учение маркса об обществе читать

Маркс и его социальная теория

После того, что под флагом марксизма натворили уместнее сказать, что философ должен заниматься все же своим делом, мыслить и объяснять, а не перекраивать мир по умозрительным схемам. На это Маркс и Энгельс могли бы ответить: а мы и не провозглашали «раз навсегда готовых решений», и никто вас не заставлял лоб разбивать в фанатичном усердии. Да и само учение Маркса отнюдь не вылито «из одного куска стали», как утверждал Ленин. Попытаемся разобраться в эволюции его социальной теории.

Основной идеей раннего Маркса была концепция отчуждения человека и преодоления его в будущем коммунистическом обществе. Основой самоотчуждения человека он считал религию, как нечто принципиально враждебное подлинности человека, но был убеждён что она постепенно отомрёт в результате развития образования и культуры. А в широком смысле отчуждение человека означает, что действительная жизнь человека не совпадает с подлинным свободным самовыражением его личностных качеств, возможностей и устремлений.

Отчуждение человека пропорционально расхождению между его личностной сущностью и его фактическим существованием. Например, человек отчужден тогда, когда процесс труда ему тягостен, но он вынужден выполнять работу ради денег. (Студент отчужден, когда учит ради оценки, а не ради собственного удовольствия от процесса познания). Человек менее отчужден, когда его работа совпадает с его свободным самовыражением. Заметим, что преодоление отчуждение – проблема всей жизни человека, это экзистенциальная проблема! Полностью преодолеть отчуждение невозможно. Можно быть отчужденным в самых различных ситуациях. В быту, в семье, в любви, в здоровье. Болезнь, любая несвобода или неискренность – уже отчуждение.

Человек существо биосоциальное, зависимое от процессов, происходящих в обществе. Если он участвует в формировании институтов власти, свободно выражает свои интересы, то он и не чувствует себя отчужденным. Но Маркс видел, что человек отчужден от собственного труда и его результатов, от собственности, от власти. И молодой Маркс записывал свои мысли, которые и сам недооценил. Опубликованы они были в СССР только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».

Самой распространённой формой отчуждения является выполняемый по экономическому принуждению труд. Ведь при этом средства труда и продукт труда рабочему не принадлежит. И процесс труда «не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей». (Соч., Т.42. С.91). Труд является товаром, который продают и покупают. Рабочий относится к производству отчужденно, возникает отчуждение между людьми. Рабочие конкурируют между собой за возможность трудиться, чтобы жить. И «проституция является лишь некоторым особым выражением всеобщего проституирования рабочего» (Там же. С. 114).

Труд должен стать средством самовыражения и саморазвития человека, свободной и счастливой деятельностью, осуществляемой в гармонии с желаниями. Это послужит источником развития разнообразных способностей. С уничтожением отчуждённого труда происходит и упразднение частной собственности. Причем частная собственность должна быть не отброшена, а преодолена. Становление общественной собственности должно способствовать преодолению отчужденного труда. (Здесь у Маркса просматривается изрядная доза утопии хотя бы потому, что смена форм собственности не гарантирует преодоления отчуждения).

Гууманизм подразумевает наличие свободных ассоциаций людей, не состоящих в каких-либо отчужденных отношениях, это чисто человеческие отношения совместной деятельности, свободные от всякого отчуждения, освобождающие огромные возможности созидания. Идея гуманна, но туманна и утопична. Я сомневаюсь, что можно освободиться от всякого отчуждения. Ведь человек часто вынужден делать то, что не является его личной самореализацией. Хотя бы убирать в собственном доме.

Капиталисты используют все средства, чтобы сохранить имеющуюся систему эксплуатации труда, они выжимают максимальную прибыль всеми способами и не заинтересованы делиться ею с рабочими. Поэтому, считает Маркс происходит всё большее обнищание пролетариата, он осознаёт свои интересы и поднимается на борьбу. Вся история человечества есть история классовой борьбы, это «локомотив истории» ведущий к диктатуре пролетариата, а через неё к положительному гуманизму.

В докапиталистическом обществе и в условиях азиатского способа производства (в том числе и в России) господствуют внеэкономические формы принуждения к труду, существует личная зависимость.

В капиталистическом обществе господствует экономическое принуждение к труду и существует вещная зависимость. В коммунистической переходной стадии действуют социальные механизмы сознательного преодоления отчуждённого труда с тем, чтобы осуществить скачок «из царства необходимости в царство свободы» и тем самым создать общество «положительного гуманизма». Соответственно, по Марксу человечество в своём развитии проходит три стадии:

Такова историческая схема Маркса, его «законченный гуманизм». Можно не соглашаться с делением единого исторического процесса на предысторию, подлинную историю и некий рационалистический мостик, сооружаемый между ними. Но идеал гуманен. И, казалось бы, авторы должны искать гуманные методы его осуществления. Увы, этого не произошло.

Почему же гуманистический идеал не нашел гуманистического воплощения? Почему пути и способы осуществления скачка «в царство свободы» оказались тупиковыми и кровавыми?

Дело в том, что ХIХ век был не только веком революций и организованной борьбы рабочих за свои права. Он был веком рационализма, веры во всемогущество человеческого разума и возможность быстрого осуществления самых радужных планов всеобщего переустройства. Маркс и Энгельс были детьми своего времени, их взгляды были исторически ограниченными. Марксу хотелось превратить свою гуманистическую идею в конструктивную, действующую теорию. Материальную силу для ее выполнения Маркс увидел в пролетариате. Начиная с «Немецкой идеологии», написанной вместе с Энгельсом в 1846 году гуманистическая направленность «Рукописей 1844 года» заменена гиперболизацией классовой борьбы. У Маркса возникала мысль о диктатуре пролетариата, правда, имеющая очень мало общего с пониманием её большевиками о чём мы поговорим позже.

«Манифест» был первым программным документом «Союза коммунистов», да и написан был по просьбе этой организации. Многие положения впоследствии были догматизированы сторонниками революций.

Общество не состоит из бескорыстных энтузиастов, а состоит, как справедливо утверждал Маркс из преследующих свои цели индивидуумов. Но видимо Маркс и Энгельс полагали, что человеческая природа может быть так усовершенствована, что в общественной системе будет достигнута гармония интересов. Разве что в начале немного диктатуры, а потом все будут с энтузиазмом работать на благо человечества. Спрашивается, почему? Ведь известно, что уравнительность подрывает инициативу. И уже в «Манифесте» авторы признают, что понадобится принуждение к труду: «одинаковая обязательность труда для всех», «учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия», и т. п. Но тогда где же здесь развитие свободы, гуманизм и преодоление частной собственности? Разве такой «призрак коммунизма», бродящий по Европе, ведёт к гуманизму?

В области экономической теории Маркс стоял на позициях трудовой теории стоимости. Но об этом — завтра.

Источник

Учение Маркса об обществе.

1. Общество – это понятие характеризует отличие социальной жизни от природной.

2. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на определенной ступени исторического развития, обладающее своеобразным отличительным характером.

Маркс выделял следующие формации:

1. Первичная (первобытно-общинная).

3. Третичная (коммунистическая).

Все формации отличаются содержание общественных отношений, но у них общая. В основе каждой лежит способ производства материальных благ. Способ производства:

1. Производительные силы (люди и орудия труда).

2. Производственные отношения: собственность на средства производства (на орудия и предметы труда).

Производственные отношения образуют базис формации, а также имеется так называемая надстройка.

Надстройка – это зависящее от базиса духовные явления (мораль, право, искусство, философия).

Смена формаций – это социальная революция. Ее суть: один способ производства сменяется другим, более прогрессивным. Механизм (как это происходит): производительные силы развиваются и в определенный момент им становится тесно в рамках имеющихся производственных отношений. В результате возникают новые производственные отношения, соответствующие развившимся производительным силам. Вывод: «революции – это локомотивы историй».

Все вторичные формации являются антагонистическими, что означает, что в них есть внутренние противоречия и конфликты. Их источники: частная собственность на средства производства. В соответствии с этим формируются классы – большие группы людей, имеющие разное отношение собственности на средства производства. Социальное неравенство приводит к эксплуатации человека человеком. Ещё одним следствием частной собственности является отчуждение.

Отчуждение – это негативный социальный процесс, характеризующийся превращением условий, процессов и результатов труда в силу чуждую и враждебную человеку силу, господствующую над ним. Формы отчуждения:

· От условий труда – работник отстранен от управления производством.

· От процесса труда – работник выходит из труда обедненным и опустошенным, потому что труд является мучением, а должен быть средством реализации творческих способностей.

· Отчуждение от результатов труда – продукты, произведенные работником ему не принадлежат.

· Отчуждение от родовой сущности – отчужденный труд является не свободным и не творческим. Работник социально не свободен. Он свободен, только в своих животных отправлениях.

Присвоение родовой сущности – ее возвращение человеку. Маркс рассудил: во всех обществах, где есть частная собственность присвоение невозможно. Для того, чтобы оно было возможно нужно создать общество со справедливыми общественными отношениями. Этим обществом Маркс считал коммунизм.

Главный принцип коммунизма: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». В этом обществе нет частной собственности и ее последствий, т.е. классов эксплуатации отчуждения. Только в коммунистическом обществе человек получит возможность для всесторонней организации всех своих способностей и свободы. Капитализм в силу своей антигуманности погибнет и возникнет коммунизм.

Западная философия 19-20х вв.

К след. Лекции. Файл история философии 2 (Западная философия 19 в., западная философия 20го века) с собой принести. Сделать сравнительную таблицу в три колонки: 1 – направление( небольшая), 2 – представители (небольшая), 3 – основные идеи и понятия.1 и 2 колонки заполнить дома.

Западная философия 19 века.

Неклассическая философия зарождается в 1й половине 19го века под представителем Шопенгауэр.

Бытие. Субстанция. Материя.

Понятие «бытие» было введено в философию элейской школой в лице Парменида. Это наиболее абстрактное понятие, характеризующее существование вообще. Понятие бытие не фиксирует свойств конкретно существующего. Несмотря на свою абстрактность понятие бытия является исходным в любой картине мира является исходным.

Понятие «бытие» необходимо отличать от понятий « реальность» и «действительность».

1)Реальность – это все существующее вообще. В этом смысле оно близко к понятию «бытие».

2) Под реальностью понимается объективный мир, существующий независимо от сознания человека. В этом смысле понятия не совпадают, потому что субъективное относится к бытию.

3) Под реальностью имеется ввиду действительность, как актуальное бытие.

Действительность – это то, что реально существует.

1) В этом смысле действительность отличается от всего кажущегося вымышленного, даже если оно правильно. Однако, мысленное входит в понятие «бытие».

2) Его нужно отличать от всего только возможного, но еще не существующего. Но возможное входит в понятие «бытие».

Понятие бытия является самым абстрактным по содержанию среди этих понятий. Понятия сущее, реальность, действительность уже, чем понятие «бытие» и с ним не совпадают.

Источник

Реферат: Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса

§ 1. Материалистическое понимание истории в теории К. Маркса. 5

1.1. Особенности социально-философского учения Маркса. 5

1.2. Учение об иерархии общественных отношений. 6

1.3. Учение о законах развития общества. 8

§ 2. Принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса. 9

Список используемой литературы.. 17

Введение

В данной работе рассматривается тема «Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса». Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Маркс никогда не использовал термин «исторический материализм», которым после его смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Энгельс, использовав его сначала в своих письмах 1890 г. К. Шмидту и И. Блоху, а затем во введении к английскому изданию своей работы «Развитие социализма от утопии к науке» в 1892 г. Сам же Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением «материалистическое понимание истории», тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке. Это не помешало историческому материализму стать одной из теоретических систем, наиболее догматических, замкнутых и претендующих на универсальные объяснения. В первом параграфе своей работы я рассмотрю материалистическое понимание истории в социальном учении Маркса. Во втором параграфе – перейду к более подробному анализу принципов материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса.

Принцип редукции, сведения духовного к материальному, объяснение всей социальной жизни из материальных ее аспектов, дополняется в историческом материализме указанием на необходимость учета обратного воздействия сознания на бытие. В конце жизни Энгельс был вынужден подчеркивать, что экономические факторы лишь «в конечном счете» определяют социальную жизнь.

Главные постулаты материалистического понимания истории, несмотря на внешнюю четкость и кажущуюся очевидность ряда формулировок, в значительной мере метафоричны, многозначны и тавтологичны.

Даже такие базовые понятия, как «материальное» и «бытие», чрезвычайно многозначны и гуманны. Рассмотрим, например, некоторые из значений слова «материальное» у Маркса.

1) Материальное как экономическое. Это словоупотребление относится главным образом к производству средств жизнеобеспечения. Иногда Маркс ставит рядом два слова: «материальное экономическое», так что второе служит как бы уточняющим по отношению к первому. Из такой трактовки «материального» вполне естественным образом вырос «экономический детерминизм», который марксисты часто упрекали в вульгаризации исторического материализма.

2) Материальное как природное. В данном случае это понятие включает в себя природные факторы: биологические, геологические, орогидрографические, климатические и т. п. Здесь материалистическое объяснение сливается с натуралистическим; последнее отстаивали многие социологи натуралистических направлений, весьма далекие от исторического материализма.

3) Материальное как реальное. В этом значении слово близко контовскому термину «позитивное» как реальное в противоположность химерическому. При таком словоупотреблении материалистические объяснения не отличаются от позитивистских объяснений Конта или Спенсера.

Последнее значение, в частности, присуще и марксовому термину «бытие», которое рассматривается как «реальный процесс» жизни людей. При таком словоупотреблении основополагающий постулат «общественное бытие определяет общественное сознание» означает: «реальный процесс общественной жизни людей определяет их общественное сознание». Но что отнести в таком случае к бытию, а что – к сознанию? Более чем сомнительно полагать, что «реальный процесс» – это экономика, а право, политика, мораль и т. д. – это «сознание», в котором отражается этот «реальный» процесс. Во-первых, экономика не существует без экономического сознания, во-вторых, право, политика, мораль, наука и т. д. – это не менее «реальный» практический процесс жизни людей, чем экономика.

Материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведение этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны. В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой. Тем не менее, экономика, а также политика всегда представлялись ему более «реальными» («материальными») сущностями, чем, например, мораль, право или религия.

Рассмотрим подробнее материалистическое учение об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

§ 1. Материалистическое понимание истории в теории К. Маркса

1.1. Особенности социально-философского учения Маркса

Не смотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из классиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более широким пониманием социологии в наши дни, по сравнению со временем жизни Маркса, когда она неразрывно связывалась с позитивизмом. Во-вторых, практически все аспекты социально-философского учения Маркса в той или иной степени оказались использованы различными социологическими школами. Поэтому, если быть точными, следует говорить не о социологической концепции Маркса, а о его социально-философских взглядах, а также о том влиянии, которое отдельные элементы его учения оказали на развитие социологической мысли. Влияние же это было огромным.

Учение Маркса подвергалось бесчисленному количеству интерпретаций, связанных, в частности, с посмертной публикацией его обширного рукописного наследия. Поэтому, необходимо четко отделять собственные взгляды Маркса от его позднейших трактовок, в том числе, данных в марксистской литературе.

Важнейший методологический принцип Маркса – о каком-либо социальном явлении, в том числе и об обществе в целом, нельзя судить по его собственным представлениям о себе, а необходимо описывать его как совершенно объективное явление.

1.2. Учение об иерархии общественных отношений

Базовые положения материалистического понимания истории в конспективной форме изложены Марксом во «Введении» к его работе «К критике политической экономии».

Человек, живя в обществе, застает уже сформированной систему определенных социальных отношений (политические, юридические, экономические и т.д.), в которые он вынужден вступать помимо своей воли и желания. Эти отношения, в конечном счете, определяют собой весь его образ жизни, и вопрос, который стремится разрешить Маркс – чем определяются эти независящие от человека отношения, каков механизм их формирования и развития?

Решая этот вопрос, Маркс вводит два понятия – производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это, прежде всего, материальные предметы, унаследованные данным обществом от предшествующих поколений и служащие условием производства и воспроизводства материальной жизни. Человек не волен в выборе производительных сил, ибо их характер определяется уровнем развития данного общества, и каждое поколение застает их уже наличными. В этом смысле, можно говорить об их объективности.[2]

Поскольку для человеческого общества характерна общественная деятельность, люди, в ходе использования производительных сил, вынуждены вступать в определенные общественные отношения, называемые Марксом производственными, которые, соответственно, определяются характером (спецификой) производительных сил. Например, крупное машинное производство невозможно без организации социальных связей, по крайней мере, в рамках национального государства, тогда как хозяйство, основу которого составляет мотыга, может существовать даже в изолированной от всего остального мира деревне. Следовательно, эти производственные отношения также являются объективными и независящими от произвола человека.

Однако ко времени Маркса, во многих исследованиях уже была показана органическая целостность любого общества, т.е. взаимосвязь и взаимозависимость, как бы мы сказали сегодня, различных социальных институтов. Следовательно, и другие социальные отношения, будучи органически связанными с производственными, не могут быть произвольно изменяемы, и, в этом смысле, также оказываются объективными и не зависящими от воли людей. «В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной стадии развития производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается вся юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Таким образом, согласно этому учению, политическая и даже духовная жизнь общества являются чем-то вторичным по отношению к экономике, и, в конечном счете, определяются господствующими в обществе экономическими отношениями. При этом Маркс подчеркивал, что данная зависимость отнюдь не является абсолютной и однозначной, и каждый из уровней обладает своей относительной самостоятельностью.

Таково наиболее общее представление Маркса о том, что Контом было названо социальной статикой.

1.3. Учение о законах развития общества

Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной динамике, органически взаимосвязано с учением о законах его функционирования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные отношения, к которым, в частности, относятся отношения собственности и которые связаны со всей социальной структурой общества вообще, способны лишь к скачкообразному, революционному изменению.

В итоге, на определенном этапе своего развития, производительные силы перерастают производственные отношения, которые, тем самым, превращаются в их оковы. Другими словами, характер организации экономического взаимодействия в масштабах всего общества оказывается неорганичен достигшим уже более высокого уровня развития производительным силам. Это проявляется, в частности, в развитии кризисных явлений в экономической жизни. В результате действия этих факторов наступает период социальной революции, которая оказывается не политической случайностью, а проявлением глубинной исторической закономерностью. Согласно Марксу, это универсальный механизм исторического развития, лежащий в основе смены общественно-экономических формаций. В рамках этой теории историческое развитие человечества рассматривается как прогрессивное.[3]

Перейдем к более подробному рассмотрению основных принципов материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

§ 2. Принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса

Карл Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс был сторонником революционного пути изменения общества, все другие социологи – реформистского. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.[4]

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?

1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития. Ф. Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса, среди главнейших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории».[5] Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе. В работе «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «Производство непосредственно материальных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей, из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор».[6]

3) Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером».[7] Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. В. И. Ленин, оценивая значение этого учения для обществоведения, писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада жизни развивается вследствие роста производительных сил другой, более высокий» (Ленин В. И. ПСС. Т. 6. – С. 55). Поскольку в марксизме речь идет о неизбежности движения общества по этим ступеням развития к высшей формации, критики марксизма указывают на наличие в нем религиозно-философской концепции провиденциализма – то есть учения о предопределенности в развитии человечества. Указывается также на трудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящим в настоящее время отказом народов от «строительства коммунизма».[8]

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуждений: ученый-обществовед действует в определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия накладывают соответствующий отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других случаях (когда развивает революционные концепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил. Поскольку ученые-обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схеме:[9] поскольку пролетариат является самым передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следовательно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью. Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности научные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».

Заключение

В творчестве Маркса научные и политико-практические аспекты переплелись теснейшим образом. Хотя сам он считал себя ученым и был им в действительности, наука в его глазах была прежде всего не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень велико. В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный характер, что породило множество разнообразных и взаимоисключающих его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно оказало стимулирующее воздействие на самые разные стороны социологического знания. Хотя Маркс не использовал термин «социология», он разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая в действительности соответствует признакам социологии как науки.

В онтологическом аспекте Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто «включено» в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.

Хотя главные постулаты материалистического понимания истории недоказуемы и неопровержимы и носят метафорический характер, в нем содержалась очень важная для социологии установка на изучение глубинных социальных структур, скрытых за теми представлениями, которые общества и группы создают о себе. Маркс подходил к изучению общества как к системе; системное видение общества было воплощено у него, в частности, впонятии «общественная формация». В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с тем он рассматривал экономику как подсистему социальной системы и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими.

Как и Конт, Маркс не проводил четкого различия между обществом и человечеством, рассматривая последнее как просто расширенное до предела общество. Все общества в его представлении в принципе развиваются по одним и тем же законам. Как и Конт, Маркс верил в социальный прогресс. Но его представление о социальном развитии было менее упрощенным, чем у Конта. Он исходил из многолинейного характера социальной эволюции, так как улавливал специфику отдельных обществ. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. Его трактовка социальных классов и социальных конфликтов стала парадигмальной: в противовес контовской «консенсуальной» парадигме общества она вместе с социальным дарвинизмом заложила основы «конфликтной» парадигмы социального развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

На понимание Марксом социальной реальности сильнейшее влияние оказали его радикализм, социально-политическая утопия, провиденциалистская вера в повсеместное торжества коммунизма и в освободительную миссию пролетариата. Его научные исследования были прежде всего средством обосновать postfestum эти уже сформировавшиеся ранее идеалы. Отсюда деление на «предысторию» и «подлинную» историю, перерастание исследования революций в тезис о необходимости непрерывной революционизации общества, превращение изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли «могильщика», а в роли «убийцы» господствующих классов.

Итак, главный вклад Маркса в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антогонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен – в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и до сего времени.

Список используемой литературы

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216 с.

3. Давыдов Ю.Н. и соавт. История теоретической социологии. – М.: Канон. Т.3, 1998.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 232 с.

6. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп./Пер. с сербского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 432 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Центр, 1997. – 160 с.

9. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: SPSL-«Русская панорама», 2002. – 224 с.

10. Социология: Учебник для Вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перерб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

11. Филиппов А.Ф. Теоретическая социология//Теория общества: фундаментальные проблемы/Под ред. А.Ф.Филиппова. – М.: Канон-Пресс-Ц – Кучково Поле, 1999.

[1] Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: SPSL-«Русская панорама», 2002. – С. 180

[2] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – С. 109

[3] Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: SPSL-«Русская панорама», 2002. – С. 182

[4] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 53

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. – С. 325

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. – С. 6

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. – С. 442

[8] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Центр, 1997. – С. 27

[9] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Центр, 1997. – С. 28

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 05:17:08 05 октября 2007 Похожие работы
Просмотров: 5443 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать