учение о познании специфика научного познания
43.Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания
Классифицируя многообразие типов познания, их содержание делят на вненаучное и научное познание.
Вненаучное познание — это совокупность познавательных действий, направленных на получение знаний, содержание ко торых определяется характером целей конкретных видов человеческой деятельности. Вненаучное познание представленно познавательными действиями и процессами, происходящими в контексте производственной, военной, художественной и других видов деятельности, и также религиозного освоения мира, которые невозможны или малопродуктивны.
Генетически исходной формой вненаучного познания являеться обыденное познание. Это форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в русле неспециализированных или не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности. Иные формы вненаучного познания представляют собой познавательное освоение реальности, осуществляемое в рамках отчетливо специализированных видов человеческой деятельности.
Научное познание — это совокупность познавательных лей» ствий, направленных на производство и теоретическую систв»: матизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности, имеющих универсальный характер. В срал- нении с типами вненаучного познания оно более автономно по отношению к конкретным видам человеческой деятельности.
научное познание характеризуется рядом важных особенностей:
в его основе лежит четкая выделенность предмета;
оно предполагает использование специализированных (часто очень сложных, масштабных и дорогостоящих) материальных средств;
регламентируется определенной совокупностью специальных методов и других видов нормативного знания
результаты научного познания фиксируются в особых фирмах знания и должны соответствовать ряду требований
существенное отличие научного познания от других форм Познавательных процессов составляет наличие специализиро- ипиного научного языка
Специфика нayчного nознaния. Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.
1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на все возможные случаи.
2)перием идеализации, состоящий в том, что указываюся условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.
3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.
Важнейшие методы научного познания:
2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.
3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
53. Научное познание, его сущность и специфика.
Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства (XVI-XVII вв.). Однако самостоятельность не тождественная самоизолированности. Наука всегда была связана с практикой, получала от нее все новые и новые импульсы для своего развития и, в свою очередь, воздействовала на ход практической деятельности, опредмечивалась, материализовалась в ней.
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.
В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.
1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологическое к рациональному. «Все сущее не делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.
Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.
Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного, при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов, правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.
54. Среди НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы;
55.Эмпирический уровень научного познания: его методы, этапы и закономерности.
Эмпирический — это такой уровень знания,содержание к-ого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент).На этом ур-не знание фиксирует качества и св-ва изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию.Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования.Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория,а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.Исследуя эмпирический уровень научного познания,не трудно выделить в нём три ступени.Своеобразие первой ступени выражается в том,что исследователи непосредственно взаимодействуют с объектом познания.Важно подчеркнуть,что нередко это взаимодействие является опоследованием.Основными методами этого познания яв-ся наблюдение и эксперимент.На второй ступени научного познания исследователь взаимодействует не с объектом познания,а с той информацией, которая получена на первой ступени.Основными методами этой ступени яв-ся классификация и систематизация.Благодаря этим методам информ., полученная на первой ступени, приобретает обозримую форму.На третей ступени эмпирического уровня, а это высшая ступень получаем эмпирические факты,открывая эмпирические законы.Основными методами этой ступени яв-ся различные формы индукции,системный метод. Наблюдения дают информацию качественную, количественную.В процессе приращения мы получаем количественную информацию.На втором этапе эмпирического уровня научные познания ставится задача:привести в наглядную форму,те данные к-рые получены нами в ходе проведения эксперимента.Основными методами яв-ся классификация и систематизация.Эти методы реализуются, поскольку нам удаётся выявить фундаментальное свойство исследуемого класса объекта.. Существующий уровень второго этапа эмпирического познания требует разработки новых методов.На третьем этапе ставится задача получить эмпирические факты, открыть эмпирический закон.Основным методом третьего этапа является метод индуктивного обобщения. Исследуя индукцию и дедукцию, как меры получения знания, пришли к выводу, что индуктивным путём получаются знания и носит вероятностный характер.Важным шагом вперёд на пути изучения методов третьего этапа стало создание системного метода.Проблема перехода от эмпирического к теоретическому методу выявила ограниченность эмпирического уровня, методов, которые применяются на этом уровне.Эта ограниченность эмпирического уровня выражается в том, что он даёт нам знание о внешней стороне объективного мира, внешних связей между объектами, образующими этот внешний мир.Эмпирическое знание отвечает на вопрос «что такое?» мы выявляем качества объекта, его свойства.Но это знание не даёт ответа на вопрос «почему?»1.Эмпирический уровень знаний – это знания явлений, за которыми стоит сущность. За внешним стоит внутреннее. 2.Методы эмпирического познания не дают возможности выявить связь между законами и фактами.Эта ограниченность преодолевается на теоретическом уровне благодаря построению теорий, совокупность которых образует теоретический уровень.Не удаётся на современном уровне знаний разработать методы, которые позволяли бы нам перейти от эмпирического уровня к теоретическим.Характерно, что такая же ситуация возникает в переходе от одной теории к другой, когда обнаруживаются факты которые нельзя объяснить, не объясняют существующую теорию, возникает необходимость создать новую теорию.Как разрешить переход? – это называется проблемой.Длительное время учёные считали, что единственным инструментом который решает эту проблему – является наша интуиция.Идеи формируются в голове на уровне подсознания.Практика научного познания показала, что в процессе поиска исходных постулатов теории учёный всегда использует аналогии, ассоциации и чем больше объем знаний учёного, тем больше аналогий и ассоциаций. Важно подчеркнуть, что кладовой аналогией является философское знание.Вот почему когда в развитии той или иной науки возникает кризис естествоиспытатели обращаются к философии.
16. Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания.
Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».
Социальные функции науки Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
Критерии научности следующие:
1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Это основной признак науки, основная ее особенность.
2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.
3) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания.
4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний (суммативное целое), не объединенных в систему, еще не образует науки. Особая организация, особая системность знания; упорядоченность по осознанным принципам.
5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости.
6) Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель (критерий) научности.
Понятие «философские основания науки» выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.
Предметом науки является не только внешний мир, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, и общественные. Общественные, изучают различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального. Естественно-технические, изучают законы природы и способы ее освоения и преобразования.
Научное знание – это целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру, представленную в различных ее срезах. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного знания, последнее включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве:
а) Субъект науки – ключевой ее элемент: это отдельный исследователь, научный коллектив, научное сообщество, в конечном счете – общество в целом. Научная деятельность требует специфической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает накопленные знания, сложившиеся средства и методы их изучения, учится грамотно ими оперировать и делает их своим достоянием.
б) Объект науки – то есть то, что именно изучает данная наука. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо.
в) Система методов и приемов, характерных для данной науки и обусловленных своеобразием ее предмета.
г) Язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).
Научное знание как система включает в себя 2 основных уровня (метода): эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику.
Эмпирическое познание абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления. Единственным источником познания считается чувственное познание, и хотя рациональный момент здесь присутствует, он имеет подчиненное значение. Наблюдение, сбор фактов, их описание, измерение, сравнение, первичное обобщение и классификация – это характерные приемы эмпирического познания. Поэтому исследуемый момент отражается преимущественно со стороны своих внешних проявлений, доступных только живому созерцанию.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием различных форм мышления, чувственное же познание занимает подчиненное положение. Теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных. Такая обработка осуществляется с помощью мышления, то есть способов отражения окружающей действительности, к которым относят понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и др.
Понятие – это форма мышления, отражающая общие признаки изучаемых предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях.
В отличие от понятий, в суждениях выражаются любые признаки изучаемых предметов, а не только существенные и общие.
Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое знание. Классический пример умозаключения: 1) Все люди смертны; 2) Сократ – человек; 3) Следовательно, Сократ смертен.
Гипотеза – это форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда научных фактов и требующее доказательства.
Научная теория – это наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление об определенной области действительности.
Однако при всем своем различии эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание для их объяснения. С другой стороны, теоретическое познания, развивая и конкретизируя научное знание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, направляя его для поиска фактов, подтверждающих правильность сделанных теоретических выводов.
Методология – это учение о методах познания и преобразование действительности. Метод – это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Например: в производстве – система приемов изготовления изделия; в науке – способы исследования и изложения материала. Метод конкретизируется в методике. Методика – это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.
Общие философские методы – универсальны, к ним относятся категории, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Еще древние утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Сравнение лишь тогда играет важную роль в практической деятельности и научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные вещи.
Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета. Для изучения частностей мы должны расчленить предмет. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Когда частности изучены, наступает “обратная” стадия познания – синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. В каждый момент времени мы осознаем лишь что-нибудь одно. Но и оно имеет множество свойств, связей. И мы можем познавать это “одно” только в преемственном порядке: концентрируя внимание на одних свойствах и связях и отвлекаясь от других.
Абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами. При абстрагировании выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств. Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире.
Идеализация – определения предела того или иного свойства (абсолют). Пример: понятие “точка”. Введение в процесс исследования идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов. Задачей всякого познания является обобщение – процесс мыслительного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Данный переход есть процесс ограничения. Переход от чувственного уровня познания к логическому производится посредствам операций абстрагирования, обобщения, идеализация.
Аналогия. В природе самого понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити неизвестного с известным. Аналогия – это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.
Моделирование – это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы.
10.3. Специфика научного познания
Научное познание имеет свои особенности, или критерии, которые отличают его от других форм познания (искусства, религии, мифологии, философии, обыденного познания и др.).
К таким особенностям относятся следующие:
Основной задачей (целью) научного познания является обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), а также законов самого процесса познания, мышления и др. Открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений является основным признаком науки, главной ее чертой.
На основе знания законов исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
Существенным признаком научного познания является его системность или формирование системы знаний на основе определенных теоретических принципов.
Наука развивается благодаря выработке, систематизации, применению совокупности специальных приемов или методов (методологии) исследований.
Научное познание осуществляется специально подготовленными для этой деятельности людьми – учеными.
Непосредственной целью научного познания является производство объективного по содержанию, истинного знания.
Научному познанию присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Для научного познания обязательны опытная проверяемость и возможность многократного повторения результатов.
В процессе научного познания используются специально созданные для этого материальные средства, приборы, инструменты и т. д.
Характерным признаком научного познания является формирование специальных языков, при помощи которых фиксируются, производятся, воспроизводятся новые знания в форме понятий, законов, гипотез, теорий и др.
10.4. Структура и формы научного познания
Научное познание – это процесс развития системы знания, которая включает в себя три связанных уровня – эмпирический, теоретический и метатеоретический.
В эмпирическом познании решающую роль играют органы чувств человека, а формами чувственной организации знаний являются ощущение, восприятие, представление. На этом уровне присутствует непосредственно на свой объект. Объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Основной задачей эмпирического уровня познания является описание наблюдаемых явлений и экспериментальных данных, их систематизация, классификация, обобщение фактов. Нужно различать три основных значения понятия «факт» ( от лат. factum– сделанное, свершившееся).
Во-первых, фактами называются наблюдаемые и описываемые фрагменты действительности, объективные события. Во-вторых, фактами считаются знания о каком-либо событии, явлении, достоверность которых доказана (синоним истины). В-третьих, факты существуют в форме предложений, в которых фиксируется эмпирическое знание, полученное в процессе наблюдений и экспериментов. Второе и третье значение выражается понятием «научный факт». Научным факт становится при условии включения его в логическую структуру конкретной системы знаний в качестве ее элемента. Поэтому на формирование фактов науки активное влияние оказывают предпосылочные знания, которыми руководствуются исследователи в процессе эмпирического познания. Результатом эмпирического познания может быть образование систем определенных научных фактов в форме эмпирических обобщений. Благодаря таким обобщениям устанавливаются эмпирические правила, законы. Эмпирические факты, их обобщения, правила (законы) вместе, в системе являются «хлебом науки», «воздухом ученого» и составляют эмпирический базис науки, основание для теоретического уровня научного познания.
В современной науке механизм эмпирического познания конструируется с помощью теории, поэтому полученные факты всегда теоретически нагружены.
Теоретический уровень научного познания опирается на эмпирическую базу и характеризуется преобладанием рационального момента (понятий, теорий, законов и других форм мышления), он отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей. Такое отражение, напомним, достигается путем мысленной обработки эмпирических данных и объединения исследуемых объектов, постижения их сущности, законов существования, которые составляют основное содержание теорий.
Важнейшей задачей теоретического познания является достижение объективной истины в ее конкретности и полноте содержания. Основными формами фиксации теоретических знаний выступают проблема, гипотеза, закон, принцип, теория.
Проблема – форма знания, представляющая собой теоретически сформулированное противоречие (в виде вопросов или их комплекса), разрешение которого может быть достигнуто посредством познавательной деятельности, направленной на неизвестные стороны, свойства объекта или явления в целом.
Иногда проблемой называют знание о незнании или ситуацию, когда вновь открытое явление не поддается объяснению с позиций имеющихся знаний о внешне подобных открытому явлениях.
Гипотеза – форма знания, содержащего предположение, сформулированное на основе некоторых фактов, отличающееся неопределенностью и нуждающееся в доказательстве.
Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, являющаяся обобщенным, целостным представлением о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Закон – форма знания, отражающая необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе, обществе и мышлении.
Принцип – форма знаний, представляющая собой руководящую (основополагающую) идею систематизации результатов познания, основные правила познавательной и практической деятельности.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны поскольку: 1) взаимосвязаны уровни реальности, которые являются объектом их изучения (внутреннее, существенное, закономерное и внешнее, преходящее, случайное); 2) практическая деятельность основывается на единстве внутренних и внешних, существенных и несущественных процессов; 3) в человеческом сознании, поверхностное отражение реальности в психических образах связано с рациональным определением главного в них, более глубоким осмыслением реальности посредством образов и переживаний.
Метатеоретический уровень включает в себя научную картину мира, идеалы и нормы исследования, а также философские основания науки.
Научная картина мира (НКМ) – это обобщенная форма теоретических знаний о природе, обществе, человеке, состоящая из наиболее важных теорий, гипотез и фактов. Структуру НКМ образуют: центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые и постоянно достраиваемые частные теоретические модели.
Основное назначение картины мира состоит в обеспечении синтеза знаний. Поэтому НКМ интегрирует, систематизирует знания, описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, определяет систему установок и принципов освоения мира, влияет на формирование норм научного исследования, постановку и решение исследовательских задач. Все эти особенности НКМ определяют так же ее мировоззренческую, эвристическую и объяснительную роли.
НКМ – это обоснованное, конкретно-историческое представление о мире. Вместе с развитием науки она приобретает иные формы, т. е. эволюционирует.
В современной науке на основе идеи единства космической, химической, биологической и социальной эволюции (концепция универсального эволюционизма) складывается новая картина мира.
Нормы в научном познании – это типичные, усредненные правила, которые являются необходимыми и обязательными для исследователей
в соответствии со сложившейся научной картиной мира.
Идеалы исследования представляют собой эталонное или
предельно-совершенное знание об объекте к которому стремятся ученые (идеал истины, идеал гуманистического использования науки и др.). Неполная реализуемость такого стремления в силу многих обстоятельств является причиной существования идеалов научного познания в статусе ориентиров, которые опираются на нормы, но побуждают ученых выходить за границы сложившихся правил в науке и открывать новые стороны реальности.
Идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они обусловливают цели, определяют процесс воспроизведения объекта в форме знания, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер.
Философские основания науки (ФОН) – это совокупность знаний о всеобщих предпосылках, возможностях и общей направленности познавательных процессов. ФОН выполняют роль фактора систематизации знаний, регуляции и мировоззренческой ориентации в познавательной деятельности.
Содержание ФОН выражается: 1) в философских принципах отражения как фундаментальной предпосылки познания, познаваемости мира, всеобщей связи явлений, противоречия, развития, системности, единства необходимости и случайности, сущности и явления и т. д.; 2) нормах научной познавательной деятельности, или принципах объективности, наблюдаемости, воспроизводимости, идентифицируемости и др.