учреждение донского монастыря в москве
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Донской ставропигиальный мужской монастырь
История
Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор в честь Донской иконы Божией Матери.
В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.
В 1922-25 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов.
Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.
Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.
При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев — Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.
Храмы и часовни
Святыни
Богослужение
В Малом соборе ежедневно полунощница и часы в 7.00, Литургия в 8.00, в 17.00 вечерня и утреня (в среду с акафистом Донской иконе Божией Матери, в воскресенье с акафистом свт. Тихону); по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 в Малом соборе и в 10.00 в Большом, накануне всенощное бдение — в 17.00. В храме прп. Серафима Саровского по воскресеньям Литургия в 10.00.
Внебогослужебная деятельность
При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.
О монастыре
Расписание богослужений
ДОНСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1593-м году, расположен вблизи старой Калужской дороги в юго-западном направлении от центральной части Москвы.
Свое название монастырь получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды неприятеля были изгнаны за стены города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву.
Монастырь основан на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название. Таким образом, между Даниловым и Новодевичьим монастырями постепенно возникла Донская обитель – новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца.
К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом. С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру. На территории обители в 1834 г. располагалось духовное училище, а с начала 1909-го года и школа для обучения послушников.
С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности. В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Монастырь стал последней обителью для философа П. Чаадаева, поэтов М. Хераскова и А. Сумарокова. Здесь нашли упокоение писатель В. Одоевский, историк В. Ключевский и архитектор О. Бове.
В 1930-е годы с Даниловского кладбища в Донской некрополь была перенесена могила художника В.Перова, в 2000-м году здесь же были перезахоронены останки писателя И. Шмелева, а в 2005-м – философа И. А. Ильина и генерала А. И. Деникина. Одно из последних захоронений произошло в августе 2008-го года – на территории старинного некрополя Донской обители был погребен известный русский писатель А. Солженицын.
Донской монастырь
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели — всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».
Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.
Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: « Расступитесь, думный едет!» Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.
В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая. Долгая. »
Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая», которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.
В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.
В этом же Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было — не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.
Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.
Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.
Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.
В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.
В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.
Донской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве, основанный в конце XVI века, является популярным местом среди паломников. Благодаря заступничеству Донской иконы Божьей Матери город был спасен от нападения татарского войска хана Казы-Гирея. Признательный народ заложил монастырь, названный в честь чудотворного образа.
За историю своего существования обитель переживала разные времена, но в наши дни она открыта для верующих, в соборах совершаются богослужения, на территории проводятся реставрационные работы, функционируют иконописная, золотошвейная и реставрационная мастерские, воскресная школа, молодежный клуб. У монастыря есть 2 подворья, одно находится в Подмосковье в поселке Зеленоградский, другое — в Рязанской области в селе Князево.
Верующие стремятся приложиться к святыням, размещенным в соборах и храмах — чудотворным иконам, частицам святых мощей. Монастырь привлекает не только паломников, но и местных жителей и туристов, желающих полюбоваться его архитектурным ансамблем и проникнуться особенной атмосферой, царящей здесь. Большой интерес вызывает и расположенный на территории некрополь — место захоронения видных представителей общества разных времен. Заслуживают внимания и находящиеся в монастыре горельефы исторического здания Храма Христа Спасителя, уничтоженного в 1930-е годы.
Вход в Донской монастырь на google-панораме Москвы:
Расписание богослужений Донского монастыря
Церковные службы в Донском монастыре проводятся ежедневно. Верующие могут посетить братский молебен, часы, Божественную Литургию, Вечернее богослужение.
Расписание богослужений в будние дни:
Накануне церковных праздников проводится Всенощное бдение. В монастыре совершаются Таинства Крещения, Венчания, Соборования.
Некрополь Донского монастыря
На территории Донского монастыря находится и некрополь — место захоронения выдающихся представителей различных сфер — религии, науки, литературы, искусства. Многие посетители отмечают, что несмотря на то, что это кладбище, у них не было гнетущего впечатления от места, ведь оно имеет эстетическую составляющую, многие памятники можно рассматривать как произведения искусства, оформленные мастерски и с душой талантливейшими скульпторами. Здесь можно увидеть плиты из белого камня, пирамиды, урны, вазы, скульптуры ангелов и плакальщиц и целые архитектурно-декоративные композиции.
Кладбище обители считалось аристократическим, ведь здесь находили упокоение видные представители дворян и зажиточных купцов. Среди известных фамилий, которые начертаны на могильных плитах — Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Толстые, Нарышкины и другие. Находятся здесь и могилы известной своей жестокостью помещицы, получившей прозвище Салтычиха, а также ее мужа.
Здесь можно увидеть могилы историка Ключевского, философа Чаадаева, архитектора Бове, писателей Сумарокова, Хераскова, Соллогуба. В некрополе обители покоятся останки родственников поэта Пушкина, драматурга Грибоедова, Льва Толстого. Хоронят в стенах монастыря известных личностей и по сей день, в 2008 году здесь был погребен писатель Солженицын.
Храмы Донского монастыря
На территории обители размещаются:
Малый собор Донского монастыря
Храм в честь Донской иконы Богоматери, именуемый в наши дни Малым собором, был построен в 1593 году. Он стал первой каменной постройкой на территории образованной обители. Существует версия о том, что храм является творением талантливого зодчего того времени Федора Коня. Со временем облик постройки значительно видоизменялся, к нему была пристроена трапезная и приделы, позднее также появилась шатровая колокольня. В 1925 году в трапезной храма захоронили Патриарха Московского и всея России Тихона. В 1991 году в результате поджога в храме его трапезная была практически полностью уничтожена огнем. Во время восстановительных работ были обретены нетронутые мощи патриарха Тихона.
Большой собор Донского монастыря
Был освящен в 1698 году, храм привлекает внимание своей величественностью, при его строительстве использовался красный кирпич. Собор имеет пять глав, стоит он на высоком подклете. При советской власти в нем размещались экспозиции архитектурного музея, благодаря чему сохранились иконостас и росписи. После возвращения собора патриархии в нем проводились масштабные реставрационные работы, которые позволили восстановить в первоначальном облике парадное крыльцо, отреставрировать уникальный иконостас и в целом вернуть собору былое величие.
Храм Серафима Саровского в Донском монастыре
Храм-усыпальница в честь преподобного Серафима Саровского был возведен в 1914 году на территории нового кладбища обители. Его нижний храм освятили в честь святой благоверной Анны Кашинской. В 1920-е годы храм перестроили под крематорий, к слову, первый во всем Советском Союзе. После проведенных работ здание уже ничем не напоминало религиозное сооружение. В середине 1990-х годов храм начали восстанавливать, в наши дни в нем проводятся богослужения.
Иконы и мощи
В обители хранятся чудотворные иконы, частицы мощей и другие святыни. Одной из главных святынь является икона Донской Богоматери, написанная в XVI веке, она размещается в иконостасе Большого собора. У паломников есть возможность поклониться и образу, написанному Феофаном Греком. Он хранится в Третьяковской галерее, но каждый год 1 сентября ее доставляют в обитель для совершения Божественной Литургии.
Также в Большом соборе хранятся святые мощи святителя Тихона. Наиболее почитаемые образы Малого собора — икона Божьей Матери «Знамение», Феодоровская икона Богоматери, написанные в XVIII веке, Донская икона Богородицы XVIII–XIX веков.
История
В 1591 году Москва находилась под угрозой нападения крымско-татарского войска под предводительством хана Казы-Гирея. Правивший тогда царь Федор Иоаннович распорядился об организации вокруг стен города крестного хода с Донской иконой Божьей Матери. После этого ее разместили в походной церкви в месте, где стояло русское войско перед битвой с неприятелем. Между армиями противников произошло несколько локальных сражений, после которых вдруг войско татар охватила паника, что-то внезапно заставило обратиться их в бегство.
Русские посчитали, что помогло заступничество Донской иконы Богоматери, которая и до этого поддерживала русское войско в сражениях. В 1593 году в знак благодарности ей на месте размещения войск перед атакой татар был образован монастырь, на его территории возвели собор в честь чудотворного образа. Обитель выполняла и роль крепости, защищавшей город от нападений со стороны Калужской дороги. Во второй половине XVII века в обители был возведен новый собор, нареченный в честь Донской иконы Богоматери, впоследствии его назовут Большим.
Наряду с ним обитель обзавелась и другими каменными постройками — стенами и башнями. В связи с запретом на захоронения в черте города после эпидемии чумы 1771 года, представителей московского дворянства стали хоронить на кладбище монастыря. Во время Отечественной войны постройки обители не были затронуты пожаром, однако сама она была разорена и разграблена французской армией. После того, как войско неприятеля покинуло город, монастырь начинают возрождать. Обитель связана с судьбой святителя Тихона, который оказался в ней в заключении после событий Октябрьской революции 1917 года.
В 1926 году монастырь закрыли, разогнав и репрессировав его служителей. На территории же размещались антирелигиозный музей, интернат и различные предприятия. В 1930-е годы в обители стал работать музей, посвященный русской архитектуре. Сюда перевезли фрагменты памятников московского зодчества, подготовленных к уничтожению. Так здесь появились горельефы храма Христа Спасителя, бронзовые фрагменты с Триумфальной арки и другие архитектурные формы.
Радостной новостью стало возвращение патриархии Малого собора, ставшего приходским храмом. Полностью же обитель была передана Московской патриархии лишь в 1990 году. На его территории появилось несколько небольших храмов, по сей день ведутся работы по реставрации архитектурного ансамбля, благодаря которым обитель преображается и радует паломников и многочисленных посетителей.
Экскурсии
Самостоятельная прогулка по территории бесплатна. При обители работает паломническая служба, организующая экскурсии по монастырю и другим святым местам. Здесь можно заказать обзорную и расширенную экскурсии, есть и программа, полностью посвященная некрополю. Размер пожертвования за экскурсии — от 1500 руб. с индивидуальной группы. Также проводятся экскурсии для заказных групп, есть льготы для групп школьников, студентов и пенсионеров.
Как доехать до Донского монастыря
Добраться до обители можно как общественном, так и на личном транспорте или на такси.
До Донского монастыря на метро
Ближайшая к обители станция — «Шаболовская», от нее до достопримечательности около 1,5 км. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и дойти до трамвайной остановки, затем следует повернуть направо, двигаясь по улице Шаболовка до пересечения с Первым Донским проездом. Далее нужно повернуть направо и идти прямо, с левой стороны будет виден монастырь, нужно пройти вдоль его стены до ворот, находящихся со стороны Донской площади.
Можно дойти до обители и от станции метро «Ленинский проспект» и от станции МЦК «Площадь Гагарина». Выйдя со станции, нужно идти направо до улицы Вавилова и повернуть налево, следует идти по ней до ее перехода в улицу Орджоникидзе. Затем нужно повернуть налево на улицу Донская и, двигаясь вдоль стены обители, дойти до главных ворот.
Другие варианты
Доехать до монастыря можно и на наземном общественном транспорте, подходящие остановки — «Университет Дружбы народов (ул. Орджоникидзе)» и «Стасовой».
Можно добраться до обители и на автомобиле, от центра города до нее около 5 км.
Еще один вариант — поездка на такси, вызвать машину можно, воспользовавшись приложениями: Яндекс. Такси, Везет, Ситимобил.