учет денежных средств расчетных и кредитных операций отчет по практике
Учет денежных средств и расчетов
lori-0007190620-bigwww.jpg
Похожие публикации
Учет денежных средств и расчетных операций ведется в организации согласно требованиям Плана счетов под № 94н. Цель учета – обобщение данных по наличным, безналичным денежным оборотам на рублевых, валютных, специальных счетах. Дополнительно решается актуальная задача по формированию сведений о кредитных операциях. Основные нормативные документы:
Из чего состоит учет денежных средств и расчетов
Комплексный учет денежных средств, расчетных и кредитных операций ведется в организациях в части наличного, безналичного оборота по:
Задача учета – формирование достоверных сведений о денежных активах предприятия путем отражения взаимосвязанных операций по движению средств. Кредитные обязательства учитываются в расходах при расчете налога на прибыль, поэтому подлежат точному учету в разрезе по каждому отдельно.
Обратите внимание! Если организация берет кредиты в иностранной валюте, учитывать такие обязательства необходимо в рублях (по курсу на дату получения) с обязательным пересчетом долга (по курсу на дату погашения/дату формирования бухгалтерского отчета/по соглашению сторон). Выбранный способ пересчета закрепляется в учетной политике, а курсовые разницы подлежат включению в прочие расходы/доходы.
Бухгалтерский учет кредитных операций
Согласно ГК РФ, Плану счетов, ПБУ 15/2008 учет кредитных обязательств ведется на счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам/займам) и счет 67 (Расчеты по долгосрочным кредитам/займам). К первым относятся взятые на срок менее года, ко вторым – на срок более года. В бухгалтерском учете кредитных операций основные типовые проводки таковы:
При получении кредитов/займов у предприятия возникают основные затраты (проценты, курсовые разницы) и дополнительные (консультационные услуги, экспертиза, нотариальные услуги и пр.). Первые подлежат включению в расходы текущего периода, с учетом ограничения процентов по нормативным алгоритмам. Вторые – в расходы будущих периодов с равномерным последующим отнесением на текущие путем единовременного списания. Метод отнесения на затраты дополнительных издержек закрепляется в учетной политике.
Учет денежных средств и расчетов на предприятии – типовые проводки
Грамотный учет денежных средств на расчетных счетах организации осуществляется на активных счетах: 51, 52, 55, 57. Для отражения финансовых вложений предусмотрены счет 58 и счет 59. Синтетический и аналитический учет организуется в разрезе по каждому счету, контрагенту и виду финансового вложения. Рублевые и валютные счета также подлежат отдельному отражению с открытием при необходимости соответствующих субсчетов:
Учет денежных средств и расчетных операций на предприятии ООО СХП «Добринский»
Теоретические аспекты организации учета денежных средств и расчетных операций, его нормативно-правовое регулирования и документооборота. Учет денежных средств в кассе и на расчетном счете предприятия. Совершенствование внутрихозяйственного контроля.
Рубрика | Бухгалтерский учет и аудит |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.04.2012 |
Размер файла | 75,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Липецкий государственный технический университет»
Кафедра бухгалтерского учета и финансов
по бухгалтерскому финансовому учету
на тему: Учет денежных средств и расчетных операций на предприятии ООО СХП «Добринский»
1. Теоретические основы организации учета денежных средств и расчетных операций
1.1 Нормативно-правовое регулирование и документооборот по учету денежных средств
1.2 Учет операций по расчетному счету
1.3 Учет расчетных операций
2. Анализ системы учета денежных средств и расчетных операций на предприятии ООО СХП «Добринский»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО СХП «Добринский»
2.2 Учет денежных средств в кассе и на расчетном счете предприятия ООО СХП «Добринский»
2.3 Учет расчетных операций на предприятии ООО СХП «Добринский»
3. Совершенствование учета денежных средств и расчетных операций в ООО СХП «Добринский»
3.1 Пути совершенствования учета движения денежных средств
3.2 Совершенствование внутрихозяйственного контроля
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказания услуг. А также на иные хозяйственно-операционные цели.
В рыночных условиях вопрос состояния денежных средств на предприятии занимает одно из важнейших мест ее деятельности. Поэтому выбор темы работы является на сегодня актуальным, так как вопросы организации системы расчетов и ее бесперебойное функционирование важны для любой организации.
Большинство публикаций на эту тему сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичных документов. Несомненно, такие публикации имеют определенную значимость для практикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительной степени является залогом достоверного формирования финансовой отчетности и, соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов.
Большая роль отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.
Целью курсовой работы является изучение учета денежных средств и расчетных операций на предприятии. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
— изучить теоретический материал по основам организации учета денежных средств и расчетных операций;
— рассмотреть нормативно-правовое регулирование и документооборот по учету денежных средств в кассе;
— выяснить на практике учет денежных средств в кассе и на расчетном счете;
— проанализировать на практике учет расчетных операций;
— предложить пути совершенствования учета денежных средств.
Практическим материалом для написания курсовой работы послужили данные бухгалтерского учета и отчетности ООО СХП «Добринский», Липецкая область, Добринский район, деревня Заря. Основными видами деятельности ООО СХП «Добринский» является растениеводство, животноводство и др.
1. Теоретические основы организации учета денежных средств и расчетных операций
1.1 Нормативно-правовое регулирование и документооборот по учету денежных средств
Наличные денежные средства и денежные документы хранятся и учитываются в кассе предприятия. Общие правила хранения, использования и учета денежных средств в кассе устанавливаются Центральным Банком РФ (инструкции, положения и пр. нормативные документы). Поступление денег в кассу происходит при их получении с расчетного или других счетов в банках, приеме наличных денег за продукцию и услуги, различных взносов работников предприятия или возврате ранее выданных им авансов. Из кассы деньги расходуются на выплату зарплаты и другие платежи работникам, выдаются на хозяйственные или другие расходы или вносятся на счета в банках.
Учет кассовых операций ведется на счете 50 «Касса». К нему могут быть открыты субсчета:
По дебету счета ведутся записи о поступлении денег, по кредиту отражаются расход денежных средств из кассы. Типовыми проводками по работе с кассой являются (табл. 1):
Таблица 1- Типовые проводки по учету кассовых операций.
Содержание хозяйственных операций
Переданы денежные средства из операционной кассы в кассу организации.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
№ КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»,
Получены денежные средства в кассу расчетного счета.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Выписка банка по расчетному счету,
Корешок чека на получение наличных денежных средств с расчетного счета.
Получены денежные средства в кассу с валютного счета.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Выписка банка по валютному расчетному счету.
Получены денежные средства в кассу со специального счета.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Выписка банка по специальному счету.
Получен аванс наличными в счет поставки товаров (работ, услуг).
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Отражена продажа продукции за наличный расчет (с применением счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Отражен возврат в кассу излишне выданных сумм оплаты труда.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
Возвращены в кассу неизрасходованные подотчетные суммы и денежные средства
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
Поступили платежи от работников в погашение материального ущерба, причиненного ими.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
Поступили платежи от работников по выданным займам.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
Поступили денежные средства:
— в счет прибыли, полученной от совместной деятельности,
— от долевого участия в других организациях.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
Поступили в кассу суммы по ранее предъявленным претензиям.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
Отражены положительные курсовые разницы в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте, находящейся в кассе организации.
Выдана из кассы заработная плата.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»,
№ Т-53 «Платежная ведомость».
Выданы из кассы подотчетные суммы и денежные документы.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер».
Выдан заем работникам.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер».
Выкуплены за наличный расчет собственные акции у акционеров.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»
Отражены отрицательные курсовые разницы в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте, находящейся в кассе организации.
Отражена недостача денежных средств в кассе
№ ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»,
№ ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регулирующие движение денежных средств можно представить в следующей последовательности.
Основным документом, регулирующим правовые отношения в целом в РФ является Конституция РФ. В сфере экономики Конституция РФ гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Законодательные акты, указы Президента РФ и Постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации:
— Гражданский кодекс РФ [1];
— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров [3];
— Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У » О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»[5];
-Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:
— Положение о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
— «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;
Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций [2];
— Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности» [9];
— «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме [11];
— Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании [12];
— Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям [13];
— Приложение № 13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года № 31 «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России» «Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России» [14];
— Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами» [15];
— «О введении новых форматов расчетных документов » Указание от 22 февраля 1999 года N 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;
— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49;
— Федеральный закон от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Деятельность любой организации или индивидуального предпринимателя невозможна без надлежащего оформления документов, отражающих процесс их хозяйствования. При этом практически каждая операция подлежит документированию. Существуют документы, оформление которых обязательно и законодательством даже разработаны специальные унифицированные формы для их заполнения, и документы, порядок составления которых разрабатывает сама организация. Все оформляемые документы подлежат согласованию сотрудниками организации различных подразделений. В связи с этим возникает необходимость своего рода графика прохождения документа в пределах организационной структуры. С указанным графиком связано понятие документооборота. Как правило, в отношении документов, формы которых унифицированы, законодательством рамочно определены его условия.
Оборот наличных денежных средств в организации строго регламентирован, в частности, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 04.10.1993 г. N 18 и Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Таким образом, можно говорить, что обращение наличных денежных средств в пределах организации регулируют, в основном, два законодательных акта.
Документы, необходимые для документального оформления операций с наличными денежными средствами, утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», от 25.12.1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», а также от 05.01.2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Данные постановления закрепляют формы первичных учетных документов, а также формы регистров, которые необходимы при отражении операций с использованием наличных денежных средств.
К унифицированным документам, относящимся к порядку ведения кассовой дисциплины, относятся: приходный кассовый ордер (форма N КО-1), расходный кассовый ордер (форма N КО-2), кассовая книга (форма N КО-4), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма N КО-3), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5).
К унифицированным документам, относящимся к порядку осуществления операций с использованием контрольно-кассовой техники, относятся: акт о переводе показаний денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма N КМ-1), акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2), акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3), журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4), журнал регистрации суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5), справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6), сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма N КМ-7), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8), акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма N КМ-9).
Все эти документы необходимо заполнять организации при возникновении соответствующих операций.
Общие положения, касающиеся организации документооборота денежных средств, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. N 105.
Движение документов в организации должно происходить в соответствии с разработанным графиком документооборота, который разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается ее руководителем в его Приказе. При этом график документооборота может быть оформлен в виде схемы или же перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, а также сроки выполнения указанных работ, лица, ответственные за составление документов.
Движение документа происходит несколько стадий: стадию создания, проверки, обработки и сдачи в архив. Организация может предусмотреть также и иные стадии движения документа.
Документооборот также должен предусматривать порядок хранения документов с учетом законодательных требований, а также порядок передачи документов в архив, которые подлежат таковой.
Отдельными положениями документооборота следует прописать порядок списания (уничтожения) документов, по которым истек соответствующий срок хранения, а также порядок учета и восстановления утерянных или испорченных документов вследствие стихийных бедствий, пожара и иной чрезвычайной ситуации.
В отношении документооборота по учету денежных средств нелишним будет отдельно прописать те должности в организации, которые имеют доступ к наличным денежным средствам организации.
Особенностью документооборота по учету денежных средств является то, что все документы, как правило, сосредотачиваются в руках главного бухгалтера и (или) старшего кассира.
Движение документов, относящихся к операциям с использованием контрольно-кассовой техники, тесно связано с движением документов по кассе, поскольку в конечном итоге, наличная выручка организации, полученная за день (смену) с использованием контрольно-кассовой техники, подлежит сдаче в кассу.
Если в организации предусмотрены операционные кассы, то кассиры-операционисты обязаны вести форму КМ-4. В конце рабочего дня или смены они предоставляют формы N КМ-4 и N КМ-6 старшему кассиру (при этом сдается и выручка, полученная по операционной кассе). На основании указанных сведений старший кассир заполняет форму N КМ-7, а наличная выручка подлежит оприходованию в кассу организации с соответствующим оформлением приходного кассового ордера.
В последнее время большая часть хозяйствующих субъектов отказывается от ведения документооборота в бумажной форме, переходя на электронные формы документооборота. Такой переход позволяет сократить сроки поступления информации, а также снижает риск допущения ошибки при заполнении документа, поскольку программно-технические комплексы, как правило, уже содержат унифицированные формы документов, необходимые для оформления той или иной операции с учетом последних изменений законодательства. Использование электронного документооборота позволяет сократить количество документов, оформленных на бумажных носителях, а, следовательно, снижает риск их гибели вследствие пожара и иных факторов. Электронный документооборот позволяет повысить уровень защиты информации организации как от внешних, так и от внутренних пользователей информации. Существенной проблемой в развитии электронного документооборота является, так называемая идентификация документа (его авторизация), возникают неточности в законодательстве в связи с использованием электронной цифровой подписи.
1.2 Учет операций по расчетному счету
Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др.
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
Синтетический учет ведется по счету 51 «Расчетные счета». Типовыми операциями являются (табл. 2):
Учет в производственных подразделениях и учет денежных средств, расчетов и кредитных операций
Организационно-экономическая и правовая характеристика предприятия. Организация работы бухгалтерии хозяйства. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, подотчетными лицами, покупателями и заказчиками. Организация оплаты труда. Учет кассовых операций.
Рубрика | Бухгалтерский учет и аудит |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.09.2012 |
Размер файла | 39,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
КАФЕДРА Бухгалтерского учета, финансов и аудита.
по производственной практике
по: Учет в производственных подразделениях и учет денежных средств, расчетов и кредитных операций
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
На отчет о производственной практики по учету в производственных подразделениях и учету денежных средств, расчетов и кредитных операций.
Выполнена на _____ стр., имеет _____ таблиц, _____ приложений, в списке литературы _____ источников.
1. Положительные стороны отчета: ___________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Обоснованность выводов и актуальность практических рекомендаций: ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Замечания и недостатки:___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заключение к отчету:______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за отчет: _______________________________________________
«____» _________________2010 г.
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика ООО «ООО»
2. Организация работы бухгалтерии хозяйства
3. Учет денежных средств и расчетов
3.1 Учет кассовых операций
3.2 Учет денежных средств на расчетном счете
3.3 Учет расчетов с подотчетными лицами
3.4 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.5 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.6 Учет расчетов по кредитам и займам
3.7 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
4. Организация учета ОС
6. Учет животных на выращивании и откорме
7. Организация оплаты труда
Выводы и предложения
Список используемой литературы
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика ООО «ООО»
бухгалтерия учет кассовый
ООО «ООО» был преобразован из СПК «ООО» в 2006 г., вкладом в уставный капитал явились денежные средства в размере 10000 рублей.
Организация является коммерческой и создана на неограниченный срок деятельности. Подразделений и филиалов не имеет.
Целями деятельности как любой коммерческой организации являются:
— расширение рынка сбыта товаров и услуг.
Предмет деятельности организации:
— предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг;
— оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными;
— оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем;
— производство мяса и мясопродуктов;
— производство молочных продуктов;
— производство готовых кормов для животных;
— производство прочих пищевых продуктов;
— проведение торговой, закупочной и сбытовой деятельности;
— добыча в установленном порядке местного сырья и его переработка;
— осуществление иных видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством [4].
Текущее управление в обществе передается исполнительному органу, который назначается учредителем. В отношении единоличного исполнительного органа используется принцип остаточной компетенции, что подразумевает наличие широчайшего объема полномочий, лишь ограниченного компетенцией предусмотренной для других органов управления ООО (то есть имеет право делать все, что не предусмотрено для других). Исполнительные функции в ООО «ООО» выполняет директор (Бусыгин И.В.).
Анализ учредительных документов дает возможность говорить, что правовой статус ООО «ООО» РР района соответствует действующему законодательству.
Общая характеристика деятельности ООО «ООО» представлена в таблице 1.
Таблица 1. Общие сведения об организации.
Среднегодовая численность работников, чел.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
Среднегодовое поголовье КРС, гол.
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.
Площадь сельскохозяйственных угодий, га
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
Коэффициент рентабельности продукции
2. Организация работы бухгалтерии хозяйства
Бухгалтерский учет в ООО «ООО» ведется согласно Федеральному закону Российской Федерации «О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и другим нормативным документам с учетом последующих изменений и дополнений в них.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Для ведения бухгалтерского учета в ООО «ООО» сформирована учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации. Учет ведется вручную по журнально-ордерной форме учета с применением всех регистров бухгалтерского учета. В организации имеется 1 компьютер, на котором есть программа «Налогоплательщик», ею пользуются при расчетах по налогам; автоматизированной бухгалтерской программы нет. Учет труда и его оплата также обрабатываются вручную. Учет ведется по производственным подразделениям централизованно. В подразделении учет ведется по объектам учета: молочно-товарная ферма, озимая рожь, яровые зерновые и т.д.
Основными задачами бухгалтерского учета в организации являются:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям;
· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль движения имущества и выполнения обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению [3].
3. Учет денежных средств и расчетов
3.1 Учет кассовых операций
ООО «ООО» хранит свободные денежные средства в Сбербанке. Для осуществления расчетов наличными денежными средствами организация раньше имела кассу, сейчас помещение осталось, но его не используют, однако кассовая книга все равно ведется по установленной форме (приложение 4). Функции кассира, как уже было сказано выше, выполняет экономист. ООО «ООО» может хранить в организации наличные деньги в пределах 15000 руб., эта сумма установлена банком и согласована с руководителем, конечно, за исключением дней выдачи оплаты труда. ООО «ООО» не хранит наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие организации. Внезапные ревизии кассы не проводятся.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации. Прием наличных денег производится по приходному кассовому ордеру (приложение 5), в котором указывают наименование организации, номер документа, дату составления, корреспондирующий счет, сумму цифрами и прописью, от кого принято, основание, а также подписи главного бухгалтера и кассира. В приложенном мной приходном кассовом ордере нет подписи главного бухгалтера, так как документ еще не успели предоставить на подпись. ПКО заполняется в бухгалтерии и передается кассиру (экономисту) для оформления приема денег. После приема денег плательщику выдают квитанцию за подписью главного бухгалтера и кассира, заверенную печатью.
Выдачу наличных денег оформляют расходным кассовым ордером (приложение 5), в котором указывают наименование организации, номер документа, дата составления, корреспондирующий счет, сумма цифрами и прописью, от кого получены денежные средства, а также подписи руководителя организации, главного бухгалтера, получателя и кассира.
Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируют в журнале регистрации приходных и расходных документов. В конце месяца в этом журнале подсчитывают итоги поступления и расходования денег по кассе и сверяют с итогами кассовой книги для контроля полноты оприходования и списания денежных средств. Кассир все кассовые операции записывает в кассовой книге на основании ПКО и РКО. Записи в книге ведут в 2 экземплярах под копировальную бумагу; второй экземпляр листов книги служат кассиру для отчета вместе с приложенными первичными документами. Принимая отчет от кассира, бухгалтер сверяет записи в кассовой книге с приходными и расходными кассовыми ордерами, проверяет правильность итогов и остатков, а также полноту приложенных первичных документов.
Учет кассовых операций организуется на счете 50, субсчетов нет. Синтетический учет организуется в журнале-ордере №1 и ведомости к нему (приложение 6). В журнале-ордере находят отражение кредитовые обороты по счету 50. В ведомости отражаются остатки на начало и конец периода, а также дебетовые обороты по счету 50. Основанием для записи в журнале-ордере и ведомости являются проверенные отчеты кассира с приложенными первичными документами. Записи в журнал-ордер производят на основании расходной части отчета кассира, при этом предварительно группируют первичные документы по корреспондирующим счетам и однородные операции отражают общей суммой. Ведомость заполняют на основании приходной части отчета. В конце месяца кредитовые обороты из журнала-ордера переносят в главную книгу.
3.2 Учет денежных средств на расчетном счете
Для хранения свободных денежных средств, осуществления всех видов расчетных и кредитных операций у ООО «ООО» открыт расчетный счет в Сбербанке с. Якшур-Бодья. Банк взымает с организации плату за расчетно-кассовое обслуживание и в то же время начисляет проценты за хранение денежных средств на расчетном счете. На расчетный счет банк зачисляет все поступления средств в пользу юридического лица; с расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы, поручения, проводимые в порядке безналичных расчетов, также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные расходы.
Для осуществления безналичных расчетов организация использует следующие расчетные документы:
— платежные поручения (приложение 7). ООО «ООО» пользуется в основном платежными поручениями. Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:
· наименование расчетного документа и код ОКУД ОК 011-93;
· номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
· наименование плательщика, номер его счета идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и место нахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· наименование получателя средств, номер его счета;
· наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
· подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).
— платежные требования (приложение 8).
ООО «ООО» ежедневно получает от банка выписку (приложение 9) из расчетного счета, обязательными реквизитами которой являются:
· номер счета клиента;
· дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки;
· суммы, зачисленные и списанные с расчетного счета;
· остаток средств на расчетном счете на дату составления выписки.
К банковской выписке прилагаются оправдательные документы,
подтверждающие правомерность списания и зачисления средств на расчетный счет.
Выписка обрабатывается бухгалтером ежедневно, путем проставления на полях кодов счетов, корреспондирующих с расчетным счетом. Выписка заменяет собой реестр аналитического учета. Синтетический учет организуется на счете 51.
3.3 Учет расчетов с подотчетными лицами
Затраты и закупки для нужд ООО «ООО» его учредителями и работниками, производимыми за свой личный счет, компенсируются в сумме фактических затрат при предъявлении авансового отчета (приложение 10) с приложением оправдательных документов установленной формы. Приобретенные ресурсы учитываются в том отчетном периоде, когда представлен авансовый отчет, вне зависимости от даты приобретения ценностей.
Выдача денежных средств на осуществления хозяйственной деятельности производится любому учредителю и работнику, находящемуся в трудовых отношениях с предприятием или работающих по договорам гражданско-правового характера, заключенным с предприятием (в соответствии с приказом). В приказе указывается: список лиц (кроме командируемых), которые имеют право на получение подотчетных сумм из кассы предприятия, с указанием основных целей использования (закуп ГСМ и/или ТМЦ; закуп товаров, операционные и хозяйственные расходы, на хозяйственные нужды и др.), определенной суммы к получению и период нахождения в подотчете [3].
Учет расчета с подотчетными лицами организуется на счете 71. Учет по счету 71 ведется в журнале-ордере №7 (приложение 11), в котором сочетается аналитический и синтетический учет путем применения линейно-позиционного способа записи. На каждую выданную под отчет сумму отводится 1 строка, по мере предоставления авансового отчета, сдаче в кассу неиспользованных подотчетных сумм и др. записи производятся по этой же строке. Основанием для заполнения журнала-ордера №7 являются: РКО в части сумм выданных под отчет; авансовые отчеты в части израсходованных сумм аванса; ПКО в части возврата неиспользованных подотчетных сумм.
3.4 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за приобретенные товары обобщаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные МПЗ, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:
· полученные МПЗ, выполненные работы и оказанные услуги, включая предоставление электроэнергии, воды и т.д., а также по доставке или переработке МПЗ, расчетные документы, на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
· излишки МПЗ, выявленные при их приемке;
· все виды услуг связи и т.д.
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету о расчетах в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками организуется в журнале-ордере №6 посредством применения линейно-позиционного способа записей.
Основанием для записей в кредитовой части данного регистра являются выставленные поставщиками и акцептованные расчетные документы установленной формы:
· счета-фактуры и приложенные к ним накладные (приложение 12, 13);
· товарно-транспортные накладные на поставку ценностей (приложение 14);
· акты выполненных работ, оказанных услуг (приложение 15).
3.5 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Формирование информации о расчетах с покупателями и заказчиками за проданные им различные виды материальных ценностей, выполненные работы и оказанные услуги происходит на счете 62. Обособленно на этом счете организуется учет расчетов с покупателями и заказчиками по полученным от них авансам и суммам предварительной оплаты. На счете 62 отражаются также возникающие суммовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по счету. Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету о расчетах в порядке плановых платежей по каждому покупателю и заказчику. Синтетический учет организуется в журнале-ордере №11. Помимо предъявления счетов-фактур покупателям, факт отгрузки продукции, имущества оформляется накладными, товарно-транспортными накладными; а факт выполнения работ, оказания услуг оформляется актами на выполнение работ, оказание услуг.
Резервы по сомнительным долгам не создаются [3].
3.6 Учет расчетов по кредитам и займам
Учет расчетов по кредитам и займам организуется на счетах 66 и 67. Основная сумма обязательства по полученному займу и кредиту отражается как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа или кредита в сумме, указанной в договоре.
Основанием для отражения операций по возникновению обязательств по полученным кредитам и займам являются выписки банка с расчетного счета, ПКО, накладные и счета-фактуры при получении займа в натуральной форме.
В соответствии с условиями договора кредита или займа, организация осуществляет погашение обязательств по полученным кредитам и займам. Оправдательными документами являются: выписки банка с приложенными платежными поручениями, РКО, накладные и счета-фактуры.
Аналитический учет организуется в отдельности по каждому договору кредита и займа, а синтетический учет в журнале-ордере №4.
3.7 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Для обобщения информации по расчетам с бюджетом по налогам и сборам в плане счетов бухгалтерского учета предназначен счет 68. В ООО «ООО» к счету 68 открыты следующие субсчета:
Организация пользуется упрощенной системой налогообложения. Для расчетов по налогам и сборам используют автоматизированную программу «Налогоплательщик».
4. Организация учета ОС
В рабочем плане счетов организации на счете 01 учитываются: производственные ОС, скот рабочий (лошади), продуктивный скот (коровы, быки); ОС, полученные по лизингу.
ОС в организацию поступают на условиях покупки, строительства, на условиях аренды и лизинга. Основанием для отражения операций по приобретению, созданию ОС являются:
По мере готовности к использованию ОС принимаются к учету на основании актов о приемке-передаче ОС:
· акт о приемке-передаче объекта ОС (кроме зданий, сооружений), форма документа ОС-1;
· акт на оприходование земельных угодий;
· акт приема многолетних насаждений.
В ходе моей практики движения ОС не происходило. Инвентаризация ОС не проводится.
Аналитический учет организуется в разрезе инвентарных объектов. Регистром аналитического учета ОС является инвентарный список ОС.
Амортизация по ОС определяется линейным методом начисления износа на первоначальную покупную балансовую стоимость в течение срока их полезного использования. При введении метода ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод начисления, при этом установленная норма годовых отчислений увеличивается не более чем в 2 раза. Начисление амортизации осуществляется формированием в бухгалтерии внутреннего первичного документа «Ведомости начисления амортизации», прилагаемой к регистру счета 02 и на основании которой в регистрах бухгалтерского учета выполняется группа проводок: Дт 20,23, 25, 26, 44, 91 Кт 02. Амортизационные отчисления по ОС отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
На поступающие материалы организация получает от поставщика расчетные и сопроводительные документы. Они регистрируются в журнале учета поступающих грузов, проверяются на их соответствие договорам поставки и передаются в бухгалтерию. При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству, качеству, указанным в документах поставщика, приемку осуществляет комиссия оформлением акта о приеме материалов (2 экземпляра) (приложение 16).
В хозяйстве есть несколько складов, на которых хранятся производственные запасы. За складами закреплен кладовщик, который является материально-ответственным лицом за хранение и использование вверенных ему ценностей. Кладовщик ведет складской учет материальных ценностей на основании первичной документации. На основании первичной документации кладовщик делает записи в книгах складского учета, где отражается поступление, расход и остаток материальных ценностей на определенную дату. В конце месяца кладовщик составляет отчет о движении материалов. В этом отчете указывается остаток материалов на начало месяца, поступление, расход и остаток на конец месяца. Данный отчет в конце месяца предоставляется в бухгалтерию вместе со всеми первичными документами на приход и расход материалов за месяц.
При приемке зерна, зерновой продукции используются реестры отправки зерна и другой продукции с поля, а также реестры приемки зерна и другой продукции с поля. Приемка кормов оформляется актами о приеме грубых и сочных кормов. Передача материалов из одного подразделения в другое оформляется накладными на внутреннее перемещение. Отпуск материалов со склада, подразделения для их использования на производственные нужды оформляется накладными, лимитно-заборными картами (приложение 17). Карты выписываются в 2 экземплярах. Один передается подразделению-получателю, другое находится в местах хранения материалов. Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах дату, количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя.
При отправке зерна на сушку оформляется акт на сортировку и сушку продукции растениеводства, в котором указывается вес зерна до сушки и после сушки, а так же выводится процент засорённости.
При отпуске семян на посадку, оформляется акт расхода семян и посадочного материала. В данном акте указывается наименование посадочного материала и фактическая норма высева. Документ должен быть заверен подписями бухгалтера и главного агронома.
Первичные документы в бухгалтерию кладовщик предоставляет в конце каждого месяца, где отражается общее количество зерна, отпущенное на помол посыпки для КРС. Передача кормов отраслью растениеводства отрасли животноводства производится с обязательным взвешиванием на весах по мере поступления их с поля. В конце каждого квартала составляется производственный отчёт по растениеводству.
Аналитический учет материалов ведут в бухгалтерии в разрезе каждого наименования. Организация производит записи движения материалов в ведомость. Синтетический учет организуется в журнале-ордере №10.
6. Учет животных на выращивании и откорме
Движение молодняка животных и животных на откорме отражается на счете 11, а затраты по их содержанию и выход продукции учитывают на счете 20/2. Стоимость привеса молодняка КРС и животных на откорме, а так же стоимость прироста молодняка животных ежемесячно относится в дебет счета 11 по плановой себестоимости их выращивания. В конце отчетного квартала производится запись, корректирующая стоимость привеса, принятую на учет в течении отчетного квартала по плановой себестоимости выращивания, до фактической себестоимости их выращивания. Выбракованный из основного стада и поставленный на откорм скот приходуют по балансовой стоимости выбракованных взрослых животных.
Приплод КРС приходуют оформлением акта на оприходование приплода животных (приложение 18), который составляется в 2 экземплярах работниками фермы с участием зоотехника и ветеринарного врача в день получения приплода. Первичным документом для оформления фактической живой массы при взвешиваниях является ведомость взвешивания животных. Для определения прироста живой массы ежемесячно составляют расчет определения прироста живой массы. Перевод животных из одной возрастной группы в другую, а также в основное стадо оформляют актом на перевод животных (приложение 19). Падеж, забой, вынужденную прирезку и выбраковку животных оформляют актом на выбытие животных (приложение 20). Для обобщения данных о наличии и движении животных на ферме ежемесячно составляют отчет о движении скота и птицы на ферме в 2 экземплярах (приложение 21). В ООО «ООО» на основании отчета о движении скота и птицы на ферме со всеми приложенными первичными документами делаются бухгалтерские проводки, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Схемы бухгалтерских проводок по учету операций, составленных по животноводческому производственному подразделению в ООО «ООО» за июль 2010 г.