ь учебные материалы для занятий по развитию речи с элементами обучения грамоте в предшкольный период
Развитие речи с элементами обучения грамоте.
Ирина Насонова
Развитие речи с элементами обучения грамоте.
Среди многих важных задач воспитания и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду развития речи является одним из основных направлений воспитания и образования. Развивающая речь способствует развитию личности в целом.
Овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие детей: он совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности. Полноценное формирование речи дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Любая задержка, любое нарушение речи отражается на поведении ребенка, а так же на его деятельности в различных ее формах.
Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению, письму, т к. письменная речь формируется на основе устной). Речевые недостатки тормозят процесс обучения.
С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов.
Для ребенка очень важно, как организованна среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворить его потребности, важно сохранить здоровье ребенка, не разрушив познавательного интереса к миру.
Все что получит ребенок в детском саду, является основой успешного обучения в школе.
Развитие речи включает ряд специальных задач:
1. Воспитание звуковой культуры речи
2. Обучение разговорной (диалогической) речи
3. Развитие связной речи
4. Приобщение к художественной литературе
5. Подготовка к обучению грамоте
В связи с усложнением обучающих программ в школе, не подготовленным детям всё сложнее, труднее становится овладевать занятиями данных программ.
Перед дошкольными учреждениями встала задача по усилению связей со школой. На совместных педагогических советах обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, над чем стоит поработать углубленно в детском саду, и пришли к общему мнению, что у детей слабо развита речь, логическое мышление, составление рассказов, поэтому в детском саду обозначили тему по проблеме: «Развитие речи во всех видах деятельности».
Не все родители могут позволить себе заниматься с ребенком этой проблемой: не имеют нужной литературы, не имеют средств и времени, а некоторые надеются на то, что все придёт само собой, что ребенок все получит в школе. Не у всех детей одинаковый уровень развития, кому-то лучше дается математические знания, кому-то речевое общение, это все зависит от условий существования ребенка, ведь не секрет, особенно в глубинке, из-за безработицы и других социальных причин, существуют неблагополучные семьи, злоупотребляющие алкоголь, наркотики.
Меня заинтересовала тема: развитие речи с элементами обучения грамоте учить или не учить ребенка грамоте до школы? Этот вопрос волнует родителей и педагогов.
Исходя из своего личного опыта, из опыта работы с детьми, я придерживаюсь мнения, что раннее обучение элементам грамоте полезно. Научить ребенка слышать звуки, развивать артикуляционный аппарат, формировать словарный запас Детям в возрасте от 2 до 5 лет, интересна звуковая сторона речи, этим интересом можно воспользоваться, погрузив ребенка в интересный мир звуков.
Прежде чем научить ребенка читать, надо научить из каких звуков состоит слово, гласные и согласные, мягкие и твердые сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слово на слоги, составлять слова из фишек, соответствующих звуком я за основу таких занятий взяла пособие Ушаковой О. С. и Варенцовой Н. С.
В разделе, знакомство со звуком, подбираю такой материал, чтобы изучаемый звук слышался изолировано. Это отрывки из сказок, потешек, стихов, рассказов, показывая букву к звуку, объясняю. «У этого звука вот такая одежда». К каждому сюжету текста подбираю соответствующую иллюстрацию, иллюстрации развешиваем на шкафчиках, стенах, на свободных пространствах группы. Ребенок, играя постоянно, видит иллюстрации и постепенно запоминает и лучше воспроизводит и звук и букву.
Например: звук «А»
Вот и все ее слова»
«П»- сказка «Пых»- П-П-П- так пыхтел ёжик сидя под листом репки.
«Б»- петь задумал бегемот
И открыл огромный рот,
Но не слышно в песни слов
Слышен только страшный рев.
Эти занятия не продолжительны, но интересны и доступны
Консультация Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.
Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте» Мастер – класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте». Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет,.
Мастер-класс «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине в старшей группе» План проведения мастер- класса 1. Обобщение педагогического опыта по теме (презентация) 2. Проведение НОД по речевому развитию 3. Рефлексия.
Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка.
Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе «Миша и Маша» Цель: Познакомить детей со звуком М Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с артикуляцией звука М 2. Продолжать учить.
Развитие речи с элементами музыкального воспитания «Коллективный рассказ о рыбке» Цель: дать представление о рыбке как о живом существе. Задачи: 1) развивать интерес к живой природе, 2) воспитывать желание ухаживать за.
Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з» Урок обучения грамоте по теме: Согласные звуки /з’/, /з/. Буквы З, з Цели урока: • создать условия для знакомства с новыми звуками /.
Урок обучения грамоте в первом классе «Закрепление. Буквы И, и-ы» Урок 44 Тема урока: Повторение. Буквы Ии-ы. Цель урока: формировать умение писать изученные буквы, отрабатывать начертание букв в целом;.
Обучение грамоте в классах предшкольной подготовки: особенности и приёмы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рассадина Елена Юрьевна.
Ясли-сад премиум класса «Алтын бесік»
Обучение грамоте в классах предшкольной подготовки: особенности и приёмы.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ГОСО ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. В содержание программы предшкольной подготовки по развитию речи и обучению родному языку включены специальные задачи по ознакомлению дошкольников с основами грамоты и письма. В предшкольных группах (классах) дети впервые начинают рассматривать речь как предмет изучения. Таким образом, с психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование нового отношения к речи. Предметом осознания становятся сама речь, ее внешняя звуковая сторона, словесный состав, в то время как раньше познание детей направлялось на обозначаемые в речи предметы.
Новизна программы дополнительного образования состоит в том, что она предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий. Обучение по программе рассчитано на год, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников предшкольных классов.
Основная цель программы:
подготовка детей к овладению навыками чтения и письма в процессе освоения
ими фонетической и графической систем языка.
Познакомить детей с звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующего обучения началам грамоты. Знакомство со всеми буквами алфавита, правилами обозначения букв звуками; усвоение некоторых правил орфографии; знакомство с основными элементами письменных букв.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развевать мелкую моторику рук.
Формировать действия звукового анализа и синтеза, формировать представление о речи, предложении, слове, слоге, звуке и букве.
Исходя из задач, в программе предшкольной подготовки, составлено тематическое планирование занятий и указан порядок их проведения. С целью систематизации работы по ознакомлению с основами письма и грамоты.
В Методическом руководстве предлагаются долгосрочное (календарно-тематический план) и краткосрочное планирование.
В тетради применяются задания разного уровня сложности, проблемного, творческого характера, используются различные приемы развития мелкой моторики: штриховки,
обведение по контуру, раскрашивание, дорисовывание. Прохождение лабиринтов развивает логическое мышление, глазомер и ориентирование в пространстве.
«Слог, слово, предложение»;
Способы и формы работы с детьми.
Формы занятий и способы их реализации.
• Дидактические игры (например: найди предметы на заданный звук)
• Фонематические упражнения (использую логопедические распевки Т.Овчинниковой)
• Графические упражнения (штриховка, раскраска, письмо отдельных элементов и букв);
работа с трафаретами (составление различных рисунков, их штриховка и раскрашивание);
рисование различных узоров и бордюров (подробнее см. в «Дидактическом материале»).
В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством педагога и самостоятельно.
Результат возможных достижений освоения воспитанниками вариативного курса «АБВГДей-ка». Владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит». Различает гласные, твердые и мягкие согласные. Умеет плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту. Умеет печатать простые слова и предложения. Умеет производить звуковой анализ и синтез слов и предложений.
После изучения основных элементов букв воспитатель может вводить упражнения на написание букв. Но, на наш взгляд, это нецелесообразно, исходя, во-первых, из психофизиологических особенностей ребенка 5-6 лет, во-вторых, из необходимости осуществления принципа преемственности и перспективности между детским садом и школой, а также следует учитывать тот факт, что в программу подготовки воспитателей дошкольных групп не входит методика обучения письму.
Целый год я работала по данной программе, и она показала н е плохие результаты. Мною был составлен мониторинг по усвоению знаний детьми.
Уровни освоения основ грамоты и письма детьми 5-6 лет.
Низкий уровень. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения. При составлении предложений, характеристике звуков, обозначении их буквами требуется помощь взрослого. Читает слоги и простые односложные слова. Допускает ошибки при печатании букв, слогов, слов, основных элементов букв.
Средний уровень. Самостоятельно производит анализ 2-сложных слов (с выделением ударения, делением слов на слоги). Умеет давать характеристики гласных и согласных звуков. Допускает ошибки при обозначении звуков буквами, составлении и выкладывании предложений. Читает медленно, по слогам. С трудом отвечает на вопросы по прочитанному. Умеет печатать все буквы, слоги и отдельные слова, писать основные элементы письменных букв.
Высокий уровень. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов (в том числе и составлением звукобуквенных моделей), определяет качественные характеристики звуков. Без ошибок обозначает звуки буквами, выкладывает предложения с соблюдением всех изученных правил. Слитно читает короткие тексты. Отвечает на вопросы по прочитанным текстам. Знает основные элементы букв, умеет объяснять последовательность их написания. Соотносит печатные и письменные буквы, составляет строчные и прописные буквы из шаблонов элементов букв.
Анализ усвоения детьми программы «АБВГДей-ка» показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, родителей и детей. Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически повторять и закреплять.
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
(утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2016 года № 292).
2. Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 (7) лет
(утвержден приказом МОН РК 22.06.2016 г. № 391);
3. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (утверждена прика-
зом МОН РК от 12.08.2016 г № 499). Обновленная программа представляет новое содержание предшкольного образования в контексте 5-ти образовательных областей.
4. Е.В. Колесникова «От звука к букве» у детей 6 – 7 лет;
5. Трофимова С.В. Тетрадь цыпленака «Грамотей». Развитие речи и обучение грамоте (интегрированный курс): Методические рекомендации с примерным планированием Алматы 2012 г.
7. Дидактические материалы:
Программа занятий предшкольной подготовки обучение грамоте.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»
Директор МБОУ «Софринская СОШ № 2»
_______________________ Никонова Н.В.
Приказ от «__»__________ 2018г. № ____
«Обучение грамоте и развитие речи»
в школе раннего развития «Зайчата»
на 2018-2019 учебный год.
Составитель: Самбур Н.А.,
учитель начальных классов
Подготовка детей к чтению и письму через аудирование и развития речи является составной частью курса русского языка и развития речи для дошкольников. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей, которые реализуются на доступном для детей уровне:
— овладение грамотой (практическое освоение звуков русского языка с целью последующего чтения и с целью последующего письма), развития умений слушания и говорения;
— расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;
— знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка, формирование чувства языка.
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
При составлении программы использован комплект «Азбука» + рабочие тетради «Читаю и пишу» автор: Игнатьева Лариса Викторовна, Колесникова Елена Владимировна.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Цель курса: формирование целостной картины мира, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение).
Задачи программы: провести в период обучения работу, которая обеспечит:
Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей.
Развитие фонематического слуха:
Развитие мелкой моторики кисти ведущей руки.
Формирование первичного навыка чтения. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребенка к чтению, формулируются как:
— пространственно – инструментальные (формирование умения ориентироваться в книге и на странице – находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы);
— фонетические (научить ребенка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развитие речеслухового анализатора, речедвигательного анализатора);
— фрагментарно – знаковые (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв);
— предметно – символические (научить понимать различие между предметом и словом – названием этого предмета);
— аналитико – синтетические (добиться понимания каждым ребенком механизма звукослияния на примере открытого слога).
Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
Смысловое восприятие на слух является перцептивной мыслительно – минимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.
Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:
— внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
— определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом, что в конце);
— понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) причинно – следственные связи повествования;
— внимательно относиться к непонятым, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);
— развернуто отвечать на вопрос (с помощью заданного речевого образца).
Формирование умения понимать речь на слух положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной для изучения русского языка.
На занятиях проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. Для этого используются специальные задания на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами, выделение лишнего предмета, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям с интересом наблюдать за особенностями слов, их использование в речи.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает обучаемых постоянно рассуждать, анализировать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Таким образом, выявляется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – способность к творческому мышлению ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Программа рассчитана на 1учебный год.
Общая характеристика программы
В программе выделяются 2 раздела.
Каждый раздел отражает те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального развития, адаптация к школьному обучению.
Раздел №1. Обучение грамоте. Развитие речи. (58 часов)
В процессе общения отрабатывать дикцию, работать над интонацией и выразительностью речи, добиваться четкости в произношении звуков: шипящих «ж», «щ»,
«ч», «щ», «ц»; звонких согласных «б», «г», «д», «з». Упражнять в установлении порядка слов в предложении.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложения.
Следуя образцу, интонационно выделять в слове слог, звук, называть слова по определенному фонетическому признаку, называть пары звуков по твердости- мягкости. Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слова из 3-5 звуков (в процессе моделирования). Различать и обозначать соответствующим знаком – моделью гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом, словесно оценивать свою работу (без отметки и присвоения звездочек, флажков…). Развивать потребность общаться с книгой: рассматривать рисунки, высказывать предположения о содержании произведения, внимательно слушать чтение учителя, отвечать на вопросы, придумывать варианты окончания сюжета. Воспитывать чувство юмора, объяснять детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.
С целью развития мелкой моторики обводить рисунки, узоры, составлять узоры, выполнять штриховку в разных направлениях, писать элементы букв: палочки разной длины, палочки с закруглениями, овалы разной величины; писать буквы с простым начертанием: и, И, й, ш, Ш, н, ю,м, М, у, е, г, Г, а, п, П, т, Т, о, О, л, Л, м, М, ч, с,С.
Различать понятия «звук», «буква гласного звука», «буква согласного звука» «слог»,
«слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, по плану и образцу составлять небольшие рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картине; набору картин с фабульным развитием действия;
Интонационно выделять в слове слог, звук, определять ударный слог;
Употреблять синонимы, антонимы в предложениях разных видов;
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно, логично, понятно для собеседников рассказать о факте, явлении, событии (К.);
Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса (К);
В общении с взрослыми и сверстниками пользоваться стандартизированными формулами словесной вежливости (К);
Готовность к преодолению трудностей (Р);
Преодоление импульсивности, непроизвольности (Р);
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, классификация (П);
Кодирование с помощью знаков и символов звуки и звуковой состав русского слова (П).
В общении с взрослыми и сверстниками пользоваться стандартизированными формулами словесной вежливости ;
Развивать регуляторы поведения: чувства стыда, вины, совести;
Положительное отношение к школьному обучению;
Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Раздел № 2. Письмо, развитие мелкой моторики. (58 часов)
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Различные графические упражнения помогают сформировать мелкую моторику, развивают координацию движений.
Система заданий включает: обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику.
Работа по развитию мелкой моторики руки:
— обведение по контуру, составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнение и штриховка предметов, гимнастика для пальцев;
— знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве.
Предметными результатами дошкольной подготовки по разделу «Письмо, развитие мелкой моторики», является формирование следующих умений:
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— правильно держать ручку и карандаш;
— аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
— ориентироваться на странице тетради.
Универсальные учебные действия
С помощью системы пособий дошкольник должен научиться:
— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
— понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения с верху вниз и слева на право;
— ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы;
— пользоваться книгой и простейшими инструментами;
— правильно держать орудие письма;
— выполнять инструкции взрослого;
— обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
— по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;
— работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;
Предметные знания и умения
Ребенок будет способен:
— слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
— иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребенка;
— понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
— сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака;
— узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;
— ориентироваться в книге и на странице;
— пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;
— менять бумажные инструменты по заданию взрослого;
— различать и вычленять в звучащем слоге отдельные звуки;
— различать предмет и слово – название предмета;
— членить слово на части;
— различать звуки разного качества;
— называть героев короткого текста или отрывка из текста;
— коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
— определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
— восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
— понимать логику и причинно-следственные связи повествования;
— понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;
— удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
— делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
— понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
— внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
— выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
— выстраивать сложносочиненные предложения с опорой на речевой образец;
— соблюдать нужную интонацию высказывания;
— правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
— использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
— узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
— различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 5ти-минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель, на 56 часов
Структура и содержание программы соответствует ФГОС ДО, 2017г.
Ожидаемые результаты программы предшкольной подготовки
подготовка школьников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы;
вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку детей к школе.
Календарно – тематическое планирование к курсу
«Обучение грамоте и развитие речи. Письмо, развитие мелкой моторики»
Обучение грамоте. Развитие речи
Характеристика деятельности учащихся
Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат);
Звук. Произношение звуков. Подбор слов, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук. Чистоговорки.
Правильно, отчетливо и ясно произносят слова; выделяют звуки на слух.
Чтение по кубикам и таблицам.
Слог как часть слова, графическое изображение слова
Членение речи на предложения, предложений на слова. Произношение звуков.
Определять предложение и количество слов в нём. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква А. Звук А: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Членение речи на предложения, предложений на слова. Произношение звуков.
Определять предложение и количество слов в нём. Чтение по кубикам и таблицам
Буква А: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №1 графические навыки
Знакомство со звуком. Способы произношения звуков.
Детские потешки. Особенности их построения, названия. Выразительное чтение потешек, стихотворений. Передача настроения в интонации при чтении.
Определять на слух звуки в словах. Отчетливо и ясно произносить слова по слогам и звуки. Используют в речи средства языковой выразительности при чтении стихотворений, потешек. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Знакомство со звуком. Способы произношения звуков.
Детские потешки. Особенности их построения, названия. Выразительное чтение потешек, стихотворений. Передача настроения в интонации при чтении.
Определять на слух звуки в словах. Отчетливо и ясно произносить слова по слогам и звуки. Используют в речи средства языковой выразительности при чтении стихотворений, потешек. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква О: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №1, графические навыки
Выделение в словах отдельных звуков: гласные и согласные. Составление рассказов. Описывание знакомых предметов, их признаков. Использование слов в переносном, и иносказательном значении.
Выделять звуки. Подбирать слова с заданным звуком. Описывают знакомый предмет, выделяют его признаки; составляют простые тексты по описанию предмета. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Выделение в словах отдельных звуков: гласные и согласные. Составление рассказов. Описывание знакомых предметов, их признаков. Использование слов в переносном, иносказательном значении.
Выделять звуки. Подбирать слова с заданным звуком. Описывают знакомый предмет, выделяют его признаки; составляют простые тексты по описанию предмета. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква У: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №1, графические навыки
Выделение в словах звуков: согласные и гласные. Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации, выразительное воспроизведение диалогов действующих лиц. Восстановление событий сказки по заданному началу. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков.
Делить слова на слоги. Выделять звуки в словах. Подбирать слова с заданным звуком. Пересказывают сказки с опорой на иллюстрацию; продолжают сказку по заданному началу; узнают сказочного героя по описанию его внешних признаков. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква Ы. Звук Ы: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Передают характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ы: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №1, графические навыки
Деление слова на слоги. Выделение ударного слога. Выделение звуков. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Построение рассказа в соответствии со структурой сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация, развязка (окончание)
Деление слова на слоги. Выделение звука. Определяют и воспроизводят логику описательного рассказа; сочиняют сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква Э. Звук Э: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Выделение звуков [а], [у]. из речи, звукобуквенный анализ слова. Составление рассказов с использованием разнообразных средств выразительности. Работа над словарем.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Используют способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаются по имени, по имени и отчеству, вежливо выражают просьбу, извиняются, говорят спокойным тоном). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Э: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №2, графические навыки
Выделение звуков [ы], [о] из речи, звукобуквенный анализ слова.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква Л: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, графические навыки: узоры, печатание буквы.
Выделение звука [и] из речи, звуко-буквенный анализ слова. Узнавание букв по характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях); правильное соотнесение звуков и букв. Понимание содержания литературного произведения.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов, анаграммы
Выделение звука [э] из речи, звукобуквенный анализ слова. Нахождение соответствия между произносимыми словами и звуко-слоговыми схемами-моделями.
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква М:место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки
Звуко-слоговой анализ слов. Составление устного рассказа по заданной теме.
Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква М: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, слов, печатание буквы и слогов, анаграммы, слоговая таблица
Правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Рисование словесной картинки.
Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква Р:место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (орлы, нора, ура), предложения (Мама мыла Лару мылом), графические навыки
Звуко-слоговой анализ слов. Понимание содержания литературного произведения. Правильное употребление слов-признаков предметов.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. Поле №2.
Обучение правильному слоговому чтению вслух отдельных слов. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Обучение пересказу знакомой сказки. Инсценирование
(с репликами и движениями ).
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Чтение по кубикам и таблицам.
Звук и буква Н:место звука в слове, графические навыки: узор, буква, слог-слияние, слова (луна, она, Анна), предложение (Анна мала); чтение слогов, слов, предложения;
Звуко-слоговой анализ слов. Развитие слуховой памяти и речевого аппарата.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (л-м). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Н: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. Поле №2, написание слов условными обозначениями
Знакомство с правилами гигиены чтения. Обучение правильному речевому дыханию. Обучение пересказу знакомой сказки.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов, написание слов условными обозначениями;
Составление устного рассказа по заданной теме. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Я: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (няня, маляры, Оля), предложение (Яна мала). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов
Обучение правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы.
Звуко-слоговой анализ слов.
Читать выразительно текст, используя интонацию,
силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов. Сопоставление парных звонких и глухих согласных. Сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки.
Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать слоги с изменением буквы гласного. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко-буквенный анализ слов.
Сопоставление парных звонких и глухих согласных. Верное употребление сходных звуков [с]- [ш].
Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (ш-ж, з-ж). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Е: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (море, мера, Емеля), предложение (У Лены мел). Чтение слогов, предложения.
Совершенствование произношения слов, сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения.
Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко-буквенный анализ слов.
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Сопоставление парных звонких и глухих согласных.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
имеющие оптическое и кинетическое сходство (в-д). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена), предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов. Сопоставление парных звонких и глухих согласных.
Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать слоги с изменением буквы гласного. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ё: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №4. Графические навыки: буква, слова, предложение (Лѐня ел яблоко)
Звуко-слоговой анализ слов. Составление устного рассказа по заданной теме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложения.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) – контроль.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (й-ч). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква И: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №4. Графические навыки: буква, слова, предложение
Роль ь и ъ в речи. Диалог. Мимика, жесты. Особенности театра. Разыгрывание сказок по ролям с использованием всех средств языковой выразительности
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «Г», «Гь», буква «Г»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов. Воспроизведение произведений с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Чтение по кубикам и таблицам.
Звуко-слоговой анализ слов. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Развитие слуховой памяти и речевого аппарата.
Включаться в групповую работу. Моделировать звуковой состав слова. Подбирать слова с заданным звуком. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «К», «Кь», буква «К»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (корка, акула,Коля), предложение (У Коли и Киры игра). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Развитие слуховой памяти и речевого аппарата
Буква К: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Аннаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение).
Обучение правильному слоговому чтению вслух отдельных слов. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Обучение пересказу знакомой сказки. Инсценирование
(с репликами и движениями ).
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуко-слоговой анализ слов. Развитие слуховой памяти и речевого аппарата.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (л-м). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Д: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Поле №5. Графические навыки: буква, слова, предложение).
Знакомство с правилами гигиены чтения. Обучение правильному речевому дыханию. Обучение пересказу знакомой сказки.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «Т», «Ть», буква «Т»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня). предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложения.
Составление устного рассказа по заданной теме. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу
( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Т: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Поле №5. Графические навыки: буква, слова, предложение).
Звуко-слоговой анализ слов
Обучение правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «В», «Вь», буква «В»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня). предложение (Вика мыла вилки). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов.
Читать выразительно текст, используя интонацию,
силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква В: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Поле №5. Графические навыки: буква, слова, предложение).
Звуко-слоговой анализ слов. Сопоставление парных звонких и глухих согласных. Сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки.
Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать слоги с изменением буквы гласного. Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «Ф», «Фь», буква «Ф»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( филин, туфли, Федор). предложение (На ферме много коров). Чтение слогов, предложения.
Сопоставление парных звонких и глухих согласных. Верное употребление сходных звуков [с]- [ш].
Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки».Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (ш-ж, з-ж). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ф: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Аннаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение.
Совершенствование произношения слов, сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения.
Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «З», «Зь», буква «З»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина). предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов, предложения.
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Сопоставление парных звонких и глухих согласных.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
имеющие оптическое и кинетическое сходство (в-д). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква З: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение.
Звуко-слоговой анализ слов. Сопоставление парных звонких и глухих согласных.
Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать слоги с изменением буквы гласного. Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «С», «Сь», буква «С»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (кусты, рассказ, Света). предложение (Соня знает много сказок). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов. Составление устного рассказа по заданной теме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «Б», «Бь», буква «Б»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) – контроль.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (й-ч). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «П», «Пь», буква «П»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (палка, липа, Полина). предложение (Папа купил фрукты). Чтение слогов, предложения.
Обучение правильному слоговому чтению вслух отдельных слов. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Обучение пересказу знакомой сказки. Инсценирование
(с репликами и движениями ).
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «Х», «Хь», буква «Х»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок). предложение (Белка любит орехи). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов. Развитие слуховой памяти и речевого аппарата.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (л-м). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «Ж-Ш», буквы «Ж-Ш»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения.
Знакомство с правилами гигиены чтения. Обучение правильному речевому дыханию. Обучение пересказу знакомой сказки.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Звуки «Ч-Щ», буквы «Ч-Щ»: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения.
Составление устного рассказа по заданной теме. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу
( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов
Обучение правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов.
Читать выразительно текст, используя интонацию,
силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь). Чтение слов, предложения.
Звуко-слоговой анализ слов. Сопоставление парных звонких и глухих согласных. Сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки.
Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать слоги с изменением буквы гласного. Чтение по кубикам и таблицам.
Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения.:
Сопоставление парных звонких и глухих согласных. Верное употребление сходных звуков.
Проверочная работа. Повторение – закрепление