учения в социально экономической географии

ГЛАВА 4. БАЗИСНЫЕ УЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Теория и практика социально-экономической географии в значительной мере опирается на базисные учения и концепции. Эти учения формируют фундамент науки и создают основу для развития традиционных и новых научных направлений.

Совокупность базисных учений является основой фундаментализации экономической и социальной географии. В современных исследованиях появилась тенденция углубления изысканий в области культуры, поведения, образа жизни населения, его быта и отдыха. Гуманитарный аспект отвечает потребностям повышения качества жизни людей и реализации их творческих способностей, а также соответствует цивилизационному пути развития общества. Эффективность и результативность таких исследователей неизмеримо возрастает, когда они опираются на базисные учения, связанные с территорией и социально-географическим пространством.

В процессе общественно-географических исследований сформировались учения теоретико-методологической направленности, связанные с изучением территориальных систем (экономических, социальных, политических, общественных и др.) и учения теоретико-прикладного направления, связанные с разномасштабным изучением нашей планеты (общественное землеведение, страноведение, регионоведение, градоведение и др.).

Среди учений первого направления наиболее традиционным является учение о территориально-производственных сочетаниях (комплексах, циклах, кластерах). Научное представление о комплексах и циклах было разработано отечественными учеными и стало базисным в экономической географии XX столетия. Представление о кластерах появилось в исследованиях зарубежных ученых, «взявших» за основу учения о ТПК и ЭПЦ.

В современных исследованиях наиболее востребованными стали учения о территориальных общностях людей и территориальных общественных системах. Пространственная организация населения в форме территориальных общностей людей является той закономерностью, которая превалирует в географии населения и социальной географии. В орбиту ее познания включены все сферы жизни людей как носителей территориальных интересов, культуры, знаний, информации. Территориальные общности людей являются ядром ТОС, в которой протекает повседневная жизнь населения.

Учение о ТОС становится основополагающим при формировании общественной географии. ТОС как основные формы пространственной организации общества являются методологическим ориентиром в модернизации учений о планете, странах, регионах, городах и сельской местности.

Источник

География

План урока:

Экономическая и социальная география в системе географических наук

Социальная и экономическая география представляет собой комплекс географических наук, знакомящих человека с территориальной организацией общества, их законами и закономерностями. Данный предмет включает в себя определенные составляющие нескольких сфер: экономику, географию, социологию. Поэтому науку часто называют общественной географией.

Экономическая и социальная география делится на:

Социальная и экономическая география состоит из следующих отраслей:

Каждая отрасль направлена на изучение определенного аспекта. Экономическая география включает исследование территориальных экономических систем, социальная география изучает системы социальные, а вот география населения ориентируется на предмет, связанный с системами расселения.

Связь социально-экономической географии с другими естественными науками происходит через отрасли физической географии. В первую очередь это:

В своих исследованиях ученые опираются на знания следующих наук:

Также не обойтись без логики и диалектики, ведь именно они подкрепляют теоретическим и методологическим багажом географические исследования.

Социально-экономическая география занимается изучением системы расселения в городах и селах, социумы, условия жизни населения, социальные ситуации в населенных пунктах, что говорит о ее связи с социологией.

Развитие экономической географии

Развитие экономической географии, как в принципе и другой науки, происходит в соответствии с запросами и потребностями человечества. Считается, что первый этап образования экономической и социальной географии приходится на XVII – начало XIX века. В этот период Шарль Луи Монтескье рассматривал влияние природных условий на развитие общества. И. Кант особое внимание уделил роли природы в формировании общества.

Гумбольдт первым обратил внимание на отличительные особенности культурных и естественных ландшафтов, на то, как происходит изменение природы в результате человеческой деятельности, на разностороннюю связь между природой и человечеством. Гумбольдт внес действительно весомый вклад в развитие географии. Он создал учение о ландшафте, выделил ландшафтные зоны, ввел понятие биосферы, техносферы, ноосферы. Несмотря на то, что понятие «экономическая география» еще в 1760 году ввел М.В. Ломоносов, широко использовать его стали лишь во ІІ половине 19 века.

В начале ХХ века в Германии получила признание антропогеографическая концепция Ф. Ратцеля. Ученый утверждал, что между людьми и животным миром существует много общего, поэтому он рассматривал государство как организм, для которого характерна (как и для всех живых существ) борьба за существование. Благодаря Ратцелю появилось понятие жизненное пространство, он считается основоположником геополитики.

С начала XIX века экономическая география занималась вопросами размещения. Самыми известными учеными этого периода были И. Тюнен и А. Вебер.Важным моментом в истории развитии географии стало создание школы «географии человека» во Франции. Ее возглавил Поль Видаль де ла Блаш, она была признана лучшей страноведческо-описательной школой.

В России развитие географии приходится на XVIII век. Это связано с внешнеполитическими успехами государства и формированием общероссийского рынка. И.К. Кирилов первым из ученых сделал экономико-географическое описание Российской Федерации.

Предмет изучения экономической и социальной географии

Изучая физическую географию, мы уже знаем, что география представляет собой настоящую систему наук, каждое звено которой тесно связано между собой. Благодаря им человек имеет представление о географической оболочке Земного шара, о ее устройстве и о всех, происходящих в ней, процессах. На изучение оболочки направлены все географические науки, так как она включает в себя природу планеты во всем своем многообразии.

Изучением природы географической оболочки занята физическая география. Но мы должны понимать, что важной составляющей этой оболочки считается общество. Вот как раз общество и его взаимодействие с окружающей средой и есть предмет изучения социальной и экономической географии.

Каждая географическая наука имеет свой конкретный предмет для исследования. А все вместе они направлены на изучение расположения объектов на определенных территориях. Причем наука может охватывать как всю площадь Земного шара, так и какой-то участок на местном уровне.

Итак, главным предметом любой географической науки является расположение определенных объектов. А задача социальной и экономической географии как раз выяснить особенности этого расположения.

Общество представляет собой сложное образование. В данное понятие входит человечество с его хозяйственной деятельностью и тем, что получается в процессе всей этой деятельности. Все составляющие части науки имеют более точный объект и предмет изучения. Специалисты экономической географии занимаются исследованием расположения хозяйственной деятельности человечества, в то время как география населения направлена на определение особенностей размещения человечества.

На расположение абсолютно всех общественных объектов в определенных местах влияет целый ряд факторов, в результате чего наблюдается урегулирование жизни общества на данной местности. Основная задача социальной и экономической географии – определить и выявить, насколько эффективно размещено население и хозяйство на конкретной территории.

Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии

Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:

Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:

С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:

Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.

Источник

Презентация по теме «Теории экономической географии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

учения в социально экономической географии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экономическая география оформилась под прерогативой практических запросов жизни и развивалась исходя из практических запросов определенной исторической эпохи и господства тех или иных общественно-политических взглядов, значимых для процесса науки.

Землеописания и экспедиционные исследования Коммерческая география Камеральная статистика Антропогеография и школа географии человека Хорологическая концепция Региональная парадигма Отраслевая парадигма Бихевиоризм Количественная революция и математическая география Энвайроментализм Неомальтузианство Позитивизм Гуманизм Системно-структурный подход

О каждой теории (направлении) можно рассказать много… Нас интересуют следующие аспекты: 1. Основоположник теории 2. Основные положения теории 3. Сущность теории

Заполните следующую таблицу в ходе просмотра презентации Направление (теория) Основоположник теории Основные положения теории Сущность теории

Коммерческая география Субъективность полученной в ходе экспедиционных исследований информации и избыточный объем первичных фактов заставил географов перейти к парадигме «коммерческой географии» в период начального развития морской торговли и мирового рынка. В соответствии с данной парадигмой, главная задача экономико-географов заключалась в анализе разнообразных фактов, необходимых для успешного ведения торговых дел (сезонные изменения спроса и предложения, безопасность торговых маршрутов, характеристики морских портов, характеристики новых рынков сбыта). В качестве основных методов исследования применялись опросы торговцев и моряков, работа в крупных торговых компаниях (Ост-Индская, Вест-Индская), участие в военных экспедициях и кампаниях, а в качестве основного результата исследований выступали коммерческие характеристики соответствующих географических объектов.

Антропогеография и школа географии человека Фридрихом Ратцелем, одним из представителей немецкой научной школы в начале 20 в. было введено понятие антропогеографии, как область общественной географии, занимающейся сравнительно- систематическим изучением социальной географии. Одной из идей Ф. Ратцеля была идея о применении дарвиновской биологической концепции к чел. обществу (социальный дарвинизм). Согласно этой аналогии, людские сообщества должны вести столь же жесткую борьбу за существование в тех или иных условиях окружающей среды, как и растения и животные. Виднейшим представителем близкой по научной парадигме французской школы географии человека был П. Видаль де ла Блаш. Суть его концепции в изучении в рамках географии тесных взаимосвязей между человеком и непосредственно окружающей его средой путем изучения небольших однородных территорий. В рамках данной парадигмы широко использовалось понятие образа жизни как о передающихся из поколения в поколение отдельных социальных общностей обычаев и традиций.

Региональная парадигма В начале 20 в. экономико-географы предприняли значительные усилия по поиску единого способа накопления и систематизации всего многообразия геогр. фактов. Результатом этих усилий стало признание в качестве основного объекта геогр. исследований- экономического района как участка земной поверхности (геосферы), в пределах которого геогр. объекты закономерно и взаимообуславливающе связаны друг с другом в особый комплекс. Представителями такого подхода стали Ричард Хартшорн (США) и Н. Н. Баранский (СССР), создавший районное направление в советской ЭГ. Р. Хартшорн отстаивал мнение, что главной задачей ЭГ является изучение территориальной дифференциации хозяйственной деятельности на земной поверхности и объяснение ее различий от места к месту. В рамках советской ЭСГ Н. Н. Баранский и Н. Н. Колосовский создали теорию экономического районирования, в основе которой лежали понятия географического разделения труда (ГРТ), приводящего к специализации определенных территорий на производстве отдельного продукта или части продукта; энергопроизводственного цикла (ЭПЦ) как технологической цепочки производств, закономерно формирующих отраслевую и терр. структуру района, и крупного экономического района (ЭР) как части территории страны, имеющей специализацию в масштабе национальной экономики, внутреннюю социально-экономическую однородность и стремящейся к комплексному развитию.

Бихевиоризм С 50-х гг. 20 века в зарубежной географии под влиянием активного развития социологических исследований развивается социологическое направление, использующее анкетные и экспертные методы в их пространственной интерпретации. Это направление возникло в качестве одной из альтернатив экономическому детерминизму, объясняющему всякие социогеографические явления стремлением к получению прибыли. В социологическом направлении выделяется концепция бихевиоризма, объясняющая геогр. явления поведением отдельных людей. Особенно это относится к таким областям жизни, как миграция населения, рекреационная деятельность, размещение предприятий сферы обслуживания, т. е. именно в тех областях, в которых при учете их многофакторности, не всегда можно получить исчерпывающее ответы в результате их исследования. Между тем, массовый материал, получаемый методами конкретной социологии, легко обрабатывается с помощью мат. статистики и доступен для обработки на ЭВМ, т. е. находится в русле «количественной революции».

Количественная революция и математическая география Накопление информации о закономерностях пространственного распределения однотипных фактов привело к выявлению пространственных закономерностей, получивших математическое выражение через геометрические построения, аппарат теории множеств, теории графов и др. математические теории. Особенное развитие математический подход в географии получил в 60-е и 70-е гг. под названием «количественная революция». Основоположником количественной революции считается американский географ Ф. Шефер. Он утверждал, что главная задача географии заключается не в накоплении и систематизации фактов об уникальных явлениях территориальной дифференциации, а в формулировке законов, управляющих пространственным распределением определенных явлений пор земной поверхности, т. е. в поиске универсальных пространственных характеристик явлений. Однако оказалось, что применение сложных математических построений не гарантирует от получения тривиальных выводов и обыденных открытий. В погоне за математизацией стали игнорироваться важные, но подчас единичные факты, не вписывающиеся в математические модели.

Неомальтузианство Неомальтузианство- теория о народонаселении, приверженцы которой (последователи англичанина Томаса Мальтуса) объясняют бедность населения не уровнем развития производительных сил, а «естественным законом природы», а социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической ситуацией в стране, регионе и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого населения- в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов арифметической прогрессией. Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни, пороки. Т. Мальтус предлагал множество способов снижения роста населения, в т. ч. безбрачие, вдовство, поздние браки и др.

Позитивизм В рамках данной парадигмы считается, что основным предметом географических исследований являются пространственные особенности человеческих сообществ и явлений. Пространственно-аналитическое направление пытается выявить особенности размещения явлений, что еще со времен классической географии считается одной из главных исследовательских проблем географии. Но размещение не исчерпывает всей проблематики исследований. В пространственно-временной системе все явления рассматриваются как динамичные, изменяющиеся во времени. При пространственно-аналитическом подходе большое значение в анализе размещения различных объектов и населения и их взаимодействия придается таким элементам пространства, как расстояние, направление, поверхность, форма, связность, сомкнутость и т. п.

Гуманизм. Радикальная география Современное направление ЭГ, получившее распространение главным образом во Франции, США и Великобритании. «Радикалы» утверждают, что организация территории в любой социально-экономической формации находится в прямой зависимости от классовой структуры общества. Возникновению и развитию Р. Г. способствовало усиление социального неравенства, увеличение разрыва в уровне и качестве жизни между развитыми и развивающимися странами, обострение проблем окружающей среды, провал многих региональных программ развития в развив. странах. Представители Радикальной географии считают своей главной задачей борьбу с социальной несправедливостью, за общее повышение и территориальное выравнивание «качества жизни», с глобализацией в целом. Р. Г. часто называют неомарксистской географией.

Источник

Учения в социально-экономической географии

учения в социально экономической географии учения в социально экономической географии учения в социально экономической географии учения в социально экономической географии

учения в социально экономической географии

Учение о географическом разделении труда

Учение о территориально-производственных комплексах

Учение о территориальной организации хозяйства

Теория

Теория— форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания; как правило, подтверждается экспериментом или расчетом.

Общегеографические теории

Теория регионального развития (регионализма)

Теория географических оценок

Теории физической географии

Теория физико-географического районирования

Теория тектоники литосферных плит

Теории социально-экономической географии

Теория размещения производительных сил

Теория экономического районирования

Теория территориальной структуры хозяйства

Теория расселения населения

Концепции и гипотезы

Концепция— совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип.

Гипотеза — вероятное предположение о причинах каких-либо явлений, еще не проверенное и не подтвержденное экспериментом; после такой экспериментальной проверки может либо отмереть, либо превратиться в научную теорию.

Общегеографические и физико-географические концепции

Концепция мониторинга окружающей среды

Концепция проблемного страноведения

Концепция природно-ресурсного потенциала

Концепция территориальных сочетаний природных ресурсов

Концепции социально-экономической географии

Концепция больших циклов

Концепция энергопроизводственных циклов

Концепция опорного каркаса территории

Гипотезы

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Гипотеза дрейфа материков

Гипотеза стабилизации численности населения Земли

Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин слово или словосочетание, отражающее наименование научного понятия и фиксирующее его в краткой дефиниции или имеющее более самостоятельное значение.

Парадигма.По определению родоначальника этого термина американского философа и историка науки Томаса Куна, парадигма — это всеми признаваемая совокупность знаний и оценок, накопленных данных, которые в течение некоторого времени используются специалистами в качестве своего рода «шаблона» при постановке задач и их решении.

Закон определяется как внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, как прочное, остающееся, повторяющееся, не так часто меняющееся, идентичное в явлении.

Если общее правило допускает какое-то количество исключений, его обычно называютзакономерностью.

Научные подходы

«Территориальный подход признается общим и обязательным при изучении любых проблем как физической, так и экономической географии», — писал Н.Н. Колосовский.

«Территория, будучи универсальным и все более важным ресурсом, как бы цементирует все географические науки» — это по Я. Г. Машбицу.

А В. В. Покшишевскому принадлежит крылатая фраза о том, что территорией «заведует география».

Территория выступает в качестве арены жизнедеятельности человека и общества. Именно с ней связаны все процессы природопользования, образования геосистем, природных и антропогенных ландшафтов, территориальной организации общества, физико- и экономико-географического районирования, расселения населения, размещения производительных сил и т. п. Именно она обладает такими важнейшими свойствами как географическое положение, размеры, протяженность, «емкость» (т. е. большая или меньшая возможность для заселения и хозяйственной деятельности), а сам характер использования территории принадлежит к числу важнейших географических проблем. Поэтому «чувство территории» так важно для каждого географа.

Территория изучается на уровнях:

учения в социально экономической географии

В течение XX века комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом.

По словам Э. Б. Алаева «комплексное исследование — это такое исследование, когда ничто не забыто из того, что в какой-то мере связано с изучаемым явлением».

Рассматривать комплексность в географии можно на двух уровнях — «частного синтеза» и «высшего синтеза».

«Частный синтез» происходит в пределах основных ветвей географии. В физической географии он проявляется в изучении ландшафтов, природных территориальных комплексов, природных районов, природных зон, географической оболочки. В социально-экономической географии — в рассмотрении территориально-производственных комплексов, экономических районов, экономических зон, а также так называемых межотраслевых комплексов, которые в свою очередь подразделяются на промышленные, агропромышленный, инфраструктурный, непроизводственной сферы.

Но еще важнее для географии «высший синтез», объединяющий разные ее подсистемы, ветви, направления. Подобный синтез имеет три главных «поля»:

1) проблематику взаимодействия общества и природы;

2) комплексное (интегральное) страноведение;

3) комплексную картографию.

Исторический подход по-видимому можно отнести к категории общенаучных. В географии исторический подход особенно ярко проявился уже в XVIII веке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов) и тем более в XIX веке (Александр Гумбольдт, Карл Риттер)

«История есть география во времени, география — история в пространстве», — писал Элизе Реклю в конце XIX века.

В XX веке позиции исторического подхода в географии еще более утвердились. Вспомним, что известный географ и методист А. С. Барков называл историю и географию родными сестрами. А Н. Н. Баранский подчеркивал, что «для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого» [9, с. 108].

Исторический подход действительно очень важен для географии. Он позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых явлений и процессов, познать тенденции и закономерности их развития, сочетание эволюционного и революционного путей, мобильности и инерционности.

В основе типологии лежат качественные, а в основе классификации — количественные различия. Разработка типологий представляет собой гораздо более сложную задачу, чем составление классификаций (группировок).

Типологический подход весьма широко применяется в физической географии — для характеристики типов климата, почв, зональности и т. п. Но, пожалуй, наиболее глубоко разработана типология природных ландшафтов, основы которой были заложены еще Л. С. Бергом.

Можно сказать и о географии населения и смежных с нею дисциплинах. В их арсенале — типы воспроизводства населения (традиционный и современный), типы этнических процессов (консолидации, ассимиляции и др.), типы этнических общностей (племя, народность, нация), исторические типы освоения территории (собирательство, охота, промысловое хозяйство и др.).

Не менее, если не более, широкое применение типологический подход находит в собственно экономической географии.

Типологией промышленных районов, узлов и ТПК много занимался А.Т.Хрущев [237]. Весьма сложную типологию мирового сельского хозяйства разработали М. Б. Вольф и Ю. Д. Дмитревский.

Многие известные экономико-географы, начиная с Н. Н. Колосовского, плодотворно занимались также проблемой типологии экономических районов. В результате понятийный аппарат экономической географии пополнился понятиями о районах старого и нового освоения, отсталых и высокоразвитых и пр.

Наконец, в области политической географии в центре внимания был и остается вопрос о типологии стран мира, который нашел отражение в работах В. В. Вольского, М. Г. Соловьевой, Ю. Д. Дмитревского, Л. В. Смирнягина, Я. Г. Машбица, а также ряда известных экономистов.

До начала 90-х годов в основе такой типологии лежало подразделение всех стран на три типа — социалистические, капиталистические и развивающиеся. Ныне их стало более или менее принято объединять в два типа — экономически развитых и развивающихся стран. Но в целом, по мнению Я. Б. Машбица, типология стран относится к наименее разработанной части экономической и социальной географии [68, с. 237].

Новые подходы

«Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии».

Понятие «система» характеризуется целостностью, автономностью и устойчивостью.

В географии проявления системного подхода стали прослеживаться уже в 40—50-е годы. Достаточно сослаться на учения В. И. Вернадского, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, теории Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского. Но «официально» применение этого подхода российскими географами началось в середине 60-х годов. Как считает В. С. Преображенский, в 60—80-х годах системный подход был использован географами прежде всего для решения проблем взаимодействия общества и природы, углубления представлений о предмете исследования самой географии, для уяснения сложной системы географических наук и для совершенствования системной географической деятельности.

Со временем основным понятием системного подхода в географии стало понятие «.территориальная система», получившее множество модификаций.

Прежде всего это, конечно, понятие «геосистема», которое из физико-географического стало превращаться в общегеографическое. Физико-географы начали широко применять системный подход при изучении географической оболочки и в особенности ПТК, экономико-географы — при рассмотрении ТПК, отдельных отраслей (Единая транспортная система), мирового хозяйства (мировые производственная, торговая, транспортная, финансовая, информационная системы) и др.

В географии населения стали использоваться понятия о территориальных системах населения, системах городов, самом городе как сложной системе.

Этот подход также относится к общенаучным. Проникая во все сферы науки, он нацеливает ученых на решение ключевых задач, активизирует научный поиск, усиливает интеграцию научных дисциплин.

Известное высказывание В. И. Вернадского о том, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам».

Особенно большое значение проблемный подход приобрел, в том числе и в географической науке. При этом проблемный подход стал использоваться на самых разных уровнях, так сказать, в разных «масштабах».

На глобальном уровне он связан прежде всего с глобальными проблемами человечества, которые затрагивают судьбы всех стран и народов, приводят к значительным экономическим и социальным потерям и требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе.

На страновом уровне проблемный подход нашел отражение прежде всего в появлении и развитии проблемного страноведения, о котором уже говорилось.

Как системный и проблемный подходы, экологический подход является общенаучным, пронизывающим в наши дни многие естественные, общественные и технические науки.

По определению акад. И. П. Герасимова цель экологического подхода состоит в выявлении и исследовании связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой.

Такая трактовка предопределила возникновение и развитие в рамках географии геоэкологического подхода, содержание которого тот же И. П. Герасимов определил следующим образом:

1) контроль над изменениями окружающей среды, т. е. антропогенный мониторинг;

2) прогнозы последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

3) предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных природных бедствий;

4) оптимизация среды в создаваемых природно-технических системах.

Большое развитие в последнее время получило экологическое картографирование. Оно включает создание карт антропогенных воздействий на природную среду; карт риска опасных природных явлений и возникновения чрезвычайных экологических ситуаций; комплексных экологических карт; карт экологического природопользования; экологических карт природных комплексов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *