учение о вечном возвращении ницше кратко
Статья №2: Невыносимая тяжесть бытия. Идея вечного возвращения Ницше
Согласно записи сделанной им в работе «Ecce homo», впервые идея вечного возвращения посетила, а точнее озарила его в начале августа 1881 года в местечке Зильс-Мария в Швейцарии. В этот момент совпало физическое внешнее и идейно-внутреннее состояния, в которых находился Ницше. 6500 футов над уровнем моря и «6000 футов по ту сторону человека и времени».
Озарение Ницше Гегель бы назвал «дурной бесконечностью». Но одно дело, когда дурная бесконечность – это логическая регрессия, и другое – когда это некая пронзительная ревеляция (откровение). Идея вечного возвращения выводится из следующего рассуждения: все сущее представляет собой комбинации различных элементов.
Поскольку число элементов ограничено, рано или поздно комбинации начнут повторяться. И так без конца. Ницше открылось, что через какое-то количество лет человек, во всем похожий на него (вновь повторившийся Ницше), переживет и претерпит то же самое. Его ум так же пронзит идея Вечного Возвращения. Подобное рано или поздно произойдет со всем сущим. Каждое явление в будущем неоднократно повторится.
Если вспомнить полемический задор Ницше по отношению к религиям, утверждавшим существование некоего второго мира (идеальной реальности), в который человек мог попасть после смерти, идею Вечного Возвращения можно трактовать как очередной антитеологический аргумент ницшеанской философии.
Вечное Возвращение отрицает любые варианты спасения, надежду на небесную жизнь и вообще какое-либо утешение. Однако, как и в случае со всеми остальными идеями Ницше, Вечное Возвращение, будучи амбивалентным, содержит и позитивный момент. А именно – безапелляционное утверждение ценности и основательности каждого момента жизни, как непреходящего.
Если рассматривать идею вечного возвращения как концепт, приобретающий собственное значение только в контексте с другими понятиями ницшеанской философии, можно вслед за Хайдеггером сказать, что вечное возвращение – это то, как Ницше мыслил способ бытия сущего. Напомним, что под бытием Ницше понимал волю к власти (еще одно ключевое понятие, которое мы рассмотрим в одной из следующих статей). Хайдеггер выявил, что сущностью воли к власти является воля к воле.
Другими словами, воля волит только властвование над собой и не удовлетворяется никакой другой властью. Воля в своем волении замыкается на себе самой, образуя круг. Она постоянно возвращается к себе. И поскольку бытие суть воля к власти, а воля к власти есть воля к воле, постольку бытие всегда будет возвращаться к самому себе. Образом чистейшей воли к власти, по мысли Хайдеггера, является ницшеанский сверхчеловек.
Если ретроспективно соотнести идею вечного возвращения с философскими идеями древности, можно обнаружить ее сходство и даже параллелизм с экпирозисом и диакосмезисом Гераклита (сгорание Вселенной в огне и ее возрождение из пламени), апокалипсисом и апокатастасисом Оригена (уничтожение Вселенной в конце времен и ее последующее восстановление), с идеями орфиков и пифагорейцев о циклическом характере времени. Элиаде склонен расценивать ницшевскую идею как реактулизацию индоевропейской мифологемы «круга-времени».
А всем, кто считает идею Ницше неоригинальной, возражает французский философ Жиль Делез: «Разве бы мог Ницше считать свою мысль «чудодейственной», если бы он просто повторил хорошо известные циклы древних?» Этот экстравагантный мыслитель убежден, что мысль Ницше гораздо сложнее и глубже простой идеи о кругообразном движении бытия. Делез отмечает, что «важно избегать смешения вечного возвращения и возвращения «того же самого».
Вечное возвращение нельзя понимать эмпирически или натуралистически. Единственное, что возвращается в вечном возвращении, это само возвращение как возможность становления другого. Сколько в этой интерпретации остается самого Ницше трудно сказать. Зато с уверенностью можно сказать, что прочтение идеи вечного возвращения Делез осуществляет в рамках своей философии «различия и потворения». К Ницше Делез обращается по большей части за самообоснованием.
Даже герменевтического таланта Хайдеггера, по всей видимости, не хватает, чтобы развеять тайну этой исключительной идеи в наследии Ницше. По сей день тема вечного возвращения остается предметом непрекращающихся дискуссий и словопрений. В этих спорах можно выделить три принципиальные позиции, которые занимают исследователи.
Представители первой позиции считают Ницше психически больным, а его идею – симптомом нездоровья. Представители второй позиции полагают, что Ницше, будучи блестящим филологом, просто подражает древним авторам. Представители третьей позиции настаивают на том, что идея вечного возвращения является глубочайшей и оригинальнейшей и требует особого прочтения.
Мы понимаем, что простым обвинением в психической невменяемости не отделаешься, равно как и сведением философии Ницше к его эрудиции. Однако и апологеты Ницше не предложили ничего, кроме спорных интерпретаций.
Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф
Вы будете перенаправлены на Автор24
Вечное возвращение – это философская идея о том, что каждый момент бытия будет повторен бесконечное количество раз, так как время бытия бесконечно, а число его элементов ограничено.
Возникновение и история идеи вечного возвращения
Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее рассматривал идею вечного возвращение как одну из наиболее выдающихся и гениальных его идей. Трепетное отношение к данной мысли находит свое отражение даже в том, что он тщательно зафиксировал время и место ее появления – август 1881 года, по дороге из Сиальс-Мария в Сильвапланд, возле пирамидальной скалы. Вульгарная формулировка идеи вечного возвращения крайне проста – каждый момент жизни будет воспроизведен точь-в-точь бесконечное число раз. Таким образом каждый единичный момент бытия, одновременно есть момент бесконечности. На Ницше данная идея произвела неизгладимое впечатление, так как он предполагал, что перспектива бесконечное число раз переживать собственную жизнь со всеми ее тревогами, страданиями, поисками смысла жизни и т.д., должна привести простых обывателей в состояние паники.
При этом даже в первой части «Заратустры», Ницше так и не высказывает идеи и вечном возвращении, заменяя ее учением о сверхчеловеке и формировании сверхлюдей. Только лишь, когда первая часть книги не получила достаточного резонанса, Ницше во второй части резко меняет образ и послание главного героя, который вместо призыва к формированию светлого общества сверхлюдей, сокрушается о неизбежности вечного возвращения людей мелких и мелочных, их неистребимом существовании.
Готовые работы на аналогичную тему
Подходы к концепции
Рассматривая идею вечного возвращения можно отметить, что Ницше выделял в ней несколько уровней и подходов к ее пониманию и содержанию:
Физикалистский подход предполагал попытку научного обоснования идеи вечного возвращения. Для его осуществления Ницше опирался на ряд предпосылок:
Из этих предпосылок он делает выводы о том, что поскольку количество материи конечно, а время ее существования бесконечно, то она не способна бесконечно изменяться во времени принимая все новые и новые формы, поскольку это требовало бы постоянно растущего количества энергии, а она ограничена. Соответственно есть два выхода – либо нахождение некоего равновесного состояния, либо повторение уже существовавших форм реализации материи. Но поскольку наличие динамики и изменения в настоящий момент противоречат идее установления состояния покоя – ибо будь такая точка возможна, она уже установилась бы и длилась бесконечно, то остается лишь принять идею о вечном возвращении, ибо динамизм наличного мига ни коим образом ее не отрицает.
Трансцендентное осмысление идеи вечного возвращения самим Ницше вступает в полное противоречие с ее физикалистическим обоснованием. Оторвавшись от конкретно-материалистического, наукоподобного объяснения Ницше пишет о том, что вечное возвращение не подобно круговому или циклическому, при котором каждый элемент события повторяется точь-в-точь. Вечное возвращение – это то, что относится к миру в самом общем его понимании, это сущность его существования, но не закон и не цель, поскольку человеку не дано постигнуть законов мира, ибо любой закон который открывает для себя человечество – это лишь его частный произвол, иллюзия относительно мирового порядка, которая становится догмой. Целей же и вовсе не существует, согласно положениям его метафизического нигилизма.
Вечное возвращение с позиции трансцеденции предполагает вечное нахождение мира в состоянии хаоса, неопределенности, при котором каждое действие содержит в себе отражение всех существующих и когда-либо существовавших действий, поскольку обусловлено ими.
Экзистенциальное понимание вечного возвращения и сверхчеловек
Рассматривая идею вечного возвращения с экзистенциальных позиций Ницше приходит в ужас, и предполагает, что также ее должны воспринять и другие. Прежде всего вечное возвращение означает, что для человечества разрушены все спасительные иллюзии о загробном мире, рае и аде, боге, воздаянии после смерти или хотя бы спасительном ничто и полном исчезновении личности у нерелигиозных граждан. Жизнь бесконечна, она будет повторяться вновь и вновь и человек, каждый человек никогда не обретет от нее освобождения.
Для малых людей, обладающих философией рабов, которые рассматривают жизнь через призму борьбы и страдания – вечное возвращение — это настоящее наказание, ведь все ужасы их жизни им придется переживать бесчисленное количество раз. Однако Ницше формулирует и альтернативу – представление о сверхчеловеке.
Сверхчеловек – это тот, кто смог сказать жизни да. Отказаться от морали рабов, направленной на удовлетворение своих прихотей и подчинение окружающего, отказаться от нужды во внешних авторитетах, целях и ценностях, осознать всю бессмысленность и пустоту окружающего бытия, и увидеть в ней не отчаяние, а наоборот безграничную свободу.
Сверхчеловек подчинен идеалу аскетизма. Его свобода направлена не во вне, а внутрь. Он использует волю к власти для подчинения самого себя тем правилам, которые он сочтет нужным, а не для подчинения им других. Его жизнь – это не противоборство с другими, а вечное творчество, преобразование себя и мира.
По этой причине сверхчеловек не должен страшиться идеи вечного возвращения. Напротив, для него она означает эпоху вечного могущества, бесконечного творческого экстаза в котором он становится по настоящему великим.
Вечное возвращение
Вечное возвращение — один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше, используемый им для обозначения высшей формы утверждения жизни, того, как, по словам Хайдеггера, должно существовать бытие сущего, способ бытия этого сущего. Историю зарождения этой идеи точно датировал сам Ницше, сообщая время и место, когда она ему явилась — в августе 1881 во время пути из швейцарской деревушки Сильс-Мариа в Сильвапланд, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы. Именно в это мгновение его озарила мысль, появление которой он, подобно мистику, предчувствовал последние несколько дней, и которую он характеризовал как «высшую формулу утверждения, которая вообще может быть достигнута». Время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей.
Ницше был крайне потрясен глубиной открытой им идеи, которая, как он считал тогда, наделяет вечностью самые мимолетные явления этого мира и дает каждому из них одновременно лирическую силу и религиозную ценность. Недаром впоследствии в «Ессе Homo » он зафиксирует эту мысль следующим образом: «в начале августа 1881 г. в Sils Maria, 6.500 футов над уровнем моря и гораздо выше всего человеческого (6000 футов по ту сторону человека и времени)»; т.е. взгляд на мир «с точки зрения вечности». Ницше предчувствовал, что эта идея должна стать самой главной в его учении, но одновременно и наиболее ужасной, столь ужасной, что он с большой неохотой вообще говорил о ней. Многие хорошо знавшие его люди, в частности Овербек, сообщали впоследствии, что Ницше говорил о ней шепотом (так будет говорить о ней Заратустра с карликом) и подразумевал под ней некое неслыханное открытие. Лу Саломе также вспоминала о том «незабываемом моменте», когда философ доверил ей это учение, говоря «тихим голосом», более того, он всячески сопротивлялся тому, чтобы обнародовать его до тех пор, пока не найдет более или менее серьезных научных подтверждений, благодаря которым оно обязательно будет принято. С этого момента Ницше пытается обозначить для себя новые цели и задачи, обосновывая открывшуюся ему новую идею.
Однако в становлении и оформлении его мыслей существенную роль, как известно, играли не только собственно интеллектуальные мотивы; как это не парадоксально, но вполне равнозначными, а может даже и превалирующими по степени их влияния, были здесь и другого рода составляющие — природно-климатические, биографические, физиологические и прочие. Так, в сентябре этого же года резкое ухудшение погоды приводит к обострению у Ницше болезни и появлению состояния сильной подавленности, когда дважды в течение двух месяцев он пытается покончить жизнь самоубийством. Сюда можно отнести и приходящуюся на это же время неудачную любовь к Лу Саломе. Теперь мысль о Вечном возвращении покажется ему и невозможной, и ужасающей.
Именно в уста Заратустры, осознавшего, увы, всю тщетность мероприятия по осчастливливанию людей, образ которого теперь значительно трансформируется по сравнению с первоначальным (из идеала Ницше превратит его в своего рода пугало для «добрых христиан и европейцев», «ужасного со своей добротой»), он вкладывает слова о » Вечном возвращении «. Это учение предназначается теперь для того, чтобы унизить всех слабых и укрепить сильных, которые одни способны жить и принять эту идею, «что жизнь есть без смысла, без цели, но возвращается неизбежно, без заключительного «ничто», «вечный возврат». В итоге идея Вечного возвращения вступает, как кажется, в определенный диссонанс с ранее проповедуемой верой в сверхчеловечество: о каком сверхчеловеке теперь можно мечтать, если все вновь возвратится в свои колеи? Если, с одной стороны, речь идет об устремленности вперед, а с другой — о вечном круговращении. На это противоречие не раз указывали многочисленные критики Ницше.
Однако наделяя своего героя сразу обеими задачами, Ницше удивительным образом переплетает их между собой, провозглашая, что высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека. Последний должен суметь устроить ее таким образом, чтобы она оказалась достойна Вечного возвращения. При этом сверхчеловек и может и должен вынести мысль о том, что игра жизни длится бесконечно и что этот же самый мир будет вновь и вновь повторяться. Он любит жизнь и потому будет ликовать от мысли о Вечном возвращении ; он находит радость в осознании того, что по истечении известного срока природа вновь и вновь возобновляет ту же игру. Что же до обычных людей — мысль о Вечном возвращении их пугает, так как они не в силах вынести вечную повторяемость жизни: «Слабый ищет в жизни смысла, цели, задачи, предустановленного порядка; сильному она должна служить материалом для творчества его воли. Сильный любит нелепость жизни и радостно приемлет свою судьбу».
Вслед за Хайдеггером идею об «истинности и оригинальности» учения о Вечном возвращении отстаивал Делез, предлагая, однако, свою оригинальную интерпретацию, базирующуюся на его концепции «различия и повторения». Суть ее кратко можно представить следующим образом: 1) мысль Ницше о Вечном возвращении должна быть противопоставлена всем ранее известным циклическим моделям древности; 2) следует развести представления о Вечном возвращении самом по себе и В.В. того же самого, т.е. возвращении подобного, одинакового, идентичного. Отстаивая уникальность ницшевской идеи, Делез полагает, что ее ни в коей мере не следует считать повторением известных верований мыслителей древности. Он приводит, в частности, тот факт, что сам Ницше нисколько не был смущен подобного рода параллелями, упоминая в «Ессе Homo » о сдержанности древнегреческих философов, в том числе и особенно часто упоминаемого в связи с этим Гераклита, в отношении этой идеи. По мнению Делеза, Ницше увидел в своем Вечном возвращении нечто принципиально новое по сравнению с когда-либо ранее высказывавшимся, то, о чем ни античная, ни древневосточная мысль даже не помышляли. «Мы не говорим, что вечное возвращение, — то, в которое верили Древние, ошибочно или плохо обосновано. Мы говорим, что Древние верили в него лишь приблизительно и отчасти. Это было не вечное возвращение, но частные циклы, циклы подобия. Это было всеобщностью, короче, законом природы», — пишет Делез. Разве бы мог Ницше считать свою мысль «чудодейственной», если бы он просто повторил хорошо известные циклы древних, эту «уличную песенку», чей мотив «вечное возвращение как цикл или круговращение, как бытие-подобие или бытие-равенство, короче, как естественная животная уверенность и как ощутимый закон самой природы».
Убежденность Делеза покоится на том, что ницшевское Вечное возвращение не есть возвращение всего подобного, одинакового и равного, и здесь мы органично переходим ко второму тезису французского философа о том, что мысль Ницше гораздо сложнее и глубже идеи о кругообразном, циклическом развитии бытия, ибо возвращается у него не то же самое, но только отличное, утверждающая воля стать другим. Это всегда есть возвращение того, что способно к отличию, отбору, устранению средних форм и высвобождению высшей формы всего что есть, поэтому оно всегда есть избирательное бытие.
Делез увидел поразительную таинственность и глубину мысли Ницше о Вечном возвращении в том, что для становления сверхчеловека требуется именно повторение, только таким образом возможно становление жизни как радость различия и многообразия самой жизни. И здесь точки зрения Делеза и Хайдеггера совпадают — и тот, и другой увидели в Вечном возвращении Ницше высшую форму утверждения полноты жизни.
Абстрагируясь от обеих вышеизложенных интерпретаций этой идеи, заметим, что фундаментом, своего рода теоретической основой ее стали у Ницше его нигилизм и учение о воле к власти. Что касается собственно нигилизма, то его ни в коей мере не следует смешивать с широко распространенными и по преимуществу политическими коннотациями этого термина. Для Ницше он означал совершенно лишенную каких бы то ни было иллюзий концепцию мира, согласно которой последний абсолютно безразличен по отношению к человеку, его надеждам и устремлениям, хотя это не означает, что последний, узнав это, должен руководствоваться волей к ничто. Ницше считал, что, наоборот, люди должны иметь мужество сказать «да» и такому миру, оставив при этом все иллюзорные надежды и фикции, которыми их до сих пор утешали религия, наука и философия. В этом контексте Вечное возвращение являет собой своего рода кульминационный пункт его нигилизма. В самом деле, если мир не имеет какой-то конечной цели, значит все в нем будет вновь и вновь повторять себя бесконечное число раз. Ницше очень гордился этим своим учением, которое было для него не столько серьезной научной истиной (хотя он пытался обосновать его и в этом статусе), сколько альтернативой идее о том, что в мире есть цель, изначальный замысел и что он прогрессивно (или, наоборот, регрессивно) развивается в определенном направлении. Раз все повторяется, значит надо жить и принять эту идею, что «жизнь есть без смысла, без цели, но возвращение неизбежно, без заключительного «ничто», «вечный возврат».
В поздний период жизни отношение Ницше к учению о Вечном возвращении приобретает просто маниакальные черты. Так, он писал: «Представь себе — однажды днем или, быть может, ночью тебя в твоем уединеннейшем уединении неожиданно посетил бы злой дух и сказал бы тебе: «Эту жизнь, которой ты сейчас живешь и жил доныне, тебе придется прожить еще раз, а потом еще и еще, до бесконечности; и в ней не будет ничего нового, но каждое страдание, и каждое удовольствие, и каждая мысль, и каждый вздох, и все мельчайшие мелочи, и все несказанно великое твоей жизни — все это будет неизменно возвращаться к тебе, и все в том же порядке и в той последовательности. Песочные часы бытия, отмеряющие вечность, будут переворачиваться снова и снова, и ты вместе с ними, мелкая песчинка, едва отличимая от других! Разве ты не рухнул бы под тяжестью этих слов, не проклинал бы, скрежеща зубами, злого духа? Или тебе уже довелось пережить то чудодейственное мгновение, когда ты, собравшись с силами, мог бы ответить ему: «Ты — бог, и никогда еще я не слышал ничего более божественного!». Сознавая себя пророком грядущей «великой и мощной жизни», Ницше пытался направить людей к ней, но для этого он должен был убедить их принять эту жизнь такой, какая она есть сейчас, со всеми ее страданиями, муками и бессмысленностью.
Ницше. Вечное возвращение: философские идеи, анализ, обоснования
Миф о вечном возвращении гласит о том, что все непременно возвращается. Именно поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, ведь ему непременно все воздастся.
Концепция вечного возвращения Ницше является одной из основополагающих идей его философии. Автор использовал ее для того, чтобы обозначить высшую форму утверждения жизни.
Суть теории
К идее вечного возвращения Ницше пришел исходя из имеющихся у него двух потребностей. Первая из них являлась необходимостью в том, чтобы дать объяснение этому миру. Вторая – в необходимости его принятия.
Вам будет интересно: Советская философия: характеристика, основные направления, представители
Мыслью о создании теории вечного возвращения Ницше был охвачен настолько сильно, что он решил изложить ее не в обычном философском трактате, а в величественной дифирамбической поэме. Свой миф о вечном возвращении Ницше назвал «Так говорил Заратустра».
Время создания этой теории – февраль, а также июнь и начало июля 1883 г., когда автор работал в Рапалло, а также февраль 1884 г. – в это время Ницше находился в Сильсе. Созданное им произведение было новым и захватывающим. Причем основная часть этого труда описывала идеи вечного возвращения Ф. Ницше, в которых нашла свое утверждение и концепция Сверхчеловека. Автор ввел их в третьей части произведения.
Вам будет интересно: Цзюнь-цзы («Благородный муж») в учении Конфуция
У создания теории вечного возвращения Ницше есть своя предыстория. В свое время немецким философом и экономистом Евгением Дюрингом была высказана мысль о том, что наша Вселенная вполне может оказаться комбинацией нескольких самых элементарных частиц. Все это наводило на мысль о том, что общий мировой процесс является неким калейдоскопом разумных комбинаций, имеющих свой предел. Следовательно, многочисленные перестройки системы непременно должны привести к получению такой Вселенной, которая будет идентичной уже имевшей место ранее. Другими словами, мировой процесс является не более чем циклическим повторением того, что уже случалось однажды.
В дальнейшем Дюринг опроверг свою гипотезу. Он высказал мысль о том, что количество комбинаций Вселенной уходит при подсчете в бесконечность.
Тем не менее подобная идея буквально поразила Ницше. И он на основе высказываний Дюринга стал полагать, что основу бытия составляет ограниченное количество биологических квантов силы. Эти элементы находятся по отношению друг к другу в постоянной борьбе, в результате которой и образуются их отдельные сочетания. И в связи с тем, что число квантов является величиной постоянной, время от времени должны возникать комбинации, которые уже имели место в прошлом. Таким образом и можно объяснить кратко вечное возвращение по Ницше.
По мнению автора этой идеи, существующее в реальности бытие не имеет смысла и цели. Оно повторяется вновь и вновь. Причем процесс этот неизбежен. И это бытие никогда не переходит в небытие. Вместе с этим повторяется и сам человек. Следовательно, в природе просто не существует небесной жизни, которую мы называем потусторонней. Каждое мгновение вечно, так как оно неизбежно возвратится. Таким образом и обосновал Ницше идею вечного возвращения. Свою мысль он сформулировал в 341 афоризме «Веселой науки». Изложил он ее в виде рассказа о неком демоне. Тот явился к мыслителю, находившемуся в уединении, и предложил ему осознать то, что жизнь последнего непременно повторится бесконечное число раз, и при этом до мельчайших подробностей. И здесь возникает вопрос об отношении к этой мысли. Шокирует ли она мыслителя? Проклянет ли тот вестника? А может, подобное сообщение он воспримет с благоговением, внутренне преобразившись от этого? Этот вопрос автор оставил открытым, не дав на него никакого ответа. Таковой и является теория вечного возвращения Ницше в кратком ее изложении.
Философские аспекты
Особенностью идеи вечного возвращения Ницше является ее внутренний противоречивый характер. Теория этого немецкого мыслителя содержит в себе взаимоисключающие друг друга и противоположные установки. Одновременно с этим при своем соединении все эти антонимические аспекты не принимают диалектического характера. Другими словами, синтеза и снятия противоречий в таком случае не происходит. Однако подобное является основной чертой философского стиля Ницше. И именно в идее о вечном возвращении эта специфическая черта ученого проявилась в полной своей мере.
Антропологический и космологический аспекты теории
Своей идеей вечного возвращения Ницше пытается осмыслить существование мира во времени, одновременно с этим занявшись определением новых ориентиров бытия человека. Именно поэтому данное учение Ницше можно отнести одновременно к нескольким сферам. А именно к онтологии, этике, космологии, а также к антропологии.
Вам будет интересно: Леонардо Бруни: биография, философия и основные идеи
Все это приводит к тому, что космологический аспект начинает указывать на бессмысленность жизни. Ведь в ней все повторяется, и никаких изменений не происходит. В вечности временного промежутка все остается таким, каким оно и было изначально.
Что касается антропологического аспекта, то он выступает неким «новым центром тяжести» человеческой экзистенции. Подобное направление должно указывать людям на то, что каждый раз они должны поступать таким образом, чтобы можно было желать бесконечного повторения любого мгновения своей жизни. И если в первом случае идея о вечном возвращении указывает на абсолютную бессмысленность бытия, то во втором, напротив, наделяет его всеобъемлющим смыслом и новизной.
В свою очередь, в идее Ницше можно наблюдать раздвоение онтологического аспекта на два антонимичных направления. Автор теории стремится не допустить метафизического и спекулятивного ее толкования. Он пытается выставить свое учение как естественнонаучный факт. Для этого ему приходится апеллировать к достижениям математики и физики того времени. Однако доказать теорию вечное возвращение Ницше с помощью точных наук невозможно. И автор, в конце концов, сам осознал это.
Метафизический и постметафизический аспекты теории
Споры об учении Ницше постоянно присутствовали в кругах ученых. Не утихают они и сегодня. Исследователям сложно определиться с единой точкой зрения о метафизическом аспекте теории.
Например, М. Хайдеггер, полагает, что учение Ницше имеет черты метафизики. Но по-другому быть просто не могло, ведь идея о вечном возвращении касается бытия. А это понятие всегда было и будет оставаться чисто метафизическим концептом.
Выход за эти границы возможен только в случае радикальной деонтологизации. И эти пути намечены самим Ф. Ницше. В его учении можно увидеть попытку вывода философии за рамки метафизического круга вопросов, рассматривающих бытие как таковое.
Однако подобная проблема до конца не решена. Причем идея вечного возвращения Ницше является одновременно не только метафизической, но и постметафизической. Ведь с одной стороны ее автором ставится вопрос о бытии в целом. При этом мыслитель рассуждает о тех вещах, которые значительно превосходят тот опыт, которым обладает человечество. Однако, с другой стороны, в законе вечного возвращения Ницше можно наблюдать радикальное поражение трансцендентного, которое является исконной и неотъемлемой сферой метафизики. При изложении своей теории автор перенес экзистенциальный и онтологический «центр тяжести» со сверхчувствительного и потустороннего на имманентное. При этом последнее понятие вовсе не играет у Ницше роль негатива трансцендентного.
Учение о вечном возвращении утверждает преобразование имманентного. Оно уже перестает осознаваться в качестве сферы одного лишь ограниченного, конечного, неистинного и кажущегося бытия. Учение раскрывает вечность в имманентном. При этом в нем вовсе не утрачивается и его временный характер. В связи с этим философию вечного возвращения Ф. Ницше трактовать как «перевернутый платонизм» неверно. Автор идеи стирает грани между временным и вневременным, конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным.
Из этого можно сделать вывод о том, что идея вечного возвращения, несмотря на то что остается в пределах метафизического способа построения мысли, совершает внушительный прорыв по направлению к постметафизической философии.
Тождество и различие теории
Эти два аспекта также присутствуют в идее вечного возвращения в учении Ф. Ницше. На одном уровне эта мысль предполагает тождество, а на другом – различие. Первый из них называют экзотерическим. Большинство читателей знакомо с идеей вечного возвращения именно в связи с имеющимся в ней утверждением о бесконечном повторе того же самого. Однако при рассмотрении черновых заметок можно встретить совершенно иное понимание учения. В них автор указывает на то, что жизнью и судьбой человека должно стать его превращение через тысячи душ. Подобный ряд представляет собой процесс утраты своей идентичности, отказ от тождества, а также утверждение различий. При этом вечное возобновление касается именно того ряда, который образован различием. Тождество личности и породившие его обстоятельства никакой роли при этом не играют.
Стоит отметить, что этот аспект идеи Ницше о вечном возвращении считается наиболее сложным и к тому же малоизвестным.
Новое слово или возврат к античному учению?
Насколько оригинальны идеи Ницше? Истоки учения немецкого мыслителя можно найти в античности. Именно поэтому его оригинальность вполне можно подвергнуть сомнению или полнейшему отрицанию. Скорее всего, философ не высказал ничего нового. Он лишь повторил то, что уже было известно за много столетий до него.
Однако существует и прямо противоположное мнение. Согласно ему для античного мировоззрения подобная идея не характерна. Римляне и греки развивали мысль о циклическом устройстве истории и времени. Однако это никак нельзя рассматривать как аналог учения Ницше. Циклическая модель времени подразумевает собой повторение определенного порядка бытия и тех принципов, которые используются при его организации.
Филологу-классику Ницше были знакомы многие античные источники. Дух римской и греческой культуры он прочувствовал достаточно глубоко. Но не менее значимым было для философа и христианское мировосприятие. Именно поэтому в учении Ницше просматривается и евангельский элемент. Он представляет собой мотив, утверждающий существование во всех его проявлениях, волевое принятие судьбы, отказ от возмездия и осуждения.
Мифический и философский аспекты
Вам будет интересно: Хань Сян Цзы: бессмертная мудрость
В своем учении Ницше выступает сразу в двух ипостасях. Первая из них является ролью философа, а вторая – творца мифов.
Вторая из этих двух направленностей произнесена также из уст главного героя. Согласно утверждениям Заратустры, вечное возвращение является мифом, который способен изменить экзистенцию и сознание тех людей, которые найдут в себе решимость и силы принять эту идею как основу своего бытия.
Гносеология и онтология в этом случае решающего значения не имеют. Заратустра вопросы познания и бытия не поднимает. Он ничего и не пытается доказать. Он лишь создает все новые ценности. Тем не менее говорить о том, что мысль о вечном возвращении является лишь мифом, в корне неверно.
При написании своих черновых заметок Ницше выступает в роли философа. Свое учение о вечном возвращении он связал с проблемами становления и бытия, морали и ценности. А эти вопросы касаются философской сферы. Причем они весьма тесно переплетаются с мифическим направлением.
Новая надежда?
Идею, выдвинутую Ницше, можно рассматривать с различных точек зрения. Одновременно ее считают благословением и проклятием, радостью и смертоносным учением. Учение немецкого мыслителя является величайшим утверждением бытия. Одновременно с этим в нем содержится и нигилистический аспект, который лишает существование всякого смысла. Принять эту идею сразу и не задумываясь могут лишь люди, обладающие поверхностным умом. Им эта мысль обеспечит возможность предаваться своим пошлым и мелким развлечениям с абсолютно чистой совестью.
Возвращается буквально все. Касается это и ничтожества последнего человека. Именно поэтому мысль о вечном возвращении способна вызывать не только радость к жизни, но и величайшее отвращение к ней.
Таким образом, учение Ницше внутренне амбивалентно. В нем содержится как жизнеутверждающий аспект, так и нигилистический отрицающий момент. Причем отделить их один от другого невозможно.
Учение о Сверхчеловеке
Ницше полагал, что его идея о вечном возвращении слишком тяжела для читателей. Именно поэтому он создал учение о Сверхчеловеке, который является единственным возможным учителем людей. Но это учение способен вынести не каждый. Именно поэтому возникает необходимость в создании нового человека. Для этого людям предстоит возвыситься над собой и увидеть ничтожность того, что ранее они считали важным и великим. Только так и появится Сверхчеловек. Причем этот индивид вовсе не является неким абстрактным существом. Это тот, кто возвысился над человеком и по всем своим качествам оставил его далеко позади себя.
Такое существо способно управлять своим разумом и волей. При этом оно презирает мир людей. Для того чтобы совершенствовать свои поступки и мысли, Сверхчеловеку приходится уходить в горы. Там, находясь в одиночестве, он и постигает смысл жизни.
Ницше был убежден в том, что каждому, кто желает приблизиться к идеалу, необходимо изменить свое мировоззрение. После этого человеку станет ясно, что мир людей презираем. И только отдалившись от него, можно сосредоточиться на своих мыслях, а также встать на путь совершенства.
По убеждению Ницше, человек является «болезнью Земли». В нем природа заложила что-то неправильное и ошибочное. Именно поэтому и столь важно рождение Свехчеловека. Он воплотит в себе смысл жизни и победит бытие. Одной из основных характеристик этого существа является честность.
Главной проблемой человека, по мнению Ницше, является слабость его духа. Людям необходимо стремиться именно к жизни. При этом им не следует находить утешение в религии или в удовольствии. В свою очередь, жизнь представляет собой волю к власти. Борьба же проявляется в битве за становление нового человека, который может быть назван идеальным. Именно воля к власти вызывает стремление стать лучше и выше других, возвысившись над толпой за счет таланта и ума. Но подобное явление не выступает естественным отбором, в процессе которого выживают лишь подлые и хитрые приспособленцы. Это рождение Сверхчеловека.
Перспективность теории
Адекватно воспринимать идею вечного возвращения может только тот человек, который полностью воспримет имеющиеся в нем противоречивые сочетания самых разнообразных аспектов. Абсолютизация и изолирование одного из множества моментов теории приведет к ошибке релятивизации и догманизации.
Отмечается, что идея, касающаяся вечного возвращения, ничего не высказывает о мире, ведь все ее содержание сводится к поиску новых ориентиров существования человека. И именно из-за этого наследие Ницше нельзя считать перспективным.
Мы рассмотрели идею вечного возвращения Ницше кратко.