учение признающее разум основой познания и поведения людей

РАЦИОНАЛИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «РАЦИОНАЛИЗМ» в других словарях:

РАЦИОНАЛИЗМ — (от лат. rationalis разумный) направления в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а … Философская энциклопедия

рационализм — Рационализм (от латинского слова ratio разум) не составляет какой нибудь философской системы, не имеет и какого нибудь однохарактерного типа, но вообще означает только такое отношение внутренней жизни к своим теоретическим и практическим… … Справочник по ересям, сектам и расколам

Рационализм — Рационализм ♦ Rationalisme В одной из своих книг я приводил знаменитое высказывание Гегеля: «Что разумно – то действительно; и что действительно – то разумно». Это вызвало весьма нервную реакцию со стороны Мишеля Полака (***), который в… … Философский словарь Спонвиля

Рационализм — Рационализм: Рационализм (от лат. rationalis разумный) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит… … Википедия

Рационализм — (лат. ratio ақыл) – ақылды, ойлауды ең анық, сенімді білімнің негізі және қайнар көзі деп есептейтін философия мен ғылым әдіснамасындағы (методологиясындағы) бағыт. Бұл термин тек ХІХ ғ. ғана белсенді қолданыла бастады. Рационалистік дәстүр… … Философиялық терминдердің сөздігі

РАЦИОНАЛИЗМ — РАЦИОНАЛИЗМ, философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17 18 вв.… … Современная энциклопедия

РАЦИОНАЛИЗМ — (от лат. rationalis разумный ratio разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма,… … Большой Энциклопедический словарь

рационализм — РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio разум) философско мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В философию термин «Р.» перенесен из теологии, г д е им… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

рационализм — а, м.rationalisme m. <лат. rationalis разумный. 1. Направление в идеалистической философии, считающее, в противоположность сенсуализму и эмпиризму, разум единственным источником познания. БАС 1. Она <интеллигенция> лишь отодвинулась… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РАЦИОНАЛИЗМ — движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно технического развития. Рационализм выдвинул требование единства… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Итоговый тест по дисциплине ФИЛОСОФИЯ (С ОТВЕТАМИ)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по дисциплине: Философия

Указания к выполнению тестовых заданий:

А) Внимательно прочитайте задания.

Б) Выберите и обведите кружочком один правильный ответ в заданиях

Общее число существенных операций теста

С греческого языка слово «философия» переводится как:

б. любовь к мудрости

г. божественная мудрость

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Определите время возникновения философии:

а. середина III тысячелетия до н.э.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

а. совокупность знаний, которыми обладает человек

б. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

в. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

г. система адекватных предпочтений зрелой личности

Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

а. ход истории зависит от направленности мышления философов

б. философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

в. философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

г. мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Направление, отрицающее существование Бога, называется:

а. учение о всеобщей обусловленности явлений

б. учение о сущности и природе науки

в. учение о бытии, о его фундаментальных принципах

г. учение о правильных формах мышления

а. учение о развитии и функционировании науки

б. учение о природе, сущности познания

в. учение о логических формах и законах мышления

г. учение о сущности мира, его устройстве

а. учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

б. учение о человеке

в. наука о поведении животных в естественных условиях

г. философское учение об обществе

а. учение о ценностях

б. учение о развитии

в. теория справедливости

г. теория о превосходстве одних групп людей над другими

а. учение о развитии

в. теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

г. учение о морали и нравственных ценностях

Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – это:

Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало – это:

Хронологические рамки развития античной философии:

а. VI в. до н.э. – VI в. н.э.

в. VI в. до н.э. – II в. до н.э.

Основным принципом античной философии был:

Впервые понятие бытия в философии употребил:

Античный философ, считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

а. всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

б. всеобщая изменчивость вещей

в. божественное слово

г. один из первоэлементов

Высказывание «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Автор афоризма «Я знаю, что ничего не знаю. »:

Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

а. идея идеальна, настоящая лошадь – материальна

б. идея содержательно богаче, чем живая лошадь

в. идея первична, настоящая лошадь вторична

г. идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

Характерной чертой средневековой философии является:

Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

а. учение о ценностях

б. учение о бытии, его фундаментальных принципах

в. учение о конечных судьбах мира и человека

г. учение о происхождении богов

Учение о спасении души – это:

Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:

а. Климент Александрийский

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе – это:

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения – это:

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это:

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии – это:

Основное утверждение эмпиризма:

а. высший вид познания – интуиция

б. всё знание человека основывается на опыте

в. мир в принципе не познаваем

г. всё подвергается сомнению

«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:

Философ, автор «Критики чистого разума»:

Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию – это:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация по праву на тему: Защита Отечества. Обязанность воинской службы

Тест по праву на тему:Участники политического процесса

Тест по обществознанию на тему: Социальная роль и стратификация

Тест по обществознанию на тему: Семья и брак

Тест по праву на тему: ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Тест по праву на тему: Отрасли российского права

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5264774 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

учение признающее разум основой познания и поведения людей

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

учение признающее разум основой познания и поведения людей

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

учение признающее разум основой познания и поведения людей

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Философия Нового времени»

422. Философ, считавший, что сознание ребёнка подобно чистой доске tabula rasa:
Дж. Локк

423. Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это:
деизм

424. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:
Рационализм

425. Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями:
Гельвеций

426. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:
Р. Декарт

427. Французский философ, сторонник сенсуализма:
Кондильяк

428. Центральная проблема в философии французского Просвещения:
Человека

429. Центральная философская проблема Д. Юма:
Познание

430. Центром европейского Просвещения в середине XVIII века была:
Франция

431. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?
я мыслю, следовательно, я существую

«Русская философия»

432. «Русским Сократом» прозвали:
Г.С. Сковороду

433. «Слово о законе и благодати» написал:
Иларион

434. Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является:
Владимир Соловьёв

435. В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир:
книге

Источник

Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей:

учение признающее разум основой познания и поведения людей учение признающее разум основой познания и поведения людей учение признающее разум основой познания и поведения людей учение признающее разум основой познания и поведения людей

учение признающее разум основой познания и поведения людей

учение признающее разум основой познания и поведения людей

a. рационализм

18. Функция философии, подвергающая все сомнению:

d. критическая

19. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм

20. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:

b. Экзистенциализму

Тест № 13

1. Термин «философия» впервые употребил: Пифагор

Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы?

B. Сократ,

3. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: «знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла»: Платон

4. Вера противопоставлялась в средневековье …

B. Разуму

5. Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:

A. Макиавелли

6. Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”

A. Кампанелла

7. Основой агностицизма Юма является: скептицизм

8. Субъективный идеализм характерен для:

A. Беркли

9. Концепцию автономной морали обосновал:

C. Кант

10. Кант проблемы познания изучает в труде:

A. «Критика чистого разума»

b. «Критика практического разума»

c. «Критика способности суждения»

11. Реструктуризация, прогрессивное преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни:

b. реформа

12. Суть идеализма состоит в:

a. признании идей, сознания за первичное, определяющие материальное

b. стремлении обосновать значение идеалов в жизни.

c. признании туманных, отдаленных от жизни рассуждений

d. попытке забыть о прозе жизни.

14. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая цненностно-нормативные ориентации личности и общества:

a. аксиологическая

15. Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания:

b. сенсуализм

16. Философское направление, признающее принципиальную непознаваемость мира:

a. агностицизм

17. Философскими категориями являются:

a. Субстанция

c. Материя

e. Свобода

18. Позиции релятивизма выражает суждение:

a. В каждой абсолютной истине есть элементы абсолютной истины

b. Всякая истина абсолютна на все времена

c. Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного

d. Истина принципиально недостижима

e. Истина иррациональна

19 Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое: Синтез

20. Сущность человека является:

a. только биологической

b. только социальной

c. биосоциальной

Тест № 14

1. Платоновское «кажущееся бытие» означает:

A. Чувственно воспринимаемые вещи

2. Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: Атомы

Философ, утверждавший идею о существовании множества миров

A. Демокрит

4. Представители средневековой философии:

A. Уильям Оккам

B. Дунс Скотт

c. Парменид Элейский

5. Средневековый автор произведения “О граде Божьем”:

C. Аврелий Августин

6. Основные принципы философии эпохи Возрождения:

A. Гуманизм

E. Антропоцентризм

7. Положение: «природа есть причина самой себя » сформулировал:

учение признающее разум основой познания и поведения людей

B. Спиноза

8. Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал: Бэкон

9. Категории, относящиеся к философской системе Гегеля:

Источник

Учение признающее разум основой познания и поведения людей

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Особенности философии Нового времени. Проблема метода. Рационализм и эмпиризм.

учение признающее разум основой познания и поведения людей

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Новым временем называется эпоха развития капитализма с XVI по конец XIX в. В течение XVI-XVII вв. в Европе создаются предпосылки ускоренного развития техники, которые привели потом к промышленному перевороту. Но потребности практики, требующей новой техники и новых технологий, приходили в противоречие со старым мировоззрением. Интересам науки о природе отвечал материализм. Этот материализм критику схоластики начинает с постановки вопроса о методе познания. Бесплодность схоластической науки материалисты объясняли ложностью ее метода, главным из которых был дедуктивный метод выведения следствий из общих положений. Основными чертами схоластического метода были:
некритическое следование авторитету;
догматизм;
умозрительность;
отсутствие эксперимента;
преобладание дедукции.
Поэтому главной проблемой стал поиск достоверного метода познания.

Первым философом, который сознательно решил разработать новый метод науки, был Френсис Бэкон (1561-1626). Был канцлером Англии. Главный труд его — «Новый органон» («Органон» — свод логических трудов Аристотеля).

Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом.

Как мог Бэкон настаивать на непогрешимости чувств? Мы же не раз убеждались, что чувства нас обманывают: мы видели изломанную ложку в стакане с водой, на закате — большую Луну и огромное Солнце (чего не может быть), в психологии известно немало видов иллюзии (обманов зрения). Неужели Бэкон не знал об этом? Конечно, знал. Но он мог бы задать нам вопрос: а как мы убеждаемся, что ложка на самом деле прямая, что Солнце и Луна тех же размеров, что и в полдень? Мы бы ответили, что ложку мы вытаскиваем из воды и видим, какая она на самом деле, что, измеряя угловой градус Луны и Солнца, убеждаемся, что их размеры не меняются. Но ведь это означает, что мы опять обращаемся к чувствам и считаем, что именно они дают нам окончательный ответ.

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Но почему же тогда человек делает ошибки? Дело в том, что научные знания нам дает разум. А разум делает ошибки. Бэкон убежден в возможности получения достоверного знания. Для этого нужно усовершенствовать метод познания. Он предлагает метод индукции. Следующее условие реформы науки — очищение разума от заблуждений. Таких заблуждений у него четыре — четыре вида «идолов» или «призраков».

1. «Идолы рода» — препятствия обусловленные природой человека. То есть из-за несовершенства органов чувств мы далеко не видим, плохо слышим, с трудом различаем запахи и т.д. Современная наука избавляется от этих идолов с помощью приборов.

2. «Идолы пещеры» — ошибки вследствие субъективных предпочтений (симпатий, антипатий). Так Бэкон назвал их из-за Платона. Платон сравнивает нас с сидящими в пещере и наблюдающими тени на стене. Эти тени от фигурок истинных вещей. Фигурки перемещаются перед входом в пещеру. Так как тени мало похожи на сами вещи, то мы можем фантазировать об их истинных размерах, формах и т.д. Например, даже левая и правая рука дают одинаковую тень. По Платону, чтобы увидеть сами вещи, надо повернуться, а затем выйти на свет из пещеры. Но истина вначале ослепляет. Он имеет в виду познание идей, которые находятся в Гиперурании. Когда человек привыкнет к свету, тогда он не может, как остальные, видеть в пещере тени, а то, что он говорит людям об истине, им кажется нелепым.

Действительно, мы наблюдаем не сами вещи, а только то, какими они нам являются. Красного, синего, зеленого в самой природе не существует — это только наши восприятия каких-то физических свойств вещей (по Платону, это тени вещей). Истина порой шокирует нас (по Платону — ослепляет). Когда же ученый или философ сообщает истину, то им нередко не верят, считают их чудаками.

От «идолов пещеры» наука избавляется проведением многочисленных экспериментов, которые и устраняют субъективность восприятия отдельного ученого.

3. «Идолы рынка» — препятствия из-за общения с использованием слов (старые слова сохраняют и старые представления). Для избавления от этих идолов сегодня в каждой отрасли знаний создаются словари терминов.

4. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые некритическим усвоенным ложным мнением. От этих идолов можно избавиться с помощью проведения экспериментов.

По Бэкону, непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него. Природа и Писание — дело рук Божьих. Они не противоречат друг другу, а согласуются. Познание нужно не для самого познания, а для пользы человека. Знание — сила. [Последняя фраза Бэкона стала названием современного журнала.]

Другой путь отыскания достоверного метода выбрал Рене Декарт.

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Р. Декарт (1596-1650) родился в семье французского дворянина. В то время молодежь уезжала учиться в передовую страну — Нидерланды, так же поступил и Декарт. Он один из творцов аналитической геометрии, от него пошла система алгебраических обозначений. В оптике обосновал закон постоянного отношения синусов при преломлении света, развил математическую теорию радуги. Установил схему двигательных реакций — первое научное описание рефлекса. Проникновение его новаторских идей в нидерландские университеты навлекло гнев протестантов, и Декарт уехал в Стокгольм, где и умер.

Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него является дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких положений обязательно даст истину. Но начальные положения должны быть лишены ошибок и сомнительных утверждений, поэтому начинать познание надо с сомнения. Сомнение — это только предварительный прием для очищения нашего знания. То есть начинать надо с самой несомненной истины. Если мы начнем сомневаться во всем, то можем сомневаться даже в том, что мир существует, что существуем мы сами. Но нельзя сомневаться в том, что мы сомневаемся. Это первая несомненная мысль. Но сомнение — это акт мысли. Значит, если сомневаюсь, то мыслю. Мыслить же может только существо существующее. Следовательно, если я мыслю — я существую. [Cogito ergo sum.]

Это была искомая опора для достоверного знания. Ясность и отчетливость мысли он объявил необходимым и достаточным признаком достоверного знания.

Декарт сформулировал правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:

«тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»;
«разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;
«мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;
«составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
В данном случае в познании, раз оно строится по законам дедукции, главную роль играют не чувства, а разум. Поэтому Декарт считается родоначальником рационализма — учения, утверждающего первенство разума.

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Историческими рамками Нового времени является период времени с конца XVI в. и до начала XIX в. Характерной особенностью этого времени стало установление господства буржуазных отношений в Европе. В условиях совершенствующейся практики наука оказалась необходимым средством ее рационализации. Задачи интенсификации производства потребовали развития, прежде всего естествознания. Причем развитие естествознания в XVII — XVIII вв. осуществлялось вместе с развитием и совершенствованием материального производства. Наука и производство выступают как два взаимосвязанных компонента. Задачи использования силы воды породили гидростатику. Развитие механики поставило на повестку дня открытие основных законов классической механики И. Ньютоном. Р. Бойль применяет механику к химии, разрабатывает законы атомистики, дает определение понятия химического элемента. Выдающийся вклад в развитие науки внесли также Э. Торичелли, А. ван Левенгук, У. Гарвей, Н. Лавуазье, Л. Эйлер, К. Линней и др.
Задачи систематизации знания, а также проблемы в сфере общественной жизни стимулировали развитие гуманитарных наук, включая философию. Разработка нового знания потребовала создания новой методологии. Эту задачу стали решать философы. Ее центральным пунктом выступила выработка новых правил методологии и обоснования знания. Учение о познании рассматривается в философии этого периода как ее наиболее важный раздел. Ориентация на осмысление путей и принципов научного познания приняла две особые формы, сообразно тому, что само развитие науки происходило либо в форме развития опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, либо в форме построения системы знаний на основе строгих правил логического вывода. Рассмотрение опытного естествознания как эталона получения достоверного знания породило эмпиризм, тяготеющий к материализму.
Эмпиризм
На позициях эмпиризма стояли представители английского материализма XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, позже Дж. Толанд, Д. Гартли и Д. Пристли. В то же время как антитеза эмпиризму существует рационализм, принявший за эталон не данные чувственного опыта, а абстрактные принципы организации знания и потому ориентированные прежде всего на математику (Ф. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц).
Победное шествие науки и техники породило иллюзию о всесилии таких наук, как математика, физика, механика. Ученым, включая философов, показалось, что природа, общество и человек функционируют подобно машинам. Механические представления о сущем становятся широко распространенными. Отсюда недостаток философии, тяготеющей к материализму в XVII — XVIII вв., — механистичность.

учение признающее разум основой познания и поведения людей

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Джон Локк
В английской философии XVII в. третьим крупнейшим философом после Ф. Бэкона и Т. Гоббса называют Джона Локка, который является продолжателем материалистической теории познания, детально разработанной им на основах эмпиризма, точнее материалистического сенсуализма.
Локк родился в 1632 г. Закончил Оксфордский университет. В 1668 г. Лондонское королевское общество, т. е. по сути, Британская академия наук, избрала его своим действительным членом. Ему пришлось по политическим мотивам покинуть Англию. В 1690 г. вышел в свет его основной труд “Опыт о человеческом разумении”. Философу принадлежит целый ряд других сочинений. Он умер в 1704 г.
Во введении к труду “Опыт о человеческом разумении” Локк определяет философию как истинное познание вещей. Он видел в философии средство, раскрывающее начала свойств и действий вещей.
Философ подверг критике теорию врожденных идей. Этой теории он противопоставляет убеждение, что источником всех знаний является внешний опыт. Отрицание существования врожденных идей выступает исходным пунктом не только теории познания Локка, но и его концепции человека. Ведь отсюда вытекало, что нет раз и навсегда данной фатальной предопределенности от самого рождения на всю жизнь остаться примитивным и неразвитым существом, ибо вполне можно и нужно развивать разум, его способности и склонности.
Опыт Локк делил на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний, который он называет рефлексией, представляющей собой познание душой своей собственной деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение может быть свойственно лишь взрослому человеку, у новорожденного душа напоминает чистую доску (“tabula rusa”). Внутренний опыт, согласно Локку, возникает под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия осуществляется под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний опыт им признается вторичным в отношении собственного внешнего мира, а рефлексия считается вторичной в отношении внешнего опыта.
Расчленение опыта на внешний и внутренний давало основание для различения путей его освоения, что в свою очередь представляло возможность делить познание на рациональное и чувственное.
Важное место в учении о бытии и познании Локка занимает учение о первичных и вторичных качествах. К первичным качествам он относит протяженность, длительность, величину, фигуру, сцепление, толчок, взаиморасположение частиц, механическое движение, покой, плотность. Характерные особенности первичных качеств — это то, что они всегда присущи телам, неотъемлемы от них, воспринимаются органами чувств, и это восприятие способно быть точным. К вторичным качествам Локк относит цвет, запах, звук, вкус, боль, тепло и т. п.
Идеи первичных вторичных качеств формируются благодаря чувствам и рефлексии. Обобщение знаний о тех и других качествах осуществляется разумом и находит выражение в языке.
Познание Локк делит на чувственное и интуитивное, демонстративное (или выводное), все эти виды познания имеют дело с манипуляцией идеями. Согласно Локку, каждый из названных видов познания способен привести к истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.
Воззрения Д. Локка на государство отличались от взглядов его предшественника Т. Гоббса. По мнению Локка, государство должно не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Философ полагал, что правительство обязано подчиняться законам государства. Этому призвано содействовать отделение исполнительной власти от законодательной.

Значительный вклад Д. Локк внес в разработку трудовой теории стоимости. Этот вопрос рассматривается Б. Расселом в его “Истории западной философии”.
Философия Д. Локка была вершиной в развитии британского эмпиризма XVII в. Его вклад в теорию познания, психологию, педагогику, социальную философию был настолько существенным, что принадлежащие ему идеи и открытия вдохновляли философов в последующие времена.

учение признающее разум основой познания и поведения людей

Бенедикт Спиноза
Еще одним крупным философом XVII в., со взглядами которого необходимо познакомиться, был Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677). Среди трудов Спинозы выделяются “Богословско-политический трактат” (1670), “Этика” (1675) и “Трактат об очищении интеллекта” (остался незаконченным).
Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности и строгой доказуемости Спиноза избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом теорем. Поэтому он изложил свой основной труд “Этику” геометрическим методом. Сначала в этом сочинении Спиноза дает определения, после этого формирует аксиомы, а затем на базе сделанных ранее определений и аксиом доказывает теоремы. Аксиомы мыслитель рассматривает в качестве положений, истинность которых усматривается интуитивно. Истины выводятся из определений и аксиом как из логического основания. Однако далеко не все философские выводы Спинозы являются результатом применения его “геометрического метода”. Значительная часть объема “Этики” изложена в форме дополнений и разъяснений к основному тексту, написанных в свободной форме.

В качестве субстанции всего сущего Спиноза выделил природу. Она, по его мнению, есть причина самой себя (causa sui). Природа рассматривается мыслителем, с одной стороны, как “природа творящая” (natura naturans), а с другой — природа сотворенная (natura naturata). “Природа творящая” отождествляется с субстанцией или Богом. Спиноза растворяет Бога в природе, так же, как и пантеисты в эпоху Возрождения. Субстанция, по его мнению, едина, а конкретные вещи, порожденные ею, он называет модусами. Субстанция обладает свойствами, которые мыслитель называет атрибутами. Последние составляют бесчисленное множество.
Притягательным для внимания философов, живших после Спинозы, было его учение о соотношении свободы и необходимости. Он утверждал, что в природе нет ничего случайного, а есть только необходимость. Свобода у Спинозы — познание необходимости. Мыслитель не признавал наличия у человека свободы воли. Он считал наделение человека свободной волей предрассудком. Однако человек в состоянии быть свободным тогда, когда он действует в соответствии с познанной необходимостью.
В своем учении о познании Спиноза выступает как рационалист. Он считает мир познаваемым. Знание, согласно Спинозе, является иерархизированным. Его низший род — знания, основывающиеся на воображении, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира. Второй, более высокий род знания представлен знанием, продуцируемым умом. Для такого знания характерна ясность и отчетливость, а также достоверность свойственных ему истин. Третий, самый высокий род знания представляет такое знание, которое хотя и опирается на ум, но не является опосредованным доказательством. Такой вид знания дает истины как плод непосредственного созерцания ума. Как видим, второй и третий роды знания — знание интеллектуальное. Первый род знания — знание чувственное. Спиноза, как и некоторые другие рационалисты, проблемам чувственного познания уделял меньше внимания, чем вопросам рационального познания.
Этика Спинозы рационалистична. Человек, по его мнению, эгоист, ему важно сохранить себя извлечь ползу. Однако на путях к пользе надо не желать зла другим. Необходимо принять, осмыслить и истолковать детерминацию, опосредующую поведение и принять правильное решение. При этом, пользуясь услугами других людей, надо быть доброжелательным и самому готовым оказывать им услуги. Счастье, согласно Спинозе, человеком достигается только в познании. Обретение его для многих людей проблематично, так как их потребности становятся препятствиями на пути к свободе и счастью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *