учение бэкона относится к субъективному идеализму материализму объективному идеализму тест
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Философия МФПА Тест с ответами
Правильных ответов не менее 93%
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Автором труда «Философия общего дела» является …
Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…
Аквинского и Абеляра
Демокрита и Платона
В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности
В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…
+ равнозначности всех суждений
однозначности всех суждений
отрицания веры в сверхъестественное
отождествления материи и пространства
В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…
Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …
Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …
Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …
Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …
Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …
выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе
выдающаяся личность не играет никакой роли в истории
общественная жизнь – случайный процесс
+все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества
Идеология – это …
отражение классовых интересов в религиозных концепциях
+систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме
систематизированное отражение социальной действительности
совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем
система взглядов на политические партии и политическую борьбу
Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …
Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …
личные интересы преобладают над общественными
+человек не существует как индивидуум
+общность человека и природы
человек занимает центральное место
Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?
Л. Фейербах вере в Бога противопоставил …
нравственные основы общества
веру в идеальные общественные отношения между людьми
Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:
по глубине отражения действительности
по социальному характеру
+по историческому типу
по национальным особенностям
– объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ Общественное бытие
Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, – это …
доказать истинность современной научной картины мира
адаптироваться к современным условиям
+приблизиться к простому человеку
+доказать истинность католицизма
+обосновать гармонию веры и разума
разрушить грань между человеком и Богом
Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи …
+существования всеобщей божественной мудрости
непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа
революционного обновления общества
непротивления злу насилием
Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был …
По типам государства можно разделить на …
Понятие «осевое время истории» было введено в философию …
где все будут счастливы
отраженная в источниках
+ схваченная в мысли
Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании
Производственные отношения – это отношения …
Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это … техника
Согласно этическому подходу, философия рассматривается как наука о …
Социальная мобильность – это …
возможность свободного передвижения по территории государства
+переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса
активные миграционные процессы в обществе
С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что …
народ – творец истории
народ – прогрессивно мыслящие классы общества
роль народа в процессе общественного развития возрастает
Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в …
ограниченности познавательных возможностей человека
абсолютизации познавательных возможностей субъекта
трактовке знания как божественного откровения
отрицании возможности всякого постижения истины
+попытке вызвать у человека стремление к истине
Сущность волюнтаризма состоит в том, что …
ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа
народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества
+выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами
история есть результат деятельности мирового разума
Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что …
+общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов
основой общества является развитие науки и техники
история есть результат деятельности мирового разума
жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов
научное предвидение исторических событий возможно
исторический процесс совершается закономерно
общественная жизнь не имеет объективных законов
+ ход истории заранее предопределен и неизбежен
Сущность человека состоит в том, что …
это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение
+человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы
решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты
его поведение полностью предопределено генотипом
его поведение определяется биологическими законами
Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами
Дуализм – Р. Декарт, И. Кант
Идеализм – Ф. Аквинский, Д.Беркли, Г. Лейбниц
Материализм – Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах
—- Платон, Демокрит, Ф. Ницше
— Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант
— Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт
Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями
Плюралистическая – равнозначность всех факторов; отрицается наличие детерминирующего фактора общества
Материалистическая – определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса
Идеалистическая – сознание – конечная причиной исторических событий; отрицание объективных законов развития общества
—- определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий
—- отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия – определяющий фактор развития общества
Установите соответствие между философскими школами и принадлежащими к ним философами
Софистика – Протагор, Горгий
Атомизм – Демокрит, Эпикур
Милетская школа – Фалес, Анаксимен
Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как.
Философия – это высшая ступень развития …
Философское направление, представленное именами: Ж.–П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, – это …
Цивилизационный анализ общества разработан …
Ядром политической системы общества является …
… — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания Искусство
… – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального Индивидуальность
…. – это учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира
Ответы на тесты по философии: Философия Возрождения и Нового времени
Философия Возрождения и Нового времени
1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»;
б) «О достоинстве и приращении наук»;
*в) «Об ученом незнании»;
г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) конвенциональной истины;
*д) двойственной истины.
3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) эмпиризма и материализма;
4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
6. Исходный принцип философствования Декарта:
7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
д) «познай самого себя».
8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
*б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.
9. Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
*г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
*б) протяженность (распространенность);
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
б) множество конечных вещей;
*в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и информация.
15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
16. Философия природы Дж. Бруно— это:
17. В виде Левиафана рассматривал государство:
д) Николай Кузанский.
18. Согласно Локку, основой всякого познания является:
19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):
д) Николай Кузанский.
20. Философии Просвещения в целом присуще:
*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;
б) исключительная религиозность;
г) исключительный интерес к проблемам познания.
21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:
д) Николай Кузанский.
22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
*г) мошенник и глупец.
23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
д) Николай Кузанский.
24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
25. Установите соответствие философа философскому направлению:
а в г1. эмпиризм; а) Бэкон;
б д2. рационализм; б) Декарт;
26. Установите последовательность возникновения философских трудов:
1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;
5б) «Об общественном договоре» Руссо;
2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;
3д) «Новая Атлантида» Бэкон.
27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
в1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;
д2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;
б3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;
Тест: Тест по темам по философии с ответами
Тема: Тест по темам по философии с ответами
Тип: Тест | Размер: 135.06K | Скачано: 959 | Добавлен 30.10.08 в 15:06 | Рейтинг: +30 | Еще Тесты
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
Тема 1. Предмет и специфика философского знания
1.(С) Представитель объективного идеализма:
2.(С) Исторические типы мировоззрения:
3.(П) Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это …….
4.(П) Методологический принцип, признающий разум основой познания:
5.(П) Философское учение, согласно которому мир имеет одно начало: или материальное, или духовное:
6. (ПС) Кант видел назначение философии в поисках ответов на следующие вопросы:
а) что я могу знать? б) что я должен делать? в) на что я могу надеяться? г) что такое человек?
Установите соответствие между перечисленными вопросами и философскими дисциплинами, в которых следует искать ответы на каждый из этих вопросов:
1) философская антропология;
4) философия религии.
7. (П) Онтология – это учение о:
8. (С) Совпадают ли по объему понятия «философия» и «наука»?
в) частично совпадают.
9. (С) Материализм – это:
б) практический, здравый взгляд на вещи;
в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;
г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.
10. (С) Идеализм – это:
а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;
б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;
в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;
г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.
11. (П) Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это:
12. (С) Представители материализма:
13. (С) Философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – это ……
15. (С) Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… идеализм.
16. (С) Философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека – это… идеализм
17. (П) Агностицизм – это:
а) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира,
в) отрицание сотворения мира Богом,
г) признание относительности любого человеческого знания.
18. (П) Гносеология – это учение о:
б) законах и формах правильного мышления;
19. (ПС) Заполните таблицу, поставив в соответствие каждому ответу на поставленные вопросы одно из следующих понятий:
а) материализм, б) агностицизм, в) идеализм, г) дуализм, д) монизм.
Что составляет основу мира?
Основа мира едина или множественна?
Сущность мира неизменна?
Ответ: 1 а, 2 в, 3 д, 4 г, 5 б.
20. (5) Философское учение о ценностях – это:
Тема 2. Восточная философия
1.(С) Начало формирования философского мышления в Индии связано с:
2. (С) Основные идеи брахманизма изложены в:
3. (П) Даосизм – это философия:
4. (ПС) Категория «небо» относится к философии:
5. (П) Верно ли утверждение, что категория «недеяние» характеризует философию Лао-цзы?
6. (ПС) Категории философии Конфуция:
7. (ПС) Элементы, входящие в учение о пяти стихиях в Древнем Китае:
8. Установите соответствие между философскими учениями и категориями, которые в них используются:
Ответ: 1 б, 2 в, 3 г, 4 а
9. (ПС) Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме:
а) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.
Б) Существует освобождение от страдания.
В) Существует причина страдания.
Г) Существование человека неразрывно связано со страданием
10. (С) Материалистическая школа в философии Древней Индии называется …
Тема 3. Античная философия
1.(П) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:
2.(5) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг «Познай самого себя»?
3. (ПС) Установите соответствие между понятием и мыслителем, чьи воззрения это понятие представляет:
Ответ: 1 г, 2 в, 3 а, 4 д, 5 б.
4. (С) Создатель формальной логики – это:
5. (С) Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:
б) объективный идеализм,
в) субъективный идеализм,
6.(С) Огонь первоначалом сущего считал:
8. (С) Представитель диалектической традиции в философии:
9. (ПС) Представители материалистического направления в античной философии:
10. (С) Автор высказывания: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»:
11. (П) Представитель атомизма:
12. (П) Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.:
13. (С) Античный философ, выделявший первую философию (учение о сущем) и вторую философию (учение о природе) – это …
14. (ПС) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего: материальная; …. действующая; целевая.
Укажите недостающую в этом перечне первопричину.
15. (ПС) С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием:
а) плохого воспитания
б) человеческого незнания
в) божественного промысла
г) подражания авторитетам
17.(П) Согласно софистам, критерием, мерой истинности суждений следует считать:
18.(ПС) Первая философия, предметом которой, согласно Аристотелю, являются умопостигаемые сверхчувственные сущности:
19 (П) Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой:
20.(П) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал:
Тема 4. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры.
1.(П) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:
2.(П) Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:
3.(П) Характерная черта средневековой философии:
4.(П) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:
5. (П) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?
6. (ПС) Философский реализм – это философское направление:
а) адекватно воспроизводящее реальность.
б) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи.
в) утверждающее, что реальны только единичные вещи
7. (ПС) Мыслители эпохи Средневековья:
а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;
б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;
в) отрицающее возможность познания внешнего мира;
г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.
9. (С) Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?
а) эмпиризм и рационализм;
б) диалектика и метафизика;
в) реализм и номинализм;
г) скептицизм и агностицизм.
10. (С) В средневековой философии основа, первопричина всего существующего – это …..
11. (С) Отличительные особенности, характерные для средневековой философии:
в) противопоставление «града земного» и «града небесного»;
д) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.
12. (С) Статус философии в эпоху Средневековья точно отражает следующее высказывание: « Философия – служанка …»
13 (С) Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй – “…”.
14. (ПС) Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:
б) Августин Блаженный
15. (П) Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:
а) соотношение веры и разума;
б) создание мира Богом;
г) двойственности природы человека (божественной и земной)
16. (С) Для средневековой философии характерен:
18. (ПС) Философское течение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же производно от общего и, следовательно, вторично – это …
19. (ПС) «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:
а) пять логических доказательств бытия Бога;
б) пять способов обретения истинной веры;
в) пять догматов христианского вероучения;
г) пять заповедей христианской морали.
20.(П) Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:
а) бытие – это реальное существование объектов материального мира
б) бытие – это непосредственное существования чего – либо;
в) бытие есть независимое от сознания существование объективного мира
г) бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
1.(П) Мыслитель эпохи Возрождения, считавший, что правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы:
2.(С) Пантеизм – это отождествление:
в) человека и природы
3.(С) Верно ли утверждение, что гуманисты эпохи Возрождения были атеистами?
4.(С) Антисхоластическая направленность воззрений мыслителей эпохи Возрождения предполагала:
а) утверждение авторитета церкви
б) развитие атеистических убеждений
в) критику средневековой философии
г) освобождение христианской идеологии от еретических учений
5.(П) Реформация привела к возникновению в христианстве такого направления, как …
6. (П) В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?
а) античное искусство, философия, образ жизни;
б) христианское вероучение;
в) античная мифология и религия;
г) раннесредневековая патристика
7. (ПС) Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:
8. (С) Воззрения Бруно характеризуют идеи:
а) бесконечности Вселенной;
б) построения идеального государства;
в) существования бесчисленного множества миров во Вселенной;
г) атомарного строения материи
9. (С) Пантеизм – это учение:
а) о сотворении мира Богом;
б) о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается;
в) о божественном предопределении всего сущего;
г) отождествляющее Бога и природу;
д) отрицающее существование Бога
10.(ПС) Установите соответствие между историческими типами философской мысли и перечисленными ниже характеристиками:
1. Античная философия а) космоцентризм, политеизм, демифологизация;
2. Средневековая философия б) антропоцентризм, пантеизм, секуляризация;
3. Философия эпохи Возрождения в) теоцентризм, монотеизм, сакрализация
11. (С) Мыслитель эпохи Возрождения, нарисовавший образ идеального государства и поместивший его на остров Утопия:
12. (С) Философское учение, отождествляющее Бога и природу – это…
13. (П) Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:
14. (П) Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:
15.(ПС) Определите, достижения каких мыслителей наиболее весомы в перечисленных ниже областях философской мысли:
Ответ: 1 в г, 2 а, 3 б.
16.(П) Характерная черта натурфилософии эпохи Возрождения:
17. (П) Создатель гелиоцентрической системы мира:
18.(П) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:
19. (С) Для философской позиции Кузанского характерен:
20. (С) Хронологические рамки эпохи Возрождения:
Тема 6. Философия Нового времени
1.(С) Ложные представления, которые являются следствием несовершенства органов чувств, по Бэкону:
2.(П) Наилучшая форма правления, по Гоббсу:
б) абсолютная монархия
в) конституционная монархия
3 (ПС) Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:
а) заключение международных соглашений
б) заключение двухсторонних государственных соглашений
в) возникновение общества
г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми
4.(П) Метод истинного познания в философии Бэкона – это …
5.(ПС) Иллюстрацией какого вида заблуждений, в соответствии с трактовкой Бэкона, может служить следующая фраза: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе»?
6. (П) Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:
7. (П) Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: «Мыслю, следовательно, существую»:
8. (П) Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания:
9. (ПС) Представители рационализма:
10. (ПС) Философская позиция, выраженная в суждении: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:
11. (С) Сторонники концепции общественного договора:
12.(П) Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:
13. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности – это…
14. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и, прежде всего, научно-организованный опыт – эксперимент – это…
15. (ПС) В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой:
а) основы религиозных убеждений человека;
б) заблуждения, создающие у человека ложные представления;
в) предметы поклонения;
г) ориентиры научного познания.
16. (П) Позиция Декарта, признававшего равноправное существование двух субстанций: материальной и духовной – это …….
20. (С) Автор идеи разделения властей:
Тема 7. Философия эпохи Просвещения
1. (С) Вольтер являлся сторонником:
2 (П). Французские просветители – Дидро, Ламетри, Гольбах – являлись сторонниками:
3. (П) Верно ли утверждение, что в философии французского Просвещения доминантой общественного развития признавался разум?
4 (ПС). Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо:
а) сосредоточить в руках монарха
в) сосредоточить в руках законодательного собрания
г) передать в руки церковных иерархов
5. (ПС) Французский просветитель, наиболее детально обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
6. (П) Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:
б) разума и справедливости
1) XVII в. а) Критика схоластики.
2. XVIII в. б) Критика метафизики.
в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам.
г) Преимущественный интерес к социальным проблемам.
д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира.
е) Попытки заменить религиозную картину мира научной.
Ответ: 1 а в, д; 2 б, г, е.
8. (С) Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения:
а) Уровень развития производительных сил общества.
б) Степень совершенства человеческого разума.
в) Степень демократичности политического устройства.
г) Уровень религиозности общества.
9. (С) Характеристики, свойственные философии Просвещения:
а) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма);
б) религиозный характер;
в) преимущественный интерес к социальным вопросам;
г) преобладание онтологической и гносеологической проблематики.
10. (П) Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:
а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;
б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;
в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам
11. (ПС) Все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства – это, по мнению Гольбаха, …
12. (С) Французский просветитель, утверждавший, что в природе все происходит в силу необходимых причин, и в ней нет ничего случайного:
13. (П) Верно ли утверждение, что французские просветители являются создателями системы законов и категорий диалектики?
14. (С) Главная причина социального неравенства, по мнению Руссо:
а) частная собственность,
г) разделение труда,
15. (П) Представители философии французского Просвещения:
16. (П) Позиция, которую отстаивает Гольбах в своей работе «Система природы»:
17. (ПС) Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:
а) разделения властей,
б) общественного договора,
в) ликвидации частной собственности,
г) определения политики экономикой.
18. (С) Представители философии немецкого Просвещения:
19. (П) Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:
20. (П) Французские просветители – сторонники атеизма:
Тема 8. Немецкая классическая философия
1. (П) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:
2. (С) Положение, соответствующее нравственной позиции Канта:
а) «Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай».
б) «Всякий перед всеми за всех виноват».
в) «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».
3. (ПС) Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:
а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.
б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.
в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.
4. (ПС) Кантовское понятие «априори» означает:
а) неразрешимое противоречие;
в) внеопытное знание;
г) отрицание возможности познания мира
5. (С) Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии:
а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.
в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.
г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.
7. (С) Термины, характеризующие философию Канта:
8. (П) Представители немецкой классической философии:
9. (ПС) Установите соответствие между перечисленными ниже идеями и их авторами – представителями немецкой классической философии:
1) идея познавательной активности субъекта;
2) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;
3) систематика законов и категорий диалектики
10. (П) Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:
11. (П) Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:
15. (П) Гегель – представитель:
а) объективного идеализма,
б) субъективного идеализма,
в) метафизического материализма,
г) диалектического материализма.
16. (П) Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве:
17. (С) Понятие, характеризующее философию Гегеля:
18. (С) В гносеологии Канта … в себе – это то, что непознаваемо.
20 (С). Верно ли утверждение, что историческое значение гносеологии Канта заключается в обосновании безграничности возможностей научного познания?
В) справедливо в отношении естествознания
Г) справедливо в отношении социогуманитарных наук
Тема 9. Марксистская философия
а) материалистическое понимание истории;
б) формулировка принципов правового государства;
в) создание идеалистической диалектики;
г) формулировка категорического императива;
2. (С) Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:
3. (П) Проблема, которая рассматривается в марксистской философии как «основной вопрос философии»:
а) отношения материи и сознания, бытия и мышления;
б) смысла жизни человека;
в) смысла и направленности исторического процесса;
г) естественных прав и свобод человека
4. (ПС) Оригинальность марксистской гносеологии состоит:
а) в признании относительности любых истин.
б) в понимании познания как отражения действительности.
в) в признании исходным пунктом познания наших ощущений.
г) во введении категории «практики» в гносеологию.
5. (П) Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:
а) Уровень развития производительных сил.
б) Степень демократичности политического режима.
в) Уровень развития научных знаний.
г) Степень нравственного совершенства человека.
6. (ПС) Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:
а) Историческое развитие носит субъективный характер.
б) Общественное бытие определяет общественное сознание.
в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.
г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.
7. (П) Философию марксизма характеризует:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм;
г) диалектический материализм;
8. (ПС) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:
б) подвергнуть его разумной критике;
10. (П) Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:
в) экономические (производственные);
12. (П) В вопросах познания Маркс и Энгельс были сторонниками:
б) гносеологического оптимизма;
д) разумного эгоизма;
13. (С) В марксистской философии политика:
а) отношение между классами;
б) деятельность по охране присущих каждому индивиду естественных прав и свобод;
в) деятельность, направленная на достижение общего блага;
г) деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти
14.(С) Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них – это данное Лениным определение:
а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;
б) экономическая сфера жизни общества;
в) определенная стадия в развитии материального производства;
г) буржуазное общество
16.(С) В марксисткой философии … первична, сознание вторично.
17.(П) Способ существования материи в марксистской философии:
18.(П) Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:
19.(П) Верно ли утверждение, что, с точки зрения марксизма, основная проблема философии – проблема свободы человека, его сущности и предназначения?
20.(С) Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:
а) материалистов и идеалистов
б) агностиков и скептиков
в) сторонников диалектики и сторонников метафизики
г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма
Тема 10. Западная философия
1. (ПС) Установите соответствие между группами понятий и философскими направлениями, в которых они используются:
1) пограничная ситуация, неподлинное существование, отчуждение;
2) верификация, прояснение языка высказываний, анализ предложений;
3) бессознательное, сублимация, либидо.
а) неопозитивизм; б) экзистенциализм; в) психоанализ.
2. (ПС) Направление философии ХХ в., в котором человек является подлинным центром философствования:
б) критический рационализм;
3. (С) Экзистенциалистское понимание свободы:
а) свобода есть познанная необходимость;
б) свобода есть автономия выбора;
в) свобода воли есть не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
4.(П) Философ, который ввел в научный оборот понятие «парадигма»:
5. (ПС) Понятие, означающие «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»:
а) научные парадигмы;
г) научные революции
6. (ПС) Сциентизм – это:
а) Объявление науки высшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все остальные формы духовной жизни.
б) Широкая критика науки как формы постижения мира и как социального института, в перспективе угрожающих существованию человеческой цивилизации.
в) Учение о закономерностях научного познания.
г) Обозначение процесса вытеснения наукой религиозного мировоззрения.
7. (С) К рационалистической традиции философствования можно отнести:
8. (П) Выберите суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов:
а) сущность предшествует существованию;
б) существование предшествует сущности;
в) сущность и существование совпадают;
9. (С) Постпозитивизм можно рассматривать как философию:
в) социальных систем;
10. (С) Первооснова мира в концепции Шопенгауэра:
11. (П) Представители экзистенциализма:
12.(П) Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия:
в) антропологический материализм;
13. (П) Основой для развития неотомизма послужило учение:
б) Ансельма Кентерберийского,
г) Августина Блаженного,
14. (5) Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:
15 (П) Верно ли утверждение, что Поппер отрицал существование объективных законов общественного развития?
в) только в отношении закрытого общества,
г) только в отношении открытого общества.
Тема 11. Русская философия
1. (П) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
1. Славянофильство, 2. Западничество
а) Герцен, б) Хомяков, в) Киреевский, г) Белинский, д) Аксаков
Ответ: 1 б, в, д; 2 а, г
2. (С) Соборность – это:
а) свободное духовное единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей;
б) принадлежность людей к определенной религиозной конфессии (католицизму, протестантизму, православию и пр.);
в) стиль храмовой архитектуры;
г) высшая степень религиозности
3. (С) Сторонники материализма в русской философии:
4. (С) «Общее дело» в философии Федорова:
а) осуществление социалистических преобразований;
б) борьба против смерти и воскрешение мертвых;
в) изгнание из Царьграда басурман;
г) примирение и объединение Востока с Западом
5. (ПС) Направление русской философской мысли, не имеющее аналогов в западноевропейской философии:
а) философия всеединства;
б) антропологический материализм;
в) космическая философия;
г) экзистенциальная философия.
6. (ПС) Почвенничество продолжает в русской философской мысли традицию:
б) философии всеединства;
в) либерального западничества;
г) радикального западничества
7. (П) Направление в русской философии, которому соответствует формула: “Православие, самодержавие, народность”:
в) философия всеединства,
8. (ПС) Установите соответствие между понятиями и философами, в концепциях которых они имеют ключевое значение:
1) культурно-исторический тип; 2) соборность; 3) всеединство; 4) воскрешение
а) Соловьев, б) Данилевский, в) Федоров, г) Хомяков.
Ответ: 1 б, 2 г, 3 а, 4 в.
9. (С) Концепцию какого русского философа можно отнести к типу религиозного философствования?
10. (П) Представители русской религиозно–идеалистической философии:
12. (ПС) По мнению славянофилов, самобытные особенности исторического развития России, которые следовало поддержать в качестве жизнеспособных начал:
г) крепостное право,
13. (П) Представители радикального крыла западничества:
14.(П) Основоположник русского космизма:
15. (П) Основоположник «философии всеединства»:
16.(П) Направления русской философской мысли, искавшие ответ на вопрос: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, или у России свой особый путь:
а) материализм и идеализм
б) космизм и западничество
в) либерализм и анархизм
г) славянофильство и западничество
17.(С) По мнению славянофилов, структурной единицей организации русской жизни является ……….
19.(С) Форма государственного правления, способная, по мнению русских консерваторов, обеспечить целостность и устойчивость России:
в) конституционная монархия
г) самодержавная монархия
20.(П) Одна из приоритетных для всей русской философии проблем:
а) обоснование критериев истины
б) поиск первоначала бытия
в) человек, его судьба и смысл жизни
г) обоснование атеистического мировоззрения
Тема 12. Проблема бытия
Тема 13. Философское понимание материи
1.(П) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:
2. (С) Суждения, являющиеся философскими:
3. (П) Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:
в) эпоха Возрождения,
г) эпоха Просвещения.
4. (ПС) Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:
б) бытие социального,
в) бытие духовного (идеального).
6. (С) Способность к эволюции (развитию) отличает:
а) мир неживой природы,
б) мир живой природы,
г) все перечисленные объекты.
7. (П) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:
8. (П) Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:
9. (ПС) Все, что существует в мире, это либо объект, т.е. вещь, либо его свойство, либо отношение. Установите соответствие между этими элементами бытия и приведенными ниже примерами.
Ответ: 1 а, г, 2 в, д, 3 б.
10. (С) Системное свойство – это:
а) Свойство, присущее каждому элементу системы по отдельности.
б) Свойство, появляющееся в результате объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.
в) Способность объектов удовлетворять требованиям определенной систематизации, классификации.
11. (ПС) Способ взаимосвязи элементов какой-либо целостности – это:
12. (ПС) Установите соответствие между теориями и группами понятий:
а) Противоречие, отрицание, развитие
б) Нелинейность, бифуркация, диссипативная система
в) Структура, элемент, целостность
13 (ПС) Расположите нижеприведенные понятия в порядке возрастания степени общности:
15. (С) Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:
а) принцип единства и борьбы противоположностей;
б) принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений;
в) принцип отрицания отрицания;
г) принцип противоречивого единства необходимости и случайности
Тема 14. Сознание как предмет философского анализа
Тема 15. Познание, его возможности и границы
1. (С) Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:
2. (П) Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:
3. (С) Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:
а) предметно-практическая деятельность и речь;
б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;
в) мутагенез и изменение климата;
г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия
5. (П) Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:
6. (ПС) Укажите верные характеристики сущности сознания:
в) общественно-исторический характер,
7. (С) Формы чувственного познания:
8. (С) Формы рациональной ступени познания:
9. (П) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:
10. (П) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:
11 (С) Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это …
12. (П) Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:
13. (П) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:
б) формально-логическая непротиворечивость,
г) гармоничность, красота.
14. (П) Независимость истины от познающего субъекта означает ее:
15. (С) Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:
Тема 17. Природные основы общественной жизни
1.(П) Факторы, влияющие на рост народонаселения:
а) только биологические
б) только социальные
в) и биологические, и социальные
2.(ПС) Установите соответствие между утверждениями о сущности природы и концепциями, которые они характеризую:
1. Природа – окружающий нас мир во всем многообразии и бесконечности, существующий независимо от сознания.
2. Природа есть порождение и отчуждение абсолютной идеи.
3. Природа есть результат творения Бога, и она развивается по намеченному им плану.
Б)– Гегелевская концепция.
3.(С) Установите соответствие между приведенными суждениями об обществе и теми школами, в рамках которых они возникли:
1. Общество есть форма совместной жизни людей. Это обособившаяся часть природы, которая неразрывно связана с ней. В основе развития общества лежат материальные экономические факторы.
2. Общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно развивается по аналогии с биологическим организмом.
3. Развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.
А) Органическая теория
4.(П) Установите соответствие между социальной теорией и ее представителем:
2. Органическая теория общества.
3. Географический детерминизм.
4. Диалектико-материалистическое понимание
5.(ПС) Расположите понятия от общего к частному:
Ответ: в, а, г, б.
6.(П) Теория, согласно которой развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него географических факторов, называется … детерминизм.
7.(С) Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:
8.(С) Естественная основа материального производства и жизни общества:
а) природные богатства
б) производительные силы
в) производственные отношения
г) потребности человека
д) способности человека
10.(П) Автор концепции биосферы:
12.(С) Автор концепции этногенеза, в которой процессы этнического развития рассматриваются сквозь призму пассионарности,-……
13.(П) Кто доказал влияние активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле?
14.(С) Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:
а) Социальная экология
г) Социальная онтология
15.(ПС) Мыслитель, усматривавший прямую зависимость этногенеза от географической среды:
Тема 18: Общество как целостная саморазвивающаяся система
Ответ: структура
социальная структура
4.(С) Общественное сознание в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное ………
7.(С) Общество есть целостная саморазвивающаяся система, в основе которой лежат материальные, прежде всего экономические факторы. Эту точку зрения впервые высказал:
8.(С) Общество есть система, в которой следует выделить два основных аспекта исследования: социальную статику и социальную динамику. Эта точка зрения принадлежит:
9.(С) Точка зрения, согласно которой в основе развития общества лежит развитие общественного сознания, принадлежит:
10.(П) Процесс, характеризующий способность социальной системы обеспечивать и воспроизводить собственную деятельность:
11.(С) Общество как целостный социальный организм характеризуется рядом атрибутивных (основополагающих) свойств. Выделите их:
в) межличностные отношения
12.(П) Изменения негативного характера, ведущие к рассогласованию связей и функций частей системы, уменьшению ее упорядоченности или к ее распаду:
14.(П) Всякое общество, согласно К.Марксу, в своей деятельности есть совокупность всех общественных …
15.(П) В основании функционирования и развития всякого общества лежит целостная и продуктивная ……. людей.
Тема 19. Философские проблемы экономической жизни общества.
1.(С) Экономическая сфера жизни общества – это социальное пространство, на котором осуществляется:
а) экономическая жизнь общества
г) удовлетворение материальных потребностей людей
2.(С) Товаром называется:
а) вещь, обладающая потребительной стоимостью;
б) предмет, который нужен людям;
в) продукт, произведенный для обмена посредством купли – продажи
г) все то, что может удовлетворить какую-либо потребность человека
3.(С) Глубинная основа экономического обмена:
а) желание людей удовлетворять свои разнообразные потребности.
б) общественное разделение труда.
в) установившаяся традиция.
г) желание одних людей помочь другим.
4.(П) С марксистской точки зрения, наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом оказывает:
а) воля людей и их желание;
б) наличие сильных личностей и способных политических элит;
в) природные факторы;
г) способ производства материальных благ;
5.(С) Точка зрения, согласно которой «способ материальных благ, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», характеризует взгляды:
6.(П) Люди «начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни». Правомерно ли утверждать, что это суждение характерно для представителей марксистской философии?
7.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) материальное производство;
г) производительные силы;
8.(П) Факторы, характерные для экономической жизни общества:
а) потребление предметов и услуг;
б) наслаждение материальными и духовными благами;
г) производство предметов и услуг;
9.(п) К производственным отношениям относятся:
а) отношения политические
б) отношения обмена
в) отношения потребления
г) отношения идеологические
д) отношения собственности
е) отношения религиозные
10.(П) Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил сформулировал:
11.(П) Элементы производительных сил общества:
б) технология производства;
в) природные ресурсы;
г) транспорт, коммуникации;
д) географическая среда;
12.(П) Элемент производственных отношений:
а) отношения собственности на средства производства;
б) отношения, которые складываются внутри семьи;
в) отношения распределения политической власти в обществе;
г) этнические отношения;
13.(ПС) Установите соответствие между трактовкой общества и ее сторонником:
1. общество есть результат подражания; а) Маркс
2. общество есть результат деятельности элит; б) Тард
3. в основе развития общества лежит способ в) Парето производства материальных благ;
4. общество есть результат развития г) Гегель абсолютной идеи;
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а, 4- г.
14.(П) Правомерно ли включать в структуру производительных сил безработного?
15.(ПС) Установите соответствие между ниже перечисленными понятиями и их авторами:
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а,4- г.
Тема 20: Политическая жизнь общества.
1.(С) Фундаментальным основанием политики является …….
2.(С) К характерным признакам государства относятся:
г) этническое единство
3.(П) Ниспровержение существующего социально- политического строя силовыми методами:
4.(С) Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:
5.(П) Сфера общественной жизни, связанная с определением форм, задач и содержания деятельности государства, направления его функционирования:
8.(ПС) Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства:
9.(С) Установите соответствие между двумя группами понятий:
Ответ: 1- б, в, д; 2 – а, г.
10.(С) Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную:
11.(П) Черты государства, отличающие его от других социальных институтов:
б) наличие специального аппарата власти
в) монопольное право издавать законы
г) управление экономическими процессами
д) общность религиозных убеждений
12.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) политический режим
в) политическая жизнь общества
13.(П) Главным элементом любой политической системы является президент. Верно ли это?
15.(П) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается по наследству:
Тема 21: Правовая сфера жизни общества.
1.(С) К существенным особенностям права относятся:
а) исторический характер права
б) классовый характер права
в) связь права с социальной психологией
г) связь права с государством
2.(П) Концепцию естественных прав человека разрабатывали:
3.(П) К признакам правового государства относятся:
а) верховенство закона
б) контроль над всеми сторонами жизни общества
в) соблюдение основных прав и свобод личности
г) разделение властей
4.(ПС) Положение, характеризующее либеральную концепцию права:
а) запрещено все, что не разрешено;
б) главная функция права – запреты на те или иные виды деятельности;
в) права и свободы гражданина являются первичными;
г) основная функция права – социальный контроль;
5.(П) Верно ли утверждение, что закон может быть и неправовым, если он нарушает основополагающие принципы права (равенства, свободы, справедливости)?
6.(П) Самая главная опора и гарантия исполнения правовых норм:
а) социальный консенсус;
б) наличие развитой политической системы;
в) сильное государство;
7.(С) Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится:
8.(П) Декларация прав человека и гражданина была принята в:
9.(П) Выберите верное суждение:
а) право и мораль тождественны;
в) основное назначение и права, и морали – регуляция отношений между людьми
г) и право, и мораль находят воплощение законах, установленных государством;
10.(С) Монополизация власти в руках одного лица или органа может быть исключена только при условии соблюдения принципа разделения …….
11.(П) Основная функция права состоит:
а) в регулировании отношений между людьми;
б) в поддержании господствующей идеологии;
в) в укреплении нравственности в обществе;
г) в преодолении национализма;
12.(П) Принцип, действующий по отношению к гражданам в правовом государстве:
а) «разрешено абсолютно все»
б) «разрешено все, что не запрещено»
в) «разрешено все, кроме политики»
г) «запрещено все, что не разрешено»
13.(ПС) Понимание права как совокупности установленных и поддерживаемых государством общеобязательных норм поведения людей характерно для:
а) либерального подхода
б) социологического подхода
в) традиционного подхода
г) политического подхода
Тема 22: Духовная жизнь общества.
1.(С) Главная функция искусства:
3.(П) Ключевая функция науки:
4.(С) Установите соответствие между типами религий и их разновидностями:
Ответ: 1- б, г, д; 2- а, в.
6.(ПС) Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целесообразности:
б) всеобъемлющий характер
в) воспитательный характер
7.(ПС) По непосредственному отношению к практике науки делят:
а) на теоретические и эмпирические
б) на фундаментальные и прикладные
в) на теоретические и практические
г) на естественные, социогуманитарные и технические
8.(С) В структуру духовной жизни общества входят:
а) духовные ценности
б) духовные потребности
в) духовные издержки
г) духовное производство
д) духовная прибыль
9.(С) Уровни научного познания, которые различаются по глубине постижения действительности:
10.(П) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
в) духовная сфера общества
г) религиозный культ
11.(П) Основной критерий истины в научном познании:
12.(С) Главная функция морали:
13.(П) Форма отражения действительности, характерная для искусства:
б) художественные образы
в) совокупность норм поведения
г) система догматов
д) политические программы
14.(П) Верно ли утверждение, что моральные нормы, принципы, ценности являются результатом деятельности профессионалов?
15.(П) Иллюстрацией каких причин возникновения и воспроизводства религиозных верований является выражение: «Страх создал богов»?
Тема 23: Смысл и направленность истории.
1.(С) Французский просветитель, обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
2.(П) Закон трех стадий развития общества, основанного на смене форм познавательной деятельности, был сформулирован:
3.(С) Эсхатологический характер исторического процесса признавали:
б) Августин Блаженный
4.(С) Выделите точку зрения Шпенглера на соотношение культуры и цивилизации:
б) цивилизация и культура органически взаимосвязаны
в) цивилизация – это конечный этап развития культуры, означающий ее «закат»
5.(П) Эпоха, для которой характерна идея универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:
6.(П) Категории, используемые Марксом в его философско-историческом учении:
а) общественно–экономическая формация
б) культурно–исторический тип
в) историческая закономерность
г) экономический базис общества
7.(П) Понятия, использующиеся при объяснении развития человеческого общества и исторического процесса:
г) культурно–исторический тип
8.(С) На вопрос: имеет ли человеческая история смысл? – отрицательно отвечает:
9.(ПС) Определяющий фактор исторического развития общества в концепции Конта:
а) развитие материального производства
б) развитие общественного труда
в) прогресс человеческого разума
г) борьба социальных групп
д) развитие социального неравенства
10.(С) Маркс осуществлял периодизацию исторического развития с выделением пяти общественно–экономических формаций, исходя из:
а) уровня развития культуры
б) степени развития науки
в) технологического уровня
г) типа производственных отношений
д) типа господствующих ценностей
11.(П) Установите соответствие между понятием и его автором:
12.(П) Фактор, определяющий ход истории в концепции Августина Блаженного:
а) экономический фактор
б) абсолютный разум
в) географическая среда
г) интеллектуальный фактор
д) божественный замысел
13.(ПС) Основание выделения типов общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) в концепции постиндутриального общества:
а) тип производственных отношений
б) уровень развития науки и технологий
в) уровень развития культуры
г) тип политических отношений
15.(С) Д.Белл, О.Тоффлер и другие сформулировали философскую концепцию ……. общества.
Тема 24: Философские проблемы человека.
1.(С) Сторонник механистических взглядов на человека, согласно которым человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму:
2.(П) Согласно Демокриту, цель жизни человека:
а) достижение нирваны
б) стремление к наслаждениям
в) достижение счастья, понимаемого как радостное расположение духа
г) повышение социального статуса
3.(П) Античный мыслитель – автор концепции этического рационализма:
4.(ПС) Ориентация, согласно которой смысл жизни заключается в стремлении к наслаждению – это …….
5.(П) Рассмотрение человека как образа и подобия Бога характерно для:
6.(П) Мыслитель, чьи представления о человеке отражает следующее суждение: «Человек человеку – волк»:
7.(П) Учение о бессознательном как важнейшем факторе человеческого существования разработал …….
8.(П) Экзистенциалистскую концепцию человека разрабатывали:
9.(С) Понятие сверхчеловека использовал в своей философии:
10.(С) Установите соответствие:
а) совокупность всех свойств организма, сформированных в процессе его индивидуального развития;
б) процесс индивидуального развития человека;
в) совокупность всех генов организма;
11.(С) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
1. Экзистенциализм а) Камю
2. Неофрейдизм б) Ленин
3. Марксизм в) Бердяев
Ответ: 1а; 2г, е; 3 б, д.
12.(П) Философское учение, согласно которому существование человека предшествует его сущности:
13.(С) Представители материалистической концепции человека в русской философии:
15.(С) Установите соответствие между философом и его трактовкой человека.
а) человек – это политическое животное;
б) человек есть мера всех вещей;
в) сущность человека – это совокупность всех общественных отношений;
Тема 25. Ценности и личность.
1.(п) Учение о ценностях:
2.(П) Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:
3.(П) Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
4.(С) Теория ценностей была разработана в рамках:
5.(П) Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:
6.(С) Влияние рыночных ценностей на социализацию личности:
а) только отрицательное
б) только положительное
г) и отрицательное, и положительное
7.(ПС) Установите соответствие между теорией ценностей и ее представителем:
8.(С) Ценностная парадигма западного общества характеризуется:
а) приоритетом общественных ценностей над индивидуальными
б) приоритетом религиозных ценностей над светскими
в) приоритетом индивидуальных ценностей над общественными
9.(ПС) Установите соответствие между видами ценностей и их характеристиками:
а) высшие, абсолютные ценности, выступающие в качестве смыслообразующих, бытийных ценностей
б) установки, запреты, требования, выступающие как предписания человеческого поведения.
в) промежуточные ценности, которые подчинены более высоким (важным) ценностям и во многом обусловлены ими
г) явления окружающего мира, значимые для человека с точки зрения удовлетворения его потребностей.
11.(С) Верно ли рассматривать ценности с точки зрения истинности и ложности?
13.(П) Библейский принцип «не убий» относится:
а) к предметным ценностям
б) к субъектным ценностям
в) к материальным ценностям
14.(С) Установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие как предписания человеческого поведения, называются ……. ценностями.
15.(П) Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности?
в) справедливо в отношении культуры западного типа
г) справедливо в отношении культуры восточного типа.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы