учение о законности и праве как теоретическая основа прокурорского надзора
Учение о законности и роль прокурорского надзора в ее обеспечении
Учение о законности и роль прокурорского надзора в ее обеспечении
Законность – основной принцип права, который закрепляется в Конституции РБ, в законе о прокуратуре, УПК и других нормативных правовых актах.
Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законами подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих понятие законности.
Содержание понятия законности включает в себя как минимум 4 элемента:
1. существование законов и иных НПА;
2. исполнение законов и иных НПА, т.е. проведение их в жизнь;
3. надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных НПА;
4. установление ответственности за нарушения законов и иных НПА.
Учение о законности активно разрабатывалось ещё В.И. Лениным, который сформулировал принципы законности:
— требование соблюдения законности, единой для всего государства (не может быть законности минской, витебской… Она едина);
— общеобязательность законов для всех и каждого;
— недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
— за нарушение закона должна устанавливаться ответственность.
Специфика прокурорского надзора в охране законности: обеспечение законности в сфере законности.
Сущность и задачи прокурорского надзора в РБ
Прокурорский надзор – это а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.
Предмет прокурорского надзора – сфера общественных отношений, связанных с исполнением требований законов, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.
Объекты прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
Субъекты прокурорского надзора – участники прокурорско надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.
Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.
Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного самоуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями в зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Функции прокуратуры
Функции прокуратуры – выполнение ею возложенных на нее задач и действие в определенных законом направлениях.
Задачи:
1)обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура исполняет надзор за точным исполнением законов, НПА, декретов и указов президента всеми субъектами и организациями.
2)исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
3)исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
4)соблюдение законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
Прокуратура РБ действует в направлениях:
1)надзор за соблюдением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2)надзор за соблюдением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
3)надзор за соответствия закону судебных постановлений, а также соблюдение закона при их исполнениях
4)надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
5)борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности
6)координация правоохранительной деятельности государственных органов по борьбе с преступлениями, в том числе с коррупцией, а также по борьбе с преступлениями иных организаций, участвующих в борьбе с преступлениями
7)разработка совместно с другими органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений
8)участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов, а также работа по повышению уровня культуры граждан и воспитание у них законопослушания
Кадры органов прокуратуры
Служба в органах прокуратуры является видом государственной службы. Ст. 48 Закона «О прокуратуре» установлено, что на должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.
Возрастные требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурорского работника:
— прокурор района, района в городе, города, межрайонный прокурор и приравненный к нему транспортный прокурор – имеющим возраст не менее 25 лет, при этом стаж работы в качестве прокурорского работника должен составлять не менее 3-х лет;
— прокурор области, города Минска – имеющим возраст составляет не менее 25 лет, а стаж работы в качестве прокурорского работника – не менее 5 лет.
Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе, в случаях:
— признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
— лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
— несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;
— отсутствия гражданства Республики Беларусь;
— представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
— совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо тяжкого или особо тяжкого преступления, сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий и т.п.
Прокурорским работникам в соответствии со ст. 41 Закона о прокуратуре присваиваются классные чины (воинские звания): государственный советник юстиции 1 класса (генерал-полковник); государственный советник юстиции 2 класса (генерал-лейтенант); государственный советник юстиции 3 класса (генерал-майор); старший советник юстиции (полковник); советник юстиции (подполковник); младший советник юстиции (майор); юрист 1 класса(капитан); юрист 2 класса (старший лейтенант); юрист 3 класса (лейтенант); младший юрист (младший лейтенант).
21. Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников
П. 44 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры указывает на то, что к прокурорским работникам могут применяться следующие меры поощрения:
— единовременное денежное вознаграждение;
— награждение ценным подарком;
— награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;
— занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;
— досрочное присвоение классного чина;
— присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;
— присвоение классного чина на ступень выше очередного и так далее.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и несовместимых со службой в органах прокуратуры, несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
Помимо этого, к прокурорскому работнику применяются дисциплинарные взыскания:
— понижение в классном чине на срок до шести месяцев;
— понижение в должности на срок до шести месяцев;
— лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Республики Беларусь»;
— освобождение от занимаемой должности (увольнение);
— освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.
Общее правило назначения мер ответственности – такие меры применяются исключительно вышестоящими прокурорами.
Вопросы, подлежащие разрешению прокурором по уголовному делу, поступившему для направления в суд (ст. 263 УПК)
Получив от следователя уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:
1) имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;
3) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;
4) предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;
5) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;
6) правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;
7) правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;
8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;
10) произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;
11) составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд;
12) не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения УПК.
Учение о законности и роль прокурорского надзора в ее обеспечении
Законность – основной принцип права, который закрепляется в Конституции РБ, в законе о прокуратуре, УПК и других нормативных правовых актах.
Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законами подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих понятие законности.
Содержание понятия законности включает в себя как минимум 4 элемента:
1. существование законов и иных НПА;
2. исполнение законов и иных НПА, т.е. проведение их в жизнь;
3. надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных НПА;
4. установление ответственности за нарушения законов и иных НПА.
Учение о законности активно разрабатывалось ещё В.И. Лениным, который сформулировал принципы законности:
— требование соблюдения законности, единой для всего государства (не может быть законности минской, витебской… Она едина);
— общеобязательность законов для всех и каждого;
— недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
— за нарушение закона должна устанавливаться ответственность.
Специфика прокурорского надзора в охране законности: обеспечение законности в сфере законности.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: законность; единство и централизация органов прокуратуры; независимость; гласность.
Принцип законности
Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.
Принцип законности проявляется и в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов. Данный принцип предусматривает и необходимость обеспечения требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Таким образом, принцип законности для системы органов прокуратуры, с одной стороны, определяет назначение надзорной и иной деятельности, а с другой стороны, характеризует подчинение требованиям закона методов и средств осуществления прокурорской деятельности.
Принцип единства
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени России в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Единство органов прокуратуры тесно связано с централизацией прокуратуры и обусловлено необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, достижимой лишь руководством, исходящим из единого центра.
Принцип централизации
Принцип централизации проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ, который назначает на должность всех нижестоящих прокуроров. Соответственно все прокуроры подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генпрокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
Действие принципа централизации проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (если это предусмотрено законом).
Принцип независимости
Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, что прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме указанных выше органов или их должностных лиц и представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.
Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование Закона о прокуратуре является конкретным проявлением принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Членство представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало бы или делало практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов, что не исключает, однако, возможности ассоциативного (по согласованию) участия прокуроров в заседаниях таких структур, что на практике способствует более полному владению ими необходимой информацией, возможности высказать рациональные предложения по существу рассматриваемых вопросов.
Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства в прокурорскую деятельность, что является важной гарантией независимости прокуроров. Как вмешательство следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей СМИ к прокурору с требованиями предоставить информацию, составляющую служебную или иную тайну, выполнить или не выполнять конкретные действия либо совершить их определенным образом попреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Пунктом 4 ст. 4 Закона о прокуратуре определено, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Еще одним аспектом конкретизации принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей и подлежит выполнению во внерабочее время.
Принцип гласности
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (государственная, военная, служебная, врачебная, коммерческая и др.). Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст. 131 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные структуры России и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления по отдельным правонарушениям или группе (виду) правонарушений в письменной (информация о состоянии законности) или устной (путем выступления прокурора с докладом) формах. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генпрокурором РФ палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют подобную информацию органам власти субъектов РФ, местного самоуправления. Все прокуроры предоставляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.