укажите основные возможности организации проектного метода обучения по дисциплине технология тест
Тест с ответами для учителей технологии
Автор презентации: Бондарь Вячеслав Николаевич
Тест для учителей технологии
Главной целью образовательной области “Технология” является:
подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;подготовка учащихся к трудовой жизни;подготовка учащихся к семейной жизни;подготовка учащихся к трудовой и семейной жизни в условиях рыночной экономики.
Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, этоэффективность производства;профессиональная деятельность;экологическое сознание;техника безопасности.
Характеристика изготовляемого изделия по некоторым параметрам;Конкретное назначение изделия;Конкретный перечень того, каким критериям должно соответствовать разрабатываемое изделие, чтобы быть качественным;Соответствие определенным условиям производства изделия.
Заключительное оценивание учителем творческих работ учащихся должно сводиться:к визуальному осмотру эстетического оформления конечного продукта творчества школьников;к учету фактора самостоятельного осмысления учеником выбранной проблемы и использования им дополнительной информации;к тщательному анализу поэтапного оценивания всей творческой деятельности учащегося;к критическому учету ошибочных шагов школьника, выявленных на этапах разработки творческой задачи.
Какое место в творческом проектировании ученика должна занимать проблема использования вторичного сырья поощряется применение только покупных материалов;допускается использование комбинации покупных и бывших в употреблении материалов в одной проектной работе;критикуется применение покупных материалов;поощряется применение только вторсырья.
Каковы реальные возможности проектного метода обучения на уроках технологии:процесс выполнения проектов должен охватывать 100% учащихся класса;процесс выполнения проектов должен охватывать только заинтересованных учащихя;процесс выполнения проектов должен охватывать только учебное время;процесс выполнения проектов должен охватывать максимальное количество учащихся и дополнительное время, свободное от учебы.
Что такое сертификат продукции?программа практических действий для достижения определенных результатов;документ, удостоверяющий качество данной продукции и ее соответствие названиюсистема регистрации данных;анализ сложившейся коньюктуры рынка;главный инструмент маркетинга.
8. Самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга), выполненное под контролем учителя, называется:
9. Инструкции по безопасности труда учащихся в школьных мастерских пересматриваются:
По мере необходимости;Каждый год;По мере необходимости, но не реже одного раза в три года;Через три года.
10. Вводный инструктаж учитель технологии дает:
В начале урока;Перед выполнением практической работы;В начале урока и перед выполнением практической работы;Во время выполнения практической работы.
11. Инструктаж – это:
объяснение и показ способов трудовых действий;демонстрация фрагмента фильма с последующей беседой;поведение испытаний готовых изделий;демонстрация иллюстративного материала.
12. Специальный охранный документ, свидетельствующий об авторстве изобретения, подтверждающий право исключительного пользования новшеством, называется:
13. Основной метод обучения на уроках технологии:
14. Какие формы организации уроков технологии относятся к развивающему обучению:
работа под диктовку учителя ;работа по инструкционно- технологическим картам;работа над проектом;работа по образцу.
Основной метод усвоения умений и навыков на уроках технологии:наглядный;практический;проблемный;словесный.
16. Заключительным этапом обучения на уроках технологии является:
17. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, называется …
1) технологический переход;
2) технологическая операция;
4) технологический прием.
18. При изучении предпринимательства на уроках технологии рекомендуется следующее соотношение теоретического обучения и практических работ
30 % теории, 70% практики70% теории, 30% практики50% на 50%Соотношение не имеет значения.
19. Суть личностно-деятельностного подхода в изучении основ предпринимательства на уроках технологии заключается
принцип «Делай как учитель, смотри и повторяй за ним»в необходимости изготовления учащимся образца продукции будущего предприятияучащийся должен вовлекаться в процесс предпринимательства, моделируя конкретную предпринимательскую деятельностьучащийся должен на практике знакомиться с предпринимательством, посещая работающие предприятия
20. Наиболее эффективный подход при изучении основ предпринимательства
изучение предпринимательства как прикладной дисциплиныизучение предпринимательства как части экономической науки изучение предпринимательства как области какой-либо хозяйственной деятельности
21. Целью изучения основ предпринимательства на уроках технологии является:
формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательстваподготовить школьников к будущей предпринимательской деятельностинаучить школьников разрабатывать простейший бизнес-планознакомить школьников с азами рыночной экономики
22. Заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью в РФ разрешено
только по достижении 18 летс 16 лет с согласия родителей и школыс 14 лет с согласия родителей, если окончил основную школу и работаешь на постоянной основе
Термин «маркетинг» происходит от английского market, что означает:производствообъектуставналогрынок
Указать определение (классическое) маркетинга:это вид рыночной экономикиэто деятельность по разработке товаров и сбытуэто вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обменаорганизация по товарному производству (используют фирмы с широкой товарной номенклатурой)
25. С чего начинается предпринимательская деятельность?
1) с официальной регистрации бизнеса
2) с предпринимательской идеи
3) с общения с потенциальными клиентами
4) с уверенности в самом себе
26. Назовите четыре основные составляющие маркетинга?
1) продвижение, продукт, продажная цена и позиция
2) потенциал, основная сумма долга, продажная цена и планирование
3) население, планирование, товарищество, позиция и политика
27. Эффективность производства – это показатель, характеризующий
1) соотношение затрат и результатов
2) максимальные результаты при минимальных затратах
3) общий объем полученной прибыли
28. Проектирование – это:
1) рисование моделей одежды, машин, техники и т.д.
2) создание новых предметов, которыми пользуется человек
3) описание идей по созданию новых предметов
29. Техносфера – это …
1) совокупность машин и механизмов, созданных человеком в результате научно-технического прогресса
2) совокупность технических приспособлений, закрепленных на сферической конструкции
3) совокупность элементов окружающего мира, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в естественной природе
30. Все машины предназначаются для:
1) преобразования механического движения
2) облегчения труда человека и повышения производительности труда
3) обработки конструкционных материалов
4 обработки информации
31. Главная (экономическая) функция предпринимательства заключается в …
1) производстве товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей
2) эффективной организации собственного дела
3) нацеленности на создании новых товаров и услуг, способов их производства и реализации.
32. Затратами денежных средств в процессе ведения домашнего хозяйства называют:
33. Выберите верное утверждение.
1) бизнес-план является рабочим документом, описывающим все основные аспекты создания и развития бизнеса
2) бизнес-план является конфиденциальным документом, содержание которого не должны знать партнеры по бизнесу
3) бизнес-план является основным и обязательным документом при организации собственного дела.
34. Безработица, которая часто является следствием научно-технического прогресса, это:
фрикционная безработица,структурная безработица,циклическая безработица,скрытая безработица,сезонная безработица.
Какое государственное учреждение осуществляет регулирование занятости населения:биржа труда,налоговая инспекция,милиция,учебные учреждения,общественные организации.
Какую функцию выполняют налоги?развивающуювоспитательнуюфискальную; 4) экономическую
38. Что понимают под квалификацией специалиста?
1) уровень образования
2) состояние здоровья
3) большой стаж работы по специальности
4) образование и практический опыт
39. Что такое профессиональная пригодность?
1) хорошее здоровье
3) взаимное соответствие возможностей человека и его профессии
4) способность быстро приспосабливаться к объективным условиям бытия.
40. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения:
16-летнего возраста.18-летнего возраста.3)14-летнего возраста
4) 12-летнего возраста
41. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:
Использование метода проектов на уроках технологии
Проблема содержания образования многие годы является одной из наиболее актуальных проблем дидактики, так как от содержания образования молодёжи зависит и уровень культуры народа, и мировоззрение нации, и общий уровень развития и жизни людей. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования изменяются в соответствии с социальным заказом общества. Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой – недостаточностью образовательных технологий, обеспечивающих её внедрение в жизнь. Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.
Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвёртому поколению образовательных технологий относится интегральная технология, одним из элементов которой является “Проектное обучение”. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Метод возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Коллинза. В 60-70-е годы XX века в США развернулась массовая критика этого метода. По мнению критиков, метод проектов приводил к нарушению систематичности обучения и снижению уровня теоретических знаний учащихся по основам наук.
В СССР метод применялся в практике опытных и некоторых массовых школ в первые годы советской власти. Наркомпрос утвердил в 1930 г. Программы, которые были построены на основании комплексов-проектов. Однако был осуждён в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. “О начальной и средней школе”, поскольку противостоял системному предметному обучению. Между тем, в последние годы во многих странах мира (США, Великобритании, Франции) интерес к методу проектов значительно возрос.
Основными требованиями к использованию этого метода являются:
— наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
— теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
— структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
— использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “Технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Особые умения не существуют ради самих себя, они не цель, но средство. Любая профессия имеет смысл, только если она отвечает на вопрос, что придаёт жизни человека смысл и качество, чем “я” отличаюсь от других, в чём мы схожи? Главная стратегическая цель педагогов – развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов в какой-либо области на основе широкой познавательной активности и любознательности. В решении этой проблемы можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов её совершенствования, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщённых и рациональных способов деятельности, а также конкретными науками, формирование опыта самообразования и т.д. Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Одним из средств решения этих задач на уроках технологии являются творческие проекты учащихся.
Основными этапами работы над проектом являются:
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.
В образовательной области “Технология” (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.
В средней общеобразовательной школе № 1 пос. Вырица Гатчинского района Ленинградской области уже несколько лет метод проектов успешно применяется на уроках технологии (трудового обучения девочек с углублённым изучением основ русской культуры). По каждому разделу учебной программы разработаны творческие проекты, позволяющие учащимся в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой объект труда.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
— даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
— обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
— воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
— предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
— является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
— позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом в разделе “Обработка текстильных материалов” по теме “Лоскутное шитьё” в 8-9 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие – панно, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Например, текстильное панно “Наш мир” (размер 3000х1600 см) состоит из 120 фрагментов – индивидуальных работ в технике аппликации; панно “Моя голубая планета” (размер 160х125 см), выполненная в технике лоскутного шитья и аппликации; панно “Ленинградская область” (размер 200х150 см), выполненное в технике аппликации и вышивки – коллективные работы. Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждой ученице.
Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” (трудовое обучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработки тканей”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия. Оригинален по замыслу проект создания рукотворной “книги” на эколого-краеведческую тему “Моя малая Родина”, в которой страницами являются коллажи учащихся, выполненные в технике аппликации из ткани. Коллажи-“страницы” имеют жёсткую основу, соединены между собой в “книгу”, объединены обложкой и переплётом.
Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность, предполагающая вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы, позволяет учитывать в процессе обучения национальные и региональные условия. Например, содержание региональной программы по трудовому обучению девочек с углублённым изучением основ русской культуры (автор В.А.Соколова), направлено на выявление и развитие способностей детей в различных видах декоративно-прикладного искусства: традиционной вышивке, ручном вязании, ткачестве поясов, лоскутном шитье и т.д. В программе органично соединены учебный предмет “Трудовое обучение” с материалом “Традиционная культура”. Синтез этих понятий естественен. Наряду с практическими умениями учащиеся изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой традиционного северного костюма. Учащиеся узнают о народных праздниках, традициях, национальных обрядах, обычаях в жизни русского человека, проводят аналогии с современными традициями. Это помогает школьникам не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т.е. эмоционально закрепляет знания. С 14-ти лет деятельность ребят связана со стремлением к самореализации, самосовершенствованию. В этом возрасте подросткам свойственно увлечение чем-либо, а достигнутый успех в выбранном увлечении гармонично развивает, обогащает внутренний мир человека. У подростков явно выраженное стремление к самостоятельности сталкивается с отсутствием или недостаточной сформированностью навыков самостоятельной деятельности. Отработать этот навык позволяет проектная деятельность, предусматривающая планирование собственной деятельности, определение цели, постановку задач, оценку действенности избранных средств и результатов.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель
— помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
— сам является источником информации;
— координирует весь процесс;
— поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.
Работа в классе должна быть построена по типу работы творческой мастерской, где каждый ученик имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу, наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию учителя. Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, создавать в классе положительный психологический микроклимат. Нельзя рассматривать технологию исключительно как “практический” предмет, где главным является объект труда и не учитывается весь процесс создания изделия.
Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:
1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;
3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя. Лучшие работы учащихся школы каждый год участвуют в выставках и конкурсах разного уровня: школьных, поселковых, районных, городских, областных, региональных. Постоянно работы занимают призовые места, фотографии работ использованы для иллюстрации печатных изданий, размещены на сайте www.eco.nw.ru в Интернете.
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
— использует множество дидактических подходов;
— самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;
— поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех её уровнях;
— позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
— приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Проектная деятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки.