учение о создании педагогического новшества его оценке и освоении педагогическим сообществом ответ
ответы на тест по педагогике
Тест по педагогике
для аттестующихся педагогических работников
Выбрать правильный ответ:
1. Программа развития образовательного учреждения
1. Личностные результаты
3) Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации относится к:
1. Регулятивным действиям
4) Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
действовать в рамках моральных норм относится к:
4. Личностным действиям
3. Общеучебным действиям
4. Личностным действиям
1. Структура учебной деятельности
1 Принцип полного образования
4. Принцип развивающего образования
3. Принцип природосообразности
12) Высшая форма профессиональной организованности педагогов, в которой каждый из участников разделяет общие ценности и смыслы инновационной
деятельности:
3. Проектная команда 4Ассоциация
1 . Педагогическая деятельность
2. Инновационная деятельность
3. Управляемость педагогической технологии
4. Концептуальность педагогической технологии
Поставить в соответствие: ^
— » Направлена на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»)
— Направлена на получение нового знания о том, как нечто может быть
— Направлена на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны(«реализация») делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике
27) Поставить в соответствие виду, компетентности педагогического работника ( информационная ; правовая ; коммуникативная ; профессиональная) его параметр:
— Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникативными способами
— Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком
— Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)
— Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач
Ответы на тесты педагогам
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по педагогике
для аттестующихся педагогических работников
Выбрать правильный ответ:
1. Программа развития образовательного учреждения
3. Базисный учебный план
4. Дополнительная образовательная программа
1. Личностные результаты
2. Метапредметные результаты
3. Предметные результаты
3) Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Познавательным действиям
4. Личностным действиям
4) Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
действовать в рамках моральных норм относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Познавательным действиям
4. Личностным действиям
5) Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Общеучебным действиям
4. Личностным действиям
6) Учебное занятие, основанное на коммуникативных универсальных учебных
действиях:
1. Урок информационного поиска
2. Урок прогнозирования
3. Урок нравственно-этического оценивания
7) Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки
учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок
преобразования модели, урок построения системы конкретно-практических задач,
урок контроля, урок оценки является:
1. Структура учебной деятельности
2. Приемы активизации познавательного интереса
3. Способы организации общения
4. Приемы формирования учебных навыков
1. Стратегия. 2 Подход
1 Принцип полного образования
2. Принцип вариативного образования
3. Принцип опережающего образования
4. Принцип развивающего образования
1. Принцип открытости
2. Принцип вариативности образования
3. Принцип опережающего образования 4. Принцип полноты образования
1. Принцип культуросообразности
2. Принцип индивидуализации
3. Принцип природосообразности
4. Принцип личностной ориентированности
12) Высшая форма профессиональной организованности педагогов, в которой каждый из участников разделяет общие ценности и смыслы инновационной
деятельности:
3. Проектная команда 4Ассоциация
3. Способ деятельности
1 . Педагогическая деятельность
2. Инновационная деятельность
3. Проектно-исследовательская деятельность
4. Экспертно-аналитическая деятельность
1. Педагогическая праксиология
2. Педагогическое консультирование
3. Педагогическое проектирование V
4. Педагогическая инноватика
1. Методический прием
1. Эффективность педагогической технологии
2. Воспроизводимость педагогической технологии
3. Управляемость педагогической технологии
4. Концептуальность педагогической технологии
1. Фасилитативная дискуссия
2. Кооперативное обучение
1. Социально-педагогическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
4. Дидактическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
4. Дидактическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
4. Дидактическое проектирование
Поставить в соответствие: ^
— » Направлена на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»)
— Направлена на получение нового знания о том, как нечто может быть
(«открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»)
— Направлена на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны(«реализация») делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике
27) Поставить в соответствие виду, компетентности педагогического работника ( информационная ; правовая ; коммуникативная ; профессиональная) его параметр:
— Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникативными способами
— Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком
— Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)
— Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач
28) Поставить в соответствие названию подхода к конструированию
образовательных программ ( спиральный ; линейный ; концентрический) его сущность:
— Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания
— Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний
— Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения
29) Поставить в соответствие методу обучения ( систематизирующий; познавательный ; преобразовательный ; контрольный) соответствующую ему дидактическую цель:
— Творческое применение умений и навыков
— Восприятие, осмысление, запоминание нового материала
— Обобщение и систематизация знаний
— Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция
30) Поставить в соответствие функции оценки ( информационная ; воспитательная ; диагностическая ; мотивационная) ее характеристику:
— Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала )
— Выявление причин образовательных результатов
— Поощрение и стимулирование учебной деятельности
— Формирование адекватной самооценки ученика
— Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов
— Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей
— Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата
— Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами
32) Поставить в соответствие форме обучения ( фронтальная ; коллективная ; групповая ;индивидуальная) ее характеристику:
— Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат
— Взаимодействие учителя с одним учеником
— Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами
— Организация основаниях совместной деятельности школьников на различных
— Единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов
— Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур»
— Единство многообразия, позволяющее каждому человеку выбирать и вырабатывать свою собственную позицию, собственную образовательную траекторию
— Формирование целостной картины мира, адекватной идее междисциплинарности систем знания
— Предполагает развитие личности учащегося на основе системы универсальных способов деятельности
— Предполагает идеальное конструирование и практическую реализацию, а также рефлексивное соотнесение замысла и последствий его реализации
— Предполагает формирование социально значимых компетентностей и концентрацию на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества
— Предполагает моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности
35) Поставить в соответствие методу обучения ( репродуктивный ; проблемное
изложение ; объяснительно-иллюстративный ; исследовательский) особенность его реализации:
— Учитель ставит перед обучающимися проблему и показывает путь ее решения; обучающиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания
— Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся (практическая или теоретическая)
36) Доставить в соответствие названию компоненты учебника ( творческая ;
информативная ; эмоционально-ценностная ; репродуктивная) ее сущностную
характеристику:
— Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности
— Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия
— Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание
— Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность
— Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности
— Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся
38) Поставить в соответствие типу педагогического опыта ( передовой
совершенствующий ; передовой преобразующий ; личный ; массовый) характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:
— Обладание основами профессии
— Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы
— Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов
— Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы
39) Поставить соответствие форме контроля образовательных результатов( текущий ; периодический ; итоговый ; предварительный) целевую ориентацию контроля:
— Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью
— Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
— Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям
— Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса
— Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический,
— Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез
— Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов
— Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый
41) Установить последовательность этапов проектирования в образовании:
1 Мотивационный 5Рефлексивно-экспертны
42) Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
2Репродуктивный метод 1Информационно-рецептивный метод 4 Частично-поисковый метод
3 Метод проблемного изложения 5 Исследовательский метод
43) Установить последовательность этапов организации проблемного обучения:
2 Введение проблемной ситуации
1 Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
3 Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
4 Проверка произведенного решения
44) Установить последовательность компонентов структуры учебной деятельности в логике ее формирования:
5Действия контроля и оценки 1 Познавательная потребность 3Учебная задача
2 Учебно-познавательный мотив 4Учебные действия
45) Установите последовательность ситуаций развития, направленных на освоение содержания и формы ведущей деятельности обучающихся:
46) Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:
3 Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
1 Изучение образовательной программы учебного курса
2 Определение основных блоков тематического плана
5Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана
4 Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
47) Установить последовательность стадий инновационного процесса:
1 Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
2Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса 3Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
5Перевод новшества в режим постоянного использования
4 Внедрение и распространение новшества
48) Установить последовательность элементов структуры творческого урока:
2 Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
1Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
3Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
5 Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи 4Демонстрация, результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
49) Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализомурока:
2 Содержательная характеристика темы урока
3 Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
1 Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
4 Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке
5Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности
50) Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического
опыта:
1 Организационный этап
3 Накопление и обработка фактического материала 4Оценка фактического материала и принятие решений
5Пропаганда, распространение, внедрение опыта
Конспект «Педагогическая инноватика как область педагогических знаний»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х годов прошлого века. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.
Сначала было движение учителей-новаторов. Теперь дошло и до ученых. В последние годы внимание ученых к инновациям в образовании приобретает буквально взрывной характер. В то же время нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогическими инновациями, получены исчерпывающие ответы.
Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств. Очевидно, что требуется специальная работа по научному обоснованию нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента.
Уточним важнейшие понятия педагогической инноватики.
Следует различать понятия: « новшество » и « нововведение ». Если педагогическое новшество рассматривать как некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведение в этом случае ‒ это процесс и результат внедрения и освоения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.
Понятие « нововведение » можно считать синонимом понятия « инновация ».
Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащей организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Подчеркнем единство трех составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трехсоставный инновационный процесс и является объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.
2. Педагогическая инноватика как наука.
Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.
Под педагогической инноватикой в настоящее время понимают науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики. Как известно, объект – это область действительности, которую исследует данная наука, предмет – способ видения объекта с позиции этой науки.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.
Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности; система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).
Задачи педагогической инноватики:
1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.
2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий её осуществления, новых форм её организации.
3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.
4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.
5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.
Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня – методологического. Обоснование методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований.
В рамках путей решения перечисленных задач рассмотрим проблему типологии педагогических инноваций.
А.В. Хуторской, опираясь на результаты проведённых исследований, предлагает систему педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.
Итак, система педагогических нововведений подразделяется на следующие типы и подтипы:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем : нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования : в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения : в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса : в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям : нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления : плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения : в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
8. По социально-педагогической значимости : в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объёму новаторских мероприятий : локальные, массовые, глобальные и т.п.
10. По степени предполагаемых преобразований : корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация, как образовательная рефлексия учащихся, может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
· разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
· обновление содержания образования;
· изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
· совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
· улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
· проектирование новых моделей образовательного процесса;
· обеспечение психологической, экологической безопасности обучающихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
· обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся;
· разработка учебников и учебных пособий нового поколения и другие.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся те инновации, которые затрагивают всю педагогическую систему.