учение павлова о двух сигнальных системах
Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах
Павлов говорил, что «…слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Обе сигнальные системы человека, обладая качественными различиями, функционируют в тесном взаимодействии и единстве.
Слова, по выражению И. П. Павлова, сигналы сигналов, так как они заменяют собой непосредственно действующие условные раздражители.
Как раздражитель слово действует на человека, если оно произнесено, написано, прочитано или даже «сказано» мысленно. Поэтому в обучении общеобразовательным и специальным предметам слово играет ведущую роль. Рассказанное самому себе задание помогает лучше осмыслить учебный материал, понять его. Это же относится и к обучению движениям. Если ученик может правильно рассказать о движении в целом и о его деталях, значит он усвоил движение. Ошибки в исполнении движения будут отражены и в рассказе о нем. Если устно исправить эти ошибки, то быстрее удастся исправить их в действии.
Не менее важна и «мысленная» тренировка. Когда человек думает о движении, он его мысленно проделывает. При этом мышцы совершают едва заметные сокращения, а в коре полушарий происходит образование нервных путей для замыкания рефлекторных дуг. Это во многом напоминает «мышечное запоминание». В воспитании, выработке дисциплинированности воздействие словом является наиболее сильным и мощным.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей (см. Семиотика) — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).
ИМ и сигнальные системы Павлова
Информационный метаболизм и сигнальные системы И. П. Павлова (Л. Вафельникова)
Дорогие СОБЭне,
сегодня мы с вами поговорим о том, что так давно волнует наши умы — а именно о месте элементов (макроаспектов) в психике. Предлагаю вашему вниманию своё видение того, как составляющие ТИМа могут быть соотнесены с сигнальными системами, описанными И. П. Павловым.
Если помните, мы уже говорили о трёх уровнях восприятия и связках между ними (https://vk.com/wall-145779068_531). Идея такого деления возникла сама собой, поскольку логика и интуиция работают с уже имеющимися в психике образами, в то время как сенсорика и этика расположены на один уровень ближе к «реальному» миру. Но попробуем найти научное обоснование для такого деления — существует ли оно?
*** 3 сигнальных системы и психика ***
СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — это комплекс условно- и безусловно-рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Проще говоря, это отражение внешнего мира нашими органами чувств и психикой.
1. Очевидно, можно как минимум противопоставить внешний мир и сигналы, полученные нами как реакцию на него. В этом случае мы говорим о так называемой ПЕРВОЙ сигнальной системе.
«Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это— первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» (И. П. Павлов, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 335—336).
2. Если первая сигнальная система (СС1) напрямую воспринимает сигналы из внешнего мира, что СС2 — это система «сигналов сигналов», работающая с информацией опосредованно.
Речь — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе» (И. П. Павлов, там же).
Здесь закономерно встаёт вопрос в том, РАВНОЗНАЧНО ЛИ МЫШЛЕНИЕ ЯЗЫКУ.
Очевидно, мышление как аналитический процесс во многом соотносится с процессом внутренней речи, когда те или иные мысли проговариваются в голове. Тем не менее, есть и предчувствия, доречевые образы, которые всем знакомы как озарения, сны, то, что «вертится на языке». Здесь можно было бы очень долго рассуждать и о делении между сознанием и подсознанием.
. Как бы то ни было, говоря о «слепках» с реально существующих объектов, мы обращаемся к СС2.
Если говорить обо всей цепочке, сигнал сначала воспринимается органами чувств в рамках СС1, а затем мы уже оперируем полученными виртуальными копиями реальных объектов или явлений, взаимодействуя с ними в сознании в рамках СС2.
3. Далее, можно говорить об одном ещё уровне абстрагированности — третьей сигнальной системе. Понятие СС3 было введено И. И. Геллером как «субъективная действительность человека, в которой происходит субъективное переживание образов восприятия и знаков сознания, сформированных во второй сигнальной системе».
*** Система элементов (макроаспектов) в соционике ***
В одной из своих статей («Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий», 1995) Виктор Гуленко говорит о ВОВЛЕЧЁННЫХ и ОТВЛЕЧЁННЫХ «функциях» (мы отказались от этого соционического термина ввиду его неточности, заменив на «элемент», коих четыре — сенсорика, этика, логика и интуиция), противопоставляя этику и сенсорику как элементы, связующие психику человека со внешним миром, — логике и интуиции как элементам, опосредованно обрабатывающим информацию внутри психики.
«Вовлечённые функции, к которым относятся сенсорика и этика, занимают крайние места в цепи прохождения информации: сенсорика стоит на входе, а этика — на выходе коммуникационного тракта. Иными словами, через сенсорику человек воспринимает окружающий мир, а через этику реагирует на него. Общее между ними то, что они обрамляют психику человека с двух сторон, вовлекая его в конкретный мир. Благодаря вовлечённым функциям осуществляется тесная, непосредственная связь личности со средой.
Отвлечённые функции, а именно интуиция и логика, сосредоточены на обработке информации, так как их место в информационной цепочке — как раз посередине — между входом и выходом. Они работают опосредованно, с теми сигналами, которые им поставляют вовлечённые функции. Поэтому они неизбежно отвлекаются от конкретного содержания информации, подвергают её формальным, абстрактным преобразованиям. К этим операциям принадлежат формально-логические заключения, а также воспоминания и интуитивные догадки.»
(В. В. Гуленко, http://www.socioniko.net/ru/articles/vyraz.html, пункт 3.2)
Также В. В. Гуленко объединяет сенсорику и логику как УПРАВЛЯЮЩИЕ элементы, поскольку «информация, обрабатываемая этими функциями, всегда однозначна, не допускает размытого, вероятностного толкования.».
Этика и интуиция у него, соответственно, являются управляемыми элементами. «Интуиция как формирование общих представлений о воспринимаемом мире работает на втором этапе ментального процесса, а этика как эмоциональный отклик на проанализированную информацию — на четвёртом, завершающем. К ним человек прибегает в случае сложности и запутанности заданий, неясности ситуации, когда в личном опыте нет никаких объективных точек опоры. По причине вторичности в текущем жизнеобеспечении эти функции следует отнести к управляемым. Для них характерна большая доля субъективности, а также диффузности (размытости), чем у управляющих.» (В. В. Гуленко, там же, пункт 3.3).
Таким образом, цепочка обработки информации (того самого информационного метаболизма) в представлении В. В. Гуленко выглядит следующим образом:
сенсорика — интуиция — логика — этика.
По сути, эту цепочку можно соотнести с процессом коммуникации (см. схему внизу этого поста). Тем не менее, на мой взгляд, здесь происходит подмена сути соционических элементов коммуникативными функциями.
*** Обоснованное деление соционических элементов на уровни ***
Какое же деление было более обоснованными именно с точки зрения формы пакетов информации и механизмов их обработки?
Вспомним аспектонику, согласно которой:
1. сенсорика и этика являются невербальными элементами, логика и интуиция же — вербальными;
2. по уровню абстрагированности (в пирамиде мир-восприятие-обработка) этика и сенсорика расположены ниже логики и интуиции
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/616810).
И хоть, как это часто бывает в соционике, не до конца понятно, каким образом авторы аспектоники пришли к подобному делению (если вам известны источники, отвечающие на этот вопрос, пожалуйста, отпишитесь в комментариях!), я склонна полагать, что аналогичное деление на 3 уровня восприятия является наиболее убедительным — особенно с учётом градации сигнальных систем по Павлову и Геллеру.
Выглядят УРОВНИ АБСТРАГИРОВАННОСТИ по СОБЭ следующим образом:
УРОВЕНЬ 1 — сигналы, воспринимаемые органами чувств;
УРОВЕНЬ 2 — сенсорные и этические «слепки» с реальности;
УРОВЕНЬ 3 — субъективные преобразования и операции с абстрактными понятиями.
Возникает закономерный вопрос о том, как разграничить уровень 2 (этика, сенсорика) и уровень 3 (логика, интуиция) на практике.
Учитывая, что каркасные аспекты, к примеру, БИ и БС могут быть весьма схожи в своих семантических проявлениях (поскольку описывают разные грани внутреннего состояния, которое балансирует между телесными и духовным — которые взаимосвязаны и зачастую определяют друг друга), необходимо выделить чёткий критерий, позволяющий:
— отличить от интуиции и логики как сенсорику, так и этику,
— а также разграничить элементы в рамках каждого уровня (отличить сенсорику от этики, а логику — от интуиции).
Об этом мы поговорим в следующий раз.
(Пока намекну только, что разграничение связано с теорией аргументации, а также структурой высказываний.)
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.
При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.
Условные и безусловные рефлексы
Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:
Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.
Механизм формирования условного рефлекса
Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.
За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.
Торможение рефлексов
Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.
Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.
Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.
Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).
Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах
Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.
В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.
Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.
Типы темперамента
Эмоции, мышление и память
Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.
Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.
Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.
Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.
Заболевания
Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.
Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Сигнальная система по Павлову: первая и вторая
Учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах
По Павлову, высшей нервной деятельностью животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в основном к совокупности многообразных и разнородных условных рефлексов первой сигнальной системы, общей у человека с животными.
Павлов говорил, что «…слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Обе сигнальные системы человека, обладая качественными различиями, функционируют в тесном взаимодействии и единстве.
Слова, по выражению И. П. Павлова, сигналы сигналов, так как они заменяют собой непосредственно действующие условные раздражители.
Как раздражитель слово действует на человека, если оно произнесено, написано, прочитано или даже «сказано» мысленно. Поэтому в обучении общеобразовательным и специальным предметам слово играет ведущую роль. Рассказанное самому себе задание помогает лучше осмыслить учебный материал, понять его. Это же относится и к обучению движениям. Если ученик может правильно рассказать о движении в целом и о его деталях, значит он усвоил движение. Ошибки в исполнении движения будут отражены и в рассказе о нем. Если устно исправить эти ошибки, то быстрее удастся исправить их в действии.
Не менее важна и «мысленная» тренировка. Когда человек думает о движении, он его мысленно проделывает. При этом мышцы совершают едва заметные сокращения, а в коре полушарий происходит образование нервных путей для замыкания рефлекторных дуг. Это во многом напоминает «мышечное запоминание». В воспитании, выработке дисциплинированности воздействие словом является наиболее сильным и мощным.
Речь — это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи — функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической, мышление — словесным и абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.
Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей (см. Семиотика) — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).
2-ая сигнальная система — система речи — система условно-рефлекторных связей на речевой раздражитель. Обеспечивает восприятие и воспроизведение речи.
Эта система функционирует как речедвигательный анализатор, состоящий из 3-х отделов:
мозговой отдел анализатора — в левом полушарии (у праворуких) — состоит из 3-х компонентов:
Субстрат 2-ой сигнальной системы — мозговой отдел речедвигательного анализатора.
Эта система возбуждается под действием речевых раздражителей, т. е. для нее адекватный раздражитель — слово. За счет деятельности 2-ой сигнальной системы в коре головного мозга возникают абстрактные образы, т. е. абстрактное мышление.
Особенности 2-ой сигнальной системы по сравнению с 1-ой сигнальной системой:
Электроэнцефалография
Электроэнцефалография — это метод исследования электрической активности головного мозга.
Метод основан на принципе регистрации электрических потенциалов, появляющихся в нервных клетках в процессе их деятельности. Электрическая активность головного мозга мала, она выражается в миллионных долях вольта.
Изучение биопотенциалов мозга производится поэтому при помощи специальных, высокочувствительных измерительных приборов или усилителей, называемых электроэнцефалографами (рис.). С этой целью на поверхность черепа человека накладываются металлические пластинки (электроды), которые соединяют проводами со входом электроэнцефалографа.
На выходе аппарата получается графическое изображение на бумаге колебаний разности биопотенциалов головного мозга, называемое электроэнцефалограммой (ЭЭГ).
Данные ЭЭГ оказываются различными у здорового и больного человека.
В состоянии покоя на ЭЭГ взрослого здорового человека видны ритмические колебания биопотенциалов двух типов. Более крупные колебания, со средней частотой 10 в 1 сек. и с напряжением, равным 50 мкв, называются альфа-волнами. Другие, более мелкие колебания, со средней частотой 30 в 1 сек. и напряжением, равным 15—20 мкв, называются бета-волнами. Если мозг человека переходит от состояния относительного покоя к состоянию деятельности, то альфа-ритм ослабевает, а бета-ритм усиливается.
Во время сна как альфа-ритм, так и бета-ритм уменьшаются и появляются более медленные биопотенциалы с частотой 4—5 или 2—3 колебания в 1 сек. и частотой 14—22 колебания в 1 сек. У детей ЭЭГ отличается от результатов исследования электрической активности головного мозга у взрослых и приближается к ним по мере полного созревания мозга, т. е. к 13— 17 годам жизни.
При различных заболеваниях мозга на ЭЭГ возникают разнообразные нарушения. Признаками патологии на ЭЭГ покоя считаются: стойкое отсутствие альфа-активности (десинхронизация альфа-ритма) или, наоборот, резкое ее усиление (гиперсинхронизация); нарушение регулярности колебаний биопотенциалов; а также появление патологических форм биопотенциалов — высокоамплитудных медленных (тета- и дельта-волн, острых волн, комплексов пик-волна и пароксизмальных разрядов и т. д.
По этим нарушениям врач-невропатолог может определить тяжесть и до известной степени характер мозгового заболевания. Так, например, если в головном мозге имеется опухоль или произошло кровоизлияние в мозг, электроэнцефалографические кривые дают врачу указание, где (в какой части мозга) это повреждение находится.
При эпилепсии на ЭЭГ даже в межприпадочном периоде можно наблюдать возникновение на фоне обычной биоэлектрической активности острых волн или комплексов пик-волна.
Особенно важна электроэнцефалография когда встает вопрос о необходимости операции на мозге для удаления у больного опухоли, абсцесса или инородного тела. Данные электроэнцефалографии в сочетании с другими методами исследования используют, намечая план будущей операции.
Во всех тех случаях, когда при осмотре больного с заболеванием ЦНС у врача-невропатолога возникают подозрения о структурных поражениях головного мозга, целесообразно электроэнцефалографическое исследование, С этой целью рекомендуется направлять больных в специализированные учреждения, где работают кабинеты электроэнцефалографии.
Учение Павлова о 1 и 2 сигнальной системах
Великий российский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 – 1936), создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, разработал идею о двух сигнальных системах человека.
Его работа в данной области сыграла огромнейшую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики. Разберем подробнее его идею о сигнальных системах.
Сигнальные системы – это системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей.
Первая сигнальная система характерна для всех высокоорганизованных живых организмов, и для человека в том числе.
Она основана на выработке условных рефлексов, которые служат ответом на различные внешние раздражители (свет, боль, звук и т.п.). Общие нервные процессы для человека и животных в этом случае — анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира. Таким образом, первая сигнальная система – совокупность наших органов чувств, дающая простейшее представление об окружающей действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений и восприятий.
В отличие от первой, вторая сигнальная система формируется только у человека при воздействии речевых сигналов.
Она представляет собой высокоразвитое сознание и отвлеченное мышление, присущее исключительно виду Homo Sapiens. Это объясняется тем, что человек – единственное создание природы, способное говорить. Именно развитие членораздельной речи привело к изменениям деятельности серой коры больших полушарий.
Как следствие – наличие сознания.
Для человека большое значение имеет слово. Слово слышимое, произносимое или видимое – это определенный сигнал, а не просто условный раздражитель. Слова создают вторую сигнальную систему, когда человек начинает понимать их смысл, то есть он реагирует не на сам раздражитель, а лишь на его словесное обозначение. Таким образом, свободное оперирование словами как неким сигналом, несущим тот или иной смысл, является неотъемлемой составляющей отвлеченного мышления людей.
В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем Павлов разделил людей на три типа:
Учение Павлова о двух сигнальных системах имеет большое значение в развитии науки о физиологии человека, его психологии, а также успешно используется медиками.
Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма.
Учение Павлова о двух сигнальных системах действительности
Физиолог И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.
Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например, световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов и свойственна как животным, так и человеку.
Человеку, в отличие от животных, свойственна еще и вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь).
Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы первой сигнальной системы («сигнал сигналов»). Например, действия человека будут одинаковыми на слово «пожар» и действительно наблюдаемый (зрительное раздражение) им пожар. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система сформировалась у человека в связи с общественным образом жизни и коллективным трудом, при которых она является средством общения друг с другом.
Слово, речь, письмо являются не только слуховым или зрительным раздражителем, они несут определенную информацию о предмете или явлении. В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений и событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение.
Вот почему у человека после образования условного рефлекса на какой-то раздражитель, он легко воспроизводится без подкрепления, если словесно выразить этот раздражитель.
Например, на словосочетание «утюг горячий», человек отдернет от него руку. У собаки тоже можно выработать условный рефлекс на слово, но оно ею воспринимается как определенное звукосочетание, без понимания смысла.
Словесная сигнализация у человека сделала возможным отвлеченное и обобщенное восприятие явлений, находящих свое выражение в понятиях, суждениях и умозаключениях. Например, слово «деревья» обобщает многочисленные породы деревьев и отвлекает от конкретных признаков дерева каждой породы.
Способность к обобщению и отвлечению служат основой мышления человека. Благодаря отвлеченному логическому мышлению, человек познает окружающий мир и его законы. Способность к мышлению используется человеком в его практической деятельности, когда он ставит определенные цели, намечает пути реализации и достигает их.
В ходе исторического развития человечества, благодаря мышлению, накоплены огромные знания о внешнем мире.
Таким образом, благодаря первой сигнальной системе, достигается конкретно чувственное восприятие окружающего мира и состояния самого организма. Развитие второй сигнальной системы обеспечило абстрактно-обобщенное восприятие внешнего мира в виде понятий, суждений, умозаключений.
Эти две сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой в связи с общественным образом жизни и развитым мышлением.
Все закономерности условно рефлекторной деятельности являются общими для высших животных и человека. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма, если только различные раздражения экстеро- или интерорецепторов сочетаются с какими-либо раздражениями, вызывающими безусловные или условные рефлексы.
И у человека при соответствующих условиях возникает внешнее (безусловное) или внутреннее (условное) торможение. И у человека наблюдается иррадиация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, динамическая стереотипия и другие характерные проявления условнорефлекторной деятельности.
Общими и для животных и для человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.
По этому поводу И. П. Павлов говорил: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма.
Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от пашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».
У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнализацией, с речью.
Эта высокосовершепная система сигнализации состоит в восприятии слов — произносимых (вслух или про себя), слышимых или видимых (при чтении). Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека.
Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. «Если наши ощущения и представления,— говорил И.
П. Павлов,— относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов.
Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее специально человеческое высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».
Словесными сигналами человек обозначает все то, что он воспринимает при помощи своих рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений.
Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, находящие свое выражение в понятиях человека. «Всякое слово (речь) уже обобщает.
Чувства показывают реальность; мысль и слово — общее». Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой.
Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована.
Вне общества — без общения с другими людьми — вторая сигнальная система не развивается.
Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи и не умели говорить. Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.
Учение о высшей нервной деятельности дало возможность раскрыть закономерности функционирования второй сигнальной системы.
Оказалось, что основные законы возбуждения и торможения являются общими и для первой и для второй сигнальных систем.
Возбуждение любого пункта коры больших полушарий у человека приводится в связь с зонами восприятия речи и ее выражения, т. е. с сенсорными и моторными центрами речи. Доказательства этому даны в опытах А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников на детях.
После образования условного рефлекса на какой-либо звуковой или световой сигнал, например, на звук звонка или вспыхивание красной лампы, словесное обозначение условного сигнала, т.
е. слова «звонок», «красный цвет», вызывают сразу без предварительного сочетания с безусловным раздражителем условный рефлекс. При обратных условиях опыта, когда условный рефлекс был выработан на словесный сигнал, т. е. когда условным раздражителем являлись слова «звонок» или «красная лампа», условный рефлекс наблюдался при первом же применении в качестве раздражителя звука звонка или вспыхивания красной лампы, которые не сочетались никогда ранее с безусловным раздражением.
В некоторых опытах Л.
И. Котляревского безусловным раздражителем было затемнение глаза, вызывавшее расширение зрачка. Условным раздражителем при этом был звонок. После выработки условного рефлекса иа звук звонка достаточно было произнести слово «звонок», как появлялся условный рефлекс. Более того, если сам испытуемый произносил это слово, то также возникал условный рефлекс сужения или расширения зрачка. Такие же явления наблюдались, если безусловным раздражителем было надавливание на глазное яблоко, вызывавшее рефлекторное урежение сердечной деятельности.
Механизм подобных условнорефлекторных реакции связан с тем, что в процессе обучения речи, задолго до опытов, возникли временные связи между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения предметов.
Таким образом, центры речи включаются в образование временных связей в коре мозга человека. Во всех описанных опытах мы встречаемся с явлением элективной иррадиации, заключающейся в том, что возбуждения из первой сигнальной системы передаются во вторую и обратно.
Элективная иррадиация является существенно новым физиологическим принципом, проявляющимся в деятельности второй сигнальной системы и характеризующим се соотношение с первой.
Слово воспринимается человеком не только как отдельный звук или сумма звуков, а как определенное понятие, т.
е. воспринимается его смысловое значение. Это доказывают опыты Л. А. Шварц, которая, выработав условный рефлекс на какое-либо слово, например, «тропинка», затем заменяла его синонимом, например, словом «дорожка».
Учение о двух сигнальных системах
Слово-синоним вызывало точно такую же условнорефлекториую реакцию, как и то слово, на которое был выработан условный рефлекс. Аналогичное явление наблюдалось при замене русского слова, служившего условным раздражителем, тем же по смыслу словом на иностранном языке, знакомом испытуемому. Существенно важно, что «нейтральные» слова, т.
е. те, на которые не был образован условный рефлекс, ие вызывали реакции. Близкое по звучанию слово, например слово «дым» при условном рефлексе на слово «дом», вызывало рефлекс только в первое время. Очень быстро на такие слова образовывалась дифференцировка и они переставали вызывать условные рефлексы.
Между различными участками коры мозга и центрами, принимающими участие в актах чтения и письма, в процессе обучения также образуются связи.
Именно поэтому после выработки условного рефлекса на звук звонка надпись «звонок» вызывает у человека, умеющего читать, условнорефлекторную реакцию.
Речевые сигналы в опытах на человеке с успехом могут быть применены как подкрепление условного раздражителя.
Для этой цели условный раздражитель, например звук звонка, сопровождается словесной инструкцией — приказом: «нажмите на ключ», «встаньте», «отдерните руку» и т. п. В результате ряда сочетаний условного раздражителя со словесной инструкцией образуется (в нашем примере — на звук звонка) условный рефлекс, характер которого соответствует инструкции.
Слово является мощным подкреплением, на базе которого могут быть образованы весьма прочные условные рефлексы.
Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия и представления и большая часть ощущений словесно обозначаются. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему.
Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением случаев патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью.
На основе врожденных и приобретенных в онтргенезе функций кора больших полушарий обеспечивает совершенную организацию поведения организма. У человека 1/3 всей поверхности коры принадлежит тем зонам, которые приняли специфические функции: речь, письмо, интеллект и др.
Первая сигнальная система действительности — система условнорефлектор-ных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы конкретных, чувственно воспринимаемых (образных) раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды.
Эта сигнальная система действительности свойственна и животным, и человеку. У животных она является единственной системой, которая обеспечивает процессы адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. У человека в силу общественного образа жизни и совместной трудовой деятельности сформировалась, по выражению Павлова, «чрезвычайная прибавка» к ВНД — вторая сигнальная система действительности. Это понятие было выдвинуто И. П. Павловым (1932 г.) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека.
Вторая сигнальная система действительности — свойственная лишь человеку, особая форма высшей нервной деятельности, система условных рефлексов на речевые, словесные сигналы (произносимые, слышимые и видимые).
Человек, в отличие от животных, обладает способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы (конкретно-образные раздражители —- зрительные, слуховые и т.
д.); при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Таким образом, в отличие от животных, обладающих лишь конкретно-чувственным мышлением на базе первой сигнальной системы, человек способен еще и к абстрактно-логическому мышлению на базе второй сигнальной системы. Способность к обобщенному отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире.
Развитие цивилизации стало возможным благодаря формированию второй сигнальной системы, без которой человек не способен передавать знания, созидать искусство и науку.
Устная и письменная речь
Человек поднялся на высшую ступень эволюции благодаря глубокому анализу и синтезу своих «ручных» действий и движений речи.
Речедвигательный анализ и синтез, по И. П. Павлову, составляет «базальный компонент» человеческого анализа и синтеза.
Звуковая речь как способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира, собственных состояний с использованием разных уровней обобщения является уникальной способностью человека.
Речь объединяет множество конкретных явлений и событий в отвлеченное, обобщающее их понятие, выраженное словом, легко передаваемое друг другу.
Устная речь позволяет людям непосредственно общаться, письменная — накапливать знания, мысленная — думать и творить, благодаря этому человек способен разумно планировать свою деятельность, что не могут делать животные.
Речь является одной из сложнейших человеческих функций.
Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
Коммуникативная функция заключается в осуществлении общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.
Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования.
Человек осваивает язык в результате обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка: после 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается.
Регулирующая функция речи реализуется в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности.
Понятие высшей психической функции было введено Л. С. Выготским и развито А. Р. Лурией. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.
Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, взрослым и ребенком. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшее значение имеет речь.
Применяя к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек овладевает собственным поведением.
Программирующая функция речи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла.