учение вернадского о биосфере и ноосфере кратко
Учение о ноосфере: этапы развития, учение Вернадского и основные признаки ноосферы
Что такое ноосфера и какова ее роль? Пройдемся кратко по учению Вернадского о ноосфере.
Этапы развития учения о ноосфере
Живые организмы на нашей планете проходят длительный процесс развития, что становится причиной качественных изменений самой биосферы. Термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа в 1927 году. Не обошлось в этом деле и без участия Вернадского: Леруа был с ним знаком и присутствовал на его лекциях.
По мнению Леруа, ноосфера — это настоящий геологический период развития биосферы. К такому выводу он пришел вместе с П. Т. де Шарденом — своим другом и коллегой.
Позже де Шарден разработает собственную теорию о ноосфере. По мнению ученого, ноосфера представляет собой новый мыслящий слой, который образовался в конце третичного периода и формировался над миром растений и животных — вне биосферы и над ней.
Перед тем как дать определение ноосферы по Вернадскому, обратимся к определению, которое было предложено в конце 20-х годов 20 века.
Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, где разумная человеческая деятельность является главным фактором.
Учение о ноосфере Вернадского
От биосферы к ноосфере
Учение о биосфере Вернадского плавно перетекло в учение о ноосфере, в которое он вкладывал материалистическое наполнение. Он говорил о том, что человек, будучи частью природы, должен соблюдать ее законы, а не пытаться их изменить. Главная мысль учения о ноосфере Вернадского заключается в том, что человечество должно учитывать природные закономерности в ходе развития общества и среды.
В первое время ученый считал, что ноосфера — особая оболочка разума, развивающаяся над биосферой. Однако позже он сформулировал другое определение.
Ноосфера по Вернадскому — новое состояние биосферы, где умственная и разумная деятельность человека будет определять ее развитие.
Факторы перехода биосферы в ноосферу
Переход биосферы в ноосферу происходит в результате воздействия научной мысли и деятельности человека. Человечество в процессе развития приобретало все больше отличий от других составляющих биосферы, став новой биогенной природоформирующей силой. Научная же мысль в виде достижений науки и техники помогает человеку осваивать части биосферы, к которым раньше он не мог добраться.
Ноосфера отличается тесной связью законов природы с социально-политическими факторами общества. В ее основе — научно обоснованное рациональное использование ресурсов природы. Оно предполагает, что круговорот вещества и поток энергии будут восстановлены.
Согласно Вернадскому и учению о ноосфере, отличительная черта ноосферы — экологизация всех сферы деятельности человека, что предполагает формирование экологического мышления и экологического сознания.
Основные положения учения о ноосфере Вернадского
Вернадский сформулировал основные свои положения, оценив роль человеческого разума как явления планетарного. Вот эти положения о ноосфере Вернадского:
Основные признаки ноосферы
Учение Вернадского о ноосфере дало большой фактический материал о биосфере и производственной человеческой деятельности. В том числе на их основе сформулировали современные признаки ноосферы:
Место человека в природе
Природа, окружающая человека — система довольно хрупкая.
Не зря философы всех времен пытаются найти ответ на вопрос, кем же выступает человек по отношению к природе: рабом или господином. Оба варианта в некоторой степени допустимы.
Несмотря на то, что индустриальная мощь человечества достигла небывалых высот, оно не приобрело независимость от окружающей природы. Даже когда человек изменяет природу, то должен думать о ее возрождении и охране. Главная задача, которую ставит перед собой человек — использование природных закономерностей в собственных интересах без нарушения природного равновесия. Это возможно только в рамках всемирного сотрудничества.
Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) — один из крупнейших ученых в России первой половины XX в. Его научные интересы лежали в области геологии, геохимии, радиогеологии, биогеохимии. Наибольшую философскую значимость в творчестве Вернадского имеет концепция биосферы и ее перехода в ноосферу.
Учение о биосфере.
Под биосферой Вернадский понимает ту часть геологической оболочки Земли, которая формируется жизнедеятельностью живых организмов планеты. Биосфера — это целостное образование из живого и неживого, планетарная оболочка, охваченная биологической жизнью, живое вещество всей планеты. Кроме совокупности всех живых организмов в состав вещества биосферы входят также биогенное вещество (продукты жизнедеятельности организмов), косное вещество (атмосфера, газы, горные породы и т.д.), биокосное (системы из живого и косного вещества: почвы, илы, поверхностные воды), вещество космического происхождения, рассеянные атомы и радиоактивные вещества.
Биосфера простирается от нижних слоев стратосферы до верхней части литосферы и охватывает практически всю гидросферу. Особенность и основное ее отличие от других геологических оболочек состоит в том, что это — организованная оболочка. Биосфера существует миллиарды лет, а ее организованность создается и сохраняется деятельностью живого вещества. Эта деятельность заключается в осуществлении необратимых, незамкнутых круговоротов вещества и потоков энергии между структурными компонентами биосферы.
Русская философия
Оригинальная философская мысль в России советского периода
Вернадский придерживался мнения, что количество живого вещества в биосфере — неизменная величина, жизнь — такая же вечная часть космоса, как энергия и материя, жизнь существовала всегда и везде. Он не верил в то, что живое могло зародиться из неживого вещества. Жизнь во Вселенной извечна, это космическое явление, и ее зародыши приносились на Землю постоянно до тех пор, пока не закрепились на ней и не развились в известные нам формы жизни. Зародыши жизни, по мнению Вернадского, представляют собой не какое-либо живое вещество, а особые, постоянно действующие во Вселенной, биологические поля. Действие этих полей таково, что живые молекулы формируются везде, где имеются для этого необходимые условия.
Учение о ноосфере.
Биосфера подвержена закономерной эволюции, суть которой состоит в повышении уровня организации, важнейшим этапом современной стадии развития биосферы является переход в ноосферу.
Под ноосферой Вернадский понимает такую стадию развития биосферы Земли и окружающего космоса, в которой разумная деятельность человека приобретает общепланетарный, геологический масштаб. Жизнедеятельность человечества уже не может строиться в отрыве от биосферных процессов и должна переосмыслить себя, что ведет к принципиальному изменению интеллектуальной, научно-технической, духовной и этической сторон жизни человечества. Глубочайшее убеждение Вернадского заключалось в том, что развитие нашей планеты находится на такой стадии, когда связь человека с природой становится настолько всеобъемлющей, что любое его действие или бездействие коренным образом отражается на состоянии биосферы, в этом смысле человек стал геологической силой.
В понятие ноосферы Вернадский включает не только преобразование человеком биосферы Земли, но и эволюцию самого человеческого существа. Он считает, что следующий этап его развития заключается «в изменении формы питания и источников энергии, доступных человеку». Ученый мечтал о возможности непосредственного получения пищи для питания людей путем синтеза элементарных природных неорганических веществ и без использования в пищу других живых существ. Таким образом, человек будущего должен превратиться в автотрофное (т.е. самопитающееся) существо. Это, по Вернадскому, необходимое условие отрыва человечества от привязанности к земной среде обитания и перехода в космос.
Подобно тому, как основным веществом биосферы является «живое вещество», основным элементом ноосферы становится «мыслящее вещество», главная характеристика которого — развитие научного знания и научной мысли. Он уподобляет научную мысль’ действию, науку — особым образом преобразованной совокупной человеческой жизнедеятельности, а научную деятельность — самой жизни. Одной из главных работ ученого, посвященной этой тематике, является книга «Научная мысль как планетарное явление».
По Вернадскому, научное знание обладает характером «естественного тела», неподвластного временным изменениям, наращивающего свое разумное бытие вширь и вглубь, не могущего быть утерянным, необратимого в своем развитии. Закон саморазвития «мыслящего вещества» стоит выше отдельных личностей и целых государств. Его нельзя нарушить безнаказанно. Любые личности, общества или государства, действующие вопреки этому закону эволюции биосферы, обречены на поражение и гибель.
Конспект лекции по дисциплине «Естествознание» на тему «Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект лекции по теме:
Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
Круговорот элементов в биосфере.
1. Общие сведения о биосфере. В.И.Вернадский о биосфере.
2. Биологические циклы углерода, кислорода, азота, фосфора.
3. Глобальные проблемы биосферы.
1. Общие сведения о биосфере. В.И.Вернадский о биосфере.
Понятие «биосфера» в научную литературу введено в 1875 г. австрийским ученым-геологом Эдуардом Зюссом.
Биосфера включает в себя:
— живое вещество, то есть совокупность всех живых организмов
(растения, животные, микроорганизмы);
— биогенное вещество, то есть органо-минеральные или органические
продукты, созданные живым веществом (торф, каменный уголь, нефть);
— биокосное вещество, созданное живыми организмами вместе с
неживой (косной) природой (водой, атмосферой, горными породами),—
Все компоненты биосферы тесно взаимодействуют между собой,
составляя целостную, сложно организованную систему. С возникновением жизни стало проявляться влияние живой материи на геологические процессы Земли. Деятельность живого вещества, привела к возникновению нового образования — биосферы, тесно взаимосвязанной единой системы геологических и биологических тел и процессов преобразования энергии и вещества.
Основные функции живого вещества:
В биосферу входят: нижняя часть атмосферы до озонового экрана,
вся гидросфера и верхняя часть литосферы.
Биосфера, возникнув и сформировавшись 1—2 млрд. лет назад,
находится в постоянном динамическом равновесии и развитии.
Эволюционный процесс сопровождался увеличением эффективности преобразования энергии и вещества биологическими системами: организмами, популяциями, сообществами.
В настоящее время человек стал главной силой, изменяющей процессы
в биосфере. Научно-технический прогресс значительно опередил наши
знания законов биосферы,то привело к нарушению биосферного
равновесия. Необходимо изучать законы природы, чтобы предотвратить ее
разрушение, найти пути разумного использования природных ресурсов.
2. Биологические циклы углерода, кислорода, азота, фосфора.
Целостность природных экосистем особенно отчетливо проявляется
при рассмотрении циркулирующих в них потоков вещества. Энергия доступна для живых организмов в форме солнечной радиации, которая может быть связана в процессе фотосинтеза. Расходуясь затем в виде химической энергии, она теряется, превращаясь в тепло. Вещество же может передаваться по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. Круговые движения химических элементов называются биогеохимическими циклами. Необходимые для жизни элементы и растворенные соли условно
называют биогенными элементами (дающими жизнь), или питательными веществами. Среди биогенных элементов различают две группы:
макроэлементы и микроэлементы .
Первые охватывают элементы, которые составляют химическую
основу тканей живых организмов. Сюда относятся: углерод, водород,
кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера.
Вторые включают в себя элементы и их соединения, также
необходимые для существования живых систем, но в очень малых количествах. Такие вещества называют микроэлементами . Это железо, марганец, медь, цинк, бор, натрий, молибден, хлор, ванадий и кобальт.
Наибольшее значение для различных экосистем имеют 3 газа,
входящих в состав атмосферы: кислород, углекислый газ и азот.
1) Кислород необходим всем для дыхания. Под действием ультрафиолетовых лучей он превращался в озон. По мере накопления озона произошло образование озонового слоя в верхних слоях атмосферы. Озоновый слой, как экран, надежно защищает поверхность Земли от ультрафиолетовой радиации, гибельной для живых организмов. Кислород в биосфере вступает в реакцию с большим количеством органических и неорганических веществ, а также водород, соединяясь с которым, кислород образует воду.
2) Углекислый газ (диоксид углерода) используется в процессе фотосинтеза для образования органических веществ. Именно благодаря этому процессу замыкается круговорот углерода в биосфере. Как и кислород, углерод входит в состав почв, растений, животных, участвует в многообразных механизмах круговорота веществ в природе.
3) Азот — незаменимый биогенный элемент, поскольку он входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Атмосфера — неисчерпаемый резервуар азота, однако основная часть живых организмов не может непосредственно использовать этот азот: он должен быть предварительно связан в виде химических соединений.
Хозяйственная деятельность человека , начинает оказывать весьма ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере. До определенного уровня биосфера способна к саморегуляции, что позволяет свести к минимуму негативные последствия деятельности человека. Но существует предел, когда биосфера уже не в состоянии поддерживать равновесие.
1) « Парниковый эффект ». По данным ученых, за 80-е гг. средняя температура воздуха в северном полушарии повысилась по сравнению с концом 19 в., на 0,5-0,6 0 С. Ученые связывают повышение t 0 в первую очередь с увеличением содержания углекислого газа и аэрозолей в атмосфере. Это приводит к чрезмерному поглощению воздухом теплового излучения Земли.
Потепление климата может привести к интенсивному таянию ледников
и повышению уровня Мирового океана. Изменения, которые могут произойти вследствие этого, просто трудно предсказать.
2) Истощение озонового слоя . В последние годы учёные все с больше
отмечают истощение озонового слоя атмосферы, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Особенно быстро этот процесс происходит над полюсами планеты, где появились так называемые озоновые дыры. Опасность заключается в том, что ультрафиолетовое излучение губительно для живых организмов.
3) Массовое сведение лесов – одна из наиболее важных глобальных
проблем современности. Леса поглощают атмосферные загрязнения антропогенного происхождения, защищают почву от эрозии, регулируют нормальный сток поверхностных вод, препятствуют снижению уровня грунтовых вод и заливанию рек, каналов и водохранилищ.
Уменьшение площади лесов нарушает процесс круговорота кислорода и углерода в биосфере. Сведение лесов влечет за собой гибель их богатейших флоры и фауны.
4) Отходы производства . Серьезной экологической проблемой стали
отходы промышленного и сельскохозяйственного производства. В настоящее
время делаются попытки уменьшить количество отходов, загрязняющих
окружающую среду. С этой целью разрабатываются и устанавливаются
сложнейшие фильтры, строятся дорогостоящие очистные сооружения и отстойники.
Очевидно, решение проблемы возможно при разработке и внедрении в
производство совершенно новых, замкнутых технологий.
5) Сельское хозяйство . В сельскохозяйственном производстве важно
строго соблюдать правила агротехники и следить за нормами внесения
удобрений. Так как химические средства борьбы с вредителями и сорняками
приводят к существенным нарушениям экологического равновесия, ведутся
поиски путей преодоления этого кризиса в нескольких направлениях.
6) Производство энергии . Очень сложные экологические проблемы
связаны с получением энергии на теплоэлектроэнергетических предприятиях. Потребность в энергии – одна из основных жизненных потребностей человека. Энергия нужна не только для нормальной деятельности современного сложно организованного человеческого общества, но и для простого физического существования каждого человеческого организма.
ГЭС на первый взгляд являются экологически чистыми предприятиями, не наносящими вреда природе. Но теперь стало ясно, что этим строительством нанесен урон и природе, и людям.
Во-первых, строительство плотин на больших равнинных реках приводят к затоплению огромных территорий под водохранилища. Это связано с переселением большого числа людей и потерей пастбищных угодий.
Во-вторых, перегораживая реку, плотина создает непреодолимые
препятствия на путях миграций проходных и полупроходных рыб,
поднимающихся на нерест в верховьях рек.
В-третьих, вода в хранилищах застаивается, ее проточность
замедляется, что сказывается на жизни всех живых существ, обитающих в
В- четвертых, местное повышение воды влияет на грунтовые воды.
Приводит к затоплению, заболачиванию берегов.
АЭС являются с экологической точки зрения, наиболее чистыми
энергетическими комплексами. Опасность радиоактивных отходов осознается. Поэтому эксплутационные нормы атомных электростанций предусматривают
Уголь обладает небольшой природной радиоактивностью, поэтому
суммарные радиоактивные выбросы ТЭС получаются выше АЭС.
АЭС таят в себе большую опасность в случае аварий реакторов.
Вопросы для контроля
1.Основные компоненты биосферы.
2. Какие функции в биосфере выполняет живое вещество.
3. Чем отличаются круговорот веществ и поток энергии?
4. Что такое парниковый эффект, каковы его причины.
5. Каковы причины образования озоновых дыр?
6. Как осуществляется круговорот азота в природе?
7. Какие процессы обеспечивают круговорот кислорода в природе?
8. Какое отрицательное воздействие на среду оказывают ТЭС, ГЭС, АЭС?
9. Что такое ноосфера?
10. Значение трудов В.И.Вернадского.
1. Арустамов Э.А. Природопользование. – М.: Дашков и К, 2005
2.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.- Ростов н/Д:
3.Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов.-
М.:ИКЦ «Март», Ростов__2003
4. Криксунов Е.А. Экология. – М.: Дрофа, 2003
Учение Вернадского о биосфере
Большие достижения в естественных науках совершил В.И. Вернадский. У него есть множество работ, и он стал основателем биогеохимии – нового научного направления. В его основе лежит учение о биосфере, которое основывается на роли живого вещества в геологических процессах.
Сущность биосферы
На сегодняшний день существует несколько понятий биосферы, основным среди которых считается следующее: биосфера – это среда существования всех живых организмов. Область охватывает большую часть атмосферы и заканчивается в начале озонового слоя. Также в биосферу входит вся гидросфера и некоторая часть литосферы. В переводе с греческого слово означает «шар» и именно в пределах этого пространства обитают все живые организмы.
Ученый Вернадский считал, что биосфера – это организованная сфера планеты, которая находится в контакте с жизнью. Он первый создал целостное учение и раскрыл понятие «биосферы». Работа российского ученого началась в 1919 году, а уже в 1926 гений презентовал миру свою книгу «Биосфера».
Согласно Вернадскому биосфера – это пространство, область, место, которое состоит из живых организмов и среды их обитания. Кроме того, ученый считал биосферу производным. Он утверждал, что она является планетарным явлением, имеющим космический характер. Особенностью данного пространства является «живое вещество», которое населяет пространство, а также придает уникальный облик нашей планете. Под живым веществом ученый понимал все живые организмы планеты Земля. Вернадский считал, что на границы и развитие биосферы влияют различные факторы:
Эту среду, в которой сосредоточена жизнь, могут ограничивать высокие и низкие температуры воздуха, минеральные вещества и чрезмерно соленая вода.
Состав биосферы по Вернадскому
Изначально Вернадский считал, что биосфера состоит из семи разных веществ, связанных между собой геологически. К ним относятся:
Чуть позже ученый пришел к выводу, что в основе биосферы лежит живое вещество, под которым понимается совокупность живых существ, взаимодействующих с неживым костным веществом. Также в биосфере есть биогенное вещество, которое создается с помощью живых организмов, а это преимущественно горные породы и минералы. Помимо этого, в биосферу входит биокосное вещество, произошедшее вследствие взаимосвязи живых существ и косных процессов.
Свойства биосферы
Вернадский тщательно изучал свойства биосферы и пришел к выводу, что основой функционирования системы является бесконечный круговорот веществ и энергии. Данные процессы возможны только в результате деятельности живого организма. Живые существа (автотрофы и гетеротрофы) создают необходимые химические элементы в процессе своего существования. Так, с помощью автотрофов происходит преобразование энергии солнечного света в химические соединения. Гетеротрофы, в свою очередь, потребляют созданную энергию и приводят к разрушению органических веществ до минеральных соединений. Последние являются фундаментом для создания новых органических веществ автотрофами. Таким образом, происходит цикличный круговорот веществ.
Именно благодаря биологическому круговороту биосфера представляет собой самоподдерживающуюся систему. Циркуляция химических элементов является основополагающей для живых организмов и существования их в атмосфере, гидросфере и почве.
Основные положения учения о биосфере
Ключевые положения учения Вернадский изложил в работах «Биосфера», «Область жизни», «Биосфера и космос». Ученый обозначил границы биосферы, включив в нее всю гидросферу вместе с океаническими глубинами, земную поверхность (верхний слой литосферы) и часть атмосферы до уровня тропосферы. Биосфера является целостной системой. Если один из ее элементов погибнет, то биосферная оболочка разрушится.
Вернадский первый из ученых, кто стал употреблять понятие «живое вещество». Жизнь он определял как фазу развития материи. Именно живые организмы подчиняют себе другие процессы, которые происходят на планете.
Характеризируя биосферу, Вернадский утверждал следующие положения:
Таким образом, Вернадский заложил основы биогеохимии и учений о биосфере. Многие его утверждения актуальны на сегодняшний день. Современные ученые продолжают изучать биосферу, но они также уверенно опираются на учение Вернадского. Жизнь в биосфере распространена везде и всюду обитают живые организмы, которые за пределами биосферы существовать не могут.
Вывод
Работы известного российского ученого распространены по всему миру и используются в наше время. Широкое применение учений Вернадского можно увидеть не только в экологии, но и в географии. Благодаря работам ученого охрана и забота о человечестве стала одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. К сожалению, с каждым годом проблем с окружающей средой становится всё больше, что ставит под угрозу полноценное существование биосферы в будущем. В связи с этим, необходимо обеспечить устойчивое развитие системы и минимизировать развитие негативных воздействий на окружающую среду.