учение о профессиональной этике как называется

ТЕМА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА.

1. Понятие и предмет профессиональной этики юриста

Профессиональная этика— это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий.

Предметом этики является мораль как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их действиях и поступках.

Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:

§ системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)

§ направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

2. Методологические проблемы профессиональной этики юриста

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Этика – область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности.

Этику условно можно назвать наукой о морали. Она формирует идеальные представления о нравственно-должном. Мораль замкнута на человека. Она – показатель его социальности. Мораль связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Это единственно возможное условие взаимного существования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.
В структуре этического знания наибольшую ценность представляют нормативно-ценностные нравственные параметры индивидуального и общественного бытия, выраженные в понятиях: моральное сознание, моральная практика, законы моральной деятельности, категории.
Категории морали неоднородны. Некоторые из них представляют конечные цели мирового и личностного развития: «благо», «добро», «справедливость», «счастье» и др. Большая группа категорий выражает принципы внутреннего содержания морального сознания: «долг», «совесть», «честь», «достоинство» и др.
Третья совокупность категорий фиксирует отрицательные значения морали, синтезированные в понятиях: «зло», «предательство», «подлость», «зависть» и др. Системообразующим началом формирования этического знания и выражающих его нравственных понятий служит категория «добра». Идеалы добра, справедливости, свободы как инструменты политической борьбы, народных движений способны превращаться в свою противоположность, что неоднократно зафиксировано историей. Однако, интуитивно, чувственное и рационально понимаемое доброе, его превращение в дела и поступки определяют общую динамику общественных процессов, дают человечеству надежду на историческую перспективу.
Гуманистическое обновление мира на нравственных началах выступает в качестве цели, но уже само движение к ней служит причиной всех других человеческих целей, придает смысл истории.
Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы, существующие в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональная этика отражает особенности нравственного осознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Коротко и емко это можно выразить в цитате Ф. Энгельса: «…каждая профессия имеет свою собственную мораль…».
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
— специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
— нравственные качества личности специалистов, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов.
Таким образом, профессиональная этика конкретизирует общеморальные нормы относительно трудовой деятельности, с учетом специфики каждой профессии.
Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Наиболее известны такие исторически сложившиеся виды профессиональной этики, как медицинская, педагогическая, воинская, управленческая и профессиональная этика юристов.
Любая профессиональная деятельность ориентирована на успех, а значит, на соображения целесообразности.
С другой стороны, существует моральный аспект, который не всегда согласован, а иногда вступает в противоречие с целесообразностью. Моральные принципы, которые призваны согласовать (соединить) целесообразность и нравственность называются рациональной моралью. К рациональной морали и относится профессиональная этика.
Приложение морали к функциональным системам общества должно способствовать повышению их эффективности, отсекая дисфункциональное поведение, запрещая ориентацию только на целесообразность.
Парадокс в том, что целесообразность просто недостижима в полном объеме при игнорировании этической составляющей. Трудовая деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции деловых отношений между людьми. Подлинный профессионализм опирается на нравственные качества работника как один из ведущих элементов профессиональной пригодности.

3. Специфика нравственных проблем юридической деятельности.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности, особенностями его нравственного и социального положения. «Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности»6
Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.
Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.
Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.
Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980.
Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.
Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, «должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной»7

В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.
Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.
Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на еенравственное содержание.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соот-
Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. С. 28.
ветствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.
Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.
Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

4. Структура профессиональной этики юриста.

Этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом исследования и включает в себя две основные составляющие. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе.

-теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

-нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»

-прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

-экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

-этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

ТЕМА 3.Понятие, сущность, структура и функции морали

1.Понятие и сущность морали.

4.Социальный характер морали.

5.Нравственная свобода выбора.

6.Цель и средства нравственной деятельности.

7.Понятие и признаки моральных норм, их иерархия.

Источник

Особенности профессиональной этики

Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

Что такое профессиональная этика

учение о профессиональной этике как называетсяПрофессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

Принципы профессиональной этики

Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

учение о профессиональной этике как называется

Профессиональный кодекс

Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

В содержание кодекса может быть включена информация об основных ценностях компании, которые должны разделять все сотрудники.

Особенности профессиональной этики

Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

Бизнес-этика

Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

учение о профессиональной этике как называется

Врачебная этика

Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

Педагогическая этика

Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

Источник

Профессиональная этика и этикет

учение о профессиональной этике как называется

Данное учебное пособие представляет собой краткое справочное издание по основным проблемам профессиональной этики и этикета. Пособие рассчитано на учащихся специальных учебных заведений. Оно может также использоваться действующими специалистами.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональная этика и этикет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Теоретические основы этики

1.1. Понятие этики как науки

Термин «этика» первым употребил древнегреческий философ Аристотель для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого слова связана с древнегреческим словом «этос» (нрав, характер). Отсюда произошло и производное понятие «этикос» — «имеющий отношение к нравам», т. е. этика в буквальном значении — это теория нравственности.

Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно: философию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, от лат. mores — нравы). Итак, этика — особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность).

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. По способу своего существования — это система норм принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с проявлением человечности, гуманизма в действиях людей. Она ориентирована на идеалы, образцы совершенства, по которым человек может сверять свои поступки. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Суть морали можно выразить одним словом «взаимность». Мораль должна быть, прежде всего, регулятором внутреннего состояния души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, то о нравственности человека говорить не приходится. Человек вне морали не сможет преодолеть в себе неразумно-животное начало. Мера продвинутости человека собственно к человеческому состоянию выражается в морали.

Этика как теория морали изучает ее генезис, сущность и специфику, раскрывает ее место и роль в жизни общества, выделяет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного развития. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство — добродетель.

Главный вопрос этики, объектами которой являются человек, система человеческих взаимоотношений, — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений. Общество всегда в той или иной мере осуществляло и осуществляет контроль и регулирование поведения людей, стремясь увязать интересы отдельной личности и социальных коллективов, найти своего рода баланс общественного и личного блага. Этическая система включает в себя более или менее детализированную программу достойного поведения.

Этика является научным обоснованием того, как человеку следует поступать в тех или иных обстоятельствах, как ему надлежит жить и какие законы соблюдать.

Основные задачи, которые решает этика, можно свести к следующему:

♦ описание морали — ее история, нормы, принципы, идеалы, то, что принято называть нравственной культурой общества;

♦ объяснение морали — анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

♦ обучение морали — передача необходимых знаний о добре и зле.

Этика подразделяется на три составные части:

Прикладная этика — описывает совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладная этика включает в свой состав профессиональную этику — систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

Нормативная этика — обосновывает моральные принципы и нормы, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей;

Теоретическая этика — исследует сущность морали, ее основные принципы и категории, функции и закономерности.

Все три структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно связаны между собой. Основной частью, выражающей сущность науки, является теоретическая этика.

В морали воплощается единство теоретического и практического: с одной стороны, она служит основой нравственной культуры личности, а с другой — вся практическая деятельность человека, все его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Как форма общественного сознания мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль помогает людям обрести адекватные формы взаимоотношений. Достижению оптимального баланса в человеческих отношениях служит система моральных принципов, норм и идеалов.

1.2. Мораль как система принципов, норм, идеалов и ценностей

Мораль как система принципов. Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы — фундаментальные основные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы. Важнейшими принципами, которые раскрывают сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся данным принципом, отождествляет себя с определенной социальной группой, испытывает чувство сопричастности к ее целям, задачам, интересам. Но гипертрофированное проявление коллективизма может привести к утрате человеком своей индивидуальности, чувства личной ответственности, критического отношения к действиям других людей.

Индивидуализм утверждает, прежде всего, ценность, уникальность и неповторимость каждой личности. Индивидуализм побуждает человека к самовыявлению своих сил и возможностей, повышает уровень ответственности за собственную моральную деятельность.

Принцип гуманизма относится к числу основополагающих моральных принципов. Он выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов — приоритетными. Гуманизм — это торжество человечности в человеческих отношениях. На протяжении всей истории человечества соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию всегда были в центре внимания. И на современном этапе любая деятельность оценивается по результатам, прежде всего по тому, как она служит человеку.

Принцип альтруизма близок гуманизму и заключается в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека, в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.

Принцип толерантности актуализирует признание роли общения в жизнедеятельности людей; он предполагает проявление терпимости к иным взглядам, ценностям, поведению; его реализация позволяет сделать общение позитивным и гармоничным.

Мораль как система норм. Основные принципы морали проявляются

в моральных нормах — конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к другим людям, самому себе. В моральных нормах особенно отчетливо просматривается императивно-оценочный характер морали; они затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, корректность.

Нравственными нормами каждого человека в любой жизненной ситуации являются вежливость, порядочность, честность.

Мораль как система идеалов. Нравственный идеал занимает значительное место в системе морали. Это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным; образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами; все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Это обусловливает исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы и отдельные личности имеют свой нравственный идеал. Нравственный идеал позволяет не только оценивать поведение людей, он является, прежде всего, ориентиром для самосовершенствования.

Исторически впервые понятие идеала возникло в эпоху кризиса рабовладельческого античного общества. Оно явилось результатом осознания глубокого разрыва между должным и сущим пониманием человеческого достоинства и реальными социальными условиями. Спасительный выход в этот период виделся в развитии христианской морали. Образ Христа — богочеловека — был противопоставлен порочности и несовершенству мира простых смертных. Христианская мораль в качестве идеала выдвигала образ Учителя справедливости, а путь к нему определялся как искупление грехов человечества через аскетизм и страдание. Этот идеал призывал к самоограничению, покорности, терпению, повиновению судьбе, был обращен в прошлое и не содержал перспектив улучшения жизни на земле.

В научном плане содержание и структуру идеала впервые попытался определить И. Кант. Понимая недосягаемость идеала в реальной действительности, он тем не менее считал, что человек должен к нему стремиться. Идеал, по Канту, имеет внеисторическое содержание, определяется как нечто неизменное и незыблемое для всех эпох и народов, а потому оторванное от реальной жизни и не связанное с действительностью.

Г.В.Ф. Гегель определял сущность идеала как момент развивающейся действительности духа — духовной культуры. Идеал у Гегеля конкретен и постепенно реализуется в истории, воплощаясь в результатах деятельности мирового духа. Каждая ступень развития общества частично реализует моральный идеал.

Научный подход к проблеме идеала предполагает не только его теоретическое обоснование как цели деятельности, но и определение средств его реализации применительно к конкретным условиям эпохи. Такой подход требует рассмотрения идеала в соотношении сущего и должного, выяснении социально значимых целей и задач деятельности личности, коллектива, общества в целом. В современной этике проблема идеала рассматривается во взаимоотношении индивидуального и общественного начал.

Индивидуальный идеал — это стремление человека к внутренней удовлетворенности происходящим. Он включает в себя представление об индивидуальном счастье, понимание цели и смысла жизни, мотивы деятельности, отношение к другим людям (характер общения), способы достижения идеала. Идеал служит главным ориентиром жизнедеятельности личности. Он связан с действительностью, но, поднимая человека над ней, отражает масштабы личности и определяет ее сущность. Главным в идеале является то, что он должен делать человека лучше, побуждать к позитивным поступкам.

Идеал совмещает в себе элементы должного и сущего, находясь между ними, объединяет теорию и практику. Он связан с сущим как его обобщенная и усовершенствованная модель и в то же время с должным, воплощая в себе его основные и высокие грани. Идеал представляет желаемое будущее на основе настоящего. Он дает ответ на вопрос, что нужно делать сегодня для осуществления этого будущего. Идеал позволяет не только определить смысл и цель жизни, но и постоянно сверять жизненный путь с обозначенными в идеале ориентирами.

Индивидуальный моральный идеал связан, а зачастую имеет в качестве своей основы социальный идеал. В его содержании ведущая роль принадлежит социально-политическому идеалу, определяющему образ жизни и направленность деятельности всего общества. По мере развития общества постепенно происходят коррекция наличного идеала, включение в него новых установок и позиций в силу изменения объективных условий и субъективных предпочтений.

Мораль как система ценностей. Наиболее значимые идеи принято называть ценностями. Они составляют основу ориентаций человека. Мораль в качестве средств такой ориентации предлагает, прежде всего, представления о смысле жизни, счастье, свободе. Именно эти представления составляют высшие моральные ценности.

Вопрос о смысле жизни в этом ряду ценностей — наиболее сложный. Не одно поколение мыслителей билось над его разрешением. Этим вопросом задается и современный человек. Но на него до сих пор нет окончательного ответа. Утверждая осмысленность жизни, ее ненапрасность, человек тем самым как бы раздвигает границы своего конечного существования. По мнению многих исследователей, поиск смысла жизни — это борьба за бессмертие (хотя бы в моральном плане, так как физически человек смертен). В истории этики сложились также такие линии рассуждений о смысле жизни:

♦ поиски смысла жизни следует искать в самой жизни, в сфере основных человеческих желаний и интересов;

♦ жизнь должна получить смысл из авторитетного источника.

В земной жизни много пороков и зла, она несовершенна, не имеет определенных целей и неизменно ведет к смерти. Поэтому земная жизнь может приниматься во внимание лишь по отношению к чему-то высшему, лучшему (вечной жизни, богу), что находится вне ее пределов. Бытие человека само по себе не важно, важно его соотнесение с абсолютной ценностью. Иначе жизненная суета не получит морального оправдания. Для религии поиск такого «высшего» не составляет особого труда: существование человека имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности, освященные церковью. Но и вне религии идеи добра и справедливости также оказывают сильное воздействие на человека. В конечном счете, смысл жизни — плод работы души человека, и, возможно, смысл жизни человеку следует искать не вне, а внутри себя. Человек может быть лучше, и, пока эта возможность имеется, есть смысл жить по-человечески.

Смысл жизни нельзя отождествлять с конкретной целью. В противном случае, достигнув цели, человек всякий раз терял бы смысложизненный ориентир. Очевидно, что надо не столько получить информацию о смысле жизни, сколько пережить смысл, почувствовать его. Смысл бытия нужно постигать практически, реально живя. Смысл жизни надо создать своей жизнью и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. Своей судьбой надо подтвердить правильность выбора жизненного пути. В этом, наверное, и состоит главный смысл человеческого бытия. Смысл жизни не задан, его надо утвердить и доказать, если человек хочет быть. Это значит, что вне реализации моральная ценность как бы не существует.

Наиболее существенной ценностной ориентацией личности является свобода. В разных этических учениях даются свои определения свободы:

♦ возможность достижения выгоды (прагматизм);

♦ абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интересов (экзистенциализм);

♦ постижение Бога, следование законам божественной морали (религиозная этика);

♦ определение человека целью деятельности (антропоцентризм).

Но человек не может быть абсолютно свободным. Он ограничен множеством необходимостей, подчинен законам: природным, социальным, юридическим, правилам поведения и т. д. Все это данность, необходимость, предзаданная человеку. Свобода человека заключается в осознании объективных границ деятельности, попытке их расширения. Взаимосвязь свободы с необходимостью зафиксирована в трех наиболее общих подходах:

1. детерминизм, абсолютизирующий всевластье необходимости;

2. индетерминизм, противопоставляющий свободу необходимости;

3. принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.

Исследователи считают наиболее конструктивным третий подход, рассматривающий проблемы свободы и необходимости диалектически.

Так, например, можно вести речь об абсолютной и относительной свободе, имея в виду под первым понятием обозначение некоторого идеального, существующего всегда в перспективе состояния, связанного с предельной самореализацией субъекта. Абсолютная свобода в качестве регулятивной идеи может оказывать ощутимое влияние на реальность, в которой, однако, наиболее явно представлена свобода относительная. Субъект всегда, так или иначе, ограничен, многие обстоятельства его бытия — за пределами его власти. Следовательно, полной независимости свободы от необходимости не бывает.

Познание моральной необходимости — обязательное, но не достаточное условие реализации нравственной свободы, хотя в процессе этого познания индивид может реализовывать свою нравственную суверенность. Непременным условием реализации нравственной свободы является моральный выбор. Часто человек готов отказаться от свободы, только бы не реализовывать мучительный для него выбор. При выборе позиции (особенно между добром и злом) высока степень риска, сопровождающего свободную деятельность. Важным является также умение предвидеть возможные последствия выбора.

Выбор возможен при наличии альтернатив и наличии ориентиров (ценностей, идеалов). В случае если человек не имеет позитивных ориентиров, он может оказаться не в состоянии воспользоваться свободой во благо.

Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством достижения личных целей. Свобода одного человека ограничена свободой другого человека. Поэтому человеку важно оставаться в границах принятых норм, не допускать произвола.

Степень и специфика реализации нравственной свободы прямо связаны с моральной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой.

Непосредственное отношение к проблемам моральной свободы имеет проблема взаимосвязи цели и средств деятельности. Нравственные требования, определяющие соотношение целей и средств деятельности, прежде всего, касаются их содержательной гармонии: положительная нравственная цель предполагает соответствующие ей по характеру (т. е. положительные, высокоценные) средства достижения. При нарушении этого правила, когда выбираются небезупречные средства, может измениться сущность цели или же она окажется практически недостижимым идеалом. Ориентация на неправедные средства, как бы она ни мотивировалась субъектом, всегда чревата негативными для его морального бытия последствиями.

Одной из нравственных высших ценностей для человека является счастье.

Неоспоримость счастья как нравственной высшей ценности обусловило появление в истории этической мысли эвдемонического (от греч. eudamonia

— блаженство) направления, многочисленные представители которого не только утверждали счастье в качестве высшего блага, но и полагали возможным на этом основании решать все важнейшие моральные проблемы. Несмотря на обостренный интерес к проблеме счастья, до сих пор не существует общепризнанного определения данного понятия, поскольку содержательные контексты счастья настолько разнообразны, что их трудно свести к единому знаменателю. Наиболее приемлем такой вариант: счастье — это особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом. Это определение нельзя считать исчерпывающим, но оно может служить ориентиром в ее осмыслении. Счастье составляет множество разнообразных элементов, причудливо связанных между собой. Но все эти элементы можно свести к одной основе — удовлетворенности индивида своей жизнью.

Счастье выражает положительную и интегрирующую оценку жизни. Его можно рассматривать и как мотив деятельности. В этой роли оно первично по отношению к деятельности, программирует ее. Счастье часто связывают либо с процессом достижения значимой цели, либо с его результатом. Важно, конечно, то и другое, но индивидуальные характеристики людей часто определяют их выбор чего-то одного. Например, одни горят нетерпением получить желаемый результат, переживают, если его достижение откладывается, другие, напротив, стараются затянуть данный процесс, поскольку боятся разочарования при достижении цели, а третьи вообще не задумываются над стратегическими целями жизни. Но, как бы человек ни относился к своей жизненной стратегии, избежать определенных переживаний ему не удается.

Счастье включает в себя разнообразные эмоциональные состояния. Они могут быть не только положительными, но и отрицательными. Так, установка на «сплошное блаженство» может искажать систему ценностей и порождать разочарование жизнью. Погоня за удовольствиями приводит к пресыщению (если она «успешна») или к неудовлетворенности своим существованием (если нет возможности удовлетворить жажду наслаждений). В любом случае человек, ориентированный подобным образом, оказывается не в состоянии противостоять неблагоприятным обстоятельствам, достойно переживать неминуемые огорчения и страдания. Избежать страданий в жизни невозможно, поэтому стремление к счастью предполагает, вероятно, готовность к страданию, формирование правильного к нему отношения. Иногда страдание может быть даже конструктивным. Так, страдание от отсутствия удовольствия, воздержание дает возможность достигнуть впоследствии высшей степени наслаждения.

Достаточно широким является также спектр условий счастливой жизни. Их комбинация, субординация и значимость определяются как объективными факторами, так и своеобразием субъекта. Для большинства людей значимы такие условия счастья:

♦ оптимальное удовлетворение материальных потребностей (но к сфере материального бытия в истории культуры складывалось и иное отношение — аскетизм, предполагающий самоотречение от внешних благ, подавление чувственных потребностей ради достижения более высокого уровня духовного развития);

♦ оптимальная самореализация личности, раскрытие ее внутреннего, духовного богатства.

Установка на первостепенную значимость духовности является стратегически верной жизненной ориентацией, искажения которой препятствуют достижению счастья.

Моральные принципы, нормы, идеалы и ценности выступают не независимо друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.3. Структура морали

Мораль (ее принципы, нормы, идеалы и ценности) проявляется в моральной деятельности людей, представляющей собой результат сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они и есть способ бытия морали.

Моральные отношения являются центральным его элементом. Основной формой этих отношений выступает общение людей друг с другом. Именно в общении материализуются, становятся реальными человеческие отношения, проявляются сущность человека, его моральный облик.

Моральное сознание — субъективный способ бытия нравственных отношений. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.

Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на явления, отношения. Он формируется стихийно, более всего связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Это первичный уровень морального сознания, включающий в себя чувства, переживания, настроения личности.

Рациональный уровень является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность, предполагающая:

♦ знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали;

♦ понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения;

♦ принятие нравственных норм и принципов, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их практическое использование.

Моральное поведение — результат становления личности. Оно опирается на нравственное сознание личности. Поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Поступок как центральный момент нравственного поведения характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному действию. Из совокупности моральных поступков складывается нравственная деятельность.

Мотивация поведения личности предшествует поступку. Это очень сильный регулятор человеческой деятельности. Мотив играет роль импульса, побудителя к действию. Мотивы и поступки могут и не совпадать. Так, не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к благим поступкам и наоборот. Один и тот же мотив может подтолкнуть человека к совершению разных поступков, одна и та же линия поведения также может быть продиктована разными мотивами. Поэтому оценка нравственного статуса личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями.

Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основанием для оценки выступают моральные принципы, нормы, идеалы и ценности, предписывающие человеку должное поведение. Оценка характеризует соответствие сущего (реального) должному. Возможна оценка и будущих действий, например при подготовке решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидения последствий поступка, что крайне важно в профессиональной деятельности человека.

Рассмотренные структурные элементы морали выступают в единстве. Они взаимопроникают и обусловливают друг друга. Но эти взаимодействия в реальной жизни не лишены противоречий, что проявляется в расхождении слова и дела, должного и сущего. В моральном сознании эта противоречивость проявляется в расхождении рациональной и эмоциональной его сторон, в моральном поведении — между желаемым и должным, в моральных отношениях — между индивидуальными, групповыми и общечеловеческими интересами и потребностями.

Ответить на вопрос о предназначении морали позволяет рассмотрение ее основных функций:

гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его достойным уважения. Это основное предназначение морали, которое конкретизируется и другими, более частными, функциями;

регулятивная функция. Мораль не только предписывает людям представления о должном поведении, но и регулирует поведение и отношения людей в обществе. Эта функция проявляется во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого;

воспитательная функция морали. Мораль участвует не только в регулировании человеческих взаимоотношений, но и в формировании, воспитании человеческой личности. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе социализации (в том числе обучения и образования) вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль учит поступать так, чтобы не было плохо другим. Она формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, осознавать последствия своих действий для других. Моральное воспитание не ограничивается возрастной педагогикой. В определенном смысле моральное воспитание продолжается всю жизнь — от момента складывания и формирования сознания человека через самовоспитание в период взрослости. Первичные моральные представления в ходе социализации превращаются в нравственный мир человека. В этом мире моральные требования не являются чем-то внешним, требованиями социума, а выступают основанием самостоятельного ценностного выбора, решения, ответственности. Они становятся совестью человека, его моральной рефлексией;

познавательная функция морали тесно связана с воспитательной функцией. В ее рамках люди нацеливаются на определенные смысложизненные ценности. Мораль позволяет познавать и оценивать человеческие качества. Моральное знание — это знание о должном, справедливом и о том, что находится под запретом;

коммуникативная функция морали. Мораль выступает необходимым условием, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое может быть дружелюбным или враждебным. Позитивным выступает, прежде всего, стремление к взаимопониманию.

Безусловно, данные функции не исчерпывают роли морали в жизнедеятельности людей. Кроме того, функции морали могут иметь различные приоритеты и в зависимости от ситуации обладать разной степенью значимости.

1.5. Виды и особенности моральных норм

Регулирующую функцию мораль осуществляет, прежде всего, посредством норм. Выступая в виде массовых оценочных определений поступков отдельной личности и социальных коллективов, нормы образуют систему этических ценностей, на основе которой создается модель, образец поведения в обществе, трудовом коллективе.

Нормы морали — это своеобразные первоначальные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание этической системы общества или социальной группы.

Этика изучает нормы морали и как определенные образцы (стандарты) поведения людей в социальном коллективе, и как требования (предписания), регулирующие поведение людей. В этом смысле этика рассматривает поведение человека как нормативно заданное, предписанное теми или иными этическими нормами.

Нормы морали имеют внутреннюю структуру:

♦ диспозиция — предписание определенного поведения, выраженное, как правило, в повелительном наклонении: «возьми», «верни», «подчиняйся» и т. п.;

♦ область определения нормативного предписания — круг лиц, к которым оно обращено. В этом смысле различаются единичные нормы (например, этика врача, юриста, журналиста, педагога) и всеобщие (универсальные) нормы, обращенные к каждому человеку;

♦ гипотеза характерна для ряда норм морали — указание на те условия, при которых должно исполнять предписанное нормой действие. Наличие такого структурного элемента, как гипотеза, позволяет подразделять нормы морали на категорические (действительные при любых условиях) и нормы, сообразованные с возможностями людей и ситуацией.

Источники норм морали — обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (например, Иисус Христос), общественное мнение. В этом отношении этические нормы принято подразделять на гетерономные — устанавливающие человеку внешние обязанности, имеющие внешний источник своего долженствования, и автономные — представляющие собой самопредписания, самовеления, имеющие источником автономию воли.

Моральные нормы подразделяются на:

образцы — желаемый вариант поведения (будь добрым, честным и т. д.).

Нормы морали обладают значением правомерности или неправомерности. Норма может быть правомерной, если существует «более высокая» норма, из которой первая выводится как следствие, или если она постулируется как высшая норма определенного нравственного, нормативного порядка. Норму, представляющую собой основание правомерности другой нормы, образно называют «высшей» нормой по отношению к этой другой норме, которую обычно называют «низшей». Все нормы, которые можно вывести из одной и основной нормы, образуют определенную нормативную систему, которая характеризуется рядом особенностей (например, непротиворечивостью, связанностью норм). Так, нормы «не лги», «не лжесвидетельствуй», «исполняй обещания» можно вывести из нормы, предписывающей правдивость.

Этические нормы делят также на сравнимые и несравнимые. Сравнимые нормы имеют в своем составе общий термин — область определения (субъект) или предписание (прескрипцию), несравнимые — нет. Сравнимые нормы в свою очередь бывают совместимые, которые выражают одно и то же веление полностью или в некоторой части и несовместимые, выражающие противоположные или противоречащие веления.

Совместимые нормы делятся на равнозначные, или эквивалентные, которые выражают одно и то же веление в разной форме. Например: «Каждый человек имеет право на жизнь» и «Никто не обязан умирать» и подчиненные, которые имеют общую прескрипцию, а область определения (субъект) одной нормы включает в себя область определения другой нормы.

Толкование, разъяснение смысла нравственных норм является одной из основных задач этики. Одна и та же норма может быть выражена в различных суждениях. Если не отделять норму от средств ее выражения, то может оказаться, что одна и та же норма будет устанавливать различные предписания. Но в таком случае было бы невозможно не только передавать нормы от поколения к поколению, но и применять их в практической жизни. Поэтому объектами этического толкования являются этические нормы, а предметами толкования — их содержание и смысл. В процессе толкования и разъяснения содержания и смысла нравственных норм решается вопрос об их специфике, отличии от других нормативных регуляторов — норм права, религиозных или организационных норм.

Специфика этических норм проявляется через ряд противоречивых ситуаций. С одной стороны, этические нормы носят объективный характер, т. е. по своему содержанию они не зависят от склонностей, предпочтений, субъективного мнения кого бы то ни было. С другой стороны, требования и предписания, выраженные в этических нормах, не могут быть не субъективными. В силу особенностей нормативной регуляции они всегда являются выражением чьего-то веления (воли или разума человека, Бога). Но если выраженное в норме предписание выступает лишь как внешняя необходимость, то эта норма не будет нравственной. Подлинно моральной норма становится тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как самовеление.

Моральное осознание действительности не только констатирует определенные моральные явления, факты, события, но и выявляет их значимость для практической деятельности человека.

Нормы морали выражают определенные интересы тех или иных социальных групп и в то же время имеют общеобязательную, общечеловеческую форму. Нормы поведения могут быть признаны моральными лишь в том случае, если они выдерживают проверку на общезначимость, на всеобщее применение.

Еще одно противоречие в понимании специфики норм морали связано с проблемой соотношения их практической значимости и нравственной безусловности. С одной стороны, этические нормы имеют практическое значение, выступают средством достижения общественного и личного блага, а с другой подлинные нормы морали, требования, заложенные в них, не имеют ничего общего с практическим расчетом, социальной полезностью. По мнению И. Канта, нормы морали нельзя рассматривать как способ достижения результата, цели. Напротив, именно цели и практические результаты должны быть соотнесены, согласованы с этическими нормами.

Этические нормы возникают как результат волевой активности человека и не находят своего выражения в законах и санкциях. Мораль не имеет своих институтов. Требования морали выполняются добровольно. Нарушение этических норм или добровольное следование им осуждается или соответственно одобряется не юридическими или административными мерами, а прежде всего общественным мнением или совестью самого человека, т. е. идеально. Отличие этических норм состоит также в самом способе, специфике регулирования нравственных отношений. Этические нормы реализуются не только посредством социального принуждения, но и путем самосознания, личной ответственности, т. е. при помощи самых сильных и активных элементов психологической структуры личности, что обеспечивает возможность превращения этических норм во внутренние регуляторы поведения человека.

В то же время нормы морали требуют определенного поведения. Это свойство морали называется императивностью (от лат. imperative — повелевать). «Требовательность» морали к человеку — это только видимость гнета, ограничение его свободы нормами — мнимое. Тогда возникает вопрос: как мораль движет человеком? Порой выгоднее нарушать моральные правила, излишняя щепетильность может мешать добиваться человеку своей цели. Но, ориентируясь на моральные ценности, человек не добивается чего-либо, он совершенствует, прежде всего, себя. Мораль показывает человеку и обществу их гуманистическое призвание. Мораль, собственно, и ставит задачу бесконечного совершенствования человека. Польза морали — в создании нематериального, небиологического, чисто человеческого стимула в жизни.

Мораль заинтересовывает человека внешним признанием, одобрением общественного мнения. Моральный человек поступает свободно.

Значение внутренних факторов морального регулирования, основанных на самосознании личности, чувства ответственности перед обществом за последствия своих поступков все время возрастает. Но это не умаляет социальной значимости этических норм. Содержащиеся в нормах императивные требования определяют содержание жизнедеятельности любого члена общества, трудового коллектива. Этические нормы являются своеобразной мерой, по которой личность сверяет свои поступки и действия. В этических нормах задается направленность нравственного поведения человека во имя как социального, так и собственного блага, добра и справедливости, содержатся цель и установка на должное отношение человека к другим людям и к своему собственному развитию.

1.6. Понятие и сущность этикета

Этикетом называется совокупность норм и правил, регулирующих социальное и профессиональное поведение.

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формальную сторону общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться воспитанным человеком. Поведение в обществе не может не опираться на общие принципы и нормы морали. Следовательно, этика и этикет взаимосвязаны: этика рассматривает моральные проблемы в более широком плане, а этикет конкретизирует этические стандарты и нормы. Каждая проблема, связанная с этикетом, не может решаться вне этических наставлений.

Правила этикета отражают общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся в течение длительного времени и свойственные многим народам. Поэтому они должны соблюдаться представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития цивилизации. Этикет, направленный на объединение людей, облегчает людям взаимодействие, взаимопонимание.

Различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков — символов общения, традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и морально-нравственным потребностям людей.

По мере развития образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. Нормы этикета не являются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.

Принципы современного этикета.

♦ принцип гуманизма и человечности, который воплощается в требованиях быть вежливым, тактичным, корректным, учтивым, любезным, скромным и точным;

♦ принцип целесообразности действий, в соответствии с которым этикет позволяет человеку вести себя разумно, просто и удобно для него самого и для окружающих;

♦ принцип красоты, или эстетической привлекательности, поведения;

♦ принцип следования обычаям и традициям той страны, в которой находится человек в данное время.

В настоящее время выделяют четыре подсистемы этикета:

речевой, или вербальный, этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения. К речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе по телефону), умение применять в зависимости от обстоятельств литературный язык и арго и искусство вести беседу;

мимика и жесты. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску — нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда. Жесты и мимика также могут трактоваться представителями различных народов по-разному;

организация пространства в этикете, т. е. взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор ими определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации. Например, вторжение в так называемую личную зону, которая у представителей разных народов различается по размерам, воспринимается европейцами как агрессия, а арабами как проявление дружеских чувств;

этикетная атрибутика — это, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Для того чтобы научиться этикету, недостаточно овладеть определенной

совокупностью навыков поведения, выработать специфические рефлексы.

Необходимо развивать и разумное отношение к его требованиям.

1.7. История мирового этикета

«Этикет» — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Слово «этикет» во французском имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись; 2) церемониал, ритуал.

Этикет как историческое явление возник вместе с человеческим обществом. Чтобы выжить, человеку уже с глубокой древности приходилось свои интересы согласовывать с интересами других, учиться понимать окружающих. Так возникали простые правила общения, которые передавались из поколения в поколение, формировали нравы. Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого общения.

Собственно этикет появился несколько позже, формируясь как свод правил поведения в процессе расслоения общества. Человек, получавший власть и богатство, требовал к себе особого, почтительного отношения. Он стал обращаться с себе подобными не так, как с теми, кто был отличен от него по происхождению и положению.

Самые старые из известных сведений об этикете — древнеегипетские — насчитывают около 5 тыс. лет. Так, в «Поучениях Кагемни фараону Снофри» говорится о пользе правил приличия. Во многих древнеегипетских наставлениях подчеркивалась необходимость почитания старших, умеренности и скромности. Одним из компонентов культуры у египтян было умение красиво есть, пользуясь столовыми приборами.

Древние греки, поклонявшиеся разуму, силе и красоте, в поведении наиболее всего ценили умение владеть собой, особое значение придавая развитию чувства меры. Основополагающим у них был принцип «ничего слишком».

В Средневековье особенно выделялся этикет Византии, пышный и каноничный, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Правила этикета требовали точного выполнения дворцовых церемоний и ритуалов. В средние века появились специальные книги и трактаты по этикету. Наиболее известный трактат о поведении того времени «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 г. и предназначенный для духовенства. Книгу сочинил испанский священник Педро Альфонсо. На ее основе позднее вышли пособия по этикету в Великобритании, Голландии, Франции, в немецких и итальянских землях. В их содержании преобладали правила поведения за столом, но затрагивались и другие вопросы — порядок ведения бесед, приема гостей.

В Новое время сфера применения этикета расширилась и требования этикета из простых норм постепенно преобразовались в сложные ритуализованные формы общения. Со временем это потребовало даже специальных людей — церемониймейстеров, знавших все тонкости этикетных ритуалов, которые не имели права нарушать даже коронованные особы.

Законодателем правил этикета в средние века была церковь, в Новое время — королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц. Первоначально тон задавал испанский этикет, затем пальма первенства перешла к Франции. Само слово «этикет» стало употребляться со времен Людовика XIV (1638–1715), на приемах которого гостям вручали карточки, где перечислялись требуемые от них правила поведения. Эти карточки — «этикетки» (ярлыки) — и дали имя этикету. Можно сказать, этикет был поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *