Удостоверение водителя автомобиля нового образца
Водительские права нового образца.
В августе 2020 года началась выдача водительских удостоверений нового образца. Дело в том, что старый формат удостоверения не был приведен в соответствие с международными стандартами. Кроме того, претерпел изменение внешний вид ПТС, а в свидетельстве будут прописаны данные о мощности двигателя.
Как же будет выглядеть водительское удостоверение нового образца?
В верхней части лицевой стороны появятся следующие надписи:
· водительское удостоверение
· permis de conduire
· driving licence.
Эти надписи будут сделаны в фиолетовом цвете. Разместятся они именно в такой последовательности.
В случае, если водитель сдает экзамен по практике на автомобиле с АКПП или “вариаторе”, то в выданном водительском удостоверении ставится специальная отметка и законно сесть за руль автомобиля с МКПП он не сможет.
Водительское удостоверение будет изготовлено из многослойного пластика, что обеспечит дополнительную защиту от подделки. Кроме того, в ЦБ РФ одобрена инициатива возможности использования водительского удостоверения как удостоверяющего личность документа (вместо паспорта). Эта практика существует во многих странах мира.
СТС с 2020 года сохраняет свой внешний вид. Добавляется лишь строка о мощности двигателя транспортного средства.
Внешний вид ПТС несколько видоизменится.
Лицевая сторона ПТС будет дополнена новыми записями:
· наличие или отсутствие таможенных ограничений у ТС
· идентификационный номер (может потребоваться при необходимости вызова экстренных служб)
· данные о проводимых ранее проверках касательно данного ТС;
· данные о внесённых в конструкцию ТС изменениях, а также о соответствии данных изменений нормам безопасности;
· год первой регистрации данного ТС в ГИБДД ( данные необходимы в случае, если не обозначен год производства и выпуска)
· данные о ТС, если необходимая информация отсутствует в СТС.
Все изменения в водительских документах актуальны с 1.11.2020г.
Кроме того, водительское удостоверение нового образца имеет специальный микрочип, который является электронным носителем информации. Он включает в себя следующие характеристики и параметры:
· цифровое фото владельца
· электронную подпись владельца;
· отпечатки пальцев владельца;
· основные личные данные владельца, поскольку ВУ можно будет использовать как удостоверение личности.
Электронный чип встраивается с лицевой стороны удостоверения. Он является гарантом дополнительной защиты удостоверения от подделок и надежным способом для подтверждения подлинности данных владельца ТС и документов на автомобиль.
Отметим, что в документах добавляются новые категории ТС:
Tm – водители трамваев.
Tb – водители троллейбусов.
Также, в каждом водительском удостоверении будет содержаться информация о подкатегориях ТС.
Вывод.
Данные изменения направлены на упорядочение данных о ТС и повышения безопасности движения.
Кроме того, водительское удостоверение и ПТС будет снабжено дополнительной защитой от возможности подделки.
Особо важные новшества заключаются в том, что водительское удостоверение, выданное в РФ, будет соответствовать международным стандартам и его можно будет использовать как удостоверение личности.
Водителям начнут выдавать новые права и ПТС. Подробности
Водительские права нового образца начнут выдавать автомобилистам в ГИБДД уже с августа 2020 года. Это следует из проекта приказа МВД России «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении», опубликованного на портале regulation.gov. Как сообщили в пресс-службе ведомства, новый законопроект должен привести форму водительского удостоверения в соответствие российскому законодательству и нормам международного права. С той же целью изменят вид свидетельства о регистрации транспортных средств (СТС). Кроме того, изменится и лицевая сторона паспорта транспортного средства (ПТС).
В верхней части лицевой стороны на правах нового образца будут расположены надписи: «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ», «PERMIS DE CONDUIRE», «DRIVING LICENCE», выполненные сиреневым цветом, размещенные в три строки в указанной последовательности.
Пока в документе не уточняется, будут ли водительские права нового образца дополнены электронными микрочипами. Образец таких продвинутых удостоверений в Госавтоинспекции официально представили в августе 2018 года.
На фоне сообщений о том, что Центробанк одобрил использование водительских прав вместо паспорта в банках для получения ряда услуг, можно сделать вывод, что все-таки документу потребуется дополнительная защита. Эту роль как раз и может выполнить микрочип.
Согласно данным из презентации ГИБДД 2018 года, водительское удостоверение нового образца должно соответствовать требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года. Размеры удостоверения составят 85,6 x 54 мм.
В ведомстве рассказывали, что удостоверения будут изготавливать на пластиковой основе — на многослойной структуре из поликарбоната, верхний и нижний слои которой лазероактивны. На лицевой стороне ВУ расположат защитную фоновую сетку, которая будет переливаться из голубой цветовой гаммы в розовую. На документе напечатают изображение отличительного знака Российской Федерации «RUS», а также выполненный сиреневым цветом знак наличия электронного носителя информации.
В качестве дополнительной защиты от подделки на документ нанесут изображение руля, меняющее при изменении угла зрения цвет из розового на зеленый, а также изображение дороги с линиями горизонтальной разметки, выполненное защитной сеткой, имеющей плавный переход из светло-серой цветовой гаммы в серую. Сзади появится поле размером 14 x 14 мм для нанесения QR-кода, предназначенного для автоматизированного учета и повышения сохранности записей, а также для защиты бланка и произведенных в нем записей от подделок.
В 2018 году представленные образцы документов должны были доработать. Так, на них отсутствовали дублирующие надписи на французском и английском языках «permis de conduire» и «driving licence» — водительское удостоверение. Как уточняли в МВД в беседе с корреспондентом Autonews.ru, разместить на ВУ такую информацию также планировалось.
В целом никакой принципиально новой информации на правах нового образца добавлять не планировали. В списке данных о водителе есть место для указания фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, даты выдачи удостоверения и даты окончания его срока действия и так далее. Зато в ГИБДД рассказывали об особой технической особенности документа — все эти данные обещали записывать на сам чип, информацию с которого инспекторы ГИБДД смогут в дальнейшем считывать при помощи специальных мобильных устройств.
Тем не менее пока нельзя быть полностью уверенными в том, что новые права будут комплектоваться чипами. В МВД в ответ на ранние запросы Autonews.ru уточняли, что работа по организации проведения пилотного проекта по выдаче водительского удостоверения нового поколения, содержащего электронный носитель информации, пока в стадии разработки, и категорически отказывались называть даже примерные сроки. При этом там уточняли, что в случае запуска все документы старого образца будут действительны до момента срока их истечения, а после заменяться на новые.
При всем этом уже известно, сколько будет стоить оформление ВУ с чипами. Так, 3 августа 2018 г. вступил в силу закон о повышении пошлин за оформление ряда основных документов. В нем же прописали, что, согласно изменениям в Налоговый кодекс, за оформление водительских прав нового образца придется заплатить 3 тыс. рублей. Оформление обычных прав по-прежнему стоит 2 тыс. рублей.
Также уже в 2018 году был составлен план закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на 2018–2024 годы.
Согласно пояснительной записке к законопроекту «О водительском удостоверении и свидетельстве о регистрации транспортного средства с электронными носителями информации», в 2018 году планировалось закупить 10 тыс. таких чипов на сумму 2,6 млн руб. Далее — по 18 млн чипов ежегодно. В 2019 году на эти цели закладывали 4,9 млрд руб., в 2020-м — 5,1 млрд руб., в 2021 году — 5,3 млрд руб., в 2022 году — 5,6 млрд руб., в 2023 году — 5,8 млрд руб., в 2024-м — 6,13 млрд руб.
В проекте приказа уточнен перечень сведений, вносимых в форму свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) и паспорта транспортного средства (ПТС). Так, предусматривается дополнение сведений, вносимых в СТС: в обязательном порядке в них будут указывать сведения о мощности двигателя и сроке государственной регистрации, если автомобиль поставили на учет на ограниченный срок. Уточняется перечень сведений, вносимых в графу «Особые отметки» ПТС, а лицевая сторона ПТС теперь будет содержать больше информации.
В документ добавят следующие сведения:
Проектом приказа требования к паспорту транспортного средства, вступающие в силу с 1 ноября 2020 года, дополняются порядком оформления паспорта взамен утраченного, в отношении транспортного средства, не состоявшего ранее на государственном учете. При этом ранее изготовленные бланки паспортов транспортных средств и свидетельств о регистрации транспортных средств текущего образца будут использовать до тех пор, пока их запас не закончится.
Сейчас документ проходит процедуру оценки на правительственном портале. Согласно пояснениям к законопроекту, изменяя нужны, чтобы привести отдельные нормы нормативных правовых актов, регламентирующих требования к образцу водительского удостоверения, в соответствие требованиям ч. 2 ст. 11 закона «О государственной регистрации транспортных средств» и положениям Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Сейчас отдельные нормы, а также вид текущих российских прав этим двум важным документам не соответствует. Решить эту проблему, согласно оценке ведомства, можно только при внедрении предложенных изменений.
Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.
Таблица категорий водительских прав в 2022 году
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
С1E | Средние грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Водительские права категории А
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2022 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Подкатегория А1
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Водительское удостоверение категории В
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.
Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:
1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).
Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
Подкатегория B1
В 2021 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.
Обратите внимание, «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С
Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.
Подкатегория С1
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.
Водительское удостоверение категории D
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.
Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.
Подкатегория D1
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Категория E
В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью «Перенос категории E в новые права».
Категория M
Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.
Категории Tb и Tm
В 2022 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.
Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.
Как открыть новую категорию прав?
Довольно часто у водителей возникает вопрос: «Как добавить в права дополнительную категорию?». На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.
Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:
Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца
Категории в водительском удостоверении нового образца указаны на обороте документа — их 16. Эти категории нужны, чтобы подготовка водителей точно соответствовала транспорту, на котором они будут ездить. Рассказываем о категориях прав 2021 года, как их получить и сколько это стоит.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Новые категории водительских прав в 2021 году
В 2021 году новых категорий не появилось. C 2013-го действуют 6 новых категорий в правах:
Как выглядит новое водительское удостоверение
Внешний вид. Первые российские права были желто-розовыми, двух видов:
С 2009 года выдают новые ламинированные права 85,6×54 мм, они розовые.
Данные о водителе. Вот что есть в документе:
На лицевой стороне удостоверения основная информация о водителе
Сзади информация об открытых категориях и крупный номер прав. Отметка AS позволяет водить мототранспорт, у которого сиденье и руль, как у машины
Расшифровка водительского удостоверения нового образца
Категория | Вид транспорта | Вес прицепа |
---|---|---|
М | Мопед | — |
А | Мотоцикл | — |
В | Машина до 3,5 т и до 8 мест | до 750 кг. Более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 3,5 т |
С | Грузовик массой более 3,5 т | до 750 кг |
D | Автобус от 8 мест | до 750 кг |
Тм | Трамвай | — |
Tb | Троллейбус | — |
М | ||
Вид транспорта | Мопед | |
Вес прицепа | — | |
А | ||
Вид транспорта | Мотоцикл | |
Вес прицепа | — | |
В | ||
Вид транспорта | Машина до 3,5 т и до 8 мест | |
Вес прицепа | до 750 кг. Более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 3,5 т | |
С | ||
Вид транспорта | Грузовик массой более 3,5 т | |
Вес прицепа | до 750 кг | |
D | ||
Вид транспорта | Автобус от 8 мест | |
Вес прицепа | до 750 кг | |
Тм | ||
Вид транспорта | Трамвай | |
Вес прицепа | — | |
Tb | ||
Вид транспорта | Троллейбус | |
Вес прицепа | — |
Подкатегории водительских прав
Категория | Вид транспорта | Вес прицепа |
---|---|---|
А1 | Мотоцикл с двигателем не более 125 см³ | — |
В1 | Трицикл или квадрицикл | — |
С1 | Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т | до 750 кг |
С1Е | Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т | более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т |
D1 | Автобус на 8-16 мест | до 750 кг |
D1E | Автобус на 8-16 мест | более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т |
А1 | ||
Вид транспорта | Мотоцикл с двигателем не более 125 см³ | |
Вес прицепа | — | |
В1 | ||
Вид транспорта | Трицикл или квадрицикл | |
Вес прицепа | — | |
С1 | ||
Вид транспорта | Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т | |
Вес прицепа | до 750 кг | |
С1Е | ||
Вид транспорта | Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т | |
Вес прицепа | более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т | |
D1 | ||
Вид транспорта | Автобус на 8-16 мест | |
Вес прицепа | до 750 кг | |
D1E | ||
Вид транспорта | Автобус на 8-16 мест | |
Вес прицепа | более 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 12 т |
Расшифровка водительских категорий нового образца для езды с прицепом
Категория | Вид транспорта | Вес прицепа |
---|---|---|
ВЕ | Машина до 3,5 т | более 750 кг, при этом масса машины с прицепом более 3,5 т |
СЕ | Грузовик более 3,5 т | более 750 кг |
ВЕ | ||
Вид транспорта | Машина до 3,5 т | |
Вес прицепа | более 750 кг, при этом масса машины с прицепом более 3,5 т | |
СЕ | ||
Вид транспорта | Грузовик более 3,5 т | |
Вес прицепа | более 750 кг |
Как открыть новую категорию прав
Достичь 16-21 года и получить нужный стаж. Получить права может водитель определенного возраста и с нужным стажем вождения — других ограничений нет. Условия такие:
Категория | Условие |
---|---|
М, А1 | от 16 лет |
А, В, С, В1 и С1 | от 18 лет |
D, Tm, Tb и D1 | от 21 года |
BE, CE и DE | стаж вождения с категориями |
В, С и D — год | |
C1E и D1E | стаж вождения с категориями |
С, D или С1, D1 — год |
М, А1 | |
Условие | от 16 лет |
А, В, С, В1 и С1 | |
Условие | от 18 лет |
D, Tm, Tb и D1 | |
Условие | от 21 года |
BE, CE и DE | |
Условие | стаж вождения с категориями |
В, С и D — год | |
Условие | |
C1E и D1E | |
Условие | стаж вождения с категориями |
С, D или С1, D1 — год | |
Условие |
Пройти обучение в автошколе. Знания и количество часов обучения для разных категорий отличаются. Например, обучение на категорию «А» занимает около 130 часов, а на категорию «D» — почти 300. Обучение на категорию «В» займет 190 часов.
В зависимости от категории цена обучения меняется: чем сложнее и крупнее техника, тем больше навыков управления придется освоить. Плюс стоимость горючего — мотоцикл будет потреблять за час учебной езды меньше топлива, чем КАМАЗ с прицепом. Вот средние цены на обучение в Москве:
Категория | Цена, руб. |
---|---|
М | 8000 |
А | 22 000 |
В | 19 000 |
ВЕ | 18 000 |
С | 40 000 |
СЕ | 20 000 |
М | |
Цена, руб. | 8000 |
А | |
Цена, руб. | 22 000 |
В | |
Цена, руб. | 19 000 |
ВЕ | |
Цена, руб. | 18 000 |
С | |
Цена, руб. | 40 000 |
СЕ | |
Цена, руб. | 20 000 |
Сдать экзамен в ГИБДД. Экзамен состоит из трех частей:
Если ученик пройдет все испытания успешно, то в тот же день получит права.
Какие категории прав открываются автоматически. Если гражданин уже получил права категории «А», «В» или «С», ему автоматически открываются подкатегории. Такое возможно, если водитель получил права до введения подкатегорий — до 5 ноября 2013 года.
Категория | Подкатегория открывается автоматически |
---|---|
А | А, В1 с мотоциклетным сиденьем и рулем |
В | В1 |
С | С1 |
D | D1 |
CE | C1E |
DE | D1E |
А | |
Подкатегория открывается автоматически | А, В1 с мотоциклетным сиденьем и рулем |
В | |
Подкатегория открывается автоматически | В1 |
С | |
Подкатегория открывается автоматически | С1 |
D | |
Подкатегория открывается автоматически | D1 |
CE | |
Подкатегория открывается автоматически | C1E |
DE | |
Подкатегория открывается автоматически | D1E |
Чем грозит несоответствие удостоверения типу ТС
Езда без открытой категории равнозначна движению без прав. За это положен штраф — от 5000 до 15 000 рублей.
Конечную сумму штрафа определит работник ГИБДД, который будет рассматривать дело. Если водителя уже штрафовали за такое нарушение или он систематически нарушает правила, штраф выпишут максимальный.