учение основоположника классической немецкой философии и канта 11 букв
Учение основоположника классической немецкой философии и канта 11 букв
1. Особенности немецкой классической философии.
Получила широкое распространение в Германии под влиянием идей эпохи Просвещения XVIII века (особенно французского), открытий в области естественных наук, общественно-политических и экономических процессов, протекавших как в Германии, так и на европейском континенте. Наиболее яркими представителями немецкой классической философии являются:
— Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
— Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)
— Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831)
— Людвиг Фейербах (1804-1872)
Среди проблем, которые были объектами их пристального внимания, выделяют:
1. Гносеологию (проблемы познания). Все они придавали большое значение рациональному познанию. Только Гегель абсолютизировал роль разума, а Кант, Фейербах и другие предпочтение отдавали опыту и ощущениям. В отношении к цели познания они находились на идеалистических позициях, указывая, например, в качестве таковой: достижение Абсолютного (И.Кант); достижение Абсолютной идеи (Г.Гегель).
2. Диалектику (проблемы развития в природе, обществе и в мышлении). Понимание необходимости разностороннего подхода к ним в силу их многообразия, противоречивости привело к новому этапу в понимании диалектики как универсальной теории развития. Наибольший вклад в этом направлении сделал Г.Гегель, открывший законы диалектики.
2. Иммануил Кант (1724-1804)
Кант является основоположником немецкой классической философии. К наиболее выдающимся достижениям его научного творчества относят исследование процесса познания, которое, по его мнению, должно предшествовать решению проблем бытия, морали, религии.
В качестве условий (процесса) познания он выделял опыт, человеческую чувственность и рассудок (разум). Целью познания Кант называл стремление к обретению Абсолютного знания – разум в виде целого ряда идей.
Кант противопоставляет субъекту (человеку) объект (внешний мир). Таким образом, Кант провел разделение на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы.
3. Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) и Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)
Немецкая философия после Канта разрабатывалась И. Г. Фихте (1762—1814) и Ф. Шеллингом (1775—1854). Они стремились преодолеть кантовское противопоставление явлений и вещей, обосновав это в определенном едином принципе — в абсолютном «Я» у Фихте и в абсолютном тождестве бытия и мышления у Шеллинга. Кроме того, Шеллинг провел тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской диалектики. Натурфилософские идеи Шеллинга оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.
4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831)
В определении метода познания Гегель был диалектиком. В диалектике Гегеля лежит утверждение, что процесс всякого развития протекал по схеме: утверждение или полагание (тезис) – отрицание этого утверждения (антитезис) – отрицание отрицания или снятие противоположностей (синтез).
Аристотель в античности сформировал законы формальной логики, где логические противоречия – это заблуждения. Гегель сформировал законы диалектической логики, где логика – это переход от одних противоречий к другим. Более прав оказался Аристотель, правильная логика должна избегать противоречий. Но Гегель был прав в том, что в жизни человека проблемы не заканчиваются окончательным решением.
Объективный идеализм Гегеля заключался в утверждении, что источник всякого развития в природе, обществе, человеческом мышлении заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическое духовное происхождение.
5. Значение немецкой классической философии:
1. Явилась преемницей многих философских традиций, начиная с античности
2. Впитала в себя достижения научной мысли Нового времени
3. Оказала сильное воздействие на развитие философской мысли следующих столетий, послужив методологической основой таких ее школ, как марксизм, неокантианство, неогегельянство и т.д.
Вопросы и задания
3. Объясните значение следующих терминов: «вещь-в-себе», диалектика, идеализм, тезис, антитезис, синтез
4. Объясните, какое влияние оказала на развитие европейской мысли немецкая философия
5. Перечислите основные законы диалектики
6. Приведите из жизни, литературы или истории примеры проявления законов диалектики.
Дополнительный материал
Карточки философов
Иммануил Кант ( 1724, Кёнигсберг, Пруссия- 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на десять лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности. Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента — на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кант,_Иммануил |
Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 — 1872) — немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. В период его академической деятельности лекции Фейербаха слушал студент Карл Маркс, в самый поздний период жизни Фейербах сам встал на сторону марксизма. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше. Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Карла Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг. Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций. Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838). В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Википедия |
Фридрих Э́нгельс (1820 —1895) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов. В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Помимо этой работы, он сам и в соавторстве (в основном с Марксом) написал ряд других трудов, а позже финансово поддерживал Маркса, пока тот вёл исследования и писал «Капитал». После смерти Маркса Энгельс редактировал второй и третий тома. Кроме того, Энгельс организовал заметки Маркса по теориям прибавочной стоимости, которые в 1905 году издал Карл Каутский как «четвёртый том» «Капитала». Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) 28 ноября 1820 года в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс (1796—1860), был сторонником пиетизма. Мать Энгельса, Элизабет Энгельс, урождённая ван Хаар (1801-1878), вышла из среды интеллигенции. Это была женщина с чутким и добрым сердцем, живая, весёлая, с сильно развитым чувством юмора и любовью к литературе и искусству. Большое влияние на Энгельса оказал и его дед по матери Герхард Бернхард ван Хаар, филолог, в своё время — ректор гимназии в Хамме. У Фридриха было восемь братьев и сестёр, из которых он более всего был привязан к сестре Марии. Википедия |
Карл Маркс Карл Маркс был третьим ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения Генриха Маркса (1777—1838), происходившего из рода раввинов.Родился в Трире по адресу Брюккергассе/Bruckergasse, 664 (. 15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Симеонштрассе, https://ru.wikipedia.org/wiki/Маркс,_Карл#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F |
Рихард Авен а риус (19 ноября 1843 — 18 августа 1896, Цюрих) — швейцарский философ, профессор философии в Цюрихе (с1877). Основатель нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом описании эмпирически данного. Учение Авенариуса о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине Авенариус противопоставляет биологическую ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Его целью была разработка философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам. |
Глоссарий
Сам термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.
Мораль (от лат. moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание (существо). Как и понятие «этика», понятие «М». формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д. В наиболее общем, но тем не менее специальном значении представления о М. формируются в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, нравственности, должного характера («морального облика»), отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях из вне задаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности. Наряду с этим и в специальной обще философской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под «М.» нередко понимается вообще любая принятая (где-либо) система норм индивидуального поведения.
Философский энциклопедический словарь
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам https://ru.wikipedia.org/wiki/Критическое_мышление
Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. http://www.e-reading.club/chapter.php/149350/213/Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html
Абсолютная идея мнем. die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2) аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ей способности к самосозиданию и саморазвитию; 3) «самосознание»: абсолютная идея как сознающая себя «тотальность». В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.
Выступая как систематизированная тотальность, обладающая лишь «чистым» логическим бытием, абсолютная идея должна еще стать для-себя-сущей целостностью, осуществить себя в сфере природы и духа. Диалектическая триада (логическая идея—природа—дух) предстает как внутренняя характеристика самой абсолютной идеи, которая «обретает» себя в противопоставлении себя «иному» и последующем «снятии» этого противопоставления в завершенном единстве с собою. Логическая идея, природа и дух—ступени диалектического опосредования абсолютной идеи. Абсолютная идея у Гегеля—это закон бытия не только логического, но и реального, онтологический принцип действительности.
Философский энциклопедический словарь
Поиск определений – Смолин А. Афанасьев Р.
Фильмотека. Этика Канта
Видео YouTube
Немецкая классическая философия
Что такое немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг.
К классикам немецкой философской науки относятся учения:
Немецкая философия представляет собой творчество мыслителей Нового времени. Влиятельное течение мыслей того периода послужило началом анализа человека, который пришел на замену исследованию природы. Философы рассматриваемого периода сделали вывод о том, что люди живут в культуре, а не мире природы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Характерные особенности немецкой философии:
Представители
Иммануил Кант (1974–1804)
Основоположником классической немецкой философии считается Иммануил Кант. Авторству ученого принадлежит революционный переворот в развитии философской мысли. По Канту, познание рассматривается как деятельность, существующая по своим правилам и законам. Наиболее значимыми трудами Иммануила Канта являются «Критика чистого разума», «Критика Практического разума», «Критика способности суждения».
Кантовское творчество принято делить на два периода:
Теория познания Канта
«Критика чистого разума» известна также как теория познания Канта. Философ считает, что знания складываются из опыта и чувственного восприятия. Ученый сомневается в истинности знаний человека о мире, поскольку человек в попытках познания сути вещей искажает знания из-за органов чувств. Кант считал, что сначала необходимо определить границы человеческих способностей к познанию. Он полагал, что знания о предметах — это лишь знание о том, как вещи являют нам себя, но не знания о сущности этих вещей. В этой связи Иммануил Кант ввел термин «вещь в себе», обозначающий знание о сущности предмета. Рассматриваемое понятие описывается как непознаваемое. Гносеологическая теория Канта называется агностицизмом.
В основе теории познания Канта стоит признание существования априорного (доопытного) знания, которое является врожденным. К первым из таких форм относятся время и пространство. Познание человека чего-либо происходит в условиях времени и пространства, однако данные формы не присущи «вещам в себе». Познавательный процесс проходит путь от чувств к рассудку, от рассудка к разуму. Рассудок вне границ опыта считается разумом. По Канту, разум стоит выше других возможностей человека к познанию. Врожденная способность человека к ориентировке в пространстве и времени, то есть к сверхчувственному познанию, немецкий философ обозначил как трансцендентальная апперация. Благодаря этому умению в сознании человека накапливаются знания, а затем переходят от врожденных мыслей к идеям познания разумом.
Философскую концепцию Иммануила Канта также принято называть критическим или трансцендентальным идеализмом. Трансценденталии — это интуитивно познаваемые понятия.
Как полагает немецкий мыслитель, человек познает мир посредством практического разума с применением знаний, которые получены с помощью «чистого» или теоретического разума. Практический разум используется для формирования жизненного и общественного поведения человека, которое основано на «автономной воле» и принятых в социуме правилах. Автономная воля отвечает за побуждение человека к добрым или злым поступкам. Поведение человека наиболее существенно регулирует закон морали или категорический императив, который способен ограничивать волю человека.
Значение морали в философии Канта
Максимумы (правила), на которых должно основываться человеческое поведение (по Канту):
Этическое учение Иммануила Канта является значимым теоретически и практически. По Канту, мораль и следование ей имеют огромную ценность для человека и социума. Недопустимо пренебрежение нормами морали ради своего эгоизма. Общественная мораль должна опираться на следование чувству долга: люди должны проявлять себя по отношению друг к другу как разумное, ответственное и беспрекословно следующее моральным правилам существо.
Иммануил Канту принадлежит идея создания нового «этического общественного строя», который основывался бы на категорическом императиве и изменил жизнь людей в социуме.
Философ полагал, что человек живет в двух измерениях:
Кант считал, что государственная жизнь не является истинным человеческим миром, поскольку в ней царят обман, предрассудки, пережитки животных влечений в человеке.
По-настоящему свободным человек может стать только при условии добровольного соблюдения законов морали, в первую очередь, категорического императива. Сформулированный Кантом нравственный императив звучит так: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом».
Кроме того, классик немецкой философии выдвинул идею о «вечном мире», в основе которого лежит невыгодность войны с точки зрения экономики и ее правовой запрет.
Иоган Готлиб Фихте (1762–1814)
Фихте является продолжателем идей Иммануила Канта. Его теория носила название «Наукоучение». По мнению Фихте, философская наука является основополагающей и помогает в создании единого способа познания. Основой философского познания ученый считал интуицию интеллекта. Познание происходит следующим образом: сознание познающего при взаимодействии с познаваемым объектом выступает в качестве активного творческого начала.
По Фихте, познавательный процесс состоит из трех этапов:
На вопрос «Существует ли объект без субъекта?» философская концепция Фихте однозначно отвечает: если нет субъекта, то и объекта не существует. Таким образом, лишь активное «Я» или воля познающего через взаимодействие с объектом, могут изменить мир и утвердиться в нем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)
Творчество Георга Гегеля считается одним из наиболее значимых среди учений классиков немецкой мыслительной науки. Концепция этого философа является вершиной развития западной философии Нового времени. Среди главных произведений Гегеля «Философия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Ученый рассматривал вопрос равенства мышления и бытия. По мнению Гегеля, в процессе эволюции человеческое сознание проходит этапы, аналогичные тем, через которые прошло человечество за всю историю существования. Следовательно, человек способен дать оценку своей жизни через призму завершившейся истории или «абсолютного духа». Таким образом, мышление и бытие уравниваются.
Эволюция сознания отдельного индивида реализуется с помощью движения от абстрактного к конкретному. Неотъемлемой частью каждой новой стадии этого движения является воспроизведение накопленного на предыдущих этапах опыта на более высоком уровне.
Существует три этапа развития сознания:
В своем учении Гегель объединяет все проявления бытия в одно понятие — «абсолютную идею». Это явление также развивается через движение с помощью природы, созданной Богом для появления человека и его духа.
Георг Гегель является автором трех основных философских законов:
Философские мысли Гегеля способствовали развитию социологии. Его творчество оказало влияние на взгляды Карла Маркса и определили возникновение социологии конфликта. Авторству немецкого философа принадлежит концепция гражданского общества, в которой происходит разделение социума на гражданскую и государственную сферу. Классик мыслительной науки своими трудами повлиял на становление многих философских направлений.
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775–1854)
В своем творчестве немецкий философ Фридрих Шеллинг стремился к созданию единой системы знаний посредством исследования познаний истины в отдельных сферах. Позже этот подход получил название «натурфилософия». Данное понятие описывало попытку объединить научные достижения под наблюдением ученого.
Основной идеей обобщенной системы является образ «идеальной природы», основой которой служит мысль о духовности активности природы. Итогом творчества философа в натурфилософском направлении стало доказательство того, что любая сущность является единством противоположных сил. Шеллинг ввел для обозначения явления целостности термин «популярность». В произведениях немецкого мыслителя дается объяснение таким сложным природным процессам как жизнь и организм.
Книга Фридриха Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» описывает разницу между теоретической и практической философией. По мнению философа теория — это объяснение высших принципов знания. Практическая часть философской науки применяется в поисках решения проблем свободы человека.
Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)
Концепция Людвига Фейербаха основывается на борьбе несовместимых мировоззрений — религии и философии. Мыслитель стремился к объяснению материалистической формы духа и критиковал христианскую религию. В своих произведениях философ утверждал, что бог является только образом, а не божественным существом. Этот образ появился в сознании людей как отражение сущности человека.
По Фейербаху, возникновение религии обусловлено страхом людей перед явлениями природы. Именно это служит причиной появления могучих образов в людском сознании. Таким образом, бог — это всего лишь творение разума человека, приобретающее форму творца, контролирующего человеческую волю и судьбу. Фейербах считает, что религия античеловечна, так как лишает человека стремления совершенствовать реальную жизнь, призывая его ждать будущего вознаграждения от божественного существа.
История развития философской мысли
Средние века (II–XIV вв.)
Философия в период Средневековья характеризуется сменой мировоззрения. На этом этапе происходят изменения мировых норм и идеалов, переосмысляется назначение человека в мире. Мыслительная наука Средних веков имеет несколько подходов к периодизации. Наиболее распространенный вариант датирования — это II–XIV вв. Этот период пересекается с христианской религией, которую логично соотносят с возникновением библейского учения. По сравнению с философией античности, исследовавшей эволюцию первоздания и природу человека, средневековая наука имеет отношение к теологии.
Характеристика философской мысли в Средние века:
Наряду с теоцентризмом, в философской науке рассматриваемого периода имеют место следующие понятия:
Наиболее известными философами эпохи Средневековья были:
Реформация (XVI–XVII вв.)
Движение Реформации возникает в XVI–XVII вв. как попытка пересмотра религиозной идеологии и отношений между человеком и церковью. Данное течение становится основой для протестантизма.
Главным идеологом Реформации был Мартин Лютер. Он выступал против продажи индульгенций. Инициатор Реформации является автором 95 тезисов о злоупотреблении духовенства, которые он вывесил на дверях церкви. Это послужило толчком для всех оппозиционеров церкви, чтобы выступить в защиту национальной и религиозной свободы Германии. Главной идеей Лютера было исключение посредника (то есть духовенства) между Богом и человеком.
Представители реформационного движения отличались по своим общественным устремлениям. Были и радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и другие. Тем не менее, все ветви протестантства были едины в одном — они утверждали внутреннюю религиозную независимость человека, ценность усилия личности, изменение человеческой роли в мироздании.
Самыми яркими представителями данного периода, кроме Мартина Лютера, являются:
Просвещение (XVII–XVIII вв.)
Эпоха Просвещения характеризуется верой в прогресс. Идеи, пропитанные гносеологическим оптимизмом, получили наибольшее распространение во Франции, а также по всей Европе. Перед идеологами данного периода встают проблемы просвещения народа, освобождение его от предрассудков, воспитать в людях критическое отношение к религии и социальным вопросам.
Представители Просвещения опирались на научное знание, поскольку именно в нем в полной мере используется разум человека. Философы того времени защищали человеческие и гражданские права, критиковали суеверие, религии, пропагандировали концепции религиозной толерантности.
Мыслители рассматриваемого периода толковали разум как возможность истины, то есть предполагалось, что он не дает бесспорных истин и не гарантирует познание тайн бытия. На разуме основывается деятельность, он помогает выстроить контакты между явлениями и событиями. Умение искать истину считалось ключевым свойством человеческого разума.
Ученые эпохи Просвещения утверждали, что все действия, мысли и чувства человека должны быть осмыслены разумом, поскольку он разумное существо. Таким образом, ничего в человеке не может оставаться неосмысленным.
Развитием идей Просвещения занимались:
Концепции XX века
Венский кружок
В 1922 году профессор философии Венского университета Мориц Шлик организовал группу философов, которая стала центром философии неопозитивизма. Членами кружка были Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Герберт Фейгл и др. Они разработали манифест, в котором отразили главные составляющие неопозитивизма. Работа была представлена на пражской конференции 1929 года.
Основные принципы неопозитивизма:
Феноменология
Основателем данного направления является немецкий мыслитель Эдмунд Гуссрель. Рассматриваемая дисциплина, по мнению ее родоначальника, описывает сущностные черты сознания. Для этого феноменологии необходимо строго следовать определенным законам. Научные понятия возникают из повседневности. Для обозначения перехода от изучения отдельного предмета к ее сущности введен термин «феноменологическая редукция». Это понятие подразумевает смещение фокуса ученого с предмета на то, как эти предметы даны человеческому сознанию. Таким образом, становится возможным исследование многообразия опыта человека.
Франкфуртская школа
Франкфуртская школа — это условное объединение мыслителей критической теории индустриального общества, творчество которых было связано с Институтом социальных исследований (г. Франкфурт-на-Майне). Концепции этого течения являются разновидностью неомарксизма.
К философам Франкфуртской школы относятся:
Представители данного направления полагали, что буржуазное общество потеряло свою классовость и превратилось в тоталитарную систему. Носителями революционных идей в таком социуме стали маргиналы. Мыслители рассматриваемой школы считали, что СМИ и популярная культура распространяют ложное сознание, навязывают культ потребления. Это определяло существование современного технократического общества.
Методологические принципы философии:
Ключевые идеи Франкфуртской школы:
Гуманизм немецкой классической философии
Классики немецкой философии акцентировали роль мыслительной науки в решении гуманистических проблем. Осмыслением жизни человека в той или иной мере занимались все представители рассматриваемого направления. Наиболее значимыми для общества стали следующие разработки:
Историческое значение немецкой философии
Основным итогом творчества мыслителей классической немецкой философии стало изменение мышления в европейской, а следовательно, и в мировой культуре. Новшество заключалось в том, что стиль мышления стал более широким и универсальным.
Философская наука «освежилась», получив новые понятия, такие как идеи эволюции путем разрешения противоречий, активности познающего, единой природы духа и сознания.
Благодаря трудам представителей немецкой философии современное мышление приобрело исторический характер, что является главной заслугой мыслителей рассматриваемого течения.
- 6 голов 5ху 3 хвоста в 1 пиз что
- Стиральная машина электролюкс куда лить кондиционер