учениями каких философов увлекался а блок в юности

Конспект урока по литературе на тему: » Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика»

ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; раскрытие темы «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

— развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи; формировать умение анализировать лирические произведения;

— воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, компьютер, портреты А. Блока

Методические приёмы: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.

Формы работы: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ.

Виды работы : индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания); коллективная.

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

I . Создание эмоционального настроя

«Девушка пела в церковном хоре…».

Приветствие. Тема урока, цели и задачи урока

III . Подготовка к ЭГЭ, выполнение тестовых заданий на повторение предыдущего материала

1. Назовите литературное течение, к которому принадлежал А Блок? (символизм)

2. Учениями каких философов увлекался А. Блок в юности?(В. Соловьев, Ницше)

3. Назовите первый сборник стихотворений А. Блока («Стихи о Прекрасной даме)

4. Кому посвящён цикл «Стихи о Прекрасной Даме?» (Любовь Менделеевой)

5. Кто рекомендовал для печати первые стихотворения А. Блока? (З. Гиппиус)

6. Кто из русских поэтов в 1915 г. принёс на рецензию А. Блоку свои первые стихи? (С. Есенин)

7. Кому посвящена речь А. Блока «О назначении поэта» 1921 года? (А. Пушкину)

8. Какая статья А. Блока помогает понять отношение поэта к революции? (Интеллигенция и революция)

9. Эти строки М. Цветаева посвятила поэту А. Блоку:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно – единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

— Какие пять букв имела в виду Цветаева? (Блокъ)

IV . Проверка домашнего задания

2. В чём проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

(Слушаем ответы учащихся)

Лирика 1905–1908 гг. отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъём, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьёва, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьёва для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Исторические катастрофы, которые представлялись Соловьёву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир».

V . Работа над новым материалом.

Цель нашего сегодняшнего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока.

Запись в тетради темы урока

А. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах Блока еще накануне 1905 г.

Выразительное чтение учащимися стихотворений «Фабрика», «Барка жизни встала…», «Девушка пела в церковном хоре…»

— Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает? (Поэт не может смириться с бездуховной действительностью, но и сам попадает под влияние этой бездуховности).

Анализ стихотворения» Фабрика»

1. На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

2. Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

3. Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»?

4. В чём своеобразие его написания?

5. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

6. Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

7. Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

8. Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?

9. Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме. «) и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «жёлтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, чёрный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Сообщение учащегося об истории создания стихотворения» Незнакомка».

Просмотр мелодекламации стихотворения «Незнакомка» в исполнении П . Морозова.

Беседа по вопросам:

1. Как построено стихотворение? Какова его композиция? Каковы особенности образов?

2. Какова атмосфера первой части стихотворения? Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

3. Что противопоставлено серости, обыденности, пошлости первой части?

4. Где происходит действие?

5. Каким мы видим лирического героя? Кто его «единственный друг»?

6. Что меняется с её появлением?

7. Как меняется тональность повествования?

8 Каково звуковое наполнение второй части?

9. Как дается описание Незнакомки?

10. Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Жанр «Незнакомки» – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетённом пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ тёмного начала, которое туманит сознание человека. Всё это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, её часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы. Обратимся к эпиграфу урока:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

— Как вы понимаете эти строки? ( Учащиеся отвечают)

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

Любовь – «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «чёрной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Чёрная кровь»). Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.

Подготовленный ученик читает наизусть.

Сравните стихотворения А. Блока «В ресторане» и «Незнакомка».

1. Каким является фон, на котором происходит действие?

2. Как меняется Он и Она в стихотворении «В ресторане»?

3. Какова символика красок в этом стихотворении?

4. В какой части стихотворения действие как будто переносится в мир» Незнакомки»?

5. Зачем этот приём использует Блок?

6. Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

7. Какие препятствия приходится преодолеть героям этой драмы?

В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает в мире красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» сильнее любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.

И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути» вочеловечивания». Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря «нет» тёмному настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признаёт торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В конце урока звучит стихотворение » О, весна, без конца и без краю…»

1. Прочитать статью в учебнике «Страшный мир» на с. 198–199. Ответить на вопрос: Каким предстаёт «страшный мир» в лирике А. Блока?

2. Задание № 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

3. Выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору)

4. Сделать подборку стихов А. Блока о родине, о России, о Руси.

Источник

Конспект урока по литературе на тему: » Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика»

ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; раскрытие темы «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

— развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи; формировать умение анализировать лирические произведения;

— воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, компьютер, портреты А. Блока

Методические приёмы: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.

Формы работы: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ.

Виды работы : индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания); коллективная.

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

I . Создание эмоционального настроя

«Девушка пела в церковном хоре…».

Приветствие. Тема урока, цели и задачи урока

III . Подготовка к ЭГЭ, выполнение тестовых заданий на повторение предыдущего материала

1. Назовите литературное течение, к которому принадлежал А Блок? (символизм)

2. Учениями каких философов увлекался А. Блок в юности?(В. Соловьев, Ницше)

3. Назовите первый сборник стихотворений А. Блока («Стихи о Прекрасной даме)

4. Кому посвящён цикл «Стихи о Прекрасной Даме?» (Любовь Менделеевой)

5. Кто рекомендовал для печати первые стихотворения А. Блока? (З. Гиппиус)

6. Кто из русских поэтов в 1915 г. принёс на рецензию А. Блоку свои первые стихи? (С. Есенин)

7. Кому посвящена речь А. Блока «О назначении поэта» 1921 года? (А. Пушкину)

8. Какая статья А. Блока помогает понять отношение поэта к революции? (Интеллигенция и революция)

9. Эти строки М. Цветаева посвятила поэту А. Блоку:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно – единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

— Какие пять букв имела в виду Цветаева? (Блокъ)

IV . Проверка домашнего задания

2. В чём проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

(Слушаем ответы учащихся)

Лирика 1905–1908 гг. отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъём, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьёва, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьёва для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Исторические катастрофы, которые представлялись Соловьёву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир».

V . Работа над новым материалом.

Цель нашего сегодняшнего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока.

Запись в тетради темы урока

А. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах Блока еще накануне 1905 г.

Выразительное чтение учащимися стихотворений «Фабрика», «Барка жизни встала…», «Девушка пела в церковном хоре…»

— Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает? (Поэт не может смириться с бездуховной действительностью, но и сам попадает под влияние этой бездуховности).

Анализ стихотворения» Фабрика»

1. На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

2. Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

3. Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»?

4. В чём своеобразие его написания?

5. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

6. Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

7. Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

8. Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?

9. Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме. «) и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «жёлтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, чёрный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Сообщение учащегося об истории создания стихотворения» Незнакомка».

Просмотр мелодекламации стихотворения «Незнакомка» в исполнении П . Морозова.

Беседа по вопросам:

1. Как построено стихотворение? Какова его композиция? Каковы особенности образов?

2. Какова атмосфера первой части стихотворения? Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

3. Что противопоставлено серости, обыденности, пошлости первой части?

4. Где происходит действие?

5. Каким мы видим лирического героя? Кто его «единственный друг»?

6. Что меняется с её появлением?

7. Как меняется тональность повествования?

8 Каково звуковое наполнение второй части?

9. Как дается описание Незнакомки?

10. Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Жанр «Незнакомки» – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетённом пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ тёмного начала, которое туманит сознание человека. Всё это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, её часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы. Обратимся к эпиграфу урока:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

— Как вы понимаете эти строки? ( Учащиеся отвечают)

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

Любовь – «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «чёрной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Чёрная кровь»). Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.

Подготовленный ученик читает наизусть.

Сравните стихотворения А. Блока «В ресторане» и «Незнакомка».

1. Каким является фон, на котором происходит действие?

2. Как меняется Он и Она в стихотворении «В ресторане»?

3. Какова символика красок в этом стихотворении?

4. В какой части стихотворения действие как будто переносится в мир» Незнакомки»?

5. Зачем этот приём использует Блок?

6. Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

7. Какие препятствия приходится преодолеть героям этой драмы?

В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает в мире красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» сильнее любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.

И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути» вочеловечивания». Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря «нет» тёмному настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признаёт торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В конце урока звучит стихотворение » О, весна, без конца и без краю…»

1. Прочитать статью в учебнике «Страшный мир» на с. 198–199. Ответить на вопрос: Каким предстаёт «страшный мир» в лирике А. Блока?

2. Задание № 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

3. Выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору)

Источник

Урок по литературе на тему «»Страшный мир» в лирике А.А.Блока» (11 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок по литературе в 11 классе.

Тема урока : Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека. », «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

ТИП УРОКА : урок усвоения нового материала.

ЦЕЛЬ УРОКА : продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; раскрытие темы «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

— развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи; формировать умение анализировать лирические произведения;

— воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову.

Виды учебной деятельности:

поисковая : самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы;

исследовательская: сопоставительный анализ произведений

Методы : исследовательский, эвристический.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, компьютер, портреты А. Блока, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, опорный конспект, аудиозапись.

Ход урока:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

I. Создание эмоционального настроя. (Звучит тревожная музыка)

Приветствие. Начнём наш урок с проверки д/з.

Блиц-опрос по пройденному материалу:

1. Назовите литературное течение, к которому принадлежал А Блок? (символизм)

2. Учениями каких философов увлекался А. Блок в юности?(В. Соловьев, Ницше)

3. Назовите первый сборник стихотворений А. Блока («Стихи о Прекрасной даме)

4. Кому посвящён цикл «Стихи о Прекрасной Даме?» (Любовь Менделеевой)

5. Кто рекомендовал для печати первые стихотворения А. Блока? (З. Гиппиус)

6. Кто из русских поэтов в 1915 г. принёс на рецензию А. Блоку свои первые стихи? (С. Есенин)

7. Эти строки М. Цветаева посвятила поэту А. Блоку:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно – единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

— Какие пять букв имела в виду Цветаева? (Блокъ)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя

Это строки из стихотворения А.Блока «Как тяжело ходить среди людей. », написано 10 мая 1910 года.

-Как вы понимаете эти строки?

( (В эпиграфе заключены трагизм, одиночество и назначение Блока-поэта.)

Учитель.
«Вся моя жизнь — в моих стихах…» — писал Александр Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. Написав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о котором поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своём стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовёт «страшным миром». «Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Итак, тема нашего урока «Страшный мир» в лирике А.Блока.

Ваши предположения о предстоящей работе на уроке?

(Продолжим знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока, темой «страшного мира», выясним, какое развитие получила эта тема и как воплотилась в произведениях поэта.)

Запись в тетради темы урока.

IV. Работа над темой урока.
1. Введение в тему урока.

Учитель. 17 августа 1903 года состоялась свадьба Александра Блока и Любы Менделеевой. Началась семейная жизнь. Она будет трудной: слишком разными были представления этих людей о любви, семье, счастье. А пока Блоки поселились в квартире отчима, в офицерском корпусе Гренадёрских казарм на Петербургской стороне. Это была окраина, фабричный район. Трудовой, напряжённый, будничный, усталый ритм. И это было преддверье тяжёлых, трагических событий в жизни России: надвигалась русско-японская война 1905 года. О том, как впечатления жизни преломились через сознание Блока, хорошо сказал К. И. Чуковский: «Блок из своего беспредметного мира прямо упал в петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. Шесть лет он пел свои песни в безлюдном и беспредметном пространстве, теперь он понял, что есть люди. Первое, что он узнал о людях: им больно.
Ощущение неблагополучия, назревающей катастрофы овладевает душой поэта. Мог ли в такое время сохраниться, уцелеть мир Прекрасной Дамы? Нет, «Страшный мир» вторгался в жизнь Блока, оскорблял чувства людей, растлевал души. Наступает душевный кризис, тоска.

3. Анализ стихотворения «Незнакомка».

-Теперь вслушаемся в это стихотворение и попытаемся проникнуться его настроением.
(Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем с муз. сопровождением. )

-Каковы ваши впечатления от услышанного стихотворения? Какие эмоции оно у вас вызвало? (Ответы)
Учитель. Очень скоро стихотворение стало широко известно в литературной и не только литературной среде, о нём заговорили как о событии. Блок и сам почувствовал, что так, с такой пронзительной силой, он не писал ещё никогда.

В чём состоит удивительная загадка «Незнакомки»? Постараемся выяснить.

-На сколько частей можно разделить стихотворение? (Стихотворение состоит из 2-х частей)

-О чём речь идёт в первой части? ( Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…».)

-О чём речь идёт во второй части? ( Вторая часть появление Незнакомки.)

-Как называется такой художественный приём? (художественный приём- антитеза.)

-Теперь посмотрим, как действуют образы – символы в стихотворении. Для этого, читая стихотворение по частям, выпишем сначала все образы, а вы параллельно на листочках выписываете себе те, что на ваш взгляд являются символами.

Запись ведите в таблицах: на голубых карточках у вас будут выписаны образы, связанные с Незнакомкой, на жёлтых – образы, связанные с лирическим героем.

Образы-символы (2 карточки у каждого учащегося: голубая, жёлтая)

«раздается детский плач»

«раздается женский визг»

«золотится крендель булочной»

«отражение вина в гранях стакана»

«пьяные с глазами кроликов»

«Весенний и тлетворный дух»

Запах ресторана: табак, алкоголь

«горячий воздух дик»

«среди канав гуляют с дамами испытанные остряки»

МИР ГРЁЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

«шорох шёлкового платья»

«синие бездонные глаза»

«странной близостью закованный»

«шляпа с траурными перьями»

«в кольцах узкая рука»

«перья страуса склонённые»

Учащиеся работают над первой частью стихотворения.

-Давайте посмотрим, что пока получилось.

Какими звуками наполнена эта жизнь, каковы черты реальности?

(Пьяные окрики, детский плач, скрип уключин, женский визг)

Какие художественные средства помогают автору передать скуку и пошлость?

эпитеты («воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные»), метафоры (диск луны), анафора : «И каждый вечер…».

-Да, пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг.

— Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени?

И каждый вечер друг единственный…”

Далее возникает образ луны. Но автор показывает его как «диск», который к тому же и «бессмысленно кривится». Как традиционно воспринимался до Блока образ луны? (Как нечто романтическое, возвышенное.)
Как меняет его Блок? (Луна приобретает ухмылку, гримасу).

-Попытайтесь представить себе ресторан. Какие запахи там витают?
Это приятные запахи? ( Еда, алкоголь, табак. Они неприятны, отношение к ним отрицательное.)

-От описания окружающей действительности поэт переходит к изображению себя. Проанализируем 5 и 6 строфы.

Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

(Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение в стакане вина., второе «я».)

Всё в этой части стихотворения подчинено одной цели, какой?

( Показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной, обрекают на бесцельное её прожигание. Одинок в этом мире человек.)

Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.

-Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?

( Чудом этого мира явилась прекрасная Незнакомка. Незнакомка- образ иного мира, таинственного и непонятного, странно тревожащего душу.)

Продолжим заполнение таблиц. Возьмите карточку №2. (Заполняют)

Итак, появляется она, незнакомка.

Каково звуковое наполнение второй части? Вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – динамика, движение, но тишина и спокойствие. (Мы слышим шорох ее платья, дыхание)

Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

(В зрительном образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, «приснившиеся» («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья ). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.

— Присутствует еще слово «туман».
Какое значение оно приобретает в стихотворении? (Туман – символ тайны.)

Обратим внимание на цвет глаз героини: они синие. Автор использует слово «очи». Все это символизирует возвышенность и чистоту образа героини. Я обращаю ваше внимание на это, так как синий – это любимый цвет А. Блока.

— Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”?

Что он имеет ввиду?

( Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.)

Теперь посмотрим на наши таблицы. Почему голубой цвет карточек выбран для Незнакомки, а желтый – для описания реального мира, в котором находится лирический герой? (Голубой — символ чистоты, мира, мечты, жёлтый — символ болезненной реальности).

Какую смысловую нагрузку у Блока несет желтый цвет?

( У Блока — изображение реального мира как негативного, враждебного)
Совершенно верно.

Запишем вывод: Стихотворение «Незнакомка» построено на антитезе: в нём два плана (реальный, обыденный, пошлый) и идеальный, возникающий в душе поэта. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.

4. Знакомство со стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

-Чтобы разобраться в образах стихотворения, обратимся к историческому комментарию.

а) (Сообщение ученика с презентацией.)

Действие стихотворения имеет реальную топографию: на Петроградской стороне, недалеко от того места, где Крестовский мост, перекинутый через Малую Невку, соединяет Петроградскую сторону с Крестовским островом, находилась аптека (Большая Зеленина, 44). В это малолюдное место во времена Блока часто приходили самоубийцы: они считали это место самым удобным для сведения счётов с жизнью. И одна из задач аптекаря была вытаскивать из Малой Невки тела погибших.

Но, кроме конкретно-исторического плана, в стихотворении присутствует символический. Все образы стихотворения приобретают значение символов: ночь олицетворяет хаос, мрак, пустоту, в которую уходит улица.

б) Чтение наизусть подготовленным учеником.

в) Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Коллективная работа над составлением опорного конспекта.
(Запись на доске и в тетрадях)

-Для того чтобы разобраться, о чём это стихотворение, определим, каков его мир.

Что даёт нам первая строчка?

(Указание на время и место действия стихотворения.)

-Каково световое наполнение текста? «Светло» ли в стихотворении?

(Здесь присутствуют слова, указывающие на свет: «фонарь», «свет». Но при существительном «свет» стоит прилагательное «тусклый».)

-Почему именно «тусклый»? Попробуем заменить это слово синонимом:

-Почему свет фонаря назван бессмысленным?

(Во-первых, потому что не освещает улицу («тусклый свет»), во-вторых, жизнь не имеет смысла («Живи ещё хоть четверть века…»), поэтому и спасительный свет аптечного фонаря становится бессмысленным.)

-В чём особенности композиции?

(Композиция стихотворения кольцевая, что создаёт ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, возвращающего в конечном итоге в исходную точку).

-Какие слова в первом и втором четверостишии можно назвать антонимичными?

«Начнёшь сначала» – «умрёшь». (гипербола)

Следовательно, на каком приёме построено стихотворение?

( На приёме контраста)

Человек, вглядывается в лицо страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни :

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

и обращает взор к каналу в поисках гибели. Но и там находит отражение скуки и приходит к идее бессмысленности смерти : Умрёшь – начнёшь опять сначала…

-Следовательно, какая тема поднимается в стихотворении?

(В стихотворении поднимается тема смерти, смысла человеческого бытия.)

-Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?

(Все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов: ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота , в которую уходит городская улица. Аптека становится в данном контексте символом перехода из жизни в смерть . И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет).
Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

Поэт повествует о безысходности. Умирая, душа вновь рождается в другом теле, но и тогда ее будут окружать все те же навязчивые, тоскливые образы. Надежды нет. Есть лишь бесконечность, которая повторяется снова и снова, лишая веры и счастья.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Какими мотивами объединены стихотворения?

(Все стихотворения цикла объединены общими деталями, мотивами: ночь, улица, жёлтый цвет, безысходность)

-Сейчас сможете более подробно раскрыть смысл эпиграфа урока?

( Здесь задействована душа лирического героя, которому сложно жить среди людей, «притворяться непогибшим», когда смысл существования утрачен, когда тебя никто не понимает, когда ты разочаровался в людях, устал от жизни, но тебе все равно приходится жить дальше, быть живым мертвецом, и рассказывать о «трагических страстях» )
Обобщающее слово учителя
— Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, страдал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своём творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия «вочеловечения». Сочетание внешнего (бытового) и внутреннего (философского) сюжетов – одна из ярких особенностей лирики Блока. «Ночная эпоха», именно так определил Блок А.А. своё время.
VI. Домашнее задание.
1. Опорный конспект к стихотворению «Фабрика».

2.Ознакомиться с другими стихотворениями цикла «Пляски смерти».

3. Выучить наизусть стихотворение по выбору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *