углич спасо преображенский собор роспись
О чем молчат фрески Углича
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Среди огромного количества храмов, украшающих город, выделяется храм царевича Димитрия «на крови», который стоит на высоком берегу Волги на территории Угличского кремля, ставшего ныне государственным музеем.
Храм этот был построен в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых, в память о гибели царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего из рода Рюриковичей.
О чем же говорят эти фрески? Внимательно, шаг за шагом, сцена за сценой рассматриваем мы росписи, в подробностях описывающие те давние события.
В жаркий субботний полдень 15 мая 1591 года нянька царевича Василиса Волохова уговаривает Марию Нагую отпустить сына погулять во дворе. Получив разрешение, она вместе с царевичем спускается с крыльца.
Но его помощники Никита Качалов, племянник старшего думного дьяка Михаила Битюговского и сын его Данило, прятавшиеся под лестницей, довершают дело дело — они убивают царевича. Это видит звонарь соборной колокольни Федот Афанасьев по прозвищу Огурец. Он бежит на колокольню и звонит в колокол — над городом звучит набат.
Угличане, поднятые набатом, сбегаются на территорию царицыного двора и видят: на земле истекает кровью царевич, рядом в слезах убивается его кормилица Арина Тучкова.
Потрясенные увиденным угличане устроили жестокую расправу над виновниками злодейского убийства. Без суда и следствия забиты были камнями государевы люди, присланные Годуновым, их тела сброшены в кремлевский ров.
В Москву на царский двор отправляются гонцы с печальной вестью: «на Угличе не стало царевича». Через четыре дня в Угличе появляется государственная комиссия, которую возглавлял боярин Василий Шуйский, будущий русский царь. В течение двух недель было допрошено около 150 человек, и после того, как завершено было следствие, в Москву был сделан доклад: «Царевич погиб Божьим Промыслом».
Тобольский воевода удивился такому арестанту и записал в своей книге: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол был без креста, и его повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. Лишь только по указанию императора Александра Третьего 21 мая 1892 года на пароходе московской фирмы «Самолет» колокол вернулся в родной город.
Царевич Димитрий был погребен в Спасо-Преображенском соборе города Углича, расположенном здесь же, на территории княжеского дворца. Мария Нагая за недосмотр за ребенком была пострижена в монахини угличского Богоявленского монастыря с именем Марфа.
А история царевича на этом не заканчивается. В 1598 году умирает бездетный царь Федор Иоаннович, и земский собор избирает царем Бориса Годунова. Но триумф нового царя продлился недолго. В 1604 году в Польше объявляется самозванец, утверждавший, что в Угличе был убит не царевич, а кто-то совсем другой. Армия этого самозванца с триумфом проходит по всей России и подступает к Москве. Вызванная из северного монастыря Мария Нагая признает в самозванце своего чудом спасшегося ребенка. По рассказам иностранных гостей, «мать с сыном, взявшись за руки, вместе вступают в Москву».
Недолго царствовал самозванец на московском троне. В народе зрело недовольство новым царем, гнушавшимся русских обычаев. В апреле 1606 года Лжедмитрий был убит. Новым русским царем становится Василий Шуйский, тот самый, который пятнадцать лет назад подписал акт о несчастном случае с царевичем Димитрием. В Углич вновь прибывает правительственная комиссия, которую возглавляет митрополит Филарет и которая должна достоверно доказать, что пятнадцать лет назад был убит именно царевич и что тело его покоится там, где и было захоронено — в Спасо-Преображенском соборе, в родовой усыпальнице угличских князей.
28 мая 1606 года тело царевича выносят из Спасо-Преображенского собора и на руках, на специально сделанных для этого носилах, несут в Москву. Огромные толпы людей двинулись вслед за царевичем. Это был большой крестный ход. На окраине города в течение суток прощались угличане с телом царевича.
Перед Москвой процессию встречает Василий Шуйский, Мария Нагая, в очередной раз признавшая в убиенном отроке своего сына. Царевич Димитрий был торжественно захоронен в Архангельском соборе Московского кремля. 3 июня 1606 года царевича Димитрия причислили к лику святых.
Росписи Т.А. Медведева в Спасо-Преображенском соборе
Во многих городах есть наиболее значимые главные достопримечательности, которыми принято гордиться, которые непременно в первую очередь посещаются туристами. В Угличе среди многочисленных архитектурных и исторических памятников выделяется Кремль – территория древней крепости, где расположены такие знаковые для нашего города здания, как Палата дворца удельных князей, церковь Царевича Димитрия и Спасо-Преображенский собор.
Не только древней историей примечательны эти здания. Церковь Царевича Димитрия и Преображенский собор – одни из немногих храмов Углича, где уцелело внутреннее убранство. В них по-прежнему можно видеть иконостасы и росписи, и они ценны не менее, чем сами здания. Они обладают самостоятельной историей, которая порой плохо изучена, таит множество загадок и перспектив открытий.
Входя в Спасо-Преображенский собор, мы видим росписи, выполненные в 1810-1811 гг. замечательным живописцем Тимофеем Алексеевичем Медведевым, расписавшим десятки храмов многих городов и сел, чьи известность и признание в конце жизни достигли Петербурга. Истории создания росписей в угличском соборе и хотелось бы коснуться в этой статье, тем более что она рассматривалась лишь выдержками и отрывочными эпизодами.
Спасо-Преображенский собор был построен в 1700-1706 гг. Очевидно, вскоре он был расписан. О первых росписях неизвестно немного – сообщается, что это было «стенное писание в клеймах», что оно было поновлено осенью 1791 г. Но позднее росписи приходят в негодность. По словам одного из документов «в оной Соборной Церкви от долговременности стенное письмо обезобразилось совершенною ветхостью».
Известный благотворитель угличский купец 1-й гильдии Дмитрий Васильев Кожевников, видя плачевное состояние росписей главного городского храма, движимый усердием, в 1806 г. жертвует 1000 рублей «на зделание вместо обветшавшаго новаго стеннаго письма греческаго, которое по самой справедливости для благовидности храма усовершенствовать необходимо».
Пожертвование было сделано, договоренность достигнута, но дело так и не двигалось с места. Весной 1809 г. Д.В. Кожевников решает пожертвовать еще 2000 рублей, но при этом ставит следующие условия: 1) «ежели сего году в начале сей весны приступлено будет к написанию со окончанием в два года всего в соборной холодной церкви стеннаго писма лучшим греческим написанием» и 2) если найдутся другие усердствующие граждане, которые по подписке соберут оставшиеся 2000 рублей.
После данного письменного объявления городской голова Афанасий Михайлов Бовыкин 12 апреля 1809 г. обращается к горожанам с уведомлением и призывом сделать пожертвования: «Господа Купцы, равно посадские и всех состояниев жители, Православные Христиане, имеющие ко Святой Соборной Церкви сыновнее усердие… общественной Святый Храм украшением не остановить, которой во все грядущие времена способствовавших оному не оставит приличным воспоминанием».
Далее следуют подписи некоторых горожан: «Усердствую Тихон Ожегов 15 рублев. Жертвую Иван Трегубов 25 рублев. Усердствую подать Иван Дмитрев Скорняков 10 рублев…»
Протоиерей собора Николай Федоров уведомил о ранее сделанных пожертвованиях – в 1801 г. по приказанию покойного угличского купца Федора Григорьева Кочурихина было дано 300 рублей для починки в соборе стенного письма. Купец Иван Степанов Гнидин дал еще 60 рублей.
Были пожертвования и от дворян – городничего и нескольких офицеров – по 5 рублей. Но сумма оставалась недостаточной, и городской голова А.М. Бовыкин в октябре 1809 г. вновь обращается к обществу купцов и посадских и к почтеннейшему Господ Благородных обществу с призывом «возобновить и привесть в приличное достояние» соборный храм.
В результате всех этих мер в наличии оказалась собранная от доброхотных дателей сумма 3700 рублей. Желая восполнить недостаток средств, протоиерей с братией и староста решили выдать из соборной суммы 1300 рублей, которые, очевидно, составляли почти все наличные деньги храма. На это 10 ноября 1809 г. было получено разрешение Ярославской Духовной Консистории, а 22 декабря – от Угличского Духовного Правления.
«…в Угличской Соборной Преображения Господня Церкве написать вновь стенное писмо самым лучшим художеством греческаго искусства по изданному от меня плану с таким расположением:
Во-первых, обив в той Соборной Церкве старое стенописание, зделать мне подготовку из собственнаго моего материала…
Во-вторых, изготовя на свой кочт самыя лучшия и прочныя краски с превосходством, а, по крайней мере, не хуже, каковыя употребляемы были на стенописание в угличской Успенской церкве, так же золото червонное перваго номеру шеснатцати тетратное и прочия принадлежности, какия потребны быть имеют к стенописанию и развода краски на воде, начать мне самому оное стенописание с своими лучшими художниками, имеющими у себя указные пашпорты сего 1810-го года, в течение Маия месеца и окончить оное чрез течение двух лет, то есть сего тысяща восемьсот десятаго и будущаго тысяща восемьсот перваго надесять годов и в продолжении оной работы быть мне Медведеву навсегда неотлучно».
Далее говорилось о содержании росписей, количестве клейм, денежных выплатах и ответственности за качество работы, которая и была завершена в срок – 18 октября 1811 г., о чем сообщается в храмоздательной летописи на откосе южного окна.
Как известно, значительная часть биографии Тимофея Алексеевича Медведева была связана с Угличем: здесь он женился вторым браком, здесь длительное время проживала его семья, рождались дети. Первой известной его работой в Угличе являются росписи в церкви Петра и Павла, выполненные примерно в 1802-1803 гг., далее последовали Успенская церковь и Преображенский собор. Также известно о написании икон в 1812 и 1813 гг. для церквей Царевича Димитрия «на поле» и Филипповской.
Параллельно с этими работами и далее выполняются многочисленные заказы в Ярославле, Ростове, посаде Большие Соли, Мышкине и многих других местах. Завершением творческой биографии стали работы в петербургских храмах Смольного монастыря и лейб-гвардии Измайловского полка, в которых он и трудился до кончины в 1835 г.
Немногое из творческого наследия Тимофея Медведева, его братьев Епифана и Василия сохранилось до нашего времени. Жестокие вихри, трагическое лихолетье ХХ века уничтожили и храмы, и великолепные росписи – в лучшем случае остались лишь упоминания и старинные фотографии. В настоящее время наиболее известными и хорошо сохранившимися работами Тимофея Медведева, очевидно, являются росписи Спасо-Преображенского собора Углича и Успенского собора Мышкина (1829-1832 гг.). Прославленный мастер внес свой весомый вклад в культурное достояние двух городов.
(Газета «Угличанин». № 45 от 16 ноября 2016 г.)
История Спасо-преображенского собора в Угличе: с Х века до наших дней
Одна из известнейших достопримечательностей Углича — Спасо-Преображенский собор. Деревянный храм, стоявший на месте сегодняшнего, является одним из древнейших храмов на Руси.
История собора
Строительство деревянного храма
Согласно легенде, первый деревянный храм на мысу реки Волги, там где сейчас стоит собор, установивший границы Угличского кремля, построил князь Борис на стыке 10-11 веков.
Древнейший предшественник церкви строился во имя святых равноапостольных Константина и Елены и был деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине 13 века при князе Константине Всеволодовиче был построен Спасо-Преображенский собор из дерева. Константино-Еленинская церковь при этом или продолжила свое существование в роли приписной к нему, или же была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма.
Возведение каменного здания
Каменная история собора началась при князе Андрее Васильевиче Большом, брате Московского Ивана III, известного также под именем Андрея Горяя. Он за 30 лет своего правления отстроил Углич так, что он был похож на столичный город Европы.
Историческая судьба
Спустя век в Смутное время в соборе был захоронен погибший в Угличе царевич Димитрий.
В 1611 г. в ходе штурма города поляками, в церкви спрятались многие жители. Ворвавшиеся враги всех убили, а собор подожгли изнутри. Когда поляки отступили, храм восстановили самым первым среди всех остальных церквей Углича. Заново украсили иконами и росписями. Но со временем собор обветшал, его стены потрескались от огня.
В конце 17 века угличане обратились к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор.
В 1730 году рядом с церковью была возведена новая колокольня, определяющая силуэт кремлевского ансамбля Углича при виде на него с Волги.
В 1827 году отстроили и освятили престолы: придельные — в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского, главный — в честь Богоявления.
В 1830—1840 гг. перемены коснулись фасада святыни. Очевидно было, что главным фасадом должна быть обращенная к торговой площади и Ростовской улице южная сторона храма. И во второй трети 18 века ее главная роль была увековечена при помощи четырехколонного портика. С западной и северной стороны собора появились оригинальные очертания парапетов и Похвальский придел.
Современное положение
В 1929 г. собор закрыли и передали музею. С этого момента началась новая эра истории собора – храм стал использоваться как помещение для различных экспозиций.
В 1985—2009 гг. в соборе размещалась экспозиция древнерусского искусства, был доступен для экскурсий дошедший до нас облик части храма.
С 1990-х гг. в храме периодически совершались службы. А с 2004 г. и по настоящее время службы проходят каждое воскресенье и в праздники.
Месторасположение церкви
Церковь расположена на правом берегу Волги. Адрес: г.Углич, Кремль, дом 3.
Архитектура и убранство сооружения
Внешний вид
Кубический объем святыни украшен традиционным пятиглавием. С запада и востока одинаково расположены небольшие апсиды и парапеты, которые зрительно связывают здание дорожкой из городков.
Прилегающие части создают эффект плавного ступенчатого нарастания.
Фасад здания
Здание имеет выраженный главный южный фасад, с которого открывается вид на город, а раньше с данного фасада можно было увидеть центр города. Двухъярусность, трехчастность, обманчивые закомары и искусственное пятиглавие не подходят единому внутреннему пространству, перекрытому сводом. Эти композиционные приемы — воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-купольного храма.
Внутреннее оформление
Интерьер храма необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером 14×14 метров и высотой около 17 метров.
Легкая, почти парящая конструкция столь обширного помещения без несущих опор была большим достижением строителей. Обширное пространство, гладкие стороны стен содействовали лучшему приятию живописи.
Потолок собора плоский, но, благодаря оригинальной работе мастера, кажется, что он полукруглый и объемный
Роспись собора
В 1813 году церковь была расписана снова под руководством крепостного живописца и художника Тимофея Медведева.
Художники поменяли традицию древнерусской стенописи на академическое искусство. 55 композиций, обходящих в 4 яруса стены, выполнены по образцам барокко и позднего Возрождения. Каждая сцена из евангельских притч — отдельная картина, заключенная в изображенную на стене раму. Такой принцип росписи, похожий на дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства.
Главный сюжет храма — «Преображение» со сценой излечения бесноватого — это копия с картины Рафаэля.
Позднее произведение великого художника привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и мимики. Провинциальный художник (вероятно, сам Медведев) преувеличил эти черты. Мимика местами утрированна, резкий цветовой контраст вызывают порой чувство противоречия. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит зрительным и смысловым центром убранства.
Роспись находится напротив входа в церковь на северной части стены. Поэтому, в отличие от обычной в христианских церквях ориентации на восток, здесь не менее значительна ось север-юг, обозначенная наличием входа на южной стороне фасада.
Иконостас
Огромное и важное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас 1860-х годов. Он сохраняет формы нарышкинского барокко, однако не достигает их. Убывающие колонки по ярусам, обвитые лозой, раскрепованые карнизы, наполненные узором фризы — это все богатые обрамления икон.
Более старые иконы находятся на нижних ярусах. «Покров Богоматери» из данного ряда — явный образец живописи ярославской школы второй половины 17 века. К произведениям этой же школы относится праздничный чин, написанный в начале 18 столетия.
Большая часть икон написана в 19 веке. Прекрасно видимые силуэты, размеренность, общее плавное движение к центру сообщают живописи иконостаса композиционное единство, поддерживают взаимодействие с архитектурными делениями, а сверкающий блеск позолоченной резьбы объединяется с золотыми фонами икон.
Святыни храма
Образы Богоматери и Спасителя по сторонам Царских врат в алтарь вызывают недоумение — настолько непривычное облачение на святых.
Также имеются икона «Богоматерь Ильинская» и икона «Спас Вседержитель» (около 1706 г. Чернигов). Образы на иконах — произведения украинского барокко. Они помещены в иконостас в начале 18 века, когда ростовскими митрополитами были выходцы из Малороссии
Колокольня
В ансамбль Спасо-Преображенского собора входит отдельно стоящая колокольня, высота которой почти 40 метров. Отстроили это сооружение, состоящее из 3 подряд уменьшающихся восьмиугольников, в 1730 году. Завершается колокольня золоченым куполом, а в центральном ее ярусе в 1984 году местными часовщиками были установлены часы с электронным механизмом, которые отмечают своим боем каждые 30 минут. Часовой механизм работал на колокольне и ранее — с 18 до конца 19 века. Он законсервирован и хранится на ярусе колокольни и сейчас.
Престольные праздники
В храме проходят богослужения в честь нескольких праздников:
Как проходят богослужения
Сегодня тысячи людей ежедневно могут посещать святую обитель.
Расписание богослужений простое и краткое. Они проводятся каждое воскресенье.
Собор открыт для посещений с 8.00 до 21.00 для всех желающих, чье сердце открыто Богу. Также многие гости города посещают храм с туристической целью.
Как добраться до церкви
Добраться до Спасо-Преображенского собора в Угличе можно на автобусах №1, 1а, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 51, 62, 114, 117, 118, 118а. Рядом со святыней автовокзал, а также автобусные остановки: Успенская площадь, Ростовская улица.
Видео о храме
В данном видео мы можем увидеть каждый уголок храма и погрузиться в его историю.
А в этом видео можно услышать перезвон колоколов.
Спасо-Преображенский собор – главный храм Углича
Древняя церковь занимает особое место среди соборов и храмов Углича. Она стоит на территории кремля и имеет статус кафедрального собора местной епархии. Туристы приезжают в Спасо-Преображенский собор, чтобы полюбоваться красивой архитектурой и увидеть живописные фрески, которые выполнили местные художники в стиле итальянских живописцев эпохи Возрождения и барокко.
Содержание:
История храма
Первую церковь на берегу Волги построили во второй половине XV века одновременно с княжеским дворцом. Это случилось, когда угличскими землями правил удельный князь Андрей Васильевич Большой, прозванный Горяем. Хотя храм был сделан из дерева, он простоял больше 220 лет.
Вид Спасо-Преображенского собора с противоположной стороны Волги
В 1710-е годы крепостные мастера князя Голицына под руководством зодчего Григория Федорова возвели новый каменный собор. О первых росписях ничего не известно, но сохранились сведения, что в 1813 году стены храма были расписаны заново бригадой мастеров под руководством крепостного изографа Тимофея Медведева.
В XIX веке здание капитально перестроили. Южный портик, паперть и Похвальский придел были оформлены в классическом стиле.
Вид Спасо-Преображенского собора со смотровой площадки у отеля «Волжская Ривьера»
В 1929 году старинную церковь закрыли и передали угличскому музею. С 1990-х годов здесь стали проводить богослужения. Сейчас церковные службы в соборе проводят регулярно – по воскресеньям и в праздничные дни.
Архитектурные особенности
Вид Спасо-Преображенского собора от отеля «Волжская Ривьера»
Небольшой пятиглавый храм – настоящая находка местных мастеров и заметное украшение «Золотого кольца» России. Старинный собор выполнен в лучших традициях ярославского зодчества XVII века и «нарышкинского» барокко, отличается монументальностью и простой форм. Лаконичный кубический объем завершает декоративное пятиглавие. Фасады отделаны пышным белокаменным порталом, тонкими полуколонками, балясинами и наличниками с фигурными сандриками.
Центральный купол не имеет опорных колонн, поэтому интерьер собора необычен. Просторный зал размерами 14 на 14 м имеет высоту 17 м. Кажется, что легкое перекрытие без промежуточных опор парит в воздухе.
Вид Спасо-Преображенского собора со стороны церкви Царевича Димитрия на крови
К южному фасаду выведен портик, пристроенный выходом к городу и оформленный в стиле классицизма. С юга собора стоит колокольня высотой 37 м, построенная в 1730 году. Первый часовой механизм на ней был поставлен в XIX веке, в 1980-е годы его заменили на новый. На колокольню ведет крутая лестница, а сверху открывается чудесный вид на город.
Внутри храма привлекает внимание огромный шестиярусный иконостас 1860 года. Здесь хранятся иконы XVII-XIX веков, которые были созданы местными изографами. Более старые иконы расположены на нижних ярусах иконостаса.
Вход в Спасо-Преображенский собор
Росписи
Главная достопримечательность Спасо-Преображенского собора – росписи начала XIX века, которые выполнены в академической манере. Композиции на ровных стенах расположены в четыре яруса и посвящены самым известным притчам из Евангелия. Каждая из 59 сцен имеет раму и напоминает на отдельную картину.
Фрески выполнены клеевыми красками. Художники обладали высоким уровнем мастерства, поэтому росписи выглядят ярко и экспрессивно. Главный сюжет «Преображение» копирует картину Рафаэля, оригинал которой хранится в Ватикане.
Роспись в Спасо-Преображенском соборе
Полезная информация для туристов
Спасо-Преображенский собор – действующий православный храм и музей. Внутри можно увидеть коллекцию древнерусской живописи. Разовый билет для взрослых стоит 70 рублей: а для студентов – 65 рублей. Единый билет на осмотр всего кремля и собора – для взрослых 450 рублей, для студентов – 400 рублей, а для школьников – 350 рублей (2021).
Как добраться
Купола Спасо-Преображенского собора
Храм стоит на территории кремля в пяти минутах ходьбы от автобусного вокзала Углича. Туристы, которые приехали на поезде, добираются до собора на такси или городских автобусах.