учение мартина лютера называлось
Мартин Лютер
немецкий богослов, основатель лютеранства, переводчик Библии на немецкий язык
«Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево». Мартин Лютер
Мартин Лютер (нем. Martin Luther), великий немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене (Саксония), в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок.
Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете, с 1512 года стал доктором богословия.
В обстановке подъема общественного движения в Германии и критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви.
Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Мартин. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом.
В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, Мартин Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима.
В историю немецкой общественной мысли Мартин Лютер вошел и как деятель культуры – как реформатор образования, языка, музыки. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.
Скончался Мартин Лютер 18 февраля 1546 года в Эйслебене, Саксония.
Учение мартина лютера называлось
Лютеранство
Лютеранство | Мартин Лютер | Суть лютеранства
Название: Лютеранство (учение Лютера)
Время возникновения: XVI век
Основатель: Мартин Лютер
Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.
Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:
Лютеране признают только 2 таинства: крещение, посредством которого люди становятся христианами, и причастие, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.
В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.
В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с XVI века, благодаря немецким переселенцам.
Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях.
Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир
Утром 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер пришёл к Замковой церкви в немецком городе Виттенберге и прибил к её дверям листы бумаги с напечатанным на них текстом. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».
В своих тезисах Лютер подверг критике католическую церковь и предложил её реформировать, а также усомнился в непогрешимости Папы Римского и обрушился на индульгенции, которыми торговал Святой престол. Известие об этом отважном шаге разнеслось по всей стране, и Германия раскололась на сторонников и противников идей Лютера.
Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.
Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь.
Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей. Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы.
В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения. Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство.
Борьба с роскошью
Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.
Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей расходились по всем католическим странам. Особенной популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых таких переводов — на немецкий язык — сделал сам Лютер.
В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов.
Война на уничтожение
Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.
Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.
Одним из последних крупных конфликтов, связанных с появлением протестантизма, была Тридцатилетняя война (1618—1648), охватившая практически всю Европу.
«Глобальный духовный переворот»
Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.
«Реформация породила тысячи различных деноминаций (направлений), церквей и миссий. Духовная логика развития этого движения была заложена Мартином Лютером. Сейчас существует как исторический протестантизм, так и масса разных течений, которые зародились впоследствии — и в XIX, и особенно в ХХ веке, которые многие называют новым протестантизмом или евангельским движением. Именно это движение оказалось наиболее подготовлено к эпохе глобализации и секуляризации: сегодня протестантские течения занимаются самой активной миссионерской деятельностью в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии», — считает эксперт.
Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.
В российских условиях
Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.
Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.
Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.
«И в начале ХХ века, и в первые годы советской власти протестантизм в России развивался достаточно бурно. Интересно, что именно в первое десятилетие советской власти протестантизм стал общероссийским явлением. Но в более позднюю эпоху это движение оказалось загнано в подполье до 1990-х годов. Сегодня представители русского протестантизма существуют во всех регионах России, и в этом плане мы не отличаемся от других христианских стран», — заключил эксперт.
Мартин Лютер
Фото Все
Видео Все
Основатель протестантизма Мартин Лютер
Мартин Лютер (рассказывает историк Наталия Басовская)
Мартин Лютер — биография
Мартин Лютер – богослов, инициировавший Реформацию. Перевел Библию на немецкий язык, его имя носит одно из религиозных направлений – лютеранство. Создал немецкий литературный язык.
Мартин Лютер оказал большое влияние на мировую историю, можно даже сказать, что он изменил вектор ее развития. Он заставил усомниться в мощи католической церкви, и стал создателем новой религии – протестантизма. Хотя всю жизнь не переставал причислять себя к грешникам.
Детство
Родился Мартин Лютер 10 ноября 1483 года в германском городке Айслебен, куда его отец, простой саксонский рудокоп Ганс Лютер переехал в поисках лучшей судьбы. Ганс был очень трудолюбивым, и, несмотря на это, материальное положение семьи оставалось достаточно трудным. Вначале семья жила в деревеньке Мера, отец вел обычный крестьянский образ жизни. После переезда в Айслебен он нашел работу в местных рудниках, где добывалась медь. Когда Мартину исполнилось полгода, семья снова переезжает. На этот раз они осели в Мансфельде, где Ганса уже считали зажиточным бюргером.
С первыми житейскими трудностями Мартин столкнулся в семилетнем возрасте, когда его отправили на учебу в обычную школу. Там он узнал, что такое постоянные наказания и унижения. Обучение в этом заведении было поставлено так, что талантливый ребенок за семь лет пребывания в его стенах, научился только письму, чтению, нескольким молитвам и десятку заповедей.
В 1497-м, когда Мартину исполнилось 14, он стал учеником францисканской школы Магдебурга, а через год начал посещать школу в Эйзенахе. У него абсолютно не было денег даже на самое необходимое. Вместе с друзьями он пытался заработать пением под окнами богатых горожан. Тогда он решает начать самостоятельно работать в руднике по примеру отца, но у судьбы были на него совсем другие планы.
Однажды они пели возле дома зажиточного горожанина, и Мартина заметила его жена Урсула. Женщине стало жаль этого мальчишку, она решила помочь ему, и предложила переехать в их дом на некоторое время. Этот переезд стал для Лютера дорогой в новую жизнь.
В 1501-м школа осталась позади, и Мартин становится студентом философского факультета Эрфуртского университета. Молодого человека отличала прекрасная память, он стремился к новым знаниям, буквально впитывал их во время лекций. Самый сложный материал давался ему легко, и благодаря этому Лютер занял в вузе лидирующие позиции.
В 1503 году Мартин получил степень бакалавра, и приглашение учить студентов философии. Одновременно с этим он изучает юриспруденцию, потому что такова была воля его отца. Развитие Лютера можно назвать разносторонним, однако больше всего его привлекало богословие, он интересовался трудами великих отцов церкви.
Мартин частенько посещал университетскую библиотеку, и в один из дней он взял в руки Библию. Молодой человек прочел ее полностью, а до этого он был знаком только с отрывками Писания. В те времена считалось, что миряне не должны читать ее полностью, это не обязательно и даже очень вредно. Эта книга перевернула внутренний мир впечатлительного Лютера.
После окончания университета Мартин совершил поступок, неожиданный для всех и в первую очередь для его родителей. Он решил отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу. Дело в том, что у него умер близкий друг, и Мартин почему-то решил, что он виновен в его смерти, что он грешен и нужно отмаливать у Господа прощение.
Монастырь
В монастыре Мартин брался за любую работу. В его обязанности входило заводить часы на башне, помогать старшим, подметать церковный двор, подменять привратника.
Чтобы помочь Лютеру победить человеческую гордыню, монахи изредка отправляли молодого богослова в город, просить милостыню. Он подчинялся безропотно, в точности соблюдая все их распоряжения. В 1506-м Мартин стал монахом, спустя год – священником. Теперь его звали брат Августин.
Пребывая в статусе священника, Лютер продолжал и дальше учиться и развиваться. В 1508-м он получил рекомендацию от генерального викария и стал преподавателем в Виттенбергском университете. Он преподавал студентам диалектику и физику. Прошло немного времени, Лютер удостоился степени библейского бакалавра, и имел право читать еще богословие. Лютеру позволялось заниматься толкованием библейских писаний, а для этого ему понадобилось знание иностранных языков. Упорный богослов принялся за их изучение.
В 1511-м Мартин побывал в Риме, куда был отправлен представителями священного ордена. Там он впервые открыл противоречивые факты в католицизме. В 1512 году Лютер занял место профессора теологии, выступал с проповедями, был смотрителем одиннадцати монастырей.
Реформации
Несмотря на то, что вся жизнь Мартина Лютера была посвящена служению Богу, он постоянно комплексовал, считал себя грешным и несовершенным в своих деяниях перед лицом Всевышнего. Душевные муки привели богослова к переосмыслению духовного мира и к началу реформаций.
В 1518-м Лютер раскритиковал вышедшую папскую буллу, он полностью разочаровался в католицизме. Мартин пишет свои 95 тезисов, разбивающие в прах учения Римской церкви.
Мартин утверждал, что духовенство не должно влиять на государство, равно как и выступать посредником между Богом и человеком. Лютер протестовал против безбрачия представителей духовенства, которое было принято декретами Папы. С подобными реформаторскими действиями церковь сталкивалась и раньше, но до Лютера никто так категорично и смело не высказывал свою позицию.
Тезисы смелого богослова достаточно быстро стали популярными, о новом учении узнал сам Папа Римский. В 1519 году он позвал Лютера к себе на суд. Мартин проявил упрямство и не поехал в Рим, после чего по указанию понтифика его предали анафеме – отлучили от святых таинств.
В 1520-м Лютер при народе сжег папскую буллу, призвал всех бороться с засильем папских законов, и лишился католического сана. На основании Вормсского эдикта от 26 мая 1521 года, Лютер обвинен в ереси. И только благодаря помощи сторонников лютеранства ему удалось спастись от расправы. Они инсценировали его похищение, а в действительности Мартин пребывал в замке Вартбург, где начал переводить Библию на немецкий.
В 1529-м общество официально приняло протестантизм Лютера, который стал одним из направлений католицизма. Но спустя некоторое время его приверженцы разделились на два лагеря – кальвинизм и лютеранство.
Кальвинизм получил свое название от имени Жана Кальвина, который продолжил реформаторское дело Лютера. Он считал, что судьба человека полностью предопределена Богом.
Отношение к евреям
На протяжении своей жизни Лютер несколько раз менял отношение к евреям. Вначале он осуждал тех, кто преследует людей этой национальности, призывал к терпимости и здравомыслии.
Мартин почему-то был уверен, что после посещения его проповедей, евреи согласятся пройти обряд крещения. Он написал памфлет под названием «О том, что Христос родился евреем», в котором отметил, что Христос тоже еврей, и что он поддерживает сопротивление древнего народа по отношению к папскому произволу.
Потом он понял, что евреи не реагируют на его учения, и его отношение к ним сменилось на враждебное. Под влиянием новых настроений, он пишет книги явно антиеврейского характера – «Застольные беседы», «О евреях и их лжи».
После этого еврейский народ полностью разочаровался в немецком философе, и не принял реформации, предложенные им. Позже в лютеранской церкви черпали свое вдохновение антисемиты, постулаты этой церкви послужили основой пропагандистской кампании против евреев, развернувшейся в Германии.
Личная жизнь
Мартин придерживался мнения, что Бог не запрещает никому жениться с целью продления своего рода. Биография богослова содержит сведения, что он устроил свою личную жизнь с бывшей монашкой, родившей ему шестерых детей.
Портрет Мартина Лютера и его жены
Девушку завали Катарина фон Бора, в монастырь ее отдали родители, обнищавшие дворяне. В возрасте восьми лет она приняла обет безбрачия, строго соблюдала дисциплину, приняла аскезы. Воспитанная церковью, девушка отличалась строгостью и суровостью, и это впоследствии отразилось на ее отношениях с супругом.
Они обвенчались 13 июня 1525 года. Жениху на тот момент исполнилось 42, молодой жене 26. Молодожены поселились в заброшенном монастыре августинцев, жили они просто, без всяких излишеств и богатства. Двери их дома были открыты для всех, кому нужна была любая помощь.
Смерть
Мартин Лютер не переставал трудиться вплоть до самой смерти. Он выступал с лекциями, проповедями, трудился над созданием книг. Богослов отличался невероятной работоспособностью и энергичностью, он мало спал и скудно питался. С возрастом его начали мучить головокружения, частые обмороки без видимых причин. У Лютера обнаружили так называемую каменную болезнь, которая доставляла ему невероятные мучения.
Он скончался внезапно 18 февраля 1546 года. Местом упокоения Лютера стала дворцовая церковь, на дверях которой он когда-то прибил свои тезисы.
Памяти Мартина Лютера посвящена автобиографическая картина режиссера Эрика Тилля «Лютер», в которой нашла отражение вся его жизнь.
Труды
Ссылки
Мартин Лютер и лютеранство
Мартин Лютер
Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм»: протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами против преследования лютеран.
Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов. В них пока не было отрицания верховной власти римского папы. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.
Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами». Была подготовлена папская булла с отлучением Лютера. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне Бог!».
Реформация породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до 1648 года.
Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится на 26-летней тоже бывшей монахине. В браке у них родилось шесть детей.
Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.
Пять основ протестантского богословия или Пять «только» — основные принципы протестантской теологии, которые на латыни выражаются в форме фраз: Sola scriptura («только Писание»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»).
Аугсбургское исповедание Меланхтона
Аугсбургское исповедание Меланхтона: самый ранний из официальных вероисповедных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбург. Аугсбургское исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское. После смерти Лютера Меланхтон встал во главе лютеранства. После своей смерти был погребен рядом с могилой Лютера.
Главные заблуждения лютеранства
О первородном грехе
О первородном грехе: мы проповедуем, что после грехопадения Адама все естественно рождаемые люди зачаты и рождены во грехе, это означает, что все они от материнской утробы расположены ко злу и по природе своей не могут иметь ни истинного страха Божия, ни истинной веры в Бога. Кроме того, мы проповедуем, что этот наследуемый порок, этот первородный грех поистине является грехом и потому все те, которые не возродились к новой жизни посредством крещения и Святого Духа, обречены на вечный гнев Божий.
Протестанты подчеркивают, что человек не достигает спасения своими силами, а получает его от Бога совершенно незаслуженно, даром, благодаря искупительной жертве Христа. Это учение блж. Августина. Он считал, что человеческая природа испорчена грехопадением Адама и Евы, что воля человека способна склоняться только к злу и греху. Бог предопределил одних людей к спасению, а других – к осуждению.
Основные и характерные признаки, присущие протестантизму, – это признание Священного Писания (Библии) как высшего авторитета в вопросах веры и христианской жизни. Понимание Библии в протестантизме – на совести каждого верующего. Поэтому в протестантизме много течений. Протестанты отрицают чистилище, не верят в заступничество святых перед Богом, отрицают действенность молитв за умерших.
Для протестантов характерно чтение Писания и проповеди во время богослужения, некоторые течения отвергают особые облачения (одежды) духовенства, алтари, свечи, распятие, церковную живопись, музыкальные инструменты. Богослужение совершается на национальных языках.
Протестантизм подчеркивает, что верующие могут напрямую обратиться к Богу, не нуждаясь в посредничестве священника. Хотя в протестантизме существуют пасторы, проводящие богослужения, им не придают особого священного характера и считают равными со всеми остальными верующими. Епископ у протестантов больше администратор, чем священник.
В отличие от Православия лютеранство признает лишь два полноценных таинства – Крещение и Причастие. Лютер как таинство отверг даже покаяние, хотя его «95 тезисов» начинались с требования, «чтобы вся жизнь верующих была покаянием». Также в протестантизме практически с самого начала начались споры о природе евхаристии и способе присутствия в ней Господа. Лютер по этому важнейшему вопросу сильно разошелся с Цвингли и Кальвином. Последние понимали присутствие Тела и Крови Христа лишь как символические, «возгревающие веру» действия. Лютер же, отвергнув учение о пресуществлении, не отказался от реального, но невидимого присутствия Христа; но не в хлебе и вине.
Восставая против папства, Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем и авторитет святых отцов и Вселенских Соборов, то есть отверг все Священное Предание, тем самым дал полный простор произволу в делах веры, что привело к разделениям.
Дав народу Библию на национальном языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место. Определение достоинства священных книг стало зависеть от личного взгляда каждого.
Против лютеранского учения о том, что Священное Писание является единственным источником Божественного откровения, можно заметить следующее:
1. Иисус Христос и апостолы проповедовали христианское учение сначала только устно. Так же это учение распространялось и после них. Следовательно, Священное Предание на первых порах существования Церкви Христовой было единственным источником христианского учения.
2. После появления Священного Писания Священное Предание не стало излишним; апостол Павел, оставивший после себя писаний больше других апостолов, писал: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Итак, Священное Предание, как устный источник Божественного откровения, необходимо. И лютеране сами прекрасно понимают это, и доказательством служит наличие у них символических книг, которые для них являются тем же преданием, но только человеческого происхождения.
Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой
Лютер, естественно, отверг и все то, что римо-католики считают средствами принесения такого удовлетворения, в том числе и необходимость для оправдания добрых дел, и провозгласил основой протестантской сотериологии свое учение об оправдании (или спасении) одной верой (sola fide).
Лютер, как и католики, видит основной путь спасения грешников от наказания не в стремлении к нравственному очищению и святости, а лишь к уходу от наказания.
«Удовлетворение за грехи невозможно, потому что никто не знает, сколько бы он должен был сделать добра за один только грех, не говоря уже обо всех». В системе взаимоотношений между человеком и Богом такой неопределенности не должно быть: при соблюдении известных условий христианин должен быть совершенно спокойным за свое спасение.
В «Формуле согласия» лютеране заявляют: «Нужно отвергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения». Христос уплатил все, и от человека ничего не требуется. Так сложилось лютеранское учение об оправдании одной верой, которое является краеугольным камнем лютеранства.
Такое мнение Лютера исходит из понимания им веры как уверенности христианина в своем личном спасении. Однако и вера – не заслуга человека. Она «дар Божий». У Лютера можно найти сравнения человека с «соляным столбом» и «чурбаном». Человек даже хуже чурбана, потому что упрям и враждебен.
Сущность самого оправдания в лютеранском вероучении состоит в «объявлении» грешника праведным («невменении» и «пронунциации»), после которого грешник становится праведником в силу того удовлетворения, которое принес Христос. Бог перестает гневаться на грешника, потому что за грехи его Он получил полное удовлетворение. Перемена происходит, таким образом, не в человеке, а в отношении к нему Бога. В человеке перемена лишь в том, что раньше он подлежал наказанию и был в страхе, а после пронунциации он – «радостное, ликующее дитя Божие».
«В оправдании нам усваивается праведность Христова, без того, что мы сами в своей нравственной природе стали праведными», т.е. речь не об усвоении человеком праведности Христовой, а лишь о юридическом вменении ее человеку.
Коренное отличие от православия учения Лютера об оправдании одной верой заключается в различном толковании евангельского учения. «Формула согласия» утверждает, что «честь оправдания принадлежит не нашим жалким делам, а Христу», православные признают правильность этой мысли. Дела не являются «заслугой» человека перед Богом, он не приобретает своими делами права на спасение. Спасение – дар Божий. Но этим даром пользуются не все. Праведность недостаточна для спасения, но она составляет нравственное условие спасения, и этим объясняется, почему дар спасения получают не все. Идя к Богу, человек соучаствует всем своим существом в Кресте Христовом, чтобы и совоскреснуть со Христом.
Именно в понимании спасения лежит основа вероисповедных расхождений. «Православие и инославие противоположны между собой так же, как… себялюбие… и жизнь по Христу», правовое и нравственное, христианское». В правовом мировоззрении отношения Бога и человека «подобны отношениям царя к подчиненному и совсем не похожи на нравственный союз»; Бог для человека представляется «только средством к достижению благополучия». Нравственное же мировоззрение полагает высшее благо человека в святости и источник этой святости видит в Боге. Для православного сознания грех составляет величайшее зло. В понятии спасения православный на первое место поставит освобождение от греха. «Человека Бог украсил даром свободы» (Григорий Нисский). Непроизвольная святость не может быть святостью.
По православному учению «человек спасается тем, что он находится в единении со Христом, как ветвь с виноградной лозой; это единение укрепляет его решимость соблюдать волю Христа, и требует от него усердия. Успокаивая, усыпляя совесть человека тем, что он уже спасен, если он имеет веру, лютеранство приводит человека не к смирению, а к гордости.
Аморальности в лютеранской среде, конечно, не наблюдается; напротив, можно говорить о жестком лютеранском благочестии. Однако у лютеран нет понятия внутренней борьбы со грехом, аскезы, ибо если человек спасен, внутренняя борьба по преодолению тех или иных страстей и пороков не нужна.
Ни теоретическая вера лютеран, ни созерцательная ее сторона, ни самый факт уверенности в собственном спасении этого спасения не даруют. Его дает лишь вера, которую можно назвать живой. «Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовью, то есть через веру и дела».
Учение о Церкви
По учению Лютера, истинная Церковь существует там, где «веруют в Евангелие, исповедуют Христа и имеют Святого Духа». Поэтому истинная Церковь существовала и существует везде, куда занесено Евангелие, хотя бы в таких местах верующие не имели возможности приступить к Таинствам. Эта невидимая Церковь и и есть Церковь святая и непогрешимая. Дух животворит ее Собою.
Совсем не такова Церковь видимая. Она – внешнее христианское общество, соединяющее своих членов только внешними средствами, это только масса. А так как к невидимой истинной Церкви принадлежат только оправданные, святые, то все вступившие в Церковь равны между собой.
«Духовное священство, – говорит Лютер, – есть принадлежность всех без исключения христиан. Поэтому мы и не нуждаемся ни в каком другом священнике, кроме Христа. Поэтому нет разделения на паству и иерархию. Всякий может проповедовать Слово Божие и совершать Таинства. Они избираются из людей, способных к отправлению священнических обязанностей, это называется ординацией, которая является только формальным, правовым признанием известного человека имеющим власть и обязанность учить всех членов своей общины и совершать для них различные требы. Отсюда пасторы в лютеранстве – только чиновники, а не духовные лица. Этим оправдывается ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО.
Совершенно неверно считать, что к Церкви принадлежат только праведные и святые. Христос пришел на землю спасти погибающих и призвал в Свое благодатное Царство всех грешников. Совсем не достаточно для спасения знакомства с Евангелием, вследствие которого якобы возникает вера; тогда дело Спасителя оказывается излишним.
Учение о Таинствах
Таинства – это символические действия и знаки, возгревающие веру.
Если человек спасается одной верой, то внешнее посредство вроде символических знаков излишне, а между тем, по лютеранскому учению, они все же приносят благодать.
Символические книги Лютера признают необходимость священства и его постоянного существования для совершения Таинств. Но отпущение грехов в случае нужды может осуществить каждый христианин.
Особого внимания заслуживает факт, что лютеране признают крещение младенцев, несмотря на неспособность последних верить.
О Евхаристии лютеране учат, что хотя она и может быть признана Таинством, так как вид хлеба и вина напоминает нам о голгофской жертве, но пресуществление Святых Даров они отрицают, предпочитая говорить о «присутствии» в Евхаристии Тела и Крови Христовых.
Что касается исповеди, то Лютер не захотел признать за покаянием силы благодатного Таинства, способного оказывать реальное воздействие на нравственное состояние человека. По Лютеру, священник на исповеди лишь объявляет о прощении грехов, совершившемся ранее по заслугам Христа. Впоследствии в лютеранстве утвердился взгляд на исповедь как на нечто необязательное.
Отвержение живой связи между Церковью земной и небесной
Лютеране отвергают живую связь между Церковью земной и небесной, т.е. призывание святых, почитание святых мощей и икон и молитв за умерших, основанием для чего служит их учение об оправдании человека одной верой: если через веру человек становится в непосредственные отношения ко Христу, то никакое посредство для него не нужно и даже излишне. Святые – это замечательные исторические лица, о которых можно вспоминать с уважением, но к которым незачем обращаться с молитвой, ибо через это умаляются заслуги Иисуса Христа. Почитать же святые мощи – значит покровительствовать суевериям и всякого рода злоупотреблениям. Почитание икон запрещено заповедью «Не сотвори себе кумира» О молитве за усопших в Священном Писании нигде не сказано, значит, они недопустимы.
Умалив значение Церкви, лютеране отвергли значение и молитвенного общения Церкви земной с Церковью небесной.
Историческое значение реформации
Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. У Лютера: «служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга, кто телесно или душевно в тебе нуждается; это и есть богослужение».О спасении у Лютера гарантом спасения выступает крестная жертва Христа, и личная вера в Спасителя есть, в первую очередь, доверие Богу и земной своей судьбы, и спасения своей души; впоследствии речь о «заслуженной благодати», обретаемой посредством мирского служения людям. Главное: профессиональное призвание понимается как Божий призыв. Мастерство и экономическая эффективность выступают как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности понято как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва. В силу этого трудолюбие есть, с точки зрения П.Э., максимальная ценность; деловой успех выступает свидетельством достойного выполнения долга, если в католицизме призрение нищих – «людей Божьих» – богоугодно, то протестантизм видит милосердие в предоставлении возможности обучиться ремеслу и работать (не рыбу дают, а удочку – «пуританская трудовая этика»). Пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Англии. Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу, где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.
Мартин Лютер, особенно в начале своей реформационной деятельности, не имел никакого намерения разрушать единство Церкви. Разделение западного христианства на множество различных исповеданий, существующих в современном мире, потребовало целых столетий, и завершение этого процесса не закончилось и на сегодняшний день. Вместе с тем именно лютеранству в большой степени присуще стремление к экуменизму, к достижению единства христианской Церкви.
Почти с самого начала немецкая Реформация за вышла за пределы Германии и имела решительное влияние в Скандинавии и восточноевропейских странах, а также в Швейцарии и во Франции. И даже Кальвин не считал для себя зазорным называться учеником Лютера. В этом видна одна из характернейших черт лютеранской Реформации: она никогда не была только национальным делом, хотя у англо-саксонских писателей часто проявляется склонность определить Реформацию как «тевтонскую» форму христианства. Если Англиканская Церковь, например, ограничивалась обычно только странами, завоеванными Англией, то лютеранская Реформация распространилась во всех частях Скандинавии и во многих восточноевропейских странах в течение XVI столетия, а позднее пустила глубокие корни в Северной Америке и Австралии, где и развивается вне политического влияния Германии. Именно благодаря своему интернациональному характеру лютеранская Реформация существует сегодня в Центральной и Северной Европе (Германия и восточноевропейские страны, Скандинавия и Финляндия), в Северной Америке и на большой части территорий, где действуют так называемые «молодые Церкви», основанные миссионерами протестантизма в XIX и XX столетиях.
Догматическая окраска знамени Реформации, поднятого Лютером, кажется, не имела ничего общего с представлениями о характере церковного обновления, проникнутыми, как мы видели, скорее каноническими и моральными тенденциями, но все же легко показать, что основные догматические положения реформаторов XVI в. вытекали из глубин церковного сознания и в какой-то степени явились плодом и завершением настроения и идей предреформационного периода.
В самом деле, идея примата Вселенских Соборов переросла в процессе Реформации в отрицание папской власти, а затем и иерархии в целом; стремление к нравственному очищению заставило обращать взор к первым векам христианства, откуда уже был всегда один шаг до отрицания церковного Предания, традиций, созданных в течение последующих веков церковной истории, а осуждение извращений, имевших целью обогащение церковной казны, естественно привело к отвержению индульгенций и отрицанию существования чистилища и заслуг святых, являвшихся догматическим базисом продажи индульгенций.
Таким образом, идейная связь основных догматических положений Реформации с не имевшими еще догматического значения тенденциями предреформационной эпохи может считаться не подлежащей сомнению.
Общеизвестно также влияние, оказанное на процесс Реформации такими историческими фактами, как изобретение книгопечатания, открытие Америки и особенно возобновление интереса к античной культуре, известное под именем Ренессанса, в течение многих веков служившего исключительно почти интересам Церкви.
Как было показано выше, разложение Римско-католической церкви явилось хотя и негативной, но одной из основных причин Реформации как движения протеста «снизу», то есть исходящего от рядовых членов Церкви.
Процесс развития Реформации в Германии явился мощным фактором влияния на общественную жизнь, выходящего далеко за рамки чисто религиозных явлений.
Вместо Реформации всей Церкви, являвшейся конечной целью и мечтой реформаторов, произошло новое, дальнейшее разделение Церкви, по глубине, размаху и последствиям далеко превосходящее разделение Церкви на Восточную и Западную. Уже в первые десятилетия Реформации в христианском мире, кроме этих уже исторически обособленных одна от другой Церквей, возникли еще по крайней мере три новых деноминации – лютеранство, кальвинизм и англиканство. Принцип доступности Священного Писания и его свободного истолкования открыл дорогу для дальнейшего дробления; и действительно, уже первые шаги Реформации сопровождались появлением многочисленных, как правило враждовавших между собой, сект и толков анабаптистов, арминиан, галенистов, впоследствии пресвитериан, баптистов, квакеров, методистов и др. Большинство их существует и до настоящего времени.
К числу отрицательных последствий Реформации следует отнести падение нравов, являвшееся следствием резкого внезапного освобождения от внешних уз, налагавшихся католической церковью.
В результате на смену догматизму, господствовавшему в протестантских сообществах во второй половине XVI и в XVII вв., пришел рационализм, характерный для протестантизма XVIII столетия, особенно немецкого и английского. Это выхолащивание веры, ее освобождение от всякой мистики, создавало предпосылку для чисто рационалистического подхода к христианству. Отсюда протестантский рационализм с его отрицанием всего сверхъестественного в Библии, с его попытками естественного объяснения описываемых в ней чудес, отсюда все то, чем отличалась тюбингенская теологическая школа: Шлейермахер, Гарнак и вся дошедшая до нашего времени, хотя уже утратившая теперь в протестантизме свое доминирующее положение линия «свободного» исследования источников христианского откровения.