учение это как вид деятельности

Учение как разновидность человеческой деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность учения

Учение – это вид человеческой деятельности, связанной с получением, освоением, переработкой и последующим применением различной информации, а также приобретением определенных навыков.

Учение связано с выработкой индивидом различных форм поведения, ориентированных на получение новых знаний и навыков в той или области деятельности.

Учение стало следствием развития трудовой деятельности человечества. Поскольку, труд стал более совершенным и развитым, то знаний и умений, заложенных человеку природой, стало недостаточно для выполнения самостоятельных трудовых операций. Возникла необходимость обучения выполнению различных действий и операций, усвоения исторического опыта развития предыдущих поколений. Так стало развиваться учение.

Существуют две основные разновидности учения:

Учение может носить организованный характер т.е. реализовываться в специализированных образовательных заведениях, а может быть результатом получения знаний и навыков в различных сферах жизнедеятельности человека. Таким образом, оно выступает в качестве дополнительного достижения по итогам какой-то деятельности.

Учение является процессом двустороннего взаимодействия, связанного с передачей знаний и умений одной стороной, их принятием и освоением – другой.

Учение в современном обществе имеет важное значение для личностного развития. Оно ориентируется на раскрытие творческого потенциала личности, стимулирования ее познавательной заинтересованности. Без учения невозможно психическое развитие личности. Все психические процессы ориентированы на непрерывное развитие за счет учебной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Учение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своей структуре, процесс учения состоит из следующих компонентов:

Процесс учения является важнейшим видом деятельности человека. Его сущность сводится к получению знаний и навыков решения разнообразных задач.

Учение необходимо для развития и совершенствования своих познавательных процессов. Оно является еще и активной мыслительной работой, в ходе которой происходит преодоление сложностей, возникших из-за различного рода проблем.

Процесс учения отражает внутреннюю сторону педагогического процесса. Он включает в себя разнообразные приемы и способы получения жизненного опыта, его практического применения и передачи между поколениями.

Побуждение к учению

Процесс учения не всегда является простым, хаотичным, самостоятельным и спонтанным. учение имеет определенное целевое назначение. Оно возникает как необходимость, потребность в получении какой-то определенной информации. Учение имеет определенные мотивы своего развития. Получение конкретных знаний и навыков является целевым назначением учения.

На мотивацию к учению оказывают воздействие многие факторы внешнего и внутреннего характера. К ним относятся следующие:

К учению необходимо побуждать. А для этого учащийся должен подходить к процессу усвоения знаний осознанно, понимая его важность и необходимость. В задачу педагога входит развитие мотивации к учению, включающее обоснование необходимости тех или иных направлений деятельности и донесение до сознания социально значимых мотивов. Кроме того, педагог должен уметь сделать мотивы более действенными, особенно если в сознании учащегося зафиксирована важность данного мотива, но на его поведении, действиях это никак не отражается.

К учению побуждает интерес к получению знаний, потребность в какой-то информации или определенных навыках, желание освоить какие-то действия, которые понадобятся в дальнейшей бытовой и профессиональной деятельности. кроме того, мотивами к учению выступают желания человека определить на что он способен, выявить свои максимальные возможности, раскрыть таланты, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Мотивы к учению не являются устойчивыми. Они могут меняться на разных стадиях возрастного развития личности и на разных уровнях и этапах обучения. Здесь важно наличие педагогической помощи. Педагог должен выявлять приоритетные мотивы на каждом этапе обучения, уметь преобразовывать задачи, которые ставятся в процессе обучения и видоизменять их смысловое назначение. Такие задачи должны быть ясны учащемуся. Он должен правильно понимать их смысл и видеть важность их достижения. Эффективность учения зависит от познавательной заинтересованности учащихся. Заинтересовать можно к непосредственно учению, либо через опосредованный интерес к учебной деятельности, обусловленный пониманием ее значимости и важности итогов для учащегося.

Рисунок 2. Учение с увлечением. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Побуждение к учению может проявляться на разных уровнях:

Источник

Виды деятельности. Классификация видов деятельности человека

Что такое деятельность

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Реакционная деятельность

Такие действия имеют отрицательный результат, который привел к упадку. Этот эффект оценивается в масштабах истории. Поэтому иногда одно и то же действие может относиться к разным типам в разное время.

В качестве примеров выделяют начало Второй мировой войны или введение опричнины. Эти события привели к масштабным негативным последствиям.

учение это как вид деятельности

Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

Характерные черты учения как вида деятельности

Человеческая деятельность имеет особенности:

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Прогностическая деятельность

Прогноз — это выстраивание гипотез насчет будущих событий, предположения о том, что может произойти. Исследователь не знает, что будет через какое-то время, но анализирует существующую ситуацию, пытается предугадать исход.

Прогнозирование может основываться только на фантазии, например, в бытовых вопросах. Но чаще ему предшествует анализ данных, а также событий в прошлом и настоящем.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

К ее подвидам относятся:

Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

учение это как вид деятельности

Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.

Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).

Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.

Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.

учение это как вид деятельности

Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.

Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Действия человека

В зависимости от мотивов, которые побуждают человека проявлять активность, М. Вебер делил действия на 4 категории:

Выбор конкретных действий, которые необходимы для достижения результата, человек осуществляет самостоятельно, на стадии планирования своей деятельности. В ряде случаев для того, чтобы добиться цели, достаточно использовать всего одно средство, в других ситуациях необходим комплекс мер и последовательных действий.

Деятельность и общение

Единого мнения о том, является ли общение самостоятельной формой деятельности человека, в научной и учебной литературе не существует.

Под общением принято понимать процесс взаимодействия людей, в рамках которого они знакомятся, устанавливают первичный контакт и развивают его, обмениваются эмоциями и знаниями.

Общение, безусловно, облегчает осуществление любой формы деятельности, будь то труд или учеба. Кроме того, оно благотворно влияет на личность, делая ее более социализированной и развитой. Все средства общения принято делить на две большие категории:

Важно, что для общения не всегда необходим реальный и осязаемый субъект. Так, человек может общаться с животным, вести внутренний воображаемый диалог с другом, живущим далеко, мысленно воспроизводить общение двух или более книжных героев.

Общение в жизни человека выполняет ряд важнейших функций. Среди них принято выделять:

Нередко к виду общения причисляют и коммуникацию. Однако с точки зрения обществознания, эти два понятия не являются однородными. Безусловно, коммуникация тоже связана с передачей информации. Но передается эта информация в одностороннем порядке – например, через СМИ. При общении, напротив, человек имеет возможность получить обратную связь или сам отреагировать на информацию от своего собеседника.

Источник

Виды деятельности человека.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды деятельности человека« из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)

Содержание:

↑ Виды деятельности

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

↑ Общение как вид деятельности

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

↑ Игра как вид деятельности

Характерные черты игры:

↑ Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

↑ Труд как вид деятельности

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Характерные черты труда:

↑ Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.

учение это как вид деятельности

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

↑ Творчество как вид деятельности

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Источник

УЧЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учение это как вид деятельности учение это как вид деятельности учение это как вид деятельности учение это как вид деятельности

учение это как вид деятельности

учение это как вид деятельности

Учениевыступает как вид деятельности, цельюкоторого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особен-ность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического разви-тия индивида.

Учебная деятельность— ведущая деятельностьшкольного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основ-ных операций и теоретических понятий.

Развернутый анализ учебной деятельности дан

в трудах Д. Б. Эльконина (1904-1984) и В. В. Да-выдова (1930-1998).

^ В учебной деятельности участвуют непременно

«^ два лица: *> учитель; 2) учащийся.

Но это не просто передача знаний от одного

к другому. Это прежде всего процесс активного ов-ладения знаниями, умениями и навыками под руко-водством учителя. Сообщая учащимся знания, пре-подаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знани-ями, но и способом самостоятельно мыслить, добы-вать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения фор-мируется личность ученика: ее направленность, во-левые черты характера, способности и т. д.

За время обучения в школе ребенок проходит дли-тельный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему ес-тественнонаучными и историческими знаниями,

а также элементарными формами труда (обработ- (

Источник

Учение как вид деятельности

Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д. Б. Эльконина (1904–1984) и В. В. Давыдова (1930–1998).

Учение процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Учение может быть организованными

-Организованным (осуществляться в специальных учебных учреждениях).

-Неорганизованным (происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

У взрослых учение может приобретать характер самообразования.

Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя.

В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1) учитель; 2) учащийся.

Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами.

Учение школьника носит развивающий характер.

В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.

Учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоитьопределенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности.

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека.

В ходе учебной деятельности происходят изменения:

— в уровне знаний, умений и навыков;

— в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

— в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):

2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;

Структура учения:

В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:

— мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;

— осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;

— направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка материала,

— практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.

Развивающий потенциал учения:

— Учебная деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деятельность способствует другой деятельности

— Приобретения новых знаний

Труд как вид деятельности

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.

При психологическом анализе труда можно выделить следующие его признаки:

1) предвосхищение общественно-ценного результата;

2) сознание обязательности достижения заданного результата;

3) владение внешними и внутренними средствами деятельности;

4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях.

Сознание обязательности достижения заданного результата. Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.

Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива – программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.

Трудовая деятельность имеет следующую структуру:

1. субъект труда – носитель и инициатор трудовой деятельности;

2. содержание труда – процессы и способы выполнения трудовых задач;

3. условия труда – физико-химическая и социальная среда;

4. средства труда – материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты) орудия труда;

5. организация труда – порядок, продолжительность и объем трудовых задач.

Профессия – это «совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда»

Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему, способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Это первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение может быть непосредственным и

При непосредственномобщении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.

При опосредствованномобщении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович и др.) открыли роль деятельности человека в его психическом развитии. Они показали, что деятельность не остается одной и той же на протяжении человеческого развития. А.Н. Леонтьев углубил разработку идей Л.С. Выготского о ведущем виде деятельности. Благодаря его работам ведущая деятельность рассматривается, как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *