учение о бытии и теория познания

Учение о бытии и теория познания

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Итого: 48 часов

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Википедия Философия ru.wikipedia.org/wiki/Философия

Электронные библиотеки по философии http://filam.ru/sait.php

Lib.ru: Философия http://lib.ru/FILOSOF/

1. Августин Аврелий. Исповедь.- М., 1994.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Часть 1.- М., 1993.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории.- М., 1990.

4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии.- М., 1986.

5. Зеньковский В. В. История русской философии.- Л., 1991.

6. Кимилев Ю.А. Философия истории.- М., 1994.

7. Лихачев Д.С. Раздумья.- М., 1991.

8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.- М., 1989.

9. Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1991.

10. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1992

11. Мамонтов С.П. Основы культурологи.- М., 1990.

12. Мень Александр. История религии. Том 1.- М., 1991.

13. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я».- М., 1978.

14. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М., 2000.

15. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении.- М., 1989.

16. Проблема человека в западной философии. (Хрестоматия).- М., 1991.

17. Соловьев В.С. Сочинения в 2 томах.- М., 1988.

18. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. Социокультурная динамика.// Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

19. Тойнби А. Постижение истории.- М., 1991.

20. Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М., 1987.

21. Франк С.Л. Смысл жизни.// Франк С.Л. Духовные общества.- М., 1992.

22. Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1990.

23. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с

24. Хайдаггер М. Время картины мира. Путь к языку.// Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993.

Источник

Тема 13. Философия бытия и познания

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории суще­го, называется онтологией(от греческого on [ontos] – су­щее и logos – учение, понятие, слово). Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место за­нимает категория бытия (поэтому онтологию еще опреде­ляют как учение о бытии).

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть.Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологичес­кие, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разно­видность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является небытие (ничто).

Формы бытия и соответствующие им способы существо­вании детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего? выделяют материальное бытие (на­пример, Солнечная система) и идеальное бытие (идея воз­никновения Солнечной системы), которые являются самы­ми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которо­го выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т. е. внутри и благодаря со­знанию человека. Любой вид материального бытия обла­дает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звез­ды, планеты, горы и т. д.), природные органические (био­логические виды), социальные формы бытия (обществен­ное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искус­ственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).

Категории субстанции и материи.Дальнейшее развертывание проблемы сущего, порож­дает категорию субстанции. Бытие предполагает не толь­ко существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторо­на бытия. Термин «субстанция» происходит от латинско­го substantia – сущность, то, что лежит в основе. Субстан­ция есть самодостаточное, самодетерминированное суще­ствование. Другими словами, субстанция – это объек­тивная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства. Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, само­развивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количествен­ная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм – из двух начал (Декарт), плю­рализм – из множества начал (Демокрит, Лейбниц).

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объеди­няет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Поэтому «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин).

Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную мате­рию как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод во­обще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отноше­ниях. Не существует «безликой» материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.Единственным от­носительно отличным от материи свойством является лишь созна­ние, дух.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывис­тое строение. Она состоит из частей различной величины, качест­венной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, ра­дикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 раз­личных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100. От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнит­ные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им вза­имодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество — в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электри­ческих и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра — в атомы.

Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчи­вости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент мате­рии, современная физика открыла всеобщую превращаемость эле­ментарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превраще­ний материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изме­нений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теп­лового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энер­гии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука от­крыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений.

Виды познания:

1) обыденное или индивидуальное познание: формируется в процессе повседневной деятельно­сти, на основе личного опыта и обобщения, усвоения об­щественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, свя­зано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно об­разным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет собой информацион­но самую емкую форму знания. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к двадцати годам своей жизни, во много раз превышает объем инфор­мации, накопленный всеми науками.

2) научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необхо­димое, поскольку основным предметом научного позна­ния является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доми­нирует логическое, понятийное знание и, более того, сис­темное понятийное знание.

3) философское познание: является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. суще­ственная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не со­держать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемо­го — это обязательный элемент данного вида познания.

Проблема истины. С теорией познания тесно связана проблема истины. Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высо­кий нравственно-эстетический смысл. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина-это адекватная информация об объекте, получаемая посредст­вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.Таким об­разом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими сло­вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное со­держание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность как базе прогностического измерения. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только ра­зумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения. Итак, истина «не сидит в вещах» и лишь отчасти (субъективная истина) создается нами; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть про­дукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимос­ти — достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или. Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной ис­тине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть на­ращивание моментов абсолютного.

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразум­но увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо по­мнить о безмерности еще непознанного, об относительности нашего знания.

Источник

Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания.

учение о бытии и теория познания учение о бытии и теория познания учение о бытии и теория познания учение о бытии и теория познания

учение о бытии и теория познания

учение о бытии и теория познания

Студентам нужно обратить внимание на категорию бытия и подвижность ее понимания в истории философии. Рассмотреть бытие как способ существования человека. Жизнь как способ бытия человека. Изучение темы нужно начать с понятия научная картина мира.

Научная картина мира связана с философскими представлениями определенной эпохи, она подтверждает и конкретизирует выводы и положения философской картины мира.

При рассмотрении категорий: материя, пространство, время, движение целесообразно обратиться к философскому словарю.

Разбирая категории пространства и времени, студентам следует знать, что в истории философии и науке сложились две основных концепции: субстанциональная и реляционная. Нужно представлять суть этих концепций. Выделять всеобщие и характерные свойства пространства и времени. Называть и определять формы пространства и времени.

Изучение раздела гносеология следует начать с понятий знание и познание. Важно обратить внимание на существующую связь между познанием и сознанием.

Обучаемые должны знать общие проблемы теории познания и главную проблему. Способен ли человек в процессе познания достичь истины? В зависимости от решения этого вопроса выделяют позиции гносеологического оптимизма, скептицизма, агностицизма.

Возможность познания связано с наличием у человека познавательных способностей. Студенты должны выделять познавательные способности и характеризовать их. Различать чувственный и рациональный уровень познания.

Студентам следует обратить внимание на понятие истины и ее характеристики.

Разбирая вопрос научного познания, необходимо выяснить понятие науки. В античности и средние века науку и философию не различали. Возникновение науки относят к 15- 17 веку.

Студентам важно представлять основные уровни и формы научного познания: эмпирический и теоретический. Каждому уровню соответствуют определенные методы исследования.

Следует обратить внимание на рост, изменение и развитие научного знания. Переломные этапы в развитии научных знаний получили наименование научных революций. В литературе можно встретить различную периодизацию этапов эволюции науки. Наиболее общепринятой является выделение трех основных этапов: классического, неклассического, постнеклассического. Студентам следует в общих чертах знать, чем характеризуются выделяемые этапы.

Рассматривая роль науки и научного познания, следует понимать, что сложность и противоречивость этого процесса породили две противоположные позиции – сциентизм и антисциентизм. Обучаемые должны уметь характеризовать эти позиции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *