учение о сверхчеловеке разрабатывал

Что не так с идеей Ницше о сверхчеловеке

учение о сверхчеловеке разрабатывал

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя Фридриха Ницше – цитата о бездне или о смерти бога. Второе – идея о сверхчеловеке. Эта концепция немецкого философа была весьма популярна в его время, и сегодня ее также поддерживают многие. Но в ней есть парочка загвоздок.

Сама теория о сверхчеловеке (сразу оговорюсь, что буду рассматривать ее не с биологической, но философской точки зрения) Ницше проходит через все творчество философа, а впервые возникает в произведении «Так говорил Заратустра». Говоря кратко, смысл идеи в том, что человек несовершенен, но надо создать нового сверхчеловека, способного победить низменную природу существ нашего вида. Он должен быть выносливым, волевым и свободным от кого и чего бы то ни было, включая Бога (его место как раз и займет сверхчеловек) и других людей. Это новый смысл существования, венец творения и эволюции.

Как же, по мнению Ницше, обычному человеку перейти в категорию сверхчеловека? Немец считал, что такими титанами могут стать лишь немногие – например те, кто сможет победить в себе мораль, отбросить ее нормы. Нужно помогать не другим людям, но себе. Таким образом, мы видим, что философия Ницше – это в некотором смысле философия анти-Просвещения, обратная его сторона. Тут смешались и богооставленность, и одиночество, и и попрание авторитетов и общепринятых норм. Отменяется понятие объективной истины, у каждого она теперь своя. Это индивидуализм и в то же время разобщенность общества, презрение к обычному, среднестатистическому человеку.

Может, я сейчас напишу дешевую психологическую истину, но, кажется, эта идея – отражение комплексов и затаенных желаний, болезненных амбиций самого Ницше. Некоторые профессора и философы считают Ницше человеком, «придумавшим» весь XX век (и это при том, что умер он в 1900 году). Он был очень образованным человеком, таланты его заметили еще в молодости, при этом с ранних лет он страдал от слабого здоровья – физического и психического. Головные боли и бессонница сопровождались (или же были следствием) периодическими помрачениями рассудка, во время которых Ницше вел себя, мягко говоря, неадекватно. Он вопил, танцевал, испражнялся где ни попадя, пил свою мочу. Бывали у него и приступы мании величия (некоторые утверждают, что именно в такой период он и придумал свою идею о сверхчеловеке). А в окончательное безумие, по словам биографов, он впал, когда увидел избиение лошади. Странно это: сверхчеловеку (или стремящемуся им стать) – и вдруг стало жалко лошадку?

А вот еще мрачный анекдот: Ницше страдал от сифилиса (от него, как вы понимаете, и большинство психических недугов). Человек, похоже, сам поверил в то, что не должен придерживаться норм морали, и пошел вразнос. Сам себе разрешил – сам и отказался.

Сама идея сверхчеловека, безусловно, не может не импонировать: самосовершенствование, независимость и свобода – это прекрасно. Но Ницше доводит ее до такой крайности, что становится жутковато. Сверхчеловек представляется не титаном Просвещения, но самым что ни на есть Гитлером (по крайней мере, каким диктатор был в представлении его обожателей).

Нельзя отрицать, что Ницше – великий философ и мыслитель. Он многое предугадал (разрушение норм и ценностей, кризис рациональности в науке и культуре), а его идеи имеют влияние на умы до сих пор. Но как можно безоговорочно верить человеку, который сам не мог справиться с собой, был от своих идей настолько далек, насколько это вообще возможно? Я восхищаюсь умом этого человека, мне нравятся многие его работы (например, «Рождение трагедии из духа музыки»), но сверхчеловек – нет, не могу принять эту идею, особенно из его уст.

По мнению Ницше, лишь сильнейшие мира сего имеют право на достойное существование. Видимо, сам философ все-таки оказался не из их числа, и проверять на себе идеи человека, который закончил столько печально, лично мне не хочется.

Источник

Ф. Ницше и концепция сверхчеловека

Стал ли Ницше сам сверхчеловеком? Он, разумеется в каком-то смысле сверхчеловек, по отношению к другим людям, если сам дошел то такой возможной концепции, но ни один адепт никогда сам себя таковым не назовет и таковым не считает, потому что на эволюционной лестнице развития сознания всегда будет кто-то, кто находится еще выше своим уровнем, и в этом процессе нет конечной точки.
Для Ницше очень важна духовная составляющая отношений: «По настоящему самый близкий человек – это тот, который знает твое прошлое,верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть».
Ницше презирает аспект самолюбования, он пишет: «даже когда человек сидит на вершине горы и занимается медитацией, он на самом деле любуется собой: «смотрите, как я возвышаюсь над всеми вами, ведь я медитирую здесь на верху, а вы все там-внизу у подножия. ».
Но, чтобы на самом деле что-то изменилось в себе самом- надо очень устать от себя самого, от себя жалкого, от себя прежнего, от себя любимого. И здесь он, безусловно, прав. Ницшевский сверхчеловек часто одинок, ибо он вне толпы и вне суждений толпы. Ницшевский сверхчеловек насыщен мудростью, но в тоже время, желает передавать свою мудрость: «Великое светило! К чему свелось бы твоё счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»
Разумеется, что концепция сверхчеловека Ницше утопическая и не может быть практическим воплощением для каждого из читающих, к тому же, те, кто своим сознанием уже прошел сложнейший путь внутренних трансформаций, тем уже не нужны никакие подобные концепции.
Кто же такой сверхчеловек в философии Ницше?
Ницшевский сверхчеловек имеет чистый и ясный взор и нет в его глазах отвращения, но есть понимание.
Ницшевский сверхчеловек несет дар людям, но не милостыню, и этот дар есть Разум.
Ницшевский сверхчеловек не теряет себя среди толпы: толпа есть река, но Ницшевский сверхчеловек есть чистые воды глубокого моря: «Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где может потонуть ваше великое презрение».
Ницшевский сверхчеловек всегда странник, и это странствие есть путешествие сознания, где нет места иллюзии, ибо плоха та философия, которая оторвана от самой жизни: «Слушая речи одного мудреца, Заратустра смеялся в сердце своём: ибо свет низошёл на него. И так говорил он в сердце своём: Глупцом кажется мне этот мудрец со своими сорока мыслями; но я верю, что хорошо ему спится. Счастлив уже и тот, кто живёт вблизи этого мудреца! Такой сон заразителен; даже сквозь толстую стену заразителен он».
Ницшевский сверхчеловек — это смысл всего бытия. Это путь возвращения утраченного смысла существования, это собственная алхимия, это путь к себе истинному, к себе сильному, к себе могущественному, ибо все зло в человеческом мире происходит от слабости…, от слабости духа и черствости души обычных людей.
«Человек в конце концов находит в вещах лишь то, что он сам вложил в них».
Ф. Ницше.

Источник

Сверхчеловек Фридриха Ницше

учение о сверхчеловеке разрабатывал

Учение Ницше сыграло фатальную роль в истории прошлого века. Мировоззрение философа сформировалось под влиянием трагических событий жизни, тесно связанных с его воззрениями. Многие современники Ницше считали, что за свою дерзость и вольнодумство он заплатил безумием, сломившим его дух в последние годы жизни, погрузившим его в атмосферу одиночества и мучений. Мировоззрение, так возмущавшее многих современников и личная драма Ницше отразились в учении, потрясшем Европу и Россию в конце XIX – начале XX века.

До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям, чем преодолеть человека? Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором.
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Пламя – вот моя душа

Упоминание имени Ницше вызывает неоднозначную реакцию: кто-то думает, что он гений и провидец, предсказавший катаклизмы ХХ века, другие считают его чудовищем, создавшим философскую идеологию, оправдавшую фашизм. Кто же Ницше на самом деле?

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Саксонии в семье пастора. В детстве он обладал болезненным восприятием и остро переживал даже незначительные свои ошибки и несовершенства, поэтому стремился к саморазвитию и внутренней дисциплине. Еще в детстве он говорил сестре: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром». Ницше был самолюбив, медленно сходился с незнакомыми людьми, потребность в стабильности лежит в основе его привязанности к месту. Он трепетно дорожил как счастливыми воспоминаниями, так и грустными.

Ницше окончил Пфортскую школу, которая давала прекрасное образование в области классических языков, и поступил в Боннский Университет, где изучал античную литературу, историю и искусство. Затем обучение в Лейпцигском Университете. Вскоре он получает степень доктора наук. Среди других студентов Фридрих Ницше выделялся способностями к языкам, глубоким интересом к филологии, к поэзии. В будущем филологическое, литературное начало наложит отпечаток на неповторимый стиль Ницше – философа. Ницше приглашают на кафедру Университета Базеля, где он проработает вплоть до 1879 года. Однако позже по состоянию здоровья ученый уходит из университета и посвящает себя философии.

Жизнь Ницше кажется настоящим подвигом – постоянным преодолением слабости и физических и нравственных страданий. Ему приходилось бороться с мучительными головными болями, спазмами желудка, а позднее он практически ослеп. В это время Ницше пишет свои самые известные произведения: «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист».

Не просто в это поверить, но Ницше был скорее спокойным, мягким и сострадательным человеком, чем воплощением того холодного надчеловеческого начала, о котором столько писал. Распиная в себе человеческое, гуманистическое, подвергая его критике, противопоставляя восхищающему его антигуманизму, образ которого притягивает внимание читателей его книг, Ницше погружается в пучину глубочайших внутренних конфликтов. Что, возможно, было одной из причин его безумия. Выражаясь метафорически, Ницше сгорел в огне своих идей, воплощая в себе ненасытное искание невозможного и страстное стремление к совершенству.

Да, я знаю, знаю, кто я:
Я, как пламя, чужд покоя.
Жгу, сгорая и спеша.
Охвачу – сверканье чуда,
Отпущу – и пепла груда.
Пламя – вот моя душа.

Что мы ищем?

Серьезное влияние на мировоззрение Ф. Ницше оказали творчество А. Шопенгауэра, ставшего его учителем и вдохновителем, и теория эволюции Ч. Дарвина, упрощенное толкование которой стало основой для философии Ницше.

Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была [1].

Идеи борьбы видов были некритически поняты, перенесены на социальные отношения и вдохновили на создание образа идеального человека (Сверхчеловека). Ницше отрицает отождествление разума и жизни и критикует картезианское «Мыслю, следовательно существую». На первый план в его философии выходит воля, которая играет ведущую роль в борьбе противоборствующих сил. Сущностью жизни является воля к власти – это заложенное природой в человека творческое начало, активная деятельность, энергия, подчиняющая себе весь мир. Мироздание представляет собой беспорядок и череду случайностей, а воля (не разум) вносит смысл и порядок в этот хаос.

Воля к власти у истоков образа Сверхчеловека, занимающего главное место в трудах Ницше. Сверхчеловек – ключевой концепт, мифологема, вокруг которой и строится учение философа. Сверхчеловек – воплощенное отрицание. Он отрицает социально предустановленное, религию и этику, нормы и правила. Это воплощенный бунт против христианства, обвиняемого в ханжестве, насаждении рабской морали и замещении слабостью и состраданием истинно важного – силы и мужества одиночек, которым история обязана своим развитием. Сверхчеловек Ницше не признает стереотипов и отвергает идею бога, который придуман для слабых и трусливых. Он пришел для того чтобы уничтожить ложь, в все, что враждебно истинной жизни: «Бог умер, да здравствует сверхчеловек!»

Философ отходит от ценности образа смиренного, страдающего, влачащего жизнь в молитвах человека, созданного религией, как он считает, для управления людьми, и возвращается к идеалам античности и возрождения (интерпретируя эти идеалы в русле своих идей), в которых человек воспевается во всей силе и красоте. Позднее идея о сверхчеловеке, нашедшая множество последователей, привлекла внимание и сторонников германского фашизма, тоже в своей идеологии обращавшегося «к корням», минуя гуманистические идеалы христианства с его идеей всечеловечности и равенства, и провозглашавшего «право силы».

Сверхчеловек бросает вызов Богу

На смену Богу в новом учении Ницше может прийти только Сверхчеловек, так как человек обычный, по Ницше, не может взять на себя всю меру страданий и ответственности, которые раньше возлагались на Бога. Сущность Сверхчеловека описана в книге «Так говорил Заратустра». Именно в этом произведении Ницше раскрыл идею о Сверхчеловеке. Это существо, умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир. Для совершенствования мыслей и поступков Сверхчеловек уходит в горы, где в одиночестве постигает суть жизни.

Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Ницше верит, что каждый, кто хочет приблизиться к идеалу, должен изменить мировоззрение и понять, что мир людей достоин только презрения «И многие, кто отвернулись от жизни, отвернулись только от отребья: они не хотели делить с отребьем ни источника, ни пламени, ни плода» («Так говорил Заратустра», глава «О людском отребье»). Отдалившись от мира, он сосредоточивается на своих мыслях и стремлении к совершенству. Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит этапы трансформации:

В «Антихристе» Ницше убеждает читателя в том, что нужно воспитывать силу воли и перестать сострадать слабым. Пытаясь противопоставить эту идею религиозной проповеди жалости и слабости.

Теперь обобщим основные черты Сверхчеловека:

Не следует забывать также, что Заратустра не просто воплощение ницшеанского идеала, он – образ трагический.

Несмотря на то, что сама философия Ницше кажется органичной и словно отлитой из бронзы, на самом деле, это результат «работы» его почитателей и критиков. Случалось, что его труды противоречили один другому. Создавая восхищающий образ Человеко-Бога, он одновременно открывает перед читателем не только бездны его ума и понимания низости человеческой природы, но и бездны его одиночества.

Многие считают, что именно пламенная вера в собственные идеи привела к тому, что Ницше умер в одиночестве, бедности и болезни, без друзей и близких.

Герой Ницше, как и его создатель, оказывается противопоставлен не только общественной морали, насколько бы она, действительно, не была лжива и несправедлива в сущности своей, но и собственно социальному началу.

Борьба и бессмертие

Жизнь Ницше состояла из болезненных ощущений и сомнений, депрессий и одиночества, взлетов и падений, постоянного стремления к идеалу, борьбы с существующими догмами, которым он противопоставлял свои, и утверждения высокого предназначения человека. Борьба с собственными демонами привела к безумию, а за бессмертие он заплатил жизнью. В тот момент, когда он решил, что приблизился к совершенству, его разум одолела болезнь. Перед тем как безумие поглотило философа, он видел себя спасителем Человечества, приравнивая себя к Христу, который терпел физические и моральные муки во имя людей.

К концу жизни Ницше лишился всякой поддержки: веры, друзей, семьи. Умер Фридрих Ницше в 1900 году.

Литература:

Автор: Надежда Гашинская
писатель, преподаватель истории

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Ницше для чайников: 115 лет со дня смерти автора концепции Сверхчеловека

учение о сверхчеловеке разрабатывал

К 115 годовщине смерти великого Фридриха Ницше редакция m24.ru подготовила краткое и простое объяснение его философских концепций, а также объяснение того, почему он действительно стал знаком своего времени.

Ницше познакомился с творчеством Достоевского в 1887 году или даже раньше. К тому времени он уже был состоявшимся философом. Тем не менее в его философии есть определенные переклички с творчеством русского писателя. В философском романе «Так говорил Заратустра», увидевшем свет в 1883 году, есть небольшая часть «О бледном преступнике», которую традиционно связывают с философской концепцией романа «Преступление и наказание», вышедшего в 1866 году.

Философ пишет: «Недостаточно только примириться с тем, кого казните вы. Да будет скорбь ваша любовью к Сверхчеловеку: так оправдаете вы продление собственной жизни!» – вторя идиоматическому «тварь я дрожащая или право имею?» Родиона Раскольникова.

Ницше сам был плоть от плоти своего времени и не изобретал велосипед. Он органично вписывался в назревавшие в Европе умонастроения. В то же время сам философ, принимая во внимание критику своей философии и сближение с Достоевским, уже хорошо известным в Германии и Франции, считал, что мировоззрение литератора одинаково родственно его позициям, сколь и чуждо, оставляя за героями его произведений надежду на искупление и духовное обновление и утверждая тем самым гуманизм Достоевского.

учение о сверхчеловеке разрабатывал

Трактат Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», 1972 год. Фото: wikimedia.org

Достоевский для него стал великим художником и «одним из величайших открытий его жизни». И именно искусство и культура должны, по его мнению, заполнить пропасть, образовавшуюся после преодоления религии.

«Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение». И далее: «Лицемерное вероучение, обернувшее неспособность отомстить в прощение».

Для Ницше христианство становится огромной машиной по отказу от благ. Все это похоже на взгляд на ту же проблему, что лежит в основе марксистской теории, только через другие очки. Ницше не был философом абстракции. Он очень конкретный и остро реагирующий на реальную политическую, социальную и экономическую ситуацию рубежа веков. Вот почему так жадно впитал его философию Адольф Гитлер – оправдание своего нигилизма. Но по факту трактат «Воля к власти», причисляемый к основам нацизма, был всего лишь удачной компиляцией цитат философа.

Примерно на одну ступень с христианской моралью Ницше ставит алкоголь. Для него что одно, что другое – средство лишь временно притупить боль и осознание собственной немощи. И только Сверхчеловек сможет отринуть устаревшую мораль и перейти на новую ступень. Только он сможет дать четкий и однозначный ответ на вопрос – «тварь я дрожащая или право имею?» И поэтому только один герой христианского вероученья достоин внимания – Понтий Пилат. Он убивает Бога, и через это становится Сверхчеловеком.

Источник

Ницшеанский сверхчеловек

TVTropes
Для англоязычных и желающих погрузиться в тему поглубже на TVTropes существует статья Übermensch. Кроме того, мы скажем вам спасибо, если вы переведете что-нибудь оттуда.

учение о сверхчеловеке разрабатывал

В 1883 году известный немецкий философ Фридрих Ницше опубликовал очередной свой труд — «книгу для всех и ни для кого», озаглавленную «Так говорил Заратустра». В ней он сформулировал учение о «сверхчеловеке»: личности, настолько превосходящей обычного человека, насколько обычный человек превосходит обезьяну. Это превосходство — нравственное, а не сверхъестественная сила или сила крови; сверхчеловек — это идеал, освобождённый от господствующей в обществе морали и восхваляющий жизнь. Если обычный человек предпочитает жить по уже заранее уготованным правилам, которые диктует закон и религия, то сверхчеловек собственной волей создаёт правила и новую мораль по собственному разумению. Боги, которым поклоняются обычные люди и которые утверждают правила, по которым следует жить, были созданы самими людьми. И сами же люди в конце концов поставили существование этих богов под сомнение, тем самым убив их. А раз бог убит, почему бы не отказаться от морали, которую он утверждал, и не создать новую мораль, лучшую мораль, лучшее общество?

Сверхчеловек не связан узами старой морали, но создаёт новую: он стремится к познанию, к истине — и к власти, чтобы утвердить свою истину. Он уделяет огромное внимание своему саморазвитию, а его воля непреклонно стремится вперёд и уничтожает все преграды на его пути. Но если есть сверхчеловек, то должен быть и тот, кто не борется и не властвует, а доволен самим своим существованием. Фридрих Ницше назвал такого «последним человеком» — это человек маленький и неистребимый, стремящийся к спокойствию и довольству, не желающий ни править, ни подчиняться.

Существует множество трактовок понятия «сверхчеловек», пытающихся как-то приложить эту концепцию к реальности: одни считали, что ницшеанским сверхчеловеком или его предшественником был Иисус Христос, другие искали его в образах героев, волевых личностей, третьи считали сверхчеловеком расовый идеал. Сам же Ницше считал прообразами сверхчеловека удачливых и решительных тиранов прошлого, наподобие Алкивиада, Юлия Цезаря, Александра Македонского, Фридриха II Гогенштауфена, Чезаре Борджиа и Наполеона Бонапарта.

Концепция ницшеанского сверхчеловека оказала огромное влияние на мировую культуру: уже современники Ницше то полемизировали с высказанными им идеями, то обыгрывали её в своих произведениях. Закономерно в массовой культуре появился и образ героя, основанный на ницшеанском определении: волевой герой-индивидуалист, созидатель и разрушитель в одном лице. В сюжете произведения он может играть совсем разные роли — как положительного героя, который, руководствуясь своим собственным моральным компасом, будет противостоять порочному обществу, так и злодея, который путём отказа от господствующей морали оправдывает свои чудовищные действия. Или в произведении могут быть сразу оба таких подвида: ничто не мешает автору построить сюжет на их сравнении, чтобы показать разницу между «добрым» и «злым» сверхчеловеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *