В наступившем XVIII веке свирепствовали малярия, холера, туберкулез, сифилис, тифы, дизентерия, не говоря уже о почти поголовной глистной инвазии. О существовании многих других опасных болезней либо не знали вообще, либо только смутно догадывались. Врачебными диагнозами на все случаи жизни были «лихорадка» и «горячка».
В-третьих, во времена Ганемана не было известно, что действующее начало хинной корки, алкалоид хинин, в токсических дозах действует на матку, печень, мозг и слуховой нерв, но озноба не вызывает. Наблюдаемые им симптомы озноба после приема хинной корки были результатом воздействия других токсических веществ, содержащихся в коре (их более 30). Никакого отношения к лечению малярии они не имеют.
Таким образом, сегодня нет сомнений в том, что основополагающий эксперимент Ганемана, ставший аксиомой для принципа выбора медикамента по сходству симптомов отравления лекарственным веществом и болезни, был изначально ложным.
По целому ряду счастливых для Ганемана обстоятельств «открытые» им принципы были приняты медицинским сообществом того времени. Сейчас известно, что хинная корка кроме хинина содержит жаропонижающий алкалоид цинхонин, следовательно, она действительно снижает температуру, что в то время считалось не устранением симптома, а излечением болезни. Благодаря снижению назначаемых доз больные перестали умирать от передозировок лекарств. И, наконец, новый принцип выбора лекарств оказался настолько простым и понятным, что был мил даже полным медицинским невеждам. А по милу и хорош.
Принцип, основанный только на сходстве симптомов болезни и отравления, видимо, в конце концов начал вызывать сомнения даже у самого Ганемана, иначе не понять, зачем над ним была воздвигнута одна сложная надстройка: в гомеопатическую теорию автор добавил еще три принципа.
О ТЕРМИНАХ И ДОЗАХ
Что же представляют собой современные гомеопатические препараты? В абсолютном большинстве это хорошо известные минеральные вещества, растительные экстракты или продукты животного происхождения. Практически все они либо применялись либо применяются по сей день в фармацевтике. Почему их называют «гомеопатические средства»? Что, спрашивается, гомеопатического в азотнокислом серебре, цинке, фосфоре, кальции, опиуме, арнике, белладонне, дигиталисе, яде пчел и т. д.? Обычно принципам гомеопатии соответствует только сверхмалая доза вещества в лекарственном препарате, о принципе подобия фармацевты зачастую и не вспоминают.
На мой взгляд, принципы Ганемана чужды физиологии человека. Например, в случае инфекции организм борется именно с ней, а не с симптомами, активируя иммунную систему. При сердечной слабости в предсердиях вырабатывается мочегонный натрийурический гормон. При недостатке кислорода повышается количество эритроцитов. По Ганеману получается, что человеческий организм сам себе аллопат.
Латинский глагол placebo означает «понравится» (будущее время от «нравится»). Эффект плацебо врачи не забывают и сейчас, поскольку во многих случаях лучше дать пустышку (обычно витамины), чем сильнодействующие средства с неизвестными последствиями. Помогало и помогает. Особенно это касается психиатрии, где положительные эффекты лечения «пустышкой» достигаются чаще, чем в других отраслях медицины. Но почему?
Знаменитый американский популяризатор медицинских знаний Н. Казин, находясь в гостях у философа-гуманиста и врача Альберта Швейцера в Центральной Африке, писал: «. я спросил, как доктор относится к тому факту, что любому из нас знахарь или колдун может помочь. Он ответил, что я заставляю его раскрыть секрет, который врачи держат при себе еще со времен Гиппократа». В чем же секрет, про который упоминает Швейцер? Знахарь преуспевает по той же причине, по которой и врачи добиваются успеха в лечении. Каждый пациент носит в самом себе своего собственного врача. Он приходит в больницу, не зная этой простой истины. Наилучшие результаты лечения достигаются, когда врачу, который находится внутри каждого пациента, дают возможность «приняться за работу».
В книге «Гомеопатия» (М.: Медицина, 1960) читаем: «В тех случаях, когда нам не удается при помощи наших средств добиться благоприятных результатов, мы охотно обращаемся и к другим средствам и методам и применяем сильнодействующие медикаменты академической медицины». При этих условиях есть все основания полагать, что если болезнь гомеопатическими препарата ми неизлечима, то человек, обратившийся к гомеопату, не останется без помощи.
Наибольшее количество холестерина содержится в желтке куриного яйца. Так что желающим заработать много денег рекомендую рецепт: «Растворите один желток в спирте в отношении 1 : 1 000 000 000 000 000 00 000 000 (так разводят гомеопаты горный хрусталь), назовите препарат «антисклерин» и торгуйте. Но торопитесь, желающих разбогатеть много.
– Гомеопатия: что это? – Проводя разделительную линию: гомеопатия или не гомеопатия? Часть I
Д-р Андре Сэн (Канада)
Проводя разделительную линию: гомеопатия или не гомеопатия? Ч. I
American Journal of Homeopathic Medicine, 2002, 95:69–88
Перевод Зои Дымент (Минск)
Во что превратится наше мастерство (которому поручена ответственность за человеческую жизнь), если фантазии и прихоти одержат верх над ним? 1
Д-р Моррисон заявляет о строгости в мыслях и практике. Я хотел бы предложить читателю не принимать это как должное, а внимательно изучить доказательства, имеющиеся у нас.
Доктрина сигнатур
Ганеман выразился очень четко относительно использования любых сигнатур. Он сказал:
Во-вторых, д-р Моррисон говорит:
Простите, но я еще раз должен сказать, что это также абсолютно неверно. Ганеман никогда не выступал против значения «поверхностной концепции о внешних признаках». Напротив, он подчеркивал, что все, что воспринимается всеми чувствами, просто означает все, что воспринимаемо. Он не мог выразиться яснее по этому вопросу.
В-третьих, д-р Моррисон пишет:
Кроме того, основные толкователи доктрины сигнатур явно противоречат утверждению д-ра Моррисона о том, что во времена Ганемана адаптивное поведение и привычки лекарства растительного или животного происхождения не входили в состав доктрины сигнатур.
Якоб Бёме (1575–1624) в книге «Сигнатура во всех вещах» (The Signature in All Things,) пишет:
1. Поэтому наибольшее понимание находится в сигнатуре, по которой человек может не только научиться познавать самого себя, но c ее помощью может научиться познавать сущность всех сущностей, ибо по внешнему виду всех живых существ, по их деятельности, склонностям и желаниям, а также по звукам, голосу и речи, которые они произносят, скрытый дух становится известным.
И Освальд Кроллиус (1560–1608) в своей книге «Трактат о сигнатурах внутренних вещей» (Treatise of Signatures of Internal Things) пишет:
Все эти понятия о сигнатурах, которые явно включают «действия и качества» (или, как у д-ра Моррисона, «поведение и привычки») и многое другое, известны каждому, знакомому с историей доктрины о сигнатурах. Ганеман имел все это в виду на протяжении почти пятидесяти лет развития своего учения, когда категорически отвергал все спекуляции, в том числе все сигнатуры, используемые как способ предсказания внутренних целебных свойств лекарств. С другой стороны, это не следует путать с тем фактом, что подобие может существовать между симптомами в прувинге и свойствами исходного источника лекарства. Вопрос, который следует абсолютно точно прояснить здесь, заключается в том, что попытка угадать симптомы или показания к назначению по свойствам исходного вещества ненадежны, ненаучны и абсолютно противоречат гомеопатической методологии.
Это также не следует путать с возникающими иногда постфактум ассоциациями, проведенными преподавателями Материи медики между симптомами прувинга и характерными чертами исходных веществ. В лучшем случае эти возникшие постфактум ассоциации делают изучение Материи медики причудливым и красочным, но это никогда не следует путать с постулированием априори, используемым для назначения в соответствии с доктриной сигнатур. Допуск доктрины сигнатур в гомеопатию, защищаемый подписавшими письмо в редакцию, является не только напрасной попыткой фальсификации истории, но, что еще серьезнее, искажением гомеопатии.
Как еще яснее мог выразиться Ганеман, что абсолютно фундаментальное значение для гомеопатии имеет то, что лекарства должны сначала пройти прувинг на здоровых, а затем должны быть подтверждены на больных, и все это без введения каких-либо толкований или какого-либо теоретизирования? В § 108 «Органона» он пишет:
В 1830 году в предисловии к «Чистой Материи медике» он пишет:
Сигнатура считалась знаком магического вмешательства в судьбу, которая оказывает фатальное воздействие. Более того, сигнатуры могли быть подсказками об ошибках и образе жизни в прошлых воплощениях. Одним из первых трактатов, обобщающих учение о сигнатурах, написал древнеиндийский астролог Брахмагупта, живший во II веке н. э. Позже в западной Европе учение о сигнатурах было упомянуто трудами известным алхимиком, врачом и оккультистом Парацельсом. Его теория гласила, что в учение входят четыре составляющих: физиогномика, френология, хирология и метоскопия.
Связанные понятия
Основоположники современной теософии с момента образования в 1875 году Теософского общества стремились показать, что их идеи могут быть подтверждены наукой. По мнению профессора Олафа Хаммера, в конце 19-го века теософская доктрина приобрела в Европе и Америке широкую известность, благодаря многочисленным публикациям, содержащим её упрощенное изложение и, в частности, утверждающим, что теософия «включает в себя» и науку, и религию, выступая, таким образом, как «научная религия», или «религиозная.
Греческий философ Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.), ученик Платона, разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени.
В буддизме та́нтра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.
Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. В прошлом астрология сыграла определённую роль в становлении наук о небесных телах и о человеке.
Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim; 21 сентября 1493 года, город Эг, кантон Швиц — 24 сентября 1541 года, Зальцбург) — знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.
Новое в технологии приготовления препаратов
Парацельс и его последователи положили начало анализу суммарных извлечений из растений, то есть фармацевтической химии.
Учение о сигнатурах
Весьма значительна роль Парацельса в формулировании и развитии учения о сигнатурах (signa naturae – знак природы). Таким образом, была сформирована органо-химическая система, предусматривающая воздействие на определенные пораженные части тела с помощью химических средств.
Законченную систему учения о сигнатурах предложил именно Парацельс. Он писал: «Свойства и силу растений узнают не по Диоскориду или Мацеру, а по сигнатуре, которым природа отметила каждое растение».
В качестве примера применения метода сигнатур он приводил зверобой с продырявленными листьями для лечения колотых ран, колючий чертополох — против внутренних колик, очанку с черным пятном на лепестках — для лечения глазных болезней, легочницу, слоевище которой имеет форму легкого и губчатое строение, — при легочных заболеваниях, кольчугообразный, длинный лук – против схваток. Для желтухи использовались растения с желтыми цветками – календула, одуванчик, Для лечения болезней сердца применялись цветки с лепестками в форме сердца –фиалку трехцветную. Чистотел, по Парацельсу, помогает против желтухи потому, что у него желтый сок, а анакардиум(Anacardium orientale) может лечить болезни сердца, так как плоды его имеют форму сердца. Он восклицал: «Кто же станет выписывать для печени генциану (горечавку), какой врач найдет лекарство для желчи в манне, меде, полиподии (папоротнике)? Никто, ибо подобное лечится подобным». По этим сигнатурам, по мнению Парацельса, можно отыскивать то лекарство, которое предназначено против той или иной болезни, и тогда нет необходимости называть болезни своими именами, а нужно их именовать по действующим против них лекарствам: «Парацельзий говорит: «Естественный, действительный врач говорит: это Morbus terebinthinus, это Morbus sileris montani, это Morbus helleborinus и проч., а не это Bronchus (бронхит),это Rheuma (ревматизм), это Coriza (насморк), это Catarrhus (катар). Эти названия происходят не из сущности лекарств; потому что подобное должно уподобляться и по названию своему подобному» (Амеке, 1889).
Перевод статьиКристофера Джонса, которая размещена на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней рассказывается о связи истории хиромантии в XVI столетии с именем известного алхимика и врача Парацельса.
Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм
Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (1492-1541)*, также более известный как Парацельс, является, пожалуй, одной из наиболее спорных фигур в истории западной медицины. Его влияние на мир медицины все еще сохраняется и сегодня, поскольку он был первым врачом, который приписывал некоторые болезни действию того, что мы ныне называем «микробами».
Однако подход Парацельса к медицине был очень нетрадиционным даже по меркам его времени. По причине необычной медицинской философии и странствующего образа жизни некоторые авторы в настоящее время сомневаются, что Парацельс на самом деле когда-либо получал полное медицинское образование (full medical licence). Однако на практике он был и доктором медицины, и аптекарем и считал очень важным получать познания об исцелении с помощью непосредственного контакта со своими пациентами — практика, которая почти что отсутствовала в медицине XVI века.
Хотя Парацельс родился в Швейцарии, он много путешествовал по Германии, Франции, Англии и итальянским университетам, чтобы углубить свои медицинские познания и даже успел послужить в Венецианской армии в качестве военного хирурга. Его взгляды на медицину и философия медицины находились, с одной стороны, под сильным влиянием оккультной науки и суеверий, а с другой, — сверхъестественных и теологических идей. Для Парацельса четырьмя столпами медицины были философия, астрология, алхимия и оккультные добродетели, а сутью исцеления он полагал любовь и правильные взаимоотношения с Богом. Он стремился привнести в свою медицинскую практику идею взаимопроникновение микрокосма и макрокосма, не замечая реального различия между естественным и сверхъестественным.
Для Парацельса силы природы имели первостепенное значение, поскольку он видел, что природа, по сути, является куда более великим целителем, нежели сам медик. Он обучался алхимии и Каббале** и полагал, что изучение таких предметов, как астрология и хиромантия, является основополагающим для медицинской практики. Ибо: «Нет ничего в человеке, что не было бы отмечено в его внешности, поэтому по внешности мы можем обнаружить то, что имеется в человеке, который носит знак». Затем он перечисляет четыре способа, с помощью которых мы можем получить информацию о внутреннем человеке: это хиромантия, физиогномика лица и тела, а также его поза (осанка — posture), движение и жесты (мимика — gestures). Рука является лишь одним из проявлений многочисленных взаимосвязей внутреннего и внешнего и является важным инструментом в Искусстве Знаков или Доктрине Сигнатур***, основным защитником которых оставался Парацельс.
Однако его понимание хиромантии выглядит немного искаженным, поскольку он полагал, что это изучение как рук, так и ног! Более того, в одной из своих работ он говорит: «Существуют, однако, и другие виды хиромантии, например, те, что связаны с травами или листьями деревьев, древесиной, камнями, рудами, или хиромантия ландшафтов, дорог и рек и т.д.» Хотя это, возможно, просто утверждение о том, как внутренние добродетели или качества объекта могут быть узнаны по своей внешней форме, все же, он, кажется, вышел за границы собственно хиромантии и несколько спутал ее с геомантией!
В других случаях он также называет хиромантию «ложным искусством, которое относит себя к предсказанию», и классифицирует ее вместе с пиромантией и гидромантией как «ненадежное искусство», посредством которого человек может быть обманут и сбит с пути. Похоже, он больше интересовался самим принципом хиромантии, говорящим, что внешняя форма раскрывает внутреннюю сущность, нежели был практикующим специалистом по чтению руки как таковым. Несомненно, что нет ни одной письменной работы по хиромантии, которая бы упоминалась, как написанная им в различных списках его полных произведений. Таким образом, мы можем считать, что он фактически не был практикующим хиромантом.
Парацельс писал на значительное число разнообразных тем, хотя, похоже, он сталкивался со значительным противодействием при желании публикации своих работ. В дополнение к написанному по астрологии и алхимии, магии и таинственным силам в целом, он также создавал работы на теологические и религиозные темы, такие, как Псалмы, а также уделял внимание медицинским темам, подобным лечению истерии и сифилиса. Хотя его комментарии к хиромантии не являются особенно обширными и не предполагают того, что он много знал о подробностях практики хиромантии, все же фигура Парацельса делала его одним из главных защитников искусства хиромантии в свою эпоху.
* По современным данным, Парацельс родился 21 сентября 1493 года. ** Каббала — религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения. Каббала связана с осмыслением творца и творения, роли и целей творца, природы человека, смысла существования. *** Учение о сигнатурах — учение о взаимосвязях в живой и неживой природе, которая проявляется во внешнем подобии и отмечено особыми знаками (сигнатурами). Присутствует у Галена и Диоскорида, позже было развито Парацельсом и Якобом Бёме. Учение утратило научную актуальность в XVII веке. Одним из первых трактатов, обобщающих учение о сигнатурах, была работа, написанная древнеиндийским астрологом Брахмагуптой, жившим во II веке н. э.