизненного пути придется занять роль, требующую организаторских, управленческих, лидерских качеств. Усиление педагогической составляющей обеспечивает высокий уровень паритетных отношений между учителем и учащимся, их деятельность приобретает общие черты. А приобретаемые навыки целеполагания, проектирования, моделирования становятся неотъемлемой чертой современного успешного человека.
Практика проходила в 8 А классе,классным руководителем которого является Денишенко Светлана Васильевна.
В классе обучается 19 человек:
2) Смирнова Екатерина
3) Алексеенко Денис
4) Петрова Анастасия
6) Каргасекова Дина
10) Позднякова Светлана
12) Скрипник Сергей
13) Хорошилов Никита
18) Аветисян Самвелл
Класс занимается по следующему расписанию:
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ
Студентки 5 курса
Заочного отделения
Факультета «Социальной работы,
педагогики и психологии»
Специальности «Психология»
Гончаровой Юлии Сергеевны
Я – Гончарова Юлия Сергеевна проходила практику в МОУ Средняя общеобразовательная школа №4г. Курчатова под руководством Космалюк В.В., руководителя «Служба Практической Психологии» г. Курчатова в качестве педагога-психолога.
Работа педагога-психолога заключается в оказании психологической помощи всем обратившимся детям и учителям (возраст обращающихся людей от 6 до 67 лет), а так же в помощи классным руководителям в проведении классных часов, в подборе и проведении различных методик, разрешении внутришкольных конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы (наркомания, курение, проф. ориентация и др.).
В задачи педагога-психолога входит подробное изучение личности обратившегося: направленность, социальный опыт, интеллект. Также, в случае со школьниками, необходимо определить значимость для учащихся среднего и старшего возраста различных сфер жизни. Психолог должен определить уровень социального опыта (т.е. степень воспитанности) учащихся, уровень притязаний школьника, уровень развития интеллекта(мышление, память, внимание, воображение). В обязанности педагога-психолога общеобразовательного учреждения также входит:
Вышеперечисленное помогает оценить индивидуальность личности, ее сильные и слабые стороны – как основы понимания ценностей, формирование интересов и мотивов личности, развитие интеллекта. Выясняются факторы, способствующие или затрудняющие развитие индивидуальности школьника. Намечаются перспективы по совершенствованию индивидуальности ученика.
Так как значительными побудительными силами воздействия на личность является коллектив, то никак нельзя обойтись без изучения уровня развития коллектива (класса), состояния организованности деловых отношений в классе. Психолог должен оценить общее состояние класса и личность каждого отдельно взятого ученика и на основании сделанных выводов дать классному руководителю рекомендации по организации учебной деятельности в своем классе, с кем-то необходимы индивидуальные занятия, которые строятся также на основании общей оценки класса. Также работники «Службы Практической Психологии» проводят лекции на различные темы (профилактика наркомании в детской и подростковой среде, подготовка к ЕГЭ, профилактика курения, правонарушения в детской и подростковой среде, готовность к школе – для подготовительных классов и мн. др.). Лекции читаются как школьникам, так и их родителям и учителям. Специалисты службы помогают учителям в подготовке и проведении родительских собраний на различные темы, в устранении конфликта между учащимися, учителем и учеником (медиация) и т.д.
Задачи:
— дневник, в котором отражены основные этапы работы (по дням)
— отчет, обобщающий результаты практики и содержащий краткую характеристику проделанной работы, а так же в качестве приложения результаты исследования вграфической формы (таблицы, графики, гистограммы, результаты статистической обработки данных)
— заключение.
План – график работы на период 16.11.09 по 21.12.09. производственной практики Гончаровой Ю.С.:
В ходе практики нами осуществлялись следующие действия:
Вывод о результатах прохождения практики.
В ходе проведенной мной работы я углубила свои знания в области психодиагностики, приобрела навык в проведении коррекционных занятий. Приобрела опыт формулирования психологических рекомендаций по результатам проведённой работы, психодиагностической работы с детьми 14-16 лет.
В ходе прохождения практики мною был приобретен опыт индивидуального консультирования, выявления совместно с психологом детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, навык работы с неблагополучными семьями и аддиктивными подростками.
Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: индивидуальная карта (приложение 1), форма 5«Диагностическая работа» (приложение 2), форма 6 «Групповая коррекционно-развивающая работа» (приложение 3), форма 7 «Индивидуальная коррекционно-развивающая работа» (приложение 4), форма 8 «Консультации» (приложение 5), «Положение о работе педагога-психолога в общеобразовательном учреждении» и должностная инструкция педагога-психолога (приложение 6), интерпретация диагностических материалов. Самым сложным,по-моему, мнению было заполнение индивидуальной карты (обязательная форма), а самым легким – журнал самозаписи. В приложениях представлены формы, которые мне приходилось заполнять в ходе работы – это обязательные и свободные формы.
Подробный отчет о проведенных мною методиках представлены в таблице «Результаты по диагностической работе» (приложение 7).
Дневник
по производственной практике
студентки 5 курса 2 группы заочного отделения
факультета «Социальная работа. Педагогика и психология».
Специальность «психология»
Гончаровой Юлии Сергеевны
Ознакомление с местом роботы, планом рабочий деятельности в данной организации. Знакомство с рабочим персоналом.
Подбор методического материала для начало пилотажного исследования по теме выпускной квалификационной работы.
Изучение в теоретико – методологической литературе профориентационное просвещение подростков
Изучение методик и тестов для исследования профессионального развития личности у подростков. Подобрали тесты: 1. Модифицированный тест Холланда. 2. Дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)»
Знакомство с классом 9А, где проводили пилотажное исследование.
Провели внеклассное мероприятие, в рамках которого я прочитала лекцию на тему Проектирование профессионального жизненного пути, «выбор профессии». Обсудили заинтересовавшие стороны.
В индивидуальном порядке ответила на вопросы, заинтересовавшие в ходе лекции.
Провела второе индивидуальное занятие с «испытуемый 1», в частности модифицированный тест Холланда., дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».
Провела второе индивидуальное занятие с «испытуемый 2», в частности провела модифицированный тест Холланда., дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».
Обработка результатов модифицированного теста Холланда.. Обработка результатов дифференциально-диагоностического опросника «Я предпочту» (Е.А. Климов)».
Количественная обработка полученных данных.
Обработка первичных данных
Статистический анализ полученных данных с помощью методов математической обработки. Ранговая корреляция
Составление таблиц и графиков
Составление таблиц и графиков
Оглашение испытуемому 1 результатов тестирования.
Оглашение испытуемому 2 результатов тестирования.
Подготовка документации. Подведение итогов. Составление, оформление и написание дневника.
Составление отчета. Написание и оформление отчета.
Написание и оформление отчета.
Составление и написание заключения.
Проверка всех документов и их корректировка
Подписание документов и проставление печатей.
План внеклассного мероприятия:
Диагностика подростков в возрасте 15-16 лет.
«Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-природа»:
«Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-техника»:
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
«Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-человек»:
Выводы (бланки с ответами см. в приложении 13):
Испытуемый 1:
По результатам опроса испытуемый 1 набрал одинаковое количество положительных ответов по 2 типам профессии: Человек-Природа и Человек-Художественный образ.
«Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-природа»:
«Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
Испытуемый 2:
По результатам опроса испытуемый 2 набрал наибольшее количество положительных ответов (6) по типу профессии Человек – Техника.
«Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
Психологические требования профессий «человек-техника»:
Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания испытуемого;
N – Количество изображенных букв, просмотренных испытуемым во время работы;
t – Время работы;
n – Количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые (подчеркнутые) буквы.
Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в интервале от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
0-1 балл– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов – все точки графика не выходят за пределы одной зоны.
8-9 баллов – все точки расположены в двух зонах.
6-7 – все точки графика располагаются в трех зонах.
4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах.
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – продуктивность очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Выводы:
Испытуемый 1 (16 лет) (бланк диагностики в приложении 9):
Считаем продуктивность внимания в каждую минуту и составляем график:
1-ая минута
=2,06
2-ая минута
=2,32
3-я минута
=2,72
4-ая минута
=2,62
Оставшееся время
=2,1
(приложение 11)
Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации).
Материал: таблица с образами.
Инструкция: «Вам будет представлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. После того, как я уберу таблицу, Вы должны будете зарисовать, записать, или выразить словесно те образы, которые запомнили».
Оценка результатов.
Результаты оцениваются по следующей таблице: