Сейчас уже никто не сомневается, что технику вязания человечество изобрело еще в глубокой древности. Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, которые датируются IV—V в., связаны настолько качественно, что это позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше.
Понятно, что все это время люди стремились облегчить, а потом механизировать процесс вязания. Первым образцом такого устройства стали особый круглые шпульки с 4 иглами или крючками (или гвоздями) для вязания шнуров, которые, как считается, появились во Франции в XIV веке. Многие даже считают, что мастер Бертрам рядом со своей вяжущей Мадонной как раз изобразил такое приспособление. Позднее этот принцип использовался для вязания на луме и как конструктивное решение первой вязальной машины.
Фото. Простейшее приспособление для плетения шнуров можно сделать самостоятельно!
Однако, гордая вязальщица так и не ответила ему взаимностью, и чтобы хотя бы заработать, Уильям получил патент на свое изобретение и представил свой станок тогдашней королеве Англии Елизавете I. Но та, решив, что конкуренция с машиной разорит вязальщиц, сразу запретила изобретение.
На этот раз родина приняла их более радушно, и вязальное производство переместилось в Англию. Изделия, связанные на станке, были значительно дешевле, и производство быстро развивалось. В течение нескольких десятилетий Англия оставалась монополией машинной вязки, однако в 1656 году Франция, лишившаяся этой привилегии, послала механика по имени Жан Гиндре выведать секреты вязального станка. Шпионская вылазка увенчалась успехом и, вернувшись домой, Гинде основал во Франции свою вязальную фабрику. А вскоре и вязаные вещи, и машинное вязание распространилось в Европу, Америку, восточноевропейские страны.
Фото. Реклама швейцарской фирмы Генри Эдуард Дубид.
А вот первая ручная плосковязальная машина была изобретена как раз в Америке, в 1863 году Исааком Уильямом Лэмба. Она могла вязать не только чулки, но и большие трикотажные полотна более разнообразными приемами вязки, в т.ч. и обладавшие высокой эластичностью. Понятно, что население быстро оценило изобретение, в его внедрение привело к быстрому роста производства трикотажа. Как и все американцы Лэмба запатентовал свое изобретение, но вот наладить выпуск вязальных машин он не смог. Это сделала в 1867 году швейцарская фирма Генри Эдуард Дубид, которая приобрела патент на это изобретение. А в 1873 году Генрих Штоль и Кристиан Шмидт основали «механическую мастерскую для изготовления вязальных машин», впоследствии ставшей фирмой Stoll H. GmbH & Co, Reutlingen.
Фото. Реклама чулочно-носочной фирмы конца XIX века, которая изображает свой заводской цех с рабочими, использующими вязальные машины. 1886.
Фото. Помощь домохозяйкам в производстве большого количества вязаных товаров за короткое время, освобождение вязальщиц для других действий и возможности зарабатывать дополнительные деньги, продавая свои изделия другим.
Но до сих пор речь шла о промышленных масштабах, а вязальщицы дома по старинке пользовались спицами и крючком. И лишь к концу XIX века начали выпускать вязальные машины для бытового применения. Они рекламировались, как помощь домохозяйкам в производстве большого количества вязаных товаров за короткое время, освобождение вязальщиц для других действий и возможности зарабатывать дополнительные деньги, продавая свои изделия другим. Актуально, не правда ли.
Технику вязания человечество освоило в глубокой древности. Еще 50 тысяч лет назад люди умели связывать и сплетать всевозможные природные материалы.
Позже плетение перешло в ткачество и вязание. При раскопках в Египте была найдена связаная детская туфелька, возраст которой превышает 4 тысячи лет.
Первые признаки промышленного производства вязаного трикотажа появились во Франции в конце 14 века. Уже в то время крестьяне использовали круглые шпульки с четырьмя иглами для того чтобы вязать шнуры, которые широко использовались в одежде того периода. На картине немецкого живописца Бертрама Мэйстер вон Миндес «Вяжущая Мадонна», рядом с вяжущей Мэри, как раз изображено такое приспособление, которое и мы используем до сих пор.
Самая первая вязальная машина была создана в Англии в 1589 году. Это был плоский ручной станок для вязания. Ее создателем стал Вильям Ли, помощник приходского священника. А подтолкнула его к изобретению следующая история: н евестой Вильяма была девушка из бедной семьи, которая вязала чулки на спицах и этим зарабатывала на жизнь. Вильям часами наблюдал за ее работой, смотрел, как образуются петли на спицах. Чтобы облегчить работу возлюбленной, он придумал станок. Эта вязальная машина получила название кулирной, так как для образования петель нить на станке изгибалась в петли, или кулировалась.
Однако, гордая вязальщица так и не ответила ему взаимностью. Уильям решил попытаться хотя бы заработать и представил свою машину королеве Англии Елизавете I. Но королева запретила изобретение, рассудив, что конкуренция с машинами разорит бедных вязальщиц.
На этот раз родина приняла их более радушно, и вязальное производство переместилось в Англию. Изделия, связанные на станке, были значительно дешевле, и производство быстро развивалось. В течение нескольких десятилетий Англия оставалась монополией машинной вязки, однако в 1656 году Франция, лишившаяся этой привилегии, послала механика по имени Жан Гиндре выведать секреты станка. Он вернулся с успехом и основал первую вязальную фабрику. Вскоре машинное вязание распространилось в Германию, а затем и в восточноевропейские страны. Америка, как страна больших производственных возможностей, также не осталась в стороне.
Первая ручная плосковязальная машина была изобретена в 1863 году Исааком Уильямом Лэмба в Америке. Это привело к быстрому производству трикотажа, обладавшего высокой эластичностью.
В 1867 году швейцарская фирма Генри Эдуард Дубид приобрела патент на это изобретение и начала производство вязальных машин. В то же время производить вязальные машины начали в Германии и во Франции (Лауэ и Тимей).
Моторные плосковязальные машины появились в начале 1880 года. Первоначально эти машины работали в полуавтоматическом режиме. Такие операции, как расширение или сужение полотна надо было делать вручную.
Только в 1910 году этот процесс был автоматизирован. Тем не менее, при вязании чулок сначала вывязывалось полотно, которое сшивалось, а потом надвязывалась стопа в круговом процессе вязания. Такой метод производства, который назывался «стандартные чулки», все еще существовал в 1970-х годах.
Всемирно известная компания по производству плоских вязальных машин Stoll H. GmbH & Co, Reutlingen, была основана 27 июля 1873 года. Генрих Штоль и Кристиан Шмидт основали «механическую мастерскую для изготовления вязальных машин».
К концу 19 века изготовители начали выпускать вязальные машины для бытового применения. Они рекламировались, как помощь домохозяйкам в производстве большого количества вязаных товаров за короткое время, освобождение вязальщиц для других действий и возможности зарабатывать дополнительные деньги, продавая свои изделия другим.
Круговая вязальная машина
Традиционно ключевую роль в развитии первых круговых вязальных машин играли английские изобретатели и производители. Но французские и немецкие инженеры и предприниматели внесли немалый вклад в усовершенствование этих изобретений.
Не смотря на то, что в круговых вязальных машинах, детали формирования петель (иглы и платины) расположены по кругу, на них можно вязать и прямое полотно.
На круговых вязальных машинах производится так называемая трубная продукция, потому что она выходит из машины, как длинный шланг. Производство футболок и свитеров, выполненных из трубной продукции, дешевле, так как нет необходимости выполнять боковые швы.
Сегодня лидером на мировом рынке круговых вязальных машин является немецкий производитель фирма Майер & Cie, но конкуренты из восточной Азии, особенно из Тайваня, Кореи и Китая копируют эти избретения.
Мужчины не единожды из романтических побуждений изобретали машины, способные значительно облегчить женский труд. Вспомните, например, стиральную машинку, или кухонный комбайн, или пылесос, или швейную машинку… Вот и история изобретения вязальной машины напрямую связана с историей любви священнослужителя и вязальщицы чулок.
Преподобный Уильям Ли родился в Woodborough приблизительно в 1553-м году. К тому моменту, когда он изобрёл машину для вязания чулок, Уильям служил викарием в Карвелтоне.
Там же, в Карвелтоне, проживала его будущая жена Мери, вязальщица чулок. В те годы вязальщицы были почти как белошвейки: их труд стоил недорого, но чулки всегда были нужны, а потому этим ремеслом занимались тысячи девушек и женщин.
Романтичная версия изобретения вязальной машины
Согласно романтической версии викарий Уильям влюбился в вязальщицу Мери. Но очень часто, когда у него выдавалось свободное время, чтобы навестить её, оказывалось, что Мери была занята своей работой — она вязала чулки. Уильям многие часы проводил рядом с возлюбленной, наблюдая за её работой. И однажды ему в голову закралась идея создать машину, которая помогла бы вязать чулки быстрее. Хоть Уильям потратил на реализацию своей идеи 3 года, своего он добился и реально работающая машина, а, вернее, станок для вязания, был создан.
Мелодраматичная версия или как Отвергнутая любовь привела к созданию чулочного станка
Пожалуй, в истории описано не так много подобных романтичных случаев. Итак, Уильям Ли служил викарием и был влюблён. Но Мери, вязальщица, то ли делала вид, что полностью поглощена своей работой — вязанием, которое и поныне кличут «перпетум мобиле», потому как процесс оказывается бесконечным, то ли Уильям попросту не затронул её сердца. Женская душа — потёмки, и, вероятно, сама Мери не смогла бы нам толком объяснить, по какой причине она отвергла Вильяма. А дальше всё было как в сказке, когда Ивану-дурачку приходится выполнить немыслимое задание, чтобы стать мужем красавицы. Так и Уильям потратил 3 года, но сумел создать действующий вязальный станок.
Прагматичная версия изобретения вязальной машины
По другой версии Уильям достаточно быстро сумел выкроить время, чтобы закончить период романтических ухаживаний, жениться на Мери и обзавестись совместным потомством. Но так как семья священнослужителя и вязальщицы всегда нуждалась в деньгах, жена не могла оставить своё ремесло. Домашние хлопоты утомили её в конец. Уильям, глядя на то, как жена крутится, как белка в колесе, задумался если не о том, чтобы нанять штат служанок, то хотя бы создать вязальный станок, способный ускорить и облегчить процесс вязания чулок.
Бедный кюре проводил свободные часы со своим станком, надеясь, что не только жена, но и дети смогут на нём поработать ради их общего семейного благосостояния.
Существуют и другие версии, но их мы опустим.
Первый чулочный станок и царственный запрет
Так или иначе, но Уильям Ли таки сумел создать свой чулочный станок. В те годы, как прочем и сейчас, для совершения любого действия, выходящего за рамки уже дозволенного, требовалось получить разрешение властей. Тогда королева Англии лично занималась множеством разнообразных дел. И Уильям Ли должен был представить свой чулочный станок и результаты работы на нём самой королеве, а уж она в свою очередь либо позволила бы использовать это изобретение на благо поданных, либо… ничто не мешало её сжечь изобретателя вместе с его станком на костре.
Сейчас сложно судить, повезло Уильяму или же нет, но он остался без патента, зато руки, голова и все прочие части тела, как и его станок, остались при нём.
Зачем Уильяму Ли так нужен был патент на созданную им вязальную машину, остаётся только догадываться. Если, как считают некоторые, Уильям действительно старался лишь ради своей возлюбленной, то в этом случае ему ничто не мешало поставить станок у себя дома и не афишировать это событие. Пусть бы его любимая втайне вязала чулки на вязальной машине, и у неё оставалось бы достаточно времени для совместного провождения с Вильямом. Если же целью Уильяма было не только облегчить труд своей женщины, а заработать на продаже машин для вязания чулок, то патент был ему крайне необходим, и все последующие действия изобретателя выглядят логично.
Французы протянули руку
Оценив дальнейшие перспективы для внедрения своего чулочного станка на английских мануфактурах, Уильям пришёл к решению отправиться за границу, а именно во Францию, где, по слухам, у него было гораздо больше шансов получить разрешение короля.
Уильям усовершенствовал стой станок, и теперь на нём можно было вывязывать не грубые шерстяные чулки, а тонкие шёлковые.
В 1605 году Уильям со своим братом прибыли во Францию. С разрешения французского короля Генриха IV было заключено партнёрское соглашение с французской компанией и налажено, наконец, массовое производство изделий на чулочных станках.
Дела шли относительно неплохо вплоть до 14 мая 1610 года, то есть до того дня, когда король Франции Генрих IV был убит. В скором времени, лишившись поддержки короля, Уильям лишился расположения и других влиятельных покровителей, а следовательно дело его жизни стало стремительно катиться под откос. Стремясь отстоять свои интересы, Уильям обратился в суд, но проиграл, так как был и иностранцем, и протестантом. В 1614 году, разочарованный и сломленный, Уильям умер во французской столице.
Наследие Уильяма Ли
Брат Уильяма Джеймс сумел вместе с несколькими рабочими бежать обратно в Англию. Им также удалось вывезти несколько станков. Джеймсу удалось договориться о партнёрстве с мельником из Thoroton, что близ Bottesford, и возобновить производство чулок.
Весть о машинном производстве шёлковых чулок достигла Лондона, куда и была отправлена партия качественных шёлковых изделий для знати.
В 1663 году компания Worshipful Company of Framework Knitters получила признание. И по сей день эта компания продолжает существовать и регулирует вопросы касательно сферы производства чулочных изделий, а также заработной платы в отрасли и условий труда.
Чтобы правильно сочетать яркие цветные колготки с образом, нужен очень тонкий вкус, либо помощь экспертов с развитым чувством эстетики. Самостоятельно подбирать яркие цветные колготки к образу — играть с огнём.
Атака на машины: как чулочники Англии боролись с техническим прогрессом в начале XIX-го века
В конце XVIII-го века молодой парень по имени Нед Лудд разгромил парочку чулочных машин. В начале XIX-го века имя и дело Лудда подхватили чулочники Англии — так началось восстание луддитов, целью которого было приостановить технический прогресс. Впрочем, существование Неда Лудда могло быть и легендой, но погромы были настоящими.
Атака на машины текстильной фабрики. Гравюра XIX-го века.
История первого вязального станка Вильяма Ли
На церковных службах я думал только о том, как будет работать мой вязальный станок, я представлял себе, будто строки Псалтыря — это нити, и как крючки двигаются, и возникает вязаное полотно. Я был будто околдован и не мог думать больше ни о чём другом. Мои прихожане начали жаловаться на мою отстраненность во время службы, на невнимание к ним.
Техника вязания спицами добралась до Европы примерно в XIV-м веке. Елизавета I была большой поклонницей вязанных шёлковых чулок, так как их ткань была очень мягкой и тонкой. Именно благодаря королеве спрос на чулки увеличился — они постепенно вошли в моду сначала в высших классах, а позже и в низших. Для обеспечения доходов бедных создавались вязальные школы, и, за неимением другой работы, навык вязания часто становился необходимостью для низших классов.
На заре вязания этим ремеслом занимались преимущественно мужчины. В первую европейскую гильдию вязальщиков женщин не принимали. Если молодые люди хотели работать в гильдии и стать мастерами-вязальщиками, они должны были потратить 6 лет на обучение под руководством старших. Первые 3 года вязальщики работали стажёрами, а остальные 3 три путешествовали по разным странам в поисках новых техник и фасонов. После шести долгих лет учебы ученик возвращался и сдавал экзамен, после которого мог получить звание мастера. В качестве «дипломной работы» следовало изготовить войлочную шапку, пару чулок или перчаток, что-то из одежды (рубашку или жилета) и самый трудоёмкий предмет — вязанный ковёр! На подготовку к экзамену ученикам отводилось 13 недель. Их работы оценивали по уровню мастерства, художественности и вкусу.
Тем временем Вильям Ли сосредоточенно, невзирая на недовольство родственников, работал над своим изобретением. С его вязальной машиной можно было вязать чулки в 14 раз быстрее, чем вручную. Он потратил 3 года жизни, но в 1589 году, с трудом добившись аудиенции, продемонстрировал опытный образец королеве. Елизавета I отнеслась к новаторской машине, мягко говоря, очень скептически:
Ты нацелился высоко, мастер Ли. Посмотрим, что твоё изобретение может сделать для моих бедных подданных. Оно, несомненно, принесет им гибель, лишая их работы, тем самым делая их нищими.
Первый вязальный станок
После она добавила:
Если бы мистер Ли создал машину, на которой можно было бы изготовлять шёлковые чулки… Наверное, в некотором смысле было бы оправдано моё решение предоставить ему эту монополию, каковая затронула бы лишь малое число моих подданных, но возможность пользоваться привилегией изготовления чулок для всех моих подданных слишком важна, чтобы доверить её одному человеку.
Для запуска вязального станка в массовое производство необходимо было получить патент за подписью королевы и найти субсидии. Елизавета I, вероятно, была прекрасно осведомлена об экономике своей страны и прекрасно представляла, что произойдёт после технической революции, а потому постаралась использовать все свои возможности, чтобы хотя бы отдалить неотвратимые события.
Удручённый отказом, Вильям всё же нашёл в себе силы усовершенствовать свой станок: стало возможным вязать не только грубые шерстяные, но и тонкие шёлковые чулки. Но это не помогло изменить решение королевы.
Вильям Ли вместо со своим братом Джеймсом отправился во Францию, рассчитывая представить станок королю и убедить его начать массовое производство. Его планы воплотились: Генрих IV отнёсся к изобретению благосклонно и способствовал заключению партнёрского соглашения с французской компанией.
Вплоть до 14 мая 1610 года, пока был жив Генрих IV, дело двигалось: вязальные станки производились и продавались, но вдруг золотое время закончилось. Без поддержки клана короля Вильям проигрывал тяжбы, и в конце концов отправился в мир иной. Его брат сумел сбежать в Англию, прихватив с собой несколько вязальных станков.
Вернувшись, Джемс организовал машинное вязальное производство. Медленно, почти незаметно, навыки вязания чулок укоренились в лондонском Ист-Энде – центре торговли шёлковыми тканями, где шили великолепную одежду, затем распространились дальше, в графство Кент, Суррэй, Эссекс и Мидлсекс, а потом – в восточную часть центральных английских графств: сперва – в Лестер, затем – в Дерби, и, наконец, в Ноттингем, на Родину изобретателя.
Тем временем машины и ноу-хау, которые Ли оставил во Франции, продолжали действовать, дав толчок фабричному производству чулок – товара, который будет господствовать на мировом рынке трикотажных изделий к концу XIX-го века.
Ирония судьбы! В 1663 году, почти через 100 лет после изобретения станка, Карл II издал указ о создании гильдии машинных вязальщиков, так что творению его Преподобия Вильяма Ли, в конце концов, воздали должное.
В последующие два столетия ручное вязание вытеснялось всё дальше на север, в менее развитые области и в сельскую местность. Оно сохранилось в качестве кустарного производства в йоркширских долинах, на малонаселённых островах, в других малопосещаемых уголках Британии, и продолжало держаться на плаву в неурожайные годы XV-го столетия, когда из-за череды войн понадобилось бросить все силы на снабжение армии.
Атака на машины
С 1620-го года развитие вязального станка, изобретённого Вильямом Ли, сделало изготовление чулок основной отраслью промышленности, в которой были заняты тысячи людей по всей земле, особенно на севере. В XVIII-м веке изготовлением чулок ведал чулочный мастер или поставщик чулок, и обычно он становился очень богатым человеком. Он руководил группой вязальщиков, называемых чулочниками. Они арендовали у него станки и работали у себя дома.
Шёлковые чулки изначально изготовлялись в Спитлфилдзе – в Лондоне, а в областях, расположенных вокруг Лестера, Ноттингема и Дерби продолжали производить чулки из более плотных ниток – шерсти, или камвольной пряжи.
Чулки из шёлка и хлопка. 1830-1835-е гг.
Проблемой было обеспечение станков необходимым количеством пряжи – чтобы они не простаивали. По приблизительным подсчётам требовалось 8 прядильщиков, чтобы произвести достаточно пряжи для одного станка. Но с 1774-го года дело пошло на лад — тогда Джеймс Харгривс изобрёл прядильную машину, которая позволяла одному работнику справляться с несколькими веретёнами при помощи одной мотальной шестерни. Эта идея в дальнейшем была значительно усовершенствована Ричардом Аркрайтом, он произвёл революцию самой концепции производства, разработав машину, которая пряла быстрее человека, используя вал, приводимый в движение паром.
Станок Вильяма Ли требовал от вязальщиков ряда горизонтальных и вертикальных движений, автоматизация которых представлялась сложной, особенно когда паровые двигатели обеспечивали только вращательное движение. Однако Брунель, французский инженер, построил в 1816-м году машину, в которой иглы располагались по кругу, а не на плоском основании. Машина производила вязаную трубу, пригодную для разрезания, но и это ещё не было законченным производственным циклом.
Фабрика Cooper, Wells and Co. с паровыми вязальными машинами.
Во Франции чулки выпускались в Париже (тонкий шёлк), Руане, Труа, и Лилле. После того, как чулки были связаны и сшиты сзади вручную (чулки, связанные на станке, были плоскими), поставщик подавал их прямо в крупные города – через агента, или распространял их через галантерейщика или коммивояжёра (торговца всевозможной мелочёвкой вроде чепцов, шляп, манжет, ниток, оборок, лент и, конечно же, белья).
К концу XVIII-го века станки были усовершенствованы до такой степени, что появилась возможность ткать сетчатые, рубчатые, ворсистые и резиновые (эластичные) ткани для чулок. Таким образом, на заре XIX-го века чулки были самыми передовыми по технологии изделиями. Оригинальная модель Ли была столь хороша, что его станки продолжали использоваться в 1800-м году, и даже сейчас, после бесконечных модификаций, и в эпоху компьютеризации основные принципы, на которых держится процесс тканья восходит к идее Вильяма Ли.
В начале XIX-го века чулочные станки всё ещё управлялись вручную, хотя были попытки разработать простой привод для запускания станка, но ни одна из них не увенчалась успехом до 1857-го года, когда был изобретён управляемый механический приводной станок, который не только вязал быстрее, но также делал заготовку, соответствующую форме ноги. Но история напоминает нам, что постепенное вытеснение машинами квалифицированной рабочей силы привело к тяжёлым последствиям.
Жестокие атаки были предприняты луддитами, организованными группами систематически устраивавшими мятежи и крушившими машины в Англии в 1811-1816 гг. Это движение началось в Ноттингемшире предположительно под предводительством генерала Лудда (возможно, речь идёт о вымышленном персонаже) и быстро распространилось на соседние графства.
Изначально это был бунт против безработицы, вызванной появлением машин, работавших быстрее людей. Бунтовщиков вешали или высылали, преумножая горести ремесленников, пришедшие с индустриализацией.
Типичное письмо луддитов с угрозами гласило примерно следующее:
Мне сообщили, что Вы один из тех проклятых негодяев, которые находят удовольствие [sic] в том, чтобы огорчать и доводить до нищеты беднейших несчастных людей, которых называют «чулочными мастерами»; теперь да будет Вам известно, что сегодня я издал приказ о том, чтобы Вас прострелили…
Одним словом, 1800-е были тяжёлым временем для чулочников. Машины простаивали, поскольку рабочие слишком боялись их использовать, а горстка людей, всё-таки бравших на себя такой риск, зарабатывала жалкие гроши – столь суровы были цеховые правила.
Рабочие и их семьи нищали, им приходилось очень тяжело. Чулочник трудился по многу часов в тесной лачуге с потемневшими закопчёнными окнами, и в поры его забивался тошнотворный запах жира (называвшегося пеной), используемого для смазывания нити. День и ночь дом сотрясался от грохота изношенного станка, а чулочник продолжал свой труд, зная, что ему нужно платить поставщику за аренду станка под страхом тюремного заключения. К расходам также добавлялись издержки, связанные с платой за освещение, горючее, нитки, а некачественная работа наказывалась вычетами.
Поэт лорд Байрон возглавил комиссию, созданную для расследования бедственного положения несчастных эксплуатируемых рабочих. Постепенно проблема стала решаться, строились фабрики в промышленных городах, и появились новые рабочие места, позволившие занять большое количество народу на полный рабочий день.
Фасоны плетения женских чулок оставались в основе своей неименными до середины XIX-го века. Чулки заканчивались прямо над коленом, а изготовлялись они как обычно – из хлопка, тонкой шерсти или кашемира, и шёлка. Если Вы были богаты – из более плотных ниток, таких как фильдекос, или из камвольной пряжи, если вы были бедны.
Очаровательные декоративные стрелки продолжали украшать щиколотки состоятельных дам, а цветовая гамма начиная с 1800-го года стала мягче. Мы можем прочесть о выборе между оливковым, сизым, серым или коричневым с жёлтыми стрелками для повседневного или прогулочного костюма, и чёрными, белыми или пастельными тонами – для послеобеденной или парадной одежды. Белый шёлк всё ещё был обязателен для вечерних нарядов, но розовый надевали всё чаще – для менее формальных случаев.
Так что во времена, когда модные платья для знатных дам напоминали откровенные сорочки с завышенной талией, сшитые из прозрачного муслина (воскресшие классические драпировки Древней Греции), совершенно неудивительным представляется замечание, напечатанное в 1803-м году в «Честер Кроникл»: «Единственным проявлением скромности в современном дамском костюме можно считать розовые чулки, которые создают впечатление, что ноги краснеют со стыда из-за полного отсутствия нижних юбок».
Множество историков и социологов пытались реабилитировать репутацию луддитов. Влиятельный историк Эрик Хобсбаум написал в 1952 году знаменитую статью под названием «Машины-выключатели». В статье Хобсбаум объяснил, что, хотя в каком-то смысле оно могло быть тщетным, восстание луддитов было важным эпизодом в ранней истории организованного труда и попыток улучшить положение рабочего класса. Хобсбаум придумал фразу «коллективные переговоры путем беспорядков» как краткое и запоминающееся изложение того, что, по его мнению, мы должны извлечь из этого исторического события. Хобсбаум указал, что поломка машин во многих случаях действительно приводила к повышению заработной платы и другим уступкам со стороны работодателей и правительства. Ни в одном из этих случаев, утверждает Хобсбаум, «не возникало и речи о враждебности к машинам как таковым. Вредительство было просто техникой тред-юнионизма в период до и на ранних этапах промышленной революции».
Таким образом, луддиты были прагматиками. Они были протопрофсоюзными активистами. Они боролись за свои права и средства к существованию единственным доступным в то время способом. Их дело не было напрасным; луддиты не были одержимыми машинами сумасшедшими, пытающимися остановить ход истории.
И все же в луддитах есть что-то безумное. Как бы сильно они ни были вовлечены в «коллективные переговоры путем бунта», луддиты также были мотивированы магической фигурой, возможно, мифической, но легендарной — Луддом. Томас Пинчон в статье 1984-го года с заголовком «Нормально ли быть луддитом» исследовал легенду Лудде. Пинчон писал:
Оксфордский словарь английского языка может рассказать интересную историю. В 1779 году в деревне недалеко от Лестершира некий Нед Лудд ворвался в дом и «в припадке безумной ярости» уничтожил две машины, используемые для вязания чулочно-носочных изделий… К тому времени, когда его имя было подхвачено бунтовщиками 1812 года, Нед Лудд стал загадочным, резонансным и таинственным: нечто иное, чем обыкновенное человеческое существо, в ночи бродящее по чулочно-носочным кварталам Англии, одержимое единственной целью — каждый раз, когда он замечает чулочный станок, он будто теряет разум, разрушает его и превращает в мусор.
Технический прогресс промышленной революции толкал ремесленников к бедности и деградации. Рабочие пытались понять, что делать перед лицом огромных изменений, вызванных промышленной революцией в Европе начала XIX-го века.
Колготки, просто лежащие в упаковке на полке магазина — вещь пустая и бессмысленная. Они как телевизор без зрителя. Колготки на женских ногах — это целостный объект реальности, вещь в себе, наполненная смыслом и эстетикой.