Учебные элементы — как способ реализации информационной образовательной технологии модульного обучения в курсе информатики
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. (китайская пословица)
Что реально означает использование информационных технологий в образовательном процессе?
Информационные технологии сегодня интегрируют компьютерные и традиционные средства обучения, позволяют выбирать индивидуальные пути обучения, повышают эффективность обучения и способствуют развитию способностей учащихся.
Несколько лет я изучала возможности реализации технологии модульного обучения в курсе информатики. Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий. Только информационные технологии позволяют в наибольшей степени обеспечить мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности на основе систематической работы учащихся с компьютером, который используется на уроках информатики как средство обучения, объект изучения и инструмент практической деятельности.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в модульном обучении осуществляется через учебные элементы.
Учебный элемент (УЭ) – это автономный учебный материал, предназначенный для освоения элементарной единицы знания и умения, используемый для самообучения или обучения учащихся под руководством учителя.
УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Тема УЭ формулируется как вопрос-проблема и обычно начинается со слова “Как …” (“Как осуществить поиск в базе данных?), “Как заполнить двумерный массив?” и т.д.).
УЭ оформляется на бумажных или магнитных носителях, в зависимости от задач, которые они решают. Их использование на уроке характеризуется рядом особенностей:
Применение УЭ обеспечивает гибкую организацию учебного процесса, позволяя учителю варьировать их последовательностью. Например, если учащиеся пропустили урок, работа в группе может быть организована так: один учащийся выполняет новый УЭ, другие работают с теми, которые пропустили.
Для осуществления постоянного контроля и самоконтроля за ходом обучения каждый УЭ содержит раздел “Проверка достижений”, который служит для определения результативности каждого шага в обучении.
Информационные технологии позволяют разработать систему тестов, но одних только тестов достижений недостаточно для контроля за формированием более крупных умений.
Для решения этой задачи я применяю такие формы контроля, которые позволяют производить обобщение и систематизацию знаний по теме или разделу. К ним относятся:
Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он записывает в папку личных достижений, хранящуюся на магнитном носителе. Регистрация оценок выполненной работы (самооценка и оценка учителя) осуществляется в электронном дневнике, который также находится в этой папке.
Использование электронной папки личных достижений позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.
Структура урока, построенного на работе с учебными элементами: (этапы урока)
1. Вводный инструктаж.
На этом этапе учитель:
2. Ориентация в учебном элементе.
На этом этапе учащиеся:
3. Выполнение учебного документа.
На этом этапе учащиеся:
4. Оценка достижений и проверка результатов работы с учебным элементом.
На этом этапе проверки достижений учащиеся:
УЭ не являются единственным средством реализации целей урока. Они должны работать в комплексе с другими дидактическими материалами:
(Приложение1. Примеры учебных элементов.)
В результате обучения через УЭ происходит значимое положительной изменение в личностных характеристиках учащихся по таким показателям как способность к творческому мышлению, успешность освоения нового вида деятельности за компьютером, уровень организованности, адекватности самооценки учащегося проявленным индивидуальным познавательным возможностям.
Теоретические основы модульной технологии как средства реализации компетентностного подхода
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.
Отличие технологии модульного обучения от других систем состоит в следующем:
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Научные идеи модульного обучения:
Что должен знать и уметь учитель для использования модульной технологии?
Для использования модульного обучения учителю на уроке необходимо
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Система действий учителя при составлении модульной программы
Модульная программа по русскому языку открывается пояснительной запиской, в которой рассказывается, по какому учебнику составлена программа, расчет часов в неделю, какие блоки-модули являются ее основными разделами.
Далее следует распределить весь учебный материал курса на блоки модули с указанием темы модуля и количества часов на данный модуль-раздел.
Краткая характеристика содержания блоков-модулей и обязательные знания и умения, которые учащиеся должны получить к концу обучения по данной программе.
Каждому блоку-модулю дается своя тема и формулируется комплексно-дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики; знания, умения.
Далее следует название модулей по теме, часы, тип учебного занятия, вид контроля, сроки. Все эти данные вносятся в таблицу.
Каждому типу учебного занятия соответствует педтехнология (КСО) и вид контроля.
Система действий учителя при составлении технологической карты
После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.
Система действий учителя при составлении модуля
В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:
Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.
Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностической, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
Учителю следует помнить, что осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.
Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.
Также не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах-опорах)
На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:
Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.
На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения темы, учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости. По обучаемости формируются разноуровневые группы в классе, ведется коррекционная работа с учениками до доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо.
В целях проверки умения самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях учащимся предлагается модель развивающей карточки на трех уровнях, где они выполняют задания последовательно с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся.
Итоги самостоятельной работы по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик.
На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу
Для отработки материала на уроке используются различные методики КСО.
Применение КСО в модульной технологии.
Преимущества коллективной формы работы.
Используя модульное обучение, учитель создает благоприятные условия для выработки у учащихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества с другими учащимися. Дети оживленно ведут содержательную беседу, принимают участие в дискуссии, анализируют, делают выводы, подводят итоги работы, оценивают себя и других, определяют для себя цель работы, выводят совместно с учителем цель работы и тему урока
Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
Структура модуля
Номер Учебного элемента
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.
Управление обучением (содержание, формы, методы).
Рекомендации (Как сделать?)
Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка
Вся информация в учебнике поделена на “юниты”. Для нас это привычно и естественно, а между тем, такая форма имеет название в педагогике и научно-обоснованное подтверждение ее пользы.
Модульное обучение — это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется в модули. Модуль очерчивает границы, рамки, а внутри этого модуля — узкотематические блоки.
Таким образом, общая тема наполнена модулями, то есть частными вопросами, которые раскрываются через блоки. По задумке создателя этой технологии Дж. Рассела модули и блоки вы можете менять самостоятельно, подстраивая под ваши цели и задачи, варьировать в зависимости от ваших возможностей и способностей ученика. Это можно сравнить с конструктором LEGO. К сожалению, школьный учитель почти ничего не может менять, проходя блоки в строго определенном порядке. Преподаватели курсов и тьюторы, работающие индивидуально, более свободны в своих решениях.
Модульное или блочное обучение от традиционной формы отличается тем, что изучается не множество предметов одновременно, а 1-3 предмета, наиболее связанные между собой, изучаются в течение нескольких месяцев.
В интерпретации отечественных и зарубежных ученых главное в модульном обучении — возможность его индивидуализации.
Варианты модульного обучения:
В методической литературе, посвященной обучению иностранным языкам, можно встретить различные подходы к построению модулей, например:
— под модулем может подразумеваться целый учебный курс, например, “Fun English”;
— тематический курс, когда в качестве модуля рассматривается отдельная тема, например, “Family and Friends”, “It’s my life!”.
— это может быть учебный блок, направленный на обучение письму, аудированию, чтению или говорению, например, “Hello!” или “Email to a friend”;
— аспектный подход, при котором целью работы с модулем является обучение различным аспектам языка (лексике, грамматике, фонетике);
— уровневый подход, когда сложность учебного материала соотносится с уровнем знаний ученика, например, «Английский для дошкольников».
Структура модульного обучения
Для организации модульного обучения, прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
В формулировке цели обучения указывается объем изучаемого содержания и уровень его усвоения.
Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями:
Наличие альтернативных (выборочных) модулей и возможность их свободного выбора позволяет всем учащимся усвоить материал в индивидуальном, комфортном темпе. Задания должны быть посильно сложными. Учитель подбирает для каждого ученика подходящие упражнения, отвечающие его уровню, запросам и желаниям.
К примеру, материал курса английского языка для 3 класса по учебнику “ Enjoy English” М.З Биболетовой уже предполагает следующие модули:
Сравнение модульной и традиционной системы обучения
Главный принцип — самостоятельность
90% учебного времени отводится на самостоятельную деятельность учеников, лишь 10% занимает направляющая роль учителя.
Самостоятельность ученика ограничивается только его возможностями и желанием. Задача учителя-наставника в этом случае — оказание помощи в преодолении трудностей, что включает в себя:
— координацию учебной деятельности;
— подсказки, как рациональнее действовать;
— дополнительное разъяснение материала;
— предоставление возможности для практики.
Учитель помогает сориентироваться в информационном пространстве, подсказывает, где найти нужный учебный материал и т. д. Пока ученик самостоятельно “черпает” знания, учитель подбирает наиболее эффективные методы и приемы индивидуальной работы с данным учеником.
Стоит отметить, что перед изучением новой темы ребенку также предлагается тестирующий контроль с целью определения готовности к освоению предстоящей темы. Это может быть тест, творческое задание или устный опрос.
Модульная технология позволяет подбирать задания для детей любого уровня знаний. Своевременная работа с индивидуальными проблемами учеников повышает их мотивацию. Благодаря тому, что учащийся работает максимум времени самостоятельно, он учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему проанализировать свою деятельность, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы и находить пути их решения.
Модули оказались не так просты! Попробуйте правильно использовать технологию модульного обучения, чтобы улучшить результаты учеников.
Выступление на методическом объединении :»МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ.Теоретические основы модульного обучения.Разработка модульной программы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ
Теоретические основы модульного обучения
1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.
3. Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
4. Психология. Рефлексивный подход к процессу обучения обогатил модульное обучение идеей рефлексивного управления УВП, связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий;
5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Сущность модульного обучения
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЕЙ
2.1. Разработка модульной программы
При переходе на модульное обучение система действий учителя предполагает, прежде всего, разработку модульной программы, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Следует особо подчеркнуть, что модульная программа — не конспект урока или планирование учебногоматериала учителем,это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы.
Чтобы составить такую программу, учителю прежде всего необходимо:
• выделить основные научные идеи курса.
• структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки;
• сформировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). КДЦ имеет два уровня:
1) Уровень усвоения учебного содержания учеником.
2) Уровень использования учебного содержания в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем.
• из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель.
Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому:
• каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ).
• на основе ЧДЦ выделяются учебные элементы (УЭ).
КДЦ — комплексная дидактическая цель;
ИДЦ — интегрирующая дидактическая цель;
ЧДЦ — частная дидактическая цель;
К, L — порядковые номера учебных элементов;
№ — продолжение порядкового номера
МОДУЛИ ПЕРВОГО УРОВНЯ
МОДУЛИ ВТОРОГО УРОВНЯ
Возможна такая последовательность действий учителя по составлению модульной программы:
1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование (например, «В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определение понятию. сравнивать объекты. объяснять. и т.д.»).
2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.
3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
4. Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
5. Написание модульной программы (желательно печатный вариант).
6. Распечатка модульных программ для каждого ученика.
2.2. Принципы построения модульных программ
Модуль может представить содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Модули можно разделить на три типа:
• познавательные,которые используются при изучении основ наук;
• операционные— для формирования и развития способов деятельности,
В школе чаще всего используются смешанные модули.
Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных (КДЦ), интегрирующих (ИДЦ) и частных дидактических (ЧДЦ) целей. Решение совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.
Не менее важным для управления учением школьников является принцип обратной связи,т.к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.
Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала.
Реализация этого принципа требует структурирования материала модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное усвоение его в конкретных условиях. В результате каждый модуль имеет четко определенную структуру, в основе которой лежит структура его элементов.
Содержание каждого модуля формируется в соответствии с общими критериями. Эти критерии определяются на основе анализа и учета специфики модульного обучения и его принципов, принципов построения модулей и модульных программ, а также закономерностей образовательного процесса.
В теории и практике модульного обучения выделены следующие общие критерии формирования содержания модуля.
1. Учет внутрипредметных и межпредметных связей.
2. Дифференциация учебного содержания.
3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников.
4. Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания.
Контроль знаний и умений при работе с модулем
• перед каждым модулем проводитьвходнойконтроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится коррекция знаний;
• обязательно осуществляетсятекущийипромежуточныйконтроль в конце каждого учебного элемента (чаще всего это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).
• после завершения работы с модулем проводитсявыходнойконтроль.
Текущий и промежуточный с целью выявления пробелов в усвоении знаний и их устранения сразу, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля.
Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением.
Структура модуля. Построение модульных уроков
Большое значение имеет структура модуля.
Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными.
Составлению модульного урока может помочь следующий алгоритм:
• формулировка темы урока;
• определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;
• разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;
• подбор необходимого фактического материала;
• определение способов учебной деятельности учащихся;
• отбор методов и форм преподавания и контроля;
• составление модуля данного урока;
• подготовка необходимого количества копий текста урока ( разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Каждый учебный элемент в модульном уроке — это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество — 7), но обязательны следующие:
УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1 — включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
УЭ-2 и т.д. — отработка учебного материала.
УЭ-п (где п — номер последнего учебного элемента) — включает выходной контроль знаний,подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).
Одна из особенностей модульного урока заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
Модуль может иметь следующую форму:
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного содержания
Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качества и эффективность.
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учителя русского языка и литературы
Романовой Ольги Николаевны
Комплексная дидактическая цель: в результате освоения всех модулей учащиеся должны
теорию по правописанию суффиксов в разных частях речи;
грамотно формулировать правила, опираясь на примеры;
применять на практике усвоенные знания ;
мотивировать свой выбор при написании суффикса;
составлять слова, используя изученные суффиксы;
находить в словах все изученные суффиксы;
стилистически правильно использовать слова в речи;
навыки грамотного письма, выразительной устной и письменной речи;
навыки аналитической работы со словом;
навыки учебной деятельности;
ответственность за результат своего труда и труда своего товарища;
умение работать в коллективе;
уважение к мнению и знанию товарищей;
МП – правописание суффиксов в разных частях речи
М №1 – Правописание суффиксов имен существительных
2. В именах существительных среднего рода, если окончание безударно:
1.В именах существи-
тельных мужского рода:
если ударение падает
1. В именах существительных, образованных от слов с -иц-: пуговица — пуговичка
1. В остальных именах
1. В именах существительных, образованных от слов на -ин-а: впадина — впадинка
2. В остальных именах
Выбери основные условия написания суффиксов.
владеть способом действия при выборе суффиксов –ек- и – ик-
1.Используя алгоритм написания суффиксов –ек- и –ик-, вставьте пропущенные буквы. Запишите рядом с данным словом проверочное, выделив суффиксы обоих.
Праздн … к — Рассказ…к –
Взаимопроверка в парах и взаимооценка результатов.
2.Выпишите из упражнения 198 слова с суффиксами –ек- и –ик-. Обозначьте суффиксы. Объясните правописание.
Ориентируйтесь на беглый гласный е— он подскажет ответ.
усвоить условия правописания суффиксов –ец- и –иц-
От данных существительных в упражнении 200 образуйте существительные с суффиксами –ец- и –иц-. Объясните написание слов.
Запиши гласную суффикса:
Кресл…це, пальт…цо, ружь…цо.
Масл…це, здоровь…це, ревнив…ц.
Упрям…ца, страдал…ца, кормил…ц.
Селень…це, письм…цо, ленив…ца.
Плать…це, бель…цо, страдал…ц.
Усть…це, кузн..ца, строптив…ц.
Проверьте себя и оцените, используя ключ:
Расставьте ударение, определите род.
2.Почему в слове книжечка мы пишем не -ичк-, а –ечк? Ведь от слова с суффиксом -иц- — книжица — можно образовать слово с суффиксом -ичк——книжичка. Разве не так?
3.Из упражнений 204 выпиши 5 слов с суффиксами –инк- и –енк-. Сделай словообразовательный разбор этих слов.
Обрати внимание на таблицу, сделанную на уроке
1. Рассмотри таблицу: Расскажи о правописании суффиксов:
Сущ. среднего рода с основой на твердый согласный
Сущ. среднего рода с основой на мягкий согласный
Мужской женский род
Катышек, клинышек, краешек, пупырышек, хлебушек.
2.Выполни упражнение 205. Составь словосочетания с 5 любыми словами.
Определяй род существительных.
научиться различать на письме суффиксы –чик и –щик.
Используя алгоритм, образуй существительные с суффиксами –чик и –щик в упражнении 209.
В упражнении 209 установи различия в значении слов.
Составь предложения с 2 парами слов из упражнения 209.
систематизировать полученные знания и навыки правописания суффиксов имен существительных.
Контрольный диктант по упражнению 212
Проверяет учитель после урока..
Вспомни изученные на уроке
Закрепить полученные на уроке знания.
самовыбор уровня учащихся;
— составить словарный диктант на изученные на уроке суффиксы (кол-во 35 слов);
— сочинение-миниатюра с использованием имен существительных с разными суффиксами.
МОДУЛЬ №4. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного содержания
Интегрирующая цель.В процессе работы над учебными элементами вы должны:
правописание суффиксов причастий, условия выбора суффиксов
правильно писать суффиксы причастий;
правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных;
различать причастия и отглагольные прилагательные;
образовывать причастия с помощью изученных суффиксов;
применять полученные знания на практике, приводить и подбирать свои примеры
методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определенном уровне)
прочитайте цель урока
Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе
1. Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
МЫ — крут_м, меч_м, туш_м, точ_м, кле_м,
ВЫ — маш_те, ран_те, завяж_те, заточ_те,
ТЫ — наполн_шь, завяж_шь, пожале_шь,
ОНА — жал_тся, держ_т, образум_т, дремл_т, ОНИ — ненавид_т, стел_тся, увид_т, щипл_т.
2. Ответь на вопросы:
Как определить спряжение глагола?
Назовите глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.
Вспомни спряжение глаголов, глаголы-исключения.
Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
1. Прочитай и запомни!!
Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени зависят от спряжения. В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов1-го спряжения, пишется
В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов2-го спряжения, пишется
2. Выполни тест. Запиши гласную корня
1. завис_щий, бор_щийся, бре_щий, вед_мый,
2. невид_мый, невед_мый, кле_щий, ла_щий,
3. ка_щийся, слав_щийся, неслыш_мые,
4. независ_мые, движ_мый, пен_щийся,
5. леле_мый, брезж_щий, стро_щиеся,
3. Проверьте себя и оцените, используя ключ:
Помни :спряжение глагола определяется по суффиксу в инфинитиве.
Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий прошедшего времени.
1.Самостоятельно прочитай П.3,4 в учебнике.
Обвеш_нные прод_вцом покупат_ли,
плотно занавеш_нное окно,
вык..ч_нная на палубу бочка,
замеш_нное пек_рем тесто,
навеш_нные на стене плакаты,
обвеш_нные флажками ёлки,
замеш_нный в скандале,
навеш_нная на косяк дверь,
помеш_нный на идее человек,
расстрел_нная войсками д_монстрац_я,
смеш_нный с мукой изюм,
выкач_нный из сарая вел_сипед.
3. Сделай выводы о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Образец: выкачанная из скважины нефть — выкачать.
Обращай внимание на значение слов, от которых образованы причастия и отглагольные прилагательные
сформировать навык написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, научиться различать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.
Ознакомься с таблицей:
Страдательные причастия прошедшего времени
1. Образовано от глагола совершенного вида;
1. Образовано от глагола несовершенного вида;
Груженая машина – грузить
2. При наличии приставки ( кроме не-)
2. При отсутствии приставки (кроме не-)
3. При наличии зависимых слов
Груженная песком машина
3. При отсутствии зависимых слов
5. В словах, образованных от бесприставочного глагола совершенного вида:
Выпиши из учебника слова-исключения.
Выполни упражнение 293.
Используй таблицу. Взаимопроверка.
Повторить правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных
Прочитайте Пункт 2 раздела «Обратить внимание»
Найдите вариант с ошибкой. Исправьте её.
а) Девушка умна и образованна.
б) Калиниградская область образована в 1948 году.
в) Музыкальное училище преобразованно в колледж.
а) Ты мыслишь ограничено.
б) Моё время ограничено.
в) Эта особа довольно ограниченна.
а) Чемоданы давно собраны и уложены.
б) Твои поступки несобранны.
в) Сколько грибов собранно в этом году?
а) Новое поколение воспитано по-новому.
б) Дети милы и воспитаны.
в) Твоя соседка глупа и невоспитанна.
а) Он объяснял долго, бессвязно и рассеянно.
б) Тучи рассеянны по небу.
в) Она с утра так рассеянна.
а) Чем ты так взволнована?
б) Море взволновано сильным ветром.
в) Все были необыкновенно взволнованы.
Причастие стоит в прямом значении, а отглагольное прилагательное в переносном.
В кратком причастии – Н,
в кратком отглагольном прилагательном столько же Н, сколько в полном.
В трудных случаях смотри контрольный лист учителя.
систематизировать полученные знания и навыки правописании Н и НН в суффиксах.
Выполни упражнение 211.
А.Бесприставочное отглагольное прилагательное
Б. Полное причастие с приставкой
Г. Краткое причастие
5. Разброса…ые книги
Д. Существительное, образованное от глагола несовершенного вида
6. Смышле…ый мальчишка
Ж. Наречие, образованное от причастия с НН
З. Исключение из правила правописания Н,НН в отглагольных именах прилагательных
9. Варе…ая в кастрюле картошка
И. Отглагольное прилагательное
К. Исключение из правила правописания Н,НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных
11. Стриже…ый мальчишка
Проверь себя. Ответы на доске.
Ты можешь воспользоваться материалами урока и своими наработками по теме.
Диагностировать сформированность навыка написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
Каждое утро отец Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взглядом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что-то…
В окно он видел залитую солнцем площадь,
мощенную круглыми, ровными камнями, и напротив каменную стену длинного, без окон, сарая. На углу стоял извозчик, похожий на глиняное изваяние, и непонятно было, зачем он стоит здесь, когда по целым часам не показывалось ни одного прохожего (Л.Андреев).
Графически обозначить орфограммы и пунктограммы.
Проверяет учитель после урока.
подведение итогов и оценка, самооценка учащихся.
Что ты знаешь о правописании гласных в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?
Как отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного?
Сколько Н пишется в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных?
Закрепить полученные на уроке знания.
— выучи слова-исключения, составь с ними словосочетания (всем)
— сочинение –миниатюра с использованием слов с Н и НН
УСПЕХА! Ты обязательно справишься!
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов.
В обобщенном и систематизированном виде цели лабораторной работы могут быть представлены так:
— закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний;
— привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой (умение работать со словарями разных типов, оценивать и сопоставлять планы, тезисы, конспекты, аннотации отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала);
— ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа;
— выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике;
— формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, умений и навыков.
Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.
Интересны темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.
Тема, начатая на практическом занятии, может быть предложена в лабораторной работе, и наоборот.
Лабораторной работе может быть посвящен как весь урок, так и его часть, а также она может являться домашним заданием.
Задания при исследовательской методике могут быть различными, все зависит от того, на каком этапе изучения темы она проводится. Если лабораторная работа предшествует практическим занятиям, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос. Если же лабораторная работа следует на этапе закрепления, то она носит обобщающий характер.
При проведении работы следует учитывать следующее:
— наличие учебной и справочной литературы;
— время выполнения работы;
— задания для индивидуальной и групповой работы (оптимальное количество учащихся в группе – 6 – 8 человек);
— оценочный лист (в нем будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом).
Алгоритм проведения лабораторной работы
— повторение теоретических сведений;
— выполнение практических заданий;
— предварительное ознакомление учащихся с темой и литературой к ней.
2. Проведение работы
— четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы должны быть обозначены в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;
— оснащение лабораторной работы (выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся);
— самостоятельное выполнение лабораторной работы (основная функция учителя на этом этапе – индивидуальное консультирование)
3. Подведение итогов
— выяснение уровня овладения учащимися материала
4. Оценивание. Результаты оцениваются в классе; материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.
В старших классах проведение лабораторных работ помогает подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс), когда от учащихся требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Тематика лабораторных работ 9 класс
Лабораторная работа №1 «Лексикография»
Лабораторная работа №2 «Сложносочиненное предложение»
Лабораторная работа №3 «Классификация сложноподчиненного предложения»
Лабораторная работа №4 «Классификация бессоюзного сложного предложения»
Лабораторная работа №5 «Сложное синтаксическое целое»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Цели: 1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей;
2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы со словарем
Задание 1 Реализация домашнего задания
Схема анализа словаря
Полное название словаря
Автор (составитель), редактор словаря
Издание (место и год)
Объем словаря (в словарных единицах)
Порядок расположения материала
Каково назначение словаря, кому он адресован
Система условных помет
Способ подачи омонимов
Пример словарной статьи
10. Тип характеризуемого словаря
Задание 2 Вам предложены словарные статьи (по одному слову из различных словарей).
В каждом случае определите, какой тип словаря представлен данной статьей.
Назовите словарь, его автора или составителя.
Назовите словари, которые не представлены в данной работе.
Назовите словари, в которых данное слово не представлено, и объясните почему.
Лексикология ж. наука о составе, производстве, образовании языка. Лексикография ж. составленье, обработка словарей. Лексикографический труд требует лексикологических изысканий. Лексиколог м. ученый, занимающийся сравнительными розысками состава слова или языков; лексикограф м. составитель словарей.
Лексикология и, мн. нет, ж. (нем. Lexikologie
Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику.
Лексикография, и, мн. нет, ж. (нем. Lexikographie
Теория и практика составления словарей.
Лексикограф — специалист по лексикографии.
Лексикографический — относящийся к лексикографии.
В 18—19 вв. утверждается, а в 20 в. развивается 4-я функция Л. — сбор и обработка данных для лингвистических исследований в области лексикологии, словообразования, стилистики, истории языков (словари этимологические, исторические, частотные, обратные, родственных языков, языков писателей и др.). Современная Л. приобретает индустриальный характер (создание лексикографических центров и институтов, механизация работ, с 1950, и т. д.).
Задание 3 Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.
При этом необходимо выяснить следующее:
1. Каковы способы толкования значений слова?
2. Какое количество значений выделено?
3. Какая грамматическая информация представлена в словарях (указание на категории рода, вида и др.; приведение форм словоизменения; указание на лексическую и синтаксическую сочетаемость слов)?
4. Как иллюстрируются значения слов (наличие или отсутствие примеров; примеры составителей словаря или из литературы, количество примеров)?
Примечание. Одно слово дается учителем. Второе ученик подбирает по своему усмотрению. Эти два слова должны отличаться принадлежностью к частям речи.
Д/З: Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке. Запишите их названия, сгруппировав по типам. Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке девятиклассника.
Список использованной литературы
1. Городилова Г.Г., Гельдиева С., Зайкаускене Я.Ю., Изаренков Д.И. и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. – Санкт-Петербург, 1992