учение о воскресении мертвых в священном писании
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Воскресение мёртвых
Воскреснуть – значит ожить или восстать из мёртвых.
В Библии описываются три типа воскресения:
1. Чудотворное исцеление – оживление
Такого рода воскресение является оживлением, то есть возвращением умершего человека к жизни в этом мире. Примеры такого воскрешения:
Данная разновидность воскресения является временным воскрешением. Люди, испытавшие такое воскресение, позднее опять ушли из жизни.
2. Воскресение нашего Господа Иисуса Христа
Это воскресение является победой нашего Господа над силами греха и смерти, царящими в нашем мире.
3. Воскресение мёртвых, ожидающееся в конце света.
Давайте же поговорим о воскресении мёртвых, которое ожидается в конце света.
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ
В Ветхом Завете нет слова «воскресение». Но идея воскресения выражается следующими словами:
– «chayah» – жить, ожить,
– «kum» – встать, восстать и
– «kic» – воспрянуть, проснуться, пробудиться.
Все три слова в указанной последовательности употреблены в Книге пророка Исаии: Исаия 26:19 «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов».
Псалтирь 48:8-20. Ключевым в этом отрывке является стих 16: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня».
Псалтирь 72:23-24 «Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу».
Иов 19:25-27а «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его».
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ
В Новом завете слово, переведённое как «воскресение» – существительное «anastasis» и образованный от него глагол «anistemi» – «встать», «восстать», «восстановить», а также глагол «egeiro» – «просыпаться», «подниматься».
Большинство Евреев верило в воскресение мёртвых.
Другим примером является свидетельство апостола Павла на суде: Деяния 26:6-8 «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?»
Однако Саддукеи не верили в воскресение мёртвых: Деяния 23:8 «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое». Матфея 22:23 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения». Обратите внимание на то, что саддукеи были единственной группировкой евреев, которые не верили в воскресение мёртвых. Фарисеи же, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мёртвых.
1. Учение Иисуса Христа о воскресении мёртвых:
А. Обещание воскресения
Иоанна 6:39-40 «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».
Иоанна 6:44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Иоанна 6:54 «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Обещание, которое дал Иисус: «Я воскрешу его в последний день»:
– Воскресение будет происходить в последний день, то есть в конце света;
– Воскрешать мёртвых будет Иисус Христос.
Сравните слова Иисуса Христа в Иоанна 6:44 и 6:54 («Я воскрешу его в последний день») со словами апостола Павла во 2-м Коринфянам 1:8-9 «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых». Павел написал, что Бог воскрешает мёртвых; Иисус сказал, что Он будет воскрешать мёртвых. Кому-то может показаться, что это противоречие. Но это не так. Эти два места Священного Писания свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть Бог.
Б. Детали воскресения:
Матфея 24:30-31 «…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Матфея 22:23-32 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых». То же самое описано в Марке 12:18-27 и Луке 20:27-38.
В. Условие воскресения:
Иоанна 11:25 «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт». Главным условием нашего воскресения является – вера в Господа Иисуса Христа.
Именно поэтому залогом нашего воскресения является Святой Дух, который Отец обещал дать и дарует всем верующим в Христа: Римлянам 8:9-11 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Обратите внимание на то, что в этом отрывке Дух Христов назван Духом Божьим. Это ещё одно доказательство того, что Иисус Христос есть Бог.
Ефесянам 1:13-14 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».
Залог – это гарантия чего-либо. Вопрос: Гарантией чего является Святой Дух, исходя из данного отрывка? Ответ: Святой Дух является залогом наследия, то есть гарантией воскресения. Иными словами, те верующие в Христа, которые запечатлены Святым Духом (в которых живёт Святой Дух) имеют гарантию воскресения.
Итак, мы видим, что Иисус учил о воскресении. Ученики Иисуса Христа тоже проповедовали о воскресении: Деяния 4:1-2 «Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых».
Что именно апостолы проповедовали о воскресении мёртвых мы узнаём из их посланий церквам. А из Деяния 4:1-2 мы видим, что апостолы проповедовали о том, что воскресение из мёртвых возможно только в Иисусе Христе. Это перекликается со словами Иисуса Христа в Иоанна 6:44,54 «Я воскрешу его в последний день».
А теперь давайте подробнее рассмотрим учение апостолов о воскресении:
1 Коринфянам 15:12-19 «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».
Иисус Христос назван первенцем из мёртвых: Колоссянам 1:18 «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство».
Бог обладает силой воскресения. Таким же образом, как воскрес Господь Иисус, воскреснет и верующий в Него: 1 Коринфянам 6:14 «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею». 2 Коринфянам 4:13-14 «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами».
1 Коринфянам 15 – вся глава говорит о воскресении.
III. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?
Б. Спасение нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо спасением: 1 Петра 1:3-5 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время».
В. Искупление нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо оживлением тела: Римлянам 8:11 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»;
Воскресение мёртвых также названо освобождением от рабства тлению, усыновлением и искуплением тела: Римлянам 8:17-23 «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».
У тех, кто доживёт до второго пришествия Христа, земное физическое тело преобразится в прославленное тело. А те, кто умер в Господе, получат новое прославленное тело:
1 Фессалоникийцам 4:13-18 «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами».
2. Два воскресения мёртвых:
Как Ветхий, так и Новый Заветы предупреждают нас о двух воскресениях: о воскресении праведных и воскресении неправедных:
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
Иоанна 5:28-29 «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». Практически то же самое сказал Иисус в Матфея 25:31-46.
Деяния 24:14-16 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых: праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми».
В какое воскресение воскреснете Вы: в воскресение жизни или в воскресение осуждения? Задумайтесь над этим вопросом. Сегодня ещё не поздно позаботиться о том, чтобы воскреснуть в воскресение праведных.
Учение Церкви о смерти и воскресении
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Тема жизни, смерти и последующего, посмертного состояния человека является одной из главных в Православной Церкви. Основываясь на Священном Писании и Предании, Церковь сформулировала свое учение об этих вопросах.
Православная Церковь учит о том, что в тот момент, когда человек умирает, его душа отделяется от тела. В святоотеческой литературе встречаются описания прохождений душой особых духовных испытаний – мытарств. Мытарства представляют собой встречу души с падшими ангелами, когда последняя, в окружении светлых ангелов, возносится к Богу. По мнению Церкви, число мытарств может доходить до двадцати, каждое из которых связано с тем или иных грехом. В зависимости от того, как человек боролся с той или иной страстью и чего он достиг в этой борьбе, будет определяться и то, как легко он будет проходить эти двадцать мытарств.
После того как душа человека явилась на поклонение Богу, над ней совершается частный суд. Он заключается в том, что на сороковой день после смерти душе определяется ее местонахождение до наступления всеобщего Страшного суда и всеобщего воскресения. Данное состояние соответствует результатам земной жизни человека, но не является окончательным – по молитвам Церкви и родных положение души может измениться.
Что же такое Страшный суд и как его понимает Церковь?
В день ( Согласно Библии, когда наступит Второе пришествие, знает только Бог Отец (Мф. 24, 36).) Второго пришествия Иисуса Христа произойдет всеобщее воскресение мертвых. По учению Церкви, которое в этом вопросе во многом основано на откровении, данном Богом апостолу Павлу, воскресение будет всеобщее и одновременное – как для праведников, так и для нераскаявшихся грешников.
Люди воскреснут в своих прежних телах, которые соединятся с их душами, однако тела эти будут преображенными. В частности, тела праведников будут нетленными, светлыми, бессмертными. Они станут совершенно свободными от недугов, усталости и немощей. Также тела праведных не будут уже нуждаться в прежних земных потребностях. По слову Самого Христа, тела праведников будут подобны телам бесплотных ангелов (ср. Лк. 20, 3).
Наоборот, тела грешников, которые не покаялись в своих грехах при жизни, воскреснут, но в своем нетлении и бессмертии будут отражать их земные пороки. Как это будет выглядеть, мы, конечно же, пока точно не знаем, все это скрыто от нас Богом.
Церковь учит, что по воскресении праведные войдут в Царствие Небесное, где будут вечно пребывать с Богом, Его святыми и ангелами. Праведники станут причастниками всей славы и любви Божией. Что касается грешников, то они отойдут в ад, вечную тьму. Мучения будут испытывать как тело, так и душа грешника, так как каждый человек двусоставен. Считается, что телесные муки будут выражаться в невозможности удовлетворить ту страсть, которой человек был подвержен при жизни, а душевные – в вечном пребывании без Бога, без Его любви, заботы и милости.
В произведениях искусства и в народном фольклоре ад – это некое место, где грешники подвергаются постоянному наказанию. Но с точки зрения Церкви речь идет не о каре со стороны Бога, а, скорее, о личной трагедии конкретных людей, которые не смогут или не захотят обрести единства с Создателем. И именно это станет основой их будущих мучений.
Конечно же, говоря о смерти и воскресении, Церковь напоминает, что все это открыто для нас лишь частично, дабы люди просто знали, что их ждет. В своей земной жизни, человек не в состоянии осознать и почувствовать: какие блаженства или мучения ожидают его потом. Однако призван он именно к спасению. И именно к этому направлены все труды Церкви.
Афинагор
Афинагор принадлежит к отличным писателям 2-го века. Это был не только смелый апологет и красноречивый оратор, но и самый строгий и добродетельный философ. Его сочинения отличаются глубокой ученостью, а главное, стройным и отчетливым изложением мыслей, так что в этом отношении он стоит гораздо выше своих предшественников – Иустина и Татиана.
Филипп Сидет сообщает нам несколько сведений о жизни этого афинского философа, которые можно читать у Никифора Каллиста, но – к сожалению – эти сведения не во всех отношениях справедливы. «Афинагор», говорит Сидет, «был начальником александрийской школы. Он жил во времена Адриана и Антонина, и представил им свою апологию в защиту христиан. Он исповедывал христианскую веру еще в то время, когда ходил в тоге философа и был начальником в школе академиков. Намереваясь писать против христианства, для вернейшего достижения своей цели, приступил к чтению священных книг, и плененный благодатию Св. Духа, подобно великому Павлу, сделался проповедником того самого учения, против которого восставал. Учеником его был Климент Александрийский, у которого обучался Пантен». Так как Сидет сделал здесь грубую историческую ошибку, назвав Пантена учеником Климента; то мы имеем право заподозрить и свидетельство его о том, что Афинагор был начальником александрийского училища, тем более, что Евсевий, излагая историю этого училища, не упоминает об Афинагоре.
Сам Афинагор говорит, что он написал немало сочинений, доставивших ему название философа. Но ныне известны только два, в которых, он путем философских рассуждений хочет провести своих читателей к сознанию истинности религии христианской: «аполопя (Legatio pro christianis), и трактат о воскресении мертвых».
Для того чтобы показать бесконечное превосходство христианской философии перед философией языческой, Афинагор избирает для своих рассуждений самые трудные догматические предметы, и представляет их в ясном и полном свете.
Учение о Боге и мире
Вот главная мысль Афинагора о Боге и отношении Его к Миру! Мысли светлые, возвышенные и истинно христианские! Но будучи поставлен в необходимость несколько раз повторять их язычникам и объяснять, апологет иногда видоизменяет свои выражения, а с тем вместе как будто изменяет и сам образ мыслей. Так напр. для того, чтобы рельефнее представить нелепость учения язычников об идолопоклонстве, он говорит, что материя имеет такое же отношение к Богу, как всякая вещь к художнику образовавшему ее. «Если многие, не умея различить, что такое вещество, и что такое Бог, и какое между ними различие, поклоняются сделанным из вещества идолам: то неужели для них и мы, которые отделяем и различаем безначальное и происшедшее, сущее и не сущее, постигаемое умом и воспринимаемое чувством, и каждому из этих предметов даем приличное название, неужели и мы станем поклоняться идолам? Как горшечник относится к глине: (глина есть материал, а горшечник – художник), так относится Бог Создатель к веществу, которое повинуется Его художеству. Как глина сама собой, без помощи искусства, не может сделаться сосудом: так и удобоизменяемое вещество без художника-Бога не получало бы ни разнообразия, ни формы, ни красоты. Философы остановились на видах материи и, ниспадши долу, боготворят изменения стихий, подобно тому, как если бы кто-нибудь принял за кормчего корабль, на котором он плывет. Но как корабль, хотя бы был снабжен всем нужным, ничего не значит, если нет на нем кормчего: так и стихии, хотя устроенные, бесполезны без промысла Божия. Корабль сам по себе не будет плавать, так и стихии без Создателя не будут двигаться»… 116
Но так как одним историческим путем трудно было достигнуть желанной цели; то апологет обращает внимание язычников на коренные законы нашего разума, и доказывает, что правильно следуя этим законам, невозможно не представлять Бога существом единым.
Нельзя не заметить, что в изложении этого доказательства есть натянутость и изысканность. В основание учения о единстве Божием. Полагается мысль о «неизмеримости» верховного существа: «Бог неизмерим, след. должен быть один. Два неизмеримых существа не могут быть; ибо одно уничтожило бы другое». Нет сомнения в том, что это основание прочно, но оно довольно частно. Позднейшие писатели, вместо того чтобы ограничиваться понятием о неизмеримости, которая есть одно из свойств Божиих, брали во внимание вообще идею о существе всесовершенном, и доказательство выходило гораздо проще и яснее. Бытие двух всесовершенных существ, говорили они, немыслимо; ибо если предположить, что эти существа имеют одни и те же совершенства, то в таком случае, они не будут ни чем отличаться друг от друга; а если одно из них имеет такие совершенства, каких нет в другом, то явно, что ни одно не может назваться всесовершенным.
Но каковы бы ни были недостатки рассматриваемого доказательства, мы должны взять во внимание то, что в христианской литературе это есть первый опыт чисторационального доказательства единства Божия; а первый опыт не может быть совершенно удовлетворителен.
Защитив христианскую веру в единого Бога, Афинагор ведет язычников в сокровеннейшую область учения христианского, доказывая им, что христиане не только представили в самом ясном свете идею о Боге едином, но и возвысили разум до понятия о Боге троичном в единстве. «Мы признаем», пишет он, «и Сына Божия: и никому да не покажется смешным, что у Бога есть Сын. Ибо мы представляем Бога Отца и Сына не так, как баснословят поэты, у которых боги нисколько не лучше людей. Сын Божий есть Слово Отца, как идея и как действенная сила, ибо по Нему и чрез Него все сотворено, потому что Отец н Сын едино суть. А так как Сын в Отце и Отец в Сыне, по единству и силе духа, то Сын Божий есть ум и слово Отца. Он есть первое рождение Отца, но не так, чтобы оно получило бытие по времени, ибо Бог, как вечный ум и вечно словесное существо; искони имел в Себе Самом слово. Утверждаем также, что есть Дух Святой, который действует в пророках; Он исходит, от Бога, подобно лучу солнечному, истекая из Него и возвращаясь к Нему. Итак, кто после сего не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедуют Бога Отца и Бога Сына и Духа Святого, и признают их единство в силе и различие в порядке?». 126
Самые строгие критики согласны в том, что не только предшествовавшие церковные писатели, но и последующие (до 4-го века), не представили учения о Св. Троице с большей полнотой. Критики привязываются только к одному выражению, которое им кажется двусмысленным, именно: «Сын Божий есть Слово Отца, как идея и как действенная сила». Но если взять во внимание контекст речи, то эта фраза не будет представлять двусмысленности. Ибо тотчас же после приведенных слов апологет говорит: «все создано чрез Сына Божия и для Него». Это показывает, что он, называя Иисуса Христа Словом Отца в идее и действии, хотел сказать только то, что Слово есть отражение разума божественного и действующая причина мира.
«Как у людей есть свобода выбирать добро и зло, так и у ангелов. Одни из них свободные, какими и сотворены были от Бога, пребыли в том, к чему Бог сотворил их и определил; а другие злоупотребили и своим естеством и предоставленной им властью» 129 и проч.
Учение о разумных существах, высших человека, не в первый раз встречается в христианской литературе; оно даже было подробно излагаемо предшественниками Афинагора, т. е. Иустином и Татианом. Но Иустин говорил о существовании духов и влиянии их на человека, как об истине всем известной из св. Писания: а не старался объяснить этой истины из начал разума. У Афинагора же мы встречаем мысль о том, что вера в существование ангелов добрых и злых вытекает из самой идеи о Боге и мире, и, следовательно, находим философский путь к этой истине. Кроме бодрствующего над нами промысла Божия, говор. он, есть промысл частный. Эта мысль имеет глубокое основание в природе всего сотворенного! Ибо если мир есть совершеннейшее дело, то между всеми существами его должна быть тесная связь; и если в видимой природе мы замечаем, что Бог, будучи полным господином ее, действует посредственно, употребляя высшее к поддержанию низшего: то почему не предположить, что то же самое происходит и в мире невидимом? Что касается Татиана, то он только упоминал об ангелах добрых, а со всей энергией старался развивать учение о злых духах враждебных человеку, и нередко приписывал им такие действия, которых они, как существа бесплотные, и совершать не могли. Положим, что и Афинагор не был свободен от последнего недостатка (потому что и у него встречается например мысль о сообщении падших духов с дщерями человеческими); но достойно замечания то, что этот писатель довольно на видном месте ставит учение об ангелах добрых и влиявших на человека. Это учение не только отрадно для христианина, но и объясняет другие пункты в сочинении Афинагора, кажущиеся неопределенными. Ибо если он допускал влияние на человека ангелов добрых, то это показывает, что он не имел того мрачного взгляда на вещи, какой имел Татиан, представлявший нашу землю жилищем населенным только преслушниками воли Божией. Если допускал, что человек может следовать или не следовать водительству духов добрых, то это дает нам полное право заключать, что, по его мнению, падение еще не разорвало всех нитей, которыми соединялась земля с небом, хотя он и не высказал определенно своих мыслей об этом предмете.
Учение о воскресении мертвых
Почему апологет идет прямо к цели, угадать не трудно: потому что учение о бессмертии души он предполагает уже известным язычникам.
Совсем иначе рассуждали язычники о воскресении мертвых; христианское учение об этом предмете казалось им несбыточной и безумной мечтой, и потому когда ап. Павел произнес в Ареопаге слово «воскресение», слушатели начали смеяться. Мало этого, язычникам даже весьма неприятно было слышать, что человеческое тело некогда воскреснет; потому что они привыкли смотреть на тело, как на темницу души, и следовательно, по их мнению, душа должна заботиться не о том, чтобы входить в тело на вечность, а о том, чтобы скорее выйти из него, если хочет быть свободной и счастливой. При таком настроении мыслей, доказать язычникам, что христианская вера в воскресение плоти весьма разумна и благотворна, было делом величайшей важности и трудности.
Приступая к изложению доказательств воскресения мертвых, Афинагор делает различие между тем, что по природе есть первое и важнейшее в познании, и тем, что по отношению к нам, прежде всего требуется для познания. От природы первое и важнейшее есть речь «об» истине, которая бывает ведена ко благу тех, кои охотно и с верой принимают истину; напротив в нашем положении необходимее другая речь, которая опровергает заблуждение и представляет доказательства «за» истину. Ибо как земледелец напрасно сеял бы доброе семя в землю, если бы прежде не очистил eе от вредных растений: так и тот, кто хочет научить истине, мало успеет, если не удалить прежде неверия, ложного мнения, сомнений. На этом основании, говорит он, я хочу разделить свой трактат таким образом, – чтобы прежде говорить «за» истину, а потом «об» истине, т. е. сперва защитить догмат от нападений, а потом представить положительные доказательства его истины.
I. Воскресение тела человеческого есть дело Божие. Посему почитающие это дело невозможным, думают так или потому, что Бог «не может» воскресить человеческого тела из праха и тления, или же Он «не захочет» воскресить. Но первого нельзя сказать о Боге; ибо Он всеведущ и всемогущ. Он знает все, следовательно знает и то, куда уходит каждая частица человеческого тела; и если Он мог из ничего создать мир, то конечно Ему не трудно соединить разрушившееся, воздвигнуть лежащее, опять оживотворить умершее и тленное изменить в нетленное. Словом, как творение, так и воскресение, требуют равного могущества и премудрости.
Возражают: тела животных разрушаются, согнивают и обращаются в землю, но потом опять переходят в растения и животные, и составляют часть нового организма. Часто составные части одного тела делаются составными частями другого, так что невозможно узнать, что принадлежит одному и что другому. Как же можно, чтобы при таком страшном превращении и видоизменении элементы тела опять соединились? Но подобное возражение делают те, кои все измеряют ведением и могуществом человеческим, и забывают всеведение и всемогущество Божие. Притом же надобно отличать пищу от питания в собственном смысле. Бог при создании мира и тварей устроил так, что каждому животному назначена свойственная ему пища, и эта только пища и может обращаться с пользой в организм питающегося животного; в противном же случае не может быть не только питания, но произойдет непременно вред для организма. Итак, человеческое тело, так не назначенное в пищу для животных и ни для того, какой бы род тления ни проходило, нигде не утрачивает своей сущности, имеющей воскреснуть по действию силы всемогущей. Если оно и пожирается иногда животным, никогда однакож не может обратиться в его плоть и кровь, или сделаться существенной его частью.
Дабы сообщить более силы своему доказательству, апологет проводит далее ту мысль, что для Бога легче воскресить, нежели сотворить человека; потому что творение мира было из ничего, а для воскресения есть как-бы некоторый материал, т. е. элементы тела, которые никогда не уничтожаются. Нет сомнения, что на воображение язычников, которые смотрели на Бога чувственными очами, которые измеряли Его мерилом человеческим, подобная мысль могла иметь немаловажное действие. Но на самом деле она нисколько не усиливает доказательства истины воскресения мертвых; потому что если Бог всемогущ, то для Него одинаково легко, как воскресить, так и сотворить человека.
II. Чтобы положительно доказать истину воскресения нашего, говорит Афинагор, обратим внимание: а) на то, для чего Бог создал человека и потомков его; б) на свойства человеческой природы вообще, и в) на грядущий суд, ожидающий всех людей.
а) Бог не напрасно сотворил человека, ибо Он премудр. Человек не создан ни для пользы самого Творца, так как существо, высшее всего, не ищет собственной пользы ни в какой твари, ни для пользы других существ, ибо существа бессмертные, для своего бытия не нуждаются ни в каком содействии от людей; а бессловесные животные ниже человека, и не он для них, а они для него существуют. В чем же надобно искать цели бытия нашего? В самой жизни нашей, в том, чтобы мы могли наслаждаться жизнью, как даром неизреченной благости Божией. Но в таком случае не эта жизнь, минутная, скорогибнущая, какой пользуются и бессловесные животные, должна быть целью бытия нашего. Тем, которые носят в себе образ Самого Творца, владеют умом и одарены разумным смыслом, Творец определил вечное существование, чтоб они, познавая своего Творца и Его силу и премудрость, и следуя закону и правде, безболезненно пребывали во веки с тем, с чем проводили предшествующую жизнь, находясь в тленных и земных телах. Вот почему мы любим и настоящую жизнь, не смотря на то, что она исполнена скорбей. Среди разных треволнений в этой жизни, надежда в некоторой дали указывает мне блаженную вечность, и эта надежда не мечта, она основывается не на обманчивом слове человеческом, а есть сознание цели, для которой создал нас Творец, даровавший нам разум и напечатлевший на нашем сердце святой закон жизни разумной и мудрой. Ибо не трудно понять, что Бог не сотворил бы человека таким, каков он есть, не одарил бы его свойствами существа бессмертного, если бы не благоволил в то же время, чтобы он был бессмертен. Если же человек должен быть бессмертен; то он должен воскреснуть: ибо без воскресения он не может существовать всегда.
Таково содержание II-й части трактата о воскресении мертвых! Здесь Афинагор изложил все, что только может сказать естественный разум для объяснения догмата о воскресении. Он раскрыл все сокровища современного ему естествознания, и представил их в стройном порядке и в высшей степени увлекательно. Но, не смотря на все это, желанная цель не достигнута, по той весьма простой причине, что истина воскресения мертвых превышает область нашего разума.
Афинагор говорит, что цель нашего бытия заключается в самой жизни нашей; но эта цель не будет достигнута, если существование человека не продолжится в другом мире. Это такая истина, против которой никто не может представить серьезных возражений. Мы видим, что из всех животных один человек не достигает на земле своего назначения, потому что слишком коротка наша земная жизнь для достижения той высокой и отдаленной цели, к которой мы должны стремиться. Каждое животное, следуя своему инстинкту, этому материнскому дару природы, идет верно и неизменно к своей цели, но человеку не дано такого инстинкта. Как существо духовное и разумное, человек имеет в себе семена истины и добра; но эти семена не развиваются здесь надлежащим образом, и явно требуют для своего развития иного солнца и воздуха более благорастворенного. Те прекрасные растения, которые выходят из этих семян, обыкновенно бывают заглушаемы предрассудками и страстями, или же вырываются в то самое время, когда бы им более всего надлежало расти и цвести. Итак, одно из двух: или проведение поступило несправедливо, отказав человеку в тех благах, коими так щедро наградило других животных; или же для нас готовится другая жизнь, в которой будет продолжено усовершенствование человека. Первого предположить никак нельзя, следовательно верно последнее. Все это, повторяем, совершенно справедливо, но все это говорит в пользу бессмертия души, а не воскресения тела.
Наконец апологет указывает на необходимость достойного воздаяния по делам нашим. Это такая истина, которую сознавали даже язычники. Но какое участие должно принять в судьбе души тело, на которое мы привыкли смотреть как на нечто бессознательное? Это может быть известно единому Богу; естественным же разумом подобного вопроса решить нельзя.