учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

Философское учение К.Маркса и Ф.Энгельса (этапы развития и основные идеи)

Материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, отмечает Энгельса, «она стояла на голове» (т.е. теперь природа и история предшествуют логике, бытие предшествует сознанию, а у Гегеля было наоборот). Освобожденная от «идеалистических оболочек», она стала методом исследования явлений природы, общества и человеческого мышления. Маркс и Энгельс отдавали приоритет бытию, материи, почему их учение и называется материализмом (историческим и диалектическим).

Суть своих философских воззрений Маркс наиболее полно и вместе с тем в концентрированной форме изложил в Предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859 г). В общественном производстве своей жизни, писал Маркс, люди вступают в определенные общественные отношения объективно, независимо от своей воли или желания. Эти отношения и составляют основу (базис) общества, над которым «надстраиваются» и государство, и другие политико-юридические образования. Особенно важно понять, что из общественного (материального) производства рождаются все уровни, все формы, все проявления сознания. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание (экономика определяет идеологию и политику). Поэтому человеческая история есть естественно-исторический процесс: ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, т.е. пока достигнутый уровень производственных отношений дает еще возможность развиваться в его лоне материальным производительным силам. Но если производственные отношения уже исчерпали себя, если они тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они будут в корне изменены, перестроены (наступает эпоха социальной революции, в результате которой происходит смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической).

Источник

Теория марксизма в социологии

Роль учения Маркса и Энгельса в социологии

Учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) занимает особое место в истории социологии. В его основе лежит диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Труды данных ученых носят междисциплинарный характер и в них есть много идеологических и оценочных суждений, в связи с чем достаточно сложно выделить в них собственно социологический аспект. Однако некоторые работы этих ученых, такие как «Анкета для рабочих» К. Маркса или же «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса, опираются на значительный эмпирический материал, в связи с чем можно говорить, что они представляют собой социологические исследования.

В «Анкете для рабочих» рассказывается о разработке сотни вопросов, которые касаются оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий труда, его охраны, вопросы бюджета семьи и другие важные социологические аспекты.

В целом же можно говорить о том, что в марксизме преобладает разработка общетеоретической социологии. Данное направление нашло свое отражение в таких трудах мыслителей как «Немецкая идеология», «Капитал», «Нищета философии», «Критика политической экономии» и других.

Несмотря на то, что марксистская теория общества придерживается философской и идеологической ориентации, нужно признать, что она содержала множество важных идей, которые так или иначе обогатили общественную мысль XIX века.

Основные положения социологической теории марксизма

К самым важным положениям социологической теории марксизма можно отнести следующие:

Также, говоря о том, какую роль марксизм сыграл в развитии социологической мысли, нельзя не упомянуть и то, какими слабыми сторонами он обладал.

Одним из недостатков марксистской теории социологи называют то, что ей был присущ экономический детерминизм, который в результате привел к тому, что роль культурных и духовных факторов в жизни общества игнорировалась.

Еще одним из недостатков было и то, что в марксизме преувеличено значение классовой борьбы, а также революционного насилия в истории, недооценены реформы, механизмы социальной интеграции и поиск согласия в общества.

Также на практике не были подтверждены такие марксистские прогнозы как неизбежность победы социализма во всем мире, а также постоянный рост численности пролетариата и возрастание его революционной роли. Не подтвердилось и предсказание о том, что усилится абсолютное и относительное обнищание трудящихся при капитализме и сократятся средние слои населения.

Подводя итог, можно сказать, что в рамках социологической теории марксизма нужно отделять научное знание от положений, характеризующихся политизированностью и идеологизированностью. Большинство идей Маркса и Энгельса вдохновили таких крупных социологов как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм также повлиял на развитие большого количества социологических школ и направлений.

Источник

Титова Н. История экономических учений. Курс лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Лекция 13. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса

Марксизм возник в 40-е годы XIX в., во времена, когда были сделаны важные научные открытия, создана техническая основа капитализма, мир пережил три экономических кризиса (1825, 1836, 1847 гг.), имели место выступления рабочих, выдвигавших политические требования (лионских и силезских ткачей), созданы чартистские организации в Англии. Источниками марксизма явились немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), английская классическая политэкономия (Смит, Рикардо).

Первым политэкономическим произведением марксизма считается работа Фридриха Энгельса (1820-1895) «Наброски к критике политической экономии». В ней рассматриваются проблемы частной собственности как исходной базы капитализма; накопления капитала; концентрации и централизации капитала; экономические кризисы.

«Экономико-философские рукописи» Карла Маркса (1818-1893) посвящены проблемам соотношения труда и капитала, динамики заработной платы. Капитал Маркс характеризует как накопленный чужой труд. Впервые отмечается, что основу человеческого общества составляет материальное производство.

Положение рабочих при капитализме на примере наиболее развитой страны очень подробно анализирует Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845). Он показывает, что становление капиталистической промышленности является результатом промышленного переворота, даёт характеристику кризисов, хотя ещё не даёт полного представления о цикле и его фазах.

В совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846) создаётся учение об общественно-экономических формациях, исторический процесс характеризуется как смена этих формаций революционным путём.

Работа «Нищета философии» Маркса* посвящена экономическим категориям. В ней Маркс пишет, что экономическое понятие имеет основой не разум человека, а отношения производства, является их отражением. Он формулирует закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, рассматривает развитие капиталистических производственных отношений.

* Написана как ответ экономисту Прудону на его работу «Философия нищеты» (1847).

В этой работе Маркс определяет стоимость как результат труда рабочих.

В целом учение Маркса о стоимости, механизме ее образования изложено в «Наемном труде и капитале» (1849)* Маркс считал, что закон стоимости действует через отклонения цен от стоимости.

Центральной проблемой первого тома «Капитала» считается производство абсолютной прибавочной стоимости, двойственный характер труда при капитализме (процесс труда и процесс возрастания стоимости) Капитал, по Марксу, — это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Маркс выделяет три ступени роста производительности труда, с которыми связано производство относительной прибавочной стоимости (простая кооперация, разделение труда и мануфактуры, машинная стадия развития).

Маркс считал, что заработная плата — это превращенная стоимость (цена) рабочей силы. Он анализирует факторы, воздействующие на изменение заработной платы, ее формы, национальные особенности.

Кроме вышеперечисленных проблем, Маркс рассматривает накопление капитала, воспроизводство, превращение прибавочной стоимости в капитал, безработицу.

w = c + v + m = k + p ,

где: с — постоянный капитал; v переменный капитал; т — прибавочная стоимость; k издержки производства; р — прибыль.

Маркс рассматривает торговый капитал и торговую прибыль, ссудный капитал и ссудный процент, распределение прибавочной стоимости.

Маркс считал, что все доходы в капиталистическом обществе имеют своим источником прибавочную стоимость, они суть превращенные формы прибавочной стоимости

Анализируя земельную ренту, Маркс рассматривает ее эволюцию, образование дифференциальной ренты I и II. Он считал, что земельная рента — это сверхприбыль, образующаяся в сельском хозяйстве в результате прибавочного труда сельскохозяйственных рабочих.

Четвертый том «Капитала» подготавливал к изданию К. Каутский, рассматривавший его как работу, параллельную «Капиталу». В 1905-1910 гг. работа была издана. После второй мировой войны рукопись издавалась в СССР Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Четвертый том «Капитала» носит название «Теории прибавочной стоимости». В нем изложена критика предшествующих экономических учений, а также детальная разработка учения о производительном и непроизводительном труде, земельной ренте, национализации земли, возможности и неизбежности экономических процессов.

* Е. Дюринг (1833—1921) немецкий философ и экономист, заметно влиявший на немецкую социал-демократию, автор работы «Философия действительности».

Энгельс рассмотрел процесс возникновения частной собственности, классов, государства, товарного производства, стоимости, накопления капитала, экономических кризисов. Энгельс выделил противоречия, возникающие в рыночной экономике: между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением, между рабочим классом и буржуазией (трудом и капиталом), между организацией производства в отдельной фирме и анархией общественного производства в целом, между производством и потреблением.

Источник

Основные принципы материалистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса в обществе

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как учение к маркса и ф энгельса характеризуется как учение к маркса и ф энгельса характеризуется как учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

Своеобразный синтез классического и неклассического типа на­учности в области социологии представляет собой материалисти­ческое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса(1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объясне­нием фактов. Предметом социологии в марксизме, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и инсти­тутов.

Каковы же наиболее важные принципы материалистичес­кого учения об обществе?

3) Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» (Там же. Т. 6. – С.442). Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или и способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель­ности людей.

Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци­ология находится в русле традиционного типа научности и нацеле­на на признание объективности научных знаний об обществе.

Но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти­руется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под ко­торым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях он отражает интересы того класса, к которому сам при­надлежит. В других случаях (когда развивает революционные кон­цепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил.

Поскольку ученые-обще­ствоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естест­венно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажиро­ванность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схе­ме: поскольку пролетариат является самым передовым, прогрес­сивным классом, то он выражает запросы и интересы всего челове­чества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следова­тельно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью.

Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности на­учные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки»

Источник

Учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как учение к маркса и ф энгельса характеризуется как учение к маркса и ф энгельса характеризуется как учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

Основные принципы материалистического

Своеобразный синтез классического и неклассического типа на­учности в области социологии представляет собой материалисти­ческое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объясне­нием фактов. Предметом социологии в марксизме, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и инсти­тутов.

Каковы же наиболее важные принципы материалистичес­кого учения об обществе?

3) Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» (Там же. Т. 6. – С.442). Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или и способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

учение к маркса и ф энгельса характеризуется как

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель­ности людей.

Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци­ология находится в русле традиционного типа научности и нацеле­на на признание объективности научных знаний об обществе.

Но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти­руется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под ко­торым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях он отражает интересы того класса, к которому сам при­надлежит. В других случаях (когда развивает революционные кон­цепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил.

Поскольку ученые-обще­ствоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естест­венно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажиро­ванность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схе­ме: поскольку пролетариат является самым передовым, прогрес­сивным классом, то он выражает запросы и интересы всего челове­чества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следова­тельно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью.

Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности на­учные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки». Подобную проблему мы затронем в следующей теме нашего курса, где рассмотрим причину идеологизации не только общества, но и всех гуманитарных наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *