учение о пустоте в буддизме

О пустоте в буддийском смысле

X: Почему человек бежит от себя внутреннего во внешнюю активность?

Y: Ответ прост: человек бежит от пустоты, которая внутри. А знаешь, в чем прикол? Снаружи тоже пустота. Поэтому некуда, некому и незачем бежать. Вот, если это осознать. если.

X, а мы есть вообще, или это все только проекция? Скажи мне.

X: Буддисты считают, что простое я существует. Это факт, который мы сами можем ощутить. Не существует лишь «условное я», т.е. некое представление о себе, как о чем-то обособленном. Мы специально разбирали этот вопрос в группе ФПМТ на основе модулей их программы обучения «Открытие буддизма».

И еще такой момент. Пустота в буддийском смысле не обозначает отсутствие чего бы то ни было. Пустота, пустотность есть специальное философское обозначение, термин, для того чтобы передать понятие взаимосвязи и относительности всех вещей и явлений. Буддолог Щербатской предлагал переводить санскритское слово «шуньята» с помощью понятия «относительность». И он был прав, но только его не поддержали другие ученые, исходя их того, что «шунья» дословно переводится как «нуль», «пустота», и они хотели сохранить дословный перевод.

Пример суждения о пустоте: мы думаем, что некий человек злой, но в нем есть и что-то доброе, следовательно он не злой в абсолютном смысле, он пуст, то есть в нем есть как те, так и другие качества, которые зависят от причин и условий. Но он не пуст в том смысле, что он вообще отсутствует как субъект. Если он, к примеру, ударит тебя палкой, то ты почувствуешь зло, которое в нем есть, но потом он может извиниться, и ты почувствуешь добро. Значит зло в нем пусто от самобытия, от абсолютности и иногда оно перекрывается добром. Примерно такой стиль мышления.

Представление типа «этот человек злой» существует лишь в условном смысле, оно не существует в абсолютном смысле, потому что нет вещи или состояния в человеке, которое бы ему соответствовало, потому что человек не может быть постоянно злым, это и называется пустотой. Теперь ты поняла?

Понятие пустоты очень близко к понятию непостоянства, этот родственные понятия, и одно можно понять через другое. К сожалению, многие понимают подобные понятия неправильно.

В то же самое время, как гласит Сутра сердца: «Форма есть пустота, пустота и есть форма». То есть ты не можешь сказать «вот пустота», потому что это в то же самое время есть и форма. Иными словами даже пустота это не пустота в абсолютном смысле. Это уже философия праджня-парамиты, или запредельной мудрости.

В буддизме разработана ювелирная техника ухода от страдания. Начинается все с постижения пустоты, а заканчивается преодолением отрицательных эмоций, которые обычно служат причиной страданий.

Y: Ну, как тебе сказать, кое что я поняла. Что пустота не пустота, как отсутствие объектов. А как отсутствие самосущего бытия. И это применимо ко всему. Универсальный принцип.

Источник

Пустотность в буддизме — что подразумевается под этим понятием?

учение о пустоте в буддизме

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы рассмотрим одно из сложнейших понятий буддийской философии — мы узнаем, что такое пустотность в буддизме.

Философия учения

Раньше философскими знаниями и опытом в буддийском течении обладали только представители монашеской Сангхи. На пике развития учения некоторые индийские монастыри выступали прототипами современных философских институтов. Наиболее известные из них это:

В своих исканиях монахи-мыслители исследовали способы духовного освобождения, изменяя тип сознания. Принято различать четыре философские школы в буддизме (по две в каждом направлении):

Четвёртая благородная истина показывает буддистам, как можно избавиться от страданий. Этот путь лежит через понимание пустотности (шуньяты) всего сущего и устранения таким образом своего незнания.

Как понять пустотность

Пустоту нелегко понять сразу. Вначале её рекомендуется постигать, изучая определённые концепции. При этом нужно учиться сосредоточиваться. Практика сосредоточения называется Шаматха («безмятежность»). Она очень важна.

Не менее важно применять анализ при рассмотрении тех или иных явлений, как бы проникать в их сущность, применять Випашьяну («проникновение» с санскрита).

Когда «проникновение» объединяется с «безмятежностью» — это обеспечивает благоприятные условия для получения опосредованного знания о пустоте. Со временем приходит и прямое её понимание. Необходимо постоянно убеждать себя в том, что в последнем нет ничего невозможного.

учение о пустоте в буддизме

Что же это за загадочная пустота? Под шуньятой в буддизме понимается не то, что что-то является пустым на бытовом уровне. Ведь если всё было бы пустым, и ничего бы не существовало, то кто бы писал эту статью и для кого?

Вышеупомянутые философские школы сломали немало копий, доказывая истинность своего видения понятия пустотности. Проще всего объясняли пустоту представители Вайбхашики. Глубже всех её поняли мадхьямики – их школа считается символом высокой философской мысли.

Но мы пойдём, как рекомендовал Будда, срединным путём и вначале рассмотрим представления саутрантиков.

Саутрантика

Есть одна общая идея, с которой согласны представители всех этих школ. Она заключается в том, что корень зла, источник всех проблем и причина многократных перерождений в сансаре – это незнание. Но само незнание трактуется всеми школами по-разному.

учение о пустоте в буддизме

С момента первого крика человека и далее, в процессе роста и развития, его не покидает ощущение истинности его «я». Например, когда его оскорбляют, он чувствует обиду где-то глубоко внутри, и от этого возникает иллюзия, что там, внутри, есть некое «я», которое существует, и которое можно потрогать.

Такое представление о своём «я» и является незнанием. На самом деле «я», конечно же, существует, но не в той форме, как это мыслится. Оно является пустым с точки зрения буддийского учения, пустым от неизменности своего существования.

На «я» постоянно воздействуют внешние силы, и от этого оно непрерывно меняется, то оно на подъёме, то в унынии. Но если попробовать его найти, то окажется, что его нигде нет. Поэтому из одной крайности: «я» не зависит ни от чего и самодостаточно, можно удариться в другую: раз никто не может его найти, значит, его нет.

Рассмотренные точки зрения являются крайними в понимании пустотности: предельно реалистичное восприятие пустоты и полностью отрицающее. Большинство людей склоняются к первому варианту: они считают, что их «я» ни от чего не зависит.

Саутрантики так не думают. Они придерживаются золотой середины: «я» существует, но оно зависимо. А раз оно от чего-то зависит, то оно не может быть самодостаточным, так как это два взаимоисключающих качества.

Главный довод о зависимости, который приводят представители Саутрантики, что в отношении «я» отсутствует изменение по числам. Если есть что-то одно, то такого должно быть и много, иначе оно просто не существует. А «я» не бывает во множественном числе.

учение о пустоте в буддизме

Что касается единственного числа, то тут в качестве доказательства того, что «я» не является чем-то единым, приводятся другие утверждения. «Я» состоит из частиц, те, в свою очередь, из других частиц, и, в результате, всё это взаимозависимо. Следовательно, «я» не обладает единственным числом.

Мадхьямика

Обретя просветление, Будда не спешил донести знание о пустоте до своих учеников сразу в конечном виде. Он боялся быть непонятым и только нанести им этим вред. Поэтому он делился знаниями поэтапно.

Школа, где проповедуют наиболее полный вариант учения Будды о пустотности – это, как уже говорилось, Мадхьямика. Она, в свою очередь делится на Сватантрику (умеренную) и Прасангику (радикальную).

Произошло это деление, возможно, оттого, что Нагарджуна, учёный из Индии, основавший эту школу, не уточнил некоторые сложные теоретические моменты. И его ученики истолковали их по-своему.

Тем не менее, лама Цонкапа попытался привести в соответствие с первоисточником все теоретические выкладки этой школы. И это ему удалось.

учение о пустоте в буддизмеЛама Цонкапа

Согласно учению этого наставника, все объекты можно анализировать абсолютно и относительно. Результатом абсолютного анализа будет являться пустота. Но с относительной точки зрения эти объекты существуют.

Самое высокое понятие пустотности, которое проповедуется Мадхьямикой Прасангикой доступно пока избранным. Существует даже легенда о том, как один йогин, достигший высокой степени реализации, медитировал в горах и обратился к Манджушри, бодхисаттве мудрости.

Он хотел узнать, многие ли послушники правильно поняли учение Будды о шуньяте. Ответом божества было: «Совсем немногие».

Всё это трудно понять неподготовленному и далёкому от философии человеку. Но если вы всё же решитесь вникнуть в эту теорию до конца, великие учителя рекомендуют повторять периодически мантру «ОМ АРА ПАЦИ НАДИ».

Это мантра Манджушри. Она поможет развить интеллект и постичь эту сложную философию.

учение о пустоте в буддизме

Заключение

Опытные наставники говорят о том, что, получив знания о пустотности, не нужно начинать сразу же медитировать на шуньяту. Нужно послушать нескольких учителей, ознакомиться детально с философскими взглядами разных школ, пропустить информацию через себя, поразмышлять о ней.

И только получив полное представление, начинать медитацию, и тогда уже, не останавливаясь, идти к своей цели.

На этом, друзья, мы прощаемся с вами. Будем благодарны, если вы поддержите блог, поделившись ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях.

Источник

1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ

1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ

Когда Будда достиг просветления, в течение нескольких недель после этого он не давал никаких учений. Все это время он пребывал в медитации на пустоту. Затем к Будде пришли мирские боги – Индра и Брахма – и попросили его дать учение ради блага всех живых существ, вращающихся в сансаре. Будда сказал им: «Я реализовал драгоценнейшее из всех учений, но если я сейчас открою его людям, оно не принесет им пользы. Поэтому пока я буду хранить молчание». В данном случае Будда имел в виду учение о пустоте.

Если люди неправильно поймут учение о пустоте, оно принесет им больше вреда, чем пользы. Мой учитель говорил: «Постичь пустоту – это все равно что снять бриллиант с головы змеи. Если ты допустишь ошибку – схватишь змею не за шею, а ниже – змея тебя ужалит, и ты можешь умереть. Но если тебе удастся ухватить ее за шею, бриллиант будет твоим». Поэтому вы не должны искать пустоту вслепую. Действуйте постепенно, не спеша, и тогда у вас все получится.

Сколько бы мы ни медитировали на отречение, бодхичитту и ясный свет ума, без понимания пустоты мы никогда не освободимся от сансары. Поэтому лама Цонкапа сказал: «Постарайтесь понять взаимозависимое происхождение». В данном случае взаимозависимое происхождение – это один из аспектов пустоты. В буддизме пустота и взаимозависимое происхождение представляют собой единое целое, которое рассматривается с разных точек зрения. Возьмем мельчайшую частицу. С одной стороны, ее можно рассматривать как атом, с другой – как энергию. Как видите, используются два названия, которые характеризуют один и тот же объект с разных сторон. Если вы поймете этот закон – закон сохранения массы и энергии – то можно сказать, что вы поняли науку. Это несложно. То же самое и с пустотой. С одной стороны пустота – это пустота, а с другой – взаимозависимое происхождение. Противоречия между этими понятиями нет. Осознав это, вы познаете теорию взаимозависимого происхождения.

А теперь я объясню, почему нам необходимо постичь пустоту. Каждый из нас хочет быть счастливым и не желает страдать. Мы знаем, что страдание имеет свои причины – как грубые, так и тонкие. Грубые причины всем нам хорошо известны – это болезни и прочие несчастья. Они являются следствием негативной кармы и омрачений. Когда у вас в жизни случается беда, например, вы попадаете в аварию, вам кажется, что это случилось из?за явной причины – из?за столкновения с другой машиной. Однако основная причина всего того, что с нами происходит – это карма. Если у вас есть карма попасть в аварию, найдется и причина для аварии. Почему вы оказались в определенном месте в определенное время? Вас занес туда кармический ветер. Например, сколько бы вы ни поливали водой незасеянное поле, деревья на нем не вырастут. Но если в земле есть семена, то, когда вы польете поле водой, они прорастут. Так и карма проявляется при возникновении соответствующих условий. Всю негативную карму создает ваш омраченный ум, полный конфликтующих эмоций. В настоящее время именно это и является причиной как ваших страданий, так и страданий других людей. Это самая настоящая болезнь, которой вы страдаете с безначальных времен и по сей день. Если вы не вылечитесь от нее, то снова и снова будете создавать большое количество негативной кармы и вследствие этого постоянно испытывать страдания. Вашим страданиям не будет конца. Это и называется сансарой. Сансара – это вступление в круговорот перерождений под влиянием омрачений.

Откуда же берутся эти омрачения? Их порождают привязанность и гнев. А откуда берутся привязанность и гнев? Их коренная причина – неведение, то есть непонимание того, чем в действительности является наше «я» и окружающие нас предметы. Причина нашего самообмана состоит в том, что мы принимаем видимость явлений за их истинное существование и не пытаемся взглянуть на них повнимательнее. Мы верим, что вещи именно таковы, какими они нам кажутся. Но вещи существуют не так, как мы их воспринимаем, хотя это не означает, что вообще ничего не существует.

Вначале у вас возникает ложная концепция о своем «я» – например, это происходит, когда вы стоите на сцене перед переполненным зрительным залом. Затем эта концепция «я» начинает вас защищать – лжет и приписывает вам черты характера, которыми вы не обладаете. В общем, вы ведете себя неестественно. Если кто?то вам скажет: «Какой ты великий!», вы привязываетесь к этой мысли.

Вы начинаете выделять этого человека среди остальных, считать его своим другом. А другой человек, возможно, называет вас дураком и вызывает у вас гнев, но вы стараетесь скрыть свои чувства, поскольку боитесь, что люди вас осудят. Однако, глядя на него, вы все равно думаете: «Он мой враг». Так в вашем сознании возникает деление людей на друзей и врагов.

Еще один пример. Предположим, в вашем сознании присутствует некий конкретный, определенный образ России. В этом случае ваше «я» отождествляет себя с Россией. Если кто?то скажет: «Русские – дураки», вы впадете в бешенство. Но, в действительности, вы и понятия не имеете о том, что такое Россия. Где именно находится Россия? Отождествляя себя с россиянином, москвичом или буддистом, вы словно следуете за морской волной. Если кто?то хорошо отзывается о буддистах, вы взмываете вверх на гребне этой волны. Но если кто?то скажет: «Буддисты плохие, они пьют слишком много водки, занимаются какой?то странной Тантрой», то вы вместе с волной обрушитесь вниз.

Итак, из?за своего неведения мы создаем очень много негативной кармы. Негативная карма создается спонтанно, потому что негативна сама структура механизма нашего ума. Он подобен ветряной мельнице, которая при порывах ветра вращается в определенную сторону. Каков лучший способ остановить ее? Руками удержать ее лопасти невозможно. Один или два дня вы можете сдерживать ее вращение, но потом ваши силы иссякнут. Поэтому искусственное, насильственное торможение – не действенный метод.

В каждой религии говорится о том, что нужно быть хорошим человеком – добрым и не приносящим вреда. Нет религии, которая проповедовала бы гнев или негативные черты характера. Каждая религия указывает нам верный путь. Тем не менее, в каждой духовной традиции существуют свои методы развития в чело веке положительных качеств. Почему негативное поведение так привычно для нашего ума? Ответ на этот вопрос дается в очень немногих религиях. Я говорю не о древних истоках духовных традиций, а о сегодняшнем дне. Сегодня мало кто знает, как изменить механизм работы нашего ума.

Как я уже говорил, с точки зрения буддизма именно из?за неведения в уме спонтанно проявляются отрицательные качества: гнев, зависть и тому подобное. Это основной двигатель работы сознания. С помощью двух вспомогательных двигателей – привязанности и гнева, он заставляет колесо ветряной мельницы вращаться в определенную сторону. Это и есть сансара. А что такое освобождение? Это обратный механизм, при котором все позитивные состояния ума возникают спонтанно, а негативные состояния отсутствуют.

Итак, колесо должно вращаться в обратную сторону. Что мы должны для этого сделать? Нам нужно заменить неведение на мудрость, непосредственно постигающую пустоту. Затем мы меняем вспомогательные механизмы – привязанность на отречение, а гнев – на ум, который заботится о других. И тогда колесо само по себе начнет вращаться в противоположную сторону. Это и называется освобождением. Достичь его мы можем только благодаря нашему собственному уму. Ум действительно на это способен. И это не просто отвлеченная теория. На протяжении тысячелетий множество великих мастеров исследовали ее, анализировали и практиковали, и достигли высоких результатов.

С моей точки зрения, это самое драгоценное знание, которое есть на Земле. Что касается технологии, то вполне возможно, что в других цивилизациях она находится на гораздо более высоком уровне, чем у нас. Но если мы поделимся с жителями других миров этой мудростью, то, я уверен, они высоко ее оценят и начнут относиться к нашему миру с уважением. Многие буддийские мастера перед смертью молятся о том, чтобы переродиться именно в этом мире, который в буддизме называется Дзамбулинг, а не где?либо еще, потому что только здесь есть эта великая мудрость.

Вопрос: Когда во мне возникает какое?либо негативное состояние ума, достаточно ли просто его распознать? Или же я должен почувствовать сожаление об этом? Или мне нужно расценивать это как проявление активности моего гуру, который таким образом пытается помочь мне очиститься от негативной кармы?

Ответ: Когда вы созерцаете свой ум во время медитации, то какие бы концепции у вас ни возникали – негативные или позитивные – не следуйте за ними. Просто пребывайте в созерцании своего ума и следите за тем, что придет вслед за этой концепцией. Если вы увлечетесь концепцией, у вас появится много всяких мыслей. Оставайтесь в созерцании, наблюдая за умом с помощью бдительности – мельчайшей части ума. Вначале вам будет казаться, что концепций у вас очень много. Это хороший знак, который говорит о том, что вы наконец?то начали осознавать, сколько в вашем уме концепций. Если вы идете по улице в рассеянности, то не замечаете, какое количество машин движется по дороге. Но если вы остановитесь и сосредоточите свое внимание на потоке транспорта, то решите, что сегодня на дороге более оживленное движение, чем обычно. В действительности машин на дороге столько же, сколько и всегда, но когда вы впервые обратите на них внимание, вам покажется, что их больше. Точно так же во время созерцания своего ума вы вдруг осознаете, сколько в нем концепций. Это довольно примитивная медитация, которая не имеет никакого отношения к Махамудре или Дзогчену. Иногда люди, выполняющие подобную медитацию, воображают, что занимаются Дзогченом или Махамудрой, и что этого для них достаточно. Это самообман.

Но медитация на уме – это специальная техника, и ее не следует применять в повседневной жизни. В повседневной жизни, если в вас возникнет негативная мысль, пресеките ее. В качестве противоядия от гнева займитесь медитацией на любовь и сострадание, размышляя о том, что те обидные слова, которые сказал вам тот или иной человек, были произнесены под влиянием неведения. При возникновении привязанности думайте о непостоянстве и смерти, о том, что когда?нибудь нам всем придется покинуть этот мир, что привязываться, в сущности, не к чему, то есть осознайте природу объекта своей привязанности. Тогда у вас будет меньше желаний. Желания делают из вас нищего. Будьте осторожны с привязанностью. Она отнимает у вас время и препятствует вашему освобождению от сансары. Привязанность обманывает вас. Она дает вам кратковременное счастье, но в конце концов приносит еще больше страданий.

Поэтому пытайтесь изменить негативные состояния своего ума, опираясь на учение Ламрим, и благодаря этому ваш ум постепенно изменится.

Читайте также

Постановка целей в пустоте

Постановка целей в пустоте Саваки-роси:Люди могут шагать в любом направлении – на восток, на запад, на юг или на север, – по любому пути, который им нравится.Всё, что мы делаем, распространяется в десяти направлениях. Вечность в данном моменте – важна только такая

Часть II. Учение

Часть II. Учение Имя и образ Бхайрава… Одно из бесчисленных имен Бога, называемого также Рудра и Шива. Имя «Бхайрава» вызывает суеверный ужас в сердцах невежественных людей, и неудивительно — в рамках народного индуизма Бхайрава считается самой разрушительной и

Учение и Его плод

Учение и Его плод Согласно Учению, существует Реальность, находящаяся за пределами мыслей и описаний, но в то же время являющаяся Природой, Сутью и Основой для всей вселенной, для бесчисленных миров и измерений. Эту изначальную и бесконечную Реальность называют Богом,

Глава 17 Размышление о пустоте

Глава 17 Размышление о пустоте 6 сентября 1976 г. Зал Будды Гаутамы, г. Пуна, ИндияБудда сказал:Те, у кого есть страсти, никогда не смогут осознать путь, ибо это похоже на вспенивание руками чистой воды. Люди могут приходить сюда, желая найти отражение собственных лиц, которых,

Учение о стратегии

Учение о стратегии Солнце вставало над озером Сиху, окутанным утренним, светлым, как улыбка, туманом. С севера, запада и юга его окружили величествен­ные холмы, а на восточном берегу расположились роскошные дома знати, предпочитавшей селиться в центральной части этого

УЧЕНИЕ БУДДЫ

УЧЕНИЕ БУДДЫ По мере того, как человек познавал окружающий мир, менялись и его представления о Первопричине этого мира, о его устройстве, о его назначении. Вначале человек воспринимал только фрагменты окружающего мира, и в каждом из них он видел своего бога. Но по мере

УЧЕНИЕ ХРИСТА

УЧЕНИЕ ХРИСТА В сущности, мы уже изложили все основные положения учения Христа по мере хронологического описания Его жизни. Но имеет смысл подвести итог и кратко еще раз высветить основные моменты учения, которое изменило наш мир. Потребность в этом очевидна, поскольку

Наставление в контексте учения о пустоте

Наставление в контексте учения о пустоте Я очень рад видеть вас здесь сегодня. Несмотря на то, что сейчас все очень заняты предновогодней суетой, вы всё же нашли время для того, чтобы прийти на учение. Как вы знаете, пятнадцатого января я уезжаю в Индию, а по возвращении

3. ЧИТТАМАТРА. ТЕРМИНОЛОГИЯ В УЧЕНИИ О ПУСТОТЕ

3. ЧИТТАМАТРА. ТЕРМИНОЛОГИЯ В УЧЕНИИ О ПУСТОТЕ Чтобы правильно понять пустоту, вы должны постараться получить о ней целостное учение, с разных сторон и во всех подробностях, не довольствуясь отрывочными сведениями об этом предмете. Кроме того, для вас очень важно точно

Введение. Как учение Срединного пути пришло в Тибет

Введение. Как учение Срединного пути пришло в Тибет Цель нашей практики Дхармы – обрести постижение подлинной природы реальности. Для того чтобы в полной мере постичь истинную природу феноменов[1], необходимо медитировать. Существует множество различных способов

Источник

Пустота: размышления о том, чего нет

учение о пустоте в буддизме

П устота. Сложно себе представить, что это такое. Да и в зависимости от контекста смысл может быть совсем разный. И казалось бы, разве можно долго обсуждать то, чего нет. Но пустота — это достаточно глубокое понятие. Настолько же глубокое, насколько и непостижимое. Межгалактическое пространство — это типичный пример пустоты в материальном мире. Там нет ничего, даже времени и пространства. И если сравнивать межгалактическое пространство с нашим сознанием, то именно к такому состоянию сознания стремятся последователи некоторых направлений в йоге — к пустоте сознания.

Что такое пустота? Что такое пустота сознания? Бывает ли пустота в душе? Что такое пустота с точки зрения буддизма? Как мы можем видеть, это понятие достаточно абстрактное. Попробуем в нём разобраться.

В повседневном нашем сознании пустота воспринимается как нечто негативное. К примеру, часто можно слышать такие высказывания, как «пустота в душе» или «пустота в жизни». Но это высказывание не совсем верно. Пустота — это отсутствие всего, это само небытие, а разве может в небытии возникнуть страдание, которое подразумевается под «пустотой в душе»? Вопрос риторический. Пустота — это изначальное, точка отсчёта, ноль. А страдание — это уже состояние со знаком «минус», значит, «пустота в душе» — не совсем корректное описание той же депрессии и тому подобных состояний.

Мы можем сколько угодно резонёрствовать на тему того, что пустота не может быть со знаком минус, и о том, что то, что люди называют пустотой в душе, вовсе пустотой не является. Но проблема, о которой говорят люди, пусть и не совсем корректными терминами, остаётся, и что с этим делать?

учение о пустоте в буддизме

Можно представить себе некоего состоятельного господина, который потерял ключи от собственной сокровищницы и вынужден нищенствовать. У него сейчас самая что ни на есть материальная пустота — в карманах, желудке и так далее. Но ведь на самом-то деле он богат, просто не может открыть дверь к этому богатству. В духовном мире то же самое: внутри нас сокрыто огромное богатство, а мы продолжаем «голодать» духовно, ища жалкие крохи удовольствий где-то во внешнем мире. Один очень мудрый человек, который был на нашей земле 2000 лет назад, говорил: «Царство небесное внутри вас есть».

Но даже самые ближайшие из его учеников так и не поняли его наставлений и продолжают искать это царство где угодно, но только не внутри себя. А их учитель добавлял: «Где сокровища ваши — там будет и сердце ваше». А теперь давайте подумаем: если сокровища наши — это какие-то праздные развлечения, алкоголь, еда и так далее, то где будет сердце наше? Вот там примерно и будет.

И вслед за этим неизбежно наступает пустота, потому что эти сокровища иллюзорны. Быть может, кто-то думает, что кувшин с вином — отличный собеседник и проводник в мир блаженства, но нет, он коварный и собеседник, и проводник. Обещая неземные наслаждения, он бросает своего подопечного в самый трудный момент. А дальше и начинается то, что мы называем «пустотой в душе». И чтобы этой пустоты не было, нужно, как говорил всё тот же великий мудрец, «собирать сокровища на небе, а не на земле».

Это, разумеется, метафора. Речь идёт о том, что наши богатства в первую очередь должны быть духовными, а не материальными. Потому что если наше счастье зависит от внешних условий, то мы тяжело больны и несчастны на самом деле. И тогда любая перемена во внешних условиях — это путь к пустоте души. Если же сокровища наши в духовном мире, то никакие мирские бури не смогут опрокинуть лодку нашего сознания, плывущую в вечность.

учение о пустоте в буддизме

Пустота в буддизме

Шуньята, или «пустотность». Эта концепция буддийскими учителями справедливо считается одной из тяжелейших для постижения. На теоретическом уровне всё относительно просто. Пустотность — это взаимозависимость вещей и явлений, а именно отсутствие постоянной природы у вещей и явлений. Проще говоря, концепция пустоты в буддизме говорит нам о том, что всё возникает в силу условий и ни одно явление не может иметь постоянную природу — реальность изменчива, как поток горной реки.

И этот поток и есть то, что мы называем пустотой. Ведь сколько ни щёлкай фотоаппаратом, пытаясь запечатлеть реку, каждый раз горный поток будет выдавать новую картинку. И где же в этом случае его истинная природа? Получается, что нигде. Это и есть пустотность.

К примеру: есть семя, из которого вырос цветок, а затем цветок этот опал лепестками на землю. Семя, цветок и опавшие лепестки — всё пустотно, потому что это лишь временные состояния. Состояния чего? Состояния… пустоты. Пустота вырвалась из семени, дав побег, пустота расцвела ярким цветом, пустота опала лепестками на землю. Это практически непостижимо для ума, но зато постижимо для сердца.

И именно постижению концепции пустоты или так называемому чистому видению буддийксие монахи и посвящают всю жизнь. И именно поэтому шуньята является концепцией Махаяны — Великой Колесницы, которая является более продвинутой версией учения Будды для тех, кто уже избавился от грубых иллюзий.

учение о пустоте в буддизме

В буддизме есть четыре вида пустоты:

Теория пустоты: ничего нет?

Восточные философы некоторых направлений предлагают начать с простого — принять идею о том, что ничего нет. Это в стиле философии адвайта-веданты, адепты которой, и правда, внушают себе, что всё — иллюзия. Однако, как советовал тот же Будда, следует придерживаться «срединного пути», и он же говорил о том, что вещи всё же существуют, а их пустотность и иллюзорность заключается в том, что они временны и взаимозависимы.

Но это не отменяет того, что вещи, хоть и непостоянно, но существуют. Есть одна притча о том, как учитель долго слушал мудрствования своего ученика о том, что всё — иллюзия, а потом так огрел того палкой, что у него вся идея пустоты сразу посыпалась звёздами в глазах; учитель же рассмеялся и говорит: «Откуда боль, если палки не существует?».

С точки зрения квантовой физики, действительно, всё состоит из пустоты чуть менее, чем полностью. Практически вся масса атома содержится в его ядре, а само оно занимает примерно одну десятитысячную размера атома. А всё остальное остаётся, в сущности, пустотой. Почему же объекты остаются плотными и твёрдыми? Это объясняется процессами притяжения и отталкивания между атомами. Так, стена кажется плотной лишь потому, что её атомы притягиваются друг к другу. Но, например, нагревание ослабляет связи между атомами, поэтому раскалённое железо становится жидким и теряет свою плотную консистенцию.

Квантовая физика говорит о том, что материи вообще не существует. Об этом говорил ещё сам Эйнштейн: «Всё состоит из пустоты, а форма — сгущённая пустота». Проще говоря, всё, что нас окружает — это лишь разные формы одной и той же пустоты. Это в какой-то мере созвучно с философскими идеями о том, что всё, что нас окружает, есть проявление Бога в той или иной форме. И можно сказать, что эта пустота, изначальное чистое сознание и есть Бог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *