учебник по муз литературе 1 год обучения
Электронные образовательные ресурсы (учебники)
Учебное пособие для детских школ искусств, 1-4 год обучения
Цикл учебных пособий по УП «Музыкальная литература»
для ДМШ и детских школ искусств, 1-4 год обучения
А. Фролов Вводный курс музыкальной литературы | С. Привалов Зарубежная музыкальная литература |
А. Фролов Музыкальная литература ФОНОХРЕСТОМАТИЯ по музыкальной литературе в пяти дисках. Доступна в библиотеке школы.Описание : ФОНОХРЕСТОМАТИЯ по музыкальной литературе (Молодечно 2013 г.) составлена в соответствии с «Программой-Конспектом по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств», Минск, 2007, утвержденной Министерством культуры Республики Беларусь. Фонохрестоматия содержит материал по музыкальной литературе четырех лет обучения, 2-5 классов пятилетнего срока обучения и 4-7 классов семилетнего срока. Музыкальный материал и его фрагменты отобраны с учетом рекомендаций учителей теоретических дисциплин Молодечненской детской школы искусств. Фонохрестоматия включает как общедоступные, так уникальные архивные записи, в том числе редко звучащие сочинения великих композиторов и записи выдающихся исполнителей XX века. Составители выражают надежду, что настоящая Фонохрестоматия поможет организовать классную и домашнюю работу учеников и послужит решению ряда музыкально-дидактических задач. Е.В.Давыдова, С.Ф.Запорожец Сольфеджио 3 класс https://cloud.mail.ru/public/HYwo/LYFzToiC9 2. Е.В.Давыдова Сольфеджио 4 класс https://cloud.mail.ru/public/pZuU/y61e6mHm3 3. Е.В.Давыдова Сольфеджио 5 класс https://cloud.mail.ru/public/enPN/KQG8xDdFB Музыкальная литератураЭлементы музыкальной речи. Характер музыкальной темы. Развитие темы. Русское народное музыкальное творчество. Урок 1 . Элементы музыкальной речи. Музыка окружает нас повсюду. Можно сказать, что мы живем в музыкальном мире. Сегодня ведущей ролью музыки стало развлечение: под нее мы танцуем, отдыхаем, музыкальный фон стал обычным, часто даже неосознаваемым. Но музыка с древних времен имеет гораздо большее значение в нашей жизни. Она воспитывает человека, облагораживает его внутренний мир. Музыка помогает: укачать ребенка, организовать массовое действие или общую работу. Музыка лечит. Музыка налаживает общение людей разных национальностей. Музыка (от греч. «муза») – искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру). Тембр – (от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре (снизу — вверх): бас — тенор — альт — сопрано. Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины. Штрих (от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами. Метр (от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением. При помощи таблицы в Приложении 1 найдите и выпишите в тетрадь динамические оттенки по порядку: от очень тихого до очень громкого. При помощи таблицы в Приложении 2 найдите и выпишите в тетрадь умеренные темпы. Прочитайте стихи, выделяя ударения в словах, определите, в каком двухдольный метр, а в каком трехдольный. Как называются эти размеры стихов? Найдите свои примеры. До того было вкусно! Маша кошку рисовала. Ног у кошки вышло мало -Дай-ка мне подрисовать. Музыкальный образ. Музыкальная тема. Роль элементов музыкальной речи в создании образа. Подбирая эпитеты (от греч. «приложение») – определения, передающие впечатления о предмете, мы можем описать свои впечатления о музыкальном произведении. Если мы сравним элементы музыкальной речи, из которых складываются Главная и Побочная темы, то увидим, что они тоже различаются. Таким образом, контрастный характер музыкальных тем создается различными элементами музыкальной речи. И, наоборот, в сходных по характеру темах мы обязательно обнаружим общие элементы музыкальной речи. 1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти А. П. Бородина. Какие композиторы жили с ним в одно время? Попробуйте сочинить свое музыкальное произведение. Придумайте и запишите название, характер музыкальной темы и элементы музыкальной речи, из которых он сложился. Сравните характер Главной и Побочной тем в Увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Есть общие черты? Сходны ли элементы музыкальной речи? Музыкальный образ «Полета валькирий» Р. Вагнера доступен каждому слушателю — погоня, битва и падение. Это то, что передано исключительно элементами музыкальной речи. Воинственность музыке придает схожесть с маршем: четкий пунктирный ритм, мелодия с интонациями сигналов, движением по звукам трезвучия. Тембры медных духовых инструментов напоминают военный оркестр. Изменения динамики позволяют представить, как герои приближаются издалека, проносятся мимо и удаляются. Пользуется Вагнер и звукоизобразительностью: скачка, свист, рассекающей воздух стрелы, гром ударов, падение. Таким образом, общий замысел вполне понятен. А знание сюжета оперы «Валькирия» (2 часть тетралогии «Кольцо нибелунга»), где и звучит этот симфонический антракт (музыкальный фрагмент, предваряющий действие в опере) позволяет еще более конкретизировать его содержание: Богиня-воительница, нарушившая волю отца, пытается спастись от его гнева на своем крылатом коне. Прослушав «Полет валькирий» Р. Вагнера, напишем небольшое сочинение, в котором воссоздадим картину, которая нам представилась. Не забудем о том, что яркие музыкальные образы нуждаются в ярком описании. 1.Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Р. Вагнера. Какие композиторы жили с ним в одно время? Что обозначает немецкая поговорка: «Настоящий музыкант умеет слышать глазами и видеть ушами»? Запишите элементы музыкальной речи, которыми воспользовался Р. Вагнер в «Полете валькирий». 4. Запишите названия и авторов трех известных вам программных произведений (возможно из репертуара по специальности). Развитие музыкальной темы. Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» — из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение. 1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Н. А. Римского-Корсакова. Какие композиторы жили с ним в одно время? 2. Найдите в произведениях по специальности секвенцию. 3. Напишите небольшое сочинение по Теме Моря. Отразите в тексте те изменения, которые с ней происходят. Развитие музыкальной темы. Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы. В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). В композитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития. Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти М. И. Глинки. Какие композиторы жили с ним в одно время? Вспомните и запишите, какие элементы музыкальной речи изменялись в первой теме «Камаринской» М. И. Глинки. Какие во второй? Вспомните и запишите 5 названий произведений П. И. Чайковского. Русское народное музыкальное творчество. Мы уже начали говорить о народных мелодиях и особенностях их развития. И теперь остановимся подробнее на этом особом искусстве. Вокальное и инструментальное творчество народа называется м узыкальный фольклор (от англ. «народная мудрость»). Авторы народных песен неизвестны, они передаются из уст в уста, и каждый исполнитель добавляет что-то от себя. Благодаря такому коллективному творчеству песни существуют в нескольких вариантах. Кроме того, многократная переработка шлифует напев, оставляя в нем только самые яркие мелодические обороты и интонации. Народная песня неразрывно связана с жизнью народа, его трудом, бытом, мировоззрением. С русской историей сравнивал Максим Горький русскую народную песню. Колядки (от лат. «первый день каждого месяца») – народные величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Крещение. Колядки исполнялись молодыми людьми, часто ряженными, чтобы отпугнуть нечистую силу. На шестах они несли круг с лентами – символ солнца. В каждой колядке есть обязательная часть – величально — поздравительная. За добрые пожелания хозяева должны были одарить колядовщиков. Хороводные первоначально были одной из разновидностей весенних песен. Позже они стали звучать на протяжении всего года. Хороводы (караводы, карагоды, круги) были круговые и некруговые – песни-игры (танки или гаивки). В песнях-играх танцующие подражали трудовым движениям или разыгрывали шуточные сценки. Хороводные песни могли быть лирическими, плавными, неторопливыми, или – скорыми, шуточными. По верованиям древних славян Весна прилетала на крыльях птиц. Самой почитаемой птицей был жаворонок. Догадайтесь, почему у него такое название? Зачем колядовщики наряжались медведем, козой, чертом? Нарисуйте такой костюм. Знаете ли вы гадания? Расспросите взрослых и опишите одно. Русское народное музыкальное творчество. Семейно-бытовые. Былины. Лирические песни. Частушки. Колыбельная песня служит для убаюкивания ребенка. Очень простая, даже однообразная мелодия звучит спокойно, размеренно, слова и мелодические обороты часто повторяются — ребенка надо усыпить, а не развлечь. Особое место в народной музыке занимает песня-плач – напевно интонируемая поэтическая импровизация, связанная с выражением горя, скорби. Пелись плачи на похоронах, при печальных известиях, проводах в чужедальнюю сторону или в солдаты и даже на свадьбах – при прощании невесты с родным домом. Мелодия этих песен очень простая, состоит из нисходящих малосекундовых интонаций, в узком диапазоне. Строчка иногда обрывается вздохами, выкриками или плачем. Уметь плакать должна была каждая русская женщина, но были плакальщицы, которые делали это с особым искусством. Неписанной историей Руси являются былины (старины, старинки) – легендарные поэтические повествования о далеком историческом прошлом. Герои былин – богатыри, носители лучших черт народа, заступники земли Русской. Былины сказывались нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. На первом месте был текст, а мелодия только добавляла ему выразительность. Сказителей былин называли Боянами. Это были профессиональные музыканты, которые хранили в памяти огромное количество историй. Протяжные лирические песни обращались к внутреннему миру человека, его переживаниям, чувствам. Протяжными их называют за то, что в них широко распеваются слоги — «песня с целую версту». В лирических песнях очень сложные мелодии, свободный ритм, переменный метр и лад. Они являются более поздними – расцвет лирических протяжных песен приходится на XVIII век. А рассказывают они о родной сторонушке, горькой судьбе, разлуке, женской доле, тяжелом подневольном труде и, конечно, о любви. Им свойственна импровизационнть (импровизация — от лат. «неожиданный, внезапный»), поэтому в разных районах одну и ту же песню поют по-разному. Позже всех в XIX веке появились частушки (от «частый» «быстрый») – шуточные песенки-куплеты, четырехстишия, исполняемые обычно под аккомпанемент гармони или балалайки. «Припевки», «прибаски», «коротушки», «тараторки», «припляски» — названия частушек в разных областях России очень точно передают суть этих песен. Лирические частушки назывались «страдания». Частушки русские люди сочиняют до сих пор, отзываясь на события современной жизни хлесткими, шуточными стихами. Каких былинных героев вы знаете? Запишите их имена. Вспомните и запишите названия известных вам (или вашим родителям) исторических песен. О каких событиях русской истории они рассказывают? Знаете ли вы частушки? Запишите слова известной вам или сочините свою частушку. Спойте ее. Народная песня в русской классической музыке. Творчество русских композиторов неразрывно связано народной песней. М. И. Глинка говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем » (от нем. «приводить в порядок, устраивать» — переложение обработка музыкального произведения). С конца XVIII века профессиональные музыканты начинают обращать внимание на народные мелодии, используя в своих произведениях подлинные песни или подражая их звучанию. Тогда же появляются и первые сборники русских народных песен. Но особенное внимание русское народное творчество привлекло в XIX веке, в творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки» — М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и Ц. А. Кюи. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Самые известные сборники русских народных песен в обработке М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корскакова, П. И. Чайковского и Н. А. Лядова. М. А. Балакирев – русский композитор, музыкально-общественный деятель, организатор объединения музыкантов «Могучая кучка» — после поездки по Волге в 1860 году выпустил сборник «40 русских народных песен в обработке для голоса и фортепиано». В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907) Римский-Корсаков обращается к народной легенде. Еще во времена татаро-монгольского нашествия в XIII веке родилась в народе эта удивительно светлая легенда о чудесном спасении заволжского града Китежа от врагов. Когда вышли татары к скрытому в непроходимых лесах городу Китежу, открылся им только пустой берег озера Светлояр. Но в водах его отражались стены города, маковки церквей, терема и избы. Увидев это, враги, объятые ужасом, бежали прочь. Симфонический антракт «Сеча при Керженце» рассказывает музыкальными средствами о неравной битве защитников Китежа и татарами. Сопоставляя две контрастные темы – русской и вражеской – композитор создает образ битвы. В теме захватчиков-татар Римский-Корсаков использовал (в измененном виде) мелодию исторической песни «Про татарский полон». Вспомните произведения, прослушанные на уроке, в которых композиторы воспользовались русскими народными мелодиями. Вспомните и запишите названия сказок, рассказов, повестей, или стихотворений, где речь идет о музыкантах. Прослушав Симфонический антракт «Сеча при Керженце» Н. А. Римского-Корсакова, напишите небольшое сочинение. Музыкальная литература, 1 год обученияI ЧЕТВЕРТЬ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА) Мелодия – одноголосная развитая и законченная музыкальная мысль. Кантилена – плавная, певучая мелодия. Речитатив – мелодия, похожая на разговорную речь. Штрихи – способы исполнения мелодии. Legato – легато – связанно. Легато придает мелодии нежный, плавный, лирический характер. Non legato – нон легато – не связанно. Мелодия, исполняемая нон легато звучит более строго, значительно. Staccato – стаккато – отрывисто. Стаккато используется в мелодиях лёгких, игривых, шутливых. Лад – музыкальное «настроение». Мажор используется для создания музыки светлого, часто весёлого характера. Минор придаёт музыке более мягкий, часто печальный характер. Метроритм. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей (музыкальный пульс). Размер – цифровое выражение метра. Ритм – чередование длительностей (и пауз). Темп – скорость звучания. Moderato – модерато – умеренно Andantino – андантино – немного быстрее Andante Allegretto – аллегретто – немного медленнее, чем Allegro Регистр – высота звучания (высокий, средний, низкий). Динамика – громкость звучания и её изменение. mf (mezzo forte) – меццо форте – не очень громко. mp (mezzo piano) – меццо пиано – не очень тихо. ff (fortissimo) – фортиссимо – очень громко. pp (pianissimo) – пианиссимо – очень тихо. crescendo – крещендо – постепенное увеличение громкости звука. diminuendo – диминуэндо – постепенное уменьшение громкости звука. Тембр – окраска голоса или музыкального инструмента. Гармония – последовательность созвучий, в которые объединяются все звуки музыкальной пьесы. Аккорды тоники звучит устойчиво, субдоминанта – более мягко, доминанта – более активно и ярко. Фактура – обработка, способ изложения музыкального материала. Унисон – одноголосное изложение или движение в октаву. Аккордовая фактура – все голоса двигаются в одном ритме. Гомофонно-гармоническая фактура – такое изложение музыкального материала, при котором один голос является ведущим, остальные – сопровождающими (мелодия + аккомпанемент). Полифоническая фактура – вид многоголосия, где все голоса равнозначны, самостоятельны и выразительны. II ЧЕТВЕРТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМБРЫ Тембр – окраска голоса или музыкального инструмента. Тембры певческих голосов: Инструменты симфонического оркестра. Симфонический оркестр включает в себя четыре основные группы инструментов: группа струнных смычковых инструментов, группа деревянных духовых инструментов, группа медных духовых инструментов, группа ударных инструментов. Струнная смычковая группа самая большая в симфоническом оркестре (примерно 70% от общего числа инструментов). В неё входят скрипка, альт, виолончель, контрабас. Скрипка – самый высокий и выразительный инструмент смычковой группы, на котором можно исполнять как лирические, так виртуозные концертные пьесы. Альт – инструмент немного больше и ниже по звучанию. Его выразительные возможности несколько скромнее, его стихия – проникновенная лирика. Виолончель – «мама» семейства. Её тембр напоминает низкий женский голос. По выразительным возможностям практически не уступает скрипке. Контрабас – самый большой по размерам инструмент с низким, густым, несколько хриплым и глуховатым тембром. Это «фундамент», «бас» группы. Группа деревянных духовых инструментов представлена в оркестре более скромно – до 15% от общего числа инструментов, поскольку отличается небольшой силой звучания. В группу входят: флейта, гобой, кларнет и фагот. Флейта – самый высокий и виртуозный инструмент группы. Тембр флейты, несколько холодноватый и сипловатый, хорошо подходит для воплощения образов природы, для лёгких, шутливых мелодий. Фагот – инструмент с самым низким, немного «ворчливым» тембром. Группа медных духовых инструментов также немногочисленна – примерно 10% от общего числа инструментов оркестра. Обладает очень большой силой звучания. В группу входят: валторна, труба, тромбон, туба. Валторна – самый певучий инструмент группы. Труба – инструмент с ярким, звонким «фанфарным» тембром, самым высоким в группе. Тромбон отличается от «собратьев» наличием кулисы – передвижной трубки, обладает довольно низким и резким тембром. Туба – самый низкий и хриплый по тембру «басовый» инструмент группы. Группа ударных инструментов самая разнообразная. Основные ее функции в оркестре – ритмическая и изобразительная. Ударные инструменты делятся на две подгруппы: — имеющие определённую высоту (литавры, колокола, колокольчики, ксилофон); — не имеющие определённой высоты (большой барабан, малый барабан, тарелки, бубен, кастаньеты, тамтам, треугольник). ♪ Б.Бриттен «Путеводитель для оркестра для молодёжи». Дополнительные инструменты оркестра : фортепиано, орган, арфа, челеста. Оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Различают — по составу: струнный оркестр, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр; — по жанровому признаку: эстрадный оркестр, джазовый оркестр, военный оркестр. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей. III ЧЕТВЕРТЬ Музыкальные формы Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Подобно речи, где слова складываются в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в абзацы, в музыке мотивы складываются во фразы, фразы в предложения, а предложения в периоды. Период – самая простая одночастная музыкальная форма, выражающая развитую и законченную музыкальную мысль. Как правило, период состоит из двух частей – предложений и бывает: — повторного строения (предложения начинаются одинаково) или единого строения; — малый (8 тактов) или большой (16 тактов); — однотональный, с отклонением или модулирующий (в другую тональность). a + a1 – повторного строения; 8 + 8 (тактов) – большой; T(Ля) T(Ля) – однотональный. Также период может иметь: — расширение (до заключительного каданса); — дополнение (после заключительного каданса). Период может быть самостоятельным произведением, частью простой или сложной формы, темой вариаций или сонатной формы, рефреном или эпизодом формы рондо. Простой называется форма, где первая часть – период, а остальные – не сложнее периода. Простые формы дают возможность показать небольшой контраст образов. — репризной (второе предложение второго периода повторяет тему первого периода); ♪ П.Чайковский «Старинная французская песенка». Первый период – повторный, большой, однотональный, второй – единый, большой, однотональный. Схема: a b D(соль) t(соль) D(соль) t(соль) — безрепризной (во втором периоде не повторяется тематизм первого) ; ♪ П.И.Чайковсктй «Шарманщик». Первый период – единый, большой, второй – повторный, большой. Схема: a b ♪ П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Первый период – повторный, большой, модулирующий, второй – повторный, большой, модулирующий, третий – повторный, большой, однотональный. Схема: a b a1 a + a1 b + b 1 a + a2 D(Ре) D(Ля) D(Ля) D (Ре) D(Ре) Т(Ре) Простая форма может быть самостоятельным произведением, частью сложной формы, темой вариаций или сонатной формы, рефреном или эпизодом формы рондо. Сложной называется форма, в который первая часть представляет собой простую форму, а остальные части – простую форму или период. Сложные формы дают возможность показать резкий образный контраст. Сложная двухчастная форма – A B. ♪ П.Чайковский «Неаполитанская песенка». Первая часть – простая двухчастная безрепризная форма, вторая – период. A B Сложная трёхчастная репризная форма – A B A(1). ♪ П.Чайковский «Вальс». Крайние части – простая двухчастная безрепризная форма, средняя часть – период. A B A(1) a+a1 b+b1 с+с1 a+a1 b+b1 Рондо (от французского – круг) – музыкальная форма, в которой чередуется повторяющаяся тема (рефрен) и другие темы (эпизоды) – А B A C A…A. IV ЧЕТВЕРТЬ МУЗЫКА И ТЕАТР Театр – вид искусства, в котором главное – сценическое действие, раскрывающее содержание произведения. Виды театра: драматический, музыкальный, кукольный, детский. В музыкальном театре ставятся оперы, балеты, мюзиклы, оперетты. Музыка здесь является основой спектакля. Музыка в драматическом театре. Музыка к пьесе в драматическом театре пишется композитором или по заказу, или в содружестве с драматургом. Это песни, танцы, хоры, инструментальные эпизоды, усиливающие воздействие спектакля на зрителя. Эдвард Григ «Пер Гюнт» Эдвард Григ – норвежский композитор-романтик. Э.Григ написал музыку к пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Герой пьесы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню, отправляется в дальние странствия и переживает удивительные приключения, часть из которых связана со старинными норвежскими легендами. Позднее музыка к спектаклю была оформлена композитором в две оркестровые сюиты «Пер Гюнт». Сюита (от французского – последовательность) – ряд пьес, объединенных общим замыслом. Первая сюита включает 4 пьесы. Вторая сюита включает 5 пьес. Балет Балет – это музыкально-театральное произведение, в котором объединяются танец, инструментальная музыка и сценическое действие. Сюжет произведения передается с помощью танцевальных движений и пантомимы под музыку. П.Чайковский, балет «Щелкунчик» Литературный источник – сказка Гофмана. В балете два действия. Краткое содержание: Первое действие: Канун Рождества. Приехавший на детский праздник фокусник дарит дочери хозяина дома Маше куклу – Щелкунчика. Брат Маши Фриц ломает куклу. Девочка укладывает Щелкунчика спать и засыпает сама. Во сне Маши ёлка начинает расти, а игрушки оживают. Из щелей вылезают мыши и начинают поедать пряничных солдатиков. Щелкунчик вступает в схватку с мышиным королём и обращает его войско в бегство. Он превращается в прекрасного принца и приглашает Машу с собой в путешествие. 2 действие происходит в волшебном царстве сладостей. Фея Драже устраивает для Маши и принца праздник. Опера Опера – это музыкально-театральное произведение, в котором сюжет передается с помощью вокально-хоровой музыки (сольных номеров, ансамблей, хоров). Также в опере есть инструментальная музыка, которая звучит в начале и между оперными действиями, танцевальные номера. Либретто – литературный текст оперы. Увертюра – оркестровое вступление к опере. Антракт – перерыв между действиями или оркестровый номер перед действием (картиной). Разновидности опер (по жанру): комические, эпические (исторические сюжеты), героические, лирические, оперы-сказки, оперы-драмы, оперы-трагедии. Вокальные (сольные) номера оперы: ария, ариетта, ариозо, каватина, речитатив (вокальная декламация). М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» Жанр: сказочно-эпическая опера Литературный источник: А.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Либретто: Н.В.Кукольник, В.Ф. Ширков, Н.А.Маркович и др. Светозар, великий князь Киевский. бас Людмила, его дочь. сопрано Руслан, киевский витязь, жених Людмилы. баритон Фарлаф, витязь варяжский. бас Ратмир, князь хазарский. тенор Горислава, пленница Ратмира. сопрано Финн, добрый волшебник. тенор Наина, злая волшебница. ………………………… меццо-сопрано Баян, певец, гусляр. тенор Черномор, злой волшебник, карла. без пения Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, дружина и народ; девы волшебного замка, рабы Черномора, нимфы, ундины.
|