учение о принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности называется

Педагогика: конспект лекций

учение о принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности называется

Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»

Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятся Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В XIX в. стало проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обучения и воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.

Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.

Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.

Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:

1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.

Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;

2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.

Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:

1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;

2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.

Источник

Вопрос 12) Философские основания педагогики

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

Вопрос 12) Философские основания педагогики

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.

учение о принципах построения формах и способах научно познавательной деятельности называется

Прагматизмкак философское течение возник на рубеже ХТХ-XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его свойством (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Источник

Ответы на тесты по теме Образование

К методам стимулирования деятельности и поведения учащегося относится:

имеющие общую основу (пересекающиеся)

Вид педагогической деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников, называется:

—> Родоначальником гуманизма и ренессансной литературы был:

Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности

Цели обучения и воспитания в средней школе на современном этапе:

Гармоничное развитие личности ученика

Профессиональная ориентация, проф самосознание, проф образование относятся к:

Необходимость передачи социального опыта возникла в связи с:

возникновением человеческого общества

Неразрывная связь всех частных способов организации деятельности детей

Деятельность, направленная на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы, называется:

Что называется развитием?

Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов

В каком веке педагогика оформилась как наука:

—>
Наиболее объективное проявление убеждений учащихся:

Поступки, действия учащихся

Средства профессионального обучения:

Что называется педагогическим процессом?

Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых

Сколько квалификационных уровней выделяет В.С. Леднева по профессиональной подготовке:

Акселерация:

Ускоренное развитие подросткового и детского возраста младших школьников и подростков

Что такое формирование?

Процесс развития человека как социального существа под воздействием всех факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических

Лабораторный эксперимент-это эксперимент:

Источник

Воспитание и его место в целостной структуре образовательного процесса

Педагогика как наука

Основными категориями педагогики являются…

образование, воспитание, обучение, развитие

образование, социализация, воспитание, формирование

задачи педагогики, функции педагогики, методы педагогического исследования

образование, воспитание, педагогический процесс, педагогическая деятельность

основы профессиональной подготовки

управление образовательными системами

Социальная педагогика возникла на основе связи педагогики с…

Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности называется…

Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека есть…

Прогностическая функция педагогики состоит в …

теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

диагностировании и развитии задатков ученика

усовершенствовании педагогической практики

обоснованном предвидении результатов педагогической реальности

Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

управлением образовательными системами

Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется…

педагогикой третьего возраста

Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется…

Важнейшим фактором развития педагогики высшей школы является фактор…

личной автономии студента

преемственности со школьным образованием

Исследованием закономерностей функционирования образовательных систем различных стран занимается ____________ педагогика.

Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ______________ педагогикой.

Основоположником научной педагогики в России является…

Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется…

Объектом педагогики является(ются)…

индивид и его психика

все педагогические процессы и явления

знания, заимствованные из других наук о человеке

система школьного образования

В структуру педагогической науки НЕ входит…

Термин «Педагогика» в переводе с греческого означает…

Возникновение педагогики как науки определил(а)…

биологический закон сохранения рода

объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

забота родителей о счастье детей

прогресс науки и техники

Предметом педагогики как науки является…

методы организации педагогического процесса

целенаправленно организуемый педагогический процесс

противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса

совокупность правил воспитания и обучения детей

В структуру педагогической науки НЕ входит…

К функциям педагогики как науки НЕ относят…

внедрение результатов педагогических исследований в практику

научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования

изучение биологических факторов развития личности

анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

Специфика педагогики как науки заключается в том, что она…

cвязана с науками, изучающими человека

устанавливает законы и принципы эффективного обучения и воспитания

является наукой о воспитании

имеет дело с подрастающим поколением

Современная педагогическая наука представляет собой совокупность педагогических…

направлений, течений, движений

Преобразовательная функция педагогики заключается в том, что она…

усовершенствует педагогическую практику

прогнозирует развитие педагогической реальности

интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук

описывает педагогические факты, явления, законы, условия протекания

Развитие педагогической науки определяется…

повышением роли образования в общественной жизни

заботой родителей о счастье детей

прогрессом науки и техники

биологическими законами сохранения рода

В структуру педагогических наук НЕ входит…

Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его …

Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…

Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим(ой)…

Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…

Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип __________ педагогического процесса.

Использование в педагогическом процессе практических методов обучения способствует реализации принципа…

формирования в единстве знаний и умений

Компонентами педагогического процесса являются …

цели, содержание, формы и методы воспитания и обучения

знания, умения и навыки учащихся

педагоги, учащиеся, родители

семья, школа, общество

Движущими силами педагогического процесса являются его…

Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…

знаниями и умениями учащихся

педагогами и воспитанниками

его идеальными целями и реальными результатами

Технологический компонент педагогического процесса составляет(ют)…

технические средства обучения

формирование и развитие трудовых навыков учащихся

лабораторные и практические работы

формы, методы, средства обучения и воспитания

Использование классно-урочной системы обучения позволяет на практике реализовать принцип…

преемственности и последовательности

связи педагогического процесса с жизнью

Основной структурной единицей педагогического процесса является…

Педагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника составляют сущность педагогического(ой)…

Взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип…

коллективности обучения и воспитания

согласованности требований семьи и школы

уважения к личности ребенка

учета возрастных особенностей ученика

К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…

Педагогический процесс в педагогике изучается в качестве…

Основными функциями педагогического процесса выступают…

стимулирующая, контролирующая, оценочная

прогностическая, организационная, коммуникативная

образовательная, воспитательная, развивающая

обучающая, развивающая, корректирующая

Структуру педагогического процесса составляют компоненты…

проективный, конструктивный, коммуникативный

целевой, содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный

Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…

методы и средства реализации педагогического процесса

степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью

социально-экономические, нравственно-психологические условия протекания педагогического процесса

совокупность формируемых отношений, опыта деятельности и общения

К основным принципам организации и функционирования педагогического процесса НЕ относится принцип…

целостного подхода к воспитанию

последовательности и систематичности в обучении и воспитании

гуманитарного подхода к образованию

Компонентами педагогического процесса являются…

педагоги, воспитуемые, внешние и внутренние условия воспитания и обучения

процессы формирования, развития, воспитания, обучения

цель, содержание, деятельность, результат

организация, управление, продуктивность, технологичность, экономичность

Целостность педагогического процесса заключается в том, что…

все процессы, образующие педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях

все процессы, образующие педагогический процесс, имеют общую методологическую основу

все процессы, образующие педагогический процесс, подчиняются главной, общей, единой цели

педагогический процесс не делится на составные части

Основной этап педагогического процесса составляет…

сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся

осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся и воспитанников

анализ достигнутых результатов

выявление противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями учебного заведения

Закономерность динамики педагогического процесса заключается в том, что…

величина всех последующих изменений в результативности педагогического процесса зависит от величины изменений на предыдущем этапе

эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством деятельности воспитанников

эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами

продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних мотивов учебно-воспитательной деятельности

Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются…

процессы формирования, развития, воспитания, обучения

педагоги, воспитуемые, внешние и внутренние условия воспитания и обучения

организация, управление, продуктивность, технологичность, экономичность

цель, содержание, деятельность, результат

Профессиональная деятельность и личность педагога

Видом педагогической деятельности, направленной на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся, является…

Важнейшим критерием эффективности воспитательной деятельности является…

достижение учебной цели

удовлетворение образовательных запросов

соответствие нормативным документам

позитивное изменение в сознании и поведении учащихся

Установление педагогически целесообразных отношений педагога с детьми, родителями, коллегами и администрацией составляет цель __________ деятельности педагога.

Способность педагога принимать нестандартные, оригинальные решения педагогических задач и творчески реализовывать их в практике называется педагогической …

Профессиональные знания и общая эрудиция составляют основу __________ компонента педагогической культуры учителя.

Совокупность общей культуры и профессиональных знаний и умений по всем направлениям педагогической деятельности составляет педагогическую…

Профессиональная работоспособность педагога относится к ________ составляющей его профессиональной готовности.

Основой профессиональной направленности личности педагога является…

долг и ответственность

интерес к педагогической профессии

Любовь к Родине, уважение национальных традиций и истории своей страны, социальная активность составляют основу _________ педагога.

Темперамент и характер педагога относятся к его…

Основной характеристикой профессиональной познавательной направленности педагога является…

Приобретение педагогом знаний и умений, в том числе и на основе анализа собственного опыта, определяется его _________ способностями.

Понимание педагогом эмоционального состояния учащегося, проявление сопереживания и сочувствия называется…

Совокупность действий педагога, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение профессиональных задач, называется педагогическим …

Профессиональную направленность личности учителя характеризуют…

профессиональные знания и общая эрудиция

способность педагога принимать нестандартные, оригинальные решения

интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности

Целенаправленное межличностное взаимодействие педагога и воспитанников, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе – это…

В структуру профессиональных педагогических способностей НЕ входят…

Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…

Экспрессивные способности педагога проявляются в…

умении прогнозировать результаты деятельности

умении концентрировать и распределять внимание

умении педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств

Побуждения, связанные с реализацией педагогической деятельности – это…

мотивы педагогической деятельности

Характеристики культуры личности преподавателя – это…

стремление к самосовершенствованию, ответственность, доброжелательность, гражданственность

специальные знания, умения, навыки, гибкость речи и мышления

интерес, склонности, способности к работе с людьми

педагогическая компетентность, направленность на работу с людьми, специальные способности, развитая личность

Наиболее важным компонентом культуры деятельности преподавателя из предложенных является умение …

заинтересовать своим предметом

правильно организовать взаимодействие с учащимися

активизировать познавательный интерес учащихся

эффективно использовать знания современных технологий обучения и воспитания на практике

Профессиональная деформация преподавателя проявляется в том, что…

появляются соматические заболевания

преподаватель не может работать в коллективе

меняются его отношения в семье

изменяется отношение к людям, к деятельности, к себе

Сущность профессиональной деформации преподавателя заключается …

в изменении характеристик личности преподавателя в процессе его профессиональной деятельности

в изменении знаний и навыков под влиянием раздражающих условий

в нарушении принципов обучения и воспитания

во влиянии условий профессиональной деятельности на педагога

Уровень профессионального мастерства преподавателя НЕ определяется…

уровнем профессиональных навыков педагога и качеством их проявления

качеством результатов педагогической деятельности опытного педагога

уровнем знаний педагога обо всех направлениях его профессиональной деятельности

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется ____________семейного воспитания.

Документом, регулирующим семейные отношения через правовые нормы, является…

Конвенция ООН о правах ребенка

Семейный кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Закон РФ «Об образовании»

Функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется…

Гиперопека в семейном воспитании приводит…

к нерешительности и безынициативности детей, к бунту против родительского авторитета

к навязчивым страхам и постоянной тревоге детей за благополучие свое и близких

к безнадзорности и бесконтрольности

к физическим, психическим и нравственным травмам детей

Функция первичной социализации ребенка в семье реализуется через…

связь семьи и школы

оказание помощи и защиты ребенку

оптимальное общение и совместную деятельность членов семьи

Психологическая деформация семьи связана с …

нарушением системы межличностных отношений и асоциальными установками ее членов

низким уровнем образования родителей

отсутствием одного из родителей

малодетностью современной семьи

Структурная деформация семьи связана с …

низким уровнем образования родителей

нарушением системы межличностных отношений

отсутствием одного из родителей

авторитарным стилем воспитания

Семья, включающая родителей и трех детей, называется …

Условия проживания семьи, оборудованность жилища относятся к __________ параметрам семьи.

Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества относятся к __________ параметрам семьи.

Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.

Семья, включающая родителей и одного ребенка, называется …

Обеспечение семьей физического и эмоционального развития человека является основной функцией семейного воспитания в…

младенчестве и раннем детстве

Семейное воспитание является ___________ фактором формирования психологического пола ребенка.

Определение стиля жизни человека, уровня его притязаний, жизненных устремлений относится к ___________ функции семьи.

Реальная направленность воспитательной деятельности родителей называется…

семейным стереотипом воспитания

атмосферой семейного воспитания

Основным фактором, определяющим тип семейного воспитания выступает…

учебная успеваемость ребенка

заработная плата родителей

стиль взаимоотношений между родителями и детьми

К принципам семейного воспитания НЕ относится…

проявление любви и уважения к ребенку

безусловная помощь и поддержка

открытость и доверительность отношений в семье

избегание конфликтных ситуаций

Стиль взаимоотношений между родителями и детьми, для которого характерны взаимопомощь и взаимоподдержка, называется…

Тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…

Основными направлениями работы педагога с родителями НЕ является…

оказание практической помощи родителям в воспитании детей

организация совместного досуга

активное вмешательство в личную жизнь семьи

Результатом реализации основных семейных функций является…

удовлетворение потребностей общества по воспроизводству, воспитанию, контролю и защите граждан

удовлетворение личностных потребностей супругов

удовлетворение личностных потребностей всех членов семьи

удовлетворение личностных потребностей членов семьи и удовлетворение общественных потребностей

Типу демократического семейного воспитания соответствует по А.С. Макаренко авторитет…

Ошибочная основа воспитания детей в семье – это…

бескорыстная любовь к ребенку

забота о ребенке в сочетании с требовательностью

удовлетворение всех желаний ребенка

проявление доброжелательного отношения к ребенку, заинтересованность его жизнью

Ответственность за складывающиеся отношения «педагог – родители» ложится на…

педагога как профессионала

Условием того, что домашнее жилище семьи обеспечивает ей эмоциональную безопасность, эмоциональный комфорт, укрытие, защиту, идентификацию с семейными ценностями является…

ориентация каждого члена семьи только на собственные, индивидуальные цели

наличие персональной территории у каждого члена семьи

направленность деятельности всех членов семьи на достижение общих целей

превращение семьи в открытую систему

Система образования РФ

Центральным звеном системы образования Российской Федерации является…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *