учение о человеке даосизм
Особенности учения
Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.
Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.
Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я».
Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.
Основоположники религии
Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.
Основоположников всего три:
Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.
Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.
Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».
Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.
Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.
Этапы развития
В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:
Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.
В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.
В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.
Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.
В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.
Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.
Формы проявления
Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:
Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.
Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.
На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.
Главные постулаты
Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.
При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:
Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.
У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.
Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.
Столпы и сокровища
Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:
Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.
Лао Цзы называл три сокровища даосизма:
Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.
Мужское и женское начала
Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.
Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.
Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.
Положения и обряды
Дао сравнивают с Абсолютом, оба эти понятия имеют множество значений. Первое — сила, которая породила все вокруг. Она не имеет формы, имени и постоянства, ее невозможно постичь. Дао считается также первоосновой жизни и главным человеческим законом.
Так называют начало и конец всего, что существует, самого бытия. Дао — это мировой порядок, гармония между человеком и миром. Учение считается вечным путем, постоянным способом достижения высших целей.
Хотя у дао нет формы, оно дает ее всем окружающим предметам. Только философия постоянна, а все остальное — временно. Противоположные вещи в нем объединяются в единое целое. Дао — это пустота, но именно она помогает познать бессмертие и счастье. Есть один интересный исторический факт. Сам Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой. В помещении важны не стены, а пространство между ними. Так происходит и в дао.
Даосизм — удивительная религия. Она не предусматривает проведения торжественных ритуалов, но нужно постоянно обращаться к силам природы и созерцать происходящее вокруг. Обряды проводили публично, на них могли находиться и непосвященные. Из-за этого нет и храмов, сохранились только монастыри.
Уникальное учение даосизм появилось более 25 веков назад. За это время оно несколько раз изменялось, находилось под запретом и было восстановлено. Настоящие даосы питают свою душу, они не задумываются о физическом теле.
Естественный ход жизни они не нарушают, как и не вмешиваются в судьбу других без их просьбы. Но если человек хочет постичь философию, то монахи расскажут ему все, о чем знают сами, когда он будет готов к восприятию новых знаний.
Даосизм
Даосизм является одним из направлений китайской философии, которое соотносится с религиозными традициями Китая. Его основные принципы вытекают из древних шаманских практик. Это направление появилось в эпоху хаоса, разорения китайского общества, непримиримой борьбы за власть. На первых порах учение стало популярным среди бедных китайцев, которых привлекла идеология направления.
В Даосизме существуют:
Основными идеями в Даосизме являются:
Даосизм считается религией, не предполагающей наличия Ада и Рая. Ведь Абсолют дарует вечную жизнь, которую следует проводить, размышляя и созерцая чудеса Мироздания. Люди, познающие понятие Дао и следующие ему, будут жить вечно. Но это требует:
Однако такие строгие ограничения не всем под силу выдерживать. Поэтому, стремясь к упрощению, стали искать пути создания чудодейственного эликсира вечной жизни. Он был нужен для высших слоев общества – императоров, представителей знати. Первопроходцем в этом деле стал император Цинь-Ши-Хуанди, снаряжавший в другие страны целые экспедиции за нужными для эликсира бессмертия ингредиентами.
Учение Дао
Что собой представляет учение о Дао? Дао является нескончаемой дорогой, идущей повсеместно и в то же время нигде, причем этот путь не имеет начала и конечной остановки, идет в неизвестном направлении. Такому вечному Абсолюту подчиняется все, его законы действуют для Неба и Земли. Это бесконечный путь предполагает вечное движение, которое свойственно и всей природе. Ведь в ней все меняется, в том числе и человечество.
Величайшим счастьем, с точки зрения основателя учения, является понимание и осознание первооснов, а также соединения с ними. К пониманию сути приходят те, кто соблюдает законы и правила, которые касаются телесного и духовного. Как выше уже говорилось, в человеке живут божественные духи и демоны, ведущие борьбу за душу. Душу можно усиливать, если творить добро, а зло кормит демонов и отдаляет человека от Дао. Однако физическая оболочка также нуждается в «правильном» питании. Почти полный отказ от еды и постоянные физические упражнения подчиняют тело разуму человека.
Кроме того, такой путь учит не делать ничего целенаправленно. Таким образом, все происходит без вмешательства человека. В том числе это применимо и в сфере политики. Наилучшим правителем считают того, который не пытается вносить перемены в жизнь общества, государства, поскольку воля Небес считается законом для всех подданных. Они сами находят решение своим проблемам.
Естественное Дао – это начало всего Мироздания. Все происходит от первоосновы, которая являясь первоисточником, указывает путь, направление движения для всех и всего во Вселенной. Хотя он и не есть Богом. Этим направлением акцентируется природный аспект первоосновы. Его философия основана на естественности и простоте.
Особенности религии
Что касается Религии Даосизм, то это одна из самых древних в Китае, зародившаяся в 5-3 в. до нашей эры. Ее основоположником считают Лао-Цзы. И основана она на учении, представляющего собой путь к гармоничной жизни. К философскому трактату «Дао Дэ Цзин» стали относиться, как к религиозной священной книге.
В Даосизме существуют философское и религиозное направления. Религиозное направление дало толчок появлению новых божеств. Одним из таких стал Бог Юрди. Этому верховному владыке отошли в подчинение Небо и Земля. А богом домашнего очага стал Цзао-Ван.
В наше время Даосизм широко распространен во всем Китае и имеет тесные связи с буддизмом и конфуцианством. Были сооружены много храмов и монастырей, в оформлении которых сочетаются признаки всех трех китайских религиозных течений. Даосские божества использованы в росписях стен религиозных сооружений наряду с Богами Буддизма.
Кто основал Даосизм?
Основателем Даосизма считается Лао-Цзы. Этот древнекитайский мыслитель, ученый первым описал философию и ритуалы, практически сформировал целостное учение. Некоторые считают, что это вымышленная фигура. О нем известно их легенд. А других подтверждений его жизнедеятельности не существует.
Имя Лао-Цзы переводится, как «старый учитель», «вечный ребенок». Что интересно, по легенде мать его вынашивала в своем теле не 9 месяцев, а 81 год. Поэтому он пришел в этот мир седым стариком в 604 году до н.э. Некоторые придерживаются мнения, что он жил во времена Конфуция или был самим Конфуцием. По словам китайского историка Сыма Цянем он был очень образован и служил архивариусом и библиотекарем в период правления династии Чжоу. Еще одна легенда имеет свой вариант истории Мастера Лао-цзы, который будто заново родился, когда попал из Индии в Китай.
Несмотря ни на что, в Даосизме, учении религиозно-философского характера, практически каждой даосской школой он почитается в виде божества. Его считают один из «Троих Чистых». Императоры из династии Тан, считая Лао-цзы своим прародителем, обожествляли и строили ему храмы и возводили в звания и титулы.
Символ Даосизма
Главный символ в Даосизме представлен знаменитым знаком Инь и Ян. Он символизирует мужское и женское начало. Они должны быть неразлучны друг с другом. Этот черно-белый круг придумали даосские монахи. Он ассоциируется с жизнью, которая не бывает только светлой либо только темной. Черная часть круга символизирует женское начало (спокойствие и равновесие), белая часть – мужское (активные действия, напор и сильная жизненная энергия). По мнению монахов, все живое может гармонично существовать только в таком в симбиозе. Это два дополнения друг другу. Когда человек обладает только одним началом, то он живет не по правилам, а значит, не способен познать Дао и достичь бессмертия.
Принципы Дао
Принцип Дао заключается в естественности любых деяний человека. Те, кто стремиться менять Мир, противоречат даосской идеологии и основам вероучения. Приветствуется наблюдательность и желание пребывать наедине с собой, что способствует слиянию с Совершенством, Абсолютом и вечного гармоничного бытия.
Согласно Даосизму, только следуя этим догмам, человек обретет шанс достичь бессмертия, внутреннего освобождения и истинного счастья.
Главное о даосских практиках
Практики в Даосизме представляют собой комплексную систему самостоятельного развития людей. Для достижения истинной цели – бессмертия, последователи этого китайского направления воспитывают в себе внутреннюю силу, совершенствуют свою человеческую природу.
За счет таких практик человек может гармонично развиваться физически, ментально и духовно. Они помогают выйти за грани физической локализации. Таким путем развивают душу и дух человека. Разные упражнения медитативной и энергетической направленности дают возможность увеличить количество жизненной силы и энергии, уменьшить напряжение, улучшить самочувствие. А также это может помочь исцелению и защите в разных опасных ситуациях.
Первым этапом для начинающих практиков является пробуждение целительного света, которое предполагает следующие шаги:
Второй этап предполагает развития в человеке его внутреннего потенциала, силы.
Даосские упражнения и техники позволяют научиться исцелению, развитию души и духа. Такой путь позволяет человеку стать просветленным и развитым в духовном и физическом планах.
Продвинутый человек (практикующий) способен достичь бессмертия (в духовном царстве). В этом случае жизненная энергия «Ци», в буквальном смысле слова, видоизменяется. То есть она из физического состояния переходит в ментальную форму. Человеческий Дух держит курс в пустоту. Самое наивысшее достижение – бессмертность духа и тела.
Благодаря даосским практикам человек способен двигаться по пути улучшения здоровья, дальше в здоровом теле преобразовывать энергию и в конечном результате полностью обновляться, становиться мудрым и слиться с Дао. Их ценностью является достижение единства и гармоничности людей и всего, вокруг них. Речь идет о полной и истинной гармонизации.
Если возникли вопросы о Даосизме, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум».
Понятие человека в даосизме
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:31, реферат
Краткое описание
Китайская традиция выделяет шесть основных философских школ в истории Китая: натурфилософию (инь-ян цзя), конфуцианство (жу цзя), моизм (мо цзя), школу имен (мин цзя), школу закона (фа цзя, или легизм — по терминологии западных синологов) и даосизм (дао дэ цзя). Школы эти имели разные исторические судьбы и разное значение в истории: одни из них (натурфилософия, моизм, школа имен и легизм) просуществовали как самостоятельные школы сравнительно недолго (два-три столетия древнего периода истории Китая), другие — особенно конфуцианство и отчасти даосизм — продолжали функционировать как в древней, так и в средневековый периоды, причем конфуцианство, вобрав в себя существенные черты других школ (в частности, натурфилософии и легизма), превратилось в доминирующее философское течение китайской духовной и политической культуры на протяжении двух последних тысячелетий
Содержание
Введение
Конфуцианство……………………………. …….4
Учение о человеке в конфуцианстве…………….8
Даосизм…………………………………………. 12
Понятие человека в даосизме…………………. 15
Заключение
Список использованной литературы
Вложенные файлы: 1 файл
конфуцианство и даосизм.docx
Список использованной литературы
Китайская философия принадлежит к древнейшему слою мировой культуры. Возникнув в середине I тыс. до н.э., она стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Китайская традиция выделяет шесть основных философских школ в истории Китая: натурфилософию (инь-ян цзя), конфуцианство (жу цзя), моизм (мо цзя), школу имен (мин цзя), школу закона (фа цзя, или легизм — по терминологии западных синологов) и даосизм (дао дэ цзя). Школы эти имели разные исторические судьбы и разное значение в истории: одни из них (натурфилософия, моизм, школа имен и легизм) просуществовали как самостоятельные школы сравнительно недолго (два-три столетия древнего периода истории Китая), другие — особенно конфуцианство и отчасти даосизм — продолжали функционировать как в древней, так и в средневековый периоды, причем конфуцианство, вобрав в себя существенные черты других школ (в частности, натурфилософии и легизма), превратилось в доминирующее философское течение китайской духовной и политической культуры на протяжении двух последних тысячелетий. Именно за этим направлением философской мысли Китая, представленным сводом наиболее почитаемых конфуцианством «Тринадцати канонов» (Шисань цзин — «Тринадцатиканония»), закрепилось название «китайская классическая философия», которая вместе с другими указанными выше школами составила так называемую традиционную китайскую философию.
В данном реферате рассмотрим наиболее известные две школы: это конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство, или школа ученых- интеллектуалов (жу цзя), явилось первой, древнейшей философской системой и одним из трех главных этико-религиозных учений Китая и некоторых стран Дальнего Востока (в частности, Кореи и Японии) — конфуцианства, даосизма и буддизма. Не являясь религией в строгом смысле этого слова, оно тем не менее выполняло роль последней в социальной и политической жизни китайского общества. Сформировавшись как этико- политическое учение на рубеже VI—V вв. до н.э., конфуцианство затем постоянно расширяло рамки своих идей, включая в них чисто мировоззренческие дисциплины — космо- и антропогенез, онтологию, гносеологию, элементы политической экономии, культурологию и, наконец, компаративистику.
История конфуцианства насчитывает почти две с половиной тысячи лёт, из которых две тысячи (с отдельными перерывами) оно носило статус официальной, государственной доктрины. Однако идеологизация конфуцианства не означала полного превращения его в чисто политическое учение — став канонической доктриной, оно тем не менее по мере своего развития все более и более приобретало черты подлинно философской, теоретико-мировоззренческой школы. Именно философское содержание конфуцианства составило ее основную духовную ценность, несущий каркас всей традиционной философии Китая.
В истории конфуцианства обычно выделяют четыре главных периода: раннее (или древнее) конфуцианство (VI—III вв. до н.э.), ханьское конфуцианство (III в. до н.э. — III в. н.э.), неоконфуцианство эпох правления династий Сун — Мин (XI—XVII вв.) и современное новое конфуцианство (середина XX в. — настоящее время).
Основателем конфуцианства считается Конфуций (латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы — «учитель Кун», 552—479 гг. до н.э.) — потомок древнего аристократического рода, принадлежавший к сословию жу — «ученых-интеллектуалов». Согласно традиции, Конфуций считается «отцом» китайской культуры (вэнь), отредактировавшим древнейшие памятники «Шу цзин» («Канон истории») и «Ши цзин» («Канон песен») и создавшим исторически нормативную основу конфуцианства и всей последующей китайской культурной традиции. Ему приписывается также авторство первой исторической летописи «Чунь цю» («Весны и осени»), описывающей события, происходившие в родном царстве Конфуция Лу с 722 по 481 г. до н.э. Конфуций был первым в истории Китая профессиональным преподавателем и создателем частной школы, а фактически — сообщества учеников-единомышленников, принадлежавших к сословию ученых-интеллектуалов.
Взгляды Конфуция наиболее аутентично зафиксированы в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленном после смерти Конфуция в V—IV вв. до н.э. его учениками и дошедшем до нас в списке рубежа новой эры. Сборник представляет собой произвольно составленные записи высказываний самого Конфуция, его учеников и учеников последних. Смысл своего учения Конфуций видел в передаче мыслей древних «совершенномудрых» правителей, как проявления нравственно совершенного «пути» («дао») человека. Высшей мироустроительной силой Вселенной он считал божественное, но «безмолвное» Небо (тпянъ), которое посылает людям «предопределение» (мин), познав которое, человек может стать «благородным, совершенным мужем» (цзюнь-цзы) — т.е. высоконравственной, «образцовой» личностью, способной управлять государством. Именно учение о «благородном муже», его внутреннем содержании и внешнем поведении составляло главную черту взглядов Конфуция. Беседы и рассуждения философа сводились главным образом к раскрытию морального и социального облика «благородного мужа», способов достижения им того совершенства, которое раскрывается в его «добродетели» (дэ). Полагая природу человека, его врожденные качества этически нейтральными, Конфуций уделял основное внимание воспитанию этой природы в духе «преодоления» возможных дурных наклонностей и «приобщения к «благопристойности» (ли), свойственной легендарным правителям-мудрецам древности. Результатом такого самовоспитания должно было стать обретение человеком внутреннего состояния подлинного «человеколюбия», «человечности» (жэнъ), которое отличает «благородного мужа» от его антипода — «маленького», низкого в моральном плане человека (сяо жэнъ). Если «благопристойность» (соблюдение ритуала должного поведения) философ рассматривал как внешнюю, ритуализованную норму социального поведения человека, то «человечность», «человеколюбие» составляли внутреннее содержание этого поведения.
Моральными частями этого содержания являлись основополагающие категории — «добродетель» (дэ), «должная справедливость» (и), «сыновняя почтительность» (сяо), «верность» (чжун), «милосердие/взаимность» (шу), «мудрость» (чжи), «мужество» (юн). Совокупность этих качеств и составляла принцип «золотой середины» (чжун юн) как высшего морального качества человека. В социальном плане это должно было проявляться в реализации концепции «выправления имен» (чжэн мин), предполагавшей адекватность номинального и реального в общественной деятельности. Принцип «милосердия/ взаимности» предполагал определенное социальное партнерство и взаимопомощь в осуществлении общественных дел: «если хочешь утвердить себя, утверди и другого; если хочешь, чтобы твои дела шли хорошо — сделай так, чтобы и у другого они шли хорошо», — говорил Конфуций, называя такое поведение «искусством человеколюбия».
Вместе с тем Конфуций выступал за строгую социальную иерархию, полагая, что «правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Само же государство он рассматривал в семейно-родственных категориях, как одну большую семью, где правитель одновременно является и «отцом, и матерью народа». Таким образом, социально-политическая концепция Конфуция покоилась на приоритете моральных ценностей и ритуальных норм, включая церемониальную музыку (юэ). Эта особенность взглядов Конфуция составила стержень всей этико-политической доктрины последующего конфуцианства.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:
Даосизм, или школа «учения о дао и дэ», возник в VI— IV вв. до н.э. В своем развитии даосизм прошел два этапа — древний, так называемый философский (до II в.), и последующий «религиозно-философский», характеризовавшийся формированием целостной религиозно-философской системы, существующей в Китае по сей день. Ранний даосизм (VI в. до н.э. — И в.) представлен, в основном, двумя классическими произведениями — трактатами «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»), приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-цзы (другое название трактата — «Лао-цзы»), жившему якобы в VI в. до н.э., но трактат фактически составлен в IV в. до н.э., и «Чжуан-цзы» (IV—Ш вв. до н.э.), в котором изложены взгляды философа IV—III вв. до н.э. Чжуан Чжоу. К древнему даосизму относят также взгляды Ле-цзы (Ле Юйкоу, ок. IV—III вв. до н.э.) и авторов трактата «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э:).
Основу даоской философии составляет учение о дао, обычно переводимое словом «путь». Дао предстает в даосизме как мировая единая субстанция — закономерность, «постоянство» спонтанного бытия космоса, человека и общества, как порождающее начало всего сущего, генетически предшествующее миру «оформленных» вещей. В то же время это и принцип цикличности времени, и «путь» совершенно мудрого подвижника, стремящегося к достижению единства с дао как мировым универсумом. Дао несет в себе «благую силу» дэ, через которую она проявляет себя в вещах, «оформляя» их в качественную определенность. В ряде фрагментов «Дао дэ цзина» дао выступает синонимом единого мирового целого, или «Великого кома» (да куай), а также изначального субстрата-пневмы (юань ци). Важное место в даосизме занимает и концепция «цзы жань» — «естественности», «таковости-самости», спонтанности дао, следующего в своем бытии «самому себе». Отсюда вытекает другое принципиальное положение «учения о дао» — тезис о «недеянии» (у вэй), предполагающий отсутствие произвольной целепо-лагающей деятельности («искусственности»), не соответствующей «естественному» миропорядку, воплощенному в дао. «Недеяние» должно лежать и в основе правления совершенного монарха, который призван лишь следовать естественному дао.
Развивая положения трактата «Дао дэ цзин», Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы) сближает понятия дао с «отсутствием / небытием» (у), высшей формой которого является «отсутствие самого отсутствия» (у у). Отсюда следовал вывод о том, что дао «овеществляет веши, но само не является вещью». Чжуан Чжоу доводит до своего логического завершения тезис «Дао дэ цзина» о «вездесущности» дао, образующего Вселенную («пространство — время» — юй чжоу) и одухотворяющего демонов и «владыку-господа» (ди). Мир в представлении Чжуан Чжоу являет собой единое, нечленимое целое, каждая часть которого не имеет самостоятельного бытия и существует только в соотнесенности с другими элементами дао — универсума. В актуальном мире все имманентно всему, субъект уже заключен в объекте, они не могут быть противопоставлены друг другу. Отсюда проистекают элементы релятивизма, свойственные гносеологическим взглядам автора трактата «Чжуан-цзы».
Как в «Дао дэ цзине», так и в «Чжуан-цзы» обосновывается необходимость существования идеального общества людей, живущих в единстве, гармонии с природой, не омраченной извращениями «искусственных» норм цивилизации, которые подлежат уничтожению.
Ко II в. н.э. складывается религиозно-философская система даосизма, представляющая собой синтез раннего «философского» учения о дао и дэ, взглядов натурфилософов (школы инь — ян) и философских комментариев к «И цзин», а также верований шаманов и магов и бытовавших в народе представлений о «бессмертных святых» (шэнь сянь). Одновременно обожествляется и легендарный Лао-цзы (отныне его имя — Лао-цзюнь, «государь Лао»), который объявляется «воплощением», или «телом», дао. Впоследствии возникают многочисленные религиозные даоские секты, оформляется даоский пантеон богов-небожителей, возникают институт монашества и монастыри. В содержательном плане религиозный даосизм становится учением о достижении бессмертия на основе внутреннего самосовершенствования и психотехнических методов (медитации), а также использования алхимии. К VI в. н.э. завершается формирование свода даоской литературы — «Дао цзана», насчитывающего 7300 цзюаней (свитков). Основная его часть дошла до наших дней и составляет ныне 1120 томов.
В даосизме человек воспринимается как микрокосм, и является вечной субстанцией. Со смертью физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с Дао (основой всего сущего на Земле и во Вселенной) как с источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательных и физических упражнений, сексуальной гигиены, алхимии и других пунктов развитой даосской системы саморазвития.
Человек рассматривается даосами как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил. Причем такой системе телесных духов соответствовала иерархия духов небесных. Духи на небе ведут счет добрым и плохим делам человека и определяют срок его жизни.
Даосы рассматривают в человека два тела: эфирное и физическое (являющееся лишь внешней оболочкой). Даосизм выделяет три уровня эфирного тела – «киноварных поля» (дань – тянь), соответствующие трем из семи чакр в индуистской системе. Верхнее дань – тянь (Центр Нирваны) помещается в центре головы в районе эпифиза. В области верхнего дань – тяня обитает чистый дух; вокруг него находятся такие важные точки эфирной физиологии, как Нефритовые Врата (расположенные в затылочной части головы), Небесный Глаз (между бровями) и Ни-Вань (Ком Земли; представляет собой невиди-мую полость на макушке головы).
Согласно трактату XVII века «Тайна Золотого цветка», в Ни-вань собраны все наши мысли. Когда энергия цзин поднимается в верхнее дань – тянь, она кристаллизуется в Ни-Вань и принимает форму золотого цветка. Через него в тело приникают свет и космические лучи. Это «светящееся тело» иногда изображается в виде пылающего солнца или сверкающей жемчужины. Лучи символизируют союз мужского и женского энергетических потоков, представленных двумя драконами.
Среднее дань – тянь (Желтый Двор, Котел Земли) расположено в нижней части грудины, за солнечным сплетением. Оно считается главным энергетическим центром женщины. Рядом с ним расположены эфирные центры: Средние Врата (в области позво-ночника на уровне сердца), Врата Жизни (пупочное отверстие) и Кувшин Полумесяца (в полости живота, между пупком и почками).
На 3,25 см ниже Кувшина Полумесяца находиться нижнее дань – тянь (Цветочный Пруд), а еще ниже, в основании позвоночника – Нижние Врата.
Кувшин Полумесяца и нижнее дань – тянь – места, где хранится половая энергия, используемая в основной даосской энергетической технике – Медитации Микрокосмической Орбиты. В ходе этой медитации энергия «в облике маленькой змейки» поднимается по позвоночнику через трое Врат в верхнее дань – тянь, открывает Ни-Вань и Небесный Глаз, а затем через среднее дань – тянь и область пупка возвращается в нижнее дань – тянь.
Даосизм считает человека самодостаточной энергетической системой и стремится «замкнуть» его внутренний энергетический обмен.