Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

1995. Электрооборудование автомобилей. Учебник, изд.2, Ютт В.Е.

Электрооборудование автомобилей

Скачать книгу в формате «djvu» вы можете в конце описания.

Содержание:

Глава I. Система электроснабжения

1.2. Автомобильные генераторы

1.3. Конструкция автомобильных генераторов переменного тока

1.4. Регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля

1.5. Аккумуляторные батареи

1.6. Выбор пределов регулируемого напряжения

1.7. Система электроснабжения на два уровня напряжения

1.8. Техническая эксплуатация системы электроснабжения. Методы диагностирования

Глава 2. Система пуска

2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска

2.3. Устройство и принцип действия стартера

2.4. Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя

2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска

2.6. Средства облегчения пуска двигателей

2.7. Техническое обслуживание и методы диагностирования системы пуска

Глава 3. Система зажигания

3.2. Классификация батарейных систем зажигания

3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры

3.4. Классическая система зажигания

3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания

3.6. Характеристики классической системы зажигания

3.7. Электронные системы зажигания

3.8. Искровые свечи зажигания

3.9. Диагностирование систем зажигания

Глава 4. Системы освещения и сигнализации

4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации

4.3. Классификация систем освещения

4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар

4.5. Конструкция современных головных фар

4.6. Противотуманные фары

4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик

4.8. Конструкция светосигнальных приборов

4.9. Источники света

4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации

Глава 5. Информационно-диагностическая система

5.2. Контрольно-измерительные приборы

5.3. Бортовая система контроля

5.4. Система встроенных датчиков

5.5. Маршрутные компьютеры

5.6. Панели приборов

Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля

6.2. Электронное управление двигателем

6.3. Электронное управление подвеской

6.4. Электронные автоблокировочные системы

6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением

6.6. Электронное управление положением фар

6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем

6.8. Автоматическая блокировка дверей

Также Вас может заинтересовать:

Глава 7. Вспомогательное электрооборудование

7.1. Электропривод вспомогательного оборудования автомобиля

7.2. Стеклоочистители, омывателн и фароочистители

7.3. Звуковые сигналы

Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура

8.2. Коммутационная аппаратура

8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов

8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля

8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей

Источник

Устройство электрооборудования автомобиля

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Учебник для студентов вузов.

Ютт В. Е. «Электрооборудование автомобилей» Транспорт, 1995 год, 304 стр. 2-е изд. (3,04 мб. djvu)

В учебнике рассмотрено устройство электрооборудования автомобиля, представлены основы теории, технические характеристики и принцип действия, конструктивные особенности, способы диагностики узлов и систем компонентов электросети и электрооборудования автомобилей. Основное внимание акцентированно на электронных и микропроцессорных системах зажигания, а также автоматическом управлении агрегатами автомобиля, включая двигатель и трансмиссию.

Досконально рассмотрена работа информационно-диагностической, системы зажигания, освещения и сигнализации, что определяется критериями безопасности дорожного движения.
Это второе издание (первое вышло в 1989 году), оно дополнено описанием новых систем (относительно года издания), узлов, приборов и вспомогательного электрооборудования. Учебник допущен к использованию в учебном процессе и рекомендован для студентов обучающихся по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»
ISBN 5-277-01797-6

Оглавление книги.

Глава 1. Система электроснабжения 5
1.1. Общие сведения 5
1.2. Автомобильные генераторы 6
1.3. Конструкция автомобильных генераторов переменного тока 15
1.4. Регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля 22
1.5. Аккумуляторные батареи 36
1.6. Выбор пределов регулируемого напряжения 61
1.7. Система электроснабжения на два уровня напряжения 62
1.8. Техническая эксплуатация системы электроснабжения. Методы диагностирования 63

Глава 2. Система пуска 68
2.1. Общие сведения 68
2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска 70
2.3. Устройство и принцип действия стартера 74

Стартер.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е
2.4. Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя 96
2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска 100
2.6. Средства облегчения пуска двигателей 105
2.7. Техническое обслуживание и методы диагностирования системы пуска 107

Глава 3. Система зажигания 109
3.1. Общие сведения 109
3.2. Классификация батарейных систем зажигания 111
3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры 113
3.4. Классическая система зажигания 117

Катушки зажигания.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е
3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания 126
3.6. Характеристики классической системы зажигания 134
3.7. Электронные системы зажигания 138
3.8. Искровые свечи зажигания 174
3.9. Диагностирование систем зажигания 178

Глава 4. Системы освещения и сигнализации 182
4.1. Общие сведения 182
4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения, и сигнализации 183
4.3. Классификация систем освещения 185
4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар 187
4.5. Конструкция современных головных фар 192
4.6. Противотуманные фары 197
4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик 199
4.8. Конструкция светосигнальных приборов 205
4.9. Источники света 207
4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации 209

Глава 5. Информационно-диагностическая система 216
5.1. Общие сведения 216
5.2. Контрольно-измерительные приборы 221
5.3. Бортовая система контроля 234
5.4. Система встроенных датчиков 240
5.5. Маршрутные компьютеры 241
5.6. Панели приборов 244

Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля 251
6.1. Общие сведения 251
6.2. Электронное управление двигателем 252
6.3. Электронное управление подвеской 264
6.4. Электронные аитиблокировочные системы 265
6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением 268
6.6. Электронное управление положением фар 269
6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем 270
6.8. Автоматическая блокировка дверей 272

Глава 7. Вспомогательное электрооборудование 275
7.1. Электропривод вспомогательного оборудования автомобиля 275
7.2. Стеклоочистители, омывателн и фароочистители 281
7.3. Звуковые сигналы 283

Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура 285
8.1. Общие сведения 285
8.2. Коммутационная аппаратура 286
8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов 288
8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля 291

Принципиальная типовая электросхема грузового дизельного автомобиля.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е
8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей 293
Список технической литературы 301

Источник

Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» для студентов, обучающихся по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Колледж промышленности и автомобильного сервиса»

для студентов КОГПОАУ «Колледж промышленности и автомобильного сервиса», обучающихся по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Тюлькина Л.М. Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» для студентов КОГПОАУ КПиАС, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Киров, КОГПОАУ КПиАС, 2016 г.

Краткая аннотация учебного пособия:

Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Учебное пособие включает в себя конспекты лекций, вопросы для самоконтроля, методические рекомендации по выполнению проверки технического состояния узлов генератора, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие предназначено для использования обучающимися с целью самостоятельного изучения учебной дисциплины, коррекции знаний, при повторении и подготовке к зачету, а также для определения неисправностей и проверки технического состояния узлов генератора.

Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» составлено в соответствии с учебным планом по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», программой дисциплины.

Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения материала студентами очной и заочной формы обучения, подготовки и проведения теоретических и практических занятий по дисциплине со студентами профессиональных образовательных организаций.

В данном учебном пособии в сжатой и конкретной форме даются основные сведения по устройству и принципу работы автомобильных генераторов, а также практические рекомендации по выявлению и устранению неисправностей и проверке технического состояния узлов генераторов.

Учебное пособие содержит : краткие конспекты лекций, вопросы для самоконтроля, привязанные к каждой главе, словарь основных понятий и терминов, список рекомендуемой литературы.

Учебное пособие способствует закреплению теоретических знаний и приобретению практического опыта по разборке, дефектации узлов генератора, его сборке.

Учебное пособие можно использовать при планировании занятий по подгруппам с использованием индивидуальной и групповой форм организации деятельности обучающихся.

Глава 1.Устройство и принцип работы автомобильного генератора переменного тока Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

1.Основные требования к автомобильным генераторам.

6.Принцип работы генераторов

1.Основные требования к автомобильным генераторам.

1.обеспечивать бесперебойную подачу тока и обладать достаточной мощностью.

2.одновременно снабжать электроэнергией работающих потребителей и заряжать АКБ;

3.обеспечить заданные пределы напряжения в бортовой сети во всем диапазоне электрических нагрузок и частот вращения ротора.

4.иметь достаточную прочность, большой ресурс, небольшие массу и габариты, невысокий уровень шума и радиопомех.

2.Основные понятия.

Отечественные разработчики и производители электрооборудования используют следующие понятия:

Шкив – служит для передачи механической энергии от двигателя к валу генератора посредством ремня.

Щеточный узел – съемная пластмассовая конструкция. В ней установлены подпружиненные щетки, контактирующие с кольцами ротора.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Рассмотрим подробно те элементы, которые находятся внутри корпуса.

Эта деталь, по сути, является электромагнитом, имеющим одну обмотку. Она расположена на валу. Подачу тока обеспечивают медные контактные кольца. Они находятся на валу и соединяются с обмоткой специальными щётками.

Ротор с обмоткой возбуждения и полюсной системой, валом и контактными кольцами образуют важнейшую вращающуюся часть генератора, которая является источником переменного магнитного поля.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Рис.2 Ротор генератора: 1-вал ротора; 2-полюса ротора;

3-обмотка возбуждения; 4- контактные кольца.

Полюсная система ротора имеет остаточный магнитный поток, который присутствует даже при отсутствии тока в обмотке возбуждения. Однако его значение невелико и способно обеспечить самовозбуждение генератора только на слишком высоких частотах вращения. Поэтому, для первоначального намагничивания ротора через его обмотку пропускают небольшой ток от аккумуляторной батареи, обычно через лампу контроля работоспособности генератора. Сила этого тока не должна быть слишком большой, чтобы не разряжать аккумуляторную батарею, но и не слишком малой, чтобы генератор мог возбудиться уже на холостых оборотах двигателя. Исходя из этих соображений, мощность контрольной лампы обычно составляет 2…3 Вт. После того, как напряжение на обмотках статора достигает рабочей величины, лампа гаснет, и питание обмотки возбуждения осуществляется от самого генератора. В этом случае генератор работает на самовозбуждении.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е
Рис.3 Статор генератора: 1. обмотка статора; 2. выводы обмоток;

Обмотка статора трехфазная. Она состоит из трех отдельных обмоток, называемых обмотками фаз или просто фазами, намотанных по определенной технологии на магнитопровод. Напряжение и токи в обмотках смещены друг относительно друга на треть периода, т.е. на 120 электрических градусов, как это показано на рисунке 4.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Осциллограммы фазовых напряжений обмоток

Рис.4 График фазовых напряжений обмоток статора

Фазовые обмотки могут соединяться в «звезду» или «треугольник».

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е
Рис.5 Виды соединения обмоток: 1. «звездой»; 2. «треугольником».

Он представляет собой электронную схему и имеет выход к графитным щёткам. Регулятор напряжения может быть установлен в корпусе генератора или отдельно от него. В первом случае он расположен рядом с графитными щётками, а во втором — щётки прикреплены к специальному щёткодержателю.

Напряжение генератора без регулятора сильно зависит от частоты вращения его ротора, магнитного потока, создаваемого обмоткой возбуждения, а, следовательно, от силы тока в этой обмотке и величины тока, отдаваемого генератором потребителям. Чем больше частота вращения и сила тока возбуждения, тем больше напряжение генератора, чем больше сила тока его нагрузки — тем меньше это напряжение. Функцией регулятора напряжения является стабилизация напряжения при изменении частоты вращения и нагрузки за счет воздействия на ток возбуждения. Ранее применялись вибрационные регуляторы, а затем контактно-транзисторные. Эти два типа регуляторов в настоящее время полностью вытеснены электронными. В современных моделях автомобилей чаще всего используются интегральные регуляторы. Все компоненты таких устройств (за исключением выходного каскада) изготовлены на основе тонкоплёночной микроэлектронной технологии.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е
Рис.6 Внешний вид электронных регуляторов напряжения

Оформление электронных полупроводниковых регуляторов может быть различным, но принцип работы у всех регуляторов одинаков. Конечно, можно изменять ток в цепи возбуждения введением в эту цепь дополнительного резистора, как это делалось в прежних вибрационных регуляторах напряжения, но этот способ связан с потерей мощности в этом резисторе и в электронных регуляторах не применяется. Электронные регуляторы изменяют ток возбуждения путем включения и отключения обмотки возбуждения от питающей сети, при этом меняется относительная продолжительность времени включения обмотки возбуждения. Если для стабилизации напряжения требуется уменьшить силу тока возбуждения, время включения обмотки возбуждения уменьшается, если нужно увеличить — увеличивается.

образуют неразборный единый узел.
Выпрямительный мост.

Бортовая сеть автомобиля требует подведения к ней постоянного напряжения. Поэтому обмотка статора питает бортовую сеть автомобиля через выпрямитель, встроенный в генератор. Выпрямитель для трехфазной системы содержит шесть силовых полупроводниковых диодов, три из которых соединены с выводом «+» генератора, а другие три с выводом «—» («массой»). Полупроводниковые диоды, находящиеся в открытом состоянии, не оказывают существенного сопротивления прохождению тока при приложении к ним напряжения в прямом направлении и практически не пропускают ток при обратном напряжении.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Рис.7 Сборка с выпрямительными диодами: 1. силовые диоды;

2. дополнительные диоды; 3. теплоотвод.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Рис.8 Направление токов в обмотках и выпрямителе генератора.

Ток через обмотки, диоды и нагрузку будет протекать в направлении этих стрелок. Рассмотрев любые другие моменты времени, легко убедиться, что в трехфазной системе напряжения, возникающего в обмотках фаз генератора, диоды силового выпрямителя переходят из открытого состояния в закрытое и обратно таким образом, что ток в нагрузке имеет только одно направление – от вывода «+» генераторной установки к ее выводу «—« («массе»), т. е. в нагрузке протекает постоянный (выпрямленный) ток.

У значительного количества типов генераторов обмотка возбуждения подключается к собственному выпрямителю, собранному на трех диодах. Такое подключение обмотки возбуждения препятствует протеканию через нее тока разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе автомобиля. Диоды выпрямителя обмотки возбуждения работают аналогично, питая выпрямленным током эту обмотку. Причем в выпрямитель обмотки возбуждения тоже входят 6 диодов, три из них общие с силовым выпрямителем (отрицательные диоды). Ток возбуждения значительно меньше, чем ток, отдаваемый генератором в нагрузку. Поэтому в качестве диодов обмотки возбуждения применяются малогабаритные слаботочные диоды на ток не более 2 А (для сравнения, диоды силового выпрямителя допускают протекание токов силой до 25… 35 А).

Чтобы избежать проблем с регулятором, необходимо следить за контрольной лампой. Она располагается на приборной панели автомобиля. Если лампа горит, когда генератор работает, это свидетельствует о неисправности регулятора напряжения или самого агрегата.

Большинство конструктивных элементов генератора размещено в корпусе. Он представляет собой две крышки – переднюю и заднюю. Передняя расположена со стороны приводного шкива, задняя расположена со стороны контактных колец. Между собой крышки стягиваются болтами. Изготовление крышек практикуется чаще всего из сплава алюминия. Он немагнитный, лёгкий и способен легко рассеивать тепло. На поверхности крышек есть вентиляционные окна, и две либо одна крепёжные лапы. В зависимости от количества лап крепление генератора называется

однолапным или двухлапным.
Генератор автомобиля, как правило, крепится к передней части двигателя с помощью болтов и специальных кронштейнов. На крышках располагаются крепёжные лапы и проушина устройства. Если генератор крепится с помощью двух лап — они находятся на двух крышках двигателя. Если же используется только одна крепёжная лапа — её располагают только на одной крышке (передней). Задняя лапа обычно имеет отверстие, в котором установлена дистанционная втулка. Она устраняет зазор, образующийся между кронштейном двигателя и основанием лапы.

Крепежные лапы и натяжное ухо генератора отливаются заодно с крышками.

Отверстие в натяжном ухе может быть одно, с резьбой или без нее, но встречается и несколько отверстий, чем достигается возможность установки этого генератора на разные марки двигателей. Для этой же цели применяют два натяжных уха на одном генераторе.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Рис.9 Крепление автомобильного генератора

Привод генераторов осуществляется от шкива коленчатого вала ременной передачей. Чем больше диаметр шкива на коленчатом валу и меньше диаметр шкива генератора (отношение диаметров называют передаточным отношением), тем выше обороты генератора, соответственно, он способен отдать потребителям больший ток.
Привод клиновым ремнем не применяется для передаточных отношений больше 1,7-3. Прежде всего это связано с тем, что при малых диаметpax шкивов клиновой ремень усиленно изнашивается.

На всех современных моделях, как правило, привод осуществляется поликлиновым ремнем. Благодаря большей гибкости он позволяет устанавливать на генераторе шкив малого диаметра и, следовательно, получать более высокие передаточные отношения, то есть использовать высокооборотные генераторы. Натяжение поликлинового ремня осуществляется, как правило, натяжными роликами при неподвижном генераторе.

Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

Рис. 10 Привод генератора

6.Принцип работы генератора.

Для того чтобы понять, как работает автомобильный генератор, необходимо разобраться с режимами его функционирования.

Когда в замке зажигания поворачивается ключ, на обмотку возбуждения поступает ток через щёточный узел и контактные кольца. В обмотке наводится магнитное поле. Ротор генератора начинает вращаться с вращением коленчатого вала. Обмотки статора пронизываются магнитным полем ротора. На выводах обмоток статора возникает переменное напряжение. С достижением определённой частоты вращения, обмотка возбуждения запитывается непосредственно от генератора, то есть, генератор переходит в режим самовозбуждения.
Переменное напряжение преобразуется выпрямительным блоком в постоянное. В этом состоянии генератор занимается обеспечением требуемого тока для питания потребителей и зарядки аккумуляторной батареи.
Регулятор напряжения включается в работу при изменении нагрузки и частоты вращения коленчатого вала. Он занимается регулировкой времени включения обмотки возбуждения. Время включения обмотки возбуждения уменьшается при уменьшении внешней нагрузки и возрастании частоты вращения генератора. Время увеличивается при увеличении нагрузки и уменьшении частоты вращения. Когда же потребляемый ток превышает возможности генератора, включается в работу аккумуляторная батарея. На панели приборов имеется контрольная лампа, контролирующая работоспособное состояние генератора.

7. Контрольные вопросы.

1.Назовите основные части генератора и поясните их назначение.

2.Поясните, почему необходимо регулировать напряжение, вырабатываемое генератором?

3.Как устроен диодный мост и каким образом он обеспечивает постоянный ток в нагрузке?

4.Поясните принцип работы генератора на малых, средних и больших оборотах коленчатого вала двигателя.

5.В чем выражается действие вихревых токов, и какие конструктивные особенности позволяют снизить их влияние?

Глава 2.Характеристики генераторных установок. Электрические схемы. Учебник электрооборудование автомобилей ютт в е

1.Характеристики генераторных установок.

2.Таблица параметров генераторов.

3.Электрические схемы генераторных установок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *