учение о пролетариате как движущей силе революции называется
Проверочное тестирование по теме: «Правление Александра III»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Эпоха Александра III
1. Укажите годы правления Александра III
А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895
2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?
А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России
Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене
В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии
3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?
А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия В) Россия, Франция и Турция
4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):
А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев Б) предписывал открывать в городах детские дома
В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста
5. Кто такие земские начальники?
А) представители земских собраний Б) председатели земских управ
В) назначаемые министром внутренних дел чиновники (из помещиков), осуществляющие административный контроль на селе
А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте
7. Кто из перечисленных революционеров предпринял попытку цареубийства1 марта 1887 г
А) С.Халтурин Б) П.Аксельрод В) А.Ульянов Г) С.Перовская
А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии
Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.
В) оформление австро-германского союза
А) Австро-Венгрию, Германию и Италию Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию В) Германию, Италию, Турцию
А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу
Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей
В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины
Г) сумма выкупных платежей была понижена, учрежден Крестьянский банк
13 Большую роль в экономическом развитии России в царствование Александра III сыграли следующие министры финансов ….(продолжить)
14. К какому направлению общественной мысли относится группа «Освобождение труда»?
А) консерватизм Б) либерализм В марксизм
а) марксистское; б) либеральное;
в) консервативное; г) анархистское.
14-15 – 5, 11-13 4, 7-10- 3, менее 7- 2
Эпоха Александра III
1 Александр 3 царствовал : 1) 14 лет 2) 15 лет 3) 13 лет 4) 16 лет
2. В царствование Александра III был запрещен труд детей до:
а) 10-летнего возраста; б) 11-летнего возраста; в) 12- летнего возраста; г) 13- летнего возраста.
3. В царствование Александра III был пересмотрен внешнеполитический курс. Россия все больше стала сближаться с:
а) Великобританией; б) Францией; в) Германией; г) Австро-Венгрией.
4 Александр III от современников получил прозвище:
а) Великий; б) Тишайший; в) Миротворец; г) Освободитель.
5. Время правления Александра III вошло в историю как:
а) эпоха оттепели; б) эпоха стабилизации; в) период контрреформ; г) время великих реформ.
6 Г.Плеханов был одним из руководителей:
А) «Северного союза русских рабочих» Б) «Черного передела»
В) группы «Освобождение труда» Г) «Товарищества фабрично-заводских рабочих»
7. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:
А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов
9. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию высокопоставленного чиновника, о деятельности которого в конце XIX – начале XX вв. идет речь.
«Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов III >. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю Ответ_____________
10 Строительство Транссибирской магистрали началось в: А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.
А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте
А) теория «малых дел» Б) «хождения в народ» В) подготовки и проведения крестьянской революции
13 Кто был назначен Министром иностранных дел в 1882 г.?
1) А.М. Горчаков 2) С.Ю. Витте 3) Н.К. Гирс 4) К.П. Победоносцев
14 Чем характеризовалось общественное движение конца XIXв.?
а) ослаблением консерватизма б) ослаблением позиций народников в) широким распространением марксизма в рабочей среде г) активным включением либералов в политическую борьбу
15 Из какого документа приведена статья: «Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии. Россия употребит все войска, какими она может располагать. »?
а) из договора о создании Тройственного союза;
б) из договора «Союза трех императоров»;
в) из договора между Россией и Францией накануне русско-турецкой войны;
г) из русско-французской военной конвенции.
Тест «Правление Александра 3″(9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
А1.Что было основным направлением внутренней политики Александра 3? 1)развитие местного самоуправления 2) укрепление сословного строя и самодержавия 3) постепенный переход к правовому государству 4) поиск компромисса с революционным движением
А2.Кто входил в ближайшее окружение Александра 3? 1) М.Т.Лорис-Меликов 2) Д.А.Милютин 3) К.П.Победоносцев 4) Л.Н.Толстой
А3.Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов был принят: 1) в 1881 г. 2) в 1887 г. 3) в 1891 г. 4) в 1894 г.
А4.В законе от 5 июня 1887 г.(»о кухаркиных детях»говорилось): 1) об отмене выкупных платежей 2) об ограничении выхода
крестьян из общины 3) о запрещении приёма в гимназии детей»низших сословий 4) о введении цензуры в отношении средств массовой информации
А5.Практика малых дел характерна для деятельности: 1) консерваторов 2) земских либералов 3) народников 4) марксистов
А6.Назовите министра финансов, осуществлявшего поддержку развития промышленности и банков и приступившего к проведению денежной реформы 1895-1899 гг.: 1) Н.Бунге 2) С.Витте 3) Д.Толстой 4) Д.Милютин
2)отмена крепостного права 3) продажа Аляски 4) образование института земских начальников 5) понижение выкупных платежей, обязательный перевод всех временно-обязанных на выкуп 6)русско-турецкая война 7) привлечение иностранного капитала в
Российскую промышленность 8)изменение системы выборов в земства в пользу дворян-землевладельцев
А8.Какие социальные группы складываются в России с её вступлением в капиталистическую стадию (несколько ответов):
1)помещики 2) крестьяне 3) буржуазия 4) пролетариат
А9.Учение о пролетариате, как движущей силе революции, называется:1) марксистскре 2) консервативное 3) либеральное 4) анархистское
А10. Идеологом контрреформ в годы царствования Александра III был:1) С.С.Уваров 2) А.Х. Бенкендорф 3) К. П. Победоносцев
А11 Что было главной проблемой российской деревни в к.19 века: 1) малоземелье 2) исчезновение общины 3) применение многопольного севооборота 4) быстрое формирование частной собственности на землю
А12.Что относится к основным внешнеполитическим событиям царствования Александра 3:1) создание «Союза трёх
императоров»2) Кавказкая война 3) заключение русско-французского союза 4) заключение Айгунского и Пекинского договоров
1)Тройственный союз-… 2) Антанта-…
А14.К какому стилю относится творчество Тургенева и Чехова: 1) классицизм 2) реализм 3) романтизм 4) сентимализм
А15.Какая картина принадлежит кисти Репина:1) «Тройка» 2) «Грачи прилетели» 3) «Отказ от исповеди» 4) «Утро стрелецкой
2.Могучая кучка б). В.А.Бородин
В2. Назовите основные экономические реформы Бунге
«Александр 3 повел российский государственный корабль иным курсом чем его отец. Он не считал, что реформы
60-70-х годов- безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые по его мнению были необходимы
для внутреннего равновесия России»
Почему Александр 3 не считал реформы 1860-1870-х гг. благом? Какие поправки он внёс в реформы своего отца?
А1.Годы правления Александра 3: 1) 1881-1894гг. 2) 1881-1896 гг.3) 1885-1894 гг. 4) 1886-1896 гг.
А2.Сторонником повышения налогов, ограничения государственного финансирования промышленности являлся:
1) И.А.Вышнеградский 2) С.Ю.Витте 3) Н.Х Бунге 4) Н.П.Игнатьев
А3.По закону о земских начальниках: 1) был ликвидирован мировой суд 2) увеличено представительство дворян в земствах 3) отменены телесные наказания для крестьян 4) увеличены выкупные платежи
А4.В результате издания циркуляра»о кухаркиных детях»:1) в каждом городе открыты народные училища
2) повсеместно стали возникать земские школы 3) запрещён доступ в гимназии детей низших сословий 4) введено бесплатное обучение крестьян
А5.28 декабря 1881 г. был принят закон: 1) об обязательном выкупе крестьянских наделов 2) о земских начальниках 3) об отмене автономий университетов 3) о незыблемости самодержавия
2)отмена крепостного права 3) продажа Аляски 4) образование института земских начальников 5) понижение выкупных платежей, обязательный перевод всех временно-обязанных на выкуп 6)русско-турецкая война 7) привлечение иностранного капитала в
Российскую промышленность 8)изменение системы выборов в земства в пользу дворян-землевладельцев
А7. Какие изменения в общественном движении произошли в период правления Александра III? 1) либералы отказались от требования введения конституции 2) консерваторы выдвинули идею созыва Земского собора 3) народники выдвинули идею подготовки крестьянской революции 4) марксисты отказались от идеи общности развития России и Европы
А8.Годы правления Александра 3 характеризуются:1) отменой выкупных платежей 2) промышленным подъёмом
3) появлением первой железной дороги 4) разрушением крестьянской общины
А9.Основная задача внешней политики России на азиатском направлении: 1) присоединение Кокандского ханства 2) определение границ с Афганистаном 3) установление границ с Китаем 4) присоединение Курильских островов
А10. Кто был назначен Министром иностранных дел в 1882 г.?1) А.М. Горчаков 2) С.Ю. Витте 3) Н.К. Гире 4) К.П. Победоносцев
А12. Когда возникла группа «Освобождение труда»? 1) в 1889 г. 2) в 1881 г. 3) в 1883 г. 4) в 1886 г.
А14.Первый радиоприёмник сконструировал: 1) Яблочков 2) Попов 3) Толстой 4) Бутлеров
1. Передвижники а) А.А.Мусоргский
2.Могучая кучка б)Б.А.Саврасов
В2. Назовите основные экономические реформы Витте
С1. Укажите не менее трех особенностей развития экономики России в конце XIX в.
Весь мир голодных и рабов Почему люмпен-пролетариат стал основной движущей силой революции 1917 года
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Многие историки объясняют события февраля 1917 года глубоким экономическим кризисом, разочарованием населения во власти, поражениями на фронте. Исследователи до сих пор спорят о вкладе каждого из этих факторов в свержение монархии. Но было ли тогда российское общество настроено против царя и хотело ли смены режима? «Лента.ру» выяснила, какие политические взгляды и настроения были у малообеспеченных слоев населения Российской империи перед революцией.
Крестьяне не хотели республики
Опыт революции 1905 года показал государству всю мощь крестьянских бунтов и дал представление о границах терпения сельских жителей. Крестьяне хорошо понимали, чего они хотят получить от монарха. Анализ историка Сергея Дубровского, который изучил более тысячи крестьянских наказов и петиций в Думу, свидетельствовал о том, что российское крестьянство обладало высоким уровнем самосознания. Их требования носили стихийно социалистический характер, хотя большинство из них не имели ни малейшего представления о социализме.
О тяге крестьян к этой идеологии писал и бывший министр внутренних дел Петр Дурново в своей знаменитой записке на имя Николая II в феврале 1914 года, еще до начала Первой мировой войны: «народные массы несомненно исповедуют принципы бессознательного социализма… и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое».
В 1906 году, на выборах в Первую Думу, крестьяне активнее всего голосовали за кадетов и левых беспартийных кандидатов, хотя в своем политическом выборе уверены не были. Один из лидеров костромских кадетов Захарий Френкель вспоминал, как в день заключительного заседания губернского съезда выборщиков к нему пришли несколько человек и предложили ему стать их представителем в Думе. Они сочли, что выступление Френкеля на съезде показало понимание им народных нужд и крестьянского дела. При этом больше всего их волновал другой вопрос: «Вот говорят, что ты еврейского происхождения. Не томи наши души, скажи: жид ты или не жид?»
Эти выборы показали, что среди сельского населения были распространены леволиберальные идеи. Впрочем, увидев впоследствии неспособность своих депутатов решить вопрос малоземелья, крестьяне разочаровались в них, и впоследствии предпочитали выбирать в Думу представителей своего сословья.
Крестьяне читают газету, в которой опубликованы ленинские декреты о земле и мире. Фото: РИА Новости
С течением времени их интерес к парламенту все больше ослабевал. Фельетонист, выходец из дворянской семьи Сергей Гусев отмечал: «В 1909 году меня еще спрашивали о Государственной Думе, а в 1910 году она уже не возбуждала к себе ни малейшего интереса. Деревня ничего от Думы не ждет и смотрит на нее, как на своего рода присутственное место, где сидят определенные правительственные чиновники». Служивший в волостных старшинах Матвеев также писал о равнодушии крестьян к Думе: «Почитают газету; посмеются на счет Илиодора и Пуришкевича; потолкуют о Думе, которая столько-то «миллионов стоит и ничего не делает»».
Государственная Дума в их представлении была неразрывно связана с императором, ведь именно по его указу она была созвана. Вероятно, поэтому и роспуск Первой Думы, и Выборгский манифест, и даже разгон Учредительного собрания были приняты в деревне с равнодушием.
После столыпинской реформы деревня уже не видела в Николае II защитника от чиновников и помещиков, и понимала, что он не собирается даровать им новые земельные наделы. Кроме того, в их памяти были живы воспоминания о карательных экспедициях, порках и ссылках 1906-1907 годов.
Тем не менее, по своей природе крестьяне были традиционалистами, и хотя обиды на царя копились годами, другого политического строя для себя сельские жители не представляли. Император в их сознании был помазанником Божьим, и ему придавались сакральные черты. Беды страны деревня обычно списывала на нерадивых чиновников и сановников.
Посол Франции в России Морис Палеолог в своих дневниках зафиксировал разговор с одним «старым князем», который считал русский народ самым покорным из всех, когда им сурово повелевают, но неспособным к самоуправлению. «Как только у него ослабляют узду, он впадает в анархию. Вся наша история доказывает это. Он нуждается в повелителе, в неограниченном повелителе: он идет прямо только тогда, когда он чувствует над своей головой железный кулак. Малейшая свобода его опьяняет», — цитировал князя французский дипломат.
Рабочие требовали лучшей жизни, а не смены власти
Подавляющая часть рабочих (к моменту революции 1917 года их насчитывалось около 15 миллионов человек — 10 процентов населения) были выходцами из деревни. Большинство их составляли представители рабочего класса в первом поколении, многие имели свою землю и возвращались в деревню на уборку урожая.
Как отмечал историк Борис Миронов, в рабочей среде преобладало влияние устойчивых традиционных крестьянских представлений. «Крестьянское происхождение рабочих мы обнаруживаем во всем: в организации рабочих коллективов, в обычаях и ритуалах, в неуважении к собственности, в отношении к буржуазии как к паразитам, в монархических симпатиях, в склонности к стихийным разрушительным бунтам, в негативном отношении к интеллигенции и либеральному движению», — писал он.
Даже потомственные, квалифицированные рабочие, которые составляли около трети всего промышленного пролетариата России, не в полной мере впитали городскую культуру, частично сохраняя менталитет крестьянского мира.
Если судить по членству рабочих в политических организациях, то политизированных граждан среди них было очень мало. Так, в начале XX века к социал-демократам примкнули около пяти тысяч человек, что составляет менее 0,2 процента от всех промышленных рабочих. В 1914 году эта цифра увеличилась до 18-30 тысяч человек, но это, опять же, 0,5-0,8 процента от общего числа. В среднем, только один из ста рабочих состоял в какой-либо партии.
Сами социал-демократы признавали, что даже в Москве и Санкт-Петербурге среди членов их организации представителей рабочего класса почти не было. Среди сторонников РСДРП квалифицированные кадровые рабочие прежде всего поддерживали крыло меньшевиков, а не большевиков. Немалая часть работников крупных предприятий шла за эсерами. Так, в 1907 году, во время выборов во Вторую Думу, по петербургской рабочей курии из 272 уполномоченных 147 являлись социал-демократами, а 109 — эсерами.
Профсоюзы, объединявшие сторонников умеренных идей, не были так влиятельны: к первой половине 1914 года в них состояло, по разным оценкам, от 40 до 150 тысяч человек (1,2-4,6 процента от общего числа промышленных рабочих). Безразличие к политике отразилось и на выборах в Четвертую Думу — на них голосовало не более 10 процентов имевших право голоса представителей этого класса.
Революционный плакат. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com
Основная масса рабочих до 1916 года критически относилась к социалистической пропаганде. Если они и испытывали некоторые симпатии к этим идеям, то только по тем пунктам, которые соответствовали их собственным взглядам и предпочтениям. Кроме того, на общероссийские политические газеты была подписана лишь малая часть представителей рабочего класса. Например, на Урале периодику РСДРП получали только около 300 человек.
Для небольшой группы политизированных рабочих с леворадикальными взглядами социалистические идеалы включали в себя не только свержение монархии, но и уничтожение частной собственности, произведение тотальной уравниловки. Обычно такие взгляды формировались за счет работы революционных партий и были присущи малоимущим представителям пролетариата, которые не имели жилья или земли.
От ура-патриотизма к недовольству и радикализации
В 1905-1907 годах наблюдался всплеск стачечного движения, но в следующие четыре года он пошел на спад. С началом Первой мировой и до конца 1914 года рабочие, как и остальные слои населения, прониклись духом ура-патриотизма, и в течение этого времени в стране не прошло ни одной антивоенной стачки.
В первый год войны рабочие надеялись, что теперь-то обеспеченные классы объединятся с малообеспеченными в общем порыве и разделят с ними тяготы военного времени. Но патриотического единения не случилось, экономическая ситуация ухудшалась, а на фронте российские войска несли потери.
Разочарование рабочих масс вылилось в новый рост числа забастовок. На фоне войны и спада патриотических настроений шло распространение радикальных социалистических идей. «Углубление разногласий среди рабочих, все более безжалостные меры подавления активности социальных организаций рабочих, предпринимаемые властями, помогли большевистскому меньшинству охладить патриотические настроения пролетариата», — писал в своих мемуарах Александр Керенский.
С 1915 года рабочие уже массово участвовали в продовольственных бунтах. В ряды погромщиков вливались беднейшие слои рабочего класса. Эти события подтолкнули некоторых рабочих к ведению антиправительственной пропаганды.
При этом Ленин считал, что рабочий класс как таковой вовсе не является революционным, он не способен выйти за рамки профсоюзов и противостоять капитализму, хотя это не мешало большевикам заигрывать с рабочими. О том, что рабочий класс не будет движущей революционной силой, в 1916 году писал и посол Великобритании в России Джордж Бьюкенен: «Если волнения возникнут, то они будут вызваны скорее экономическими, чем политическими причинами, и начнут их не рабочие на фабриках, но толпы, стоящие на морозе в очередях у продовольственных лавок».
Так и получилось — 27 февраля (по новому стилю) 1917 года именно недостаток хлеба и повышение цен стали причиной массовых протестов населения.
В погромах участвовал люмпен-пролетариат
В конце XIX – начале XX века после реформ крестьяне плохо приспосабливались к трансформирующемуся на фоне модернизации обществу. Писатель Глеб Успенский указывал на то, что российский капитализм развивается не в интересах крестьянства, а потому в России будут шириться ряды нового сословия — сельского пролетариата. Бывший крестьянин превратится в «злого мужика», уставшего бороться с обстоятельствами. Он бросит свое хозяйство, начнет пить и ненавидеть весь мир, в котором он оказался не нужен.
Именно из таких людей в начале XX века стала формироваться категория социально-культурных люмпенов. Они перекочевали в город, им было сложно найти работу, они часто перебивались случайными заработками. Многие из них постепенно опускались, становясь нищими или бродягами — босяками.
Писатель и философ Дмитрий Мережковский в своей работе 1905 года «Грядущий хам» объяснял появление такой категории населения процессом быстрого разрушения старых общественных ценностей, в том числе религиозных. Отстраняясь от социальных норм, босяк деградировал сначала внутренне, а потом и внешне. Взамен разрушенных ценностей у него не формировались новые.
Красногвардейцы у костра, октябрь 1917 года. Фото: Russian Look
«О босяке никогда нельзя знать, да и он сам не знает сегодня, что с ним будет завтра и кем он окажется, случайным ли союзником русской интеллигенции или патриотическим героем черной сотни, избивающей эту же самую интеллигенцию», — подчеркивал писатель.
Этот социальный слой еще во время революции 1905 года принимал участие в вооруженных столкновениях с властью, поджогах имений помещиков. Некоторые люмпены находили себе единомышленников в лице черносотенцев и были в числе организаторов еврейских погромов.
Об одном из погромов с участием люмпенов, произошедшем 4 августа 1914 года, писал в своих мемуарах Морис Палеолог: «Народная толпа бросилась на германское посольство и разграбила его до основания. Чернь наводнила особняк, била стекла, срывала обои, протыкала картины, выбросила в окно всю мебель, в том числе мрамор и бронзу эпохи Возрождения. И, чтобы кончить, нападавшие сбросили на тротуар конную группу, которая возвышалась над фасадом. Разграбление продолжалось более часу, под снисходительными взорами полиции».
Лидер партии эсеров Виктор Чернов в своих воспоминаниях указывал, что русский капитализм в течение нескольких десятилетий создавал не кадры организованного пролетариата, а скорее огромную «резервную армию труда, вырождающуюся в люмпен-пролетариат, в пестрый винегрет деклассированных элементов». Он отмечал, что в итоге настоящие пролетарии «утонули в пестрой толпе люмпен-пролетариев и люмпен-буржуазии».
К 1914 году по численности квалифицированные кадровые рабочие все больше уступали неквалифицированным, недавно выбравшимся из деревни, подверженным чужому влиянию и жаждущим уравниловки. Они в массе своей были сторонниками большевиков и других радикальных левых движений и стали основной движущей силой событий 1917 года.
Итоговый тест по курсу истории России
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
8 класс Тест к итоговому уроку.
Россия в царствование Александра I :
Первая тайная организация будущих декабристов называлась
в) Союз благоденствия;
Назовите дату восстания декабристов:___________________
Отметьте причины восстания декабристов:
а) бесправное положение крепостных крестьян;
б) желание заговорщиков прийти к власти;
г) понимание экономической и политической отсталости России;
д) нелюбовь армии к Николаю
Кто из декабристов был казнен после поражения восстания?
а) П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский;
б) С.П.Трубецкой, В.К.Кюхельбекер, М.С.Лунин, И.М.Муравьев, И.А.Долгоруков;
в) С.Г.Волконский, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев, Ф.Н.Глинка;
Какие категории населения России в первой половине 19 в. относились к податным сословиям?
а) купцы; б) мещане; в) духовенство;
Почему Александр I отказался от введения конституции в России?
а) помешали крестьянские бунты;
б) помешала война 1812 года;
г) дворянство оказало мощное сопротивление курсу реформ.
Что такое отходничество?
а) переселение крестьян на целинные земли юга Украины;
б) уход крестьян за пределы империи по религиозным мотивам;
в) уход из деревни на заработки;
1 сентября 1812 года в деревне Фили под Москвой М.И.Кутузов проводил военный совет. Какой вопрос решался на нем?
а) оставить Москву без боя или сражаться за;
б) кто должен возглавить русскую армию;
в) как пополнить продовольственные запасы.
Из каких административных единиц состояла Российская империя в первой половине 19 века?
Какой административный орган был высший в России в первой половине 19 века?
а) комитет министров;
б) Государственный совет;
Назовите дату Бородинского сражения:
а) 22 сентября 1812 г;
б) 14 декабря 1812 г;
в) 26 августа 1812 г.
Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806-1812 гг.:
а) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;
б) желание России господствовать на Черном море;
в) территориальные притязания Турции и России;
Россия в царствование Николая I
Почему в декабре 1825 г. на российский престол вступил Николай I , а не его старший брат Константин Павлович?
а) законный наследник Константин добровольно отказался от престола; б) гвардия заставила его отречься от престола.;
г) Константин не дожил до своей очереди престолонаследования.
Какое имя в списке лишнее? Почему?
Первая железная дорога в России соединила
а) Петербург и Москву;
б) Петербург и Царское село;
в) Петербург и Варшаву;
г) Петербург и Вену.
Назовите проливы, контроль над которыми для России был важен
а) Дарданеллы; б) Босфор;
в) Каттегат; г) Скагеррак.
Какие государства воевали против России в Крымской войне?
а) Турция; г) Франция
б) Англия; д) Пруссия
Какая теория в 30-е годы 19 века стала официальной идеологией Российской империи?
а) теория «официальной народности»;
б) теория славянофилов;
в) теория западников;
г) теория общинного социализма.
Россия в царствование Александра II
Сколько крестьяне должны были заплптить помещику за выкупаемый надел?
а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство;
б) сразу 100% стоимости надела;
в) 100% стоимости надела в течение 59 лет;
г) 50% стоимости надела, а остальное платит государство.
20. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы 19 века была
а) на Донбассе; в) в районе Баку
б) в Сибири г) в Средней Азии
21. Соотнесите событие и дату:
1) начало перевода крестьян на выкуп а) 1878
2) судебная реформа б) 1 марта 1881
3) убийство Александра I в) 1863
4) Берлинский конгресс г) 1864
С какой страной в 1860 году был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?
а) Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны
б) Петр Алексеевич – внук Петра I
в) Елизавета Петровна – дочь Петра Великого.
Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг.
а) замедлило развитие капитализма в России
б) дало толчок развитию капитализма в России
в) не повлияло на темпы развития капитализма в России
г) сделало невозможным развитие капитализма в России
Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права?
а) редакционные комиссии
б) губернские дворянские комитеты
в) крестьянские комитеты
В 1862 году к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города…
а) Москвы; в) Воронежа
б) Санкт-Петербурга; г) Твери
Какова была цель хождения в народ?
а) познакомиться с жизнью крестьян
б) обучить крестьян разным специальностям;
г) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права.
Какие государства объединились в «Союз трех императоров»?
а) Франция, Россия, Турция
б) Австро-Венгрия, Турция, Россия
в) Франция, Англия, Россия
г) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия
Россия в царствование Александра III
Годы правления Александра III
а) 1881-1894 б) 1881-1896
в) 1885-1894 г) 1886-1896
Как в литературе часто называют внутреннюю политику Александра III ?
а) революция.; б) контрреформы.;
в) реформизм г) террор
Что при Александре III называли «голодным экспортом»?
а) запрет на вывоз отдельных промышленных товаров в Европу
б) запрет на вывоз продовольствия в Европу
в) вывоз русского хлеба, несмотря на его нехватку внутри страны
г) низкий уровень экспорта по сравнению с импортом
Какую политику проводило российское правительство по отношению к промышленности?
а) повышало таможенные пошлины на импортитуемые товары
б) предоставляло льготные кредиты промышленным предприятиям
в) давало государственные заказы
Кто возглавил группу «Освобождение труда»?
а)В.И.Ленин б) С.Перовская
в)Г.В.Плеханов г) К.Маркс
Россия соперничала за влияние в Средней Азии с…
а) Англией б) Францией
в) Германией г) Австро-Венгрией
К реформам С.Ю.Витте относятся
а) установление монополии государства на производство и продажу спиртных напитков б) повышение косвенных налогов
в) закупка промышленных и продовольственных товаров за рубежом г) привлечение в экономику России иностранного капитала
д) введение конвертируемого золотого рубля
е)беспошлинный импорт товаров в Россию
Условия труда рабочих характеризовались:
а) низкой заработной платой
б) штрафами, достигавшими половину зарплаты
в) 12-14 –часовым рабочим днем
г) использование труда детей старше 12 лет
Какое из направлений было ведущим в правительственной политике при Александре III ?
а) либерализм б) консерватизм
в) западничество г) славянофильство
37. Какие социальные группы складываются в России с ее окончательным
вступлением в капиталистическую стадию
а) помещики б) буржуазия
в) крестьяне г) пролетариат
38. Когда была подписана русско-французская конвенция?
39. Учение о пролетариате как о движущей силе революции, называется…
а) марксистское б) либеральное
в) консервативное г) анархистское
40. Из какого документа приведена статья:» Если Франция подвергнется нападению
со стороны Германии или Италии… Россия употребит все войска, какими она
а) договор о создании Тройственного союза
б) договор «Союза трех императоров»
в) договор между Россией и Францией накануне русско-турецкой войны г) русско-французская военная конвенция.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-050540
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.