учимся понимать животных речевая практика 3 класс
Урок по теме «Как понять животных? Рассказы в картинках»
Урок по теме «Как понять животных? Рассказы в картинках»
Целевые установки урока: а) развитие наблюдательности у детей, умения понимать поведение животных, их намерения по характерным движениям, позам; б) ориентация детей на чуткое, дружеское отношение к животным; в) формирование речевых умений описывать животных, их поведение, действия; г) развитие умения последовательно излагать мысли в повествовании; д) формирование умения в комплексном использовании словесных и несловесных средства для передачи мыслей и чувств в образной форме.
1. Чтение с помощью учителя текстового отрывка из песни «Жили у бабуси два веселых гуся» и исполнение этой песни с изображением поведения гусей: дети вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе.
2. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе.
– Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле?
Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх – выражение тревоги, голова спрятана под крыло – нерешительность и т. д.
Проводится лексическая работа: подбираются слова, обозначающие настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый – трусливый, боязливый).
3. Формирование представлений о языке животных на основе обращения к личному опыту учащихся:
– Понимаете ли вы язык животных? Что означают их движения и позы
4. Работа по стр. 21 азбуки. Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках.
Отвечая на вопрос азбуки, учащиеся объясняют, что животные своим рычанием, мурлыканием по своему «разговаривают», выражают своё настроение (сердитое, радостное). Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным.
5. Рассказы учащихся о своих домашних животных и о своём отношении к ним.
6. Чтение рассказа произведения «Ёж и заяц». Развитие умений передавать диалог «в лицах».
7. Обогащение лексического запаса учащихся.
Есть такое слово «съёжился», которое употребляют и по отношению к человеку, когда он принимает похожую позу. Когда человек съёживается и в каких случаях? (Когда ему холодно, когда он прячется, когда он неправильно сидит за учебным столом, согнув спину.)
8. Сочинение с элементами описания «Как ёжик спасается от врагов» на основе рисуночного письма.
Учитель на доске, а дети в альбомах, тетрадях рисуют защитную позу ёжика (колючий шарик), сопровождая его «наговариванием» вслед за учителем и его наводящим вопросам по отбору необходимых слов:
– Когда ёжик спасается от врагов, он сворачивается … (В клубочек? Комочек? Шарик?) Он прячет … (Лицо? Мордочку?) себе (Под животик? Брюшко?), а кверху вставляет (Колючки? Иголки? Шипы?).
После завершения рисунка, дети повторяют целиком текст своего сочинения.
9. Работа по стр. 22 азбуки. Определение темы урока, постановка учебной задачи:
– Будем учиться составлять «рассказы в картинках».
10. Составление рассказа «Тигр и зайцы».
По серии рисунков составляется устный рассказ. Предварительно анализируются поза и движения тигра, определяются намерения зверя: высматривает добычу, готовится к прыжку, прыгает. [Сноска, см. в конце урока.]
Обучение рассказыванию в паре: дети делятся на слушателей и рассказчиков, затем они меняются ролями.
11. Логическое упражнение «Животные».
Начать выполнение этого задания, нужно обратив внимание на условный значок в азбуке. Кто назовёт, чьи это маски? (Маски льва, тигра, кота, леопарда.) Замените перечисление обобщающим словом (Маски животных.) Но животных много. Случайно ли отобраны именно эти? (Это животные так называемого семейства кошачьих.)
12. Задание «Выбери себе маску животного и изобрази его в движении».
13. «Расскажи и покажи».
Задание по составлению рассказа принимает усложнённый характер:
– Попробуем не только рассказать, но и показать историю про тигра и зайцев. У нас тоже будет «рассказ в картинках», то есть с изображением того, что рассказывается. Кто хочет изобразить роль тигра? А кто – убегающих зайцев? Условие: пользоваться только «языком» животных.
14. Работа по стр. 23 азбуки. Рассмотрение серии рисунков «В птичьей школе» и составление рассказа.
В процессе рассматривания рисунков уточняется понятие «насекомые».
Для ответа на вопрос азбуки «Для чего учитель показывал насекомых в птичьей школе и что из этого вышло?» дети передают сюжет: «Учитель показывал ученикам-птенцам насекомых, чтобы они могли сами добывать себе пищу. Учитель дал ученику лупу (увеличительное стекло), чтобы тот получше рассмотрел бабочку. Но бабочка сквозь увеличительное стекло показалась ученику такой и страшной, что тот от страха убежал с урока».
Как вы догадались о том, что произошло на уроке? Что вам помогло? (Помогло умение понять внутреннее состояние героев рассказа через их внешний вид. У птенца расширенные от страха глаза, раскрыт клюв. Внешний вид учителя выражает недоумение, непонимание того, что случилось.)
15. Привлечение внимания учащихся к построению текста-повествования.
Перед составлением рассказов учитель подчёркивает:
– Художник рассказал историю с помощью рисунков. Свой рассказ он разбил на три части: начало, середину, конец. Запомните, с чего начать рассказ, как продолжить, чем закончить. Это поможет вам не потерять мысль в своем рассказе.
16. Разыгрывание сценки «Случай на уроке».
Задание направляется на комплексное использование всех возможных средств (словесных и несловесных) выражения и передачи мыслей, чувств. Обсуждаются возможные слова учителя и ученика, воссоздаётся обстановка урока.
17. Итог урока. Даётся оценка выполнения учебной задачи: научились ли рассказывать «рассказы в картинках».
Анализ пластического образа героев сказок, особенностей их поведения, изображенных в иллюстративно-образной форме на рисунке, очень важен для детей, так как впоследствии им легче будет воссоздать эти картины в своем воображении при самостоятельном чтении текста.
Презентация к уроку речевой практики по теме «В зоопарке у зверей. Прослушивание стихотворения С Маршака «Где обедал, воробей?». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
В зоопарке у зверей. Прослушивание стихотворения С Маршака «Где обедал, воробей?». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал. Подготовила: Сазонова Лариса Александровна, учитель начальных классов КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интерант» Урок речевой практики в 3 классе
Ок–ок–ок – начинаем наш Чистоговорка урок.
Бей–бей–бей – прилетел к нам Чистоговорка воробей.
Высокий очень этот зверь И не войдёт в квартиры дверь. Его ты в гости не зови, А лучше сам к нему сходи. Он в зоопарке, милый брат, Тебя увидеть всегда рад.
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна.
У него короткий хвост, На носу большой нарост. Он в саванне проживает, Места лучшего не знает!
Эта птица любит холод, Но терпеть не может голод. За рыбой в океан ныряет, Поев — на льдину выплывает.
У меня «рука» большая, Что висит на голове. Всё «подручное» хватая, Посылаю в рот себе.
«Кошка» эта, что в лесах, Самая большая. Есть амурская. Живёт – Край свой украшая.
Прослушивание стихотворения С. Маршака «Где обедал, воробей?»
Составь предложение по схеме
Составьте рассказ по картинке
Выучить короткое стихотворение о животном зоопарка Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-150978
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект открытого урока в 3 классе По предмету «Речевая практика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект открытого урока в 3 А классе
По предмету «Речевая практика»
(обучающиеся с ОВЗ по ФГОС у/о вариант 1 )
Учитель Власова Ю.С.
Место и время проведения: (каб. 37, четверг 12.12.1019 г. 4-ый урок – 11:10)
Тема урока: «Какая сегодня погода?»
Цель урока: научить детей понимать смысл и значение информации, содержащейся в прогнозах погоды.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные задачи урока:
Ребята, какой у нас сейчас урок? Правильно – речевая практика.
А для чего нам нужна речь? – правильно, для общения друг с другом.
Назовите последовательность смены времен года.
— Действительно, ответить на этот вопрос не так-то просто. Все знают, что это такое, но не каждый может объяснить. Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться из чего складывается погода.
— Погода может быть теплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего землю, его нагреванием или охлаждением.
— Как вы считаете, погода играет важную роль в жизни человека? Свой ответ докажите.
— Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться? (Надо
посмотреть на улицу, на термометр за окном или на прохожих, а еще можно
узнать о температуре из телевизора, радио, интернета.)
— В зависимости от погоды, люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и
дублёнки, либо в рубашки и свитера. Одеваться надо по сезону, иначе
можно заболеть. А что вы должны сделать, если почувствовали, что
заболели? (Измерить температуру тела.)
— Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться? (Надо
посмотреть на улицу, на термометр за окном или на прохожих, а еще можно
узнать о температуре из телевизора, радио, интернета.)
— В зависимости от погоды, люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и
дублёнки, либо в рубашки и свитера. Одеваться надо по сезону, иначе
можно заболеть. А что вы должны сделать, если почувствовали, что
заболели? (Измерить температуру тела.)
— С помощью чего мы измеряем температуру воздуха?
— Какие термометры вы знаете?
Есть термометры для измерения воздуха в комнате (комнатный), воды (водный), почвы (почвенный). В современном мире люди пользуются цифровыми термометрами.
— Рассмотрим, как устроен уличный термометр. Он состоит из корпуса, шкалы, стеклянной трубочки, наполненной жидкостью. В конце трубочки есть утолщение, которое называется резервуаром. При нагревании жидкость расширяется, выходит из резервуара в трубочку, столбик ее удлиняется, показывая температуру. При охлаждении жидкость сжимается, собираясь из трубочки в резервуар
— Изучим устройство уличного термометра. Работая в парах, изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его части.
— В середине шкалы вы видите ноль. Что он обозначает?
— Что показывают цифры, стоящие выше ноля?
— Ребята, а как предсказывают погоду?
— во многих местах на земле есть метеорологические станции (метеостанции), где ученые наблюдают за погодой
— А Что такое прогноз погоды? Для чего он нужен?
— Откуда люди узнают, какая сегодня погода? Какая погода будет завтра? (- Из телевизора, SMS-сообщений, Интернета, газет, радио. )
— А как телевидение, газета, Интернет узнали о погоде?
— А как телевидение, газета, Интернет узнали о погоде?
Если ответа нет, то…
— Люди, каких профессий занимаются прогнозом погоды? (.- Им передали информацию синоптики)
А теперь немножко отдохнём
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Пять, шесть — тихо сесть. (Сесть за парту.)
— Для чего же нам нужны термометры?
— Что мы имеем ввиду, когда говорим слово «погода?
— Как мы узнавали о погоде?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по предмету «Речевая практика» на тему «Домашние животные»
Конспект урока
по предмету «Речевая практика»
( на основе индивидуальной
образовательной программы
коррекционной школы 8 вида, 3 класс)
Тема «Домашние животные»
Учитель ГК ОУ Ростовской области «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Богачева Эльвира Алексеевна
Урок по предмету «Речевая практика»(3 класс, индивидуальное обучение детей с интеллектуальными отклонениями по программе коррекционной школы 8 вида)
Цели урока:
1.обучение построению логически правильного, развёрнутого рассказа-описания домашнего животного;
2.развитие представлений об окружающем мире, развитие связной речи;
3.воспитание любви к животным
.
Оборудование: картинки с изображениями домашних животных, бумага, клей, а.льбомный лист
1. Организационный момент.
Сегодня нам предстоит удивительно интересная работа: будем учиться тому, как нужно рассказывать о наших «братьях меньших». При этом обязательно нужно стараться выговаривать слова очень правильно, чтобы все понимали, о чём идёт речь.
2.Артикуляционная гимнастика ( логопедическая зарядка).
3.Разгадывание загадок о домашних животных. Комментарий учителя
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (Собака)
Слово учителя. Собака стала жить рядом с человеком раньше всех, и до сих пор она его лучший друг. Предками собак были волки, но постепенно самые дружелюбные из них оставили стаю и поселились к людям.
По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран, овца)
Не спеша шагает с речки, в шубе так тепло, как в печке.
Вот подходит он к избе и зовет хозяев :«Бе»
Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова)
Слово учителя. Предками коров были дикие туры Они стали служить человеку 10 тысяч лет назад. Сначала это животное тоже было объектом охоты, а позже тура стали содержать дома, подобно овцам. Так и появились коровы, сильные, выносливые животные. Они давали вкусное, очень полезное молоко.
Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь)
А на ней щетинка. (Свинья)
А с водой не знается. (Кошка)
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Слово учителя. Предок- нубийская кошка. Время одомашнивания- 9500 лет назад
Кошка, как и собака, предназначена для помощи и общения. Люди полюбили их за то, что пушистики истребляли грызунов. Грызуны наносили огромный ущерб хозяйству, поэтому кошек не выгоняли, а, наоборот, старались подкормить и задобрить. В Древнем Египте даже была богиня кошек Бастет. Интересно, что, в отличие от собак, современные кошки почти не отличаются от своих предков
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел)
Чей пух на фуфайки,
Идет вам, ребятки? (Кролик)
Как корова, но мала,
Правда, тоже есть рога. (Коза)
С бородой родится — никто не дивится. (Козел)
Что есть общего у этих животны х? (Были дикими, стали домашними)
Почему люди приручали диких животных?
С какими из них ты хорошо знакома?
Какую пользу приносят?
Корова дает людям вкусное и полезное молоко.
Собака охраняет, сторожит, специально обученные собаки-поводыри помогают передвигаться слепым людям. Во время войны собаки тоже несли службу наравне с людьми. Сейчас используются при охране государственной границы, а также в полиции.
У овцы мягкая, шелковистая шерсть, из которой изготавливают тёплые ткани.
Лошадь- верный спутник человека на протяжении многих столетий. С появлением машин они уже редко используются как средство передвижения. В настоящее время они помогают людям, ведущим сельское хозяйство, и даже выступают в спортивных соревнованиях.
Кошка-самый ловкий охотник на мышей и крыс.. Эти добрые, ласковые существа отвечают добром на заботу о них, помогают людям пережить одиночество.
Внешние признаки домашних животных
(Демонстрируются картинки с изображением домашних животных)
Перед тобой разрезанная картинка с изображением какого-то домашнего животного. Собрав картинку, ты узнаешь, о каком животном идёт речь.
Игра
Лошадь, сидя на суку, надрывается: «КУ-КУ».
Подойдёт баран к тебе и проблеет громко: «БЕЕ».
Бычок сена стог умял и сказал довольно : «МЯУ».
Кони в поле далеко дружно ржали: «ИГО-ГО!».
А котята, как умеют, жалобно и звонко блеют: « МЕЕЕ!»
Баба Дуся для кота молочка приберегла.
Показалось коту мало, он сказал протяжно: «МЯУ»
Как называются детеныши животных?
Кто кем становится?
Жил – был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок,
А взрослая … (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал … (конём).
Бык, могучий великан
В детстве был … (телёнком)
Толстый увалень баран –
Толстеньким … (ягнёнком).
Ну, а важный кот Пушок –
Маленьким … (котёнком)
Работа с иллюстрацией «Собака».
Сейчас мы попробуем составить описание этого домашнего питомца. В своем рассказе будем опираться на план.
(Учитель для примера составляет рассказ о кошке)
Устный рассказ ученицы по приведённому плану:
1.Описание животного.
2.Повадки собаки.
3.Отношение к хозяину(хозяйке).
Катя, ты правильно ответила на все вопросы. Значит, ты хорошо знаешь своих домашних любимцев, а также сельскохозяйственных животных.
Вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового ты узнала? Чему научилась? Что понравилось больше всего?
Речевая практика 3 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по речевой практике для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), Учебным планом, календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
Рабочая программа по речевой практике для 3 класса образовательного учреждения, осуществляющего деятельность по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена в соответствии с учебником С.В. Комаровой «Речевая практика. 3 класс» М., Просвещение, 2019. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345.
Основная цель обучения речевой практики:
Основные задачи изучения речевой практики:
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы
развитие артикуляционной моторики;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Общая характеристика предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Программа по речевой практике определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики.
Содержание программы отражено в следующих разделах:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Содержание программы отражено в следующих лексических темах: Снова в школу, Мы собрались поиграть, В библиотеке, Играем в сказку, Я дома, Телефонный разговор, Мои друзья, Я за порогом дома, Я зритель, Отправляюсь в магазин, Весёлый праздник, Какая сегодня погода?, В мире сказки, Мир природы.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым Учебным планом и календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2020/2021 учебный год на изучение предмета речевая практика отводится 34 часа в год. Количество часов в неделю, отводимых на изучение речевой практике определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 1 час в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися Программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения Программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения Программы относятся:
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
Предметные результаты освоения Программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту Программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации центральной психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету на конец учебного года.
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
5. Содержание учебного предмета
Снова в школу Добро пожаловать! Мы снова в школе. У нас новые ученики. Успехи и неудачи бывают у каждого. Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал.
Мы собрались поиграть Мы хотели поиграть. Игра «Рыбаки». Наша любимая игра.
В библиотеке Где же взять мне книгу почитать. В библиотеке. Посещение школьной библиотеки.
Играем в сказку Вспоминаем сказку «Маша и Медведь». Инсценировка сказки «Маша и медведь». Вспоминаем сказку «Три медведя». Инсценировка сказки «Три медведя». Составление новой сказки про Машу. Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят». Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди». Инсценировка сказки «Гуси-Лебеди». Знакомство со сказкой «Морозко». Инсценировка сказки «Морозко».
Я дома Мой дом и моя семья. Дома маме помогу. Обмениваемся бытовыми советами. Содержу одежду в чистоте. Вещи в моем шкафу.
Телефонный разговор Я тебе позвоню. Телефонный разговор. Мы разговариваем по телефону. Мой мобильный телефон. Я вызываю пожарных. Я вызываю полицию. Я вызываю скорую. Я звоню в экстренные службы.
Мои друзья Узнай меня! «Свет мой зеркальце, скажи…» Узнай одноклассника! Вместе после уроков. Хочешь со мной дружить? Вместе нам не скучно. Привычки хорошие и не очень.
Я за порогом дома Я пешеход. Правила дорожного движения достойны уважения.
Я зритель Я зритель. Я иду в кино. Мы в кинотеатре.
Отправляюсь в магазин В магазине. Мы в продуктовом магазине. Мы в канцелярском магазине. Мы пришли в магазин.
Весёлый праздник Веселый праздник. Мы идем на День рождения. Приём гостей.
Какая сегодня погода? Погода и мы. Прогноз погоды. Одеваемся по погоде.
В мире сказки Сказка Одоевского «Снегурочка». Инсценировка сказки «Снегурочка». Мастер сказки сказывать.
Мир природы Весенняя прогулка. Учимся понимать животных. Я ухаживаю за своим домашним животным. Моё домашнее животное. Промежуточная аттестация. Мы друзья или враги природы? Здравствуй, лето!
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Основные виды деятельности обучающихся