угрешская икона святителя николая чудотворца
Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов
г. Дзержинский
Угрешский образ святителя Николая
Воскресенье, 13.12.2015 13:05
Дорогие братья и сестры!
В запасниках Государственной Третьяковской галереи хранится некогда главная святыня Николо-Угрешского монастыря — образ святителя Николая Чудотворца.
По преданию, этот образ был явлен на сосне благоверному князю Димитрию Донскому по дороге на Куликово поле 9 (22) августа 1380 г. По возвращении с Куликова поля князь основал Николо-Угрешский монастырь.
До революции икона находилась в Никольском соборе монастыря и почиталась как чудотворная.
После революции икона путешествовала из рук в руки до тех пор, пока в 1934 году не оказалась в запасниках Государственной Третьяковской галереи, где находится и поныне. Крайне редко выставляется на экспозиции музея, доступа в запасники для посетителей Галереи нет.
24 декабря, в четверг, Угрешский образ святителя Николая будет вынесен из запасников в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее к вечерней службе.
Икона будет доступна для поклонения с 17.00 до конца Всенощного бдения.
25 декабря, в пятницу, в 9.00 в храме будет отслужена Божественная Литургия, в 13.00 — молебен с акафистом перед иконой. В промежутке между этими богослужениями икона будет доступна для поклонения верующих.
У нас есть уникальная возможность поклониться этой иконе.
Поделиться:
Икона дня
В Контакте
Статьи сайта «Фома»
Православие.Ru
Православный календарь
Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303).
Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).
Флп., 243 зач., II, 24–30.Лк., 47 зач., IX, 44–50,и за четверг (под зачало):Флп., 244 зач., III, 1–8.Лк., 48 зач., IX, 49–56.Прп.:2_Кор., 188 зач., IX, 6–11.Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Угрешская икона святителя николая чудотворца
Угрешская икона святителя Николая Чудотворца связана с переломными событиями в истории России. По преданию, святой благоверный князь Димитрий Донской обрёл этот образ, направляясь на Куликовскую битву. Икона была явлена великому князю Московскому стоящей на сосне и окруженной сиянием. Это чудесное событие он воспринял как знак грядущей победы русского воинства в предстоящем судьбоносном сражении.
Вскоре после Куликовской битвы князь основал Николо-Угрешский монастырь, а обретенная им икона стала его главной святыней. Чтимый образ пребывал в Никольском соборе святой обители; по молитвам у него многократно происходили исцеления и чудесным образам подавалась помощь просящим.
Характерная особенность Угрешской иконы — необычайно детальная прорисовка лика Николая Угодника: можно разглядеть каждую морщину на лице святителя. Взгляд святого на иконе — проникновенный и сострадательный.
С началом безбожной эпохи икона несколько раз передавалась из рук в руки, пока в 1934 году не оказалась в запасниках Государственной Третьяковской галереи. Там она пребывает и сегодня. Выставляется икона крайне редко, а доступ в запасники галереи для обычных людей закрыт. Однако время от времени Угрешская икона приносится в московский храм святителя Николая на Толмачах, где к ней можно приложиться во время вечернего богослужения.
ОБРАЗ, СОГРЕВАЮЩИЙ СЕРДЦА
История Угрешской иконы святителя Николая
Почитание Николая Чудотворца на Руси еще в древности отличалось необыкновенной широтой. «Прииди на Русь и виждь, – пишет русский книжник XI века, – яко несть града, ни села, идеже не беша (было) чудеса многа умножена святаго Николы».
Доброта, милосердие, смиренный и кроткий характер великого чудотворца Николая, твердая верность Православию оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, отвечая народному нравственному идеалу.
Бесчисленные чудеса, явленные святителем на Руси, послужили необыкновенной широте его почитания и неоскудевающей вере в его заступничество и помощь во всех бедах, в самых трудных обстоятельствах.
Вот что мы читаем с книге «Житие и чудеса святого Николая Чудотворца и слава его в России» (Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. – СПб., 1899, переизд. 1994).
«Укрепляемая божественной помощью и заступничеством угодника Божия и святителя Николая, Русь наконец настолько возросла и усилилась, что почувствовала в себе достаточно мощи для первой решительной попытки к освобождению от унизительного и тягостного татарского ига. Слава этой первой попытки принадлежит великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому.
История говорит ясно, что напутствуемый молитвами всей Руси, осеняемый святынею всех икон первопрестольной Москвы, укрепляемый одобрением, советами и благословением святого Преподобного Сергия, выступил он против новых несметных полчищ татарских под предводительством Мамая.
Предание, кроме того, гласит, что в молитвах за Русь исконных ее заступников – Владычицы Небесной и русских угодников – снова, очевидно для всех, присоединил свою помощь исконный молитвенник и покровитель Руси, Мирликийский Чудотворец. Наглядными свидетелями истинности этого предания до сих пор служат Николаевский Угрешский монастырь и его чудотворная икона Святого Николая».
Никольский собор Угрешского монастыря.
XVII в. Разрушен в 1940 г.
История Свято-Никольского Угрешского монастыря, расположенного недалеко от Московской кольцевой автомобильной дороги, в 15 километрах к юго-востоку от Московского Кремля, на левом берегу Москвы-реки, началась с явления иконы Святого Николая великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время его похода на Мамая в 1380 году.
Вот что гласит старинная запись, хранившаяся в монастыре:
«Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, изыде из града Москвы противу нечестивого Мамая, царя татарского, и отошед от Москвы пятнадцать поприщ, ста в шатрах на месте злачне для преуспокоения с воинством своим, и явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца, вапою украшен и звездами светло окружаемый, и великим светом осияваемый, стоящь о себе на воздусе над древом, зовомым сосною, ту стоящий, никем не держимый. И то видя явление, благоверный великий князь Димитрий Иоаннович с воинством своим, с благоверными князи и бояры притекоша с несумненною верою, и молящуся ему, чудесному образу, – сыиде сама с высоты святая оная икона и в честные руце князю вдадеся, он же радостно и умильно прият ю на рамы своя со слезами и облабыза ю».
Чудесное явление иконы святителя Николая, так много говорившее сердцу русского человека, ободрило князя. То был благой знак в самом начале тревожного пути. «Увидев икону во всей славе ея, в чудном звездном сиянии, в радости от этого дивного предзнаменования, великий князь воскликнул, что «сия вся угреша сердце его», отчего и получило название свое это место – Угреша».
21 августа 2000 года Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь торжественно отметил свое 620-летие. Древняя обитель за свою многовековую историю знала периоды славы и упадка, была «государственным богомольем» и полузабытым третьеклассным монастырем. Особая страница истории монастыря связана с именем преподобного Пимена Угрешского, который, проведя в монастыре около 50 лет и будучи его настоятелем в 1853–1880 годах, сумел возродить пришедшую в упадок обитель к новой духовной жизни, добиться ее процветания и славы.
В 1925 году монастырь был закрыт. В конце 1990 года он возвращен верующим. Здесь возобновлена монашеская жизнь. Обитель восстанавливается, постепенно обретая прежнее благолепие и славу.
Расскажем теперь о бесценной реликвии монастыря – чудотворной иконе святителя Николая, почти пять с половиной веков прославлявшей монастырь.
В книге «Житие и чудеса святого Николая Чудотворца и слава его в России» содержатся подробные описания древнейших русских чудотворных икон святителя: Николы Мокрого, Дворищенского, Великорецкого.
«Наконец, – пишут составители книги, – уже в XIV веке мы находим среди чудотворных икон святителя любимейший и образцовый тип Угодника древнерусской иконографии. Примером его нам может служить тип чудотворной иконы Святителя Угрешской, явленной, по преданию, в 1380 году великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому перед Куликовской битвой.
Любимейшим типом древнерусской живописи его можно назвать потому, что с этого времени он преимущественно встречается в древних иконах, а образцовым – потому, что он в наиболее выразительном сочетании представляет все характерные черты общего типа Святителя.
Угрешский чудотворный образ святителя Николая. XIV в.
Ныне он реставрирован и находится в запасниках Третьяковской галереи
Облачение Святителя на этом образе, насколько можно судить о нем по передающей его ризе, одинаково со всеми вышеупомянутыми иконами; но лик своеобразен. «
Составители книги подробно рассматривают художественные особенности Угрешской иконы, подчеркивая тщательность и правильность рисунка, замечательно отчетливое исполнение волос, бороды и черт лица. «Выразительность лица достигается множеством всяких морщин, сухих и резких движек и оживок на лице – свидетелей глубоких дум и подвижнических добродетелей Угодника».
Впечатление от всего облика Святителя «получается самое сильное: изображение, если не выигрывает в художественной красоте, то выигрывает в красоте своеобразной, в величии, в простоте и в силе влияния на душу зрителя. А это, нужно заметить, и всегда было главною целью православной иконографии, и почти единственной целью было в те времена (выделено составителями. – Прим. авт.).
Именно таким представляют нам вид Святителя и все древние живописные подлинники: лицевые и толковые.
. Во-первых, подлинники лицевые позднейшие, сохранившиеся до нас, конца XVI – начала XVII веков: Тихвинского монастыря, Строгановский, Общества любителей древней письменности и др. Тип изображений Святителя в них действительно ближе всего подходит к типу образа Угрешского.
Во-вторых, несомненность этого тесного родства образа с лицевым подлинником подтверждают подлинники толковые. «
Далее в книге приводятся описания изображений святителя в том числе «позднейшего, самого полного, так называемого критического подлинника Палехской редакции начала XVIII века. Здесь святитель «подобием вельми стар, сед» и т. д.
«. Это описание, наконец, должно было определить древнейший тип подлинника и заменить его изображение словами, и нетрудно видеть, что больше всего соответствия у него также именно с названным изображением Святителя на чудотворной иконе его Угрешской.
Никакие другие образы, за исключением подобных, исполненных в том же стиле, не передают с той же выразительностью всех указаний толкового подлинника, как эта».
Угрешская икона находилась в самом древнем, построенном еще в XV веке, Никольском соборе монастыря. Вот как описывает эту чудотворную икону писатель-теолог Дмитрий Дмитриевич Благово (1827–1897), проведший в стенах Николо-Угрешского монастыря тринадцать лет.
Чудотворец с житием.
Новгородская икона XV в.
«Икона Святителя Николая – самый драгоценнейший памятник обители. Она имеет вид глубокой древности, прославлена чудесами, издавна чтима народом, она была чествуема царями. Икона с приписью по сторонам из жизни Святителя, в серебряной золоченой чеканной ризе; венец и цата серебряные золоченые, украшены драгоценными каменьями и жемчугом, на венце местра золотая с алмазами, яхонтами, изумрудами и жемчугом».
В средней части представлен Никола в епископском облачении, с омофором на плечах; правой рукой он благословляет, на ладони левой держит закрытое Евангелие. Вокруг – девятнадцать сцен жития. В основе сюжетов – византийские тексты с русскими добавлениями.
1. Рождество Николы. На первом плане – омовение младенца.
2. Крещение: чудо в купели. Родившийся ребенок встал на ноги и простоял три часа.
3. Обучение грамоте и исцеление слепой женщины. По преданию, Николай еще ребенком исцелил слепую женщину.
4. Изведение водного источника из горы. Иноком Никола помог жителям Кесарии найти в горах исчезнувший источник.
5. Инок Никола изгоняет беса из монастыря.
6. Поставление Николы в диаконы.
7. Поставление в епископы.
8. Явление Николы трем невинно осужденным в темнице.
9. Явление Николы во сне императору Константину с повелением освободить невинно осужденных.
10. Явление Николы во сне Евлавию, видному чиновнику (епарху), с тем же требованием.
11. Избавление от казни трех невинно осужденных. Никола, чудесным образом явившись на место казни, остановил рукою меч, поднятый палачом.
12. Исцеление слепого и бесноватого.
13. Изгнание беса из древа.
14. Спасение Димитрия. Никола извлекает из воды утопающего юношу Димитрия, лодка которого перевернулась в море.
15. Чудо о младенце в Киеве. Этот сюжет дал название одной из икон Софийского собора – Никола Мокрый. Двое супругов-киевлян, переправляясь через Днепр на лодке, уронили грудного ребенка в реку. Они стали молиться святому Николаю о даровании чуда – возвращении ребенка. Наутро в Софийском соборе Киева обнаружили невредимого плачущего младенца, лежащего перед иконой святого Николая. Чудо произошло в XI веке.
16. Чудо о ковре. В Константинополе Никола чудесным образом помог двум обедневшим старикам-супругам: он купил у мужа на рынке их последнее богатство – ковер, а затем вернул его жене. Последняя сцена изображена в клейме.
17. Возвращение Василия, сына Агрика, родителям. Мальчик, сын крестьянина с побережья Ликии, близ Мир, был захвачен в плен арабами (сарацинами), но по молитве родителей святому Николаю возвращен им обратно.
18. Преставление (смерть) святого Николая.
19. Перенесение мощей Николы из Мир в Бари.
Русские иконы святого Николая исключительно своеобразны по составу житийных сцен и отражают его особое почитание на Руси, специфику преданий.
Сюжеты сцен 2, 3, 4, 5, 16, 19 встречаются только в русском искусстве. А сюжеты 4 и 5 даже в русском искусстве очень редки. Они подчеркивают иноческие подвиги Святителя Николая и, по-видимому, помещены потому, что эта икона предназначалась для монастыря.
Духовный писатель Д.Д. Благово в своей книге «Угреша» (М. 1897) приводит сказания о благодатной помощи от чудотворной иконы Святителя Николая на Угреше. Вот некоторые из них. В октябре 1858 года произошло исцеление двенадцатилетней крестьянской девочки Матроны из деревни Богдановой Подольского уезда, которая упала с довольно высокого крыльца. И свое падение, и ушиб скрыла от родителей. Вскоре у нее на спине стал расти горб, а в ногах появилась слабость, а потом трудность в хождении. Вскоре она уже совсем не могла ходить. Во время болезни она лишилась матери. Отец вступил в новый брак и вскоре тоже умер.
Некоторые из односельчан и ее родных ходили в праздничные дни на богомолье в Николо-Угрешский монастырь и, возвращаясь, много рассказывали девочке об этой обители и ее чудотворной иконе. Она нередко думала, что, если бы была возможность, с какой бы радостью она побывала там и помолилась бы Угоднику Божию Святителю Николаю. Между тем исполнился год ее болезни, и она вдруг почувствовала некоторое облегчение. Через несколько дней после этого ее мачеха и тетка по отдельности видят во сне, будто они с больной молятся в Николо-Угрешском монастыре. Видение во сне они пожелали исполнить на деле и отправились с больною в монастырь, отслужили молебное пение Святителю Николаю, во время которого больная Матрона могла уже недолго стоять, после чего с каждым днем ей становилось все лучше и лучше, так как ноги стали крепнуть все более и более. Так как во время болезни не было употреблено никаких врачебных средств, то свое выздоровление она и ее родные приписывали только благодатной силе чудотворной иконы Николы Угрешского.
В 1860 году исцелился сын московского купца И.С.Ш. Он был подвержен сильной золотухе. В лето 1858 года болезнь до того усилилась, что трудно было надеяться на излечение. Больной был покрыт страшными ранами и страдал невыносимо. Не видя пользы от врачей земных, он решил прибегнуть к Небесному и дал обет поклониться чудотворной иконе Святителя Николая Угрешской. Лишь только он объявил домашним о своем намерении, как болезнь начала отступать, и он в короткое время совершенно оправился. Получив возможность возблагодарить святителя, исцелившийся откладывал это день за днем, хлопотал о мирских делах и наконец вовсе забыл о своем обете. Болезнь снова вернулась к нему с большей силой, и врачи объявили, что он несколько месяцев не сможет встать с постели. У несчастного больного пробудилась совесть, он вспомнил о своем обете и решил при первой же возможности его исполнить. Как и прежде, болезнь тотчас начала ослабевать, так что уже через два дня он смог отправиться в монастырь. Отслужив молебен угоднику Божию и приложившись к Угрешской иконе, он вдруг почувствовал себя совершенно здоровым. Возблагодарив Спасителя, он объявил о случившемся чуде и в самом радостном настроении отправился домой.
После революции и закрытия монастыря Угрешская святыня попала в музей в Коломенское, потом в Русский музей в Ленинграде, а в 1934 году была передана в Третьяковскую галерею, где хранится по сей день. Икона дважды реставрировалась И.А. Барановым в 1936 и 1958 годах. И в настоящее время икона находится в процессе реставрации. В основном она хранится в запасниках и выставляется редко: в 1958, 1960, 1980 годах. Да вот нынешним летом посетителям Третьяковки повезло – икону можно было увидеть в залах древнерусской живописи. Она является предметом особого изучения художников и искусствоведов, ведь это одно из самых ранних изображений Николая Угодника в Московской живописи.
В каталоге Третьяковской галереи помещено такое описание этой древней иконы: «Никола с житием из Угрешского монастыря содержит не только лирическо-созерцательные, но и экспрессивные мотивы. Об этом свидетельствует и лик средника, с печальным и вместе с тем внимательным, проникающим взглядом, и композиции житийных сцен – свободные, разреженные, с изысканно тонкой характеристикой пространства и несколько утрированной выразительностью поз и жестов».
В Николо-Угрешском монастыре находились и другие иконы Святителя Николая. Была в монастыре небольшая деревянная икона Николая Можайского, называемая жителями окрестных деревень «Радонской» и почитаемая чудотворной после того, как по молитве перед ней произошло исцеление младенца. Эта икона, являющаяся уникальным памятником русской скульптуры конца XVII – начала XVIII века, находится в настоящее время в Коломенском.
Сейчас город украшает скульптурный образ Святителя Николая, выполненный скульптором В. Клыковым и стоящий напротив монастырской стены.
По особому обряду празднуются в монастыре Николины дни, являющиеся для нашей Угрешской земли великими праздниками.
Успенская церковь Угрешского монастыря. XVII в.
Здесь находится ковчег с частицей мощей святителя Николая
22 мая 2000 года монастырь обрел частицу мощей Святителя Николая, которая была передана Николо-Угрешскому монастырю одним из православных греческих монастырей Пелопонесса. Она была доставлена иерархом Элладской Православной Церкви епископом Диавлийским Димаскином.
Святитель Николай Чудотворец.
Скульптура, установленная около Угрешского монастыря.
Автор В. Клыков. 1998 г.
По молитвам Святителя Николая возрождается Николо-Угрешский монастырь, все больше украшается древняя Угрешская земля.
Воистину
Твои велики чудеса – у нас на Святой Руси.
Пишем мы образ твой на честну икону,
Украшаем серебром, красным золотом,
Жемчугом окатистым, драгоценным каменьем.
Твоему честну образу церкви содвигаем,
Служим те, святителю, все честны молебны,
Просим у святителя все Божией милости.
В бедах и напастях ты, свет, сохраняешь,
По морю плаваешь, свет, врагов прогоняешь,
В лесе заблудящих на путь наставляешь,
Во тюрьмы сидящих всегда посещаешь.
В болезни лежащих ты, свет, исцеляешь.
Славу Христу нашему со своим грозником,
С Миколой-святителем.
Честь Христу, слава
Во веки веков. Аминь.
И. АНТОНОВА,
г. Дзержинский
Фото Валентины Шаровой
Кондак 1 (из Акафиста)
Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро, и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче.
Кондак 6 (из Акафиста)
Проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае, скораго в бедах заступника: яко многажды во едином часе, по земли путешествующим и по морю плавающим, предваряя, пособствуеши, купно всех от злых сохраняя, вопиющих к Богу: Аллилуиа.
Молитва
О пастырю добрый, учителю и наставниче наш, Святителю отче Николае! Ты, ангельски пожив на земли, по преставлении твоем яко Ангел благий просиял еси, молящимся тебе присный помощник являяся. Веруем от всея души и помышления, яко твоими не ложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованную тебе от Господа Спаса нашего, нашему спасению присно способствуеши. Убо и в час сей наша недостойная приими моления; свободи нас твоим заступлением от облежащаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго; молися мир всем Дающему низпослати мир церквам, расточенная же воедино собрати; моли милостиваго Господа, да Имиже весть судьбами спасет нас от прегрешений наших; моли благость Его, о еже милостивно подати нам и всему миру потребная, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество
Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.
История Николо-Угрешского монастыря
Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.
Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.
С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца.
Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря
Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.
Святыни обители
Еще один сохранившийся памятник XVIII века — построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира :
В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.
В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.
В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.
Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…
Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.
Распорядок богослужений
В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.
В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:
В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:
по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.
Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:
По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.
Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.
В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.
Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.
Контакты приписных храмов:
Паломнику
Записаться на паломническую поездку и узнать подробности, а также, забронировать гостиницу и трапезную можно в офисе Паломнической службы по адресу: г. Дзержинский, площ. Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.
Проезд из Москвы: