уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Уголок развития речи в детском саду

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Цель речевых упражнений — развитие мимических и артикуляционных умений

Оформление речевого уголка своими руками

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия

Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

Вариант оформления речевого уголка — видео

Пример оформления речевого уголка в средней группе — видео

Паспорт речевого уголка

Примерный шаблон паспорта речевого уголка:

Фрагмент паспорта уголка по развитию речи: наглядно-дидактические и демонстрационные материалы — таблица

Рассказы по картинкам (наглядно-дидактическое пособие)• Зима 1.
• Весна 1.
• Лето 1.
• Осень 1.
• Профессии 1.
Демонстрационный материал• Зимующие и кочующие птицы 1.
• Домашние животные 1.
• Расскажи про детский сад 1.
• Посуда 1.
• Дикие животные и их детёныши 1.
• Семья 1.
• Фрукты 1.
• Овощи 1.
• Карточки-рисунки машин специального назначения 1.
• Карточки-рисунки на тему; времена года; сказки; одежда 1.

Как назвать уголок развития речи

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Традиционное название отражает направление развития детских способностей в уголке

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Уголок назван по имени одушевлённого персонажа — зайца Говоруши

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Смешные названия привлекают детей к изучению уголка

Средства оформления речевого уголка

Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.

Таблички и эмблемы — фотогалерея

Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.

Картинки — фотогалерея

Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.

Стенд — фотогалерея

Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников. Поскольку содержание стенда постоянно обновляется, рекомендуется сделать пластиковые ячейки или использовать магнитную доску в качестве стенда (закрепление информационных листов и картинок канцелярскими кнопками небезопасно, особенно, в младших группах).

Одушевлённый персонаж — фотогалерея

Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.

Содержание речевого уголка в детском саду

Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Мебель для уголка выбирается экологически безопасная и удобная для детей

Оборудование в уголке развития речи:

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Большое зеркало дополняет рабочее место в уголке и необходимо для самоконтроля выполнения артикуляционных упражнений воспитанниками

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

В речевом уголке дети просматривают видеоматериалы с целью обсуждениях показанной темы, сюжета

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Магнитная доска используется для выполнения заданий воспитанниками и демонстрации педагогом иллюстраций

Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития — таблица

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Для разыгрывания диалогов в речевом уголке пригодятся наборы сказочных персонажей

Эскизы оформления речевых уголков

Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам. Зона сенсорики содержит безопасные элементы.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Расположение материалов для самостоятельного изучения должно быть удобно для малышей

В средней группе речевой уголок дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Азбука и букварь — первые учебники», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и др. Игровые и развивающие материалы (в том числе по сенсорике) хранятся в шкафу.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Выставка для побуждения к речевой деятельности занимает центральное место в уголке

В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенгазеты, стенд, плакаты, картотеки упражнений) и магнитной доской для выполнения заданий.

уголок обучения грамоте в детском саду оформление

Детям 5–7 лет интересно работать с магнитной доской, играть в настольные игры

Работа в уголке развития речи

Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников — игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).

Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.

Источник

Консультация для воспитателей «Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ»

уголок обучения грамоте в детском саду оформление Елена Попова
Консультация для воспитателей «Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

1. Формирование фонематического восприятия и слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.

4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголканеобходимо учитывать:

• соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;

речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;

• важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, содержащемуся в уголке;

• игровой материал должен быть доступным для ребенка;

• неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

• не следует перегружать уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки,детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации, звуковички («домики») гласных и согласных звуков ;

индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа: схемы слов, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова;

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схемы слов)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Требования к содержанию речевых центров

в разных возрастных группах

Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей,а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);

• Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

• Картинки с простыми сюжетами и действиями

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

• Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

• Игровизоры, игрушки – телефоны.

• Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»

• Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

• Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.

• Игры для развития ручной умелости.

• Картотека речевых игр.

• Открытки о родном городе.

Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

• Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).

• Открытки для рассматривания.

• Портреты писателей в соответствии с программой

• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

• Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»

• Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

• Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.

• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

• Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму

• Игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Открытки о родном городе, крае.

• Предметы быта и старины.

Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему

• Портреты писателей в соответствии с программой

• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

• Портреты художников – иллюстраторов.

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

• Азбука букв различной фактуры.

• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

• Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

• Игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).

• Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.

• Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).

• Карта России, где отмечены флажками города.

Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.

• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

• Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).

• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.

• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».

• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.

Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ МАДОУ ЦРР детский сад 215 «Капельки солнца» Г. Саратов «Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в.

Консультация для воспитателей «Ошибки в организации проектной деятельности» Проектная деятельность прочно вошла в практику педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно проектная деятельность интересна.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей» Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей». Речь – яркий показатель.

Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду В группе раннего возраста: Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными.

Консультация для воспитателей «Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом» Консультация для воспитателей Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.

Консультация на тему «Педагогические и гигиенические требования к организации питания в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Педагогические и гигиенические требования к организации питания в ДОУ» Подготовила и составила: воспитатель Шапошникова.

уголок обучения грамоте в детском саду оформлениеКонсультация «Требования к подбору и уходу за комнатными растениями в ДОУ» Сегодня, наверное, трудно найти детский сад, в котором бы не было комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» В современном дошкольном.

Памятка для воспитателей «Условия правильной организации прогулки в ДОУ» 1. Соответствие времени прогулки режиму группы. 2. Планирование прогулки: наблюдения, беседы, эксперименты и опыты; подвижные, дидактические,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *