учение согласно которому общее не существует а понятия есть лишь имена
Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов (т. е. признается первичность вещей и вторичность понятий)
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов (т. е. признается первичность вещей и вторичность понятий) «, 10 (десять) букв:
номинализм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова номинализм
Определение слова номинализм в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(лат. nominalis ≈ относящийся к именам, именной, от nomen ≈ имя), философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных «сущностей» ≈ реальных или идеальных, а суть только.
Примеры употребления слова номинализм в литературе.
Оказывается, что путь к Новому времени, к антифеодальной идеологии и философии идет не только через номинализм, но и через уиклифизм и Реформацию, хотя между этими направлениями и существуют напряжение и конфликты.
Интеллектуалист Сенсуалист Идеалист Материалист Оптимист Пессимист Религиозен Безрелигиозен Индетерминист Детерминист, фаталист Монист Плюралист Догматик Скептик Это сопоставление затрагивает различные проблемы, уже знакомые нам по главе о номинализме и реализме.
Номинализм является, в некотором роде, научным скептицизмом внутри самой косной догматики.
Мы так подробно остановились на проблеме присущности и предикации не только потому, что она вновь возникла в схоластическом номинализме и реализме, но и потому, что она до сих пор еще не умиротворилась и не разрешилась.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Ответы к тесту по философии «Философия Средних веков и эпохи Возр
Тест
В каждом задании один верный ответ
1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал:
а) Теоцентризм;
б) Антропоцентризм;
в) Космоцентризм;
г) Гуманизм.
2. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется:
а) Схоластикой;
б) Патристикой;
в) Апологетикой;
г) Антропоцентризмом.
3. Теолог-схоласт, чье учение официально объявлено «единственно истинной философией»:
а) Ансельм Кентерберийский;
б) У. Оккам;
в) Ф. Аквинский;
г) П. Абеляр.
4. Источником средневековой философии не является:
а) Философия Платона;
б) Священное Писание;
в) Милетская школа;
г) Неоплатонизм.
5. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения:
а) Атеизм;
б) Деизм;
в) Пантеизм;
г) Теизм.
6. Автором работы «Ученое незнание» был философ-кардинал:
а) Ш. Монтень;
б) Н. Кузанский;
в) Т. Кампанелла;
г) Э. Роттердамский.
7. Социальную теорию Т. Мора можно оценить как:
а) Реалистическую;
б) Утопическую;
в) Христианско-гуманистическую.
8. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся:
а) Переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому;
б) Борьба против антропоцентризма;
в) Стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.
5) Чувственно воспринимаемых вещах
2) Альберта Великого
3) Ансельма Кентерберийского
1) Демиургом, создающим мир из вечно существующих идей и материи.
2) Творцом мира из ничего.
3) Тождественным природе.
4) Только перводвигателем.
8.«Бритва Оккама» требовала удалять из науки понятия, не поддающиеся проверке в :
9. Хронологический порядок периодов в развитии средневековой философии:
10. Соответствие между понятиями и их определениями:
Номинализм | Средневековая христианская философия, характеризующаяся особым интересом к формально—логической проблематике |
Патристика | Совокупность теологических и философских доктрин, созданных отцами церкви |
Реализм | Учение, согласно которому общее не существует, а понятия есть лишь имена |
Схоластика | Учение, согласно которому общее существует объективно, независимо от человеческого сознания |
11. Спор об универсалиях предполагает ответ на вопрос:
1) Существует ли общее в реальности?
2) Как происходит объединение единичных имен в общие?
3) Что такое общее имя?
12. Соотнесите имена философов и названия их трудов:
Авг. Блаженный | Исповедь |
Фома Аквинский | О возникновении и уничтожении |
У. Оккам | Да и нет |
П. Абеляр | Сумма логики |
13. Есть ли в философской системе Авг. Блаженного место человеческой свободе:
1) В его системе есть место человеческой свободе.
2) Человек — ничто: его свобода всецело поглощается снизу или сверху, вся уходит в грех или в благодать.
14. Внутренний человек по Августину – это:
1) Жизнь человеческой души в Боге.
2) Субъективный внутренний мир человеческого сознания, воли и чувства.
3) Одинокая отдельная личность.
15. Доказывая бытие Бога, Фома Аквинский утверждает, что это:
1) Субстанция вечная, неподвижная и отделенная от материи.
2) Субстанция неподвижная и природная.
3) Субстанция, которая всегда движет, или действует.
4) Субстанция, которая всегда актуальна.
2) Леонардо да Винчи
20. Благородство человека, согласно гуманистам эпохи Возрождения, определяется …
1) Заслугами перед Богом.
2) Личными заслугами.
4) Происхождением и социальной принадлежностью.
5) Социальной принадлежностью.
21. Ренессансные философы понимали человека как …
1) Общественное животное.
2) Политическое животное.
22. Периоды развития ренессансной философии в хронологическом порядке:
23. Соотнесите имена философов и их произведения:
Валла | «О наслаждении» |
Данте | «Город Солнца» |
Кампанелла | «Божественная комедия» |
Кузанский | «Об учёном незнании» |
Макиавелли | «Опыты» |
Монтень | «Государь» |
24. Соотнесите понятия и их определения:
Средневековая философия
Ф. Аквинский отдавал приоритет истине веры, он считал, что противоречия между истинной веры и истиной разума должны решаться в пользу веры. Это связано с тем, что единственным способом познать Бога было священное писание, но для осознания священного писания нужна вера, его невозможно постичь разумом.
Фома Аквинский знаменит тем, что придумал космологическое доказательство бытия бога. Он считал, что доказать существование Бога можно путем последовательного движения от причины к следствию. Он выдвинул пять доказательств бытия Бога:
Космологические доказательства бытия Бога, выдвинутые Фомой Аквинским, до сих пор популярны и используются в современных религиозных течениях. Однако, с точки зрения современной доказательной науки они не убедительны и нелогичны. Многие из этих доказательств сами нуждаются в доказательстве, например идея Бога- перводвигателя. Однако, во времена Ф.Аквинского эти доказательства предполагалось принять на веру.
Ф. Аквинский выделил три ступени познания
Этика. Этическим идеалом Ф.Аквинского является монах. Счастье Ф. Аквинский видит в познании Бога.
Ф. Аквинский постулирует свободу воли человека в отличие от других теологов. Это был своеобразный прорыв в этике. Христианское учение исходит из детерминизма, который предполагал, что Бог создал мир и постоянно за ним надзирает. Августин считал, что все исходит из воли божьей. Однако, такая позиция снимала ответственность с человека. Чтобы этого избежать Ф. Аквинский считал, что человеческая жизнь является испытанием божьим. Человеку дана свобода воли, но душа человека будет нести ответственность за свои поступки перед Богом.
Вопрос о взаимосвязи единичного и общего решался в средневековой философии в споре номиналистов и реалистов. Возникновение этого вопроса можно отнести к философии Платона и Аристотеля. Платон, как известно, считал, что общее предшествует вещам и пребывает в особом мире- мире идей, а реальные единичные вещи производны от этих общих сущностей. Согласно Аристотелю идеи не предшествуют единичным чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а, наоборот, зависят от вещей. Идеи- это понятия, возникающие в человеческом познании, а не общие сущности единичных вещей, отделенные от материального мира.
Номиналистическое учение было основой критики схоластики и вообще христианской теологии, так как предполагало реальность чувственно воспринимаемого мира.
Пьер Абеляр пытался превознести диалектику в спор реалистов и номиналистов. Он был представителем умеренного номинализма. Он признавал мысли, понятия, имена которые могут иметь большое значение в познании, но он считал, что общего нет вне вещей.
Оккам выделил два уровня знания:
Терминизм.У. Оккам разработал концепцию о терминах ( терминизм Оккама ). Терминами Оккам считал простейшие единицы всякого знания. Термины выражаются словесно. Источником термина является единичная вещь. Но в мышлении человека термины становятся причастны к универсалиям. В процессе познания термины замещают отдельные предметы познания в сознании человека. Термины классифицировались на термины первичной и вторичной интенции. Первые ориентированы на вещи, т.е. сам предмет познания, вторые описывают термины первичной интенции.
На основе этой классификации Оккам определил два вида наук:
В Эпоху средневековья было создано очень много определений и понятий. Это было связано с тем, что основным способом познания была герменевтика, которая предполагала определенную интерпретацию текстов, а интерпретация порождала определения неизбежно. Эта громоздкая система терминов тормозила процесс познания. Для того чтобы это преодолеть, Оккам выдвинул принцип, который называется бритвой Оккама: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Немного перефразируя, это звучит так: » Сущности не следует преумножать без необходимости «.
Таким образом, можно выделить следующие черты средневековой философии.