учение о прекрасном в философии называется

учение о прекрасном

Смотреть что такое «учение о прекрасном» в других словарях:

ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

Эстетика — от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане пользовались терминами… … Литературная энциклопедия

Эстетика — ЭСТЕТИКА от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане… … Словарь литературных терминов

ЭСТЕТИКА — (греч. от aisthanesthai чувствовать, воспринимать). Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСТЕТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка

ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ — [лат. Dionysius Cartusianus или Cartusiensis; фламанд. Denys Van Leeuwen, Denys De Leeuwis или Denys Van Rijkel; франц. Denys Le Chartreux, Denys à Ryckel] (1402/03, Рейкел, совр. пров. Лимбург, Бельгия 12.03.1471, Рурмонд, совр. пров. Лимбург,… … Православная энциклопедия

КАЛЛОЛОГИЯ — (греч., от kallos красота, и logos слово). Учение о прекрасном. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЛЛОЛОГИЯ греч., от kallos, красота, и logos, слово. Учение о прекрасном. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

КОЛРИДЖ — (Coleridge), Самюэл Тейлор (20 окт. 1772 – 25 июля 1834) – англ. поэт романтик, философ идеалист и эстетик. В молодости восхищался идеями франц. революции. В 1798–99 изучал в Германии философию нем. классич. идеалистов, к рую пропагандировал в… … Философская энциклопедия

КОЛРИДЖ, — КОЛРИДЖ, Кольридж (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (21 октября 1772, Оттерри Сент Мери, Девоншир, Англия – 25 июля 1834, Хайгет, близ Лондона) – английский поэт романтик, теоретик искусства и философ. Учился в Кембриджском университете, но оставил его… … Философская энциклопедия

Платоновская академия в Кареджи — Вилла Кареджи … Википедия

Вилла Медичи в Кареджи — Вилла Кареджи Марсилио Фичино Скульптурный портрет Козимо Медичи … Википедия

Источник

Итоговый тест по предмету «Основы философии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ

1/Учение о ценностях – это:

а/ гносеология; б/аксиология; в/ герменевтика; г/праксиология.

2/Доброе отношение к людям – это:

а/утилитаризм; б/гуманизм; в/прагматизм; г/аскетизм.

3/»Мир существует, потому что он отражается в моем сознании». Кто мог так сказать?

а/объективный идеалист; б/субъективный идеалист; в/материалист; г/идеалист-агностик.

4/К какому учению относится теория кармы?

а/буддизм; 2/христианство; в/ислам; г/мифология.

5/Тип культуры России:

а/европейский; б/евроазиатский; в/азиатский; г/западный.

6/ Утверждение, что разум является основным источником обретения истинных знаний, характерно для:

а/ рационализма; б/ агностицизма; в/сенсуализма; г/реализма.

7/Философ, впервые указавший на социальное расслоение людей

а/Аристотель; б/Платон; в/Сократ; г/Демокрит.

8/Принцип, лежащий в основе учения о ноосфере

а/господство человека над природой; б/коэволюция человека и природы;

в/равновесие природных систем; г/господство природы над человеком.

9/Философское направление утверждающее, что «познание невозможно, истина недостижима»

а/эмпиризм; б/атеизм; в/рационализм; г/агностицизм.

10/Учение о человеческой деятельности, это

а/этика; б/методология; в/праксиология; г/онтология.

11/ Направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений

а/атеизм; б/эвдемонизм; в/прагматизм; г/утилитаризм.

12/Предметом изучения философии является:

а/искусство; б/всеобщее в системе «мир-человек»; в/предсказания; г/религия.

13/Основатель объективного идеализма

а/Аристотель; б/Платон; в/Сократ; г/Фалес.

14/Проблемой русской философии XiX в (19в) является:

а/путей развития России; б/направления научного прогресса; в/законов диалектики; г/методы познания.

15/Социологизаторская точка зрения объясняет природу и поведения человека влиянием

а/инстинктов; б/ общества; в/психическим состоянием; г/индивидуальными особенностями.

16/ Основная ценность нашего времени

а/ценность, богатство; б/информация, знания; в/недвижимость; г/земля.

17/Основатель философского позитивизма:

а/ О. Конт; б/И. Кант; в/Г. Гегель; г/Ф. Ницше.

18/ Эволюционная концепция возникновения человека

а/Ч. Дарвин; б/А. Аврелий; в/З. Фрейд; г/Ф. Энгельс.

19/ Учение о познании, это

а/ герменевтика; б/ гносеология; в/ социальная философия; г/ религия.

0/ Точка зрения, согласно которой человеческая деятельность должна приносить материальную выгоду

а/ гуманизм; б/прагматизм; в/утилитаризм; г/эпикуризм.

21/ Мировоззрение, определяемое верой в существование Бога (сверхъестественные силы)

а/миф; б/религия; в/басня; г/философия.

22/Древнегреческий ученый, впервые высказавший мысли о делении общества на слои

а/ Аристотель; б/Платон; в/Гераклит; г/ Демокрит.

23/Основной принцип русской философской мысли XIX – XX вв

а/ европоцентризм; б/теоцетризм; в/космоцентризм; г/антропоцентризм.

24/ Утверждение, что ощущение является единственным источником познания, характерно для:

а/ рационализма; б/иррационализма; в/сенсуализма; г/агностицизма.

25/Цивилизация во время которой мы живем:

а/ традиционная; б/доиндустриальная; в/постиндустриальная; г/индустриальная.

26/Основатель философии существования (экзистенциализма)

а/ Ф. Ницше; б/С. Кьеркегор; в/Шопенгауэр; г/ Г. Гегель.

27/ К функциям науки не относится:

а/ объяснительная; б/эстетическая; в/прогностическая; г/познавательная.

28/Учение о морали – это:

а/ аксиология; б/ этика; в/герменевтика; г/ социальная философия.

а/ материалист; б/ объективный идеалист; в/ субъективный идеалист; г/ идеалист – скептик.

30/ Основатель античного атомизма

а/Демокрит; б/Платон; в/Аристотель; г/ Сократ.

31/ Путь развития Российского государства

а/ феодализм; б/ азиатский; в/ рабовладельческий; г/ капитализм.

32/ Центральная проблема Нового (новейшего) времени

а/исследование языка науки; б/ познание человеком мира;

в/ отношение человека к Богу; г/ духовный мир человека.

33/ Культура, имеющая наименьший срок развития

а/ американская; б/ европейская; в/ русская; г/ азиатская.

34/ Позиция абсолютного отрицания

а/ агностицизм; б/ нигилизм; в/ демократизм; г/ популизм.

35/ К характерным чертам западной культуры не относится:

а/ индивидуализм; б/ ориентация на науку; в/ прагматизм; г/ созерцательность.

36/Учение о бытии – это:

а/ религия; б/ онтология; в/ этика; г/ аксиология.

37/ Отказ от пользования большинством мирских благ во имя нравственного совершенствования

а/ эвдемонизм; б/аскетизм; в/ утилитаризм; г/ гуманизм.

38/Рассказ о прошлом с направлением в будущее

а/миф; б/религия; в/ философия; г/ сага.

39/ Изучение внутреннего состояния человека характерно для:

а/ неотомизма; б/ психоанализа; в/ экзистенциализма; аналитической психологии.

40/ Основной принцип философской мысли средних веков:

а/европоцентризм; б/теоцентризм; в/ космоцентризм; г/ антропоцентризм.

41/ К философскому пониманию свободы относится

а/вседозволенность; б/ осознанная необходимость; в/ произвол; г/ анархия.

42/ Оценка культуры другого народа через призму своей собственной

а/ нигилизм; б/ этноцентризм; в/ абстракционизм; в/ модернизм.

43/ Результатом материального и духовного производства является

а/ искусство; б/ экономика; в/ наука; г/ культура.

44/ Биологическое выживание человека связано с решением проблем

а/ экологической; б/ войны и мира; в/ международного терроризма; г/ энерго-ресурсная.

45/Учение о прекрасном – это:

а/ этика; б/ эстетика; в/ логика; г/ онтология.

46/ Направление согласно которому человек отдает предпочтение материальным радостям жизни

а/экзистенциализм; б/ эвдемонизм; в/ эпикуризм; г/ атеизм.

47/ Из общего списка выделить мировые религии

а/ иудаизм; б/ ислам; в/ христианство; г/ буддизм.

а/ иудаизм; синтоизм; в/ христианство; г/ конфуцианство.

48/ Древнегреческий ученый, пытавшийся рассмотреть формы правления государства

а/ Сократ; б/ Аристотель; в/Платон; г/ Пифагор.

49/ Особенностью философского мышления эпохи Возрождения являются:

а/наукоцентризм; б/провиденциализм; в/ креационизм; г/ антропоцентризм.

50/ Биологизаторская точка зрения объясняет природу и поведение человека влиянием:

а/ общества; б/ инстинктов; в/ культуры; г/ воспитания.

51/Культура, противоречащая основной культуре

а/массовая культура; б/ контркультура; в/ элитарная культура; г/ молодежная культура.

52/ Рассмотрение общества как природной и космической закономерности характерно для

а/ материализма; б/ идеализма; в/ рационализма; натурализма.

53/ Философское направление, утверждающее отрицание существование Бога

а/ эмпиризм; б/ атеизм; в/ агностицизм; г/рационализм.

54/ Безразличие к требованиям морали

а/ агностицизм; б/ идеализм; в/ аморализм; г/ нигилизм.

55/ Этап общественного развития, основанный на определенном способе производства К. Маркса называется

а/ стадией роста; б/ общественно-экономическая формация; в/ государство; г/ цивилизация.

56/ Одна из экологических проблем – это проблема…

а/стран «третьего мира»; б/ биологического выживания человека; в/ опасности борьбы цивилизаций;

г/ информационного перегрева.

57/ Неповторимость отдельного человека определяется понятием

а/ индивид; б/личность; в/ индивидуальность; г/ субъект.

58/ Идея всеединства лежит в основе философии

а/ Бакунина; б/Чаадаева; в/ Ленина; г/Соловьева.

59/ Создателем диалектического и исторического материализма является

а/ Кант; б/ Маркс; в/ Гегель; г/ Фейербах.

60/ Мировоззрение основанное на на вере в сверхъестественное начало бытия – это…

а/ религия; б/ философия; в/ наука; г/ атеизм.

61/ Человек – это существо

а/ социальное; б/ биологическое; в/ природное; г/ социобиологическое.

62/ Отказ от собственных интересов ради служения отдельным целям и идеалам – это

а/ пессимизм; б/ позитивизм; в/ этика долга; г/ гедонизм.

63/ «Философией дела и действия» называется

а/ прагматизм; б/ неотомизм; в/ сциетизм; г/экзистенциализм.

64/ Процесс историко-генетического становления человека называется6

а/ антропогенез; б/ социогенез; в/ антогенез; г/ биогенез.

65/ Древние греки считали, что сознание – это..

а/ отпечаток на берегу моря; б/ отпечаток на стекле; в/ отпечаток на бумаге; г/ отпечаток на воске.

66/Вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей – это..

а/ номинальная группа; б/ социальное взаимодействие; в/ общество; г/ социогенез.

67/ Осмысление человеческой жизни как бунта против абсурдного бытия характерно для

а/ экзистенциализма б/ гедонизма; в/ эвдемонизма; г/ герменевтики.

68/Философы раннего христианства назывались

а/ апологеты; б/ протестанты; в/ эретики; г/ иезуиты.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ (ОТВЕТЫ)

1/Учение о ценностях – это:

а/ гносеология; б/аксиология; в/ герменевтика; г/праксиология.

2/Доброе отношение к людям – это:

а/утилитаризм; б/гуманизм ; в/прагматизм; г/аскетизм.

3/»Мир существует, потому что он отражается в моем сознании». Кто мог так сказать?

а/объективный идеалист; б/субъективный идеалист; в/материалист; г/идеалист-агностик.

4/К какому учению относится теория кармы?

а/буддизм; 2/христианство; в/ислам; г/мифология.

5/Тип культуры России:

а/европейский; б/еврозийский ; в/азиатский; г/западный.

6/ Утверждение, что разум является основным источником обретения истинных знаний, характерно для:

а/ рационализма ; б/ агностицизма; в/сенсуализма; г/реализма.

7/Философ, впервые указавший на социальное расслоение людей

а/Аристотель; б/Платон; в/ Сократ; г/Демокрит.

8/Принцип, лежащий в основе учения о ноосфере

а/господство человека над природой; б/коэволюция человека и природы;

в/равновесие природных систем; г/господство природы над человеком.

9/Философское направление утверждающее, что «познание невозможно, истина недостижима»

10/Учение о человеческой деятельности- это

а/этика; б/методология; в/праксиология; г /онтология.

11/ Направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений

а/атеизм; б/эвдемонизм ; в/прагматизм; г/утилитаризм.

12/Предметом изучения философии является:

а/искусство ; б/всеобщее в системе «мир-человек»; в/предсказания; г/религия.

13/Основатель объективного идеализма

а/Аристотель ; б/Платон ; в/Сократ; г/Фалес.

14/Проблемой русской философии XiX в (19в) является:

а/путей развития России ; б/направления научного прогресса; в/законов диалектики; г/методы познания.

15/Социологизаторская точка зрения объясняет природу и поведения человека влиянием

а/инстинктов ; б/ общества ; в/психическим состоянием; г/индивидуальными особенностями.

16/ Основная ценность нашего времени

а/ценность, богатство ; б/информация, знания; в/недвижимость; г/земля.

17/Основатель философского позитивизма:

а/ О. Конт ; б/И. Кант; в/Г. Гегель; г/Ф. Ницше.

18/ Эволюционная концепция возникновения человека

а/Ч. Дарвин ; б/А. Аврелий; в/З. Фрейд; г/Ф. Энгельс.

19/ Учение о познании, это

а/ герменевтика; б/ гносеология; в/ социальная философия; г/ религия.

0/ Точка зрения, согласно которой человеческая деятельность должна приносить материальную выгоду

а/ гуманизм; б/прагматизм; в/утилитаризм ; г/эпикуризм.

21/ Мировоззрение, определяемое верой в существование Бога (сверхъестественные силы)

а/миф; б/религия ; в/басня; г/философия.

22/Древнегреческий ученый, впервые высказавший мысли о делении общества на слои

а/ Аристотель ; б/Платон; в/Гераклит; г/ Демокрит.

23/Основной принцип русской философской мысли XIX – XX вв

а/ европоцентризм; б/теоцетризм; в/космоцентризм ; г/антропоцентризм.

24/ Утверждение, что ощущение является единственным источником познания, характерно для:

а/ рационализма; б/иррационализма; в/сенсуализма ; г/агностицизма.

25/Цивилизация во время которой мы живем:

а/ традиционная; б/доиндустриальная ; в/постиндустриальная ; г/индустриальная.

26/Основатель философии существования (экзистенциализма)

а/ Ф. Ницше ; б/С. Кьеркегор ; в/Шопенгауэр; г/ Г. Гегель.

27/ К функциям науки не относится:

а/ объяснительная ; б/эстетическая; в/прогностическая; г/познавательная.

28/Учение о морали – это:

а/ аксиология; б/ этика; в /герменевтика; г/ социальная философия.

а/ материалист ; б/ объективный идеалист; в/ субъективный идеалист; г/ идеалист – скептик.

30/ Основатель античного атомизма

а/Демокрит ; б/Платон; в/Аристотель; г/ Сократ.

31/ Путь развития Российского государства

а/ феодализм; б/ азиатский ; в / рабовладельческий; г / капитализм.

32/ Центральная проблема Нового (новейшего) времени

а/исследование языка науки; б/ познание человеком мира;

в/ отношение человека к Богу; г / духовный мир человека.

33/ Культура, имеющая наименьший срок развития

а/ американская; б/ европейская; в/ русская; г/ азиатская.

34/ Позиция абсолютного отрицания

а/ агностицизм ; б/ нигилизм ; в/ демократизм; г/ популизм.

35/ К характерным чертам западной культуры не относится:

36/Учение о бытии – это:

а/ религия ; б/ онтология ; в/ этика; г/ аксиология.

37/ Отказ от пользования большинством мирских благ во имя нравственного совершенствования

а/ эвдемонизм; б/аскетизм ; в/ утилитаризм; г/ гуманизм.

38/Рассказ о прошлом с направлением в будущее

а/миф ; б/религия; в/ философия; г/ сага.

39/ Изучение внутреннего состояния человека характерно для:

а/ неотомизма ; б/ психоанализа ; в/ экзистенциализма; аналитической психологии.

40/ Основной принцип философской мысли средних веков:

а/европоцентризм; б/теоцентризм; в/ космоцентризм; г/ антропоцентризм.

41/ К философскому пониманию свободы относится

а/вседозволенность ; б/ осознанная необходимость; в/ произвол; г/ анархия.

42/ Оценка культуры другого народа через призму своей собственной

а/ нигилизм; б/ этноцентризм ; в/ абстракционизм; в/ модернизм.

43/ Результатом материального и духовного производства является

а/ искусство; б/ экономика; в/ наука; г / культура.

44/ Биологическое выживание человека связано с решением проблем

а/ экологической ; б/ войны и мира; в/ международного терроризма; г/ энерго-ресурсная.

45/Учение о прекрасном – это:

а/ этика; б/ эстетика ; в/ логика; г/ онтология.

46/ Направление согласно которому человек отдает предпочтение материальным радостям жизни

а/экзистенциализм; б/ эвдемонизм; в/ эпикуризм ; г/ атеизм.

47/ Из общего списка выделить мировые религии

а/ иудаизм; б/ ислам; в/ христианство; г/ буддизм.

а/ иудаизм; синтоизм; в/ христианство ; г/ конфуцианство.

48/ Древнегреческий ученый, пытавшийся рассмотреть формы правления государства

а/ Сократ; б/ Аристотель; в/Платон; г/ Пифагор.

49/ Особенностью философского мышления эпохи Возрождения являются:

50/ Биологизаторская точка зрения объясняет природу и поведение человека влиянием:

а/ общества; б / инстинктов ; в/ культуры; г/ воспитания.

51/Культура, противоречащая основной культуре

а/массовая культура; б/ контркультура ; в/ элитарная культура; г/ молодежная культура.

52/ Рассмотрение общества как природной и космической закономерности характерно для

а/ материализма; б/ идеализма; в/ рационализма; г/ натурализма.

53/ Философское направление, утверждающее отрицание существование Бога

а/ эмпиризм; б/ атеизм ; в/ агностицизм; г/рационализм.

54/ Безразличие к требованиям морали

а/ агностицизм; б/ идеализм; в/ аморализм ; г/ нигилизм.

55/ Этап общественного развития, основанный на определенном способе производства К. Маркса называется

а/ стадией роста ; б/ общественно-экономическая формация ; в/ государство; г/ цивилизация.

56/ Одна из экологических проблем – это проблема…

а/стран «третьего мира»; б/ биологического выживания человека ; в/ опасности борьбы цивилизаций;

г/ информационного перегрева.

57/ Неповторимость отдельного человека определяется понятием

а/ индивид; б/личность; в/ индивидуальность; г/ субъект.

58/ Идея всеединства лежит в основе философии

59/ Создателем диалектического и исторического материализма является

а/ Кант ; б/ Маркс; в/ Гегель; г/ Фейербах.

60/ Мировоззрение основанное на на вере в сверхъестественное начало бытия – это…

а/ религия ; б/ философия; в/ наука; г/ атеизм.

61/ Человек – это существо

62/ Отказ от собственных интересов ради служения отдельным целям и идеалам – это

а/ пессимизм; б/ позитивизм; в/ этика долга; г / гедонизм.

63/ «Философией дела и действия» называется

а/ прагматизм; б/ неотомизм; в / сциетизм ; г/экзистенциализм.

64/ Процесс историко-генетического становления человека называется6

а/ антропогенез; б/ социогенез; в/ антогенез; г/ биогенез.

65/ Древние греки считали, что сознание – это..

а/ отпечаток на берегу моря; б/ отпечаток на стекле; в/ отпечаток на бумаге; г/ отпечаток на воске.

66/Вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей – это..

а/ номинальная группа; б/ социальное взаимодействие; в/ общество ; г/ социогенез.

67/ Осмысление человеческой жизни как бунта против абсурдного бытия характерно для

а/ экзистенциализма б/ гедонизма; в/ эвдемонизма; г/ герменевтики.

68/Философы раннего христианства назывались

а/ апологеты ; б/ протестанты; в/ эретики; г/ иезуиты.

учение о прекрасном в философии называется

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

учение о прекрасном в философии называется

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

учение о прекрасном в философии называется

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

учение о прекрасном в философии называется

Номер материала: ДВ-515831

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

учение о прекрасном в философии называется

учение о прекрасном в философии называется

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

учение о прекрасном в философии называется

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

учение о прекрасном в философии называется

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

учение о прекрасном в философии называется

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

учение о прекрасном в философии называется

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

учение о прекрасном в философии называется

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История философии

учение о прекрасном в философии называется

В учебном пособии представлена история развития западной и отечественной философии от Античности до современности, раскрыты самые значительные и влиятельные в истории философии и мировой духовной культуре учения философов и философские проблемы.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История философии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.1. Возникновение философии в Древней Греции: ионийские натурфилософы

Среди греческих полисов VII–VI вв. наиболее развитыми были города восточного Средиземноморья, основанные греками ионийского племени на западном побережье Малой Азии и прилегающих к нему островах. Самым значительным из этих городов так называемого Двенадцатиградия был Ми́лет. В Милете прежде всего, а затем и в других городах Ио́нии появились первые греческие философы.

Греческая философия стала складываться как натурфилософия, т. е. в виде одного из основных разделов философии вплоть до настоящего времени, в виде учения (слова) о природе, фюсиологии (φύσις — природа). Основателями ионийской натурфилософии были милетские философы VII–VI вв. до н. э.: Фале́с (правильнее — Тхале́с–Фαλῆς) (

625–547 гг. до н.э.), Анаксима́ндр (Анакси́мандр по-греч.) (

610–540 гг. до н. э.) и Анаксиме́н (2-я пол. VI в. до н. э.). Их сочинения не сохранились; имеются только свидетельства о их воззрениях (так называемая доксография; δо́ξα — мнение).

Милетскую линию космогонии, существо которой, как мы видим, состояло в поисках материальной основы мира, продолжил один из самых знаменитых ионийский философов — Гераклит (

520–460 гг. до н. э.) из города Эфеса, что несколько севернее Милета. Сохранились фрагменты (числом до 150) высказываний Гераклита и значительное число свидетельств о нем.

Мир и его составляющие элементы возникают в ходе уплотнения огня: огонь превращается в воздух, затем в воду (море), которая есть «семя мирообразования», и, наконец, — в землю. Этот порядок изменения огня при возникновении мира в источниках называют «путем вниз». «Путь вверх» таков: земля рассыпается, и из нее появляется вода. Затем вода (море) и вместе с ней все остальное испаряется, поднимаясь вверх.

На этом мы завершаем изложение первой основной идеи ионийских философов — учения о возникновении мира из вещественных начал природы. Учение о мировом законе — вторая основная идея ионийских натурфилософов, которая состоит в том, что начало не только создает мир, но и «начальствует» над ним, имеет над ним власть и управляет им, что прямым образом и выражает уже приводимое нами его обозначение словом «архэ» — власть.

Наиболее ясно мысли о существовании мировой закономерности представлены в высказываниях Анаксимандра и Гераклита. Управляющим началом они заменяют господство богов. Анаксимандр заявлял, что беспредельное «всем правит». Вполне понятно, что всякое управление опирается на закон, поэтому Анаксимандр считал, что мировой цикл возникновения вещей из первоначала, а затем возвращения в него поддерживается возмездием за несоблюдение этого порядка, как это имеет место в случае нарушения закона, преступления (2 В 1). Конкретно действие этого закона представлено в источниках на примере порядка смены времен года, в основе которого лежит чередование теплого и холодного. Итак, избыток холодного и влажного появляется зимой, и это — несправедливость! Он наказывается уменьшением холодного и влажного летом, когда, соответственно, происходит увеличение горячего и сухого, а это — опять несправедливость, за которую следует новое наказание, и т. д. Таким образом регулируется равновесие, равноправие природных сил, восстанавливается справедливость в природе. Подобно Анаксимандру и Гераклит говорил об управляющей функции своего начала — огня и об «издаваемом» им законе мироздания. Среди свидетельств об учении Гераклита есть такое: огонь разумен и является причиной управления всем (№ 64; ср. № 41). Собственно законом, который определяет порядок происходящих в мире событий, является «ло́гос» (разум) первоначала — огня. Закон — логос означает, что все происходящее, совершающееся, все изменения должны соблюдать некую меру. И сам мировой огонь подчиняется этому логосу, ибо вспыхивает и гаснет мерами, когда превращается в воду, землю, воздух (12 В 31). Положения милетцев и Гераклита о вещественном начале и его управляющей функции означали принципиальный разрыв с мифологическим мировоззрением, ибо таким образом из природы устранялись соответствующие функции богов и в корне менялось представление и о богах, и о явлениях природы.

Указывая на разрыв философии с мифологией, нужно отметить, что это был только начальный момент их принципиального расхождения, и их связывало еще множество общих мировоззренческих положений. Мифологическая составляющая ионийской натурфилософии в основном выражается в обожествлении самой природы, что вытекало из замены божественных сил природными: природа заняла место богов; божественными были объявлены сами материальные начала. Приведенные положения дают основание назвать воззрения ионийцев природотеизмом или пантеизмом, суть которого заключается в отождествлении вселенной (πᾶν) и божества (θεо́ς).

В целом ионийская натурфилософия показывает нам и первый шаг становящейся философии, и особенный характер понимания природы, который базируется на научно-философском подходе, создает картину мира, опирающуюся на опытные, конкретно-чувственные представления о природе.

1.2. Появление метафизических представлений в философии элеатов

У истоков этих воззрений стоял Ксенофан (565–473 гг. до н. э.) из города Колофона, расположенного севернее Эфеса. Последние годы жизни он провел в Элее, греческой колонии в Италии, и в силу этого обстоятельства считается основателем элейской философской школы.

Метафизическая сторона воззрений Ксенофана представлена его теологией, вернее, теокосмологией, которая послужила основанием и вместе с тем стала одной из первых исторических форм метафизики.

«Ибо есть — бытие, / А ничто — не есть» (28 В 6, 1–2). Тождества призваны подчеркнуть строгую однозначность терминов: слово «есть» означает только само событие (факт) существования.

Обратимся теперь к тому, каким образом Парменид характеризует бытие. Он называет много «знаков» сущего: оно не рождено, не подвержено гибели, целокупное, единородное, бездрожное и законченное; «оно есть сейчас — все вместе [

одновременно], / Одно, непрерывно» (28 В 8, 2–6). Эту суммарность и интегральность бытия Парменид выражает как его монолитность: он уподобляет его «глыбе шара», так как оно заключает все внутри себя и так как мышление не вне его, но в нем самом (28 В 3).

На введенном Парменидом четком размежевании умопостигаемой истины и мнения, основанного на чувственном опыте, и, соответственно, действительно существующего и лишь кажущегося таковым строил свои рассуждения следующий элейский философ — Зе́нон (

Зенон стал доказывать, обосновывать выдвинутые Парменидом метафизические положения, касающиеся бытия. Содержание его рассуждений образуют знаменитые «безвыходные положения», по-гречески «апори́и», которые показывали беспомощность ощущений в постижении истины, а следовательно, и невозможность признать истинно существующими множественность и движение. Итак, попытка найти аргументы, доказывающие достоверность чувственного восприятия множества вещей, приводит к апориям. Вот наиболее простая из них. Допускающие существование множества удостоверяют это на основании очевидности: существует конь, человек и любая другая единичная вещь, совокупность которых составляет множество. Таким образом, множество, например, людей состоит из отдельных людей, и люди эти — единицы. Но отдельный человек — единица, входящая в множество, например Сократ — это не только «Сократ», но также «белый», «философ», «пузатый» и «курносый». Получается, что тот же самый человек будет одним и многим, следовательно Сократ не есть одно (единица), а значит, не будет и множества, состоящего из единиц. Из сказанного вытекает, что сущее по необходимости одно. Эту апорию мы изложили по византийскому философу VI в. Филопону (29 А 21).

Подлинность движения, т. е. возможность отнести его к бытию, опровергается с помощью ряда апорий, из которых опять же приведем одну, наиболее простую. Это — дихотомия (деление пополам): если нечто движется вдоль конечной прямой, то, прежде чем оно пройдет ее всю, оно по необходимости должно пройти половину, а прежде чем пройдет половину, по необходимости должно сначала пройти четверть, а до четверти — восьмую часть и т. д. до бесконечности, так как непрерывное делимо до бесконечности. Но бесконечное нельзя пройти из начала в конец. Данная апория также изложена по Филопону (29 А 25). Это рассуждение показывает, что движение недоказуемо, и надо признать неподвижность истинно сущего.

В заключение отметим, что апории Зенона имели не только конкретно-историческое, ситуационное значение для защиты метафизических тезисов Парменида, но и общее историко-философское значение, касающееся основного философского вопроса об отношении мышления и бытия, вопроса об отражении бытия в сознании.

1.3. Становление двух философских направлений в учениях Демокрита и Платона

В дальнейшем происходит синтез натурфилософских и метафизических идей, ставший характерным признаком ряда философских учений, в частности учения Демокрита.

Вообще говоря, пустота является принципом разделенности бытия и существования его как множества составляющих. Кроме того, пустота является условием движения бытия (№ 45).

Основополагающими характеристиками первоначальных телец являются, во-первых, их неделимость; во-вторых, бескачественность.

Итак, исходные тельца, или первочастицы, неделимы, так как пустота — принцип делимости — находится вне их, а не внутри их (№ 20), в результате чего они становятся пределом деления, исчерпания пустоты. Отсюда их обычное наименование — «атомы», «неделимые» (греч. — букв. «неразрезаемый»). В источниках они называются еще «неделимые формы» (№ 26). Неделимость первочастиц говорит о том, что атомы Демокрита — абсолютно простые, лишенные пустоты образования, в связи с чем можно сказать, что атомы — это превращенное в элементы природы бытие Парменида.

Бескачественность атомов заключается в том, что они лишены тех свойств вещей, которые воспринимаются органами чувств, и в этом отношении являют собой противоположность составленным из них вещам. Демокрит говорил, что атомы не нагреваются, не охлаждаются, не делаются ни сухими, ни влажными, ни черными, ни белыми (№ 11). Но бескачественность атомов — не абсолютная, ибо им все же приписываются характеристики особенные, исключительно механико-геометрические: вес, величина, пространственная форма (фигура). Демокрит считал, что первоначала находятся в вечном движении, в процессе которого происходит их соединение и разъединение, т. е. возникновение и гибель вещей. При этом он не отделял причину движения от самих атомов, полагая, что движение свойственно им вследствие некой присущей им необходимости (ἀνάγκη) двигаться, соединяться и расходиться. Таким образом, движущиеся, сцепляющиеся и разъединяющиеся атомы — вот причина образования Вселенной и всех происходящих в ней изменений. Поскольку атомы бесчисленны по количеству, а вмещающая их пустота (пространство) беспредельна по величине, постольку и Вселенная бесконечна, и в ней существует множество миров (№ 12). Вывод Демокрита о существовании множества миров надо признать очень важным научно-материалистическим положением, потому что ни до Демокрита, ни после него, исключая его последователей, никто из античных философов не говорил о множестве миров, но только об одном-единственном нашем мире.

Миры возникают из атомов, находящихся в вихревом движении, под воздействием которого они разделяются, как смеси в сепараторе, и приходят в определенный порядок. Атомы распределяются в вихре в зависимости от веса, величины и формы: легкие шарообразные атомы огня отлетают к периферии вихря и составляют огненную оболочку мира (небо). Затем возникает воздушная оболочка, а тяжелые атомы остаются в центре вихря и создают землю и воду. Так в вихре появляются элементы мира: огонь, вода, воздух, земля (№ 12). Вихрь — причину происхождения мира (№ 31) Демокрит называет «необходимостью» (ана́нкэ) (№ 28).

Подобным же образом возникают разного рода объекты и в пределах мира. Атомы кружатся в вихре, носятся как попало, «мечутся во все стороны», «трясутся во всех направлениях» (№ 41, 45). Носящиеся в пространстве атомы встречаются, сталкиваются и переплетаются друг с другом, сцепляются между собой. Такие сочетания (смеси) атомов образуют вещи (№ 42). Сочетания атомов создают также все те качества вещей, которые воспринимают наши органы чувств (№ 71). В частности, цвет тела зависит от формы атомов, его составляющих, например черное состоит из атомов шероховатых, неровных и неодинаковых.

Изложенные положения учения Демокрита относятся во многом к истории науки, к истории физики (космологии) и химии. Собственно же философский, мировоззренческий итог его учения состоит в том, что оно построено на принципах материализма и детерминизма.

Материализм Демокрита выражается в том, что мир, согласно его мнению, возникает исключительно из самодвижущейся и самоорганизующейся материи — атомов. Следовательно, космогония Демокрита обходится без всякой разумной и целеполагающей причины, т. е. без бога-творца.

Согласно второму основоположению философии Демокрита — детерминизму, все, что происходит в мире, обусловлено причиной — необходимостью. Мир рождается, растет, гибнет и уничтожается в силу некоторой необходимости. В силу необходимости атомы предваряют прошлое, настоящее и будущее (№ 16). Все предопределено и не могло совершиться иначе, чем произошло, так как причина событий — необходимость. Таков фаталистический (от лат. fatum — рок) характер детерминизма Демокрита. Наиболее он заметен тогда, когда Демокрит заявляет, что в жизнедеятельности людей господствует необходимость, или судьба. Все события человеческой жизни причинно и необходимо обусловлены, и в ней нет ничего случайного. Демокрит удаляет случайность «из жизни людей и порицает, как глупцов, тех, которые чтят ее» (№ 37).

Завершая характеристику учения Демокрита, отметим два важнейших положения. Во-первых, Демокрит в сравнении со своими предшественниками — натурфилософами наиболее органично (абсолютно) слил натурфилософию ионийцев с метафизикой элеатов, объединил чувственно воспринимаемую реальность с умопостигаемой — с вечными первоначалами — атомами и пустотой. Его учение уже не распадается, не разделяется на натурфилософскую и метафизическую часть; оно едино. Во-вторых, Демокрит создал последовательную материалистическую натурфилософию, заложил основы для развития научно-материалистического мировоззрения во всей последующей философии вплоть до наших дней.

Афинский философ Платон (427–347 гг. до н. э.) в противоположность Демокриту разработал доктрину идеалистической философии и тем самым довершил оформление философии как системы двух главных направлений: материализма и идеализма.

Это материальное первоначало, подобно атомам, находится под воздействием необходимости — ананкэ — «беспорядочной причины» вместе с соответствующим способом действия (Тимей, 49). Силой этой необходимости из первоначала возникли четыре элемента: огонь, воздух, вода, земля, — которые обособились в пространстве еще до рождения Вселенной. Таким образом, мы видим превращение абстрактного первовещества в конкретные материальные стихии и вправе сказать, что в этой части натурфилософии Платон придерживается вполне традиционных взглядов.

Идеалистические нововведения Платона в натурфилософии начинаются с того момента, когда он дополняет пару: «кормилица» — необходимость парой: идеи — ум-демиург (мастер-творец). Идеи — это второе основание вещей наряду с материальным, это некие образцы (модели вещей), согласно которым вторая действующая сила — ум — создает космос во всей его целостности.

Слова «идея» и «эйдос» означают «вид, облик, образец». От них и происходит термин «идеализм». Идеи представляют собой некие бестелесные, вечные, неизменные и совершенные (идеальные) объекты (Тимей, 51d). Конкретно (содержательно) идеи являются мысленными сущностями — понятиями о предметах (человеке, быке, знании), свойствах (прекрасное, справедливое), отношениях (равенство, подобие). Идеи находятся вне пределов космоса, в особой «занебесной области», составляя свой особенный, идеальный, мир. В общем, идеи — это «смыслообразы» вещей, которые должны найти свое воплощение в «кормилице», отпечататься в ней.

Причину, одаренную умом, или просто ум, Платон делает «творцом и родителем этой Вселенной». В этом состоит его принципиальное расхождение с Демокритом. Ум воздействует на вещество, опираясь на идеи — понятия, знание о вещах, т. е. действует рационально.

Ум-демиург творит космос, руководствуясь идеей самого прекрасного из творений, каким является разумное живое существо; но это — разумное живое существо вообще, а не существо частного вида, как замечает Платон, т. е. не человек. Действительно, в представлении античного человека живым разумным существом является не только человек, но и бог. Согласно этому образцу ум-демиург устраивает ум в душе, а душу — в теле. Поэтому он сначала создает душу для ума, составляя ее из невещественных элементовотношений: тождественного и иного. Затем образует из материальных элементов тело как вместилище души. Но прежде чем производить непосредственно тело, ум-демиург преобразует четыре стихии, которым неразумная необходимость не смогла придать законченную и совершенную форму. Ум же превращает их в тела правильной геометрической формы, можно сказать, в прекрасные кристаллы: земля получает форму куба, огонь — пирамиды, воздух — восьмигранника, вода — двадцатигранника. И уже после этого, смешивая стихии в определенной пропорции, изготавливает тело космоса. Итак, сначала создается космос в целом как некое особое образование: «Наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом» (Тимей, 30b). После этого создаются живые существа, выражающие его животворную природу, в таком порядке: боги, люди, животные. А завершает этот ряд сотворение неживой природы.

Мировоззренческий итог натурфилософских построений Платона таков: материальное первоначало и необходимость сами по себе не в состоянии сформировать ничего завершенного и упорядоченного; подобное может совершить лишь творческая разумная сила при посредстве идей. Из этого можно заключить, что идеалистическое мировоззрение Платона выступает в виде техноморфной модели образования космоса: ум-демиург создает космос, подобно тому как человек производит вещи. Как мы видим, космогоническая модель Платона прямо противоположна модели Демокрита.

Платон создал концепцию, согласно которой составляющие мира образуют лестницу убывающих совершенств, высшую ступеньку которой занимают идеи и ум. Ниже располагается космос (он менее совершенен, чем идеи), боги (они не столь совершенны, как космос), люди, уступающие богам в совершенстве (при этом мужчина совершеннее женщины: женщина — это потерявший мужество, «обабившийся» мужчина), животные как деградировавшие люди (птицы, например, появились из легкомысленных, «порхающих» по жизни людей), растения и, наконец, неодушевленные тела.

Эту концепцию можно объяснить тем, что Платон смотрит на природу с точки зрения идеала, совершенства, целесообразности. В итоге историческая последовательность в развитии природных форм заменяется логической последовательностью, имеющей телеологическое основание.

1.4. Оформление философии в творчестве Аристотеля

Продолжателем и одновременно оппонентом Платона выступил Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — уроженец города Стагира во Фракии. Долгое время он принадлежал к философской школе Платона, затем основал свою школу в Афинах.

Аристотель стал безусловным новатором в части того, что касается специализации философского знания и оформления многих его разделов. Прежде всего отметим, что Аристотель сделал особым предметом исследования язык самой философии, философские категории. Работы Аристотеля, посвященные данной проблематике, античные издатели его сочинений объединили под названием «Метафизика» (букв. [труды, помещенные], после физических [сочинений]). «Метафизика» по праву считается ядром философии Аристотеля, так как посредством анализа категорий в ней представлены главные разделы философского знания: онтология и гносеология.

Из всего множества категорий первостепенное значение имеют четыре, которые не только описывают структуру бытия, но и указывают на его основания и причины и служат универсальным инструментом анализа самых различных философских проблем.

Эти категории (причины) — форма, материя, начало движения и цель. Учение Аристотеля о четырех причинах показывает, что он окончательно перешел от натурфилософии к онтологии, от конкретного представления о началах и причинах к абстрактному, категориальному.

Названные причины образуют ядро онтологии Аристотеля. Они раскрывают бытие вещи в четырех аспектах: что́ представляет собой вещь (форма), из чего она состоит (материя), чем или кем она произведена или приведена в движение (начало движения), ради чего она произведена или приведена в движение (цель). Теперь рассмотрим эти причины по отдельности.

Форма — это свойства предмета, главным образом, характерные для него, а именно родо-видовые, позволяющие классифицировать, определить предмет, дать понятие о нем. Из сказанного следует, что категория «качество» называет несущественные свойства вещей (первых сущностей), а категория «форма» — существенные. Это означает, что наличие формы указывает нам на существование предмета, и поэтому форма рассматривается как действительное (актуальное) бытие вещи.

Источник учения Аристотеля о форме — философия Платона, его понятие идеи. Но, в отличие от Платона, Аристотель не считал, что формы существуют в неких занебесных областях. Формы находятся в нашем мире, в самих вещах. Ничто всеобщее, согласно Аристотелю, не существует отдельно, помимо единичных вещей. В виде понятия вещи формы могут существовать в мышлении.

Материя непосредственно — это вещество, из которого состоит предмет. Материя как таковая, первичная материя, является неопределенной и образует субстрат четырех первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня. Материя определенная (она называется вторичной или последней) — это какой-нибудь конкретный природный или произведенный человеком материал, из которого состоит вещь. Например, медь — материя статуи, дерево — ящика. В сравнении с формой материя — не более чем возможность (потенция) появления вещи. Действительно, материя может быть налицо, но вещи не будет, пока материя не получит форму. Так, статуя — это медь, принимающая «очертание образа».

Но Аристотель не ограничивает содержание категории «материя» веществом. В широком смысле слова материя — это все, что способно принимать какие-либо свойства (форму) дополнительно к уже имеющимся. Например, образованный человек слагается из человека (материя) и образованного (форма). Таким образом, содержанием термина «материя» становится просто возможность чем-то быть. Для обозначения материи в таком смысле Аристотель использует слово «подлежащее», которое соответствует слову «субстанция».

Оформление материи производит причина, именуемая началом движения. Началом движения является природа. Она — источник возникновения и первого движения естественных тел. Природа действует изнутри материи. Поэтому материя или природные тела предстают самодвижущимися, самооформляющимися. Так, семя развивается в растение, животное, человека. Начало движения содержится как в отдельных природных телах, так и в природе в целом.

«Общеприродное» начало движения Аристотель называет «первым движущим» (см. например: Метафизика. Кн. 12, гл. 3; 8). Поскольку движение в природе вечно, то и первое движущее должно быть вечным и вечно двигать. Но само первое движущееся неподвижно, как вообще неподвижно любое начало (источник) движения. Например, душа — начало движения живых существ, но сама она неподвижна. Объясняя такую ситуацию, мы сошлемся на то, что логика Аристотеля требовала строгого разделения того, что движет, и того, что движется: можно либо двигать, либо двигаться, т. е. движущее не движется. Например, у Аристотеля встречается такое суждение: обучающий не научается, что означает: учитель только учит. Сам Аристотель объясняет неподвижность первого движущего тем, что оно движет подобно предмету стремления (благу). В самом деле, мы движемся к предмету стремления, но ему совершенно нет никакой необходимости находиться в движении. В конце концов, Аристотель отождествлял первое движущее с мыслящим себя умом — богом в духе Платона. Уже древние комментировали учение Аристотеля о первом движущем в теологическом смысле.

Второе начало движения, наряду с природой, — искусство (а также ремесло). Фактически речь, конечно, идет о человеке, обладающем навыками какого-нибудь ремесла. Ведь, например, человек просто как человек создать статую не может; ее создает человек, обученный искусству ваяния. Так можно объяснить то, что Аристотель заменяет человека в качестве начала движения искусством. Искусство — причина тех предметов (ложа, плаща), которые не имеют движения в себе, не носят в себе начал своего производства. Начало движения находится вне их. Так, причина здоровья — врач, причина статуи — скульптор. Это же касается и материи, с которой имеет дело искусство, т. е. природного материала, который также не заключает в себе начала своего изменения. Аристотель пишет, что землю, камень, дерево приводит в движение строительное или плотничье искусство. Форма создаваемых искусством вещей находится в душе их творца.

Наконец, существование вещей детерминировано целевой причzиной, которую Аристотель выражает так: «то, ради чего и благо», т. е. вещи возникают в стремлении достигнуть своей цели, своего блага. Достижение цели является мотивом действия движущего начала. Завершение действия и достижение цели Аристотель обозначает известным в истории наук,и термином «энтеле́хия» 14 ; оно образовано из слов τέλος (цель) и έχω(имею).

Целью в своих действиях руководствуется не только человек (известный пример Аристотеля: здоровье — цель гуляния), но и природа. Это значит, что Аристотель заменяет свойственный наукам о природе детерминизм телеологией. Природа производит свои объекты «ради чего» и потому что «так лучше» (благо), а не в силу необходимости, как это было, например, у Демокрита. Согласно телеологическому объяснению все вещи появляются и изменяются (движутся) вследствие того, что стремятся достичь завершения, т. е. формы, что является их целью и благом. Скажем, рост дерева вызван стремлением к созреванию, образованию цветка и плода. Знанию целевой причины Аристотель придавал очень большое значение. Мудростью он считал науку о цели и благе, ибо ради этого последнего существует все остальное.

Учение Аристотеля о четырех причинах — это явным образом выраженная техноморфная модель существующих вещей. Сам Аристотель вполне определенно говорит об этом, приводя в пример дом: у дома началом движения является строительное искусство и строитель, целью — продукт, материей — земля и камни, формой — понятие о доме. На этом мы завершаем обзор онтологической составляющей философии Аристотеля — составляющей самой знаменитой и оказавшей большое воздействие на последующую философию.

1.5. Эллинистическо-римская философия

Эпикур (341–270 гг. до н. э.), выходец с острова Самоса, обосновался в Афинах в 306 г., где сложилась его философская школа. Главная задача философии Эпикура — наставлять людей в том, какую жизнь человека должно считать счастливой, в чем нужно видеть его благо. Согласно Эпикуру благо — это наслаждение (такое понимание блага называют гедонизмом — от греч. ἡδoνή — наслаждение). Но еще выше, чем состояние наслаждения, Эпикур ставил состояние покоя, невозмутимости, которое наступает после удовлетворения желаний либо после избавления от неприятных переживаний.

В решении этих проблем Эпикур опирался на атомистику Демокрита. Она позволила ему отбросить представления о богах как творцах и правителях мира. Используя положение Демокрита о множестве миров, Эпикур переместил богов из мира в пустые межмировые пространства — «междумирия» (μετακóσμια) и лишил их возможности воздействовать на людей.

Освобождение человека от власти рока достигалось тем, что Эпикур дополнил концепцию движения атомов новым положением о случайном и самопроизвольном (свободном) отклонении (παρέγκλισις) атома от необходимой прямолинейной траектории падения под действием силы тяжести. Таким образом, он отошел от фатализма Демокрита, полагая, что многие события происходят случайно или зависят от нас самих.

Как мы видим, наиболее сильной стороной философии Эпикура было ее устремление решить вечные вопросы человеческого существования: вопросы свободы и счастья.

В одно время с эпикурейской школой стала складываться еще одна влиятельная школа эллинистической философии — стоическая. Ее основатель — Зе́нон (336–264 гг. до н. э.). Название «Стоя» его школа получила по месту ее пребывания в одном из афинских портиков.

Стоики считали этику самой важной частью философии и соответственно определяли философию как упражнение в добродетели. Достижение последней предполагает разумное поведение в жизни, заключающееся в искоренении страстей и переходе в состояние бесстрастия (апатии). Апатия дает человеку возможность спокойно (равнодушно) принимать все, что с ним происходит, примириться с роком. Стоики были, наверное, самыми ярыми сторонниками фатализма.

Стоическая философия создала образ человека-мудреца, руководствующегося разумом, а не страстями, способного пренебречь обычными земными радостями и легко перенести все беды, воспринимая их как должное, посланное ему судьбой.

Во II–I вв. до н. э. в римскую культуру начинает входить греческая философия, в результате чего, в конце концов, складывается по существу единая эллинистическо-римская философия. Видной фигурой в этом процессе был Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Как многие греческие философы того времени, Цицерон уделял большое внимание этическим проблемам. В подходе к ним он в основном придерживался точки зрения стоиков, но смягчал ее в некоторых случаях, учитывая реалии жизни.

В целом этические взгляды Цицерона пронизаны гуманизмом, требованием руководствоваться человеколюбием, участием, добросердечием и т. п. в межличностных отношениях, что он и выражал соответствующим термином «humanitas», являясь одним из его создателей.

В период перехода к поздней Античности — это так называемый кризис III в. н. э. в Римской империи — возникла новая и последняя значительная философская школа — неоплатонизм. Основатель этой школы Плоти́н (205–270 гг. н. э.), выходец из Египта, поселился в Риме в 244 г.

Один из последних крупных неоплатоников Прокл (410–485 гг.) завершил концепцию эманации, превратив последнюю в циклический процесс, имеющий триадическую структуру, первая стадия которого — пребывание произведенного (например, Ума) в производящем (Едином); вторая — выход произведенного из производящего; третья — возвращение произведенного в производящее.

Школа неоплатоников в Афинах была закрыта императором Юстинианом в начале VI в. Это событие считается концом античной философии. Но идеи неоплатоников продолжили свою жизнь в средневековой христианской и мусульманской философии.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается принципиальное расхождение между мифологическим мировоззрением и натурфилософией ионийцев?

2. В чем состоит различие между ионийской натурфилософией и элейской метафизикой?

3. Какие гносеологические проблемы поставлены в апориях Зенона?

4. В чем именно натурфилософия Демокрита коренным образом отличается от натурфилософии Платона?

5. Сравните учение Демокрита об атомах и учение Платона об идеях.

6. Сравните учение Платона об идеях и учение Аристотеля о формах.

7. Какое мировоззренческое значение имеет телеология Аристотеля?

8. В чем заключается расхождение между этикой эпикурейской и этикой стоической?

9. Какие представления Платона и Аристотеля использовал Плотин?

10. Где проходит граница между идеальным и материальным бытием согласно учению Плотина?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *