учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это

Учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это

Методология и методологические принципы

1. П онятие методологии в педагогической науке;

2. М етодологические принципы в педагогике.

Понятие методологии в педагогической науке:

Наука постоянно пополняется новыми фактами, которые требуют анализа, а для этого нужны специальные методы исследования, которые зависят от теоретических принципов, получивших название методологических.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования:

а) тема исследования;

Существует 2 функции методологии:

· Описательная – учение о структуре научного исследования, которое служит ориентиром в процессе самого исследования;

· Нормативная – направлена на регуляцию и осуществление деятельности в процессе исследования.

Юдин Э.Г. в структуре методологических знаний выделил 4 уровня исследования:

1) Философский – его составляют общие принципы познания. Методологическая функция выполняет все системные философские знания;

2) Общенаучный – к нему относятся в се теоретические концепции, которые применяются к большинству научных дисциплин;

4) Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор диагностического инструментария (тесты, диагностики) обеспечивающие получение достоверного материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, поэтому между ними существует определенное соподчинение и взаимосвязь.

Метод – способ достижения цели.

Методологические принципы в педагогике:

Научная методология каждой науки раскрывается через специфические самостоятельные методологические принципы.

Принцип – основное исходное положение, в основе которого лежат требования к содержанию методологии.

1) системный – все явления рассматриваются неизолированно, а в тесной взаимосвязи с другими. При системном принципе во взаимосвязи рассматриваются цели, содержание, методы, формы и субъекты (учитель и ученик);

2) личностный – он требует признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, творческого потенциала;

3) деятельностный – в основе лежит деятельность личности.

Деятельность – преобразование человеком окружающей действительности, а также решающее условие и средство развития личности. Исходной формой такого преобразования является труд, преобразующий природу человека, преобразующий самого себя. Любая деятельность имеет свою структуру: мотив, цель, действие, условия и средства, результат. Педагог должен правильно выбрать и организовать деятельность ребенка, переводя его в позицию субъекта деятельности.

4) Культурологический – личность развивается не только на основе усвоения культуры народа, но и она вносит в нее что-то новое и становится творцом.

5) Диалогический – личность формируется в процессе общения с окружающими, и мы рассматриваем ее как носителя взаимоотношений с другими людьми.

6) Этнопедагогический – ребенок живет и развивается в определенной социальной среде, он принадлежит к определенному этносу – народу, поэтому педагогический процесс строится с опорой на национальные традиции, и мы должны их максимально использовать.

Антропологический – впервые этот принцип выдвинул К.Д. Ушинский. Он подразумевал под ним использование данных всех наук в воспитании и обучении детей, а также их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Источник

Методология науки

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физики, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

Содержание

Специфика развития

Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности, Аристотель и Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Шеллинг и Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.

Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах Конта, Спенсера, Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.

Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Буля, Фреге, Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.

Не меньшее значение имело становление электродинамики, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики Ньютона. Открытия Фарадея, Максвелла, Эйнштейна, Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдвижение сугубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, ее разработкой и внедрением в практику.

Все это привело к бурному прогрессу науки в ХХ веке, превращению ее из сугубо познавательного интереса любителей «чистой» истины в сферу профессиональных отношений, имеющих не малое влияние на экономическую жизнь общества (вплоть до трансформации науки в разновидность бизнеса).

Источник

Понятие о методологии науки. Методология как система знаний

Методология –система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методологические исследования в современной науке принято разделять на общие, частные и конкретные:

Общая методология науки исследует проблемы обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено. Центральными её проблемами являются: исследование таких универсальных операций научного познания, как объяснение и понимание, а также способов обоснования научного знания; анализ критериев приемлемости (или адекватности) систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления; различия между науками о природе и науками о культуре; проблематика единства научного познания.

Частная методология науки исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп, будучи представленной в познавательных пространствах соответствующих дисциплин. К сфере этой методологии относятся, например, методология физики, методология биологии, методология наук исторического ряда и многих других. Так, и в физике, и в биологии применяется операция объяснения; вместе с тем, многие биологические объяснения используют понятие цели, которое теряет смысл применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно ли заменить телеологическое объяснение обычным для других естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для других дисциплин.

Конкретная методология науки, называемая иногда методикой, исследует методологические аспекты, связанные с отдельными операциями в рамках конкретных научных дисциплин. Внутридисциплинарные методы теоретического и эмпирического исследования, включая методологию конкретных исследований, являются по преимуществу узкоспециализированными когнитивными практиками. К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, например, методика проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и тому подобные.

Методология –система знаний об исходных положениях, обоснования и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способа добывания знаний, отражающих педагогическую действительность

№9 понятие о методологии педагогике и ее уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания. Это возможно в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Для этого наука и сам исследователь должен опираться на систему принципов и способов организации, построения теоретической (научной) и практической деятельности, т.е. на методологию.

Под методологией понимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека. Соответственно выделяют два уровня методологии: уровень науки и уровень практической деятельности.

С учетом вышесказанного, методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину):

Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).

Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.

Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Все уровни методологии, образуя систему, соподчинены друг другу. При этом философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены многообразно: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм, и др.

Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику (принцип всеобщей взаимосвязи явления и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Кроме того, большинству отечественных педагогов присуще материалистическое мировоззрение. Они признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.

В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы:

— единства социального и биологического;

— единства общего, особенного и единичного

— единства теоретического и практического;

— единства логического и исторического;

— соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков.

Источник

Методика проведения исследований в системе управления персоналом

Методология и логика научных исследований

1. Лекция

Методология и логика научных исследований

Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.

Методологию можно разделить на две части:

¾ учение об исходных основах (принципах) познания;

¾ учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с миро-воззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.

Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего ‘исследования.

Главной задачей методологии научного познания является создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие методов познания.

Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания, поэтому в методологии научного исследования выделяются динамический и статический аспекты. Динамический аспект методологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический — имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает методологию научного исследования, ориентированную на поиск нового знания, а статический — методологию структуры существующего знания.

Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:

• методологию как науку о всеобщем методе исследования (общефилософская);

• методологию как науку об общенаучных методах исследования (общенаучная);

• методологию как науку об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки).

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.

Таким образом, методология научного исследования — это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии в научном исследовании:

• построение предмета исследования;

• создание научной теории;

• проверка истинности теории путем обращения к практике;

• использование данной теории для создания других теорий;

• интерпретация полученных результатов.

Методологию научного познания иногда отождествляют с логикой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным элементом процесса познания.

Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует определенной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономерностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

¾ быть определенным, т.е. быть точным, свободным от всякой сбивчивости;

¾ быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где они необходимы;

¾ быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но и указывать на те основания, по которым она с необходимо¬стью должна быть признана истинной.

Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Основные задачи логики научных исследований:

• выявление условий достижения истинных знаний;

• изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

• выработка логического аппарата и правильного метода познания.

Следовательно, она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.

Выделяют следующие типы мышления:

¾ интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;

¾ логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;

¾ практическое — связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов;

¾ теоретическое — направлено на открытие законов, свойств объекта.

Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления — это необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Поэтому соблюдение законов логики является необходимым, непременным условием достижения истины в процессе конкретного познания.

Логические законы действуют независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительности связей и отношений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:

Источник

ТЕМА 2.Методология науки. Уровни методологии образования

учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это

учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это

учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности. Методология образования – это учение о самом научно-педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах, подходах и способах добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре научной теории.

Основополагающая категория методологии педагогики – это парадигма образования, которая соотносится со стратегией образования.

Стратегия – это план действий, руководства, деятельности осуществляемых на основе прогнозах.

Стратегия образования – это план действий, руководства, деятельности осуществляемый с целью обеспечения будущих потребностей общества.

Образовательные парадигмы. На сегодняшний день известно три типа парадигм. Это классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы. В педагогических исследованиях, по мнению многих исследователей, в качестве классической парадигмы выступает авторитарная или технократическая парадигма; в качестве неклассичнской – гуманистическая; а в качестве постнеклассической – гуманитарная.

Авторитарная или технократическая парадигма ориентируется на потребности государства и общества в целом, где человеку отведено место «винтика», исполнителя государственных запросов и интересов (например – «строителя коммунизма»).

Гуманистическая парадигма является противоположностью первой. В ней ориентация на человека, его личные интересы и потребности.

Как показала практика и первая и вторая парадигмы имеют как плюсы, так и минусы. Но когда минусы начинают доминировать, то чтобы их минимизировать происходит смена парадигм на прямо противоположную, а именно на гуманистическую. По истечении времени и эта парадигма начала давать сбои. Это происходит потому, что и авторитарная и гуманитарная парадигмы являются линейными и характеризуются однонаправленностью, однобокостью и односторонностью. Смена парадигм по формуле «или-или» (или приоритет личности, или приоритет общества) обречена на провал. Сегодня в науке наблюдается уход от однобокости и односторонности и признание идеи синтеза, как магистрального пути развития научного знания и соответствующей ей практики, это гуманитарная парадигма.

Гуманитарная парадима, являющаяся синтезом первых двух и отражающая единство социального и индивидуального, единство интересов общества и интересов каждого отдельного человека. Это единство, как единство противоположностей предполагает новый взгляд на системно-целостный подход. Человек и собственно процесс образования, несомненно, являются системами, главными характеристиками которых в рамках данного подхода являются целостность и динамичность. Целостность как определенная завершенность, выраженная в единстве противоположностей. Динамичность как стабильное и эффективное развитие.

Функции методологии: познавательная, критическая, рефлексивная.

Познавательная функция позволяет осуществлять гносеологические исследования, выявляющие закономерности, теории, основополагающие принципы теории познания.

Критическая функция ориентирована на выявление «белых пятен» и границ использования той или иной теории, закона или закономерности в реальной практике.

Рефлексивная функция позволяет реализовать возможность анализировать и совершенствовать собственно исследовательскую деятельность, её закономерности, принципы, способы и техники.

Выделяют следующие уровни методологии науки. Это философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. В каждом конкретном научном исследовании эти уровни должны соотноситься друг с другом и представлять достаточно обоснованную систему целостности в контексте той или иной парадигмы (образца).

Философский уровень методологи – система исходных философских идей, течений, теорий. Этот уровень методологии определяет: развитие науки, общие принципы познания, категориальный строй конкретных наук, Наиболее популярные филисофские идеи в педагогических исследованиях: экзистенциализм, прагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм, религиозная философия образования. Философия экзистенциализм ориентирует образование на внутренний мир человека. Прогматизм – на практический опыт. В основе философии бихивиоризма лежит поведенческая реакция человека. Диалектический материализм как философское направление обосновывает тезис, что бытие определяет сознание. Основная идея религиозных философий – это подготовка человека к вечной жизни в раю или в аду.

учение о методах принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности это

Общенаучный уровень методологии – это система подходов и принципов к пониманию действительности с точки зрения большинства наук. Он позволяет исследователю отобрать общие способы изучения образовательных феноменов. Наиболее распространенные в педагогической науке подходы: системно-структурный, целостный, синергетический, тринитарный. А среди общенаучных принципов наиболее распространёнными являются принцип дополнительности, принцип целостности, принцип соотнесения, принцип определенности и др.

Конкретно-научный уровень методологии – это система методов, принципов исследования, специфичных для данной науки. В педагогической науке наиболее широко используют культурологический подход, аксиологический, средовой, личностный, деятельностный и др. По мнению многих авторов множественность подходов обеспечивает достоверность исследований. Но эта множественность в каждом конкретном случае должна иметь определенные основания, которые приводит их в систему! Одним из существующих оснований может быть гуманитарно-целостная стратегия образования, включающая в себя единство всего знания о человеке и теория дополнительности.

Технологический уровень методологии – это уровень конкретных методов и техник исследования; это набор процедур достоверности эмпирического материала. Только на основе результатов этого уровня может быть выработан нормативный характер знания, как система рекомендаций различного уровня.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое методология науки и каковы ее функции?

2. Какова современная стратегия образования?

3. Назовите три типа образовательных парадигм и дайте им краткие характеристики.

4. Назовите четыре уровня методологии образования.

5. Раскройте содержание каждого уровня.

6. Дайте определения конкретно-научному и технологичному уровням методологии образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *