учение о внутренней структуре культуры ее организационно функциональном строении это культуры
Методические рекомендации. Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении дает нам достаточно большое количество концепций
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении дает нам достаточно большое количество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения, собственно, культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является материальным (даже музыка), но одновременно даже самое утилитарное из них (плотничий топор) является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
Рассуждая о структуре культуры, можно выделить и относительно новые виды классификации. Например, выделить четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности через понятие специализированной и обыденной культуры:
а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
8 хозяйственная культура (на специализированном уровне – экономика, торговля, финансы и т.п.; на обыденном уровне – домашнее и приусадебное хозяйство);
— правовая культура (специализированная – право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная – мораль, нравственность, общественное мнение);
9 политическая культура (специализированная – государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная – межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);
б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
— философская культура (специализированная – труды специалистов-философов; обыденная – здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);
— научная культура (специализированная – профессиональная наука; обыденная – повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);
— религиозная культура (специализированная – систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерика; обыденная – мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);
— художественная культура (специализированная – построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная – бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т.п.);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
— культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);
— культура массовой информации (специализированная – профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная – слухи, сплетни и т.п.);
— информационно-кумулятивная культура (специализированная – система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная – предания, верования, легенды и т.п.);
1 культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная – система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. Институций социализации и инкультурации личности;
2 обыденная – система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
— сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);
— культура физического развития (специализированная – профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная – физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т.п.);
— культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная – медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная – самолечение, знахарство и пр.);
— культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);
— культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная – система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная – неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Безусловно, подобная классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, однако, необходимо привести и классический вариант структурирования культуры.
Существует ряд сфер или элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры. К числу наиболее распространенных могут быть отнесены следующие: система образования, наук, искусство, литература, мифология, нравственность, политика, право, религия, сосуществующие между собой и составляющие единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы:
— мировая и национальная культура,
— сословная и классовая,
— городская и сельская,
— духовная и материальная,
1 массовая и элитарная.
Вопросы для самопроверки
1. На основе каких принципов происходит разделение культуры на отдельные формы и виды?
2. Перечислите элементы культуры социальной организации и регуляции.
3. Назовите противоположное понятие по отношению к философской культуре.
4. Какие элементы можно отнести к информационно-кумулятивной культуре?
5. Охарактеризуйте понятие межпоколенческой трансляции.
6. Приведите традиционный элементы структуры культуры.
7. Какой принцип структурирования культуры, на ваш взгляд, дает наиболее полное отражение ее элементов?
Рекомендуемая литература
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.
Киселева М.С. Культурные коды и типы культур // Культурология. М., 1993.
Маркузе Г. Человек в индустриальном мире. М., 1993.
Очирова Т.Н. Евразийская модель культуры // Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994.
Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. М., 1996.
Зеленов Л.А., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993.
Каган М. С. Философия культуры. СПб. 1996.
Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991.
Культурология. Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. В. Драча. Ростов н/Д., 1999.
Левит С.Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология. XX век: антология. М., 1995.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983.
Философия / Под. общ. ред. Ю.А. Харина. Минск, 2000.
Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)
Морфология и функции культуры
Морфология культуры — это учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, структурирующих культуры по разным основаниям.
Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.
Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
Обыденная культура — самая древняя, возникшая первой сфера культуры. Здесь реализуются базисные, всеобщие потенции человека к жизни вообще, к существованию в исторически конкретном обществе. Она не специализирована; это культура непрофессионального общения, повседневной жизни.
Хозяйственная культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является хозяйствование в самом широком смысле слова, то есть реализуются потенции человека как субъекта хозяйствования. В самом общем смысле хозяйствование — это преобразование энергии и вещества природы в формы, необходимые человеку (материальные блага).
Физическая (соматическая) культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является поддержание и совершенствование телесной основы человека (организма), его здоровья, формирование отношения к ним.
В политической культуре реализуются потенции человека по упорядочению, организации, регулированию, управлению действиями и взаимодействием больших масс людей.
В правовой культуре также реализуются потенции человека, позволяющие упорядочивать, организовывать, регулировать действия и взаимодействия людей, но прежде всего на уровне личности. Главное средство и соответствующее ключевое понятие правовой культуры — право. Оно выражено в институте права и в системе законов.
Научная культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является познание мира как единой системы, включающей общество и человека. Научная культура позволяет человеку объяснить себе мир и своё место в нём, чтобы действовать и жить сознательно.
Философская культура — специализированная сфера культуры, где реализуются потенции человека осознавать, формулировать так называемые «вечные» вопросы и искать ответы на них.
Религиозная культура — специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием которой является познание мира как целостности, включающей и общество, и человека.
Художественная культура — специализированная сфера культуры, где реализуются потенции человека вставать в эстетическое отношение к миру и переживать его. Встать в эстетическое отношение — значит настроиться так, что мир, все его составляющие воспринимаются только и исключительно в аспекте прекрасного и безобразного. Эстетическое отношение проявляется на всех уровнях, в том числе в обыденной культуре.
Морфология культуры
Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
В своем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.
Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Я выделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (у Орловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:
а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правовая культура (специализированная —право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);
—политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);
б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
— философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);
— научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);
— религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика; обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);
— художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
— культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);
—культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
— информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легенды и т. п.);
— культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности;
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
— сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);
—культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.);
— культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.);
— культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);
— культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».
Презентация на тему Понятие культуры, ее структура и функции. Морфология культуры и ее место в системе бытия
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Понятие культуры, ее структура и функции.
Морфология культуры и ее место в системе бытия
Работу выполнили Евтеева Ольга и Зиманенкова Анна
Описание слайда:
Описание слайда:
Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде.
познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее.
Описание слайда:
Интегративная функция – культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.
Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности.
Описание слайда:
Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом.
Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
Описание слайда:
Структура культуры
Духовная
Материальная
Культура
орудия труда, постройки, технические средства, производство, средства сообщения, предметы, находящиеся в быту, транспорт.
художественная культура народа, художественное творчество как вид искусства, культура эстетики, культура науки, образовательная культура, воспитательная культура, культура духовно-нравственного существования, информационная культура.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы, являясь неотъемлемой частью нашей жизни.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация на тему владелец магазина беспошлинной торговли
Презентация на тему механизм разработки и установления вывозных таможенных пошлин
Презентация на тему Виды и характеристика торгово-политических режимов зарубежных государств или экономических союзов государст
Презентация на тему Роль таможенно-тарифного регулирования в экономической безопасности страны
Презентация на тему Соглашение об упрощении процедур торговли ВТО (Аgreement on trade facilitation)
Презентация на тему Организационная структура ФТС России
Презентация на тему Таможня в 21-ом веке
Презентация на тему Практика применения вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и продукты, выработанные из нефти
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5265237 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Раздел 1.Культурология в системе гуманитарного знания
Раздел 1.Культурология в системе гуманитарного знания
Тема: Культурология как наука и учебная дисциплина
(?) Идея выделения культурологии в самостоятельную область гуманитарного знания связывается с именем:
(?) Культурологическое знание – это знание:
(?) Объектом культурологических исследований является ___________ система, включающая культуру.
(?)Культурология представляет собой
(-) составную часть философского знания
(+) отдельную автономную отрасль научного знания
(-) отрасль искусствоведческого знания
(-) раздел истории культуры
(?) Соотнеситепонятия и их значение:
(1) Функция культурологии, связанная с исследованием сложных культурных явлений и процессов, переводом их на язык понимания
(2) Функция культурологии, связанная с описанием социально и художественно значимых объектов культуры, –
(3) Функция культурологии, связанная с сопоставлением отдельных объектов культуры в общемировом контексте, –
(4) Функция культурологии, связанная с исследованием культуры в контексте истории, –
(1) объяснительная
(2) дескриптивная
(3)оценочная
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
(?) Что является предметом изучения культурологии:
(+)сущность и структура культуры
(?) Культурологияне изучает (отметьте все возможные варианты):
(+) психические аспекты человеческой деятельности
(-) функционирование языков социальной коммуникации
(+) изучение форм социального взаимодействия
(-) познание объективных закономерностей развития культурных явлений
(+) проблемы совершенствования материально-технической базы общества
(?)В понятие «культура» не входит … :
(-) мир символических обозначений явлений и понятий, созданный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимых знаний, представлений, опыта
(-) социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств
(+) упорядоченная система, достигшая предела устойчивости и сбалансированности
(-) «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности
(?) Понятию цивилизация не соответствует значение
(-) единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.
(+) особый тип общества, возникающий на определенной ступени исторического развития, когда происходит переход от первобытного состояния к городским обществам
(-) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности
(-)локализованное во времени и пространстве общество
(?)Состояние жизни общества, характеризующееся упорядоченностью и развитостью в социально-организационном, научном, техническом и технологическом отношениях___________________
Тема: Структура культурологии как науки
(?) Соотнесите термин и его определение:
(1) культурология
(1) исследует реальные факты существования культурных явлений
(2) философия культуры
(2) фиксирует результаты теоретического интереса к культуре, выявляя наиболее общие законы ее развития
(3) культурная антропология
(3) наука, изучающая человека как субъекта культуры
(4) социология культуры
(4) сбор, обработка, анализ разнообразной информации о функционировании культуры в обществе
(?) Из перечисленных разделов научного знания в структуру культурологии входят (отметьте все верные ответы):
(?) Изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, сравнивает разные культуры между собой:
(?)В состав культурологии входят:
(+)история мировой культуры
(+)история культурологии, как теоретической дисциплины
Тема:Методы культурологических исследований
(?) Культура как особый, свойственный человеческому обществу внегенетический «механизм» наследования, рассматривается при __________ подходе
(-)семиотическом
(?)Наука, занимающаяся толкованием многозначных или не поддающихся уточнению текстов, реконструирующая «жизненный мир» прошлых культур с целью понимания отдельных их памятников:
(?) Культура как совокупность высших духовных ценностей, лучших творений человека рассматривается при ____________определении
(?) Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении называется:
Метод культурологического исследования, предполагающий исследование культуры, которое позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития:
(-) аксиологический
(?)Какие методы исследованияне используются при изучении явлений культуры
(?)Исследовательский подход к культуре с точки зрения ее ценностного характера:
(?)Структурно-функциональный метод изучения культуры предполагает исследование:
(+)функций культурных явлений
Раздел 2. Основные школы и направления в культурологии
Раздел 3.Культура как объект исследования культурологии
Тема: Понятие культуры
(?) Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму, духу
(?) Культура как таковая становиться предметом специального научного изучения:
(-) в период античности
(-) в эпоху средневековья
(-) в эпоху Возрождения
(?) Что означает слово «культура» в переводе с латинского языка:
(?)В понятие «духовная культура» не входит:
Материальная культура, включающая в себя физические объекты, созданные человеческими руками, – это:
(?) Надбиологической формой хранения информации у человека не является
(-) фольклор
(?) Художественная культура – это:
(-) догматическое следование внешним формам классического искусства
(+) духовная практическая деятельность, направленная на создание произведений искусств
(-) образ мышления, мировосприятия, присущие индивиду или группе
(-) образно-символическая форма постижения и объяснения мира
Плоды и способы человеческой деятельности по превращению природы в культуру называются _____________ культурой
Тема: Функции культуры
Изменение человеком окружающей среды в процессе приспособления ее к собственным нуждам – _________функция культуры.
(?) Какая из функции не относится к функциям культуры:
К функциям морали не относится
(?) Функция культуры, нацеленная на поддержание равновесия в обществе, в целях обеспечения выживания общества или его части, называется …
Раздел 4. Типология культур
Раздел 5.Основные понятия культурологии
Тема: Первобытная культура
(-) процесс слияния человека и природы
(+) один из видов социальной и исторической динамики культуры, порождение новых культурных форм
(-) процесс, совпадающий с первой стадией первобытной эпохи
(-) процесс взаимовлияния различных по уровню развития культур
В структуру культурогенеза входит такой процесс, как:
(-)развитие исторических типов культурных систем
(-)осмысление людьми своих интересов и потребностей
(+) возвращение к уже имевшим место в прошлом культурным формам
(-) приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде
(?)В первобытном обществе универсальной системой, позволяющей человеку ориентироваться в природном и социальном мире, был(а):
(?) Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой:
(1) Первобытность
(4) развитие светской образованности, интерес к гуманитарным знаниям
(1) отождествление индивида с коллективом, появление табу
(5) развитие научного естествознания, появление методологии науки
(3) представление о ничтожности человеческого разума и греховности плоти, зависимость всех сфер духовной жизни от религии
(2) формирование представлений о правах и обязанностях гражданина
(?)В первобытную эпоху человек предпринимал «разнообразные суеверные действия с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом». К какому из понятий относится это определение?
(?) Вера древних людей в родство между людьми и определенными видами животных и растений обозначается словом:
(+) тотемизм
(?)Как называется ранняя форма верований, сущность которой состоит в одушевлении предметов и явлений природы:
(?) Стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер, называется:
Тема: Культура Востока
(?) Строительство пагод связано с распространением в Китае:
Древнейшее произведение индийской религиозной литературы:
Подчинение старшим было возведено в ранг добродетели и стало основой государственного порядка в ____________ культуре.
(?) Традиционными строительными материалами в Японии были:
(+) дерево и бумага
(?) Характерной особенностью мусульманского искусства является:
(-) обилие антропоморфных изображений
(+) запрет на изображение живых существ
(-)изящность скульптурных фигур
(-) использование зооморфных образов как элемента художественного оформления
(?) Мировая религия, которая не является монотеистической:
Тема: Европейская культура
(?) Какие религии относятся к мировым?
(-) зороастризм, синтоизм, даосизм
(-) буддизм, христианство, индуизм
(+) буддизм, христианство, ислам
(-) индуизм, иудаизм, синтоизм
(?) XVIII в. вошел в историю под названием:
(-) Возрождение
(+) Век просвещения
Архитектурный стиль средневековой Европы, для которого характерна устремленность ввысь, ажурные башни, стрельчатые окна, сложный орнамент:
(?) Направление в культуре эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся извлечь идеал человеческого образования и поведения из вновь открытых произведений древности:
Оппозиция природы и культуры, осознание качественного отличия человека от природы характерно для общества:
Тема: Русская культура
(?) Какое из нижеприведенных утверждений справедливо (отметьте все верные):
(+)после принятия христианства Русь являлась частью византийского мира
(+) русские соседствовали со степными кочевниками
(+) город был важным фактором развития Киевской Руси
(-) киевскому периоду русской культуры совершенно чужда свобода политических институтов
(-) в киевский период активно развивалась русская философская мысль
(?) Москва стала религиозным центром Руси, резиденцией митрополитов при князе…
(-) Иване IV (Грозном)
(?) Реформам Петра Великого не свойственно:
(+) процесс секуляризации русской культуры
(+) социальноерасслоению русского общества
(-) усиление симфонии церкви и государства
(+) европеизация русской культуры
(+) формирование и современное оснащению армии и флота
(?) Какой из нижеперечисленных стилей не характерен для русского искусства XVIII –XIX вв.?
(?) Художники второй половины XIX в., отразившие социально-нравственные проблемы народной жизни, противопоставившие свое творчество академической живописи:
(+) товарищество передвижных художественных выставок
(?)В советский период в искусстве утверждается новый стиль –
Раздел 1.Культурология в системе гуманитарного знания
Тема: Культурология как наука и учебная дисциплина
(?) Идея выделения культурологии в самостоятельную область гуманитарного знания связывается с именем:
(?) Культурологическое знание – это знание:
(?) Объектом культурологических исследований является ___________ система, включающая культуру.
(?)Культурология представляет собой
(-) составную часть философского знания
(+) отдельную автономную отрасль научного знания
(-) отрасль искусствоведческого знания
(-) раздел истории культуры
(?) Соотнеситепонятия и их значение:
(1) Функция культурологии, связанная с исследованием сложных культурных явлений и процессов, переводом их на язык понимания
(2) Функция культурологии, связанная с описанием социально и художественно значимых объектов культуры, –
(3) Функция культурологии, связанная с сопоставлением отдельных объектов культуры в общемировом контексте, –
(4) Функция культурологии, связанная с исследованием культуры в контексте истории, –
(1) объяснительная
(2) дескриптивная
(3)оценочная
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: