учению с наслаждением способствует функция литературы
Функции детской литературы
· 1. Детская литература принадлежит к области искусства слова. Поэтому выделяется эстетическая функция. Она связана с эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Достичь этого помогают яркость и выразительность художественной речи, строение произведения. Дети также получают удовольствие от прочитанного. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор, шутку. Дети горячо верят в происходящее в книге, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
3. Круг детского чтения.
Круг детского чтения это литература, которая должна быть прочитана в соответствующем возрасте.
В круг детского чтения входят:
— произведения, прямо адресованные детям(стихи Барто);
-произведения, написанные для взрослых, но нашли отклик у детей;(сказки Пушкина, стихи Есенина)
— детское литературное творчество.
Как известно, каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: четырехстрочные потешки и пестушки в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.
Произведения для круга детского чтения:
— проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;
— авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;
— научно-популярные жанры (энциклопедии);
— произведения литературы народов мира.
Тематика произведений:
— детская игра, игрушки;
— природа, животный мир;
— взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;
От чего зависит круг детского чтения:
— от возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.
— от развития самой литературы. Состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.
— от подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.
Учению с наслаждением способствует функция литературы
Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.
1. Гносеологическая (познавательная) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка. (Прикладная, практическая работа педагога и детей, также и родителей в данном случае будет заключаться в изготовлении книг –самоделок на определённое слово- носик, ручка, ножки, кисточка, иголка, что звенит? и т. д.).
2. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети и юмор и шутку. Дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть «идеологически правильные» стихи о партии и Октябре, читать рассказы о Ленине и т.п. Педагоги должны помнить, что ознакомление только с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное отношение к классике. Роль взрослого огромна, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы. При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.
3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой. Литература всегда ориентируется на них. При этом писатели стараются избежать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят созданные ими картины жизни и судьбы героев. Чтобы реализовать нравственную функцию книги, понять отношение ребёнка к происходящему можно также предложить проиллюстрировать свою книгу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Детская литература со времени своего зарождения выполняла нравственную функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания.
Детские писатели, как и их собратья по перу в «большой» литературе, стремятся к «говорящим» героям и «говорящим» ситуациям. Жизнеутверждение – это главная ценность детской литературы, ее основной эмоциональный тон.
4.Одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т.д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие.
И здесь огромна роль иллюстраций в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Не случайно Алиса Л. Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием. Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки компенсировать убогость содержания).
Развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи поддерживается воспитателем в таких прикладных средствах как костюмирование, привлечение детей к изготовлению элементов костюмов, путём специального моделирования ситуаций общения на примерах высказываний литературных героев, появления полюбившихся персонажей рассказа или сказки, игры- драматизации по мотивам знакомых произведений.
Всё это способствует возникновению и развитию собственной речевой активности ребёнка.
И, конечно же, непременным условием успешности литературного образования, приобщения детей к чтению является яркая, образная, эмоционально привлекательная речь педагогов, и взрослых, окружающих ребёнка.
Только реализуя все перечисленные функции детской книги, мы сможем заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание к детской литературе и вырастить грамотного читателя.
Полифункциональность литературы.
«Нередко все многообразие функций, подвластных литературе, сводят к двум–трем. Зачастую преувеличивают значение отдельных, не самых важных, функций, например, общественно–преобразующей и воспитательной (в марксистской критике).
Рассмотрим функции, выполняемые литературой, во всем многообразии.
Самой значимой из всех функций, выполняемых литературой в жизни человека, думается, является функция утешительно–компенсаторная.
1. Утешительно–компенсаторная функция.
Художественное творчество – есть построение с помощью художественных образов новой реальности – художественного мира. Этот мир строится по своим особым законам и неподвластен законам материального мира. Хотя иногда очень похож на него.
Читатель обладает способностью, вовлекаясь в действие воображаемого мира искусства, ставить себя на место героев любимых книг и проживать их жизни, как свою собственную.
Так восполняется отсутствие в реальной жизни у фрустрированного современного человека любви, приключений, интриг, дорогих вещей, продвижения по служебной лестнице и многого другого.
Таким образом, выполняя эту функцию, литература в сфере духа иллюзорно восстанавливает гармонию, утраченную индивидом в реальности.
Именно эта способность искусства замещать действительность, уводить от нее делает его безумно притягательным для многих читателей.
2. Познавательная функция литературы.
В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались.
Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных художников (даже Гомера, правда, увенчав его предварительно лавровым венком). Для Платона искусство – низшая форма постижения идеи. Материальные вещи, по Платону, – тень идеи. Искусство – тень материальных вещей, поэтому оно – тень тени. Так уже на заре философского мышления било высказано недоверие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины, уступающей, в конце концов, место философии и религии.
Однако познавательные возможности искусства огромны, его нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Так, Энгельс отмечал, что из романов Бальзака мы можем узнать о жизни общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых.
Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. В научной формуле воды Н2О схвачен закон существования этого явления. Но явление богаче закона. В формулу воды не вошли не прелестное журчание ручья, ни переливы волн, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни бушующий девятый вал, который мы видим на картине Айвазовского и в котором живет мощь стихии. Сотни свойств воды, все ее конкретно–чувственное богатство осталось за пределами научного обобщения.
Таким образом, познавательная информация, содержащаяся в искусстве (то есть и в литературе, как ведущем виде искусства) огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством познания мира и самопознания личности.
3. Эстетическая функция.
Эта функция проявляется в способности литературы, во–первых, формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и, во–вторых, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
То есть литература учит человека видеть жизнь сквозь призму образности. Она пробуждает в людях художников.
4. Коммуникативная функция (литература как общение).
Восприятие художественного произведения происходит по законам общения. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым литература повышает духовный потенциал и общность человечества.
Информация, переданная на языке художественной литературы, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Информативные возможности художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусства и понятнее, и метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально, эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык.
5. Художественно–концептуальная функция (литература как анализ состояния мира).
Существует два взгляда на способность литературы и искусства вообще к концептуальному постижению окружающего мира. В духовной жизни современного общества сильна волна, идущая в философии от интуитивизма А.Бергсона, в психологии от З.Фрейда, в искусстве – от сюрреализма с его «автоматическим письмом»; «эпидемией снов» и «отключением разума», отрицающая возможность концептуального познания мира средствами искусства. Например, итальянский философ Б.Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в логических понятиях. Кроче считает искусство «более простой и элементарной формой познания», чем познание концептуальное. Однако искусство тяготеет к концептуальности, оно стремится к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира.
Например, загадки бытия решали Софокл и Еврипид, Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Гете в «Фаусте» дал глубокую концепцию человека и человечества.
Тяготение и философичности ярко выразилось в русской классической литературе. Наиболее ярко способности литературы к концептуальному постижению мира проявились в творчестве М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого. Тенденция к философичности еще более усилилась в литературе ХХ века. Философично творчество Т.Манна, Б.Брехта, М.Фриша, Ф.Дюрренматта, А.Камю, Ж.П.Сартра и др.
6. Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение).
Почему «кассандровское начало»?
Как известно, Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве и особенно в литературе всегда жило «кассандровское начало» – способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных.
На способности художника ясно и достоверно предугадывать будущее основаны фантастические, утопические, антиутопические, социально прогнозирующие произведения искусства.
Литература часто предвосхищала будущее. Задолго до первой подводной лодки «Наутилус» прошел 80 тыс. миль под водой в романе Жюля Верна. Полеты в космос вначале были осуществлены на страницах романа А. Толстого «Аэлита». Этот же писатель в романе «Гиперболоид инженера Гарина» предсказал изобретение лазерного луча.
В литературе живет дух Кассандры. Она проектирует техническое будущее человечества, пытается проникнуть в его грядущую социальную структуру, предугадать судьбу личности.
Существует фантастика предупреждения, которая пробуждает в людях настороженность и активность по отношению к той или иной тенденции общественного развития. Порой художественные предвосхищения полны опустошающей душу безнадежности. Для романа Кафки «Процесс» характерно резкое смещение логики, переход от отчетливо выписанных реальных подробностей к ирреальному. Кафку занимает проблема отчужденных от личности, враждебных ей и управляющих ею сил. По мнению писателя, мир обречен потому, что он противочеловечен, а личность не способна противостоять метафизическому злу бытия. Безнадежность, отчаяние, ощущение крушения личности и абсурдность мира – таков общий смысл предвосхищений Кафки.
С особенной силой способности литературы к предсказанию проявились в русской литературе. Многие русские писатели ХIХ века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну. Об этом, например, говорит Лермонтов в стихотворении «Предсказание»:
Это романтическое по форме стихотворение, написанное в 1830 году, предвидит ужасы революции почти за столетие.
Русскую революцию предсказывают также и Ф.Тютчев с Ф.Достоевским. При этом последний в мельчайших подробностях рисует картины революции задолго до осуществления ее.
Революцию предсказывает и А.Блок.
Он пишет в одном из стихотворений из цикла «На поле Куликовом».
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Но наиболее выразилось чувство России и предчувствие о России в изумительном стихотворение «Россия»:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне степи ветровые,
Как слезы первые любви!
Тебе жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу, –
Какому хочет чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты –
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
В этом стихотворении поэт предчувствует, что придет некий чародей, который заманит и обманет «Россию», и вместе с тем Блок верит, что Россия не пропадет.
Предчувствием приближающегося революционного урагана полна «Песня о Буревестнике» М.Горького.
Ужасы сталинщины предсказывает в своем романе «Мы» Е.Замятин и М.Булгаков в фельетоне «Грядущие перспективы» и др.
7. Воспитательная функция.
Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир.
Вместе с тем воздействие литературы ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством. Литература воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.
Перефразируя А.С.Пушкина, можно сказать, что литература «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»: она позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воздействия литературы на целостную личность.
8. Внушающая функция (литература как суггестия, воздействие на подсознание).
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет (Сурков).
Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение К.Симонова «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
В 12–ти строках 8 раз повторяется как заклинание слово «жди»: все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
9. Общественно–преобразующая функция.
Проявляется в том, что: 1) художественное произведение оказывает идейно–эстетическое воздействие на людей; 2) включая людей в направленную и целостно ориентированную деятельность, литература участвует в социальном преобразовании общества; 3) сам процесс творчества в литературе есть определенное преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность – художественный мир.
Вот только несколько примеров действия общественно–преобразующей функции литературы.
Ренессансная литература способствовала раскрепощению человека от догм средневековья.
Романы Л.Толстого породили толстовцев. Произведения Есенина породили клубы «есенинских вдов».
Эротизм романов ХХ века во многом определил сексуальную революцию 60–70–х годов.
10. Гедонистическая функция (литература как наслаждение).
Литература доставляет людям наслаждение.
Раскрывая правду о жизни, она доставляет людям величайшую радость постижения красоты.»
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
1. Утешительно–компенсаторная функция.
2. Познавательная функция.
3. Эстетическая функция.
4. Коммуникативная.
5. Художественно–концептуальная функция.
6. Функция предвосхищения.
7. Воспитательная функция.
8. Внушающая функция.
9. Общественно-преобразующая функция.
10. Гедонистическая функция.
Нередко все многообразие функций, подвластных литературе, сводят к двум–трем. Зачастую преувеличивают значение отдельных, не самых важных, функций, например, общественно–преобразующей и воспитательной (в марксистской критике).
Рассмотрим функции, выполняемые литературой, во всем многообразии.
Самой значимой из всех функций, выполняемых литературой в жизни человека, думается, является функция утешительно–компенсаторная.
1. Утешительно–компенсаторная функция.
Художественное творчество – есть построение с помощью художественных образов новой реальности – художественного мира. Этот мир строится по своим особым законам и неподвластен законам материального мира. Хотя иногда очень похож на него.
Читатель обладает способностью, вовлекаясь в действие воображаемого мира искусства, ставить себя на место героев любимых книг и проживать их жизни, как свою собственную.
Так восполняется отсутствие в реальной жизни у фрустрированного современного человека любви, приключений, интриг, дорогих вещей, продвижения по служебной лестнице и многого другого.
Таким образом, выполняя эту функцию, литература в сфере духа иллюзорно восстанавливает гармонию, утраченную индивидом в реальности.
Именно эта способность искусства замещать действительность, уводить от нее делает его безумно притягательным для многих читателей.
2. Познавательная функция литературы.
В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались.
Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных художников (даже Гомера, правда, увенчав его предварительно лавровым венком). Для Платона искусство – низшая форма постижения идеи. Материальные вещи, по Платону, – тень идеи. Искусство – тень материальных вещей, поэтому оно – тень тени. Так уже на заре философского мышления било высказано недоверие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины, уступающей, в конце концов, место философии и религии.
Однако познавательные возможности искусства огромны, его нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Так, Энгельс отмечал, что из романов Бальзака мы можем узнать о жизни общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых.
Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. В научной формуле воды Н2О схвачен закон существования этого явления. Но явление богаче закона. В формулу воды не вошли не прелестное журчание ручья, ни переливы волн, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни бушующий девятый вал, который мы видим на картине Айвазовского и в котором живет мощь стихии. Сотни свойств воды, все ее конкретно–чувственное богатство осталось за пределами научного обобщения.
Таким образом, познавательная информация, содержащаяся в искусстве (то есть и в литературе, как ведущем виде искусства) огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством познания мира и самопознания личности.
3. Эстетическая функция.
Эта функция проявляется в способности литературы, во–первых, формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и, во–вторых, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
То есть литература учит человека видеть жизнь сквозь призму образности. Она пробуждает в людях художников.
4. Коммуникативная функция (литература как общение).
Восприятие художественного произведения происходит по законам общения. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым литература повышает духовный потенциал и общность человечества.
Информация, переданная на языке художественной литературы, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Информативные возможности художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусства и понятнее, и метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально, эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык.
5. Художественно–концептуальная функция (литература как анализ состояния мира).
Существует два взгляда на способность литературы и искусства вообще к концептуальному постижению окружающего мира. В духовной жизни современного общества сильна волна, идущая в философии от интуитивизма А.Бергсона, в психологии от З.Фрейда, в искусстве – от сюрреализма с его «автоматическим письмом»; «эпидемией снов» и «отключением разума», отрицающая возможность концептуального познания мира средствами искусства. Например, итальянский философ Б.Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в логических понятиях. Кроче считает искусство «более простой и элементарной формой познания», чем познание концептуальное. Однако искусство тяготеет к концептуальности, оно стремится к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира.
Например, загадки бытия решали Софокл и Еврипид, Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Гете в «Фаусте» дал глубокую концепцию человека и человечества.
Тяготение и философичности ярко выразилось в русской классической литературе. Наиболее ярко способности литературы к концептуальному постижению мира проявились в творчестве М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого. Тенденция к философичности еще более усилилась в литературе ХХ века. Философично творчество Т.Манна, Б.Брехта, М.Фриша, Ф.Дюрренматта, А.Камю, Ж.П.Сартра и др.
6. Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение).
Почему «кассандровское начало»?
Как известно, Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве и особенно в литературе всегда жило «кассандровское начало» – способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных.
На способности художника ясно и достоверно предугадывать будущее основаны фантастические, утопические, антиутопические, социально прогнозирующие произведения искусства.
Литература часто предвосхищала будущее. Задолго до первой подводной лодки «Наутилус» прошел 80 тыс. миль под водой в романе Жюля Верна. Полеты в космос вначале были осуществлены на страницах романа А. Толстого «Аэлита». Этот же писатель в романе «Гиперболоид инженера Гарина» предсказал изобретение лазерного луча.
В литературе живет дух Кассандры. Она проектирует техническое будущее человечества, пытается проникнуть в его грядущую социальную структуру, предугадать судьбу личности.
Существует фантастика предупреждения, которая пробуждает в людях настороженность и активность по отношению к той или иной тенденции общественного развития. Порой художественные предвосхищения полны опустошающей душу безнадежности. Для романа Кафки «Процесс» характерно резкое смещение логики, переход от отчетливо выписанных реальных подробностей к ирреальному. Кафку занимает проблема отчужденных от личности, враждебных ей и управляющих ею сил. По мнению писателя, мир обречен потому, что он противочеловечен, а личность не способна противостоять метафизическому злу бытия. Безнадежность, отчаяние, ощущение крушения личности и абсурдность мира – таков общий смысл предвосхищений Кафки.
С особенной силой способности литературы к предсказанию проявились в русской литературе. Многие русские писатели ХIХ века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну. Об этом, например, говорит Лермонтов в стихотворении «Предсказание»:
Это романтическое по форме стихотворение, написанное в 1830 году, предвидит ужасы революции почти за столетие.
Русскую революцию предсказывают также и Ф.Тютчев с Ф.Достоевским. При этом последний в мельчайших подробностях рисует картины революции задолго до осуществления ее.
Революцию предсказывает и А.Блок.
Он пишет в одном из стихотворений из цикла «На поле Куликовом».
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Но наиболее выразилось чувство России и предчувствие о России в изумительном стихотворение «Россия»:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне степи ветровые,
Как слезы первые любви!
Тебе жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу, –
Какому хочет чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты –
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
В этом стихотворении поэт предчувствует, что придет некий чародей, который заманит и обманет «Россию», и вместе с тем Блок верит, что Россия не пропадет.
Предчувствием приближающегося революционного урагана полна «Песня о Буревестнике» М.Горького.
Ужасы сталинщины предсказывает в своем романе «Мы» Е.Замятин и М.Булгаков в фельетоне «Грядущие перспективы» и др.
7. Воспитательная функция.
Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир.
Вместе с тем воздействие литературы ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством. Литература воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.
Перефразируя А.С.Пушкина, можно сказать, что литература «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»: она позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воздействия литературы на целостную личность.
8. Внушающая функция (литература как суггестия, воздействие на подсознание).
Суть фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение. В напряженнейшие часы жизни народа внушающая функция в художественных произведениях обретает особо важную роль. Так было в период ВОВ. В поэзии этой поры стремление к действенности слова возрождает такие древние формы, как заклинание, проклятие, заповедь и т.д. Так, одна из популярных песен, воспевающая храбрость, построена на характерном для заговоров повторяемом присловье, которое призвано убедить слушателя, внушить ему смелость и презрение к смерти как норму поведения:
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет (Сурков).
Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение К.Симонова «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
В 12–ти строках 8 раз повторяется как заклинание слово «жди»: все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
9. Общественно–преобразующая функция.
Проявляется в том, что: 1) художественное произведение оказывает идейно–эстетическое воздействие на людей; 2) включая людей в направленную и целостно ориентированную деятельность, литература участвует в социальном преобразовании общества; 3) сам процесс творчества в литературе есть определенное преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность – художественный мир.
Вот только несколько примеров действия общественно–преобразующей функции литературы.
Ренессансная литература способствовала раскрепощению человека от догм средневековья.
Романы Л.Толстого породили толстовцев. Произведения Есенина породили клубы «есенинских вдов».
Эротизм романов ХХ века во многом определил сексуальную революцию 60–70–х годов.
10. Гедонистическая функция (литература как наслаждение).
Литература доставляет людям наслаждение.
Раскрывая правду о жизни, она доставляет людям величайшую радость постижения красоты.