учение коменского о материнской школе

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Учение Я. А. Коменского о материнской школе

учение коменского о материнской школе Бабарико Жанна Сергеевна
Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Учение Я. А. Коменского о материнской школе

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом.

Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Выполнила Бабарико Ж. С.

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 41»

1. Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом

2. Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Список использованной литературы

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития. Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.

Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Он имеет определенное анатомо-физиологическое строение, свойственное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлет-ворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможностями познания мира. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе. По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т. д.

Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педагогики.

Воспитание и образование не остаются неизменными в различные эпохи. С изменением общества меняются содержание этих процессов, цели и методы. Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории. С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования.

Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории

1. Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом

Первый ДС появился в Америке в 1855 г. Он был создан эмигрантами – немцами. К концу 19 в. значительно выросло количество садов, они создавались для детей из бедных слоев населения, где женщины были заняты в промышленном производстве. В Америке не было и до сих пор нет единой государственной системы воспитания детей. Как полагают американские специалисты работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно.

Система образования в США децентрализованная, здесь нет единых для всей страны учебных программ или стандартов. Дело в том, что вопросы образования не освещены в Конституции США, а это значит, что они находятся в сфере управления правительства штатов. Дошкольное образование в США не является обязательным. Родители могут отдать детей в возрасте 3-5 лет в любое воспитательное учреждение.

Дошкольное образование в Америке включает 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) и осуществляется в дошкольных учреждениях. В ясли принимаются дети с 3-4 лет, они проходят обучение основам чтения, счета, рисованию и музыке. Kindergarten – это нулевой класс, в котором малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, основам математики, занятиям творчеством.

В основной массе дошкольные заведения – частные. Оплата в них обычно составляет 1200-1600 долларов в месяц, хотя все зависит от престижности заведения, качества программ воспитания и обучения, количества воспитателей и пакета предоставляемых услуг, ну и конечно от возраста ребенка и от количества часов, которое он проводит в саду. Есть также программы дотаций, например, Head Start – сады для людей с невысокими доходами. Тогда оплата может быть снижена до 400 долларов в месяц, а может быть и вовсе бесплатной.

Про очереди в детские сады в Америке слышали только в русскоязычных домах по скайпу. Обычно свободно можно выбрать само заведение из многих близлежащих и за месяц- два договориться, чтобы ребенка записали в группу. Не понравилось – можно в любой момент перейти в другой детский сад. Здание может быть отдельно стоящим, но чаще это несколько комнат первого этажа высотного здания или частный дом, который открывает свои двери для малышей на несколько часов в день.

Младенцы находятся отдельно от более взрослых детей. На одного взрослого – 3 ребенка. В возрасте старше 2-х лет это соотношение уже 1 к 8 – максимум к 12. Группы по 8-максимум 12 человек часто разного года рождения в ведомстве у одного воспитателя, а то и двух – причем одновременно. Дети одной группы весь день находятся в одной комнате – в ней они занимаются, играют, кушают и спят.

Для сна предусмотрены мягкие матрасики, на которых ребенок может при желании отдохнуть, полежать или вздремнуть. В американских детских садах нет четко установленного времени для сна, кроваток с постельным бельем, возможности раздеться. Зато, если это необходимо малышу, и он стал клевать носом – ему не только сказку почитают и за ручку подержат, но и рядом полежат. Время сна ребенок определяет сам, воспитатели ему могут в этом только помочь, если видят, что он перевозбужден.

При всей моде американцев на здоровое питание,им и не пахнет, причем и в прямом и в переносном смысле: нет в детском саду знакомого каждому русскому запаха манной каши. Никто не стоит над душой, провоцируя отпустить играть только после того, как тарелка будет пуста.

2. Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет.

Хотя он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».

Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость, он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет.

Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников.

Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом развитии детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности. Предложил опирающиеся на народный опыт и современную медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д.

Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.

Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.

Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.

Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и прочее. Различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие.

Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.

Я. А. Коменский был убежден, что дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, к ним нужно относиться с величайшей заботливостью. Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества: вера и благочестие, добрые нравы, знание языков и наук.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями. Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

Я восхищена учением о «Материнской школе» Я. А. Коменского, как трепетно он относится к детям в период детства, который длится 6 лет. Я солидарна с ним в убеждении о том, что младшие дети должны воспитываться в материнских школах (в наше время они преобразовались в детские сады, под руководством мудрых матерей, обладающих педагогическими способностями и любящих своих воспитанников. Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества: вера и благочестие, добрые нравы, знание языков и наук.

Изучив учение о «Материнской школе» Я. А. Коменского я поняла, что в ежедневной суете мы,часто того не замечая, не уделяем должного внимания самому дорогому,что у нас есть,что даровал нам сам Бог- нашим любимым детям. Я рада, что открыла для себя этот «Бесценный путеводитель в воспитании и образовании детей».

Список использованной литературы:

1. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.

2. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.

3. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

5. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 2010.

Дошкольное образование за рубежом — в Великобритании Дошкольное образование за рубежом (Великобритания) Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей.

Классный час «Чтение — лучшее учение» для 5–6 класса Чтение – лучшее учение Час общения в 5-А кл. Составил классный руководитель Сокольникова Л. А. Цели и задачи: воспитывать любовь к книге.

Презентация «Природа — важнейшее средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость,.

Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста 1. Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. 1.1. Задачи и содержание физического развития и воспитания.

Отчет «Краткий анализ работы за летний-оздоровительный период 2018 год в подготовительной к школе группе» Отчет Краткий анализ работы за летний оздоровительный период 2018 год в подготовительной к школе группе № 1 Воспитатели: Жаппасбаева Г. А.

Поэтический час для 1 класса ко Дню матери «С любовью материнской мир прекрасен» Поэтический час «С любовью материнской мир прекрасен» (ко Дню матери) для 1 класса Цели: Формирование чувства уважение и.

Проект «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» «Сначала было слово, а потом действие».

Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка. Подготовила: воспитатель высшей категории Клынина Вера Николаевна. МДОУ ЦРР.

Источник

Учение Я.А. Коменского о материнской школе

Ян Амос Коменский – гениальный сын чешского народа, великий педагог, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. Развивая идеи, изложенные в «Великой дидактике», в 1633 году Коменский составил для матерей, независимо от их принадлежности, руководство по воспитанию детей до школы – «Материнская школа». В ней дана тщательно разработанная программа, а также методика воспитания и обучения маленьких детей.

Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе Коменский посвятил большую главу «Великой дидактики» и специальное сочинение под названием «Материнская школа». Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений – давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка, прежде всего увещанием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях.

В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем, чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т.д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии – место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок); а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения их.

В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах.

Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей «знать», но и «действовать и говорить». Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок.

Очень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.

Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало развитию их мышления, которое, по словам Коменского, «проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки». Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывать, о луке».

Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи, опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

Можно сделать вывод, что известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда «материнских школ», где воспитание и обучение детей шло по его методу.

Основные тезисы Коменского выдержали испытание временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери.

Источник

Учение Коменского о материнской школе

учение коменского о материнской школе учение коменского о материнской школе учение коменского о материнской школе учение коменского о материнской школе

учение коменского о материнской школе

учение коменского о материнской школе

Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.

Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской! школе Коменский посвятил большую главу своей “Великой дидактики и специальное сочинение под названием “Материнская школа”. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этoм Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что пред-дошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особен- ности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуаль-ными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пятишестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители

не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: “Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно”. Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский

писал: “Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется”. Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть

посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка прежде всего увещанием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях.

В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т. д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии — место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок); а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения их.

учение коменского о материнской школе

В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах.

Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей “знать”, но и “действовать и говорить”. Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок.

Очень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.

Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало развитию их мышления, которое, по словам Коменского, “проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки”. Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, “а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывать о луке”.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организован-ную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *