учение о несуществовании души возможные перевоплощения

Перерождение души

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

В опрос перерождения души — «Есть ли жизнь после смерти?» — волнует многих. Одни говорят, что после человеческой жизни приходит жизнь вечная для души, причём в зависимости от того, как прожил эту жизнь, зависит, где эта вечность будет длиться, в аду или в раю. Другие придерживаются мнения, что вполне возможно переродиться вновь в подобном мире, однако не только человеком, но и другим живым существом. Третьи утверждают, что живём мы один раз и никогда больше не родимся вновь. Существуют разные мнения на этот счёт, в основном данным вопросом задаются религиозные течения, выстраивая на этом выдвигаемые морально-нравственные принципы, однако и люди от науки периодически совершают попытки доказать феномен перерождения, простых же людей знания о перерождении зачастую мотивируют на более благостную жизнь уже сегодня.

Перерождение души кропотливо изучалось такими исследователями, как Реймонд Моуди, Ян Стивенсон, Майкл Ньютон. В своих трудах они подробно описывали проводимые опыты и исследования и всячески пытались научно доказать существование этого феномена. Конечно, критика их не миновала, однако, это не значит, что они не были правы. Иначе обстоят дела в восточных странах, где распространены индуизм, сикхизм, джайнизм и буддизм. Для этих течений перерождение является центральным и неотъемлемым понятием учения. Но обо всём по порядку.

Научные доказательства перерождения души

Ян Стивенсон на протяжении 40 лет исследовал перерождение души путём поиска подтверждений высказываний детей об их прошлых жизнях. То есть сравнивались факты, например, ребёнок утверждал, что жил в определённом городе, с конкретными людьми, боялся чего-то и т. п. И Стивенсон отправлялся в это место и проверял данные, поднимал архивы. Часто сказанное детьми подтверждалось. За все годы было изучено около 3000 случаев.

Почему в научных кругах сомневаются в перерождении души

Основной причиной сомнений в перерождении души в научных кругах является не до конца изученный мозг человека и его возможности. Уже доказано, что любая информация, будь то звук, картинка или запах сразу отпечатываются у нас в мозгу. И в критических ситуациях, в болезни или спонтанно человек может вспомнить эту информацию и выдать за свои переживания. Известен случай, когда женщина, находясь в бреду, начала говорить на древнееврейском и древнегреческом языках, которые никогда не учила. Оказалось, что она работала горничной у пастыря, который часто читал дома проповеди на древних языках, и в её подсознании невольно отпечатались эти тексты. Отсюда можно понять сомнения учёных в перерождение души, особенно в современном мире, где круглосуточно в головы населения вливается огромный шквал информации посредством СМИ, и обнаружить, где действительно имеет место прошлая жизнь, а где фантазия, не так-то просто.

Перерождение в буддизме

Традиционно в буддизме выделяют шесть миров сансары, т. е. шесть возможных путей перерождения:

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

Интересно отметить, что все шесть миров отражены в каждом из них. Например, в мире людей можно встретить тех, кто живёт, словно в аду, т. е. человека могут подвергать пыткам, издевательствам; дети в голодных районах Африки всё равно, что голодные духи, при том, что на земле достаточно еды и воды, для них это практически недоступно, и они мучаются от голода и жажды; есть люди, которые живут, как животные, — спят на улице, едят, что подберут и т. п.; есть и те, кто живут по-человечески; люди преисполненные зависти, при этом ни в чём не нуждающиеся, являют собой мир асуров; существуют, конечно, и такие, кто живёт, словно боги, у них всё есть уже в человеческом теле, они красивы, здоровы и не знают бед. И, таким образом, можно рассмотреть каждый из миров. Всё же распространено мнение, что рождение человеком — одно из самых драгоценных рождений, поскольку здесь есть развитие и способность продвинуться дальше, чего трудно достичь, например, в мире Богов, поскольку отсутствует стимул к развитию ввиду отсутствия нужды в чём-либо. Перерождение в тот или иной мир происходит исходя из накопленной кармы, т. е. должны создаться определённые причины для рождения в конкретном мире и обстоятельствах. В целом и для попадания души в христианский ад или рай тоже должны создаться условия при жизни — чем не карма?

Символом сансары в буддийской традиции является колесо перерождений, или бхавачакра. Традиционно его изображают зажатым в лапах и клыках бога смерти Ямы. В центре расположены свинья, змея и петух, символизирующие невежество, гнев и похоть — источники страдания, которые удерживают существо в колесе сансары. Далее изображаются люди, стремящиеся вверх — к жизни духовной, и вниз — недобродетельные, которых ведут в ад. Затем располагаются шесть миров сансары, и завершает картину двенадцатичленная формула бытия (причины и последствия).

Согласно высказыванию Далай-Ламы XIV, сознание, которое есть у нас сейчас, перейдёт в следующую жизнь, и оно же было у нас в прошлой жизни. У сознания нет противоборствующего фактора, который привёл бы к его остановке, к его прекращению. В глубинных пластах сознания есть воспоминания о прошлых жизнях, и человек с достаточно высоким уровнем развития способен обратиться к этим воспоминаниям. При дальнейшем оттачивании сознания появляется возможность предвидеть будущее. Также Далай-Лама подчёркивает, что если каждый день жить жизнью исполненной смысла, то можно гарантировать для себя хорошее следующее воплощение.

Что нам дает признание феномена перерождения

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

В Тибете и Индии у большинства даже вопрос не стоит о перерождении, это считается неоспоримым и даже очевидным явлением. Как было сказано выше, в данных культурах утверждается, что рождение человеком — это драгоценное рождение, которое нужно заслужить, я молчу о рождении в теле белого человека, для индийцев это сравнимо с божественным воплощением. Если же человек не смог прожить эту жизнь по-человечески, то добро пожаловать в более низшие миры: животных, претов или ад. Такая теория несомненно заставляет не просто задуматься, а ценить и дорожить выпавшим шансом пройти эту жизнь в полной осознанности и с возможностью влиять на своё развитие. Например, животные практически лишены такой возможности, поскольку, как утверждают люди, получившие опыт воспоминания жизни в теле животного, в том мире правят инстинкты и для проявления волевых сознательных действий места практически не остаётся. Даже человек, спасая свою жизнь или находясь в нужде, зачастую не способен думать ни о чём кроме удовлетворения своих потребностей, что уж тут говорить о животных.

Мне очень близко высказывание одного ламы Дзонгсара Кхьянце Норбу Ринпоче. По его словам, из жизни в жизнь мы вырабатываем привычки. Например, депрессивные и озлобленные люди, возможно, вырабатывали привычку унывать и злиться на протяжении пятисот жизней, и эта привычка закрепляется из воплощения в воплощение так, что уже не осознаётся человеком, и управляет им. Но как только он осознаёт, что это не он, а всего лишь его привычка, то в этот же миг он может начать формировать другую, более благостную привычку, которая из жизни в жизнь будет усиливаться и, наоборот, облегчать жизненный путь. Объединив данную мысль с общепринятым буддийским взглядом о том, что рождение обусловлено страстным желанием, можно поразмышлять на тему, какие желания и привычки движут нами в этом воплощении, и к чему они приведут нас в будущем. Допустим, человек постоянно думает о еде и ест, не замечая этого, т. е. это его привычка, не поддающаяся контролю, то нужно ли ему тело человека для этого, или может оказаться достаточным тела какого-нибудь животного? Конечно, тут важны все качества присущие этому индивиду, быть может, они всё же перевешивают в сторону мира людей. Однако, как мы рассматривали выше, человеческая жизнь тоже бывает разной, можно родиться в такой среде, где возможности прийти в сознание не будет.

В завершение хотелось бы сказать, что независимо от того, верим ли мы в перерождение души или знаем, что оно существует наверняка, мы должны оправдывать свою причастность к миру человеческому. Разве обязательно нужно доказательство, что в будущем придётся за всё ответить? Может быть достаточно своей личной совести, чтобы жить достойно, уважая себя и других уже сейчас, стремясь к развитию не для того, чтобы в будущем заслужить чего-то, а чтобы эта жизнь была наполнена смыслом и высокими идеалами.

Источник

Теория реинкарнации

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

С лово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». Теория реинкарнации включает в себя две составляющие:

Отождествление себя с телом заставляет человека испытывать сильный страх перед смертью. Ведь после неё он полностью исчезнет, и все его труды окажутся бессмысленными. Это заставляет людей вести себя так, будто смерти вовсе не существует. Чтобы отвлечься от идеи конечности своего существования и отсутствия смысла жизни, люди пытаются забыться в мимолетных делах и развлечениях. Это может быть сосредоточенность на своей семье или сильная погружённость в работу. Человек может прибегать и к таким опасным развлечениям, как употребление наркотиков. Вера в конечность жизни образует в сердцах людей духовный вакуум. Вера в вечную природу души позволяет вновь обрести смысл жизни.

Реинкарнация является законом, действующим на человека вне зависимости от его веры. Доктрина реинкарнации говорит, что человек сам несёт ответственность за свои действия. Последующее рождение зависит от его поступков в предыдущих жизнях. Таким образом, устанавливается справедливость, и объясняются тяжелые обстоятельства жизни тех, кто еще не успел нагрешить. Последующее воплощение позволяет душе исправить свои ошибки и выйти за рамки ограничивающих представлений. Сама идея постоянного обучения души вдохновляет. Мы можем избавиться от зацикленности на текущих делах, найти новый взгляд на сложные и угнетающие ситуации. С помощью способностей, развитых в прошлых рождениях, душа получает возможность преодолеть те проблемы, которые были не решены ранее.

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

Многие из нас не имеют воспоминаний о своих прошлых жизнях. Этому могут быть две причины:

Идея реинкарнации поддерживалась различными учёными и мудрецами на протяжении тысячелетий. На данный момент доктрина реинкарнации в большей степени сохранилась в индуизме. Многие ездят в Индию, чтобы ближе соприкоснуться с этой религией и получить духовный опыт. Однако на Западе тоже были последователи этой теории. Ниже мы рассмотрим великих личностей разных исторических периодов, поддерживающих теорию реинкарнации души.

Доктрина переселения душ в религиях Востока

Доктрина перевоплощения является центральным звеном множества индийских религий. Присутствует она и в буддизме. Для представителей восточных вероучений идея перевоплощения является естественной.

Понятие перевоплощения душ является главным в индуизме. О нём написано в священных текстах: в Ведах и Упанишадах. В Бхагавад-Гите, вмещающей в себя суть индуизма, перевоплощение сравнивается со сменой старых одежд на новые.

Индуизм учит, что наша душа пребывает в постоянном круговороте рождения и смерти. После множества рождений она разочаровывается в материальных наслаждениях и ищет высший источник счастья. Духовная практика позволяет осознать, что наше истинное Я — это душа, а не временное тело. Когда материальные влечения перестают управлять ей, душа выходит из круговорота и переселяется в духовный мир.

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

В буддизме утверждается, что существует пять уровней, на которых можно воплотиться: жители ада, животные, духи, люди и божества. Условия, в которых родится душа в следующий раз, зависят от ее деятельности. Процесс перерождения происходит до тех пор, пока существо не распадётся либо не достигнет пустоты, что доступно немногим. В джатаках (древнеиндийских притчах) рассказывается о 547 рождениях Будды. Он воплощался в разных мирах, помогая обрести освобождение их жителям.

Реинкарнация в философии Древней Греции

В Древней Греции приверженцами концепции реинкарнации были Пифагор и его последователи. Сейчас признаются заслуги Пифагора и его школы в математике и космологии. Всем нам еще со школы знакома теорема Пифагора. Но Пифагор прославился и как философ. По Пифагору, душа приходит с небес в тело человека или животного и воплощается до тех пор, пока не получит права вернуться обратно. Философ утверждал, что помнит свои предыдущие воплощения.

Ещё один представитель философов в Древней Греции, Эмпедокл, изложил теорию о переселении душ в поэме «Очищения».

Известный философ Платон также был сторонником концепции перевоплощения. Платоном были написаны знаменитые диалоги, где он передаёт беседы со своим учителем Сократом, который не оставил собственных трудов. В диалоге «Федон» Платон пишет от имени Сократа, что наша душа может прийти на землю вновь в человеческом теле или в виде животных, растений. Душа спускается с небес и сначала рождается в теле человека. Деградируя, душа переходит в оболочку животного. В процессе развития душа снова является в человеческом теле и получает возможность обрести свободу. В зависимости от недостатков, которым подвержен человек, душа может воплотиться в животном соответствующего вида.

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

Доктрины реинкарнации придерживался и Плотин — основатель школы неоплатонизма. Плотин утверждал, что человек, убивший свою мать, в следующем рождении станет женщиной, которая будет убита своим сыном.

Раннее христианство

Современное христианское учение утверждает, что душа воплощается только один раз. Кажется, что так считалось всегда. Однако есть мнения, что раннее христианство благосклонно относилось к идее перевоплощения. Среди поддерживавших эту идею был Ориген — греческий теолог и философ.

Ориген имел большой авторитет среди современников и стал основателем христианской науки. Его идеи повлияли как на восточное, так и на западное богословие. Ориген 5 лет учился у неоплатоника Аммония Сакса. В это же время у Аммония учился Плотин. Ориген говорил о том, что Библия включает в себя три уровня: телесный, душевный и духовный. Нельзя толковать Библию буквально, т. к. кроме конкретного смысла, она несёт тайную весть, доступную далеко не всем. Около 230 г. н. э. Ориген создал изложение христианской философии в трактате «О началах». В нём он пишет и о перевоплощении. Философ писал, что души, склонные к злу, могут родиться в оболочке животного и даже растения. Исправив свои ошибки, они возвышаются и обретают Царствие Небесное вновь. Душа вступает в мир, обладающая силой побед или ослабленная поражениями предшествующего воплощения. Поступки, совершённые человеком в этой жизни, предопределяют обстоятельства рождения в следующей.

В 553 году теория реинкарнации душ была осуждена на Пятом Вселенском Соборе. Собор был учреждён византийским императором Юстинианом. С помощью голосования члены собора решали, допустим ли оригенизм для христиан. Весь процесс голосования был под контролем императора, часть голосов была фальсифицирована. Теория Оригена была предана анафеме.

Средние века и эпоха Возрождения

В этот период учение о переселении душ развивается в Каббале — эзотерическом течении в иудаизме. Каббала распространилась в XII-XIII вв. Средневековые каббалисты выделяли три вида переселения. Рождение в новом теле обозначалось термином «гилгул». В описании гилгула иудейские тексты сходны с индуизмом. В книге «Зогар» говорится о том, что последующее рождение определяется тем, какие пристрастия имел человек в предыдущем. Влияют на него и последние мысли перед смертью. В Каббале упоминаются и два других вида реинкарнации: когда душа вселяется в уже существующее тело со злыми или добрыми помыслами.

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

Среди прочих деятелей того времени концепции придерживался Джордано Бруно — итальянский философ. Со школьной программы мы знаем, что он поддерживал гелиоцентрические воззрения Коперника, за что был сожжён на костре. Однако мало кто знает, что к сожжению он был приговорен не только за это. Бруно говорил о том, что человеческая душа после гибели тела может вернуться на землю в ином теле. Или пойти дальше и путешествовать по множеству миров, которые существуют во вселенной. Спасение человека не определяется его отношениями с Церковью, а зависит от прямой связи с Богом.

Новое время

Теорию о перевоплощении развил и Шарль Боннэ. Он считал, что во время смерти душа сохраняет часть своего тела и потом развивает новое. Поддерживал её и Гёте. Гёте говорил, что понятие деятельности убеждает его в правильности теории переселения душ. Если человек неустанно действует, то природа должна дать ему новую форму жизни, когда ныне существующая не сможет удерживать его дух.

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

Сторонником теории реинкарнации был и Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр выражал своё восхищение индийской философией и говорил о том, что творцы Вед и Упанишад осознавали сущность вещей более ясно и глубоко, чем ослабевшие поколения. Вот его размышления о вечности души:

XIX-XX вв

В реинкарнацию верил и Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, развивший учение о коллективном бессознательном. Юнг пользовался понятием вечного «Я», которое рождается вновь, чтобы постигнуть свои глубочайшие тайны.

Известный политический лидер Махатма Ганди говорил о том, что концепция перевоплощения поддерживала его в его деятельности. Он верил в то, что если не в этом, то в другом воплощении осуществится его мечта о всеобщем мире. Махатма Ганди был не только политическим лидером Индии. Он был и её духовным лидером. Следование своим идеалам сделало Ганди настоящим авторитетом. Мировоззрение Ганди сложилось благодаря осмыслению Бхагавад-Гиты. Ганди отвергал любые формы насилия. Ганди не делал различия между простым служением и престижной работой.

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

Он сам чистил туалеты. Среди множества заслуг Ганди основными являются:

Россия

Л.Н. Толстой — широко известный русский писатель. Его произведения многие изучали в школе. Однако немногие знают, что Толстой интересовался ведической философией и изучал Бхагавад-Гиту. Лев Толстой признавал учение о реинкарнации. Рассуждая о жизни после смерти, Толстой показывал вероятность двух путей. Либо душа сольется со Всем, либо родится вновь в ограниченном состоянии. Второе Толстой полагал более вероятным, т. к. считал, что зная только ограниченность, душа не может ожидать неограниченной жизни. Если душа будет жить где-то после смерти, значит, где-то она жила и до рождения утверждал Толстой.

Н. О. Лосский является представителем русской религиозной философии. Он был одним из основателей направления интуитивизма в философии. Вот как доказывает идею перевоплощения русский философ:

Лосский, однако, отвергал, что человек в следующем воплощении может родиться в оболочке животного или растения.

Карма и реинкарнация

Понятие кармы тесно связано с теорией реинкарнации. Закон кармы – закон причины и следствия, согласно которому поступки человека в настоящем определяют его жизнь как в этом, так и в последующих воплощениях. То, что происходит с нами сейчас, является следствием поступков прошлого.

В тексте Шримад-Бхагаватам, одной из основных Пуран, говорится о том, что действия существа создают его очередную оболочку. С приходом смерти человек перестаёт пожинать плоды определенного этапа деятельности. С рождением он получает результаты следующего этапа.

учение о несуществовании души возможные перевоплощения

После физической смерти душа может перевоплотиться не только в человеческой оболочке, но и в теле животного, растения или даже полубога. То тело, в котором мы живем, называется грубым телом. Однако существует ещё и тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. При гибели грубого тела тонкое тело остаётся. Этим объясняется то, что в последующем воплощении сохраняются стремления и черты личности, которые были характерны для неё в предыдущей жизни. Мы видим, что даже младенец имеет свой индивидуальный характер.

Генри Форд говорил о том, что его талант копился на протяжении множества жизней. Он принял доктрину перерождения в 26 лет. Работа не приносила ему полного удовлетворения, т. к. он понимал, что неизбежность смерти делает его усилия напрасными. Идея реинкарнации дала ему возможность верить в дальнейшее развитие.

Реинкарнация отношений

Помимо личных взаимоотношений существуют более тонкие связи. В предыдущих воплощениях мы уже встречались с какими-то людьми. И эта связь может продолжаться несколько жизней. Бывает, что нами не были решены какие-то задачи перед человеком в прошлой жизни, и мы должны их решить в настоящем.

Есть несколько типов связей:

О связи душ в последующих жизнях писал и Лосский. Существа царства Бога обладают космическим телом и связаны друг с другом. Человек, питающий к другому лицу истинную любовь, соединяется с ним неразрушимой связью. При новом рождении связь остается хотя бы в виде безотчётной симпатии. На более высоком этапе развития мы сможем вспомнить все предыдущие этапы. Тогда появляется возможность сознательного общения с той личностью, которую мы полюбили вечной любовью.

Душа не может удовлетвориться лишь материальными наслаждениями. Однако высших наслаждений можно достичь лишь с помощью духовного опыта, который помогает осознать свою духовную природу. Концепция реинкарнации учит нас не зацикливаться на преходящих моментах, позволяет осознать вечность души, что поможет в решении сложных проблем и в обретении смысла жизни.

Источник

О реинкарнации (переселении душ)

иерей Андрей (Хвыля-Олин­тер),
к.ю.н. про­рек­тор по науке
Бел­го­род­ской духов­ной семи­на­рии

Термин “реин­кар­на­ция” озна­чает, как известно, “инкар­ни­ро­вать снова”. Слово “инкар­ни­ро­вать” про­ис­хо­дит от латин­ского слова inkarnatio — вопло­ще­ние. Термин carnal озна­чает “плоть и кровь” — то есть нечто физи­че­ское, мате­ри­аль­ное. Поня­тия “реин­кар­на­ция”, “пере­се­ле­ние душ”, “пере­во­пло­ще­ние”, “метем­пси­хоз” имеют почти тож­де­ствен­ное зна­че­ние. Спе­ци­а­ли­сты по рели­гиям отме­чают нали­чие раз­лич­ных домыс­лов, пыта­ю­щихся обос­но­вать реин­кар­на­цию в зави­си­мо­сти от клю­че­вых осо­бен­но­стей соот­вет­ству­ю­щих веро­уче­ний. Истин­ное хри­сти­ан­ство по своей сути абсо­лютно несов­ме­стимо с идеей реин­кар­на­ции. Если какой-либо чело­век сим­па­ти­зи­рует измыш­ле­ниям о реин­кар­на­ции или, тем более раз­де­ляет их, то он явно не пра­во­слав­ный. Кри­тике реин­кар­на­ции посвя­щен ряд заме­ча­тель­ных иссле­до­ва­ний, прежде всего – док­тора фило­соф­ских наук В. Шохина. В насто­я­щей статье при­во­дятся допол­ни­тель­ные све­де­ния, полез­ные для пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров.

Пра­во­слав­ные мис­си­о­неры должны по воз­мож­но­сти точно знать взгляды своих духов­ных про­тив­ни­ков. Поэтому вна­чале кратко изло­жим пони­ма­ние реин­кар­на­ции теми ее сто­рон­ни­ками, кото­рые стоят на пози­ции псевдо-восточ­ного син­те­ти­че­ского веро­уче­ния (напри­мер, сто­рон­ни­ков и после­до­ва­те­лей А.Ч. Бхак­ти­ве­данты Свами Праб­ху­пады). Будем исполь­зо­вать здесь фраг­менты тек­стов из их соб­ствен­ных книг.

Подоб­ные веро­уче­ния, при­ни­ма­ю­щие гипо­тезу реин­кар­на­ции, опре­де­ляют ее как пере­се­ле­ние лич­но­сти, или души из ста­рого или бес­по­лез­ного тела в новое тело. Знание о реин­кар­на­ции, по мнению ее неово­сточ­ных при­вер­жен­цев, можно полу­чить двумя путями:

Сто­рон­ники гипо­тезы реин­кар­на­ции ука­зы­вают, что посто­ян­ная и тож­де­ствен­ная сама себе лич­ность (“я”) — это не тело, осно­вы­ва­ясь на факте дина­мич­ной измен­чи­во­сти тела в про­цессе мета­бо­лизма (обмена веществ). С другой сто­роны, они раз­де­ляют ум (мысли) и лич­ность, отме­чая то, что умо­за­клю­че­ния могут кон­тро­ли­ро­ваться лич­но­стью. Они пишут, что “ваши грубое и тонкое тела мате­ри­альны по сущ­но­сти, но ваша сущ­ность — дух”. Этот дух (духов­ную энер­гию) они счи­тают уни­вер­саль­ной осно­вой любого про­яв­ле­ния жизни в рас­те­ниях, живот­ных, людях. В свою оче­редь мате­ри­аль­ную энер­гию они назы­вают низшей, потому, что она не живая и не обла­дает созна­нием. Инди­ви­ду­аль­ную духов­ную энер­гию они назы­вают жиз­нен­ной части­цей, душой и счи­тают ее навечно неде­ли­мой еди­ни­цей, кото­рую невоз­можно раз­де­лить или раз­ру­шить. В прямом смысле уми­ра­ния нет, есть лишь нахож­де­ние лич­но­сти либо в теле, либо вне тела. По их учению, суще­ство­ва­ние души не может закон­читься, потому что она — искра Божия. Пони­ма­ние этого они счи­тают нача­лом само­осо­зна­ния лич­но­стью своей истин­ной сущ­но­сти.

Если лич­ность сознает Бога, то после физи­че­ской смерти она воз­вра­ща­ется в духов­ный мир, Цар­ство Бога. Но если она не вполне сознает Бога, когда остав­ляет свое тело, — если у нее все еще есть мате­ри­аль­ные жела­ния и при­вя­зан­но­сти и ей еще при­чи­та­ется кар­ми­че­ская реак­ция — то, как счи­тают сто­рон­ники реин­кар­на­ции, она полу­чает другое мате­ри­аль­ное тело, она должна реин­кар­ни­ро­вать. Побор­ники реин­кар­на­ции думают, что пере­се­ле­ние душ ана­ло­гично мета­бо­лизму, осо­бенно такому, кото­рое наблю­да­ется у насе­ко­мых с их мета­мор­фо­зами, напри­мер, яйца, гусе­ницы, куколки и бабочки. По мысли идео­ло­гов неово­сточ­ных куль­тов, пере­се­ле­ние души из ста­рого тела в новое про­ис­хо­дит не скач­ком, а непре­рывно. Между этими двумя гру­быми мате­ри­аль­ными телами име­ется связь — тонкое мате­ри­аль­ное тело. Важно, что оно не духовно и не лич­ностно.

Бог знает жела­ние души, ува­жает ее волю, и поэтому воз­вра­щает ее в мир в теле, тип кото­рого соот­вет­ствует этим вле­че­ниям. Пока у души име­ется стрем­ле­ние насла­ждаться мате­рией, то, как пред­по­ла­гают при­няв­шие гипо­тезу реин­кар­на­ции, Бог будет давать ей грубые мате­ри­аль­ные тела одно за другим. При этом ум подо­бен ядру, вокруг кото­рого раз­ви­ва­ется новое мате­ри­аль­ное тело. Тонкое тело — место­на­хож­де­ние все­воз­мож­ных жела­ний и планов — это форма, в соот­вет­ствии с кото­рой выби­ра­ется и растет грубое тело. Здесь уже при­рода дает душе тело опре­де­лен­ного типа. То, к чему душа наи­бо­лее при­вя­зана, будет пре­об­ла­дать во время смерти. Если же во время смерти лич­ность погру­жена в любовь к Богу, то она отправ­ля­ется к Богу.

Созна­ние лич­но­сти, по мнению сто­рон­ни­ков реин­кар­на­ции, опре­де­ляет ее буду­щее тело, но именно нынеш­ние дей­ствия чело­века, или карма, опре­де­ляют его созна­ние. Сан­скрит­ское слово karma — карма озна­чает “обряд, дей­ствие, деяние”. Именно карма фор­ми­рует тонкое тело. Дей­ствия, выпол­ня­е­мые в любов­ном слу­же­нии Богу, не дают ника­кой кар­ми­че­ской реак­ции, не создают мате­ри­аль­ную энер­гию.

Хоро­шая карма озна­чает хоро­шее дей­ствие и удо­воль­ствие, а плохая — плохое дей­ствие и боль. Кроме того, лич­ность может попасть на рай­ские, сред­ние или адские пла­неты. В первом случае удо­воль­ствия наи­бо­лее сильны, а в послед­нем — соот­вет­ственно, стра­да­ния. Веч­ного ада сто­рон­ники измыш­ле­ний о реин­кар­на­ции не при­знают.

Живот­ные, однако, не создают ника­кой кар­ми­че­ской реак­ции. По утвер­жде­нию после­до­ва­те­лей гипо­тезы реин­кар­на­ции только в чело­ве­че­ской форме созда­ется та или иная карма и душа отправ­ля­ется вверх или вниз. Блуж­да­ния души от одной смерти к другой назы­ва­ются “сам­сара”. Но любая душа рано или поздно якобы обя­за­тельно воз­вра­ща­ется к чело­ве­че­ской форме жизни и тогда может сойти с колеса рож­де­ний и смерти. Чело­ве­че­ская форма жизни — един­ствен­ная форма, пре­бы­вая в кото­рой, душа ответ­ственна за свои дей­ствия. Но она не цель: она служит точкой взлета к дей­стви­тель­ной цели, Цар­ству Бога, она есть форма ответ­ствен­но­сти. Чело­век может осо­знать Абсо­лют­ную Истину и начать раз­ви­тие своего созна­ния Бога.

Созна­ние Бога озна­чает созна­вать Его, созна­вать то, что лич­ность есть Его ребе­нок, Его якобы неотъ­ем­ле­мая частица. Он — самый Доро­гой Друг и Вер­хов­ный Воз­люб­лен­ный, Истин­ный Вла­де­лец лич­но­сти. Однако часто души в мате­ри­аль­ном мире пыта­ются ста­но­виться лож­ными гос­по­дами, вла­сти­те­лями и под­дель­ными богами. Такие дей­ствия, или карма, при­вя­зы­вают их колесу рож­де­ний и смер­тей. Тот, кто любит Бога чистой любо­вью, кто тру­дится для Него из одной только радо­сти, полу­ча­е­мой от слу­же­ния Ему, назы­ва­ется бхакти-йогом. Такая душа осво­бож­да­ется от колеса рож­де­ний и смер­тей. Она после остав­ле­ния своего тела сразу дости­гает при­роды Бога.

Для дости­же­ния такого спа­се­ния, согласно измыш­ле­ниям о реин­кар­на­ции, необ­хо­димы три усло­вия:

Дове­рен­ные слуги Бога, живу­щие чистым слу­же­нием Ему, назы­ва­ются у сто­рон­ни­ков гипо­тезы реин­кар­на­ции пара­ма­хам­сами или лебе­де­по­доб­ными.

В подоб­ных веро­уче­ниях весь мате­ри­аль­ный мир, высшие и низшие пла­неты — место стра­да­ний. Весь нынеш­ний исто­ри­че­ский период отне­сен к веку Кали (хаоса, ссор, заме­ша­тель­ства). Для них сверху донизу сама мате­рия (прaкрити) и мате­ри­аль­ное суще­ство­ва­ние — адское, вре­мен­ное, убогое, несо­вер­шен­ное. Мате­ри­аль­ный мир вос­при­ни­ма­ется как якобы извра­щен­ное отра­же­ние духов­ного мира.

С другой сто­роны, согласно рас­смат­ри­ва­е­мым веро­уче­ниям, мате­ри­аль­ная при­рода есть энер­гия Бога. Мате­ри­аль­ный мир, по их мнению, пред­на­зна­чен для того, чтобы быть вос­ста­но­ви­тель­ным цен­тром, школой, исправ­ля­ю­щей частью Цар­ства Бога для мятеж­ных душ. Гос­подь созна­тельно и пред­на­ме­ренно сделал мате­ри­аль­ное изме­ре­ние местом мате­ри­аль­ного стра­да­ния, а также удо­воль­ствия. Всем в равной сте­пени дана сво­бода выбора слу­жить Богу или нет. Закон кармы каса­ется всех.

Для при­няв­ших учение о реин­кар­на­ции неесте­ственно не стра­да­ние или несча­стья живых существ, а пре­бы­ва­ние души здесь, в мате­ри­аль­ном мире. Рай — это лишь более высо­кий уро­вень чув­ствен­ного насла­жде­ния и опять смерти, а поэтому не при­вле­кает пре­дан­ного Богу. Чистая душа в этих мате­ри­аль­ных мирах якобы по правде не там, где кажется, что она нахо­дится. На самом деле она с Богом, она — живое про­дол­же­ние Цар­ства Бога, про­яв­ля­ю­ще­еся в мате­ри­аль­ном мире. В свою оче­редь погру­же­ние в ад лишает душу памяти о Боге, умень­шает ее созна­ние Бога. Таковы кратко изло­жен­ные неко­то­рые осо­бен­но­сти одного из псев­до­во­сточ­ных измыш­ле­ний о реин­кар­на­ции.

Рас­смот­рим взгляд саен­то­ло­гов на эту про­блему. Согласно этому псев­до­на­уч­ному веро­уче­нию (по мнению многих спе­ци­а­ли­стов по рели­гиям — раз­но­вид­но­сти сата­низма, везде объ­яв­ля­ю­щей о своей особой тща­тель­ной науч­но­сти) “сам чело­век есть дух, кон­тро­ли­ру­ю­щий тело через разум”. Этот дух (по ново­язу саен­то­ло­гов — тетан) “спо­со­бен созда­вать про­стран­ство, энер­гию, массу время”. Тетан “отде­лим от тела (что не вызы­вает смерти тела) и спо­со­бен управ­лять им и кон­тро­ли­ро­вать его, будучи вне его”. Тетан “не забо­тится о том, чтобы пом­нить жизнь, кото­рую он только что прожил, — после того, как он рас­ста­ется с телом и разу­мом”. “Умирая, чело­век всегда экс­те­ри­о­ри­зи­ру­ется, то есть, попа­дает в такое состо­я­ние тетана (самого чело­века), когда он нахо­дится вне тела и обре­тает уве­рен­ность, что он явля­ется самим собой, а не своим телом”. Чело­век — тетан, “экс­те­ри­о­ри­зи­ро­вав­шись, как пра­вило воз­вра­ща­ется на пла­нету и обычно добы­вает себе другое тело, при­над­ле­жа­щее к расе того же типа”.

То есть, согласно саен­то­ло­гии, в земной телес­ной жизни чело­век не помнит о своем про­шлом бытие, однако где-то хра­нится подроб­ней­шая запись преды­ду­щих собы­тий всех его жизней. Такое пони­ма­ние реин­кар­на­ции сло­жи­лось в саен­то­ло­гии, как сами они, ничуть не сму­ща­ясь, пишут, в связи с тем, что “знание, лежа­щее в основе этого веро­уче­ния, берет свое начало в ядер­ной физике, высшей мате­ма­тике и в пони­ма­нии, кото­рым обла­дали древ­ние на Востоке”.

Необ­хо­димо пом­нить, что трак­то­вок реин­кар­на­ции в восточ­ных и псев­до­во­сточ­ных веро­уче­ниях чрез­вы­чайно много, но все они появи­лись не как резуль­тат пря­мого боже­ствен­ного Откро­ве­ния, а как плод субъ­ек­тив­ного язы­че­ского мисти­че­ского виде­ния “риши” — древ­них муд­ре­цов-про­вид­цев или пре­тен­ду­ю­щих на эту роль совре­мен­ных “гуру” — учи­те­лей. Поэтому при изу­че­нии восточ­ной и псев­до­во­сточ­ной лите­ра­туры наблю­да­ются исто­ри­че­ские изме­не­ния пони­ма­ния реин­кар­на­ции и свя­зан­ных с ней кос­мо­ло­ги­че­ских, антро­по­ло­ги­че­ских, соте­рио­ло­ги­че­ских и иных про­блем. В иудей­ской каб­ба­ли­стике также допус­ка­ется (не отвер­га­ется) воз­мож­ность реин­кар­на­ции.

Пра­во­слав­ные восто­ко­веды-индо­логи ука­зы­вают на серьез­ные и непре­одо­ли­мые про­ти­во­ре­чия в гипо­тезе реин­кар­на­ции. “Кон­цеп­ция кармы отож­деств­ля­ется, прежде всего, с так назы­ва­е­мым зако­ном кармы, по кото­рому “исто­рия инди­вида” под­чи­ня­ется жест­кой детер­ми­на­ции при­чинно-след­ствен­ных связей, обу­слов­ли­ва­ю­щей и каче­ствен­ные, и коли­че­ствен­ные харак­те­ри­стики насто­я­щей жизни инди­вида его пред­ше­ству­ю­щими телес­ными, сло­вес­ными и мен­таль­ными дей­стви­ями.

Сан­сара — единая иерар­хи­че­ская лест­ница реин­кар­на­ции, по кото­рой бес­чис­лен­ные инди­виды вос­хо­дят или нис­хо­дят в зави­си­мо­сти от баланса заслуг или порока, сло­жив­ше­гося в преды­ду­щих вопло­ще­ниях (пре­иму­ще­ственно в послед­нем). Она без­на­чальна, а потому без­на­ча­лен и сам мир как сцена этой игры с раз­ными телами, но для тех, чье незна­ние устра­нено, она может иметь конец, кото­рый сов­па­дает с дости­же­нием “осво­бож­де­ния” (мокша) как высшей цели чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния”.

Но есть один важный вопрос: Кто же или что, “соб­ственно, пере­во­пло­ща­ется в соот­вет­ствии со своими дея­ни­ями, ибо высший Атман (суть, сущ­ность, само­тож­де­ствен­ность) не под­вер­га­ется ника­ким изме­не­ниям посред­ством добрых или злых деяний — как и достиг­ший позна­ния Атмана уже не бес­по­ко­ится о том, почему он не совер­шил добро или совер­шил зло”. Невоз­можно при­нять сам прин­цип воз­да­я­ния (ретри­бу­тив­ный прин­цип), состав­ля­ю­щий основу дан­ного учения. “Падшие” люди нака­зы­ва­ются вопло­ще­нием, при кото­ром они, с одной сто­роны, не могут в их новом состо­я­нии ради­каль­ной дегра­да­ции осо­знать ни меры своих преж­них про­ступ­ков, ни сте­пени своего нака­за­ния, с другой — проч­ней­шим обра­зом “закреп­ля­ются” в этих формах в своем падшем состо­я­нии. В живот­ном состо­я­нии они не спо­собны оце­нить свое про­шлое, сде­лать необ­хо­ди­мые выводы и испра­виться. Поэтому полу­ча­ется фикция воз­да­я­ния, то есть ретри­бу­тив­ного прин­ципа. Учение о пере­во­пло­ще­нии пред­по­ла­гает, во-первых, без­на­чаль­ность того, что соот­вет­ствует душе, и, во-вторых, “сво­бод­ный” “нефик­си­ро­ван­ный” харак­тер ее связи с телес­ными обра­зо­ва­ни­ями, кото­рые выпол­няют некую внеш­нюю функ­цию.

В целом реин­кар­на­ция, как еди­но­гласно ука­зы­вают все пра­во­слав­ные спе­ци­а­ли­сты, никак не сов­ме­стима со сле­ду­ю­щими основ­ными хри­сти­ан­скими дог­ма­тами (пере­чень док­тора фило­соф­ских наук В. Шохина):

Поэтому конеч­ной задаче чело­века, постав­лен­ной перед ним в хри­сти­ан­стве — “обo­же­нию” — идеал, непо­сред­ственно сле­ду­ю­щий из учения о реин­кар­на­циях — “осво­бож­де­ние” про­ти­во­стоит самым ради­каль­ным обра­зом. В первом случае речь идет о полном вос­ста­нов­ле­нии лич­но­сти в душевно-телес­ном един­стве ее при­роды и о реа­ли­за­ции в чело­веке “подо­бия” Божия. Во втором — о полном разъ­еди­не­нии того, что можно назвать душев­ными и телес­ными ком­по­нен­тами инди­вида посред­ством после­до­ва­тель­ного демон­ти­ро­ва­ния лич­ност­ного само­со­зна­ния (резуль­тат кото­рого и мыс­лится как окон­ча­тель­ное выздо­ров­ле­ние субъ­екта).

Неда­ром буд­ди­сты, все веря­щие в реин­кар­на­цию, пишут: “Совер­шенно ложное воз­зре­ние — это омра­чен­ность разума, отри­ца­ю­щего про­шлую и буду­щую жизни, закон кармы и подоб­ное или веря­щего, что пер­во­при­чи­ной существ явля­ется Бог, При­рода и подоб­ное” (Из веро­учеб­ных книг Чже Цон­капа). Это для них есть наи­худ­шая из всех десяти клеш, то есть фак­то­ров, “взба­ла­му­чи­ва­ю­щих поток пси­хики”. Буд­ди­сты пре­красно осо­знают абсо­лют­ную несов­ме­сти­мость хри­сти­ан­ской веры в Бога и закона кармы.

Необ­хо­димо, в связи с неко­то­рыми спе­ку­ля­ци­ями сто­рон­ни­ков гипо­тезы реин­кар­на­ции, напом­нить об отли­чии плоти от тела. Первое есть весь дина­мич­ный чело­ве­че­ский орга­низм в каждый кон­крет­ный момент непре­рыв­ного мета­бо­лизма. Плоть всегда и непре­рывно меня­ется. Какой плоть будет после Вос­кре­се­ния, нам не ведомо. Телом же в насто­я­щих бесе­дах назы­ва­ется та физи­че­ская, нервно-пси­хи­че­ская и иная реаль­ность, кото­рая застав­ляет все атомы, моле­кулы, клетки, органы и их сово­куп­но­сти функ­ци­о­ни­ро­вать необ­хо­ди­мым обра­зом и в нужных для орга­низма местах, регу­ли­рует обмен веществ, дви­же­ния и другие про­цессы плоти. Разум управ­ляет телом, а не соб­ственно плотью. По воле, авто­ма­ти­че­ски, а часто и помимо воли чело­века тело управ­ляет плотью. Можно пред­по­ло­жить, что душе после смерти чело­века остав­ля­ется его тело, а плоть, состо­я­щую из кон­крет­ных атомов, пре­дают погре­бе­нию.

Хри­сти­ан­ский Кати­хи­зис рас­кры­вает отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к суще­ство­ва­нию чело­века после его смерти, то есть и к спе­ку­ля­циям о реин­кар­на­ции. Но в рамках рели­ги­оз­ной фило­со­фии также можно лако­нично сфор­му­ли­ро­вать гру­бей­шие изъяны этой гипо­тезы. Сия идея, при­ня­тая в боль­шин­стве восточ­ных и псевдо-восточ­ных веро­уче­ний, про­ти­во­ре­чит ряду важ­ней­ших бого­слов­ских, фило­соф­ских и нрав­ствен­ных прин­ци­пов. В первую оче­редь нару­ша­ются прин­цип абсо­лют­но­сти Творца и основ­ные прин­ципы суще­ство­ва­ния твар­ного бытия:

1. Прин­цип абсо­лют­но­сти твор­че­ской потен­ции Бога.

Тво­ре­ние Абсо­лю­том как про­цесс абсо­лютно эффек­тив­ный, осу­ществ­ля­ется мини­маль­ными ресурс­ными затра­тами (до исче­за­юще малых) и дает мак­си­мум целе­вого раз­но­об­ра­зия твар­ному.

2. Прин­цип абсо­лют­ной любви Бога.

Сам Бог по Своей энер­гии есть абсо­лют­ная Любовь. Поэтому Творец дает в любви мак­си­мально воз­мож­ное благое бытие каж­дому твар­ному инди­ви­ду­аль­ному как цель­но­сти и любой сово­куп­но­сти их. Бытие всего твар­ного мира и каж­дого чело­века огра­ни­чи­вает лишь воля и мера этого чело­века, а также сово­куп­ность воль и мер всех других людей.

3. Прин­цип абсо­лют­ной жертвы Бога.

Как абсо­лют­ная Любовь Творец для пол­ного спа­се­ния любой твар­ной лич­но­сти в ее цель­ном бытии готов на абсо­лют­ную жертву любви, то есть жерт­во­вать Самим Собой Самому Себе через Самого Себя в Своем внут­рен­нем Тро­ич­ном сверх-бытии. Для мира, по пра­во­слав­ному учению, это есть Жертва Гол­гофы. При­ня­тие данной жертвы людьми зави­сит от жела­ния самой твар­ной лич­но­сти.

4. Прин­цип абсо­лют­ного совер­шен­ства твор­че­ской энер­гии Бога.

Каждое твар­ное инди­ви­ду­аль­ное и любая их сово­куп­ность есть един­ственно и наи­бо­лее воз­мож­ное совер­шен­ное. Но совер­шен­ное не озна­чает ста­тич­ной закон­чен­но­сти или зре­ло­сти, так как оно совер­шенно и своей дина­мич­но­стью во вре­мени. Совер­шен­ство лич­но­сти не пре­кра­ща­ется земной смер­тью. Иначе Бог несет ответ­ствен­ность за убий­ство, что невоз­можно из-за пунк­тов 2 и 3. Реин­кар­на­ция пред­по­ла­гает, что совер­шен­ным явля­ется лишь часть инди­ви­ду­аль­но­сти.

5. Прин­цип абсо­лют­ной пол­ноты бытия твар­ного.

Внутри и вне каж­дого твар­ного инди­ви­ду­аль­ного (осо­бен­ного) все свя­зано со всем наи­бо­лее полным коли­че­ством связей и пред­став­ляет собой цель­ную систему. Это сле­дует из пунк­тов 1–3, ибо ослаб­ле­ние хотя бы одной связи есть ума­ле­ние Абсо­лют­ного. Реин­кар­на­ция нару­шает пол­ноту внут­рен­них связей в инди­ви­ду­аль­но­сти.

6. Прин­цип все­объ­ем­лю­щей цель­но­сти бытия твар­ного.

Каждое твар­ное инди­ви­ду­аль­ное пред­став­ляет собой цель­ную систему, в кото­рой мак­си­мально задей­ство­ваны все ее части. Это сле­дует из пунк­тов 1–4, ибо частич­ное исполь­зо­ва­ние хотя бы одного звена есть ума­ле­ние Абсо­лют­ного. Чело­век создан цель­ным по своей при­роде. Реин­кар­на­ция рас­чле­няет цель­ную инди­ви­ду­аль­ность на пере­да­ва­е­мую и отбра­сы­ва­е­мую части.

7. Прин­цип абсо­лют­ной непо­вто­ри­мо­сти бытия твар­ного.

Невоз­можно нали­чие двух оди­на­ко­вых инди­ви­ду­аль­но­стей или любых их частей во всем твар­ном бытии, вре­мени и про­стран­стве. Также невоз­мо­жен пере­ход без раз­ру­ше­ния при­роды и каче­ствен­ных изме­не­ний какой-либо части одной инди­ви­ду­аль­но­сти в другую инди­ви­ду­аль­ность. Иначе ума­ля­ется Абсо­лют. Реин­кар­на­ция нару­шает прин­цип непо­вто­ри­мо­сти пере­хо­дом одной и той же души в разные инди­ви­ду­аль­но­сти.

8. Прин­цип полной зави­си­мо­сти каж­дого твар­ного от всего твар­ного.

Энер­гия Бога влияет на все всем и через все. Поэтому про­шлое зави­сит от буду­щего, про­стран­ство от вре­мени, боль­шое от малого и наобо­рот. Отсюда сле­дует, напри­мер, общая ответ­ствен­ность всех людей за част­ные грехи каж­дого чело­века и наобо­рот. Реин­кар­на­ция пред­по­ла­гает момент неза­ви­си­мого пере­носа кармы от одного тела к дру­гому в акте пере­дачи ее после­ду­ю­щему вопло­ще­нию.

9. Прин­цип сохра­не­ния твар­ного.

Все, при­су­щее твар­ному, не исче­зает, но может пере­хо­дить в другую форму. После смерти тело изме­ня­ется, но не теря­ется для лич­но­сти и не меняет своей при­роды. Реин­кар­на­ция про­ти­во­ре­чит этому, так как пред­по­ла­гает смену тела и по его при­роде.

10. Прин­цип невоз­мож­но­сти точных пред­ска­зу­е­мо­сти и пред­ви­де­ния со сто­роны твар­ного.

Любое пред­ска­за­ние, пред­ви­де­ние или пони­ма­ние ука­за­ния Бога твар­ным не может быть точным, а есть лишь частич­ное (такая правда, кото­рая позна­ется лишь после свер­ше­ния собы­тия), ибо точное пред­ска­за­ние или пред­ви­де­ние про­ти­во­ре­чит пункту 7 и ума­ляет Абсо­лют. Этот прин­цип дей­ствует не только в отно­ше­нии буду­щего, но и про­шлого. Любая модель не может точно соот­вет­ство­вать твар­ной реаль­но­сти, ибо это есть ума­ле­ние Абсо­люта. Напри­мер, заве­домо ложны “вос­по­ми­на­ния” якобы про­шлых жизней, отож­деств­ля­е­мых как свои одной и той же лич­но­стью, так как отож­деств­ле­ние есть при­сво­е­ние иной цель­ной и непо­вто­ри­мой инди­ви­ду­аль­но­сти. Это про­ти­во­ре­чит так назы­ва­е­мым “дока­за­тель­ствам” истин­но­сти реин­кар­на­ции, опи­ра­ю­щимся на извест­ные случаи подоб­ных вос­по­ми­на­ний.

11. Прин­цип полной личной ответ­ствен­но­сти за само­ре­а­ли­за­цию своего бытия.

Каждая лич­ность отве­чает перед собой, любой иной инди­ви­ду­аль­но­стью и Твор­цом за само­ре­а­ли­за­цию всей цель­ной пол­но­той своей при­роды (телом, пси­хи­кой, волей, умом, созна­нием, сове­стью) во всем про­стран­стве и вре­мени своего бытия. Эта ответ­ствен­ность не может быть пере­дана иной лич­но­сти без ее и вза­им­ного доб­ро­воль­ного согла­сия. В теории реин­кар­на­ции ответ­ствен­ность пере­да­ется без­лич­ност­ной кармой, поэтому в таком случае делает одна цель­ная лич­ность, а отве­чает другая.

12. Прин­цип пол­ного про­ще­ния Богом.

Истин­ное и полное рас­ка­я­ние перед Богом по данным Им Самим пра­ви­лам пол­но­стью сни­мает послед­ствия греха для лич­но­сти и ее при­роды во всей цель­но­сти и пол­ноте. Отри­ца­ние этого про­ти­во­ре­чит пункту 2 и 3 и ума­ляет Абсо­лют. Выбор зави­сит только от сво­бод­ной воли лич­но­сти. Поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти в реин­кар­на­ции.

13. Прин­цип абсо­лют­ного ува­же­ния Богом воли лич­но­сти.

Творец абсо­лютно ува­жает волю и жела­ния каждой лич­но­сти при выборе ею того или иного дей­ствия, но резуль­тат этого дей­ствия зави­сит от воли и жела­ния всех лич­но­стей. Не все совер­ша­ется по воле Бога, но против воли Бога не совер­ша­ется ничего. Но воля есть каче­ство единой и цель­ной при­роды чело­века, а не какой-либо части его. Реин­кар­на­ция рас­чле­няет волю.

14. Прин­цип обще­ния душ между собой.

Души любых людей могут общаться между собой вне вре­мени и про­стран­ства види­мого мира, так как соеди­няют види­мый и неви­ди­мый миры. Послед­ний же имеет другую, не физи­че­скую струк­туру. Пред­по­ло­жи­тельно так объ­яс­нимы случаи “вспо­ми­на­ния якобы преды­ду­щих (и даже якобы буду­щих!) жизней”, кото­рые на самом деле невоз­можны из-за неиз­беж­ного рас­чле­не­ния цель­ной инди­ви­ду­аль­но­сти при при­зна­нии реин­кар­на­ции.

15. Прин­цип соблю­де­ния прав и сво­боды лич­но­сти.

В пра­во­вой сфере учение о реин­кар­на­ции грубо нару­шает права и сво­боду лич­но­сти. Согласно этой идее, каждый чело­век через без­лич­ност­ную карму ока­зы­ва­ется ответ­ствен­ным за деяния других людей (так назы­ва­е­мых иных вопло­ще­ний).

Особо сле­дует еще раз оста­но­виться на досто­верно зафик­си­ро­ван­ных слу­чаях “вспо­ми­на­ния якобы преды­ду­щих (и даже якобы буду­щих!) жизней”. Духовно-мисти­че­ски этот фено­мен воз­можно объ­яс­нить, если вспом­нить, что под­лин­ным носи­те­лем веры всегда пред­стает тот или иной, при­ня­тый чело­ве­ком дух. Через выбран­ного лич­но­стью духа веры про­ис­хо­дит сбли­же­ние и как бы соеди­не­ние (еди­не­ние) духовно род­ствен­ных чело­ве­че­ских душ, и содер­жа­ние одной жизни словно бы ими­ти­ру­ется в памяти иного разума.

Но Дух истины обе­ре­гает уни­каль­ность чело­века, кото­рая есть след­ствие того, что все люди созданы по образу Бога. В случае дей­ствия духов лжи истин­ное уни­каль­ное бытие пред­стает в иска­жен­ном, дефор­ми­ро­ван­ном, иллю­зор­ном виде, якобы соеди­ня­ю­щем непо­вто­ри­мые и цель­ные инди­ви­ду­аль­но­сти. Появ­ля­ются искус­ствен­ные алго­рит­ми­че­ские циклы реин­кар­на­ций, и кари­ка­тур­ная модель вытес­няет реаль­ную кар­тину в созна­нии чело­века. Это раз­но­вид­ность духов­ной болезни. Тогда подоб­ный чело­век начи­нает вос­при­ни­мать иного как будто бы себя, иден­ти­фи­ци­рует, отож­деств­ляет себя с другой непо­вто­ри­мой лич­но­стью, дез­ори­ен­ти­ру­ется, утра­чи­вает ощу­ще­ние своей и иной без­услов­ной цен­но­сти.

Неко­то­рые сто­рон­ники спе­ку­ля­ций вокруг домыс­лов о реин­кар­на­ции пыта­ются найти под­твер­жде­ние своей пози­ции в стихах Нового Завета. В част­но­сти, они весьма вольно трак­туют слова Гос­пода Иисуса Христа о про­роке Иоанне Кре­сти­теле и про­роке Илии. Диакон Андрей Кураев пока­зал несо­сто­я­тель­ность ссылок на Новый Завет при попыт­ках оправ­дать измыш­ле­ния о реин­кар­на­ции. Кроме того, еще раз про­яс­ня­ется необ­хо­ди­мость глу­бо­кого пре­бы­ва­ния в Свя­щен­ном Пре­да­нии (живом слове Божием) при изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния. “Ибо мы отча­сти знаем, и отча­сти про­ро­че­ствуем; когда же наста­нет совер­шен­ное, тогда то, что отча­сти, пре­кра­тится… Теперь мы видим как бы сквозь туск­лое стекло, гада­тельно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отча­сти, а тогда познаю, подобно как я познан” ( 1Кор.13.9-12 ). Божие Откро­ве­ние не пости­га­ется само­уве­рен­ным чело­ве­че­ским рас­суд­ком или помо­щью лука­вых духов, в том числе и в отно­ше­нии посмерт­ного буду­щего каж­дого чело­века и чело­ве­че­ства.

В заклю­че­ние статьи при­ве­дем несколько прак­ти­че­ских при­ме­ров, пока­зы­ва­ю­щих, к чему при­во­дит при­ня­тие идеи реин­кар­на­ции.

В итоге прин­цип “нена­си­лия” в культе ока­зы­ва­ется совсем иным, чем пони­ма­е­мый правом и тра­ди­ци­он­ной чело­ве­че­ской нрав­ствен­но­стью. Якобы “нена­си­лие” обо­ра­чи­ва­ется наси­лием, оправ­дан­ным рели­ги­оз­ной уста­нов­кой.

Подоб­ные тексты в веро­учеб­ных книгах МОСК допус­кают оправ­да­ние экс­тре­мизма и наси­лия, если они трак­ту­ются самим куль­том или его ответв­ле­ни­ями как совер­ша­е­мые в созна­нии Кришны или, что тоже самое, во имя Кришны, или, что тоже самое, в под­чи­не­нии пред­ста­ви­телю Кришны, в испол­не­нии ука­за­ний истин­ного духов­ного учи­теля, в роли слуг слуги Кришны. При­хо­дится кон­ста­ти­ро­вать, что здесь име­ется система оправ­да­ния наси­лия по отно­ше­нию к неве­ру­ю­щим в Кришну и, даже, сти­му­ли­ро­ва­ния к нему.

В зна­чи­тель­ной мере это объ­яс­ня­ется выбо­ром МОСК в каче­стве своей глав­ней­шей веро­учеб­ной книги именно “Бха­га­ват-Гиты”, опи­сы­ва­ю­щей в соци­ально-поли­ти­че­ской линии сюжета под­го­товку пра­ви­те­лей к кро­ва­вой битве ради власти и оправ­ды­ва­ю­щей войну с рели­ги­озно-фило­соф­ских пози­ций, но явля­ю­щейся лишь малой частью гигант­ского индий­ского язы­че­ского эпоса — Махаб­ха­раты.

Раз­гадка столь пора­зи­тель­ной мета­мор­фозы поня­тия “нена­си­лия” у криш­на­и­тов нахо­дится, глав­ным обра­зом, в реин­кар­на­ции. Дело в том, что, как уже выше отме­ча­лось, цен­ность каждой кон­крет­ной лич­но­сти в глазах сто­рон­ни­ков этой анти­хри­сти­ан­ской гипо­тезы ста­но­вится исче­за­юще малой. А для пра­во­слав­ных каждый кон­крет­ный чело­век более ценен, чем весь вне­лич­ност­ный мир, ибо он создан по образу Бога.

Чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния в той или иной форме прак­ти­куют почти все культы, при­зна­ю­щие реин­кар­на­цию. В инду­изме име­ются подоб­ные древ­ние обычаи. Иногда они явля­ются “обык­но­вен­ными” обря­дами повсе­днев­ной жизни инду­сов. Напри­мер, так назы­ва­е­мое “сати” — само­со­жже­ние вдов. В сего­дняш­ней Индии еже­годно реги­стри­ру­ются несколько тысяч подоб­ных риту­а­лов. Этот обряд напря­мую связан с идеей пере­во­пло­ще­ния. “Сати” вос­при­ни­ма­ется как искуп­ле­ние за грехи про­шлых жизней. Завер­ше­ние жиз­нен­ного пути в пла­мени погре­баль­ного костра счи­та­ется духов­ным подви­гом вдовы. О совер­шив­ших “сати” брах­маны сла­гают гимны, в их честь у инду­ист­ских храмов ставят особые камни с изоб­ра­же­нием солнца, луны и правой руки с рас­кры­той ладо­нью. А жен­щины, кото­рые не реша­ются на это ужас­ное само­убий­ство, ста­но­вятся в глазах многих совре­мен­ных инду­сов пари­ями, изго­ями.

Тибет­ский буд­дизм также при­но­сит кро­ва­вые чело­ве­че­ские жертвы в форме тайных древ­них тан­три­че­ских риту­а­лов, где бла­жен­ство дости­га­ется при муках живого суще­ства. В юртах вер­хов­ных лам висит чело­ве­че­ская кожа, содран­ная с невин­ных жертв — это их необ­хо­ди­мая молит­вен­ная при­над­леж­ность “тулум”. Ока­зы­ва­ется, у “миро­лю­би­вых” буд­ди­стов риту­аль­ное убий­ство чело­века очи­щает душу.

После­до­ва­тели Е. Бла­ват­ской и Рери­хов готовы при­но­сить мас­штаб­ные чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния на алтарь про­гресса и эво­лю­ции, мас­ки­руя их под искус­ствен­ный отбор наи­бо­лее достой­ных рас и циви­ли­за­ций.

Весьма ценят чело­ве­че­ские жертвы сата­ни­сты, пого­ловно веря­щие в реин­кар­на­цию. Учи­тель рос­сий­ских сата­ни­стов Али­стер Кроули похва­лялся, что с 1912 по 1928 год при­но­сил в жертву в сред­нем по 150 мла­ден­цев еже­годно. Он писал до своего низ­вер­же­ния в ад: “глупо счи­тать, что убивая жертву, мы при­но­сим ей вред. Напро­тив, это самая бла­го­сло­вен­ная и мило­серд­ная из всех смер­тей, поскольку эле­мен­тар­ный дух тут же объ­еди­ня­ется с Боже­ством, то есть дости­гает цели, к кото­рой он стре­мился в тече­ние мно­го­чис­лен­ных вопло­ще­ний”. Здесь глав­ный сата­нист нашей эпохи, автор криш­на­ит­ской книги “Бха­га­вад-гита как она есть” и прочие обо­жа­тели реин­кар­на­ции уди­ви­тельно еди­но­душны.

Пра­во­сла­вие и реин­кар­на­ция несов­ме­стимы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *