учения в социально экономической географии
ГЛАВА 4. БАЗИСНЫЕ УЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Теория и практика социально-экономической географии в значительной мере опирается на базисные учения и концепции. Эти учения формируют фундамент науки и создают основу для развития традиционных и новых научных направлений.
Совокупность базисных учений является основой фундаментализации экономической и социальной географии. В современных исследованиях появилась тенденция углубления изысканий в области культуры, поведения, образа жизни населения, его быта и отдыха. Гуманитарный аспект отвечает потребностям повышения качества жизни людей и реализации их творческих способностей, а также соответствует цивилизационному пути развития общества. Эффективность и результативность таких исследователей неизмеримо возрастает, когда они опираются на базисные учения, связанные с территорией и социально-географическим пространством.
В процессе общественно-географических исследований сформировались учения теоретико-методологической направленности, связанные с изучением территориальных систем (экономических, социальных, политических, общественных и др.) и учения теоретико-прикладного направления, связанные с разномасштабным изучением нашей планеты (общественное землеведение, страноведение, регионоведение, градоведение и др.).
Среди учений первого направления наиболее традиционным является учение о территориально-производственных сочетаниях (комплексах, циклах, кластерах). Научное представление о комплексах и циклах было разработано отечественными учеными и стало базисным в экономической географии XX столетия. Представление о кластерах появилось в исследованиях зарубежных ученых, «взявших» за основу учения о ТПК и ЭПЦ.
В современных исследованиях наиболее востребованными стали учения о территориальных общностях людей и территориальных общественных системах. Пространственная организация населения в форме территориальных общностей людей является той закономерностью, которая превалирует в географии населения и социальной географии. В орбиту ее познания включены все сферы жизни людей как носителей территориальных интересов, культуры, знаний, информации. Территориальные общности людей являются ядром ТОС, в которой протекает повседневная жизнь населения.
Учение о ТОС становится основополагающим при формировании общественной географии. ТОС как основные формы пространственной организации общества являются методологическим ориентиром в модернизации учений о планете, странах, регионах, городах и сельской местности.
География
План урока:
Экономическая и социальная география в системе географических наук
Социальная и экономическая география представляет собой комплекс географических наук, знакомящих человека с территориальной организацией общества, их законами и закономерностями. Данный предмет включает в себя определенные составляющие нескольких сфер: экономику, географию, социологию. Поэтому науку часто называют общественной географией.
Экономическая и социальная география делится на:
Социальная и экономическая география состоит из следующих отраслей:
Каждая отрасль направлена на изучение определенного аспекта. Экономическая география включает исследование территориальных экономических систем, социальная география изучает системы социальные, а вот география населения ориентируется на предмет, связанный с системами расселения.
Связь социально-экономической географии с другими естественными науками происходит через отрасли физической географии. В первую очередь это:
В своих исследованиях ученые опираются на знания следующих наук:
Также не обойтись без логики и диалектики, ведь именно они подкрепляют теоретическим и методологическим багажом географические исследования.
Социально-экономическая география занимается изучением системы расселения в городах и селах, социумы, условия жизни населения, социальные ситуации в населенных пунктах, что говорит о ее связи с социологией.
Развитие экономической географии
Развитие экономической географии, как в принципе и другой науки, происходит в соответствии с запросами и потребностями человечества. Считается, что первый этап образования экономической и социальной географии приходится на XVII – начало XIX века. В этот период Шарль Луи Монтескье рассматривал влияние природных условий на развитие общества. И. Кант особое внимание уделил роли природы в формировании общества.
Гумбольдт первым обратил внимание на отличительные особенности культурных и естественных ландшафтов, на то, как происходит изменение природы в результате человеческой деятельности, на разностороннюю связь между природой и человечеством. Гумбольдт внес действительно весомый вклад в развитие географии. Он создал учение о ландшафте, выделил ландшафтные зоны, ввел понятие биосферы, техносферы, ноосферы. Несмотря на то, что понятие «экономическая география» еще в 1760 году ввел М.В. Ломоносов, широко использовать его стали лишь во ІІ половине 19 века.
В начале ХХ века в Германии получила признание антропогеографическая концепция Ф. Ратцеля. Ученый утверждал, что между людьми и животным миром существует много общего, поэтому он рассматривал государство как организм, для которого характерна (как и для всех живых существ) борьба за существование. Благодаря Ратцелю появилось понятие жизненное пространство, он считается основоположником геополитики.
С начала XIX века экономическая география занималась вопросами размещения. Самыми известными учеными этого периода были И. Тюнен и А. Вебер.Важным моментом в истории развитии географии стало создание школы «географии человека» во Франции. Ее возглавил Поль Видаль де ла Блаш, она была признана лучшей страноведческо-описательной школой.
В России развитие географии приходится на XVIII век. Это связано с внешнеполитическими успехами государства и формированием общероссийского рынка. И.К. Кирилов первым из ученых сделал экономико-географическое описание Российской Федерации.
Предмет изучения экономической и социальной географии
Изучая физическую географию, мы уже знаем, что география представляет собой настоящую систему наук, каждое звено которой тесно связано между собой. Благодаря им человек имеет представление о географической оболочке Земного шара, о ее устройстве и о всех, происходящих в ней, процессах. На изучение оболочки направлены все географические науки, так как она включает в себя природу планеты во всем своем многообразии.
Изучением природы географической оболочки занята физическая география. Но мы должны понимать, что важной составляющей этой оболочки считается общество. Вот как раз общество и его взаимодействие с окружающей средой и есть предмет изучения социальной и экономической географии.
Каждая географическая наука имеет свой конкретный предмет для исследования. А все вместе они направлены на изучение расположения объектов на определенных территориях. Причем наука может охватывать как всю площадь Земного шара, так и какой-то участок на местном уровне.
Итак, главным предметом любой географической науки является расположение определенных объектов. А задача социальной и экономической географии как раз выяснить особенности этого расположения.
Общество представляет собой сложное образование. В данное понятие входит человечество с его хозяйственной деятельностью и тем, что получается в процессе всей этой деятельности. Все составляющие части науки имеют более точный объект и предмет изучения. Специалисты экономической географии занимаются исследованием расположения хозяйственной деятельности человечества, в то время как география населения направлена на определение особенностей размещения человечества.
На расположение абсолютно всех общественных объектов в определенных местах влияет целый ряд факторов, в результате чего наблюдается урегулирование жизни общества на данной местности. Основная задача социальной и экономической географии – определить и выявить, насколько эффективно размещено население и хозяйство на конкретной территории.
Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии
Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:
Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:
С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:
Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.
Презентация по теме «Теории экономической географии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Экономическая география оформилась под прерогативой практических запросов жизни и развивалась исходя из практических запросов определенной исторической эпохи и господства тех или иных общественно-политических взглядов, значимых для процесса науки.
Землеописания и экспедиционные исследования Коммерческая география Камеральная статистика Антропогеография и школа географии человека Хорологическая концепция Региональная парадигма Отраслевая парадигма Бихевиоризм Количественная революция и математическая география Энвайроментализм Неомальтузианство Позитивизм Гуманизм Системно-структурный подход
О каждой теории (направлении) можно рассказать много… Нас интересуют следующие аспекты: 1. Основоположник теории 2. Основные положения теории 3. Сущность теории
Заполните следующую таблицу в ходе просмотра презентации Направление (теория) Основоположник теории Основные положения теории Сущность теории
Коммерческая география Субъективность полученной в ходе экспедиционных исследований информации и избыточный объем первичных фактов заставил географов перейти к парадигме «коммерческой географии» в период начального развития морской торговли и мирового рынка. В соответствии с данной парадигмой, главная задача экономико-географов заключалась в анализе разнообразных фактов, необходимых для успешного ведения торговых дел (сезонные изменения спроса и предложения, безопасность торговых маршрутов, характеристики морских портов, характеристики новых рынков сбыта). В качестве основных методов исследования применялись опросы торговцев и моряков, работа в крупных торговых компаниях (Ост-Индская, Вест-Индская), участие в военных экспедициях и кампаниях, а в качестве основного результата исследований выступали коммерческие характеристики соответствующих географических объектов.
Антропогеография и школа географии человека Фридрихом Ратцелем, одним из представителей немецкой научной школы в начале 20 в. было введено понятие антропогеографии, как область общественной географии, занимающейся сравнительно- систематическим изучением социальной географии. Одной из идей Ф. Ратцеля была идея о применении дарвиновской биологической концепции к чел. обществу (социальный дарвинизм). Согласно этой аналогии, людские сообщества должны вести столь же жесткую борьбу за существование в тех или иных условиях окружающей среды, как и растения и животные. Виднейшим представителем близкой по научной парадигме французской школы географии человека был П. Видаль де ла Блаш. Суть его концепции в изучении в рамках географии тесных взаимосвязей между человеком и непосредственно окружающей его средой путем изучения небольших однородных территорий. В рамках данной парадигмы широко использовалось понятие образа жизни как о передающихся из поколения в поколение отдельных социальных общностей обычаев и традиций.
Региональная парадигма В начале 20 в. экономико-географы предприняли значительные усилия по поиску единого способа накопления и систематизации всего многообразия геогр. фактов. Результатом этих усилий стало признание в качестве основного объекта геогр. исследований- экономического района как участка земной поверхности (геосферы), в пределах которого геогр. объекты закономерно и взаимообуславливающе связаны друг с другом в особый комплекс. Представителями такого подхода стали Ричард Хартшорн (США) и Н. Н. Баранский (СССР), создавший районное направление в советской ЭГ. Р. Хартшорн отстаивал мнение, что главной задачей ЭГ является изучение территориальной дифференциации хозяйственной деятельности на земной поверхности и объяснение ее различий от места к месту. В рамках советской ЭСГ Н. Н. Баранский и Н. Н. Колосовский создали теорию экономического районирования, в основе которой лежали понятия географического разделения труда (ГРТ), приводящего к специализации определенных территорий на производстве отдельного продукта или части продукта; энергопроизводственного цикла (ЭПЦ) как технологической цепочки производств, закономерно формирующих отраслевую и терр. структуру района, и крупного экономического района (ЭР) как части территории страны, имеющей специализацию в масштабе национальной экономики, внутреннюю социально-экономическую однородность и стремящейся к комплексному развитию.
Бихевиоризм С 50-х гг. 20 века в зарубежной географии под влиянием активного развития социологических исследований развивается социологическое направление, использующее анкетные и экспертные методы в их пространственной интерпретации. Это направление возникло в качестве одной из альтернатив экономическому детерминизму, объясняющему всякие социогеографические явления стремлением к получению прибыли. В социологическом направлении выделяется концепция бихевиоризма, объясняющая геогр. явления поведением отдельных людей. Особенно это относится к таким областям жизни, как миграция населения, рекреационная деятельность, размещение предприятий сферы обслуживания, т. е. именно в тех областях, в которых при учете их многофакторности, не всегда можно получить исчерпывающее ответы в результате их исследования. Между тем, массовый материал, получаемый методами конкретной социологии, легко обрабатывается с помощью мат. статистики и доступен для обработки на ЭВМ, т. е. находится в русле «количественной революции».
Количественная революция и математическая география Накопление информации о закономерностях пространственного распределения однотипных фактов привело к выявлению пространственных закономерностей, получивших математическое выражение через геометрические построения, аппарат теории множеств, теории графов и др. математические теории. Особенное развитие математический подход в географии получил в 60-е и 70-е гг. под названием «количественная революция». Основоположником количественной революции считается американский географ Ф. Шефер. Он утверждал, что главная задача географии заключается не в накоплении и систематизации фактов об уникальных явлениях территориальной дифференциации, а в формулировке законов, управляющих пространственным распределением определенных явлений пор земной поверхности, т. е. в поиске универсальных пространственных характеристик явлений. Однако оказалось, что применение сложных математических построений не гарантирует от получения тривиальных выводов и обыденных открытий. В погоне за математизацией стали игнорироваться важные, но подчас единичные факты, не вписывающиеся в математические модели.
Неомальтузианство Неомальтузианство- теория о народонаселении, приверженцы которой (последователи англичанина Томаса Мальтуса) объясняют бедность населения не уровнем развития производительных сил, а «естественным законом природы», а социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической ситуацией в стране, регионе и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого населения- в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов арифметической прогрессией. Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни, пороки. Т. Мальтус предлагал множество способов снижения роста населения, в т. ч. безбрачие, вдовство, поздние браки и др.
Позитивизм В рамках данной парадигмы считается, что основным предметом географических исследований являются пространственные особенности человеческих сообществ и явлений. Пространственно-аналитическое направление пытается выявить особенности размещения явлений, что еще со времен классической географии считается одной из главных исследовательских проблем географии. Но размещение не исчерпывает всей проблематики исследований. В пространственно-временной системе все явления рассматриваются как динамичные, изменяющиеся во времени. При пространственно-аналитическом подходе большое значение в анализе размещения различных объектов и населения и их взаимодействия придается таким элементам пространства, как расстояние, направление, поверхность, форма, связность, сомкнутость и т. п.
Гуманизм. Радикальная география Современное направление ЭГ, получившее распространение главным образом во Франции, США и Великобритании. «Радикалы» утверждают, что организация территории в любой социально-экономической формации находится в прямой зависимости от классовой структуры общества. Возникновению и развитию Р. Г. способствовало усиление социального неравенства, увеличение разрыва в уровне и качестве жизни между развитыми и развивающимися странами, обострение проблем окружающей среды, провал многих региональных программ развития в развив. странах. Представители Радикальной географии считают своей главной задачей борьбу с социальной несправедливостью, за общее повышение и территориальное выравнивание «качества жизни», с глобализацией в целом. Р. Г. часто называют неомарксистской географией.
Учения в социально-экономической географии
Учение о географическом разделении труда
Учение о территориально-производственных комплексах
Учение о территориальной организации хозяйства
Теория
Теория— форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания; как правило, подтверждается экспериментом или расчетом.
Общегеографические теории
Теория регионального развития (регионализма)
Теория географических оценок
Теории физической географии
Теория физико-географического районирования
Теория тектоники литосферных плит
Теории социально-экономической географии
Теория размещения производительных сил
Теория экономического районирования
Теория территориальной структуры хозяйства
Теория расселения населения
Концепции и гипотезы
Концепция— совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип.
Гипотеза — вероятное предположение о причинах каких-либо явлений, еще не проверенное и не подтвержденное экспериментом; после такой экспериментальной проверки может либо отмереть, либо превратиться в научную теорию.
Общегеографические и физико-географические концепции
Концепция мониторинга окружающей среды
Концепция проблемного страноведения
Концепция природно-ресурсного потенциала
Концепция территориальных сочетаний природных ресурсов
Концепции социально-экономической географии
Концепция больших циклов
Концепция энергопроизводственных циклов
Концепция опорного каркаса территории
Гипотезы
Гипотезы происхождения жизни на Земле
Гипотеза дрейфа материков
Гипотеза стабилизации численности населения Земли
Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.
Термин — слово или словосочетание, отражающее наименование научного понятия и фиксирующее его в краткой дефиниции или имеющее более самостоятельное значение.
Парадигма.По определению родоначальника этого термина американского философа и историка науки Томаса Куна, парадигма — это всеми признаваемая совокупность знаний и оценок, накопленных данных, которые в течение некоторого времени используются специалистами в качестве своего рода «шаблона» при постановке задач и их решении.
Закон определяется как внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, как прочное, остающееся, повторяющееся, не так часто меняющееся, идентичное в явлении.
Если общее правило допускает какое-то количество исключений, его обычно называютзакономерностью.
Научные подходы
«Территориальный подход признается общим и обязательным при изучении любых проблем как физической, так и экономической географии», — писал Н.Н. Колосовский.
«Территория, будучи универсальным и все более важным ресурсом, как бы цементирует все географические науки» — это по Я. Г. Машбицу.
А В. В. Покшишевскому принадлежит крылатая фраза о том, что территорией «заведует география».
Территория выступает в качестве арены жизнедеятельности человека и общества. Именно с ней связаны все процессы природопользования, образования геосистем, природных и антропогенных ландшафтов, территориальной организации общества, физико- и экономико-географического районирования, расселения населения, размещения производительных сил и т. п. Именно она обладает такими важнейшими свойствами как географическое положение, размеры, протяженность, «емкость» (т. е. большая или меньшая возможность для заселения и хозяйственной деятельности), а сам характер использования территории принадлежит к числу важнейших географических проблем. Поэтому «чувство территории» так важно для каждого географа.
Территория изучается на уровнях:
В течение XX века комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом.
По словам Э. Б. Алаева «комплексное исследование — это такое исследование, когда ничто не забыто из того, что в какой-то мере связано с изучаемым явлением».
Рассматривать комплексность в географии можно на двух уровнях — «частного синтеза» и «высшего синтеза».
«Частный синтез» происходит в пределах основных ветвей географии. В физической географии он проявляется в изучении ландшафтов, природных территориальных комплексов, природных районов, природных зон, географической оболочки. В социально-экономической географии — в рассмотрении территориально-производственных комплексов, экономических районов, экономических зон, а также так называемых межотраслевых комплексов, которые в свою очередь подразделяются на промышленные, агропромышленный, инфраструктурный, непроизводственной сферы.
Но еще важнее для географии «высший синтез», объединяющий разные ее подсистемы, ветви, направления. Подобный синтез имеет три главных «поля»:
1) проблематику взаимодействия общества и природы;
2) комплексное (интегральное) страноведение;
3) комплексную картографию.
Исторический подход по-видимому можно отнести к категории общенаучных. В географии исторический подход особенно ярко проявился уже в XVIII веке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов) и тем более в XIX веке (Александр Гумбольдт, Карл Риттер)
«История есть география во времени, география — история в пространстве», — писал Элизе Реклю в конце XIX века.
В XX веке позиции исторического подхода в географии еще более утвердились. Вспомним, что известный географ и методист А. С. Барков называл историю и географию родными сестрами. А Н. Н. Баранский подчеркивал, что «для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого» [9, с. 108].
Исторический подход действительно очень важен для географии. Он позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых явлений и процессов, познать тенденции и закономерности их развития, сочетание эволюционного и революционного путей, мобильности и инерционности.
В основе типологии лежат качественные, а в основе классификации — количественные различия. Разработка типологий представляет собой гораздо более сложную задачу, чем составление классификаций (группировок).
Типологический подход весьма широко применяется в физической географии — для характеристики типов климата, почв, зональности и т. п. Но, пожалуй, наиболее глубоко разработана типология природных ландшафтов, основы которой были заложены еще Л. С. Бергом.
Можно сказать и о географии населения и смежных с нею дисциплинах. В их арсенале — типы воспроизводства населения (традиционный и современный), типы этнических процессов (консолидации, ассимиляции и др.), типы этнических общностей (племя, народность, нация), исторические типы освоения территории (собирательство, охота, промысловое хозяйство и др.).
Не менее, если не более, широкое применение типологический подход находит в собственно экономической географии.
Типологией промышленных районов, узлов и ТПК много занимался А.Т.Хрущев [237]. Весьма сложную типологию мирового сельского хозяйства разработали М. Б. Вольф и Ю. Д. Дмитревский.
Многие известные экономико-географы, начиная с Н. Н. Колосовского, плодотворно занимались также проблемой типологии экономических районов. В результате понятийный аппарат экономической географии пополнился понятиями о районах старого и нового освоения, отсталых и высокоразвитых и пр.
Наконец, в области политической географии в центре внимания был и остается вопрос о типологии стран мира, который нашел отражение в работах В. В. Вольского, М. Г. Соловьевой, Ю. Д. Дмитревского, Л. В. Смирнягина, Я. Г. Машбица, а также ряда известных экономистов.
До начала 90-х годов в основе такой типологии лежало подразделение всех стран на три типа — социалистические, капиталистические и развивающиеся. Ныне их стало более или менее принято объединять в два типа — экономически развитых и развивающихся стран. Но в целом, по мнению Я. Б. Машбица, типология стран относится к наименее разработанной части экономической и социальной географии [68, с. 237].
Новые подходы
«Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии».
Понятие «система» характеризуется целостностью, автономностью и устойчивостью.
В географии проявления системного подхода стали прослеживаться уже в 40—50-е годы. Достаточно сослаться на учения В. И. Вернадского, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, теории Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского. Но «официально» применение этого подхода российскими географами началось в середине 60-х годов. Как считает В. С. Преображенский, в 60—80-х годах системный подход был использован географами прежде всего для решения проблем взаимодействия общества и природы, углубления представлений о предмете исследования самой географии, для уяснения сложной системы географических наук и для совершенствования системной географической деятельности.
Со временем основным понятием системного подхода в географии стало понятие «.территориальная система», получившее множество модификаций.
Прежде всего это, конечно, понятие «геосистема», которое из физико-географического стало превращаться в общегеографическое. Физико-географы начали широко применять системный подход при изучении географической оболочки и в особенности ПТК, экономико-географы — при рассмотрении ТПК, отдельных отраслей (Единая транспортная система), мирового хозяйства (мировые производственная, торговая, транспортная, финансовая, информационная системы) и др.
В географии населения стали использоваться понятия о территориальных системах населения, системах городов, самом городе как сложной системе.
Этот подход также относится к общенаучным. Проникая во все сферы науки, он нацеливает ученых на решение ключевых задач, активизирует научный поиск, усиливает интеграцию научных дисциплин.
Известное высказывание В. И. Вернадского о том, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам».
Особенно большое значение проблемный подход приобрел, в том числе и в географической науке. При этом проблемный подход стал использоваться на самых разных уровнях, так сказать, в разных «масштабах».
На глобальном уровне он связан прежде всего с глобальными проблемами человечества, которые затрагивают судьбы всех стран и народов, приводят к значительным экономическим и социальным потерям и требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе.
На страновом уровне проблемный подход нашел отражение прежде всего в появлении и развитии проблемного страноведения, о котором уже говорилось.
Как системный и проблемный подходы, экологический подход является общенаучным, пронизывающим в наши дни многие естественные, общественные и технические науки.
По определению акад. И. П. Герасимова цель экологического подхода состоит в выявлении и исследовании связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой.
Такая трактовка предопределила возникновение и развитие в рамках географии геоэкологического подхода, содержание которого тот же И. П. Герасимов определил следующим образом:
1) контроль над изменениями окружающей среды, т. е. антропогенный мониторинг;
2) прогнозы последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
3) предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных природных бедствий;
4) оптимизация среды в создаваемых природно-технических системах.
Большое развитие в последнее время получило экологическое картографирование. Оно включает создание карт антропогенных воздействий на природную среду; карт риска опасных природных явлений и возникновения чрезвычайных экологических ситуаций; комплексных экологических карт; карт экологического природопользования; экологических карт природных комплексов.