укажите наглядные методы обучения на уроках технологии

Наглядные средства обучения в технологии

Методика использования наглядных средств обучения на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Наглядные средства обучения в технологии»

ГОУ ВПО “Ульяновский государственный педагогический

университет им. И.Н. Ульянова”

Выпускная работа по теме:

Условия эффективного использования

при обучении “Технологии”

Слушатель курсов повышения квалификации

Илларионова Галина Геннадьевна

Учитель технологии МБОУ СОШ № 63 г. Ульяновска

Введение ________ ____________________________________________стр. 3

Принцип наглядности в обучении технологии__________________________________4

.Применение принципа наглядности__________________________________________5

Наглядные методы обучения________________________________________________6

Методические функции наглядности_________________________________________9

Глава II. Авторское видение эффективного использования средств наглядности

при изучении раздела “Рукоделие ” в VI классе

2.1. Методические рекомендации по использованию наглядных средств на уроках при изучении раздела “Рукоделие”_________________________________________________________________11

2.2. Использование компьютерных программных средств в обучении технологии_______12

2.4. Тематическое планирование раздела “Рукоделие” VI класс _______________________

Целью исследования является раскрытие способов деятельности учителя по реализации принципа наглядности при изучении данного раздела программы «Технология», а также определение методических функций наглядности при обучении «Технологии», определение условий эффективного использования средств наглядности на уроках технологии.

При написании работы на тему » Условия эффективного использования наглядных средств при обучении ”Технологии» мной были поставлены следующие задачи:

— проанализировать состояние раскрытия проблемы наглядности в обучении «Технологии» в психолого-педагогической литературе;

рассмотреть сущность принципа и условия его реализации на уроках технологии;

исследовать связь наглядных, словесных и практических методов обучения;

— обозначить роль демонстрации (показа) на уроке «Технологии»;

— сформулировать методические рекомендации по использованию наглядных средств обучения на уроках раздела «Рукоделие»;

разработать тематический план данного раздела;

— разработать план-конспект урока «Вышивка’’.

Принцип наглядности в обучении «Технологии».

В современной отечественной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появляющиеся в ходе развития науки и практики, а именно:

принцип воспитывающего обучения;

принцип научности обучения;

— принцип связи обучения с практикой;

принцип систематичности и последовательности;

принцип сознательности и активности;

На основе этих принципов строится учебный процесс, они образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность с научностью и т.д. На каждом конкретном занятии следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для комплексного их применения в целях решения основных задач обучения.

В своей книге «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» Ю.К. Бабанский о принципе наглядности пишет: «Наглядные восприятия обладают высокой пропускной способностью. Наиболее высокой эффективностью для запоминания обладают не сами наглядные средства, а их сочетание с речью и

П.Ф. Каптерёв о наглядности в обучении писал: «Педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях».

Определение принципа наглядности в обучении Ю.К.Бабанского близко мне как педагогу- практику, считаю, что сочетание средств наглядности с объяснениями учителя ведёт к лучшему осмыслению и запоминанию теоретического материала учебной программы, а также для овладения необходимыми практическими навыками и умениям

1.2. Применение принципа наглядности.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности.

Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия не зависимо от порядка, в котором они наблюдались.

Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

Старайтесь сами изготовить вместе с учащимися наглядные пособия: лучше вcero пособие, которое изготовлено самими учащимися.

Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; готовьте наглядность к применению.

Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

14. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

15.В условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяется: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки.

17. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих закономерностей.

1.3. Наглядные методы обучения.

Под методом обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и ученика при помощи, которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений и навыков, осуществляется разностороннее развитие и воспитание его личности.

В общей теории обучения, или дидактике, есть несколько классификаций методов обучения по различным основаниям: по источнику знаний учащихся, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д.

В обучении технологии, в теории и на практике, распространена классификация методов по источнику знаний учащихся. В обучении технологии методы могут быть конкретизированы по трём группам (схема 1)

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрации. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определённых явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков.

Демонстрации могут быть:

— динамическими (показ подвижных натуральных объектов и их
действующих моделей, показ приёмов работы) ;

— статическими (показ неподвижных натуральных объектов,
недействующих моделей, макетов, схем, таблиц и т.д.)

Демонстрации подразделяются на показ натуральных предметов и процессов, показ моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ кино- и видеофильмов.

Большое значение в обучении технологии имеет демонстрация трудовых приёмов. Для того чтобы ученик практически овладел рабочим приемом выполнения той или иной технологической операции, он должен четко представлять образ оттого рабочего приема, конструкции входящих в него трудовых движений. Добиться этого словесным описанием очень сложно. В демонстрации приёмов работы следует выделять и акцентировать внимание учащихся на следующих моментах: организации рабочего места для предстоящей работы; рабочей позе; как держать инструмент, если это выполнение ручной операции; конструкции и кинематике рабочих движений; показе результатов работы. (сх:ема 2] Применяют следующую методику демонстрации трудовых приёмов:

— показ трудового процесса в рабочем темпе;

— показ его в замедленном темпе;

— показ в замедленном темпе с остановками после каждого приёма, при
необходимости возможен изолированный показ отдельных сложных движений;

— заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;

укажите наглядные методы обучения на уроках технологии

— проверка (пробное выполнение) уяснения учащимся показанного трудового процесса.

Демонстрация натуральных объектов и их моделей может вестись с рабочего места учителя или передаваться учащимся в виде раздаточного материала. Иногда эти оба вида демонстраций могут проводиться вместе. Примером здесь может служить изучение устройства и принципа работы штангенциркуля или другого измерительного инструмента. Учитель излагает учащимся устройство инструмента и показывает им его увеличенную модель, ученики при этом рассматривают па своих рабочих местах реальные образцы этого инструмента. Показ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, электрические и кинематические схемы и т.д., позволяет наглядно представить те стороны объектов и процессов, которые нельзя увидеть на реальных предметах и их изображениях. Например, трудно объяснить, как выполнена передача движения от двигателя к рабочему органу машины без показа этого на кинематической схеме.

Требования к методу демонстраций:

хорошая видимость всех деталей демонстрируемого объекта каждому ученику;

показ реальных и условных изображений технических объектов и явлений должен отражать наиболее существенные стороны этих объектов и явлений;

необходимость сочетания показа с объяснением, обращения внимания учащихся на главные моменты.

Наглядные методы в обучении технологии применяются в сочетании со словесными и практическими. В процессе обучения живое восприятие объектов и явлений неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности с объяснениями учителя и беседами, направленными на разъяснение смысла и сущности изучаемых предметов, средств и процессов труда. Объяснение обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся и т.д. Например, демонстрация приёмов выполнения технологической операции по обработке тканей сопровождается объяснением отдельных рабочих приёмов, входящих в эту операцию. Руководство практической работой учащихся также сопровождается объяснением процесса выполнения работы, рабочих приёмов, приёмов контроля и т.д [ 15,стр. 150].

1.4. Методические функции наглядности.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: объемные пособия (модели, коллекции, приборы); печатные пособия (картины, плакаты, портреты, таблицы), проекционный материал (диафильмы, видеофильмы, слайды).

Коллекции тканей на уроке технологии используют для формирования знаний о видах и свойствах тканей, а также в качестве иллюстрации к рассказу учителя о тканях.

Наглядный’ раздаточный материал, содержащий рисунок, эскиз, вопросы и задания, выполняют иллюстрирующую и контролирующую функции и могут применяться для проверки знаний учащихся по теме.

ГЛАВА П. Авторское видение эффективного использования средств наглядности при изучении раздела “Рукоделие» в VI классе.

П. 1. Методические рекомендации по использованию средств наглядности на уроках технологии при изучении раздела «Рукоделие».

Учитель, используя различные виды наглядности, не должен увлекаться их чрезмерным количеством; это рассеивает внимание учащихся, отвлекает их и мешает воспринимать главное. Необходимо вдумчивое отношение к средствам наглядности, внимательное планирование и тщательная дозировка.

На занятиях при изучении раздела «Рукоделие» в VI классе я использую мини-плакаты изготовленные мной в соответствии с материалом учебного пособия «Технология 6» (автор Симоненко.В.Д.). Для иллюстрирования учебного материала на уроке «Вышивка» использую мини-плакат «Виды орнаментов»

(приложение 1). При ознакомлении с видами счётных швов использую таблицу » Счётные швы», при инструктировании по выполнению практической работы «Выполнение шва крест» использую плакат «Техника выполнения шва крест».

Использование различных средств наглядности на уроках при обучении вышивке способствует лучшему и быстром усвоению учебного материала, его запоминанию, образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах, воспитывает внимание, наблюдательность и интерес к учению.

2.2 Использование компьютерных программных средств в обучении технологии

Учителя технологии при объяснении нового материала на уроках раздела “’Рукоделие” в 6 классе могут использовать как готовые компьютерные программные средства (КПС), так и созданные ими с помощью учеников в рамках проектной деятельности иллюстративные материалы в текстовом редакторе Word и программе Pover Point. Такие иллюстрирующие объяснения учителя средства играют важную роль, потому что они не просто заменяют собой традиционный плакат, а позволяют активизировать внимание учащихся, оказывают воздействие на воображение и способствуют более четкому восприятию и запоминанию учебного материала.

Для этой же темы можно создать более эффективный иллюстративный материал (презентацию) в компьютерной программе Pover Point, обладающей возможностями анимации и подключения звукового сопровождения, что также повышает интерес учащихся. Как и при подготовке материала в текстовом редакторе Word, сначала следует определить количество слайдов(экранов), необходимых для отображения информации по изучаемой теме, подобрать картинки и текст, а затем приступить к работе в компьютерной программе Pover Point.

Используя возможности программы Excel можно создавать схемы счетной вышивки. Для выполнения эскизов вышитых изделий возможно использование программы Paint. Фотографии обрабатываются компьютерной программой Adob Photoshop. Использование компьютерных программных средств при изучении раздела “Вышивка”. В настоящее время существует достаточно много специальных программ для вышивки. Они преобразуют готовое изображение в схему. О программах, с которыми мне удалось поработать, и пойдет речь ниже: * программа для вышивки крестом SAE (Stitch Art Easy).

Данная программа позволяет выполнять трансформацию изображений в схемы для вышивания крестиком.
Программа на русском языке, очень простая в использовании.
При подготовке схемы для вышивания крестиком программа выполняет следующие операции:
1. Вызов мастера создания схемы вышивки.
2. Выбор исходного изображения, на основе которого будет создана схема вышивки (программа поддерживает изображения в форматах BMP, JPG, GIF).
3. Выбор нужных размеров подготавливаемой схемы вышивки, в крестиках по ширине и высоте.
4. Выбор одного из наборов ниток, которые предполагается использовать при создании вышивки. Также нужно указать максимальное количество цветов, которым нужно ограничить создаваемую схему. При этом будут использоваться алгоритмы подбора наиболее похожих цветов и псевдотонирования для получения наиболее похожего результата на исходное изображение.
5. Выбор значков, которые будут использоваться для условного обозначения цветов ниток (для более легкого понимания схемы).
6. Основываясь на заданные параметры, программа генерирует схему вышивки, которую можно отобразить в одном из четырех режимов, и при необходимости незначительно подправить.
7. Полученную схему можно сохранить, напечатать, или же экспортировать в программу Microsoft Excel.

Что нового в версии 3.0:

* Новый качественный и быстрый алгоритм обработки исходного изображения;
* Новый простой и приятный интерфейс программы;
* Отображение ячеек схемы цветов ниток в дополнение к значкам их обозначений (4 способа);
* Поддержка форматов JPG, GIF;
* Улучшенный экспорт схемы в Microsoft Excel.

Учащиеся VI классов смогут воспользоваться этими программами на уроках при изучении раздела “Рукоделие. Вышивка”.

Использование возможностей программ повысит эффективность занятий, сэкономит время выполнения практических заданий по работе со схемами и подбору цветовой гаммы ниток, а главное расширит возможности для творчества.

План – конспект урока

Тема: “Вышивка. Композиция в вышивке”.

— дополнить знания учащихся из истории вышивки;

— дать первичное понятие о композиции, раппорте, видах орнамента.

— способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств.

— способствовать развитию координации движения рук при выполнении вышивки;

— способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

II. Методическое оснащение урока

2. Дидактическое обеспечение:

учебное пособие «Технология » 6 кл.;

ИТК «Выполнение шва крест»;

— образцы счетных швов;

— книжка – раскладушка “Орнаменты”.

Методы обучения: 1. Словесный, наглядный, практический (по источнику знаний);

формирование, закрепление, применение ЗУН ( по дидактическим задачам);

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Словарная работа на уроке: композиция, орнамент, раппорт, счетные швы.

Тип урока: комбинированный.

Актуализация знаний учащихся.

В курсе программы “Технология” в 5-ом классе мы уже знакомились с технологией вышивки и научились выполнять простейшие швы вышивки, узнали о материалах и инструментах необходимых для вышивания.

— Какие простейшие швы вам уже известны. Стебельчатый, тамбурный, шов “строчка”, “пунктир”.

-Какие изделия украшаются вышивкой. Одежда, сумки, салфетки и скатерти, полотенца и др.

Изучение нового материала. Часть 1.

Практическая работа “Составление альбома узоров и орнаментов вышивки”.

Инструменты и принадлежности: альбомный лист, бумага миллиметровая 10*15 см, карандаш ТМ, линейка, клей, ножницы.

— ознакомление с образцом,

— инструктаж “Правила техники безопасности при работе с ножницами”.

Последовательность выполнения практической работы: 1)рассмотреть рисунок, 2) выполнить зарисовку узора, орнамента на миллиметровой бумаге в тонких линиях, 3) уточнить и обвести рисунок и наклеить в центре альбомного листа, 4) отметить раппорт, 5) указать вид орнамента.

Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж учителя:

-проверка организованности начала работы учащихся;

— проверка организации рабочего места учащихся;

-инструктирование по выполнению задания:

— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

— рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя

— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

— разбор типичных ошибок, объяснение способов их устранения,

— называются лучшие работы, которые войдут в альбом (коллекцию)узоров и орнаментов и будут использоваться на уроках при изучении вышивки. Альбом станет наглядным пособием.

Изучение нового материала. Часть 2.

При выполнении орнамента чаще всего используют следующую технику вышивки:

— роспись, гобеленовый шов и другие. ( Учащиеся записывают названия швов в тетрадь).

Практическая работа ”Выполнение шва “крест””.

Инструменты и принадлежности: канва, нитки мулине, пяльцы. При выполнении практической работы учащиеся могут использовать ИК “Выполнение шва крест”.

сообщение названия практической работы;

разъяснение задач практической работы;

показ образцов выполненных швом крест;

ознакомление с УТД (инструктаж по работе с ИК);

инструктаж по технике безопасности 1. “Правила техники безопасности при работе иголками, булавками”. 2.”Правила техники безопасности при работе с ножницами”.

Самостоятельная работа учащихся по УТД.

Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

А) формирование новых умений – проверка организованности начала работы учащихся;

— проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты);

— соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены при выполнении задания;

Б) усвоение новых знаний – проверка правильности использования ИК при выполнении задания;

— инструктирование по выполнению задания в соответствии с ИК.

инструктирование учащихся по выполнению шва крест;

— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

— рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя

— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

— разбор типичных ошибок, объяснение способов их устранения,

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:

выучить определение терминов “композиция”, ”орнамент”, ”раппорт” (учен, параграф 17, стр.114)

выполнить вышивку по схеме рис. 71, стр 118.

принести на следующий урок : ткань размером 20*20 см, нитки мулине, иглу.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока учителем.

сообщение учителя о достижении целей урока:

Итак, сегодня на уроке мы повторили виды простейших швов вышивки, познакомились с новыми понятиями ”композиция”, ”раппорт”, ”орнамент”, выполнили зарисовку орнамента, научились выполнять шов”крест”.

-оценка результатов труда учащихся на уроке;

— выставление оценок за ответы и практическую работу в классный журнал и дневники учащихся;

-сообщение о теме следующего урока:

На следующем уроке мы продолжим изучение счетных швов и познакомимся с цветовым решением в вышивке.

В результате моего исследования, я пришла к выводу, что использование наглядных средств при обучении технологии представляется непременным условием эффективности учебно- воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются учитель и ученик для более эффективной реализации задач образования. Принцип наглядности входит в систему дидактических принципов обучения. Он имеет важное значение и является специфическим для предмета «Технология».

При изучении раздела «Рукоделие» в VI классе наглядные средства помогают учащимся представить процесс выполнения приёмов вышивки счётными швами, способствуют усвоению теоретического материала по технике выполнения швов, а также формированию умений и навыков по выполнению вышивки.

Наглядные средства, используемые на уроках технологии выполняют следующие методические функции:

В своей работе я показала условия использования различных средств наглядности при изучении раздела «Рукоделие» в VI классе:

— сформулировала методические рекомендации по использованию различных видов наглядности при изучении данного раздела,

— представила виды наглядного материала, самодельные дидактические материалы и способы их оформления,

З.Атаулова О.В. Методические указания к выпускной работе по предметной подготовке учителей » Технологии».- Ульяновск, УИПК ПРО, 1999.

4.Вардугин.В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времён.- Саратов, Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2001.

5.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект- пособие.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

6.Гумилевская. С.Я.Русская народная вышивка в швейных изделиях.\\ Шк. и пр. 2004,

У.Есенкова Т.Ф., Баранова А.А. Методические указания к выпускной квалификационной работе „

9.Лавренева Л.Е. Мир домоводства.- СПб.: Мим- экспресс, 1996.

12.Маслов. А.. Аксиома наглядного обучения.\\ Школьные технологии. 2003.№2,стр.

1 З. Масленников. М.М. Охрана труда при оборудовании и эксплуатации учебных

технологии.- Брянск. Издат. БГПУ им. Акад. Петровского, ННЦ «Технология»,2000.

18. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1.- М., 1999.

20.Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся технологии. Книга для учителя.-Брянск.- Ишим, 1998.

21 Смирнова С.А., Котова И. Б. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие.- М.: Изд. Центр «Академия», 1998.

23.Фефёлова.Л.Н., Если вы любите шить.- М.: Легпромиздат, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *