учение о бытии и теория познания
Учение о бытии и теория познания
Тема 2.3.
Этика и социальная философия
Итого: 48 часов
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Википедия Философия ru.wikipedia.org/wiki/Философия
Электронные библиотеки по философии http://filam.ru/sait.php
Lib.ru: Философия http://lib.ru/FILOSOF/
1. Августин Аврелий. Исповедь.- М., 1994.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Часть 1.- М., 1993.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории.- М., 1990.
4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии.- М., 1986.
5. Зеньковский В. В. История русской философии.- Л., 1991.
6. Кимилев Ю.А. Философия истории.- М., 1994.
7. Лихачев Д.С. Раздумья.- М., 1991.
8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.- М., 1989.
9. Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1991.
10. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1992
11. Мамонтов С.П. Основы культурологи.- М., 1990.
12. Мень Александр. История религии. Том 1.- М., 1991.
13. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я».- М., 1978.
14. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М., 2000.
15. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении.- М., 1989.
16. Проблема человека в западной философии. (Хрестоматия).- М., 1991.
17. Соловьев В.С. Сочинения в 2 томах.- М., 1988.
18. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. Социокультурная динамика.// Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.
19. Тойнби А. Постижение истории.- М., 1991.
20. Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М., 1987.
21. Франк С.Л. Смысл жизни.// Франк С.Л. Духовные общества.- М., 1992.
22. Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1990.
23. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с
24. Хайдаггер М. Время картины мира. Путь к языку.// Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993.
Тема 13. Философия бытия и познания
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией(от греческого on [ontos] – сущее и logos – учение, понятие, слово). Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию еще определяют как учение о бытии).
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть.Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является небытие (ничто).
Формы бытия и соответствующие им способы существовании детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего? выделяют материальное бытие (например, Солнечная система) и идеальное бытие (идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т. е. внутри и благодаря сознанию человека. Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звезды, планеты, горы и т. д.), природные органические (биологические виды), социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).
Категории субстанции и материи.Дальнейшее развертывание проблемы сущего, порождает категорию субстанции. Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторона бытия. Термин «субстанция» происходит от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основе. Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Другими словами, субстанция – это объективная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства. Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм – из двух начал (Декарт), плюрализм – из множества начал (Демокрит, Лейбниц).
У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Поэтому «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин).
Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.
Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100. От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество — в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра — в атомы.
Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.
Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений.
Виды познания:
1) обыденное или индивидуальное познание: формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет собой информационно самую емкую форму знания. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к двадцати годам своей жизни, во много раз превышает объем информации, накопленный всеми науками.
2) научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.
3) философское познание: является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. существенная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого — это обязательный элемент данного вида познания.
Проблема истины. С теорией познания тесно связана проблема истины. Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина-это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность как базе прогностического измерения. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения. Итак, истина «не сидит в вещах» и лишь отчасти (субъективная истина) создается нами; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.
Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.
Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости — достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или. Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.
Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного.
Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности нашего знания.
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания.
Студентам нужно обратить внимание на категорию бытия и подвижность ее понимания в истории философии. Рассмотреть бытие как способ существования человека. Жизнь как способ бытия человека. Изучение темы нужно начать с понятия научная картина мира.
Научная картина мира связана с философскими представлениями определенной эпохи, она подтверждает и конкретизирует выводы и положения философской картины мира.
При рассмотрении категорий: материя, пространство, время, движение целесообразно обратиться к философскому словарю.
Разбирая категории пространства и времени, студентам следует знать, что в истории философии и науке сложились две основных концепции: субстанциональная и реляционная. Нужно представлять суть этих концепций. Выделять всеобщие и характерные свойства пространства и времени. Называть и определять формы пространства и времени.
Изучение раздела гносеология следует начать с понятий знание и познание. Важно обратить внимание на существующую связь между познанием и сознанием.
Обучаемые должны знать общие проблемы теории познания и главную проблему. Способен ли человек в процессе познания достичь истины? В зависимости от решения этого вопроса выделяют позиции гносеологического оптимизма, скептицизма, агностицизма.
Возможность познания связано с наличием у человека познавательных способностей. Студенты должны выделять познавательные способности и характеризовать их. Различать чувственный и рациональный уровень познания.
Студентам следует обратить внимание на понятие истины и ее характеристики.
Разбирая вопрос научного познания, необходимо выяснить понятие науки. В античности и средние века науку и философию не различали. Возникновение науки относят к 15- 17 веку.
Студентам важно представлять основные уровни и формы научного познания: эмпирический и теоретический. Каждому уровню соответствуют определенные методы исследования.
Следует обратить внимание на рост, изменение и развитие научного знания. Переломные этапы в развитии научных знаний получили наименование научных революций. В литературе можно встретить различную периодизацию этапов эволюции науки. Наиболее общепринятой является выделение трех основных этапов: классического, неклассического, постнеклассического. Студентам следует в общих чертах знать, чем характеризуются выделяемые этапы.
Рассматривая роль науки и научного познания, следует понимать, что сложность и противоречивость этого процесса породили две противоположные позиции – сциентизм и антисциентизм. Обучаемые должны уметь характеризовать эти позиции.