учение какого философа было признано официальной доктриной римско католической церкви
Аристотелизм Фомы Аквинского
Фома Аквинский — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, а также признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.
В своих трудах таких как: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и «О правлении государей» Фома Аквинский обосновывал основные принципы христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Аристотелевское учение было при этом преобразовано так, чтобы оно не вступало в противоречие с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.
Высшая истина, согласно Фоме Аквинскому, это Бог, божественная истина, знание ее не в полной мере доступно человеческому разуму, ибо он ограничен, а потому человек должен принять на веру и ту истину, которую способен познать разум, и ту, которая вообще ему недоступна. То есть, соотношение веры и разума таково, что безусловное предпочтение отдается вере.
При этом Фома не допускал какой-либо доли свободы разума и науки по отношению к вере, выступал против учения о «двойственной истине» (именно в таком виде пыталась сохранить свое существование наука в средневековье: в форме признания веры и разума как равноправных критериев истины).
Фоме Аквинскому принадлежит доказательство бытия Бога, он выводит доказательство не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. В трактате «Сумма теологии» он писал: «Бытие Божие может быть доказано пятью путями, первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным: а под ним все разумеют Бога.
Второй путь исходит из понятия производящей причины. Которая основывается на том, что все, что происходит, имеет какую то причину. Следовательно, у всего происходящего должна быть первопричина, в данном случае она именуются Богом.
Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. То есть 3 путь обосновывается тем, что вещи могут быть и могут не быть, если это не так уж необходимо, стало быть, в мире, что то должно быть такое, которое может существовать без какой-либо необходимости, то есть само по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, это тоже есть Бог.
Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее совершенные или истинные. Отсюда следует, что есть некая сущность, являющаяся для всех сущностей совершенством или благодатью, и ее мы именуем Благом.
Пятый путь исходит из распорядка природы, который заключается в следующем: предметы, лишенные разума, например, природные тела, подчиняются целесообразности. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.
Все эти доказательства почерпнуты Фомой у Аристотеля и направлены против возможных еретических учений, которые обосновывали существование Бога из его данности человеческому сознанию, исходя из мистического пантеизма, утверждавшего наличие Бога непосредственно в человеческой душе.
Фома, как и Аристотель, понимал человека как «общественное существо», которое руководствуется в своем поведении разумом.
Фома считает науку низшим видом знания, т.к. она основывается на чувствах и может постичь только внешний, не очень важный для человека материальный мир, в то время как богословие является высшим видом знания, т.к. основывается на разуме и вере.
Также Фома Аквинский различает человека как христианина, соотнесенного только с Богом, и как гражданина, соотнесенного, как его часть, с государством.
Фома рассматривал государство, также как и Аристотель, то есть как часть миропорядка. Но если у Аристотеля государство — это часть физической природы, то у Фомы — это часть универсального миропорядка, созданного и управляемого Богом.
Цель и смысл существования государства, по мнению Фомы, заключаются в обеспечении материальных средств существования индивидов, в создании условий для их умственного и нравственного развития.
Философия Фомы Аквинского явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом как официальная философская доктрина. С соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом. Средневековая христианская философия в Западной Европе просуществовала в качестве господствующей формы мировоззрения более тысячи лет. Но к XIV веку появляются иные варианты мировоззрения, а затем на первый план выходит философская мысль эпохи Возрождения.
Таким образом, Фома Аквинский сумел органично соединить достижения античной и христианской политико-правовой мысли, создав базовую средневековую концепцию государства, церкви и права.
Средневековая философия
Фома Аквинский: переосмысление идей Аристотеля
В этой части мы познакомимся с самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета — Фоме Аквинском. Посмотрим как и зачем он строит христианскую идеологию на основе аристотелевской метафизики.
💁🏻♂️ Фома Аквинский или Фома Аквинат (1225–1274) родился в замке Роккасекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Его семья была очень знатной. В частности, Фома приходился троюродным братом императору Фридриху II Штауфену.
🤓 Пятилетнего Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. Затем он изучал философию Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию в Неаполитанском университете.
📕 В 19 лет Фома вступил в члены доминиканского ордена, разгневав тем самым свою семью, которая ожидала, что он станет бенедиктинским монахом. Доминиканский орден с самого своего основания был нищенствующим. К тому же доминиканцы всегда отличались своей непримиримостью к еретикам, вплоть до того, что сами иногда расшифровывали свое название как Domini Canes — Псы Господни. В неспокойном мире позднего Средневековья было опасно примыкать к крайним партиям, считали родители и братья Фомы. Поэтому два года они удерживали его взаперти, но потом все же он исполнил свое желание и стал доминиканцем.
👨🏻🏫 В 1252 году Фома поехал в Парижский университет, где стал учеником Альберта Великого. В возрасте 30 лет он и сам занял там пост профессора. В 1259 году вернулся в Италию и преподавал в различных школах. В 1269 году снова приехал в Париж,но спустя четыре года отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья.
⚰️ Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года в Цистерцианском монастыре, не оправившись от сердечного приступа, который у него случился по пути в Лион.
😇 18 июля 1323 года Фома Аквинский был канонизирован католической церковью как святой.
💒 В 1879 году томизм — учение Фомы Аквинского — было признано официальной философской доктриной католической церкви.
Фома Аквинский
28 января католическая церковь чтит память Фомы Аквинского, величайшего из средневековых схоластов и одного из виднейших философов и богословов западной традиции. Именно Фома Аквинский приспособил к нуждам церкви учение Аристотеля, получившее широкое распространение в Западной Европе в 13 веке. Он «очистил» аристотелизм от материалистических элементов, придав ему христианский характер.
Фома Аквинский родился в конце 1225 или начале 1226 года в Неаполитанском королевстве в замке Роккасекка неподалёку от города Аквино (поэтому Фому и называют Аквинским или Аквинатом). Его отец, граф Ландольф состоял в родстве с Гогенштауфенами. В возрасте 5 лет Фома был отдан в бенедиктинский монастырь в Монте Кассино, где он провёл 9 лет. Затем он был направлен в Неапольский университет, где изучал грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Здесь же, по всей видимости, Фома и познакомился впервые с сочинениями Аристотеля, поскольку натуральную философию Фома изучал у Петра Ирландского, который был убеждённым приверженцем учения Аристотеля.
В 1244 году Фома, отказавшись от предложенной ему должности аббата Монте Кассино, вступает в орден доминиканцев, чем вызывает крайнее неудовольствие семьи. Генерал ордена Иоанн Тевтонский увозит Фому в Болонью. Оттуда молодой доминиканец должен был направиться в Парижский университет, бывший в то время центром католической мысли. Однако в дело решительно вмешалась семья. Братья Фомы, служившие в императорской армии Ломбардии, похитили строптивца и возвратили в отцовский замок. Там он был помещён в башню, в которой провёл больше года. Однако Фома остался непреклонен, и матери пришлось смириться со своей судьбой. Получив свободу, Фома тут же отправился в Париж.
В Парижском университете Фома провёл 3 года, находясь под опекой выдающегося доминиканского учёного Альберта Великого. В 1248 году Фома вместе Альбертом Великим отправляется в Кёльн с целью создания центра по изучению теологии. Здесь он в течение 4 лет работал в качестве лектора, читавшего основной курс библейских наук (cursor biblicus). В 1252 году Фома возвращается в Париж, где он продолжает заниматься наукой и преподавать. В Парижском университете он получил должность «baccalaurus Sententiarum», то есть лектора, читавшего основной теологический курс по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Завершение этого курса позволило Фоме получить университетскую лицензию преподавания вместе со степенью магистра. До 1259 года Фома возглавлял в Париже доминиканскую кафедру богословия.
В 1259 году папа Римский Урбан Четвёртый отозвал Фому в Рим, где он в течение 9 лет преподавал богословие при папском дворе. Затем он вновь был направлен в Париж, очевидно, для того, чтобы помочь доминиканцам добиться права на проповедь и преподавание в университете. Здесь Аквинат оказался вовлечённым в спор о допустимости изучения философии Аристотеля в христианском университете. В ходе этого спора Фома выработал собственный подход к Аристотелю и вступил в полемику с так называемыми «латинскими аверроистами», которые, опираясь на комментарии арабского мыслителя Аверроэса (Ибн-Рушда), защищали радикальный аристотелизм, нередко вступавший в противоречие с принятым христианским богословием.
В 1272 году Фома возвращается в Италию, где он занимается преподавательской деятельностью в основанном им доминиканском учебном заведении в Неаполе. В 1274 году Папа Римский Григорий Десятый отправил Аквината на собор в Лион, где он вместе с Бонавентурой должен был разъяснить западное, латинское богословие представителям греческой православной церкви из Византии. По дороге в Лион Фома тяжело заболел и попросил сделать остановку в цистерцианском монастыре Фоссануова, где он и скончался 7 марта 1274 года. После смерти Аквинату был присвоен титул «ангельский доктор» (doctor angelicus). В 1323 году Папа Римский Иоанн XXII причислил Фому Аквинского к лику святых. В 1368 году мощи Аквината были перенесены в Тулузу, где они хранятся и по сей день.
Философское и богословское наследие Фомы Аквинского весьма обширно. Все его сочинения написаны исключительно на латыни (несмотря на многолетнее пребывание в Париже и Кёльне, Фома так и не выучил ни французского, ни немецкого!). Стиль его произведений ясный, сжатый и насыщенный, но совершенно безразличный и, по сравнению с трудами Августина, довольно монотонный. Основными сочинениями Фомы Аквинского являются его «Сумма против язычников» („Summa contra gentiles„), известная также под названием «Об истине католической веры», и «Сумма теологии» („Summa theologiae„).
«Сумма против язычников» представляет собой пространное изложение философской и богословской системы, написанное в виде рациональной апологетики. По всей видимости, этот труд предназначался доминиканцам как пособие в споре с мусульманскими (христиане называли их «языческими») богословами о правильном толковании учения Аристотеля. В этой работе Аквинат рассматривает взаимоотношение между разумом и верой, между философией и богословием. Фома считает, что не следует преувеличивать познавательные возможности философии; её следует интегрировать в область сакрального. И философия, и теология говорят о Боге, человеке, мире. Однако, по мнению Фомы, философия даёт лишь несовершенное знание того, о чём теология способна говорить более внятно, ведя при этом к вечному спасению. Вера, полагает Фома, совершенствует разум, а теология – философию.
В своём труде «Сумма теологии» Фома приводит 5 рациональных доказательств бытия Бога. Фома полагает, что существование Творца можно доказать через причину и через следствие, то есть либо априорным способом, идя от причины к следствию, либо апостериорным способом, идя от следствия к причине. Именно ко второму способу и прибегает Фома. По его мнению, поскольку следствия существуют и зависят от причины, то и существование этой причины не подлежит сомнению. Из этого Фома делает вывод, что существование Бога не просто очевидно, но и может быть доказано.
Первое доказательство Фома называет доказательством от движения. Все вещи находятся в движении, рассуждает Фома, а всё движущееся приводится в движение чем-то другим, то есть вещь может быть приведена в движение лишь тем, кто уже активен. Движение, согласно Аристотелю, это переход от возможного к действительному существованию, причём возможное не может самостоятельно стать действительным. Для этого необходим внешний двигатель. Каждая вещь, находящаяся в движении, была приведена в движение другой вещью, которая, в свою очередь, также была приведена в движение другой вещью. Поскольку цепь таких «двигателей» не может быть бесконечной, Фома делает вывод, что должен существовать некий первый «двигатель», который сам ничем не движим, но способный приводить в движение другие вещи. Этим первым «двигателем» может быть, по мнению Фомы, только Бог.
Второе доказательство Фома называет доказательством от действующей причины. Фома указывает, что в материальном мире существует определённый причинный порядок. Вещь не может быть причиной самой себя, рассуждает Фома, поскольку в этом случае вещь должна была бы предшествовать самой себе, а это абсурдно. Цепь причин не может быть бесконечной, поэтому должна существовать некая первопричина, которой может быть только Бог.
Третье доказательство Фома называет доказательством от необходимости и случайности. Фома указывает, что вещи в природе могут существовать либо не существовать, а, следовательно, носят случайный характер. Иными словами, эти вещи не являются чем-то необходимым. Следовательно, для их возникновения, уверен Фома, должно быть что-то необходимое, поскольку всё сущее возникло лишь потому, что это было необходимо другой вещи, которая, в свою очередь, тоже носит случайный характер и возникла потому, что это было необходимо другой вещи. И опять-таки эта цепь необходимостей не может быть бесконечной. Следовательно, приходится предположить наличие кого-то, кто существует не потому, что это необходимо кому-то или чему-то другому, а потому, что сам по себе является необходимостью. Это и есть Бог.
Четвёртое доказательство Фома называет доказательством от степени совершенства. Поскольку в мире, рассуждает Фома, мы определяем вещи по степени совершенства (вещи и люди могут быть более или менее красивыми, добрыми, благородными), то подразумевается наличие чего-то или кого-то, обладающего абсолютным максимумом тех или иных качеств. Таковым, по мнению Аквината, может быть только Бог.
И, наконец, пятое доказательство Фома называет доказательством от божественного руководства миром. Указывая на существующую упорядоченность мира, на целесообразность деятельности и поведения как разумных, так и неразумных существ, Фома приходит к выводу, что какая-то сила целенаправленно руководит миром. И этой всеведущей силой, направляющей природные существа к цели, может быть только Бог.
Учение Фомы Аквинского получило широкое признание. В 1309 году оно было объявлено официальной доктриной ордена доминиканцев. В 1567 году Аквинат был признан пятым Учителем Церкви. В 1879 году Папа Римский Лев Третий в своей энциклике „Aeterni Patris„ провозгласил учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церкви.
Фома Аквинский выступал апологетом централизованного папства. Его богословие было направлено на прославление папской власти. Фома был, по сути, придворным теологом. Аквинату удалось встроить новую политико-юридическую концепцию абсолютистского папизма в догматическую систему теологии. Если для Августина основой Церкви является Христос и вера в него, то для Фомы – личность и служение Петра. Августин считал высшим авторитетом Вселенский собор, Фома же – папу. Вступая в противоречие с учением древней церкви и даже Августина, Фома создаёт образ церкви, производной от папства, оправдывая тем самым церковные и светские притязания папского престола.
Тем не менее, ясность и глубина подхода Фомы Аквинского практически ко всем традиционным проблемам философского теизма обеспечили ему славу важнейшего представителя средневековой схоластики, творца самого убедительного синтеза христианства с классической философией и создателя фундаментальной и непреходящей картины мироздания.
ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225/26—1274) — самый видный и влиятельный философ-схоласт зап.-европ. Средневековья, монах-доминиканец. После смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор», а в 1323 г. решением папской курии Ф.А. был причислен к лику святых Римско-католической церкви. По окончании Парижского ун-та преподавал там теологию (см. Богословие), написал ряд теол. трудов и комментариев к Св. Писанию. В 1259—68 гг. Ф.А. находился в Риме при папском дворе, где закончил начатое еще в Париже соч. «Сумма против язычников» (называемое также «Философской суммой»), в к-ром философию Аристотеля переосмыслил в духе католич. вероучения. В Неаполе, где преподавал в унте с 1272 г., Ф.А. окончил свое гл. теол.-филос. произв. «Сумма теологии» (1273). В полемике с аверроистами (см. также Двойственная истина, Ибн Рушд) Ф.А. отстаивал необходимость согласования веры и разума, настаивал на том, что сверхразумность истин веры не означает их противоразумности. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, понимаемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естеств. бытия и чел. разума, Ф.А. утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философия и теология, основанные на постижении сущего, — в Откровении. Учение Ф.А. стало основой томизма и неотомизма. Соч.: Сумма теологии. I, II. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопр. философии. 1997. № 9; Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и в «Сумме теологии». М., 2002. Лит.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского // Жильсон Э. Избранное: В 2 т. М., 1999. Т. 1; Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский // Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991. В.И.Полищук
Социальное учение католической церкви
Согласно папе Бенедикту XVI, католическое социальное учение «просто желает внести вклад в очищение разума и помочь в том, чтобы признать, а затем и осуществить, здесь и сейчас, то, что является справедливым. … обязана вступить в эту борьбу путём рационального аргументирования, и её долг — пробудить духовные силы, без которых справедливость… не может утвердиться и процветать». Согласно папе Иоанну Павлу II, основания этого учения «покоится на трехчастном основании — человеческом достоинстве, солидарности и субсидиарности». Всё это отражает элементы еврейского закона и пророческих книг Ветхого Завета, а также учение Иисуса Христа, зафиксированное в Новом Завете (например, его утверждение, что «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Отличительной чертой католического социального учения является последовательная критика модерна, социальной и политической идеологии как левых, так и правых: либерализм, коммунизм, феминизм, атеизм социализм,, фашизм, капитализм и нацизм были осуждены (как минимум в их чистых формах) несколькими папами с конца XIX века.
Католическое социальное учение всегда пыталось найти равновесие между заботой обо всём обществе, особенно о самых слабых и бедных, с одной стороны, и уважением к человеческой свободе, включая право на частную собственность, с другой.
Связанные понятия
Христианских анархистов объединяет неприятие оправдания власти человека над человеком, эксплуатации, насилия, а также стремление к преодолению этих явлений среди людей. Христианские анархисты считают, что в учении Иисуса Христа свобода получила своё духовное оправдание. Христианские анархисты могут принадлежать к различным христианским конфессиям (католической, православной, какой-либо из протестантских) или не принадлежать ни к какой (Л. Н. Толстой).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В своём развитии христианская демократия прошла ряд этапов. Рост либерализма и гражданского национализма в XIX веке сказались негативно на международной позиции Католической церкви. Чтобы восстановить доверие масс, церковь приступила к реформам и огласила новую социальную доктрину, христианскую демократию. До Первой мировой войны церковь не одобряла создание католических политических партий. После войны Ватикан дал своё согласие на это, однако в реальности в состав многих партий вошли представители.
В современной Росси́и атеизм представлен рядом общественных организаций и неформальных объединений, а также отдельными гражданами, осознающими себя как нерелигиозные.
Внешнеполитические взаимодействия 260-го Папы Римского Пия XII и Советского Союза в 1939—1958 годах сформировали систему отношений Святого Престола с СССР, Русской Православной Церковью и Объединенной Восточной церковью, и заложили фундамент современных отношений между Ватиканом и Россией. Дипломатическая деятельность Ватикана этого периода совпала с религиозными гонениями внутри Советского Союза во время эпохи сталинизма, попытками советских коммунистов искоренить в своей стране все виды религиозных.
Харизматические движения (англ. Charismatic movement от греч. χάρισμα «дар ; дарование») — движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков, провозглашающее, что в его деятельности в соответствии с 1Кор. 12:7—10 проявляются дары Святого Духа — исцеление, пророчество, различение духов, чудотворение, иные языки. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и определённые различия.