учения нато в арктике 2021
Forbes: Россия и НАТО провели «дуэльные учения» в районе Арктики
У двух учений на прошлой неделе были разные цели. Военная техника НАТО в составе отряда боевых кораблей Канады, Германии и Норвегии, а также истребителя 5-го поколения F-35 ВВС Норвегии и стратегических бомбардировщиков B-1 ВВС США сосредоточилась у западного побережья Норвегии, чтобы отработать постановку активных помех и унитожение противокорабельных ракет гипотетического противника.
Российские ракетный крейсер «Маршал Устинов», тем временем, имитировал атаку подводных лодок НАТО, скрываясь во фьордах у северо-восточного побережья Норвегии.
В учениях НАТО Dynamic Guard (англ. — «Энергичная стража») были задействованы мощные (по мнению Forbes) военно-воздушные и морские силы, включая канадский фрегат Halifax и норвежские корветы Steil и Storm. Немецкий танкер Spessart поддерживал боевые корабли.
Фрегат и танкер, напоминает американское издание, находятся в боевом составе 1-й Постоянной морской группы НАТО.
Два B-1 и, по крайней мере, один норвежский F-35 принимали участие в этом учении, дислоцируясь на авиабазе Эрланн в южной части Норвегии. Три B-1 прибыли в Эрланн еще 22 февраля в качестве «Бомбардировочной оперативной группы» для выполнения учебно-боевых задач, рассчитанных на период в несколько месяцев.
Ранее «Газета.Ru» сообщала о прибытии стратегических бомбардировщиков В-1В Lancer на авиабазу Эрланн, расположенную в 50 км северо-западнее Тронхейма (юг Норвегии). В западной прессе эту авиабазу часто называют передовым пунктом базирования.
Учения Dynamic Guard подтвердили ранее высказанные предположения наблюдателей, когда ВВС США объявили о развертывании B-1 в Норвегии в прошлом месяце — «бомбардировщики с крылом изменяемой геометрии прибыли на Эрланн отчасти для подготовки к возможному будущему морскому сражению с российским флотом».
Но противокорабельная противоракетная оборона является следствием наступательной борьбы с надводными силами, пишет Forbes. В ракетном бою противоборствующие корабельные ударные группы будут запускать друг в друга противокорабельные ракеты, в то же время пытаясь поразить приближающиеся к своему ордеру ракеты вероятного противника. Отряд боевых кораблей, который защитит себя и преодолеет оборону врага, победит в этом противоборстве, пишет американский обозреватель.
Фрегат Halifax, участвовавший в учениях, водоизмещением в 4800 т был самым большим из трех кораблей флотилии НАТО и самым хорошо вооруженным. Этот корабль имеет на оснащении РЛС Sea Giraffe и две восьмиячеечные пусковые установки для зенитных управляемых ракет Evolved Sea Sparrow с дальностью стрельбы в 27 миль. На вооружении фрегата также имеется станция постановки помех радиоэлектронным средствам противника типа SLQ-505.
Норвежские корветы (каждый водоизмещением всего 275 т) не обладают РЛС с большой дальностью обнаружения воздушных и надводных целей, и не имеют на оснащении каких-либо зенитных управляемых ракет.
Корветы ВМС Норвегии вооружены станциями постановки помех CS-3701. Но, очевидно, их средства РЭБ не могут создать помехи большой мощности в сравнении со средствами РЭБ более крупного фрегата типа Halifax, пишет Forbes.
При этом неясно, какую роль в учениях Dynamic Guard играли самолеты B-1 и F-35. Но в военное время B-1 с их новыми противокорабельными ракетами большой дальности (c радиусом боевого применения в 300 миль) были бы одними из самых мощных средств поражения кораблей вероятного противника на театре военных действий.
Как полагают в Forbes, учения Dynamic Guard продемонстрировали, как НАТО может противодействовать российскому флоту, применяя военно-морские и военно-воздушные силы, при этом сочетая наступательные и оборонительные ракеты.
В начале февраля российский ракетный крейсер «Маршал Устинов» вышел из Североморска, расположенного на севере России, на побережье Баренцева моря.
«В течение нескольких дней экипаж корабля отработает боевую и повседневную организацию в море, проведет ряд общекорабельных учений по борьбе за живучесть, радиационной, химической и биологической защите, а также противовоздушной и противолодочной обороне», — ранее сообщали в Кремле.
«В рамках выполнения противолодочных задач, которым будет уделено основное внимание, крейсер отработает взаимодействие с подводной лодкой и противолодочной авиацией, осуществит учебный поиск и слежение за субмариной, а также выполнит стрельбы морским противолодочным оружием», — добавляли источники в Минобороны России.
По завершению учений ракетный крейсер отправился в Североморск и, что интересно, отмечает Forbes, выбрал обходной маршрут.
22 февраля корабль проекта 1164 стандартным водоизмещением в 11 280 т, вооруженный 16 пусковыми установками противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан» (с максимальной дальностью стрельбы до 700 км) и 64 пусковыми установками С-300Ф «Форт», взял курс на юг, в Варангер-фьорд, расположенный к западу от российского полуострова Рыбачий. Через этот фьорд проходит российско-норвежская морская граница.
«Маршал Устинов» является одним из самых мощных надводных боевых кораблей в мире, подчеркивает Forbes.
«В последнее время такого прохода по маршруту к западу от полуострова Рыбачий мы не наблюдали», — сказал в интервью изданию Barents Observer пресс-секретарь объединенного штаба ВС Норвегии майор Бриньяр Стордал.
Стоит отметить, пишет Forbes, что ракетный крейсер «Маршал Устинов», следуя в базу, отклонился на юг одновременно с прибытием в Норвегию бомбардировщиков B-1.
Американские бомбардировщики В-1 должны находиться в Эрланне в течение нескольких месяцев — участвовать в учениях, осуществлять патрулирование и, возможно, устраивать российским войскам «интеллектуальные ловушки». «Так что ждем новых военных учений, новых провокационных маневров и новых предварительных обзоров военных планов НАТО и России», — заключает Forbes.
Вместе с тем военно-политическая обстановка в Арктическом регионе складывается весьма непросто. Как ранее писала «Газета.Ru», разного рода разногласий и противоречий в потенциально конфликтных сферах между государствами-интересантами в Арктике в настоящее время достаточно много.
Во-первых, сохраняется неопределенность в очертаниях исключительных экономических зон стран региона. Эта проблема возникла не вчера и далеко не завтра разрешится. Дело в том, что международное законодательство в этой сфере применительно к Арктике сегодня сформулировано таким образом, что вольно или невольно возникают спорные вопросы.
В частности, ширина исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от так называемых исходных линий. Однако если тому или иному государству удается доказать, что какая-то часть морского дна является продолжением его континентальной платформы, то в этом случае можно претендовать на расширение своей исключительной экономической зоны.
А это на практике означает возможность разведки и разработки природных ресурсов на морском дне и в его недрах, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений. Цена вопроса в этом случае исключительно высока.
Во-вторых, не менее острая проблема в Арктическом регионе — споры о полномочиях тех или иных государств относительно Северного морского пути. Ожидается, что в текущем столетии Северный Ледовитый океан полностью освободится ото льда. Прогнозы по срокам этого события разнятся. В любом случае трасса Северного морского пути (СМП) становится все более доступной для коммерческого судоходства.
В последнее время все чаще со стороны США высказываются мнения об ослаблении российского присутствия в Арктике и интернационализации Северного морского пути.
То есть в Вашингтоне ведут к тому, что СМП должен стать транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества, а не являться только российской национальной транспортной коммуникацией.
Позиция России по СМП, согласно мнению западных экспертов, не всегда выглядит убедительной. Москва утверждает, что РФ обладает определенным суверенитетом над Северным морским путем. То есть судоходство на СМП должно осуществляться с нашего разрешения, с нашими ледоколами и с нашим навигационным обслуживанием.
А теперь представим ситуацию — отряд боевых кораблей ОВМС НАТО пошел по Северному морскому пути без согласования с Москвой, без российских ледоколов и навигационного обслуживания.
К слову говоря, в ОВМС НАТО уже не раз заявляли, что намерены «показать приверженность свободе навигации в регионе». Возникает вопрос — насколько далеко страны НАТО готовы зайти в Арктике, чтобы продемонстрировать эту самую «приверженность» и как на это может отреагировать Москва.
Послание НАТО: зарубежные СМИ оценили всплытие подлодок РФ в Арктике
Недавнее всплытие трех подлодок ВМФ РФ из-подо льда в Арктике в рамках экспедиции «Умка-2021» привлекло внимание зарубежных СМИ. Все он сходится во мнении, что уникальный маневр стал демонстрацией силы России в стратегически важном и оспариваемом многими странами регионе.
Американский журнал Popular Mechanics отмечает, что это событие стало громким посланием: «Подводные лодки могут запускать свои ракеты из мест, недоступных для американских войск». Российские подводники продемонстрировали способность выполнять задачи по ядерному сдерживанию в чрезвычайных ситуациях.
Портал The Drive называл всплытие подлодок смелым заявлением России о том, на что она способна в Арктическом регионе. Автор смотрит на это событие в контексте аварии в Суэцком канале и продвижения Россией Северного морского пути как альтернативы традиционным маршрутам.
Российский флот, направивший три подводных лодки с баллистическими ракетами пробивать арктические льды возле Северного полюса, дает очень четкое представление о том, какая идет борьба за Арктику, пишет The Drive.
Британское издание Daily Mail делает акцент на том, что всплытие подлодок произошло вскоре после того, как самолет-разведчик RC-135W Rivet Joint ВВС Великобритании провел наблюдение за российскими учениями в Арктике.
Автор отмечает, что Москва наращивает присутствие в регионе, который, по мнению экспертов, содержит до четверти мировых неразведанных запасов нефти и газа. Для проецирования силы в Арктике российские вооруженные силы за последние годы восстановили множество военных объектов за Полярным кругом, реконструировали взлетно-посадочные полосы и развернули дополнительные силы и средства разведки и противовоздушной обороны.
НАТО и Россия устроили в Арктике борьбу «льда и огня»
Флот ответит стрельбами на балтийские учения альянса
Фото сайта regjeringen.no
Накануне российско-американского саммита в Женеве НАТО активизировалось у границ РФ. В Северной Европе начались военно-воздушные учения Arctic Challenge Exercise (ACE 21, «Арктический вызов»), в которых участвует около 70 боевых самолетов ВВС Швеции и Финляндии, а также авиация шести стран НАТО: Норвегии, Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов и США. В посольстве РФ в Вашингтоне заявили, что маневры «противоречат мирному развитию Арктического региона».
Выводы российских дипломатов созвучны высказыванию командующего ВВС США в Европе и Африке генерала Джеффи Харриджана, который сказал, что на ACE 21«подразделения будут сосредоточены на наступательных и оборонительных сценариях, состоящих из миссий воздух−воздух и воздух−земля».
Зачем в Арктике надо учиться проводить наступательные операции, генерал не уточнил. Он также не сказал, кто может быть вероятным противником на этих маневрах. Хотя ранее в США и Североатлантическом альянсе потенциальным неприятелем называли РФ. По мнению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, которое он высказал 7 июня после встречи с президентом США Джозефом Байденом, «Россию необходимо сдерживать». Этим целям служит и другое масштабное учение НАТО, Baltops, которое в минувшее воскресенье стартовало в Балтийском море. В этих «юбилейных», проходящих уже в 50-й раз учениях участвуют 16 стран – членов альянса, а также Швеция и Финляндия. Они продлятся до 18 июня. Всего задействовано 40 кораблей, 60 самолетов и вертолетов и в общей сложности 4 тыс. военнослужащих. Отмечается, что в ходе учений будут отрабатываться «операции по противолодочной борьбе, противовоздушной обороне, противоминной борьбе, а также будет осуществлена высадка десанта на побережье Литвы».
Высадка морского десанта НАТО в Литве означает, что операция будет проходить в непосредственной близости от Калининградской области, где расположена главная военно-морская база российского Балтийского флота (БФ). И это, конечно, тревожный сигнал. Тем более что в понедельник премьеры Литвы, Латвии и Эстонии сделали совместное заявление, в котором в очередной раз обвинили РФ, что она якобы стремится дестабилизировать НАТО и угрожает безопасности союзников. При этом они подчеркнули важность дальнейшего военного присутствия союзников в балтийских государствах и необходимость развивать оборонное сотрудничество государств Балтии.
Москва готовит ответные действия. «Возникли новые вызовы и угрозы в связи с расширением присутствия НАТО в Балтийском регионе в непосредственной близости к границам РФ» – так охарактеризовал ситуацию в мае главком ВМФ РФ Николай Евменов. По его словам, «проработан вопрос по оснащению Балтийского флота дизель-электрическими подводными лодками, новыми летательными аппаратами и береговыми комплексами». «Подводная составляющая БФ будет соответствовать объему задач, которые стоят перед флотом», – заявил он 18 мая по случаю 318-летия Балтфлота.
Но БФ усилят не только субмаринами. Как сообщил командующий Балтийским флотом адмирал Александр Носатов, готовятся к швартовым испытаниям построенные для Балтфлота новые малые ракетные корабли проектов «Козельск» и «Град». Они оснащаются ударными ракетными вооружениями семейства «Калибр-НК», а в перспективе могут быть вооружены крылатыми ракетами «Оникс» и гиперзвуковыми ракетами «Циркон», к которым у НАТО пока нет противодействия. И в составе БФ уже есть по два корабля упомянутых проектов. На Балтике совершенствуется и сухопутная группировка войск. По официальным данным БФ, 11-й армейский корпус в Калининградской области недавно получил партии модернизированных танков Т-72Б3М и новых БМП-3. При этом в декабре 2020 года Носатов заявил, что в Калининградской области формируется новая дивизия.
На днях экипажи многоцелевых истребителей Су-35С отработали перелет из Республики Карелия в Калининградскую область и обратно, попутно решая учебно-боевые задачи. При этом задачи отрабатывались «на предельно малых высотах, при ведении группового и одиночного воздушного боя». А на Северном флоте (СФ) начались масштабные межвидовые маневры, в которых принимает участие более 20 кораблей и подводных лодок, авиация и береговые части СФ. Предполагается, что они будут учиться действовать «при охране и обороне отряда боевых кораблей от подводных лодок условного противника и средств воздушного поражения, противодействовать корабельным группировкам потенциального врага». Основным и завершающим этапом учения, как сообщает СФ, станет «проведение боевых стрельб экипажами кораблей группировки разнородных сил».
«Конечно, такие маневры – это не выбор России», – считает военный эксперт полковник Владимир Попов. «Выступая на форуме «Примаковские чтения», помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил о том, что ситуация в мире продолжает осложняться. Деградирует глобальная система безопасности, и в целом нарастает конфликтный потенциал. И на эти вызовы РФ должна реагировать», – заявил «НГ» Попов. «И тут перед Россией стоит важная задача: не скатываясь в гонку вооружений, надежно защитить свою национальную безопасность», – отметил эксперт. n
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Зачем Россия усиливает военное присутствие в арктической зоне
Отодвинуть подлодки США
В состав Северного флота входит 41 подводная лодка (восемь из них – с баллистическими ракетами) и 38 надводных кораблей, в том числе – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который сейчас находится на ремонте. Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире – крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». С 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава».
В 2013 году Северный флот получил первый атомный крейсер проекта 955 «Борей» – «Юрий Долгорукий». Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду в ноябре 2017 года. Также в 2017 году Северному флоту передали большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711. Он предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты.
Арктические моря и Северный ледовитый океан – сфера действия подлодок НАТО. В первую очередь – США и Великобритании. У них там есть как атомные многоцелевые подлодки, так и лодки-носители межконтинентальных баллистических ракет, рассказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Арсенал отечества», член экспертного совета Военно-промышленной коллегии Виктор Мураховский.
«Поэтому усиление Северного флота России, развертывание систем мониторинга обстановки на воде и под водой заставляет наших оппонентов более осторожно планировать свои маневры, держась на большом удалении от наших военных средств в этом регионе», – добавил эксперт.
Северный флот имеет в своем составе сухопутные соединения мотострелков и морпехов, дислоцированных на границе с Норвегией. В задачу первых входит оборона границы и объектов Северного флота, вторых – участие в морских десантных операциях.
Сухопутные подразделения Арктики получили на вооружение технику, разработанную специально для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Это и зенитные комплексы «Панцирь-СА», и двухзвенные вездеходы, специальные машины для отдыха, приготовления и приема пищи. Также мотострелки получили «арктические» танки Т-80БВМ – машины в бело-серо-черном камуфляже, приспособленные к действиям в Арктике.
Северные воздушные игры
Россия занимается и модернизацией военных авиабаз в Заполярье – здесь планируется восстановить более 10 аэродромов. На них разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолеты различных типов. Северные базы планируется использовать и для дозаправки стратегических бомбардировщиков Ту-22, Ту-95 и Ту-160.
Сейчас контроль за воздушным пространством в Заполярье ведется радарами 1Л119 «Небо-СВУ». Их включили в состав 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Этот комплекс создан для обнаружения крылатых ракет, беспилотников, самолетов-«невидимок» и гиперзвуковых целей.
США и Норвегия также усиливают свою боевую авиацию в регионе. По данным норвежской газеты Aftenposten, к 2024 году королевские ВВС полностью перейдут на истребители пятого поколения F-35. Канада планирует развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18. США намерены после года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске.
«Основные маршруты полетов стратегической авиации США в случае гипотетической войны с Россией идут через Северный полюс и Арктику. Это наиболее выгодные маршруты для стратегических бомбардировщиков, с которых можно осуществлять пуски крылатых ракет, – рассказал Мураховский. – Наиболее энергетически выгодные траектории пусков межконтинентальных ракет с территории США по целям на территории России проходят через Северный ледовитый океан».
«Осваиваем чужую планету»
«Северный морской путь – международная морская трасса, которая в ближайшем будущем станет одним из важнейших логистических направлений в перевозке грузов с Тихого океана в Атлантику. Это короткий, логистически более выгодный маршрут. Сейчас грузооборот относительно небольшой – 33 миллиона тонн за год, но в обозримой перспективе оборот может вырасти на порядок», – считает Мураховский.
Перенджиев отметил, что США и Канада считают свои интересы в Арктике ущемленными.
«Правительства этих стран полагают, что они также имеют право на арктические ресурсы. То, что Россия закрепляется здесь – серьезный вызов, в первую очередь, для США», – отметил эксперт.
Он также заявил, что учения США в Баренцевом море показали их неумение действовать в условиях вечной мерзлоты.
«У США нет шансов на освоение Арктики только потому, что у них нет ледоколов. Кроме одного, который они никак не могут отремонтировать. У России – целый ледокольный флот. У нас десантники уже сделали прыжки с парашютом в арктической зоне, США на это вообще не способны. У них нет перспективной военной системы борьбы за Арктику. Их учения в Норвегии, в Баренцевом море показывают их слабые места, они не умеют действовать в условиях вечной мерзлоты», – утверждает Перенджиев.
В учениях НАТО «Зимний лагерь» увидели цель захвата Арктики
Началась подготовка второго стратегического эшелона
Международный батальон НАТО и эстонская армия провели совместные учения в условиях, близких к российской зиме. Маневры назвали «Зимний лагерь». Как сообщили в Минобороны Эстонии, на центральном полигоне республики специально дождались снежной морозной погоды: 20 градусов по Цельсию ниже нуля. Цель не скрывается – обучить натовские батальоны воевать в суровых зимних условиях. Эксперт рассказал, где может пригодится опыт ведения зимних боевых действий.
Фото: Минобороны Эстонии.
Учения совместные. От принимающей стороны участвует эстонский скаутский батальон. Силы Альянса представлены интернециональным батальоном НАТО. Его костяк – британские военнослужащие. При этом часть бойцов и офицеров представлены южноевропейскими странами: Испанией, Португалией, Италией.
При этом эксперты уверены: учения были устроены не ради острых ощущений заскучавших во время коронавирусного карантина солдат. Тот же Хэтфилд заявил: британцы получили знания как воевать суровой зимой. Они отрабатывали взаимодействие живой силы и военной техники в мороз, при наличии глубокого снега.
Командующий эстонскими соединениями подполковник Айа подчеркнул, что силы альянса с каждым годом все лучше воюют в зимних условиях, и эти знания могут в скором времени быть полезными.
Маневры с такими же целями Альянс проводит с авиацией союзников, их активно учат обращению и применению ядерных боеприпасов. В целом – это полноценная подготовка второго стратегического эшелона.
Однако эксперт отмечает, что без внимания такие маневры оставлять нельзя: «Да, в ближайшие пару лет российской Арктике ничего не угрожает. Но кто точно знает, какие проекты уже реализуются у Альянса? Важно понимать, что НАТО уже активно тренируется и четко дает понять: Арктика – это арена будущего противостояния. И, возможно, противостояния в горячей фазе».