учение платона о душе и государстве

Учение Платона о душе – кратко

Платоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.

Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.

Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической».

Учение Платона о государстве – кратко

На вышеизложенных представлениях о трёх частях души основана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.

«Справедливость, – говорит Платон, – водворится только тогда, когда философы станут царями или цари философами». Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.

Теорія пізнання І.Канта і її значення.

Екзистенціалізм і сучасна філософська антропологія про людину і її буття.

Источник

Учение Платона о душе. Философ об идеальном государств

учение платона о душе и государстве учение платона о душе и государстве учение платона о душе и государстве учение платона о душе и государстве

учение платона о душе и государстве

учение платона о душе и государстве

Сообразно с этими представлениями человек состоит из тела и бессмертной души, причем, в пользу бессмертия души Платон в диалоге “Фе-дон” выдвигает следующие аргументы:

1. Все во Вселенной проходит циклы рождения и смерти – противоположности сменяют друг друга, поэтому после смерти человека душа должна родиться вновь (очевидно в другом теле).

2. Теория “анамнезиса” – знание есть воспоминание душой вечных идей, которые она созерцала на небесах. Поэтому факт познания как припоминания свидетельствует о том, что душа существовала до рождения человека и будет существовать после его смерти.

3. Душа обладает способностью созерцать вечные идеи только благодаря тому, что она подобна им, то есть бессмертна.

4. Душа “одушевляет” тело, дает ему жизнь, поэтому следует сделать вывод, что она причастна идее жизни, а не смерти.

Для Платона было несомненным, что человек может быть свободным только в полисе и только в полисе, в государстве может реализовывать все свои задатки и возможности. Добродетельным и справедливым человек может стать только в совершенном государстве.

Платон выдвигает теорию происхождения государства, связанную с разделением труда. В соответствии со строением души (разум, аффекты и вожделение), все люди, согласно Платону, также различны. У кого-то больше разума, кто-то движим аффектами, а другие ориентированы на удовлетворение вожделения, т.е. у людей изначально различные склонности и задатки. В совершенном государстве каждый человек сможет реализовать свои задатки и занимать место в государстве в соответствии со своими возможностями. Это сословие правителей-философов, сословие воинов (стражей) и сословие крестьян, ремесленников и торговцев. Понятно, что в этом государстве будут и рабы, но они не входят ни в одно из сословий, так как они лишь говорящие орудия и, следовательно, лишены всех прав. Принадлежность к сословию определяется правителями, наблюдающими за детьми в процессе их воспитания и выявляющими их задатки. Анализируя существующие формы государственного устройства или формы правления, Платон выделяет правильные и неправильные. Правильные формы – это те формы государственного правления, которые ориентированы на всеобщее благо, неправильные же направлены на благо власть имущих. К правильным он относит монархию и аристократию, а к неправильным – тимократию, олигархию, демократию или охлократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев, одержимых самой идеей власти.

Источник

7.Учение Платона об идеях, душе, познании и государстве.

ПЛАТОН(427—347 до н. э.)Древнегреческий философ-идеалист, Р. в Афинах. Ученик Сократа. После смерти Сократа уехал из Афин в Мегару, затем посетил Египет, жил в Южной Италии и на о-ве Сицилия. Вернувшись в Афины, основал философскую школу, получившую название Академии.

Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей, своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности.

Платоновское учение о государстве

Аналогия понятна: как в душе человека в идеале должна господствовать разумная часть, так и в идеальном государстве должны править философы.К власти приходят богатейшие (на основании имущественного ценза), а не способнейшие. В таком государстве сильно противостояние бедняков и богачей, что ведет к постоянным внутренним войнам. Когда в такой войне верх берут бедняки, наступает демократия–власть большинства.К демократии Платон относился отрицательно, т.к. в таком государстве происходит уравнение в государственных правах, и к власти приводят опять же не способности, а случай, жребий.

По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи.

По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

Платон разделял знание на три уровня:

абсолютно достоверное знание (то, которое душа обрела в занебесной области, созерцая идеи непосредственно своим умом), или знание, получаемое путем диалектического припоминания (по методу Сократа)

менее достоверное знание чисел и дисциплин, которые используют численные отношения – перечисленные выше науки

«правдоподобный миф» (смесь истины и заблуждения) – физическое, или эмпирическое знание.

По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает. Философия невозможна для того, кто уже владеет истинным знанием, т. е. для богов, так как богам незачем стремиться к знанию: они уже находятся в обладании знанием. Но философия невозможна и для того, кто ровно ничего не знает, — для невежд, так как невежда, довольный собой, не думает, что он нуждается в знании, не понимает всей меры своего невежества. Поэтому, согласно Платону, философ — тот, кто стоит между полным знанием и незнанием, кто стремится от знания, менее совершенного, восходить к знанию, все более и более совершенному.

Источник

Философия Платона: учение о душе и государстве

Душа человека состоит из трёх компонентов:
-разумное (мудрость);
-волевое (мужество);
-вожделеющее (рассудительность).

По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни.

После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.

По Платону, существует 3 разновидности душ: золотые (философы, правители), серебряные (воины) и железные или медные (ремесленники)

ВЫШЕ ВСЕГО СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

Формы правления по Платону правления:
-тимократия
-олигархия
-демократия
-тирания

Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.

17 вопрос
Философия Аристотеля: онтология

Аристотель делить науки на умозрительные и практические.
Умозрительные: философия, физика, математика. Практические: этика, политика.

Сущие проявляют себя в разного рода активностях. У каждой активности Аристотель выделяет 4 основания (причины) этой активности.
Это:
1) материальная причина – тот субстрат, на котором организована активность;
2) формальная причина, выражающая план, организацию процесса;
3) действующая причина – своего рода двигатель активности, ее «мотор»;
4) целевая причина – цель, к которой стремится активность.

Например, в таком процессе, как строительство дома, материальная причина – это материал, из которого строится дом, формальная причина – план дома, действующая причина – строитель, и цель – укрытие от непогоды и пространство своего мира для жителей дома.

Даже у такого процесса, как падение камня, тоже есть цель. В механическом движении все материальные тела стремятся как к своей цели к так называемому «естественному месту». Для камня и вообще тяжелых тел таким местом является центр Земли. Для легких тел (воздух, огонь) – небо. Вот почему тяжелые тела падают вниз, а легкие поднимаются вверх. В стремлении к своему месту Аристотель выражает идею естественного движения, отклонение от которого приводит к движению вынужденному. В обладании целями все сущие чрезвычайно напоминают живые существа, так что иерархия сущих – это иерархия целесообразных сил, иерархия целей. Представление мира как системы живых целесообразных сил часто называют телеологией.

Аристотель выделял 1-ю и 2-ю материи: 1-я материя – это чистая возможность (она всегда должна быть оформлена, наполнена); 2-я материя – это качество вещей.

Аристотель вполне сохраняет и развивает платоновское учение о душе, но для Аристотеля душа также оказывается формой сущих, не способная вести самостоятельное существование, в отрыве от этих сущих. Есть, пожалуй, только одно исключение – это разумная душа человека, и то лишь в той мере, в какой она содержит так называемый «активный разум». Это часть разума, выражающая Перводвигатель и обладающая до некоторой степени его чисто формальной природой, не зависящей от материи. Бессмертие человека есть прямая функция степени развития его философского разума.

Источник

Курсовая работа: Учение Платона о душе в контексте идеального государства

« Учение Платона о душе в контексте идеального государства (Идеальное государство по Платону)»

ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого

ГЛАВА II. Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи

ГЛАВА III. Типы государств по Платону

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наша курсовая работа посвящена изучению учения Платона о трех началах души, устройства государства и общественной жизни.

В целом, с именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. В этом смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону». Этим определяется актуальность нашей работы.

В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. Совсем не случайно двумя самыми крупными его произведениями являются Государство. В нем, как это следует уже из названия, описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство.

Для того, чтобы оценить то грандиозное сооружение, каким является идеальное государство Платона, необходимо выяснить, какие задачи ставит перед собой такое общество и уже, исходя из этого, изучить мнение Платона, как об идеальном государстве, так и о других типах государств.

Определим цель нашей работы. Она будет заключаться в изучении учения Платона о трех началах души, устройству государства и общественной жизни.

Задачи настоящей работы, в целом вытекают из указанной выше цели и заключаются в следующем:

— изучить процесс формирования политических взглядов Платона, определить роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого;

— выявить сущность, цели и задачи платоновского государства;

— выявить различные типы государств Платона;

В соответствии с целями и задачами формируется структура курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, поделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы.

При написании настоящей курсовой работы мы пользовались специальной литературой таких авторов, как В. Асмус, Н. Болдырев, Н. Дианиной, А. Лосева и В. Нерсесянца в которых с позиций современного знания анализируются известные уже две тысячи лет постулаты греческого ученого. Кроме того при написании настоящей работы мы пользовались текстами Платона без которых, естественно, невозможно было достичь глубокого понимания темы.

Платон родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии. О важной роли в воспитании Платона традиций государственной службы свидетельствует он сам, повествуя о раннем периоде своей жизни. Это сообщение мы находим в VII письме, являющемся основным и наиболее надежным источником информации о жизни Платона. В нем он пишет, что с ранней молодости проникся глубочайшим интересом к политике. Этот интерес, определенным образом подогревался общением Платона со своим знаменитым учителем – Сократом (взгляды и деятельность которого непосредственным образом воздействовали на формирование деятельности молодого философа), которое продолжалось около восьми лет.

Итак, общение с Сократом, способствовало развитию, в том числе и политических взглядов Платона. Однако нельзя сказать, что в своих изысканиях он был в первую очередь теоретиком. Реальная возможность заняться политикой Платону впервые появилась в конце долгой Пелопоннесской войны, когда в Афинах было создано правительство тиранической олигархии, в которое вошли два его родственника, Критий и Хармид.

Платон выжидал, желая понять, чем обернется новое революционное правление, и пришел в ужас при виде начавшихся эксцессов и жестокостей. Правители пытались вовлечь в свои замыслы и Сократа, поручив ему и нескольким другим гражданам арестовать на острове Саламин ни в чем не повинного человека, на что Сократ ответил отказом.

С восстановлением демократии политические надежды Платона ожили, однако вскоре они были сокрушены осуждением и казнью Сократа. Присутствовавший на процессе против учителя Платон, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену, а затем в Южную Италию. Во время этих путешествий Платон встречается с представителями многих течений общественной мысли того времени – в первую очередь пифагорейцев.

Возвратившись в Афины, Вернувшись в Афины, Платон отказался от политической карьеры и начал работать над фундаментальными вопросами, которые поставил его учитель – Сократ. В первую очередь это глобальные вопросы о том, могут ли достигнуть справедливой жизни люди, не причастные к философии и не имеющие четкого представления о том, что такое справедливость. В определенные период своего развития, как ученого Платон также ставит и другие, не менее важные вопросы – о душе государстве, воспитании и др.

Следующие двадцать лет жизни Платона были посвящены Академии, и в это время он, вероятно, ничего не писал и всецело посвятил себя преподаванию и чтению лекций, среди его учеников с 367 до н.э. был и Аристотель. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. Применяя на практике свои методы воспитания, Платон, в целом, пришел к определенным выводам, которые также нашли свое отражение в его наследие и концепции идеального государства (в первую очередь в концепции о воспитании избранников для этого государства).

Таким образом, можно заключить, что жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовала формированию его оригинальных идей, касающихся политики и государственного управления.

Перейдем к наследию древнегреческого ученого, а точнее к роли и месту концепции «идеального государства» в наследии ученого.

В диалогах раннего периода, так называемых сократических, главную роль играет Сократ. Дифференцируя этические понятия вместе со своими собеседниками, он указывает, какие определения не следует принимать за истинные, разбивает аргументы противника, возобновляет попытки, ни одна из которых его не удовлетворяет, и в конце концов оставляет вопрос открытым. (На это впоследствии будут ссылаться скептики) Здесь еще нет речи об идеях.

Диалоги среднего периода представляются наиболее зрелыми в художественном отношении (Пир, Федр, Государство), их отличают четкость композиции и поэтическое вдохновение. Платон формулирует в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делает Сократа.

Все произведения Платона (кроме Апологии и Писем), являются диалогами. Платон считается творцом этого жанра литературной прозы; эта форма казалась ему наиболее подходящей для представления диалектического метода и индуктивных выводов Сократа и его попыток дефиниции понятий, которые он предпринимал с учениками в разговорах и дискуссиях на площадях и улицах Афин.

Ход изложения диалогов подчинен у Платона не только философским, но и художественным целям. Причем, там, где применяется мифологическая форма изложения, смысловое содержание диалога делается расплывчатым и неточным. Кроме того, между диалогами, как правило, отсутствуют смысловые связи. Поэтому учение Платона оказывается не систематизированным и его приходится реконструировать, что не дает однозначных результатов.

Философия Платона не представляет собой законченной и всеохватывающей системы. Платон постоянно подвергал все сомнению. В некоторых диалогах он, по-видимому, вообще не приходил к каким-либо выводам, в других – ставил вопросы, вызывая сомнение у тех читателей, которые испокон веков истолковывали этот критический дух как разъедающий скептицизм. От некоторых концепций и учений Платон никогда не отказывался, хотя часто подвергал их шлифовке и переработке.

Для этики Платона характерны следующие основные положения[9] :

— все люди по природе стремятся к благу;

— во всех вещах от природы присутствует стремление улучшать и совершенствовать свое бытие. Человек не составляет исключения из этого правила;

— когда душа реализует эту естественную склонность, результат ее правильной деятельности называется добродетелью;

— то же происходит, когда хорошо и в согласии с природой работает тело (здоровье).

Эти положения, составляющие законченную концепцию, позже получили название естественного закона, и лежат в основании всей этики Платона, отразившейся, в том числе, и в его политических произведениях, которые занимают довольно важное место в наследии древнего афинского ученого.

Подведем основные выводы настоящей части нашего изложения:

— Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее его имя — Аристокл, а Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». На формирование его взглядов как ученого оказал большое влияние тот факт, что его учеником и другом был Сократ – крупнейший философ того времени, деятельность которого – поворотный момент античной философии;

— вся жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовала формированию его оригинальных идей, касающихся политики и государственного управления. В качестве факторов непосредственно влияющих на это можно упомянуть общение с Сократом, Пифагорейцами, политическую деятельность самого Платона, а также основание и руководство им так называемой «Академии»;

— Полное собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. В то же время можно отметить, что ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе;

— основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик». Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов бученного в первую очередь от его этической концепции.

Теперь, на основании полученных знаний изучим основную идею идеального государства Платона, а также его цели и задачи.

Кратко ознакомившись с жизненным и творческим путем греческого ученого, а также поняв роль и место концепции «идеального» государства в его творчестве перейдем к непосредственному изучению основ идеального государства по Платону, его целей и задач.

Наиболее ясную и полную формулировку этика Платона получает в диалоге «Государство». Здесь философ пытается дать анализ общественного строя, в котором смогла бы реализоваться природа человека. Все реально существующие сообщества и государства являются лишь частичными приближениями к такому идеалу. Платон полагал, что невозможно создать серьезную политическую теорию, не положив в ее основание метафизику, и потому мы находим здесь не только описание человеческой жизни, какой ей следует быть согласно природе, но и теорию человеческой души и космологию.

В «Политике», в отличие от государства больше рассматриваются вопросы конкретной политики. Подчеркивается важность законов и законной власти, а существующие государства делятся на основании шестичленной схемы, впоследствии оказавшей влияние на Аристотеля.

Что же касается души вожделеющего типа, то она принадлежит людям, занимающимся торговлей или физическим трудом: крестьянам, ремесленникам, в общем, всем тем, кто обеспечивает материальную жизнь общества. У этих людей преобладают чувственность и влечения, которые, тем не менее, должны быть управляемыми. Причем в каждом человеке присутствуют все три составляющие, но судить можно только по преобладающей части души.

Для успешного существования того или иного народа, считал Платон, необходимо организовать людей в соответствии с их природными склонностями. Если государство организуется на иной основе, вне нравственных целей, то оно не будет прочным.

Первый отбор философов происходит тогда, когда им исполняется двадцать лет. После чего им дается полный обзор наук. В тридцать лет, из этих кандидатов, производится второй отбор, в процессе которого отдают предпочтение тем, «кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия». После чего они обучаются диалектике еще 5 лет. Достигнув 35-летнего возраста, они становятся правителями и в течение 15 лет занимают государственные должности. Причем, и стражи и правители должны быть поставлены в особые условия: у них не должно быть семьи и частной собственности. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению.

Согласно Платону, философ имеет врожденную склонность к знанию, он характеризуется любовью к истине, отличается правдивостью, может отказать себе в телесных удовольствиях. Прирожденный философ благороден, не хвастлив, великодушен, справедлив.

У Платона, таким образом, общественное начало стоит выше личного. Поэтому этика Платона органически сочетается с его учением об идеальном государстве. Также отметим, что для формирования нового государства и нового человека, Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

Подведем основные выводы настоящей главы:

— государство возникает вследствие общественного разделения труда, при котором люди могут избирать себе сферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы они предназначены к тому или иному делу. При этом Платон, не одобряет все существующие виды государственного устройства. Он считает, что социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная или вожделеющая;

В настоящей части нашего изложения мы ознакомимся с еще одной важной составляющей учения Платона об идеальном государстве в частности и политических взглядов Платона, в общем. Идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеет место быть в сравнении с другими типами государств, которые Платон также описывает. В первую очередь мы имеем ввиду четыре несовершенные формы государства – тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Также в этом контексте целесообразно рассмотреть утопическую аристократическую республику, описываемую Платоном в «Законах».

Принимая в качестве образца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика.

Аристократическая республика по Платону[22] – это 5 400 жителей, поделенных на четыре сословия и связываемые сложнейшей системой управления. В этой форме опускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующая роль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. На страже законов стоит система правосудия, а без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Для тимократического человека деньги и наслаждения еще не так важны, как для представителей других государств. Для него главным желанием является желание выдвинуться, заслужить уважение и почем своих сограждан. Но при этом внимание все больше уделяется не внутренним качествам души, а внешнему блеску. И это неизбежно приводит к соперничеству и интригам, которые ослабляют государство.

Трутни, заискивая перед народом, стремятся отобрать у богатых часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь этому, даже если они и были расположены к демократическому строю, вынуждены будут организовать оппозицию. Когда противостояние достигает своего пика народ выдвигает своего ставленника тирана, наделяя его неограниченными полномочиями, то есть неизбежно эта форма правления неизбежно приводит к тирании.

Платон рассуждает так[23] : пусть явится тиран, молодой, великодушный, способный к учению; пусть судьба сведет его со славным законодателем, и правитель согласится действовать в духе идей мудреца; при безграничной власти и возможности воздействовать на своих подданных в нужном направлении тирану не составит труда провести необходимое радикальное переустройство.

Подведем основные итоги настоящей главы:

— идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеет место быть в сравнении с другими несовершенными формами государств – тимократию, олигархию, демократию и тиранию, а также олигархическую республику;

— принимая в качестве образца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика. За ней последовательно идут тимократия (власть военачальников), олигархия (власть немногочисленных богатых), демократия (власть большинства) и тирания (бесконтрольная власть одного);

— несмотря на то, что тирания – худшая форма правления по Платону, именно в ней ученый видит наиболее эффективное средство для реализации своего политического идеала, для построения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости.

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные итоги нашего изложения.

Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее его имя — Аристокл, а Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». На формирование его взглядов как ученого оказал большое влияние тот факт, что его учеником и другом был Сократ – крупнейший философ того времени, деятельность которого – поворотный момент античной философии.

Вся жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовала формированию его оригинальных идей, касающихся политики и государственного управления. В качестве факторов непосредственно влияющих на это можно упомянуть общение с Сократом, Пифагорейцами, политическую деятельность самого Платона, а также основание и руководство им так называемой «Академии».

Полное собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. В то же время можно отметить, что ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе.

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик». Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов бученного в первую очередь от его этической концепции.

Государство возникает вследствие общественного разделения труда, при котором люди могут избирать себе сферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы они предназначены к тому или иному делу. При этом Платон, не одобряет все существующие виды государственного устройства. Он считает, что социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная или вожделеющая.

Таким образом, идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеет место быть в сравнении с другими несовершенными формами государств – тимократию, олигархию, демократию и тиранию, а также олигархическую республику.

Принимая в качестве образца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика. За ней последовательно идут тимократия (власть военачальников), олигархия (власть немногочисленных богатых), демократия (власть большинства) и тирания (бесконтрольная власть одного).

Несмотря на то, что тирания – худшая форма правления по Платону, именно в ней ученый видит наиболее эффективное средство для реализации своего политического идеала, для построения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости.

В целом, можно заключить, что с именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. Концепция идеального государства, в этом контексте занимает одно из центральных мест.

2. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995. – 452 с.

3. Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. – 598 с.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1998. – 481 с.

6. Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. – 285 с.

7. Платон. Государство. – М.: Наука, 2005. – 294 с.

8. Платон. Три эпохи государства и власти. – М.: Грифон, 2006. – 380 с.

9. Уайтхед. Процесс и реальность. – М.: Мысль, 2005. – 178 с.

[1] Факты биографии приводятся по: Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995. – 452 с.

[3] Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 64.

[6] Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 19.

[9] Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 112-114.

[10] Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 106-108.

[12] Приводится по: Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 78-83.

[16] Приводится по: Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 403-408.

[17] Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 403.

[18] Обзор приводится по: Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 187-189.

[19] Платон. Государство. – М.: Наука, 2005. С. 87.

[20] Платон. Государство. – М.: Наука, 2005. С. 97.

[22] Приводится по: Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 187-194.

[23] Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 509.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Учение Платона о душе в контексте идеального государства
Раздел: Рефераты по философии
Тип: курсовая работа Добавлен 22:27:53 23 июня 2010 Похожие работы
Просмотров: 814 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать